Юридические значимые действия

Вопрос:
В связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с 1 января 2008 года разъясните, каков порядок исчисления госпошлины в соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации за выдачу свидетельства о праве на наследство на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации, которые являются имущественным правом (ст.1226 ГК РФ) и переходят по наследству в порядке универсального правопреемства (ст.1241 ГК РФ)?
Какой вид оценки следует использовать при определении стоимости данного наследственного имущества?

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 5 сентября 2011 года N 03-05-05-03/29

В связи с вашим обращением по вопросу порядка исчисления размера государственной пошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельства о праве на наследство на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации, которые согласно статье 1226 Гражданского кодекса Российской Федерации

В качестве юридически значимых действий (ЮЗД) фигурируют записи в различных реестрах, кадастрах, регистрах — государственных информационных системах. Юридически значимые действия ведут к изменению статуса заявителя – индивидуальный предприниматель, гражданство, аккредитованный участник, регистрация недвижимости или движимого имущества и прочее.

1. Наименование

Определение: наименование юридически значимого действия.

2. Тип юридически значимого действия

Определение: определяется, какому типу принадлежит юридически значимое действие.

3. Комментарий

Определение: комментарий к юридически значимому действию.

Соответствие АР: Соответствует разделу «III. Состав, последовательность, сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме», где каждый подраздел соответствует описанию административных процедур, и для каждой административной процедуры юридически значимые действия могут фигурировать в одном из подразделов «результат административной процедуры», «способ фиксации результата выполнения административной процедуры, в том числе в электронной форме, содержащий указание на формат обязательного отображения административной процедуры».

п. 73. Специалист, ответственный за оформление свидетельства о государственной аккредитации, в течение 7 рабочих дней со дня издания распорядительного акта уполномоченного органа о государственной аккредитации (о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации и (или) приложения (приложений) к нему) и в течение 3 рабочих дней со дня издания распорядительного акта уполномоченного органа о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации оформляет свидетельство (временное свидетельство, дубликат свидетельства) о государственной аккредитации и (или) приложение (приложения) к нему.

Дубликат свидетельства о государственной аккредитации оформляется на бланке свидетельства о государственной аккредитации с пометкой «дубликат».

Специалист, ответственный за оформление свидетельства о государственной аккредитации, в течение 3 рабочих дней со дня издания распорядительного акта уполномоченного органа о государственной аккредитации (о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации и (или) приложения (приложений) к нему или о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации) обеспечивает внесение сведений в государственную информационную систему «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам» .

Пример:

Наименование ЮЗД: Внесение сведений в государственную информационную систему «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам»

Тип ЮЗД: Новая запись в регистрах, кадастрах, реестрах

Примечание для функций: определяется на основе раздела «III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения», где каждый подраздел соответствует описанию административных процедур, и для каждой административной процедуры результаты исполнения могут фигурировать в одном из подразделов «результат административной процедуры», «способ фиксации результата выполнения административной процедуры, в том числе в электронной форме, содержащий указание на формат обязательного отображения административной процедуры».

Типичные юридические ошибки при совершении юридически значимых действий

В соответствии п. 5 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 29.11.2011 № 412 Комитетом осуществляются следующие юридически значимые действия:
— выдача повторных свидетельств (справок), подтверждающих факт государственной регистрации акта гражданского состояния;
— внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния;
— восстановление записей актов гражданского состояния;
— аннулирование записей актов гражданского состояния.
При совершении юридически значимых действий гражданами совершаются следующие типичные юридические ошибки:
1. Представление гражданином паспорта гражданина России, подлежащего обмену по достижении возраста 20, 45 лет.
2. Представление заявления о восстановлении записи акта гражданского состояния без решения суда.
3. Представление заявления о восстановлении записи акта о рождении с решением суда об установлении факта рождения, тогда как необходимо предоставить решение суда об установлении факта государственной регистрации рождения.
4. Заявителем не представлены документы, подтверждающие право заявителя на получение повторных свидетельств и иных документов, подтверждающих факты государственной регистрации акта гражданского состояния.

Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается:
лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния; родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло;
родителям (лицам, их заменяющим) или представителю органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия (по достижении ребенком совершеннолетия его родителям (одному из родителей) по их просьбе выдается иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка);
опекунам лиц, признанных недееспособными;
иному лицу в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии, с настоящей статьей право на получение повторного Свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния не выдается:
родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, — свидетельство о рождении ребенка;
лицам, расторгнувшим брак, и лицам, брак которых признан недействительным, -свидетельство о заключении брака.
По просьбе указанных лиц им выдается иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка или заключения брака.
5. При обращении в орган ЗАГС посредством почтовой связи, заявления, заполнены неразборчивым почерком, содержат неполные сведения.

ГАРАНТ:

При применении настоящего Постановления следует учитывать, что Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 «О государственной пошлине» утратил силу с 1 января 2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ, которым часть вторая Налогового кодекса РФ дополнена главой 25.3 «Государственная пошлина»

В целях обеспечения единообразного применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения.

1. Согласно части 3 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы установления размера государственной пошлины, освобождения от ее уплаты, отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины и уменьшения ее размера решаются в соответствии с федеральным законом.

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 96-ФЗ Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 5 мая 1995 г. N 70-ФЗ признан утратившим силу с 1 сентября 2002 г. в связи с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ

Согласно статье 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах

Исходя из этого арбитражным судам при решении указанных вопросов необходимо руководствоваться Законом Российской Федерации «О государственной пошлине» в редакции Федерального закона Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 226-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной пошлине».

2. На основании подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «О государственной пошлине» органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. Указанные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины и при обращении в арбитражные суды с апелляционными и кассационными жалобами на решения, определения и постановления, в том числе и тогда, когда они выступают в арбитражном процессе в качестве ответчиков.

Однако, если названные органы обращаются в арбитражные суды с исковыми заявлениями (заявлениями), апелляционными и кассационными жалобами по делам, связанным с их участием в гражданско-правовых отношениях в качестве учреждений, они обязаны уплатить государственную пошлину в установленном порядке.

3. В соответствии со статьями 108, 151, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалоба подлежат возвращению, если к ним не приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере.

Арбитражный суд при решении вопроса о принятии заявления, жалобы должен проверить соответствие суммы государственной пошлины размеру, установленному пунктом 2 статьи 4 Закона Российской Федерации «О государственной пошлине».

В тех случаях, когда размер государственной пошлины установлен в кратном размере от минимального размера оплаты труда, апелляционная или кассационная жалоба оплачивается государственной пошлиной в соответствии с пунктом 1 статьи 6 названного Закона исходя из минимального размера оплаты труда на день уплаты государственной пошлины.

Арбитражный суд должен также проверить соблюдение порядка уплаты государственной пошлины, установленного Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15 мая 1996 года N 42 по применению Закона Российской Федерации «О государственной пошлине».

Если уплата государственной пошлины в установленных порядке и размере произведена за истца (заявителя), за лицо, подающее апелляционную или кассационную жалобу, другим лицом, арбитражный суд должен исходить из того, что государственная пошлина фактически уплачена, зачислена в федеральный бюджет и, следовательно, оснований для возвращения искового заявления (заявления), жалобы по мотиву уплаты государственной пошлины ненадлежащим лицом не имеется.

4. Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производятся по письменному ходатайству заинтересованной стороны. Ходатайство может быть изложено в исковом заявлении (заявлении), апелляционной или кассационной жалобе либо в отдельном заявлении, приложенном к соответствующему заявлению (жалобе). Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера, поданное до обращения с исковым заявлением (заявлением), апелляционной или кассационной жалобой, возвращается арбитражным судом без рассмотрения.

В ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы.

К документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относятся:

подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица — заинтересованной стороны);

подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам. К ходатайству об уменьшении размера государственной пошлины прилагаются документы о находящихся на счете (счетах) денежных средствах.

Представления документов, подтверждающих обращение истца (заявителя), лица, подающего апелляционную или кассационную жалобу, к банкам и иным организациям за получением заемных средств, а также свидетельствующих об отсутствии у них ликвидного имущества, за счет реализации которого могла быть получена денежная сумма, необходимая для уплаты государственной пошлины, не требуется.

Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера может быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины. При отсутствии таких документов в удовлетворении ходатайства должно быть отказано.

Арбитражный суд не может по своему усмотрению отказывать в отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера, если имеются объективные основания для удовлетворения ходатайства.

При наличии ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалоба не могут быть возвращены в связи с неуплатой государственной пошлины. Если ходатайство касается уменьшения размера государственной пошлины, исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалоба оплачиваются государственной пошлиной в остальной части.

5. При принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы рассмотрение ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера производится единолично судьей суда соответствующей инстанции.

Об удовлетворении ходатайства указывается в определении о принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы, об отказе в удовлетворении ходатайства — в определении о возвращении искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы. Согласно части 2 статьи 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении должны быть указаны мотивы, по которым ходатайство удовлетворено либо в его удовлетворении отказано.

Определение о возвращении искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы в связи с отказом в удовлетворении ходатайства может быть обжаловано на общих основаниях в соответствии со статьями 108, 151, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Возможность обжалования определения об удовлетворении ходатайства и о принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы Кодексом не предусмотрена.

6. В тех случаях, когда при отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины до дня заседания арбитражного суда сторона не представила к этому сроку документа, подтверждающего ее уплату, вопрос о взыскании с соответствующей стороны государственной пошлины решается арбитражным судом при принятии решения, определения, постановления. Если арбитражный суд удовлетворяет исковые требования (жалобу), государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета. При отказе в удовлетворении исковых требований (жалобы) государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, которому дана отсрочка или рассрочка в ее уплате.

7. При уменьшении арбитражным судом размера государственной пошлины и удовлетворении исковых требований заявителю возмещаются понесенные им расходы по государственной пошлине за счет ответчика. Сумма государственной пошлины, на которую она была уменьшена, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в общем порядке.

8. Решая вопрос о распределении расходов по государственной пошлине, арбитражный суд должен исходить из части 1 статьи 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой государственная пошлина относится на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Однако частью 3 названной статьи Кодекса предусмотрено, что в случае, когда дело возникло вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, установленного досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, арбитражный суд вправе отнести на это лицо расходы по государственной пошлине независимо от исхода дела. Если досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора не установлен, арбитражный суд при добровольном удовлетворении ответчиком исковых требований после предъявления иска должен рассмотреть вопрос об отнесении на соответствующую сторону расходов по государственной пошлине исходя из части 1 статьи 95 Кодекса с учетом того, что требования истца фактически удовлетворены.

9. При уменьшении арбитражным судом размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения.

10. Апелляционная или кассационная жалоба, в которой решение, определение и постановление обжалуются только в части взыскания или отказа во взыскании государственной пошлины, оплачивается государственной пошлиной исходя из обжалуемой суммы.

11. Арбитражным судам следует иметь в виду, что Законом Российской Федерации «О государственной пошлине» не предусмотрен возврат из бюджета государственной пошлины при удовлетворении апелляционной или кассационной жалобы на определение арбитражного суда о взыскании штрафа, установленного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Понесенные при подаче жалобы расходы по государственной пошлине относятся на сторону, по заявлению которой взыскан штраф, когда оснований для его взыскания не имелось.

12. Государственная пошлина, уплаченная по исковому заявлению (заявлению), апелляционной или кассационной жалобе, не подлежащим согласно закону оплате государственной пошлиной, возвращается арбитражным судом из бюджета как излишне уплаченная в порядке, установленном статьей 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.