Закон о федеральной службе судебных приставов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об органах принудительного исполнения Российской Федерации

(Наименование в редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Принят Государственной Думой 4 июня 1997 года

Одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 года

Глава I. (Статьи 1 — 6)

(Утратила силу — Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Глава I1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

(Глава введена — Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Статья 61. Система принудительного исполнения Российской Федерации

Система принудительного исполнения Российской Федерации включает:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (далее — федеральный орган принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения;

территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (далее — территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения;

научно-исследовательские, проектные, медицинские (в том числе санаторно-курортные), образовательные и иные организации, специально созданные для обеспечения деятельности системы принудительного исполнения по решению Правительства Российской Федерации (далее — подведомственные организации).

(Статья введена — Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Статья 62. Федеральный орган принудительного исполнения

1. Положение о федеральном органе принудительного исполнения, его структура утверждаются Президентом Российской Федерации.

2. Руководитель федерального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом Российской Федерации.

3. В федеральном органе принудительного исполнения по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

(Статья введена — Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Статья 63. Территориальные органы принудительного исполнения

1. Территориальные органы принудительного исполнения создаются федеральным органом принудительного исполнения на территориях субъектов Российской Федерации. Федеральным органом принудительного исполнения могут создаваться территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня.

2. Руководитель территориального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом субъекта Российской Федерации (главным судебным приставом субъектов Российской Федерации).

3. В территориальном органе принудительного исполнения по ходатайству руководителя территориального органа принудительного исполнения на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

(Статья введена — Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Статья 64. Работники органов принудительного исполнения

1. К работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений (далее — органы принудительного исполнения) относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (далее — сотрудники), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения. Предельная штатная численность работников органов принудительного исполнения (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению) утверждается Президентом Российской Федерации.

2. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов принудительного исполнения регламентируются Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения регламентируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе.

4. Организация деятельности рабочих и служащих органов принудительного исполнения, их трудовые отношения регламентируются трудовым законодательством и правилами внутреннего служебного распорядка в органах принудительного исполнения.

5. Сотрудники органов принудительного исполнения в зависимости от исполняемых ими обязанностей проходят службу в должностях судебных приставов-исполнителей при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации, ведущих судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-исполнителей (далее — судебные приставы-исполнители), судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов), старших судебных приставов, ведущих дознавателей, дознавателей (далее — дознаватель). В соответствии с законодательством Российской Федерации могут учреждаться иные должности сотрудников органов принудительного исполнения.

6. Сотрудники органов принудительного исполнения обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.

(Статья введена — Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Статья 65. Задачи органов принудительного исполнения

На органы принудительного исполнения возлагаются следующие задачи:

по организации обеспечения и непосредственному обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — суды);

по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон «Об исполнительном производстве») актов других органов и должностных лиц (далее — судебные акты, акты других органов и должностных лиц);

по организации и исполнению межгосударственного розыска лиц, осуществляемого в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

по организации исполнения и непосредственному исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа принудительного исполнения;

иные задачи в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и федерального органа принудительного исполнения.

(Статья введена — Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Статья 66. Правовая основа деятельности сотрудников органов принудительного исполнения

Органы принудительного исполнения в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. (Статья введена — Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Статья 67. Использование слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний

Использование слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний допускается только в наименованиях федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений, подведомственных организаций и структурных подразделений этих организаций, а также их должностных лиц, профессиональных союзов и других общественных объединений сотрудников органов принудительного исполнения, включая объединения ветеранов. (Статья введена — Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

(Наименование в редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Статья 7. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, по организации деятельности органов принудительного исполнения

(Наименование в редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы. (В редакции федеральных законов от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

2. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

Статья 8. Полномочия главного судебного пристава Российской Федерации

1. Главный судебный пристав Российской Федерации возглавляет Федеральную службу судебных приставов.

2. Главный судебный пристав Российской Федерации:

осуществляет руководство деятельностью органов принудительного исполнения; (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

осуществляет контроль за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

осуществляет контроль за обеспечением установленного порядка деятельности судов и охраны зданий, помещений судов, а также определяет порядок организации деятельности судебных приставов в этой области; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 34-ФЗ)

в случае необходимости принимает решение об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме, а также определяет перечень должностей сотрудников органов принудительного исполнения, которым предоставлено право на постоянное ношение и хранение огнестрельного оружия, специальных средств; (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

осуществляет контроль за обеспечением безопасности при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения (далее — совершение исполнительных действий), производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений органов принудительного исполнения; (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

