Закон 426 ФЗ

Типовое положение о системе управления охраной труда было утверждено Министерством труда и социальной защиты еще в 2016 году. С тех пор было создано множество подобных положений, адаптированных для различных отраслей промышленности; 438-ой приказ и сейчас служит отправной точкой для всех организации в части разработки и внедрения системы управления охраной труда. Причиной тому не только обязательство руководителей перед Законом, но и емкость самого типового положения. Приглядитесь, и Вы увидите в этом документе подробнейшую инструкцию о том, как разработать и внедрить всю систему. Как Вы уже догадались, речь пойдет о том, как правильно использовать типовое положение о СУОТ.

Типовое положение о системе управления охраной труда — инструкция к действию

Не можем не признаться, типовое положение о СУОТ составлено с учетом всех потребностей работодателя. Судите сами:

  • положение универсально: обладая опытом ведения документооборота и разбираясь в охране труда, любой руководитель организации в силах адаптировать типовое положение о СУОТ под специфику своей организации;
  • положение емко: типовое положение о СУОТ содержит краткое описание всех разделов системы управления охраной труда — это значит, что из документа можно смело «разворачивать» всю систему;
  • положение кратко: 26 страниц не пугают своим объемом — изучить документ и применить его по назначению психологически несложно.

Как раз о последнем сейчас и пойдет речь. Мы заострим Ваше внимание на ключевых моментах типового положения о системе управления охраной труда, чтобы показать, как на этом документе строится вся СУОТ.

Типовое положение о системе управления охраной труда — ключевые моменты

Структура системы

В первую очередь, обратимся к структуре будущей системы управления охраной труда. О ней типовое положение о СУОТ говорит следующее:

8. В положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя включаются следующие разделы (подразделы)…

Разделы положения, отображенные в пункте 8, обозначают ключевые элементы системы управления охраной труда:

  • политика работодателя в области охраны труда;
  • цели работодателя в области охраны труда;
  • обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);
  • процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда;
  • планирование мероприятий по реализации процедур;
  • контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
  • планирование улучшений функционирования СУОТ;
  • реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
  • управление документами СУОТ.

Распределение обязанностей

Пожалуй, наиболее подробно в типовом положении описано обеспечение функционирования СУОТ (оно же — распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя):

17. Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя осуществляется работодателем с использованием уровней управления.

Типовое положение о системе управления охраной труда определяет следующие основные уровни управления:

  • уровень производственной бригады;
  • уровень производственного участка;
  • уровень производственного цеха (структурного подразделения);
  • уровень филиала (обособленного структурного подразделения);
  • уровень службы (совокупности нескольких структурных подразделений);
  • уровень работодателя в целом.

Установить количество и наименование уровней управления, легче всего обратиться к организационной структуре предприятия, являющейся неотъемлемой частью системы менеджмента качества организации.

Видео по теме:
Ответсвенность за выдачу средств индивидуальной защиты теперь на программном обеспечении

Профессиональные риски

Про оценку профессиональные риски мы говорили довольно много: как их идентифицировать, оценить и снизить. К примеру, в этой статье мы рассказывали, зачем проводить оценку и учет профессиональных рисков. Типовое положение о системе управления охраной труда само по себе заметно облегчает управление профессиональными рисками, поскольку содержит подробный список возможных опасностей.

35. В качестве опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, работодатель исходя из специфики своей деятельности вправе рассматривать любые из следующих…

В типовом положении о СУОТ выделяются такие группы опасностей, как: механические, электрические, термические, климатические, барометрические, и пр. Стоит помнить, что результаты специальной оценки условий труда (СОУТ) помогают в управлении профессиональными рисками, но полного их соответствия ждать не следует. Причиной тому методика, по которой проводится СОУТ — она принципиально отличается от типовой процедуры оценки профессиональных рисков.

Процедуры системы

Достаточно объемную часть типового положения о системе управления охраной труда занимает описание процедур — подробных инструкций по проведению обязательных в организации мероприятий по охране труда. Типовое положение о системе управления охраной труда устанавливает необходимость составления следующих процедур:

  • подготовки работников по охране труда;
  • организации и проведения оценки условий труда;
  • управления профессиональными рисками;
  • организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;
  • информирования работников об условиях труда;
  • обеспечения:
    • оптимальных режимов труда и отдыха работников;
    • работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
    • работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами;
    • безопасного выполнения подрядных работ, снабжения безопасной продукцией.

А может доверить разработку профессионалам? Закажите СУОТ сейчас!

Подведем итог

Типовое положение о системе управления охраной труда составлено таким образом, что «развернуть» на его основе полноценную систему управления охраной труда не является чем-то сверхъестественным. Некоторые из разделов положения содержат в себе ключевые элементы самой системы, а положение в целом — подробным руководством к действию.

Специальная оценка условий труда призвана заменить прежние процедуры — аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.

Она предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Специальная оценка условий труда предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Ее результаты учитываются при уплате страховых взносов в ПФР, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).

Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.

Закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.

В законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.

Расширена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда.

Предусмотрено формирование федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Принят Государственной Думой 17 декабря 2019 года

Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года

Статья 1

1) в статье 4:

а) часть 1 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подтверждения внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — информационная система учета).»;

б) часть 2 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7) рассмотреть замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, представленные в письменном виде в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, и принять решение о проведении в случае необходимости внеплановой специальной оценки условий труда.»;

2) часть 1 статьи 5 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4) представлять работодателю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, и (или) в выборный орган первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) в письменном виде замечания и возражения относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте.»;

3) пункт 3 части 2 статьи 6 дополнить словами «, и (или) методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений и соответствующие им средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее — поверка)»;

4) в статье 7:

а) в абзаце первом слово «Результаты» заменить словами «1. Результаты»;

б) в пункте 16 слова «федеральными законами и иными» заменить словами «настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и»;

в) дополнить частью 2 следующего содержания:

«2. Результаты проведения специальной оценки условий труда для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, могут применяться при условии, если сведения о них внесены в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Результаты проведения специальной оценки условий труда, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, могут применяться для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.»;

5) в статье 8:

а) в части 4 слова «утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда» заменить словами «внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда»;

б) дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора о проведении специальной оценки условий труда обязана передать в информационную систему учета сведения, указанные в подпунктах «а», «в» и «в1″ пункта 1 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, и получить для предстоящей специальной оценки условий труда идентификационный номер, который присваивается информационной системой учета в автоматическом режиме в порядке, установленном в соответствии с частью 7 статьи 18 настоящего Федерального закона. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана сообщить указанный идентификационный номер работодателю до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда.»;

6) статью 9 дополнить частью 31 следующего содержания:

«31. В случае отсутствия возможности у работодателей — субъектов малого предпринимательства (включая работодателей — индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям, образовать комиссию полномочия комиссии, указанные в части 5 настоящей статьи, частях 2, 4 и 5 статьи 10, частях 2, 7, 9 — 11 статьи 12, части 6 статьи 14, части 2 статьи 15 и части 3 статьи 17 настоящего Федерального закона, исполняет работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник.»;

7) часть 3 статьи 10 дополнить пунктами 5 и 6 следующего содержания:

«5) результаты, полученные при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда (при наличии);

6) результаты, полученные при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.»;

8) в части 4 статьи 11 слова «утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда» заменить словами «внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда»;

9) в статье 12:

а) часть 4 дополнить словами «, и (или) методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, и соответствующие им средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку», дополнить предложением следующего содержания: «Методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений должны позволять проводить исследования (испытания) и измерения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов условий труда во всех диапазонах, установленных методикой проведения специальной оценки условий труда.»;

б) часть 5 после слов «Методики (методы) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов,» дополнить словами «отвечающие требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи,»;

10) в статье 13:

а) в пункте 1 части 1 слова «инфракрасное излучение» заменить словами «тепловое облучение»;

б) в пункте 4 части 3 слова «инфракрасного излучения» заменить словами «теплового облучения»;

11) в статье 15:

а) часть 1 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

«10) замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленные в письменном виде в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (при наличии).»;

б) дополнить частью 11 следующего содержания:

«11. Отчет о проведении специальной оценки условий труда должен содержать идентификационный номер, указанный в части 6 статьи 8 настоящего Федерального закона.»;

в) в части 2 первое предложение дополнить словами «в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда»;

г) в части 4 цифры «1 — 4» заменить цифрами «1- 3»;

д) часть 51 после слова «подписанного» дополнить словом «усиленной»;

12) пункт 7 части 1 статьи 17 дополнить словами «, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников»;

13) в статье 18:

а) в части 1 слово «Результаты» заменить словами «Сведения о результатах», слова «в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — информационная система учета)» заменить словами «в информационную систему учета»;

б) в части 2:

пункт 1 дополнить подпунктом «в1» следующего содержания:

«в1) код причины постановки на учет в налоговом органе;»;

подпункт «а» пункта 2 дополнить словами «, который при внеплановой и (или) повторной специальной оценке условий труда должен полностью совпадать с первоначально указанным для данного рабочего места»;

