За счет собственных средств

Закупки за счет собственных средств: рассматриваем нюансы с экспертом

Об особенностях применения исключений при закупках за счет собственных средств, рассмотрения предложений, отмены процедуры и признания ее несостоявшейся рассазывает Юлия Амельченя

Допускается ли применение п. 10 приложения 1 к постановлению N 229 при приобретении прав на объекты интеллектуальной собственности?

Приложением 1 установлен перечень случаев, когда постановление N 229 не применяется. Один из них — это случай осуществления закупок товаров (работ, услуг), не имеющих аналогов и поставляемых (выполняемых, оказываемых) единственным юридическим или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем <*>.

При этом в ситуации, если одному лицу (правообладателю) принадлежат исключительные права в отношении объектов интеллектуальной собственности, к примеру, в части проката оригинала или экземпляров произведения, публичного показа оригинала или экземпляров произведения, то очевидно, что у иных лиц в отношении такого объекта авторского права, не имеющего аналога, невозможно приобрести права на указанные действия. В этой связи полагаем возможным в данной ситуации применение п. 10 приложения 1 к постановлению N 229 при подтверждении соответствующего статуса правообладателя.

Какой вид процедуры следует провести, если сведения о ней относятся к охраняемой информации?

Один из случаев, при котором не требуется проводить процедуры закупок за счет собственных средств, — это закупки товаров (работ, услуг), сведения о которых относятся к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено законодательными актами <*>.

Тем самым в случае, если финансирование закупки осуществляется за счет собственных средств и сведения о процедуре относятся к охраняемой информации в соответствии с законодательными актами, соблюдение норм постановления N 229 не требуется. Между тем, полагаем, организация вправе определить в своем порядке осуществления закупок за счет собственных средств правила для выбора контрагента в том числе в случаях, когда применение постановления N 229 не обязательно. К примеру, может быть установлено проведение закрытого конкурса или иной закрытой процедуры, но на конкурентной основе.

Организация проводит процедуры закупок за счет собственных средств с участием комиссии, имеющей постоянный состав. Требуется ли изменение состава членов комиссии?

Случаи создания и порядок работы комиссии, включая порядок формирования состава комиссии, порядок принятия решений и требования к их оформлению и иные аспекты деятельности комиссии определяются самой организацией, применяющей нормы постановления N 229. Это касается и порядка изменения состава комиссии. По усмотрению руководителя организации такой состав может быть изменен. Обязательные требования к порядку такого изменения постановление N 229 не устанавливает.

Вместе с тем постановление N 229 устанавливает общее требование к членам комиссии. Так, членами комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок, не могут быть лица, указанные в подп. 2.7 п. 2 постановления N 229.

Можно ли в порядке осуществления закупок за счет собственных средств предусмотреть процедуру снижения цены и изменение иных условий предложения при проведении конкурентной процедуры закупок?

Действующее законодательство устанавливает обязательность разработки порядка осуществления закупок за счет собственных средств, в котором определяются виды конкурентных процедур закупок, а также условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств <*>.

При этом правила проведения конкретного вида конкурентной процедуры закупок также устанавливаются в порядке осуществления закупок за счет собственных средств. При этом должны соблюдаться требования о том, что не допускается предъявлять требования к участникам процедуры закупки, а также закупаемым товарам (работам, услугам), условиям исполнения договора на закупку и осуществлять оценку и сравнение предложений участников процедуры закупки по критериям и способом, которые не указаны в документации о закупке <*>. Полагаем, при соблюдении указанных требований возможно в порядке осуществления закупок за счет собственных средств предусмотреть процедуру снижения цены и иных условий (например, сроков поставки, условий оплаты) при проведении конкурентной процедуры закупки.

Возможно ли при проведении процедуры закупок за счет собственных средств (приобретается деталь оборудования) указать номер модели (артикул) для обеспечения совместимости с оборудованием?

При приобретении товаров постановлением N 229 не требуется обязательно указывать в их описании слова «или аналог», если необходима деталь оборудования конкретной модели (артикул). В этой связи при проведении процедур закупок в соответствии с постановлением N 229, собственным порядком осуществления закупок за счет собственных средств организации по приобретению детали оборудования полагаем возможным указать номер модели (артикул) для обеспечения совместимости с оборудованием.

Организация проводит конкурентную процедуру, и поданы предложения двумя участниками с одинаковыми документами (шрифт, оформление, ошибки). Можно ли их допустить к участию в процедуре?