определяет тактику проведения исполнительно-разыскных действий, осуществляет контроль за деятельностью сотрудников органов принудительного исполнения и иных должностных лиц органов принудительного исполнения, осуществляющих розыск должника, его имущества или розыск ребенка, а также на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина — ответчика и (или) ребенка; (В редакции федеральных законов от 12.03.2014 № 34-ФЗ, от 08.03.2015 № 57-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

устанавливает порядок служебных взаимоотношений сотрудников органов принудительного исполнения и иных должностных лиц органов принудительного исполнения и их служебной дисциплины с учетом особенностей прохождения государственной службы, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами; (Абзац введен — Федеральный закон от 12.03.2014 № 34-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия; (Абзац введен — Федеральный закон от 12.03.2014 № 34-ФЗ)

издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности органов принудительного исполнения; (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица органов принудительного исполнения; (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

обеспечивает межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;

обеспечивает предоставление в пределах компетенции первичных статистических данных в органы прокуратуры Российской Федерации для осуществления государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»; (Абзац введен — Федеральный закон от 27.12.2019 № 487-ФЗ)

при выполнении задач, возложенных на сотрудников органов принудительного исполнения, организует взаимодействие с уполномоченными государственными органами по вопросам противодействия терроризму; (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

организует взаимодействие с компетентными органами иностранных государств по вопросам межгосударственного розыска лиц, осуществляемого в соответствии с международными договорами Российской Федерации; (Абзац введен — Федеральный закон от 01.05.2019 № 97-ФЗ)

организует контроль в установленной сфере деятельности;

определяет порядок формирования и ведения банков данных, необходимых для выполнения задач, возложенных на сотрудников органов принудительного исполнения; (Абзац введен — Федеральный закон от 11.07.2011 № 196-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 19.07.2009 № 194-ФЗ)

Статья 9. Полномочия главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации

(Наименование в редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

1. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации возглавляет территориальный орган принудительного исполнения по соответствующим субъекту или субъектам Российской Федерации (далее — служба судебных приставов субъекта (служба судебных приставов субъектов) Российской Федерации). (В редакции федеральных законов от 30.12.2015 № 425-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

2. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации: (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

организует и контролирует выполнение решения главного судебного пристава Российской Федерации об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме;

организует и контролирует деятельность сотрудников органов принудительного исполнения и иных должностных лиц службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации по розыску должника, его имущества или розыску ребенка, а также по розыску на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина — ответчика и (или) ребенка, межгосударственному розыску лиц, осуществляемому в соответствии с международными договорами Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 03.12.2011 № 389-ФЗ, от 05.05.2014 № 126-ФЗ, от 08.03.2015 № 57-ФЗ, от 30.12.2015 № 425-ФЗ, от 01.05.2019 № 97-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия; (Абзац введен — Федеральный закон от 12.03.2014 № 34-ФЗ)

издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

обеспечивает в пределах своей компетенции межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;

взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам согласования видов обязательных работ и перечня организаций, в которых лица, которым назначено администрати

О том, каким образом на практике будут реализовываться положения данного нормативно-правового акта, мы поговорили с заместителем руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю — заместителем главного судебного пристава Пермского края лейтенантом внутренней службы Екатериной Кылосовой.

— Екатерина Наильевна, на какие категории должников распространяется действие данного закона?

— Федеральным законом №215-ФЗ от 20.07.2020 «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции» предусматривается предоставление судебным приставом-исполнителем определенным категориям должников на основании их заявления рассрочки исполнения требований исполнительных документов, без обращения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. К данным категориям должников отнесены: юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, в наибольшей степени пострадавшие в условиях ухудшения ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, за исключением тех, к которым применен мораторий на возбуждение дел о банкротстве.

Также рассрочка предоставляется должникам-гражданам, являющимся получателями пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и не имеющим иных источников доходов и недвижимого имущества (за исключением единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения), если совокупный размер пенсии составляет менее двух минимальных размеров оплаты труда.

— Каковы условия предоставления рассрочки?

— Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставление рассрочки будет осуществляться по исполнительным документам имущественного характера, за исключением требований по возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, о компенсации морального вреда, по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, а также выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

Рассрочка предоставляется на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев и не позднее чем до 1 августа 2021 года. Сумма задолженности по исполнительным документам, в отношении которой должник вправе обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки, не может превышать 15 млн рублей.

Гражданам рассрочка предоставляется по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании задолженности по кредитному договору (займу) на срок, указанный в заявлении (с приложенным графиком погашения задолженности), но не более чем на 24 месяца и не позднее чем до 1 июля 2022 года. При этом сумма задолженности по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании задолженности, не должна превышать 1 млн рублей.