в) часть 3 после слова «подписанного» дополнить словом «усиленной», дополнить предложением следующего содержания: «Указанная организация в течение трех рабочих дней со дня внесения в информационную систему учета сведений обязана уведомить работодателя об этом на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов.»;

г) в части 4 слова «частью 1» заменить словами «частями 1 и 3»;

д) часть 5 после слова «подписанного» дополнить словом «усиленной»;

е) часть 6 после слов «государственными внебюджетными фондами,» дополнить словами «налоговыми органами,»;

ж) часть 7 после слов «в информационной системе учета,» дополнить словами «в том числе порядок присвоения идентификационного номера специальной оценке условий труда,»;

14) в статье 19:

а) пункт 3 части 1 дополнить словами «, с учетом требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона»;

б) дополнить частями 11- 13 следующего содержания:

«11. Организация, допущенная в установленном порядке к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, обязана передавать в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, следующую информацию в случаях:

1) сокращения в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации, с указанием исключенных из области аккредитации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, указанных в пунктах 1 — 11 и 15 — 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона;

2) изменения состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

12. Информация, предусмотренная частью 11 настоящей статьи, передается организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в течение десяти рабочих дней со дня наступления случаев, указанных в части 11 настоящей статьи, на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, рассматривает поступившую информацию в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

13. В случае выявления фактов несоблюдения требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона и частью 1 настоящей статьи, деятельность организации, проводящей специальную оценку условий труда, приостанавливается до момента устранения выявленных нарушений и представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, копий документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.»;

15) в статье 24:

а) в части 2:

пункт 1 после слова «страховщиков,» дополнить словами «органов исполнительной власти,»;

пункт 2 после слова «страховщиков,» дополнить словами «органов исполнительной власти,»;

дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3) по представлениям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.»;

б) в части 4 слова «, несогласие заявителей, указанных в части 2 настоящей статьи, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда» заменить словами «и результатам ее проведения»;

в) часть 6 изложить в следующей редакции:

«6. Результаты проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, рассмотрения разногласий по вопросам проведения этой экспертизы и результатам ее проведения являются обязательными для исполнения всеми участниками специальной оценки условий труда, в том числе сторонами, имеющими разногласия, и подлежат передаче в информационную систему учета в порядке, установленном частью 3 статьи 18 настоящего Федерального закона. Обязанность по передаче результатов проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда возлагается на орган, уполномоченный на проведение такой экспертизы.»;

г) дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. Обязанность по передаче результатов рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда и результатам ее проведения возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.»;

16) статью 27 дополнить частью 8 следующего содержания:

«8. Требования к организации, проводящей специальную оценку условий труда, предусмотренные пунктом 1 части 11 статьи 19 настоящего Федерального закона, применяются по 31 декабря 2021 года включительно.».

07-07-2020

Нормы действующего законодательства обязывают всех нанимателей обеспечивать безопасность на рабочих местах. Руководство компании любой формы собственности должно осуществлять производственный контроль условий труда, мониторить уровень опасности возможных производственных факторов и предпринимать меры, позволяющие свести его к минимуму. Одним из таких является идентификация рабочих мест.

Данное понятие появилось несколько лет назад и представляет собой этап спецоценки условий труда (СОУТ). В рамках идентификации специалист лицензированной и аккредитованной организации определяет факторы, представляющие потенциальную опасность для занятого на вредных участках производства персонала.

Правовая база

Идентификация рабочих мест проводится в соответствии со следующими правовыми актами:

Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда».

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

Если не проводить идентификацию?

За отказ от своевременного прохождения СОУТ предусмотрено несколько вариантов наказания. Самым мягким является предупреждение. Также предусмотрены штрафные санкции. В соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ, должностному лицу придется заплатить от 5 (пяти) до 10 (десяти) тыс. рублей, юрлицу — от 60 (шестидесяти) до 80 (восьмидесяти) тыс. рублей. В случае неоднократного нарушения штрафные санкции увеличатся для физлиц от 30 (тридцати) до 40 (сорока) тыс. руб., для юридических лиц — от 100 (ста) тыс. руб. до 200 (двухсот) тыс. руб. Кроме того, может быть приостановлено производство на период до 90 суток.

При возникновении на предприятии несчастного случая отсутствие результатов СОУТ, как правило, расценивается в качестве доказательства виновности нанимателя. Если данный факт будет признан судом, руководитель компании будет привлечен к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.

