Закон о приватизации 1991

Содержание

Об утверждении Положения «О приватизации муниципального жилищного фонда в муниципальном образовании «город Екатеринбург»

ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 6 июня 1996 года N 37/4
Об утверждении Положения «О приватизации муниципального жилищного фонда в муниципальном образовании «город Екатеринбург»

(с изменениями на 13 декабря 2016 года)

В 1995 году принят и вступил в силу Закон Российской Федерации «Об общих принципах и началах организации местного самоуправления». Названным Законом установлены полномочия самостоятельного принятия решения местным самоуправлением по передаче объектов муниципальной собственности в порядке приватизации.

В соответствии с вышеназванным и на основании ст. 29 Закона Российской Федерации «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и Гражданским кодексом Российской Федерации Екатеринбургская городская Дума решила:

1. Утвердить Положение «О приватизации муниципального жилищного фонда в муниципальном образовании «город Екатеринбург».

(п. 1 в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.09.2009 N 34/9)

2. Утратил силу. — Решение Екатеринбургской городской Думы от 22.09.2009 N 34/9.

3. Глава города (Чернецкий А.М.) самостоятельно определяет порядок оформления и подписания договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений от имени администрации города.

4. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на комиссию по земле и муниципальной собственности.

Глава города
А.М.ЧЕРНЕЦКИЙ

Приложение 1. Положение «О приватизации муниципального жилищного фонда в муниципальном образовании «город Екатеринбург»

Приложение 1

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Гражданским кодексом Российской Федерации устанавливает единые условия и порядок осуществления приватизации муниципального жилищного фонда в городе Екатеринбурге.

2. На условиях и в порядке, установленных Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», настоящим Положением, граждане вправе бесплатно приобрести в собственность занимаемые ими на условиях социального найма жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда.

3. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

(п. 3 в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 27.11.2012 N 54/66)

4. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств бюджета муниципального образования «город Екатеринбург».

5. Не подлежат приватизации жилые помещения:

находящиеся в аварийном состоянии;

в домах, находящихся на территории закрытых военных городков;

в общежитиях;

служебные жилые помещения (за исключением жилищного фонда совхозов и других приравненных к ним сельскохозяйственных предприятий).

Собственник муниципального жилищного фонда или уполномоченные им органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственника вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, занимаемых гражданами, которые в соответствии с действующим жилищным законодательством не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения.

Не допускается приватизация жилых помещений, право на которые оспаривается в судебном порядке до вступления в силу соответствующего судебного решения.

6. Приватизация жилых помещений в домах — памятниках архитектуры, истории, культуры осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством в отношении домов, являющихся памятниками архитектуры, истории и культуры.

Приватизация жилых помещений в коммунальных квартирах проводится на общих основаниях. При этом согласия других проживающих в квартире нанимателей и членов их семей не требуется.

7. Граждане, не изъявившие желания приватизировать занимаемые жилые помещения, пользуются ими на условиях, предусмотренных гражданским и жилищным законодательством.

Глава 2. Основные условия приватизации жилищного фонда

8. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется:

Администрацией города Екатеринбурга;

муниципальным унитарным предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения;

муниципальным учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.

9. Передача жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации оформляется договором передачи, заключаемым в письменной форме Администрацией города Екатеринбурга, муниципальным унитарным предприятием, муниципальным учреждением, с одной стороны, и гражданином (гражданами), приобретающим жилое помещение в собственность, с другой стороны.

Договор нотариальному удостоверению не подлежит, и государственная пошлина не взимается.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

10. Граждане имеют право на бесплатную приватизацию занимаемого ими по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, если ранее приватизированное ими жилое помещение было безвозмездно передано в муниципальную собственность.

11. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в муниципальную собственность с последующим заключением договора социального найма этих жилых помещений.

(в ред. Решений Екатеринбургской городской Думы от 24.01.2012 N 2/52, от 09.04.2013 N 18/74, от 13.12.2016 N 40/57)

12. Споры, возникающие по поводу приватизации жилых помещений, разрешаются в судебном порядке.