— Закон предполагает какие-либо запреты, связанные со взысканием долгов?

— Законом установлен запрет на осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности соответствующими юридическими лицами в отношении граждан, которым предоставлена рассрочка. То есть коллекторские организации не имеют права осуществлять какую-либо работу с данной категорией должников.

Также в соответствии с документом в отношении должников-граждан по 31 декабря 2020 года включительно судебными приставами не будут применяться меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества, за исключением принадлежащих должнику-гражданину транспортных средств.

— Не скажутся ли ограничения, регламентированные данным законом, на эффективности работы службы?

— Не думаю. Реализация Федерального закона позволит обеспечить защиту наиболее уязвимых категорий граждан и организаций и минимизировать для них долговую нагрузку в период распространения коронавирусной инфекции. Российским законодательством для судебных приставов предусмотрено достаточно полномочий, чтобы работа по восстановлению нарушенных прав взыскателей велась в непрерывном режиме.

Мы по-прежнему будем активно применять меры, понуждающие должников к погашению задолженностей. В частности, накладывать запреты на осуществление регистрационных действий в отношении имущества неплательщиков, ограничивать их в праве выезда за пределы Российской Федерации, в специальном праве на управление транспортным средством, использовать административную и уголовную практику.

Из мер принудительного взыскания, постоянно применяемых судебными приставами, наиболее эффективными являются обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на расчетных счетах должников, удержание долга из заработной платы и иных доходов, арест и последующая реализация недвижимости и транспортных средств.

— А насколько эффективны данные меры, если говорить языком цифр?

— С начала года прикамскими судебными приставами ограничены в праве выезда за пределы РФ более 65 тысяч должников, благодаря применению данной меры удалось взыскать около 2,5 млрд рублей. Еще около 18 млн рублей взыскано благодаря ограничению в специальном праве на управление транспортным средством. Отметим, что на сегодняшний день не имеют права садиться за руль почти 3 тысячи пермяков, имеющих долги.

В результате принудительной реализации арестованного имущества в 1 полугодии 2020 года выручено и перечислено взыскателям более 117 млн рублей. С января по июнь судебными приставами- исполнителями составлено более 3 тысяч актов описи и ареста имущества, в том числе транспортных средств. В отчетном периоде арестовано 326 автомобилей, принадлежащих должникам, общей стоимостью около 128 млн рублей.

Таким образом, благодаря применению мер принудительного исполнения за 6 месяцев 2020 года судебными приставами Пермского края взыскано почти 5 млрд рублей, в том числе кредитов на сумму более 880 млн рублей, административных и уголовных штрафов – около 300 млн рублей, коммунальных платежей — 315 млн рублей, алиментов свыше 120 млн рублей, долгов по заработной плате — чуть больше 60 млн рублей.

— Екатерина Наильевна, к работе судебных приставов у граждан всегда возникает много вопросов. По долгу службы судебный пристав находится между двух огней. По мнению взыскателя, он работает слишком медленно, а по мнению должника — слишком быстро. В связи с пандемией в этом году большинство государственных органов вынуждены были ограничить личный прием, в том числе и ваша структура. Возможен ли сегодня непосредственный контакт гражданина с сотрудником органов принудительного исполнения, или служба по-прежнему работает с должниками и взыскателями дистанционно?

— На сегодняшний день возможен как непосредственный контакт стороны исполнительного производства с судебным приставм-исполнителем, так и дистанционное взаимодействие.

В Управлении Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю и его структурных подразделениях прием граждан возобновлен. Но осуществляется он в ограниченном режиме и по предварительной записи.

Записаться на личный прием можно с помощью сервиса «Запись на личный прием» на официальном сайте УФССП России по Пермскому краю, который работает в режиме онлайн и осуществляет запись посредством авторизации по ЕСИА лиц, зарегистрированных на Едином портале государственных услуг.

При осуществлении электронной записи граждане могут выбрать наиболее удобный для себя день и время приёма. Функционал сервиса позволяет гражданам направить заявку на личный прием к должностным лицам службы судебных приставов не ранее трех дней от текущей даты и до тридцати дней до приема.

В целях безопасности сотрудников и посетителей подразделений судебных приставов прием сторон исполнительного производства и их официальных представителей осуществляется только при наличии индивидуальных средств защиты.

Если говорить о дистанционном взаимодействии сторон исполнительного производства и должностных лиц службы, то здесь наиболее удобным представляется электронный сервис «Личный кабинет стороны исполнительного производства». С его помощью взыскатели и должники могут получать юридически значимые процессуальные документы, выносимые судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительного производства, а также подавать обращения, заявления, ходатайства и жалобы в электронном виде.