Правонарушения, предусмотренные данной статьей, караются следующим образом:

Часть 1 Штраф
Исправительные работы
Принудительные работы
Лишение свободы
До 400 тыс. рублей
До 2 лет
до 1 года
до 1 года
Часть 2 Принудительные работы
Лишение свободы
До 4 лет
До 4лет
Часть 3 Принудительные работы
Лишение свободы
До 5 лет
до 5 лет

Как должна проводиться идентификация?

Процедура осуществляется в соответствии с предложенной регулятором методикой и включает в себя ряд этапов. Эксперт проводит мероприятия, в рамках которых:

  • Выявляет и описывает существующие на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, источники, представляющие вред и опасность для сотрудника.
  • Сопоставляет полученные результаты с данными, которые предусматривает утвержденный действующим законодательством классификатор.
  • Решает, нужно ли проводить исследования (испытания) и измерения потенциально вредных и (или) опасных факторов.
  • Оформляет результаты идентификации, которые в дальнейшем должны быть утверждены спецкомиссией. Ее состав определяется в порядке, который регламентирует ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 426. Как правило, членами комиссии являются представители работодателя и профессионального союза (при наличии на предприятии первичной профсоюзной организации) и специалист по охране труда. Если данная единица в штате компании отсутствует, приглашают стороннего эксперта. На основании заключения рабочее место может быть переведено в статус безопасного либо составляется перечень мероприятий, который позволит этого достичь.

Какие факторы должны учитываться?

Для того чтобы провести процедуру, эксперт изучает предоставленную работодателем:

  • Техдокументацию на оборудование, с которым связана профессиональная деятельность сотрудника.
  • Технологическую документацию, характеристики технологического процесса.
  • Должностные инструкции и иные локальные акты, которые регламентируют обязанности сотрудника.
  • Проекты строительства/реконструкции предприятия, цехов, помещений и иных производственных объектов.
  • Характеристики материалов и сырья, которые используются на производстве (включая те, что выявлены в ходе проведенных экспертиз).
  • Декларации/сертификаты на производственное оборудование, техпроцессы, вещества, материалы, сырье, которые подтверждают их соответствие установленным требованиям.
  • Результаты СОУТ, которые проводились на предприятии раньше.

Также для того чтобы идентифицировать вызывающие травмы и заболевания производственные факторы, эксперт обследует зону, закрепленную за каждой отдельной штатной единицей предприятия. Он производит тщательный осмотр рабочего места, знакомится с деятельностью, которую по факту выполняет сотрудник в штатном режиме. Для получения более полного представления об особенностях труда эксперт опрашивает персонал и руководящий состав, знакомится со статистикой несчастных случаев на производстве.

Действия комиссии по итогам осуществления идентификации рабочих мест

  • Показатели, которые выявлены экспертом в рамках исследования, соотносятся с вредными/опасными параметрами, зафиксированными в Классификаторе посредством сравнения их наименования с целью нахождения совпадений. Если будут установлены одинаковые названия, то такие факторы будут признаны как способные причинить вред и представляющие опасность. В этом случае утвержденная ранее комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерении данных параметров в порядке, который предусмотрен нормами действующего на территории РФ законодательства.
  • Если вредные и опасные факторы выявлены не были либо они отсутствуют в Классификаторе, проведение исследований не требуется. В данном случае комиссия, сформированная ранее, констатирует допустимость условий труда. Из этого следует, что благодаря идентификации работодатель может исключить расходы, которые связанны с проведением полноценных исследований и измерений в местах, где условия труда очевидно не оказывают отрицательного воздействия на персонал (к примеру, в случае с офисными сотрудниками и т. д.). Сэкономленные средства могут быть направлены на развитие бизнеса.

Когда не требуется идентификация рабочих мест?

В соответствии с ч. 6 ст. 10 ФЗ № 426-ФЗ, проведение процедуры не осуществляется в отношении:

  1. рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в «списки» соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых должно осуществляться досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  2. рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  3. рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Как часто нужно проводить идентификацию рабочих мест?

Данная процедура является обязательной и регламентируется нормами действующего законодательства. Идентификация рабочих мест проводится по следующей программе:

Периодическая. Продеру нужно делать не реже, чем 1 раз в 5 лет. Отчетным периодом считается день, в который был утвержден последний отчет.

Внеочередная. Проводится в следующих случаях:

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • нештатных ситуаций (травмы, несчастный случай со смертельным исходом на производстве);
  • изменение техпроцесса, состава используемого сырья материалов и другие их корректировки, способные оказать влияние на уровень воздействия вредных и опасных факторов на предприятии;
  • предписание сотрудника трудовой инспекции.