Закон 8492

Принят Государственной Думой 7 октября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 12 октября 2011 года

Статья 1

Внести в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410) следующие изменения:

1) статью 809 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. В случае возврата досрочно суммы займа, предоставленного под проценты в соответствии с пунктом 2 статьи 810 настоящего Кодекса, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов по договору займа, начисленных включительно до дня возврата суммы займа полностью или ее части.»;

2) в пункте 2 статьи 810:

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

«Сумма займа, предоставленного под проценты заемщику-гражданину для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, может быть возвращена заемщиком-гражданином досрочно полностью или по частям при условии уведомления об этом займодавца не менее чем за тридцать дней до дня такого возврата. Договором займа может быть установлен более короткий срок уведомления займодавца о намерении заемщика возвратить денежные средства досрочно.»;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«Сумма займа, предоставленного под проценты в иных случаях, может быть возвращена досрочно с согласия займодавца.».

Статья 2

Действие положений пункта 4 статьи 809 и пункта 2 статьи 810 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на отношения, возникшие из договоров займа, кредитных договоров, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент

Российской Федерации

Д. Медведев

Спикер Госдумы Вячеслав Володин получил от президента поручение заняться конституционными поправками. Фото с сайта www.duma.gov.ru

Время для выдвижения инициатив по изменению Конституции РФ, похоже, заканчивается, наступил этап подготовки конкретных поправок. Это следует из встречи президента Владимира Путина с руководством парламента, на котором он сказал о «единой системе публичной власти». Это понятие в Основном и других законах сейчас отсутствует. Эксперты «НГ» считают, что скорее всего такого конституционного термина и не появится, но местное самоуправление все-таки будет полностью встроено в государственную вертикаль.

Тему конституционной модернизации в ходе встречи затронул председатель Госдумы Вячеслав Володин, сославшись на соответствующие слова президента, которые тот произнес на большой пресс-конференции 19 декабря. Спикер напомнил, что если Конституция – это действительно «живой инструмент», то он должен соответствовать уровню развития общества.

При том условии, конечно, что все изменения будут проведены аккуратно, уточнил Володин. По его словам, «страна развивается, многие вопросы в конституционной сфере действительно становятся актуальными, и, как бы мы ни откладывали этот разговор, время берет свое».

При этом спикер ГД первой назвал проблему баланса властей – таким образом обычно говорится об усилении контрольных полномочий парламента по отношению к правительству. Вторым пунктом Володин обозначил ситуацию отсутствия связи между «уровнями публичной власти», имея в виду прежде всего муниципальный. Дескать, сейчас непонятно, что входит в сферу ответственности местных властей, а что – региональных. Но при этом он ничего не сказал на тему исключения оговорки «подряд» по поводу двух президентских сроков.

«Поэтому если есть возможность, нам было бы правильно этот разговор продолжить и выйти на какие-то предложения, потому что ощущение у всех есть, что нам необходимо совершенствовать те направления, которые пускай точечно, но однозначно принесут пользу нашим гражданам и сделают сильнее государство и институты», – обратился к Путину председатель Госдумы. И президент его поддержал, как раз и заявив, что «должна быть создана единая система публичной власти», конечно, без ущемления интересов и прав муниципалитетов.

Заметим, что в Конституции РФ термина, использованного Путиным, вообще нет. В ней, например, наоборот, говорится, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». По поводу же именно госвласти сказано, что она разделена на законодательную, исполнительную и судебную и эти ветви самостоятельны. Самостоятельной властью объявлено и местное самоуправление, причем специально подчеркнуто, что его органы «не входят в систему органов государственной власти».

Таким образом, пока непонятно, то ли Путин выдвинул какой-то новый термин, который, возможно, появится в Конституции, хотя для этого ее как раз и придется менять всю, то ли в его речи просто проскользнул своего рода юридизм. Но даже если это и так, то неясно, каким образом удастся обойти прямой запрет на встраивание муниципалов в общую властную вертикаль.