К участию в процедурах закупок не допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам <*>.

Также при рассмотрении предложений отклоняется предложение участника процедуры закупки, не являющегося производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем), в случае, если в конкурентной процедуре закупки участвует не менее одного производителя и (или) сбытовой организации (официального торгового представителя) и цена предложения такого участника не ниже цены участвующего в процедуре закупки производителя и (или) его сбытовой организации (официального торгового представителя) <*>.

В иных случаях организации обязаны создать условия для участия субъектов хозяйствования в процедуре закупки. Тем самым, если поданы предложения двумя участниками с одинаковыми документами (шрифт, оформление, ошибки), они допускаются к участию в процедуре закупки. При этом организатору следует учесть данный факт, в частности, который может свидетельствовать о сговоре участников с целью поддерживать определенную цену или иные условия, и при наличии оснований возможно принятие решения об отмене процедуры <*>(подп. 2.11 п. 2 постановления N 229) или признании ее несостоявшейся <*>.

Для участия в конкурентной процедуре поступило два предложения от участников, цены которых значительно отличаются от среднерыночных, определенных организатором на основании исследования конъюнктуры рынка. Каким образом в данном случае можно действовать организатору?

При проведении конкурентной процедуры закупок установлены правила для рассмотрения предложений, а также основания для отклонения предложения и отмены процедуры. Так, если поступило не менее двух предложений, процедура считается состоявшейся и организатору необходимо рассматривать предложения. Между тем, если в ходе рассмотрения и оценки предложений были отклонены предложения, в результате чего их осталось менее двух, а также если отклонены все предложения, в том числе как содержащие экономически невыгодные для заказчика условия, процедура признается несостоявшейся <*>.

В рассматриваемой ситуации, если оба поступивших предложения соответствуют требованиям, но цена их завышена и экономически невыгодна для организатора, то, полагаем, организатор может руководствоваться абз. 4 подп. 2.12 п. 2 постановления N 229 и отклонить предложения двух участников, как содержащие экономически невыгодные для заказчика условия. При этом также, полагаем, потребуется соответствующее обоснование со стороны организатора для применения вышеуказанной нормы — в чем именно состоит экономическая невыгодность условий предложений участников.

Можно ли установить обеспечение исполнения договора на закупку, который заключен по результатам проведения процедуры закупки из одного источника за счет собственных средств?

В порядке закупок за счет собственных средств необходимо отразить требования к исполнению договоров на закупки, включая также и способы обеспечения их исполнения <*>. Кроме того, такие условия могут быть установлены в договоре на закупку, заключаемом как по результатам конкурентных процедур закупок, так и по результатам проведения закупки из одного источника. При этом не исключено применение любого из способов обеспечения исполнения обязательств в соответствии со ст. 310 ГК.

Возможно ли отменить процедуру закупок за счет собственных средств, если в ходе проведения выявлены нарушения законодательства?

Организация вправе отменить процедуру закупки на любом этапе ее проведения и не несет за это ответственности перед участниками процедуры закупки в следующих случаях:

— отсутствия финансирования;

— утраты необходимости приобретения товаров (работ, услуг);

— изменения предмета закупки и (или) требований к квалификационным данным участников процедуры закупки.

В случае отмены процедуры закупки по иным основаниям организация несет ответственность перед участниками процедуры закупки в соответствии с законодательством <*>.

Если же выявлены нарушения, в частности, если до заключения договора на закупку проверкой уполномоченных органов (организаций) были выявлены нарушения в проведении процедуры закупки и результаты проверки не обжалованы организацией в установленном порядке, то данный факт является основанием для признания конкурентной процедуры закупки несостоявшейся <*>.

В чью компетенцию входит признание процедуры закупки за счет собственных средств несостоявшейся?

Организация признает конкурентную процедуру закупки за счет собственных средств несостоявшейся в случаях, установленных подп. 2.12 п. 2 постановления N 229.

При этом полномочия признания процедуры несостоявшейся не отнесены к компетенции какого-то конкретного субъекта. В этой связи полагаем, что такое решение может быть принято руководителем организации, применяющей постановление N 229 и проводящей конкурентную процедуру закупки за счет собственных средств, а равно как такое право может быть делегировано иному должностному лицу, а также отнесено к компетенции комиссии, созданной для проведения процедур закупок (при ее создании).

Отметим, что признание несостоявшейся возможно только для конкурентной процедуры закупки и не касается закупки из одного источника.

Читайте этот материал в ilex
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex