Закон 173 ст 30

С 1 января 2015 года вступил в законную силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.

Статьей 8 ФЗ N 400 определены условия назначения страховой пенсии по старости:

1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

1.1. Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.

1.2. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Приложение 3

к Федеральному закону

«О страховых пенсиях»

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

СТРАХОВОГО СТАЖА, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ СТРАХОВОЙ

ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ

Год назначения страховой пенсии по старости

Необходимый стаж

6 лет

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

12 лет

13 лет

14 лет

2024 и последующие годы

15 лет

Приложение 5

к Федеральному закону

«О страховых пенсиях»

ВОЗРАСТ,

ПО ДОСТИЖЕНИИ КОТОРОГО НАЗНАЧАЕТСЯ СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ

ПО СТАРОСТИ В ПЕРИОД ЗАМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ,

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ГРАЖДАНСКОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Список изменяющих документов

(в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

Год, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 — 33 настоящего Федерального закона (по состоянию на 31 декабря 2016 года)

Возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы

Мужчины

Женщины

V <*> + 6 месяцев

V + 6 месяцев

V + 12 месяцев

V + 12 месяцев

V + 18 месяцев

V + 18 месяцев

V + 24 месяца

V + 24 месяца

V + 36 месяцев

V + 36 месяцев

V + 48 месяцев

V + 48 месяцев

V + 60 месяцев

V + 60 месяцев

V + 60 месяцев

V + 72 месяца

V + 60 месяцев

V + 84 месяца

2026 и последующие годы

V + 60 месяцев

V + 96 месяцев

<*> V — возраст, по достижении которого гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 — 33 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2016 года.

Приложение 6

к Федеральному закону

«О страховых пенсиях»

ВОЗРАСТ,

ПО ДОСТИЖЕНИИ КОТОРОГО ВОЗНИКАЕТ ПРАВО НА СТРАХОВУЮ ПЕНСИЮ

В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 8, ПУНКТАМИ 3 И 4 ЧАСТИ 2

СТАТЬИ 10, ПУНКТОМ 21 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 30 (В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ,

ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА СТРАХОВУЮ ПЕНСИЮ ПО СТАРОСТИ ПО ДОСТИЖЕНИИ

СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОЗРАСТА) И ПУНКТОМ 6 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 32

НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Список изменяющих документов

(введен Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

Год <*>

Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию

Мужчины

Женщины

V <**> + 12 месяцев

V + 12 месяцев

V + 24 месяца

V + 24 месяца

V + 36 месяцев

V + 36 месяцев

V + 48 месяцев

V + 48 месяцев

2023 и последующие годы

V + 60 месяцев

V + 60 месяцев

Публичный договор-оферта
на оказание платных услуг сайта navigato.ru

1. Настоящий документ является Публичной офертой — официальным договором на оказание платных услуг сайта navigato.ru в дальнейшем — Исполнитель и содержит все условия предоставления услуг.
2. В соответствии с п.2 статьи 437 ГК РФ, в случае принятия изложенных ниже условий и расценок на размещение платных объявлений юридическое или физическое лицо, производящее акцепт настоящей оферты, именуется Заказчиком (п.3 статьи 437 ГК РФ — акцепт оферты равносилен заключению договора, на условиях, изложенных в оферте ). Заказчик и Исполнитель вместе именуются Сторонами настоящего договора.
3. Внимательно прочтите материалы договора публичной оферты, ознакомьтесь с правилами подачи объявления и платными услугами. В случае несогласия с условиями договора или одного из пунктов, Исполнитель предлагает Вам отказаться от использования платных услуг сайта navigato.ru.
4. Оферта — официальный публичный документ по оказанию платных услуг сайта navigato.ru , опубликованный по адресу http://navigato.ru/ (Юридическая информация).
5. Акцепт оферты — полное принятие Заказчиком условий настоящего договора путём оплаты услуг сайта navigato.ru , акцепт оферты создаёт договор оферты.
6. Заказчик — юридическое или физическое лицо, осуществившее акцепт оферты, и являющееся Заказчиком платных услуг Исполнителя по договору оферты.
7. Договор оферты — договор между Исполнителем и Заказчиком на оказание платных услуг, заключённый посредством акцепта оферты.
8. Оказание Заказчику платных услуг на условиях договора является предметом настоящей оферты. Перечень платных услуг и расценки приведены ниже, и являются неотъемлемой частью настоящего договора.
9. Исполнитель имеет право в любой момент изменить условия настоящего договора и расценки на платные услуги без предварительного согласования с Заказчиком, обязуясь опубликовать изменения по адресу http://navigato.ru/ (Юридическая информация) не менее чем за один день до вступления изменений в силу.
10. Платные услуги доски объявлений предоставляются в полном объёме при условии 100% оплаты Заказчиком.
11. Ознакомившись с платными услугами и правилами подачи объявления создаёт объявление и оплачивает услугу через один из доступных на сайте платёжных сервисов.
12. После проведения Заказчиком оплаты выбранных услуг и перечисления денежных средств на счёт Исполнителя, договор оферты вступает в силу.
13. Исполнитель обеспечивает предоставление консультационных услуг Заказчику по выбранной им платной услуге.
14. Услуги считаются оказанными в полном объеме, если в течение 12 часов после оплаты услуги Заказчиком не выслан мотивированный отказ от услуги на e-mail Исполнителя.
15. По письменному требованию Заказчика Исполнитель может распечатать договор оферту с подписями Сторон, который будет представлять юридическую силу, равную юридической силе настоящего договора.
16. Исполнитель делает всё возможное для бесперебойного предоставления Заказчику оплаченных услуг в полном объеме.
17. Исполнитель не несёт ответственности за неисполнение оплаченных услуг, в случае если нарушение договора оферты вызвано не зависящими от него обстоятельствами непреодолимой силы — наводнением, землетрясением, действиями властей, отсутствием электроэнергии, сбоями в сети интернет, общественными беспорядками, другими стихийными бедствиями и прочими обстоятельствами, неподконтрольными Исполнителю, которые могут помешать исполнению условий настоящего договора оферты.
18. В случае невозможности исполнения условий договора оферты, Исполнитель обязуется произвести возврат денежных средств, оплаченных Заказчиком за выполнение услуги. В других случаях возврат денег не производится.
19. За невыполнение обязательств настоящего договора оферты Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Договор вступает в силу с момента акцепта оферты и действует до выполнения Сторонами своих обязательств. Спорные вопросы решаются путём переговоров Сторон.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О трудовых пенсиях в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

ГЛАВА I. Общие положения

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях

1. Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». (В редакции федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

5. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

6. Положения настоящего Федерального закона, относящиеся к трудовой пенсии по старости, в равной степени применяются к частям трудовой пенсии по старости, доле страховой части трудовой пенсии по старости, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. (Пункт введен — Федеральный закон от 30.11.2011 № 359-ФЗ)

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств; (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

расчетный пенсионный капитал — учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии;

установление трудовой пенсии — назначение трудовой пенсии, перерасчет или корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой; (В редакции Федерального закона от 30.06.2009 № 142-ФЗ)

индивидуальный лицевой счет — совокупность сведений о поступивших страховых взносах за застрахованное лицо и другой информации о застрахованном лице, содержащей его идентификационные признаки в Пенсионном фонде Российской Федерации, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; (В редакции Федерального закона от 31.12.2002 № 198-ФЗ)

специальная часть индивидуального лицевого счета — раздел индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионном фонде Российской Федерации, в котором отдельно учитываются сведения о поступивших за это лицо страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии, взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносах на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также о доходе от их инвестирования, сведения о средствах (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», и доходе от их инвестирования, а также о выплатах, произведенных за счет пенсионных накоплений; (В редакции федеральных законов от 30.04.2008 № 55-ФЗ; от 27.12.2009 № 378-ФЗ)

пенсионные накопления — совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета либо на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии по старости, дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств гарантийного возмещения, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования; (В редакции федеральных законов от 30.11.2011 № 359-ФЗ; от 28.12.2013 № 421-ФЗ)

ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости — показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используемый для определения страховой части и накопительной части трудовой пенсии.

Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой настоящей статьи, имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 4. Право на выбор пенсии

1. Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком.

Статья 5. Виды трудовых пенсий

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

2. Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:

1) страховой части;

2) накопительной части.