Глава 3. Порядок оформления передачи жилых помещений в собственность граждан

13. Для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют в Администрацию города Екатеринбурга, администрацию муниципального унитарного предприятия, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, или муниципального учреждения, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, следующие документы:

заявление о приобретении квартиры в собственность, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя, а также несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет;

заявление о согласии на приватизацию жилого помещения лица, которое проживает в приватизируемом помещении, сохраняет на него право в соответствии с нормами жилищного законодательства, но не участвует в приватизации;

заявление о согласии на приватизацию жилого помещения лица, которое не проживает в приватизируемом помещении, сохраняет на него право в соответствии с нормами жилищного законодательства, но не участвует в приватизации;

копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина (предоставляется всеми гражданами, проживающими в жилом помещении);

копии документов, подтверждающих родственные или иные отношения граждан, участвующих в приватизации, в том числе копию свидетельства о заключении брака, копию свидетельства о рождении;

абзац утратил силу. — Решение Екатеринбургской городской Думы от 13.12.2016 N 40/57;

ордер (дубликат ордера) или договор социального найма (дубликат договора социального найма);

справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано (для граждан, изменивших место жительства после 26 июля 1991 года);

решения, заключения и разрешения об исключении несовершеннолетних детей из числа участников приватизации жилой площади, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве (в случае отказа несовершеннолетних детей от участия в приватизации);

решения, заключения и разрешения на приватизацию жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве (представляются в случае приватизации жилого помещения, в котором проживают исключительно несовершеннолетние дети);

решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов (если право на жилое помещение было оспорено в судебном порядке).

При невозможности подтвердить одно из предыдущих мест жительства справкой с места жительства граждане предоставляют документы из числа следующих:

справка медицинского учреждения о нахождении на учете, прохождении лечения;

справка учреждения социального обслуживания населения о проживании в данном учреждении;

справка исправительного учреждения об отбытии срока наказания;

решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции;

военный билет;

письменные пояснения заявителя с приложением при необходимости документов, подтверждающих пребывание заявителя по месту работы, учебы (диплом об окончании учебного заведения, трудовая книжка).

Документами, необходимыми для решения вопроса о приватизации жилого помещения муниципального жилищного фонда, которые могут быть представлены заявителем по собственной инициативе или получены Администрацией города Екатеринбурга в ходе межведомственного информационного обмена в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, являются:

выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества в отношении каждого гражданина, участвующего в приватизации;

справка, подтверждающая место жительства заявителя и (или) содержащая сведения о совместно проживающих с ним лицах (в том числе с каждого предыдущего места жительства, если гражданин менял место жительства начиная с 26 июля 1991 года);

кадастровый паспорт на жилое помещение;

выписка из реестра муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург».

(часть третья в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 13.12.2016 N 40/57)

Подписи граждан на заявлении удостоверяются лицами, уполномоченными на эти цели Администрацией города Екатеринбурга, или в нотариальном порядке.

Граждане, забронировавшие занимаемые жилые помещения, приватизируют их по месту бронирования. Для этого вместе с копией охранного свидетельства предоставляется справка из жилищно-эксплуатационной организации о том, что за ними на основании охранного свидетельства сохраняется право на жилую площадь.

Отказ несовершеннолетних детей от участия в приватизации допускается только с согласия органов опеки и попечительства.

Копии документов для проверки их соответствия предоставляются одновременно с подлинниками документов.

(п. 13 в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 27.11.2012 N 54/66)

14. Решение вопроса о приватизации жилья принимается по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов, перечисленных в пункте 13 настоящего Положения.

(в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 27.11.2012 N 54/66)

В случае нарушения прав граждан при приватизации жилья они вправе обратиться в суд.

15. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или в оперативном управлении учреждений, передается в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение Администрации города Екатеринбурга в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Глава 4. Порядок оформления передачи занимаемых гражданами приватизированных жилых помещений в муниципальную собственность

16. Для передачи жилого помещения в собственность муниципального образования гражданам необходимо представить в Администрацию города Екатеринбурга:

заявление;

копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина (предоставляется всеми гражданами, проживающими в жилом помещении);

копии документов, подтверждающих родственные или иные отношения граждан, участвующих в приватизации, в том числе копию свидетельства о заключении брака, копию свидетельства о рождении;

абзац утратил силу. — Решение Екатеринбургской городской Думы от 13.12.2016 N 40/57;

договор (дубликат договора) передачи жилого помещения в собственность граждан;

абзац утратил силу. — Решение Екатеринбургской городской Думы от 13.12.2016 N 40/57;

справки органов технической инвентаризации о наличии (отсутствии) регистрации права собственности на жилые помещения за собственником (собственниками) жилого помещения;

справку об инвентаризационной стоимости приватизированного жилого помещения, передаваемого в собственность муниципального образования «город Екатеринбург»;

решения, заключения и разрешения на передачу приватизированного жилого помещения в собственность муниципального образования «город Екатеринбург», выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве (представляется, если собственниками жилого помещения, передаваемого в собственность муниципального образования «город Екатеринбург», являются несовершеннолетние или недееспособные граждане);

решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов (документ представляется на жилое помещение, которое являлось предметом судебного спора);

Документами, необходимыми для решения вопроса о передаче приватизированного жилого помещения в собственность муниципального образования «город Екатеринбург», которые могут быть представлены заявителем по собственной инициативе или получены Администрацией города Екатеринбурга в ходе межведомственного информационного обмена в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, являются:

кадастровый паспорт приватизированного жилого помещения, передаваемого в собственность муниципального образования «город Екатеринбург»;

выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащая общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости в отношении приватизированного жилого помещения, передаваемого в собственность муниципального образования «город Екатеринбург»;

выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества для каждого собственника приватизированного жилого помещения, передаваемого в собственность муниципального образования «город Екатеринбург»;

справка налогового органа об отсутствии у заявителя неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате, в отношении жилого помещения, передаваемого в собственность муниципального образования «город Екатеринбург»;

справка, подтверждающая место жительство заявителя и (или) содержащая сведения о совместно проживающих с ним лицах, заверенная подписью должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства.

(часть вторая в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 13.12.2016 N 40/57)

Копии документов для проверки их соответствия предоставляются одновременно с подлинниками документов.

(п. 16 в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 27.11.2012 N 54/66)

17. Решение о приеме приватизированного жилого помещения в муниципальную собственность принимается по результатам рассмотрения заявления и документов, указанных в пункте 16 настоящего Положения, и оформляется постановлением Администрации города Екатеринбурга, проект которого в течение четырнадцати календарных дней со дня подачи заявления и документов готовит Комитет по жилищной политике Администрации города Екатеринбурга.

(п. 17 в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 27.11.2012 N 54/66)

18. Принятие постановления Администрации города Екатеринбурга о приеме приватизированного жилого помещения в муниципальную собственность осуществляется в срок, установленный правовыми актами Администрации города Екатеринбурга, но не превышающий трех месяцев со дня подготовки проекта постановления Администрации города Екатеринбурга о приеме приватизированного жилого помещения в муниципальную собственность.

(в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 24.01.2012 N 2/52)

19. В течение тридцати календарных дней со дня принятия соответствующего постановления Администрации города Екатеринбурга Администрация города Екатеринбурга заключает с гражданином (гражданами) договор передачи жилого помещения в собственность муниципального образования.

(в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 24.01.2012 N 2/52)

20. В случае уклонения от заключения договора в срок, установленный пунктом 19 настоящего Положения, со стороны граждан постановление Администрации города Екатеринбурга о приеме жилого помещения в муниципальную собственность подлежит отмене, о чем в срок, установленный правовыми актами Администрации города Екатеринбурга, принимается соответствующее постановление Администрации города Екатеринбурга.