«РФ подписала Европейскую хартию местного самоуправления, по которой муниципальная власть считается автономной, – напомнил «НГ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев. – Но у нас вечная история усовершенствования системы местного самоуправления, чтобы и муниципальная власть несла ответственность за реализацию нацпроектов. Но пока никто ничего конкретного не предложил, а отказаться от международных обязательств Кремль вряд ли готов. Скорее всего это очередные разговоры об усилении ответственности местной власти». По мнению эксперта, президент хочет привлечь внимание общества, намекая, что реформы сверху уже проводились, теперь нужно идти снизу. Поэтому термин «единая система публичной власти», сказал Калачев, означает очередной имитационный механизм, как и «суверенная демократия», или «конкурентные, открытые и легитимные» выборы. Или как минимум это попытка создать новый пункт повестки общественной дискуссии.

По мнению первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, «предложенная схема скорее напоминает советские времена, когда существовали партийная вертикаль и вертикаль советов, а теперь, наверное, есть желание вернуть советский механизм: с одной стороны, не ликвидировать структуры муниципальной власти, с другой – встроить ее во властную вертикаль». Он напомнил, что в 90-е годы независимая муниципальная власть была выгодна Кремлю, поскольку избиралось все больше оппозиционных губернаторов, а мэры из демократов ограничивали их власть. Но сейчас, когда губернаторами становятся «люди государевы», необходимость в такой конструкции отпала. В последние годы самостоятельность мэров в большинстве случаев ограничена путем отказа от прямых выборов. «Поэтому тот процесс, о котором говорит президент, то есть создание единой системы публичной власти, уже происходит. Но есть ощущение, что власть хочет упорядочить этот механизм», – сказал Макаркин. При этом власть хочет и международные обязательства соблюсти, то есть полного уничтожения самоуправления не будет, а будут «попытки найти общие механизмы и достроить вертикаль».

Причем эксперт полагает, что, похоже, концепция изменений согласована на высшем уровне и дело за правовой техникой. «Есть попытка найти какую-то подходящую юридическую формулировку, и это вопрос ближайшего времени, раз о нем говорят уже на самом высоком уровне», – отметил Макаркин. Однако он напомнил, что «если убрать слово «подряд» труда не составляет, то реформа муниципальной власти – задача более сложная». И вот тут может пригодиться новый термин «единая публичная власть», чтобы «уйти от прямой достройки вертикали исполнительной власти». Эксперт полагает, что ответы на неясные вопросы общество получит уже в Послании президента Федеральному собранию 15 января. «И если такие изменения в принципе готовятся, то произойдут они уже до думских выборов», – подчеркнул Макаркин.

Профессор права НИУ ВШЭ Илья Шаблинский пояснил «НГ»: «По факту единая система публичной власти уже есть, фактически федеративное управление сведено к минимуму. Еще более унитарным наше государство представить трудно, только если прописать это в Конституции». По мнению эксперта, непонятно, что власти хотят получить от очередной реформы, но все изменения, происходившие в последние годы, «только расширяли полномочия президента, никакой другой логики не было». «Наверное, Кремль считает, что перед выборами нужна политическая встряска, чтобы усилить позиции партии власти, но неясно, как это повлияет на социально-экономическую повестку, которая как раз волнует граждан», – заметил Шаблинский.

«Единая система публичной власти – это фразеологический оборот, с помощью которого президент расширяет поле дискуссии», – пояснил «НГ» гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. По его словам, сам Путин не хочет «конфигурировать изменения в Конституции, он задумал общественную дискуссию, давая шанс гражданскому обществу обсудить их». Поскольку же его слова были адресованы Володину, то обсуждения должны пройти в Госдуме. Президент не хочет давить на экспертов и депутатов. Эксперт не исключил, что изменение Конституции может произойти уже в следующем году. Причем новаций может быть несколько. Во-первых, исчезнет слово «подряд» из определения президентского срока. Во-вторых, произойдет перераспределение полномочий в сторону правительства и палат парламента от ведомств и регионов. В-третьих, от регионов часть полномочий перейдет еще и на муниципальный уровень. «Раз регионы не справляются с реализацией нацпроектов, следовательно, нужно усилить федеральную и муниципальную власть, чтобы продавливать изменения», – отметил Мухин.

Контроль и надзор в сфере связи

Вопрос: Неисполнение или ненадлежащее исполнение оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи.

Ответ: Статьями 44, 45 Федерального закона от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон) определено, что на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Пунктами 4, 7, 9 статьи 55 Закона предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию. Претензия, предъявленная оператору связи, должна быть рассмотрена не позднее 60 дней со дня ее регистрации.