(Статья в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 6. Финансовое обеспечение выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости)

1. Порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости) определяется Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

2. При внесении в настоящий Федеральный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости), в соответствующем федеральном законе определяются конкретный источник и порядок финансового обеспечения дополнительных расходов, а также в обязательном порядке принимаются федеральные законы о внесении необходимых изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

3. Установление накопительной части трудовой пенсии по старости осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

При наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, являвшегося получателем трудовой пенсии по инвалидности, указанные средства учитываются при установлении этому лицу накопительной части трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной).

При наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, получающего пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности, предусмотренные Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», или пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», установление накопительной части трудовой пенсии по старости производится по достижении возраста, указанного в пункте 1 статьи 7 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

4. Лица, указанные в статье 4 Федерального закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, имеют право на получение указанных средств в виде единовременной выплаты. (В редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 359-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

ГЛАВА II. Условия назначения трудовых пенсий

Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости

1. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

2. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Статья 8. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности

1. Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

2. Порядок установления причинно-следственной связи инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, утверждается Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

3. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи), продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

4. При полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

5. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 9. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца

1. Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; (В редакции федеральных законов от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами; (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

3. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

4. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

5. Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

6. Члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

7. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

8. Усыновители имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети — наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

9. Отчим и мачеха имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи, которые подтверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

10. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца



Решение по делу № 33-1082/2016 (33-14804/2015;)
(для получения полной информации по делу нажмите сюда)

Судья Телепнева А.А. Дело №33-1082/2016

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 февраля 2016 года г.Нижний Новгород

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Щербакова М.В.,

судей Винокуровой Н.С., Будько Е.В.,

секретаря Игнатьеве С.В.,

с участием Большаковой М.Н., представителя истца – Фирсова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Винокуровой Н.С.

дело по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г.Нижнего Новгорода

на решение Автозаводского районного суда г.Нижнего Новгорода от 15 сентября 2015 года по гражданскому делу

по иску Большаковой М.Н. к ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г.Нижнего Новгорода о включении в общий трудовой стаж периода учета,

УСТАНОВИЛА:

Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, просит включить в ее общий трудовой стаж период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на учете в Клепиковском технологическом техникуме Роспромлессовета Рязанской области по специальности технология швейного производства.

При выходе на пенсию в 1992 году время учебы входило в общий стаж начисления пенсии.

В 1993 году годы учебы исключили из общего стажа.

Решением Сормовского районного суда г.Нижнего Новгорода от 15 сентября 2015 года постановлено: исковые требования Большаковой М.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода о включении в общий трудовой стаж периодов работы — удовлетворить.

Обязать ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода включить в общий трудовой стаж Большаковой М.Н. обучения в Клепиковском технологическом техникуме Роспромсовета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ по Автозаводскому району г.Нижнего Новгорода указало на то, что при разрешении спора суд нарушил нормы материального права и процессуального права, что привело к вынесению незаконного решения. Согласно позиции заявителя, суд разрешил дело, применив закон, не подлежащий применению. Также суд не учел, что при правильном применении закона в случае включения в общий трудовой стаж периода учебы истца в Клепиковском технологическом техникуме Роспромлессовета Рязанской области, на чем настаивает истец, размер его пенсии становится ниже размера, получаемого в настоящее время. Тем самым положение Большаковой М.Н. ухудшится, что недопустимо.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, извещен надлежащим образом. По запросу суда представил расчет пенсии истца по п.3 и п.4 ст.30 ФЗ №173.

Истец Большакова М.Н. и представитель также полагали решение суда подлежащим отмене.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав позицию представителя истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, истец Большакова М.Н. является получателем пенсии по старости.

В настоящее время в ее общий трудовой стаж не включен период обучения в Клепиковском технологическом техникуме.

Как следует из представленных суду документов, истец в 1957 году поступила в Клепиковский технологический техникум Роспромсовета и в 1960 году окончила полный курс по специальности технология швейного производства.

Решением государственной квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоена квалификация техника-технолога. Обучение проходило с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

С 1992 года истец является получателем пенсии по старости.

с ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии Большаковой М.Н. был приведен в соответствие с требованиями пенсионного законодательства и был рассчитан без периода ее обучения.

Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Большаковой М.Н.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

Конституция РФ гарантировала каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (п.1 и 2 ст. 39).