(в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 24.01.2012 N 2/52)

21. Договор, указанный в пункте 19 настоящего Положения, подлежит государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

22. Договор социального найма жилого помещения, переданного гражданином (гражданами) в собственность муниципального образования, заключается Администрацией города Екатеринбурга не позднее тридцати календарных дней с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на указанное жилое помещение.

23. Споры, возникающие по поводу передачи приватизированных жилых помещений в муниципальную собственность, разрешаются в судебном порядке.

Договор передачи комнат(ы) в коммунальной квартире в собственность граждан. — Утратил силу

Утратил силу. — Решение Екатеринбургской городской Думы от 22.09.2009 N 34/9.

Договор передачи квартиры в собственность граждан. — Утратил силу

Утратил силу. — Решение Екатеринбургской городской Думы от 22.09.2009 N 34/9.

Договор коммерческого найма жилого помещения. — Утратил силу

Утратил силу. — Решение Екатеринбургской городской Думы от 24.01.2006 N 7/18.

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

  • Раздел I. Общие положения 1 — 9.1
  • Статья 1
  • Статья 2
  • Статья 3. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.12.2004 №189-ФЗ.
  • Статья 3.1
  • Статья 4
  • Статья 5. Исключена. — Федеральный закон от 20.05.2002 №55-ФЗ.
  • Статья 6
  • Статья 7
  • Статья 8
  • Статья 9. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.12.2004 №189-ФЗ.
  • Статья 9.1
  • Статья 10. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.12.2004 №189-ФЗ.
  • Раздел II. Основные принципы и условия приватизации жилых помещений 11 — 18
  • Статья 11
  • Статья 16
  • Статья 17
  • Статья 18
  • Раздел III. Обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений (статьи 21 — 26) утратил силу. — Федеральный закон от 29.12.2004 №189-ФЗ.

«Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год»

исходя из того, что статьей 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» за бывшим наймодателем сохранена обязанность по производству капитального ремонта нуждавшихся в нем домов (что само по себе не исключает уплату взносов на капитальный ремонт всеми собственниками расположенных в них помещений), федеральному законодателю надлежит установить механизм исполнения данной обязанности, согласованный с закрепленным в Жилищном кодексе Российской Федерации порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20.01.2015 N АПЛ14-690

В соответствии с оспариваемым Постановлением в порядке улучшения жилищных условий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации предоставляются приобретаемые за счет средств федерального бюджета жилые помещения только специализированного типа (служебные помещения), в отношении которых не требуется вынесение дополнительного решения уполномоченного органа об отнесении этих помещений к специализированному жилому фонду, не может быть заключен договор социального найма, и в силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» данные жилые помещения не подлежат приватизации.

Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 N 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы»

6.1. Вводя общую обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в таких домах, федеральный законодатель не мог не учитывать положения Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», определяющего основные принципы и порядок осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, статьей 16 которого в отношении домов, требующих капитального ремонта, за бывшими наймодателями — исходя из принципов социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти — была сохранена обязанность производить капитальный ремонт таких домов в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Определение Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 N 1-О «По запросу Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда о проверке конституционности пункта 6 статьи 2 Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», статьи 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», пункта 1 приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и пункта 5 раздела I Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа»

Так, преобразование отношений собственности в жилищной сфере регламентируется Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в первоначальной редакции Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР»). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июня 2006 года N 6-П, данный Закон является правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере, определившей базовые принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда с целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Определение Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 N 2264-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рамазановой Гузаль Рашидовны на нарушение ее конституционных прав статьями 2 и 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и статьей 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а фактически ее части первой (в действующей редакции, фактически воспроизводящей редакцию этой нормы во время рассмотрения спора с участием заявительницы), в соответствии с которой граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 N 425-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Тюменской области о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