При этом право на предъявление претензии имеют:

— абонент по обязательствам, вытекающим из договора об оказании услуг связи;

— пользователь услугами связи, которому отказано в оказании таких услуг.

Претензии предъявляются оператору связи, заключившему договор об оказании услуг связи или отказавшему в заключение такого договора. При отклонении претензии полностью или частично, либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки Вы вправе предъявить иск в суд.

Вопросы договорных отношений, связанные с перерасчётом и возвратом денежных средств регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных прав вытекающих из гражданско-правовых отношений, осуществляет суд. Контроль финансовой деятельности операторов связи в компетенцию Роскомнадзора не входит.

Вопрос: О субтитровании и сурдопереводе телевизионных программ для людей с ограниченными возможностями по слуху.

Ответ: Роскомнадзор не имеет законных оснований обязать вещателя включить в программную концепцию вещания передачи с субтитрами или сурдопереводом. Трансляция в эфире программ с субтитрами или сурдопереводом не предусмотрена в качестве лицензионного условия осуществления телевизионного вещания лицензиатами.

Вопрос: Можно ли обратиться с претензией по вопросу неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором почтовой связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи.

Ответ: Положениями статьи 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» определено:

в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию;

претензия, предъявленная оператору связи, должна быть рассмотрена не позднее 60 дней со дня ее регистрации;

при отклонении претензии полностью или частично, либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки, пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд.

Право на предъявление претензий имеют:

пользователь услугами связи, которому отказано в оказании таких услуг;

отправитель или получатель почтовых отправлений в случаях, если претензия предъявлена в следующие сроки:

в течение 6 (шести) месяцев со дня отправки почтового отправления, осуществления почтового перевода денежных средств — по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств;

в течение месяца со дня подачи телеграммы — по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой телеграммы или искажением текста телеграммы, изменяющим ее смысл.

Претензии, связанные с приемом или вручением почтовых или телеграфных отправлений, могут предъявляться как оператору связи, принявшему отправление, так и оператору связи по месту назначения отправления (статья 56 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»).

При подаче в Роскомнадзор жалоб и предъявлении претензий в области связи, к претензии прилагаются копия договора об оказании услуг связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения и тому подобные) и иные документы, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу и в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи (например: оболочка почтового отправления, упаковка дефектного почтового отправления и т.п.).

Работа по обращениям осуществляется через территориальные управления Роскомнадзора.

Документы, необходимые для рассмотрения претензии по существу, можно направить в территориальные органы Роскомнадзора, осуществляющие контроль и надзор в сфере связи на соответствующих территориях.

Вопрос: Какие установлены сроки пересылки для международных и внутренних почтовых отправлений?

Ответ:

Общие правила, применяемые к международной почтовой службе, регламентируются Всемирной почтовой конвенцией Всемирного почтового союза, принятой на Конгрессе в Женеве в 2008 году (далее — Конвенция ВПС).

Согласно пункту 2 статьи 20 Конвенции ВПС, контрольные сроки прохождения международного почтового отправления по территории той или иной страны, должны соответствовать утверждённым контрольным срокам для внутренних почтовых отправлений увеличенные на время, необходимое для таможенного оформления без учета дня поступления (импорта) на территорию Российской Федерации.

Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции».

Сроки оказания иных услуг почтовой связи (в том числе услуг по пересылке посылок, EMS — отправлений, и пр.) устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно (статья 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»).

Вопрос: Каким образом можно отследить прохождение почтового отправления?

Ответ: Информацию о прохождении регистрируемых почтовых отправлений (в том числе отправлений EMS) можно узнать на официальном сайте оператора почтовой связи в сети Интернет в разделах «отслеживание отправлений», «мониторинг доставки» и пр.

Сервисы по отслеживанию почтовых отправлений операторов почтовой связи являются внутренними информационными системами, в которые вносятся данные о почтовых отправлениях и статусе их приёма, обработки, доставки.

В отношении размещённой информации о прохождении почтовых отправлений на сайтах операторов почтовой связи в сети Интернет следует учесть, что действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации не определены сроки, требования и обязанность размещения операторами почтовой связи такой информации.

Отсутствие информации, наличие некорректно введённой информации на сайтах операторов связи (например, по причинам технического сбоя системы загрузки, человеческого фактора и пр.) и т.п. не является основанием для проведения Роскомнадзором и его территориальными органами проверок в рамках установленных полномочий в сфере связи.