С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон РФ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем Федеральный закон №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» утратил силу за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размеров пенсии в части, не противоречащей закону №400-ФЗ.

По смыслу статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением с 01 января 2002г. нового правового регулирования, территориальные органы Пенсионного фонда РФ должны были по выбору пенсионера произвести оценку его пенсионных прав по состоянию на 01 января 2002г. В случае отсутствия данных о волеизъявлении пенсионера оценка пенсионных прав должна была быть произведена ответчиком по более выгодному для застрахованного лица варианту.

Если при перерасчете размера трудовой пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер указанной пенсии не достигал размера, получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона (на 01 января 2002 года), пенсионеру должна была выплачиваться пенсия в прежнем более высоком размере (п. 4 ст. 29 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенный в действие с 1 января 2002 года, устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

В соответствии со статьей 31 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона.

Статьей 11 названного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Таким образом, из данной правовой нормы следует, что период обучения в учебном заведении не засчитывается в страховой стаж.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Закона N 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Закона N 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 названной статьи.

В силу п. 3, п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. В названных пунктах приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами.

При этом в пунктах 3 и 4 Закона N 173-ФЗ приведен разный перечень периодов, которые включаются в общий трудовой стаж для определения расчетного размера трудовой пенсии по конкретному пункту.

Так, пункт 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ не предусматривает учет в общий трудовой стаж периодов учебы (подготовки к профессиональной деятельности).

При оценке пенсионных прав по пункту 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, в общий трудовой стаж учитываются периоды подготовки к профессиональной деятельности — обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.

В связи с введением в действие Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионным органом произведена оценка пенсионных прав истицы. С указанной даты расчетный размер трудовой пенсии истца определен по варианту, предусмотренному пунктом 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 1 января 1992 г. государственные пенсии на территории Российской Федерации назначались и выплачивались в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации.

В соответствии с указанным законом в общий трудовой стаж засчитывались: периоды работы (статья 89); военная служба (статья 90); учеба (статья 91); иные периоды (статья 92).

Статьей 94 Закона от 20.11.1990 г. было предусмотрено льготное исчисление отдельных периодов работы.

С 1 февраля 1998г. в статью 7 указанного Закона Федеральным законом от 21.07.1997г. N 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» были внесены изменения, в соответствии с которыми пенсии неработающих пенсионеров подлежали исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера. При определении индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии со статьей 7 учитываются календарно периоды работы, военной и приравненной к ней службы, предусмотренные статьями 89, 90 и пунктом «ж» статьи 92 Закона, а также периоды, включаемые в трудовой стаж на основании пунктов «а» и «е» статьи 92 Закона. Периоды учебы, которые предусмотрены статьей 91, при определении индивидуального коэффициента пенсионера не учитываются.

При определении размера пенсии с 1 февраля 1998г. территориальными органами Пенсионного фонда России исчисление общего трудового стажа и размера пенсии проводилось по двум вариантам:

с учетом периодов учебы и применением льготного порядка исчисления отдельных периодов работы, определение размера пенсии по статьям 16 — 18 Закона от 20.11.1990 г.;

без периодов обучения и применения льготного порядка исчисления стажа, определение размера пенсии с применением ИКП в соответствии со статьей 7 Закона от 20.11.1990 г.

Размер пенсии к выплате устанавливался в выгодном для получателя пенсии варианте.

С 1 января 2002г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исчисление общего трудового стажа и размера пенсии в соответствии со статьями 14 и 30 стало аналогичным исчислению размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П было принято решение о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства, то есть вновь был введен дополнительный вариант исчисления общего трудового стажа и размера пенсии: с учетом периодов учебы и применением льготного порядка исчисления отдельных периодов работы, определение размера пенсии по статьям 16 — 18 Закона от 20.11.1990 г.

С 1 января 2010г. указанные варианты исчисления пенсии и общего трудового стажа и размера пенсии Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ введены в статью 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.

Таким образом, при оценке пенсионных прав для подсчета размера трудовой пенсии истицы был избран наиболее выгодный для вариант.

В соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размеры трудовых пенсий, установленных до вступления его в силу, пересчитываются без заявлений пенсионеров.