1. В производстве судей Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Тюменской области С.И. Кульковой и А.А. Ковалева находятся дела по искам к администрации города Лангепас граждан Г.И. Горобцовой, А.В. Третьякова, Т.Р. Салимовой и А.Р. Бадалбаева, проживающих в общежитии, принадлежащем, как установлено судом, муниципальному образованию «Город окружного значения Лангепас», о признании незаконным отказа в заключении договора передачи в собственность (приватизации) занимаемых ими жилых помещений и об обязании администрации города Лангепас заключить соответствующий договор. При этом указанные граждане ссылаются на то, что занимаемые ими жилые помещения не отвечают требованиям, предъявляемым к общежитиям, в связи с отсутствием пропускного режима, вахты, обслуживающего персонала, мебели и других необходимых для проживания граждан предметов (постельных принадлежностей и т.д.), однако в приватизации этих жилых помещений им было отказано со ссылкой на статью 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Определение Конституционного Суда РФ от 14.05.2013 N 693-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Нижегородцева Дмитрия Валерьевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

Так, согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане Российской Федерации, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках. Одним из таких законов является Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в силу статьи 2 которого граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных этим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Определение Конституционного Суда РФ от 03.11.2006 N 455-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Слободского районного суда Кировской области о проверке конституционности пункта 2 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также жалоб граждан В.А. Вахрамеевой и Е.В. Кожанова на нарушение их конституционных прав этими нормами»

Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 ноября 1998 года N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», законодательное регулирование отношений в жилищной сфере должно обеспечивать возможность использования дифференцированного подхода к оценке тех или иных жизненных ситуаций в целях избежания чрезмерного и необоснованного ограничения конституционных прав граждан.

Определение Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 N 379-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Блинова Александра Михайловича на нарушение его конституционных прав пунктом 6 статьи 9 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» и пунктом 15 статьи 43 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

В то же время преобразование отношений собственности в жилищной сфере регламентируется Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в статье 1 которого, в свою очередь, установлено, что приватизацией жилых помещений является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Решение Конституционного Суда РФ от 17.07.2012 «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года»

15. Постановлением от 30 марта 2012 N 9-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений части второй статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1541-1

О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации

Федеральным законом от 20 мая 2002 г. № 55-ФЗ в преамбулу и статьи настоящего Закона внесены изменения.

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 февраля 2010 г. N 4-ФЗ) статья 1 настоящего Закона признана утратившей силу с 1 марта 2013 г.

Статья 1. Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 февраля 2010 г. N 4-ФЗ) статья 2 настоящего Закона признана утратившей силу с 1 марта 2013 г.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в статью 2 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 2. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 февраля 2010 г. N 4-ФЗ) статья 3 настоящего Закона признана утратившей силу с 1 марта 2013 г.

Статья 3. Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, вправе продавать, завещать, сдавать внаем эти помещения, а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие законодательству.

Для совершения сделок в отношении приватизированных жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, независимо от того, являются ли они собственниками, сособственниками или членами семьи собственников, в том числе бывшими, имеющие право пользования данным жилым помещением, требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Это правило распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права.

Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние, зачисляются родителями (усыновителями), опекунами (попечителями), администрацией детских или иных воспитательных учреждений соответствующего назначения на счет по вкладу на имя несовершеннолетнего в местном отделении Сберегательного банка Российской Федерации.

Собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами либо пользователями внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования дома.

Собственнику приватизированного жилого помещения в коммунальной квартире принадлежит доля в праве собственности на общее имущество в коммунальной квартире.

Осуществление права собственности на жилое помещение не должно нарушать прав и охраняемых действующим законодательством интересов других лиц.

Доля собственника приватизированного жилого помещения в коммунальной квартире в праве собственности на общее имущество в коммунальной квартире пропорциональна доле площади принадлежащего ему жилого помещения в коммунальной квартире, если соглашением всех собственников приватизированных жилых помещений в коммунальной квартире не установлено иное.

Доля каждого собственника приватизированного жилого помещения в коммунальной квартире в праве собственности на общее имущество в коммунальной квартире следует судьбе права собственности на жилое помещение в коммунальной квартире, принадлежащее этому собственнику.