Вопрос: Какие меры необходимо предпринять для розыска международного почтового отправления?

Ответ: Претензии по розыску международных почтовых отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (статья 37 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»).

Согласно статье 17 Всемирной почтовой конвенцией Всемирного почтового союза, принятой на Конгрессе в Женеве в 2008 году (далее — Конвенция ВПС), каждый назначенный оператор обязан принимать рекламации (то есть заявления на розыск) о любом почтовом отправлении, поданном в ее собственной службе или службе другого назначенного оператора, если только они представлены в течение 6 месяцев со следующего дня после дня подачи отправления.

При этом любая рекламация требует обязательного заполнения бланка CN08 с приложением требуемых к нему документов от клиента.

Любое почтовое отправление принадлежит отправителю до тех пор, пока оно не выдано адресату, если только оно не было задержано согласно законодательству страны подачи или назначения (статья 5 Конвенции ВПС).

Для того чтобы предъявить претензию оператору почтовой связи в отношении международного почтового отправления (МПО), ещё не полученному адресатом, отправитель должен отказаться от своих прав в пользу адресата. При этом необходимо иметь документы, оформленные должным образом, подтверждающие указанное выше право.

Заявления пользователей услугами почтовой связи по розыску МПО рассматриваются в течение 2-х месяцев. В случае рассмотрения вопроса выплаты материального ущерба, в соответствии с положениями Конвенции ВПС, срок рассмотрения может быть продлен до 3 месяцев.

Заявления пользователей услугами почтовой связи по розыску МПО рассматриваются оператором связи в течение 2-х месяцев. В случае рассмотрения вопроса выплаты материального ущерба, в соответствии с положениями Конвенции ВПС, срок рассмотрения может быть продлен до 3 месяцев.

Розыск международных почтовых отправлений, EMS – отправлений, рассмотрение заявлений на возмещение причинённого ущерба за неисполнение (неоказание) услуг почтовой связи, предоставление информации о прохождении и местонахождении МПО, а также рассмотрение вопросов таможенного контроля и продвижения грузов, таможенных сборов и платежей не входит в компетенцию Роскомнадзора.

Вопрос: Что делать, если оператор почтовой связи отказал в удовлетворении претензии?

Ответ: В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд (статья 37 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»).

Вопрос: Каким образом можно получить возмещение о причинённом вреде за неисполнение услуг почтовой связи?

Ответ: При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда (статья 37 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»).

Возмещение вреда, причиненного при осуществлении деятельности в области почтовой связи, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 38 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»).

Вопрос: Какую ответственность несут операторы почтовой связи за нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений?

Ответ: Согласно положениям статьи 34 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи.

Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

В случае нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов денежных средств для личных (бытовых) нужд граждан операторы почтовой связи выплачивают неустойку в размере 3 процентов платы за услугу почтовой связи по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу, а также за нарушение контрольных сроков пересылки почтового отправления воздушным транспортом — разницу между платой за пересылку воздушным и наземным транспортом.

Вопросы ответственности за утрату или порчу (повреждение) международных почтовых отправлений регулируются законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Операторы почтовой связи не несут ответственности за содержание таможенных деклараций, в какой бы форме они ни были составлены отправителем, и решения, принятые таможенными органами при таможенном контроле международных почтовых отправлений (статья 58 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221).

Также, согласно пункту 3 статьи 22 Конвенции ВПС, назначенные операторы не несут ответственности за решения, принятые таможенной службой при проверке отправлений, подлежащих таможенному контролю.

Порядок и условия внесения физическими и юридическими лицами
добровольных пожертвований и целевых взносов на нужды
дошкольного учреждения и осуществление контроля их
расходования