Согласно п. 4 указанной статьи, если при перерасчете размера трудовой пенсии в соответствии с нормами Закона от 17 декабря 2001 года, размер указанной пенсии не достигает размера, получаемого на день вступления в силу названного Закона, то пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере. В связи с введением в действие этого Федерального закона законодателем был определен порядок оценки пенсионных прав и расчета пенсии, исходя из расчетного пенсионного капитала с учетом стажевого коэффициента и отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячному заработку по стране на тот же период (ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г.).

В соответствии с п. 4 указанной статьи понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются лишь периоды, перечень которых содержит этот пункт.

Из материалов дела следует, что истица обучалась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Клепиковском технологическом техникуме Роспромлессовета Рязанской области.

Истица является получателем трудовой пенсии по старости, расчет которой должен быть произведен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона N 173-ФЗ без учета указанного периода учебы.

Рассчитанный таким образом размер пенсии на ДД.ММ.ГГГГг. составил <данные изъяты> руб.

При условии оценки пенсионных прав истца по пункту 4 статьи 30 Закона N 173-ФЗ, учитывающему периоды учебы, расчетный размер пенсии истицы на ДД.ММ.ГГГГг. составил бы <данные изъяты> руб.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что из двух возможных вариантов наиболее выгодным для истца является вариант расчета трудовой пенсии по старости в порядке, установленном п. 3 ст. 30 Закон N 173-ФЗ, так как расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ ввиду установленного ограничения, составляет значительно меньшую сумму, чем рассчитанный по п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.

Как следует из исчерпывающего перечня периодов, учитываемых в общий трудовой стаж, учеба в ВУЗе не подлежит включению в общий трудовой стаж и в расчет стажевого коэффициента не входит.

Таким образом, расчетный размер трудовой пенсии по старости истцу определен по наиболее выгодному варианту.

Возможности смешения формул подсчета размеров трудовых пенсий граждан, указанных соответственно в пунктах 3 и 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, действующее законодательство не предусматривает.

Как следует из п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» возможность исчисления общего и специального трудового стажа с учетом ранее действовавшего законодательства предусмотрена для возникновения права на трудовую пенсию по старости ранее установленного пенсионного возраста, а не для определения размера пенсии. При этом в подпункте 4 пункта 28 названного Постановления прямо обращено внимание судов, в случае исчисления расчетного размера трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.

Как видно из искового заявления, включение периодов учебы в общий трудовой стаж истцу необходимо для перерасчета трудовой пенсии по старости.

Таким образом, произведенный Управлением в отношении истца перерасчет трудовой пенсии по старости является правильным, соответствующим действующему пенсионному законодательству и права истца не нарушающим, поскольку при расчете размера пенсии был избран наиболее выгодный для него вариант, при котором размер пенсии является наибольшим.

При таких обстоятельствах постановленное решение приведет к нарушению действующего законодательства и уменьшению социального обеспечения истца, что недопустимо.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым отменить состоявшееся решение суда первой инстанции с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Большаковой М.Н.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Автозаводского районного суда г.Нижнего Новгорода от 15 сентября 2015 года отменить.

Вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Большаковой М.Н. в полном объеме.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья:

Судьи:

Приложение N 5
к Правилам обращения
за пенсией за выслугу лет
федеральных государственных
гражданских служащих, ее установления,
проведения проверок документов,
необходимых для ее установления,
утвержденным приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 22 мая 2017 г. N 436н

Рекомендуемый образец

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Решение о назначении пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих от ________________ 20_____г. N В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») установить с «________»___________________ _____г. (число, месяц, год) пенсию за выслугу лет гр._______________________________________________, (фамилия, имя, отчество) замещавшему (ей) должность федеральной государственной гражданской службы ________________________________________________________________________. (наименование должности) Стаж государственной гражданской службы (работы) составляет ___ лет. Среднемесячный заработок, учитываемый для назначения пенсии за выслугу лет по должности федеральной государственной гражданской службы, составляет _____ руб. _____ коп. Определить общую сумму страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и пенсии за выслугу лет без учета сумм, предусмотренных пунктом 3 статьи 14 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в размере _______ руб. ______ коп., что составляет _______% среднемесячного заработка, учитываемого для назначения пенсии за выслугу лет.