Федеральным законом от 26 ноября 2002 г. № 153-ФЗ настоящий Закон дополнен статьей 3.1:

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

Федеральным законом от 11 июня 2008 г. № 84-ФЗ в статью 4 настоящего Закона внесены изменения

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ статья 4 настоящего Закона признана утратившей силу с 1 января 2007 г.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ в статью 4 настоящего Закона внесены изменения.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 5. Исключена

Федеральным законом 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 февраля 2010 г. N 4-ФЗ) статья 6 настоящего Закона признана утратившей силу с 1 марта 2013 г.

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 февраля 2010 г. N 4-ФЗ) статья 7 настоящего Закона признана утратившей силу с 1 марта 2013 г.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ в статью 7 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ в статью 7 настоящего Закона внесены изменения.

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 февраля 2010 г. N 4-ФЗ) статья 8 настоящего Закона признана утратившей силу с 1 марта 2013 г.

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ статья 9 настоящего Закона признана утратившей силу с 1 марта 2005 г.

Статья 9. Для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним в установленном порядке лиц, инвалидов труда, а также инвалидов с детства, ветеранов войны, семей погибших при исполнении государственных обязанностей, семей с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется порядок предоставления жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях договора социального найма.

Законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации право на получение жилых помещений в порядке, указанном в части первой настоящей статьи, может быть предоставлено и другим категориям граждан.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 февраля 2010 г. N 4-ФЗ) статья 9.1 настоящего Закона признана утратившей силу с 1 марта 2013 г.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в статью 9.1 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ статья 10 настоящего Закона признана утратившей силу с 1 марта 2005 г.

Статья 10. В период перехода к рыночным отношениям для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется действующий порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 февраля 2010 г. N 4-ФЗ) раздел II настоящего Закона признана утратившей силу с 1 марта 2013 г.

Раздел II. Основные принципы и условия приватизации жилых помещений

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

Статья 12. Отменена

Статья 13. Отменена

Статья 14. Отменена

Статья 15. Отменена

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в статью 18 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Статья 19. Отменена

Статья 20. Отменена

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ раздел III настоящего Закона признан утратившей силу с 1 марта 2005 г.

Раздел III. Обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений

Статья 21. Обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений осуществляются с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда на условиях, установленных для государственного и муниципального жилищного фонда, за счет средств их собственников. В этих целях собственники могут образовывать товарищества и иные объединения.

Статья 22. За государственными жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями сохраняются обязательства по обслуживанию и ремонту приватизированных жилых помещений по договору с их собственниками (товариществами и иными объединениями).

Оплата расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом приватизированных жилых помещений, производится собственниками по ставкам, установленным для обслуживания государственного и муниципального жилищного фонда.

Собственники приватизированных жилых помещений в коммунальных квартирах оплачивают на равных условиях с нанимателями жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования расходы, связанные с обслуживанием и ремонтом мест общего пользования коммунальных квартир и общего имущества в многоквартирном жилом доме.

Статья 23. Собственники жилых помещений вправе самостоятельно определять организации для обслуживания этих помещений (государственные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации, кооперативы и иные хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовых форм).

Статья 24. Обслуживание и ремонт жилого дома в целом осуществляется жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями или их правопреемниками, обслуживающими этот дом до начала приватизации, кроме тех квартир, собственники которых избрали иные организации для обслуживания этих квартир.

Собственники жилых помещений участвуют в расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования, мест общего пользования дома и содержанием придомовой территории, соразмерно занимаемой ими площади в этом доме.

Статья 25. Контроль за техническим состоянием и своевременным ремонтом приватизированного жилищного фонда осуществляют органы местного самоуправления и органы государственной жилищной инспекции.

Статья 26. Нарушение правил эксплуатации приватизированных жилых помещений, инженерного оборудования, коммуникаций и придомовой территории влечет ответственность в установленном порядке.

Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин.

Москва,
Дом Советов РСФСР