Получить информацию о наличии или отсутствии задолженности, а также произвести её оплату можно с помощью интернет-ресурса «Банк данных исполнительных производств» или Единого портала государственных услуг.

Если вопрос требует срочного реагирования, то связаться с должностными лицами Управления можно по дежурным номерам телефонов, указанным на официальном сайте УФССП России по Пермскому краю в разделе «Контакты». Кроме звонков по телефонам, граждане могуть направлять свои обращения по почте, как по обычной, так и по электронной.

Читайте «МК в Перми» на Google News

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» ФССП России не наделена полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем полагаем следующее.

В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти в 2004 году издан Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ 314), которым была изменена система и структура федеральных органов исполнительной власти.

Пунктом 13 Указа 314 предусмотрено образование Федеральной службы судебных приставов, и передача ей функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Также Указом 314 определено, что образуемая Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти руководство деятельностью которой осуществляет Президент Российской Федерации, а также то, что она подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации.

Пункт 26 Указа 314 предусматривает вступление в силу положений в отношении ряда федеральных органов исполнительной власти, в том числе и Федеральной службы судебных приставов, после вступления в силу соответствующих федеральных законов.

По нашему мнению, соответствующим федеральным законом является Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (далее – Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — 118-ФЗ).

Так, в статью 5 118-ФЗ «Организация деятельности службы судебных приставов» внесены изменения, которыми положения, предусматривающие образование Министерством юстиции Российской Федерации службы судебных приставов, входящей в систему органов Министерства юстиции, исключены.
Федеральным законом от 29.06.2004 № 58-ФЗ в 118-ФЗ вводится понятие Федеральная служба судебных приставов как самостоятельного федерального органа, положение, структура и штатная численность которого утверждается Президентом Российской Федерации.

Положение о Федеральной службе судебных приставов утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316.

Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ, вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» от 01.07.2004 № 138).

Дополнительно сообщаем, что на этапе внесения в Государственную Думу Российской Федерации с проектом федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (проект № 43386-4), вносилась пояснительная записка в которой определено, что изменения, касающиеся деятельности реформируемых федеральных органов исполнительной власти, вносятся в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве».

Информация о проекте № 43386-4 размещена в свободном доступе в системе обеспечения законодательной деятельности (http://sozd.duma.gov.ru/).

Следует отметить, что на сегодняшний день действующая структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Задачами Управления по организации исполнительного производства (далее – Управление) являются:

Организация принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Организация работы по исполнительному розыску должников и их имущества, исполнительному розыску ребенка, розыска на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина-ответчика и (или) ребенка, межгосударственному розыску лиц, осуществляемому в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Организация работы по аресту, хранению, оценке и реализации имущества, арестованного в процессе принудительного исполнения требований исполнительного документа, а также по принудительному исполнению требований исполнительных документов о конфискации имущества.

Осуществление ведомственного контроля за работой территориальных органов ФССП России в установленной сфере деятельности.

Обеспечение межведомственного взаимодействия по вопросам исполнительного производства, исполнительного розыска должников и их имущества, исполнительного розыска ребенка, розыска на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина-ответчика и (или) ребенка, ареста, хранения, оценки и реализации имущества, арестованного в процессе принудительного исполнения требований исполнительного документа, а также по принудительному исполнению требований исполнительных документов о конфискации имущества в соответствии с полномочиями, предоставленными ФССП России.

Обеспечение организационно методического руководства деятельностью территориальных органов ФССП России по вопросам, относящимся к компетенции Управления, распространение положительного опыта работы по направлениям деятельности.

Управление обеспечивает в пределах своей компетенции сохранность и конфиденциальность персональных данных, а также сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

Управление осуществляет следующие основные полномочия:

Организует работу территориальных органов ФССП России по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Обеспечивает контроль за работой территориальных органов ФССП России в установленной сфере деятельности.

Осуществляет анализ эффективности работы территориальных органов ФССП России по вопросам деятельности, отнесенным к компетенции Управления, разрабатывает меры по ее совершенствованию.

Осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, правоохранительными органами, общественными объединениями и иными организациями по вопросам исполнительного производства в рамках своей компетенции.

Осуществляет взаимодействие с высшими судебными инстанциями Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, органами прокуратуры и другими федеральными ведомствами по вопросам совершенствования практики принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

Организует работу по временному ограничению права на выезд должника из Российской Федерации.

Осуществляет рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

Осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Время создания/изменения документа: 26 июня 2011 15:44 / 30 июня 2020 16:16

Версия для печати