Согласно Закону РФ «Об образовании» (п.8 ст. 41) ДОУ имеет право привлекать дополнительные финансовые средства, в т.ч. денежные, за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. В соответствии со ст. 582 ГК РФ пожертвование представляет собой дарение вещи или права в общеполезных целях на безвозмездной основе.
Родители (законные представители) имеют право оказывать Учреждению посильную помощь в реализации его уставных задач. Граждане и юридические лица вправе осуществлять благотворительную деятельность (индивидуально или объединившись).
Благотворительная деятельность в дошкольном учреждении осуществляется на основании договорных отношений, которые регулируются ГК РФ. В ДОУ применяются две формы договоров: дарение и пожертвование.
Договор добровольного дарения оформляется в письменном виде в 2-х экземплярах, один из которых остается у благотворителя. Дар ставится на баланс
дошкольного учреждения, ему присваивается инвентарный номер.
Договор добровольного пожертвования также оформляется в письменном виде в 2-х экземплярах, один их которых остается у благотворителя.
Отличительной характеристикой договора является его направленность на достижение какой-либо общественно-полезной цели (п.1.ст. 582 ГК РФ).
Пожертвования перечисляются на спец.счет дошкольного учреждения по квитанции. В дошкольном учреждении ведется учет всех операций по использованию денежных средств, а именно в конце календарного года
по каждой группе предоставляется бухгалтерский отчет о том, на какие цели израсходованы родительские пожертвования.

Оформление пожертвования

При пожертвовании денежных средств или имущества на нужды ДОУ общеполезными могут быть цели, имеющие определенное значение как для учреждения в целом (например, капитальный ремонт), так и для отдельных структурных подразделений (например, покупка мебели в группу, ремонт группы и т.п.).
Граждане и (или) организации, желающие помочь ДОУ материально, должны оформить безвозмездную помощь заявлением и письменным договором пожертвования Это особой вид договора дарения, по которому одна сторона безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне вещь в собственность или имущественное право (требования) к себе или третьему лицу (например, право периодического получения определенной денежной суммы по банковскому вкладу жертвователя) в общеполезных целях.

Порядок привлечения пожертвования ДОУ

ДОУ может собирать пожертвование, если такая возможность предусмотрена в его уставе. Основным принципом привлечения дополнительных средств (пожертвования) ДОУ служит добровольность их внесения физическими и юридическими лицами, в т.ч. родителями (законными представителями) воспитанников. Образовательное учреждение не вправе самостоятельно, по собственной инициативе привлекать целевые взносы родителей (законных представителей) без их согласия. Размер целевого взноса определяется каждым жертвователем самостоятельно.
Пожертвование может осуществляться как путем непосредственной передачи имущества (вручение ключей, правоустанавливающих документов), так и обещанием передать имущество в будущем. На принятие пожертвования не требуется разрешения или согласия учредителя ДОУ или иных государственных (муниципальных) органов власти.
Пожертвование может вноситься:
• в кассу централизованной бухгалтерии, осуществляющей бухгалтерский учет в конкретном учреждении;
• в кассу образовательного учреждения, ведущего самостоятельно бухгалтерский учет, с выдачей квитанции приходного ордера, подтверждающей принятие целевого взноса;
• на внебюджетный счет образовательного учреждения (пожертвование юридических лиц).
Иное имущество, отличное от денежных средств (материальные вещи), оформляется в обязательном порядке актом приема-передачи и ставится на отдельный баланс учреждения в соответствии с действующим законодательством.

Использование пожертвования

ДОУ, принимая пожертвование, должно использовать его по назначению. Распоряжение привлеченными целевыми взносами осуществляет заведующий ДОУ по согласованию с органами самоуправления образовательного учреждения, принявшими решение о привлечении средств, и учредителем.
Пожертвование ДОУ может предусматривать конкретное условие пользования имуществом, определяемое жертвователем. Если общеполезная цель дарителем не оговорена, администрация ДОУ самостоятельно решает на что в рамках уставной деятельности и (или) воспитательного процесса потратить полученное имущество. Например, детский сад вправе израсходовать дополнительно привлеченные денежные средства (пожертвование) на функционирование и развитие учреждения, осуществление образовательного процесса, в т.ч. на приобретение предметов хозяйственного пользования, интерьера, проведение ремонтных работ, организацию досуга и отдыха детей, различные виды доплат сотрудникам и другие нужды.
Если применение имущества по указанному жертвователем назначению невозможно, распоряжаться им в иных целях допускается только с согласия жертвователя. В случаях смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица – жертвователя процедуру распоряжения имуществом определяет суд.
Пожертвованное имущество, используемое не по назначению, может быть возвращено жертвователю, наследникам или иным правопреемникам по решению суда.

Положение о порядке привлечения, расходования и учета добровольных пожертвований физических и юридических лиц