Закон о трансфертном ценообразовании

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

С 2012 года вступает в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее – Закон N 227-ФЗ), который вносит значительные поправки в порядок регулирования налогообложения цен по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами.

В настоящее время критерии взаимозависимости для целей налогообложения и принципы определения рыночных цен регулируются положениями ст.ст.20 и 40 НК РФ. Указанные нормы будут продолжать применяться для целей налогообложения по сделкам, доходы и расходы по которым должны быть признаны в соответствии с гл.25 НК РФ до 2012 года.

📌 Реклама Отключить

Что касается новых правил, то они будут распространяться на сделки, доходы или расходы по которым должны признаваться в налоговом учете начиная с 2012 года, при этом даты заключения договоров по этим сделкам не имеют значения (п.5 ст.4 Закона N 227-ФЗ).

Закон N 227-ФЗ дополняет НК РФ новым разделом V.1., который будет включать в себя шесть глав: «Взаимозависимые лица», «Общие положения о ценах и налогообложении», «Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица», «Контролируемые сделки. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля. Уведомление о контролируемых сделках», «Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами», «Соглашение о ценообразовании».

📌 Реклама Отключить

Как указано в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», Закон N 227-ФЗ направлен, «с одной стороны, на эффективное противодействие использованию трансфертных цен в сделках между организациями, осуществляющими свою деятельность в юрисдикциях с различными налоговыми режимами, в целях уклонения от налогообложения. С другой стороны, не должно создаваться препятствий для деятельности добросовестных налогоплательщиков на территории Российской Федерации, в том числе крупных холдинговых компаний».

Таким образом, комментируемые поправки устанавливают регулирование трансфертного ценообразования по общепринятому в мировой практике принципу «arm’s length principle» («принцип вытянутой руки»). Согласно этому принципу для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается обратно к рыночным значениям, как если бы компании были независимы.

📌 Реклама Отключить

В нашей статье мы рассмотрим какие сделки подпадут под контроль налоговых органов, какие лица будут признаваться взаимозависимыми в целях налогообложения, каким образом налоговый орган будет осуществлять контроль за трансфертным ценообразованием и какие неблагоприятные последствия могут наступить для налогоплательщиков, если они не будут исполнять нормы НК РФ, которые ступают в силу со следующего года.

1. Контролируемые сделки

Понятие «контролируемой сделки» является новым для НК РФ и вводится комментируемым Законом N 227-ФЗ.

В соответствии со ст. 105.14. НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей).

Иными словами «контролируемая сделка» — это сделка, которую налоговые органы вправе проверить на соответствие цены самой сделки рыночной цене.

📌 Реклама Отключить

1.1.Виды контролируемых сделок

Закон N 227-ФЗ закрепляет четыре вида контролируемых сделок:

1. сделки между взаимозависимыми лицами (подробнее данный вид сделок будет рассмотрен в следующем разделе).

2. сделки по реализации товаров (работ, услуг), которые совершаются с участием третьих лиц, которые не являются взаимозависимыми лицами, однако при этом должны соблюдаться следующие условия:

a. эти третьи лица не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

b. не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.

📌 Реклама Отключить

3. сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли: нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни;

4. сделки между российскими организациями (иностранными организациями — через их постоянные представительства в РФ, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ) и лицами, местом нахождения (местом жительства) которых являются оффшорные зоны. В настоящее время перечь оффшорных зон утвержден Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н.

Обращаем ваше внимание, что сделки под пунктами 3 и 4 настоящей статьи признаются контролируемыми только в том случае, если годовой доход по ним больше 60 млн. руб. (п.7 ст.105.14 НК РФ).

Кроме того, что касается сделок между взаимозависимыми лицами, то такие сделки признаются контролируемыми, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

📌 Реклама Отключить

— хотя бы одна из сторон сделки является резидентом ОЭЗ, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), при этом другая сторона (другие стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой ОЭЗ (данное условие вступает в силу с 01.01.2014).

— одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по процентной налоговой ставке, предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

📌 Реклама Отключить

— хотя бы одна из сторон сделки применяет ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы. Сумма сделки должна превышать 100 млн. руб. (абз. 2 п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

— хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0%, при этом другая сторона (другие стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам.

Три последних разновидностей сделок будут являться контролируемыми, если общая сумма доходов по ним за год превысит 60 млн. руб. (п.3 ст.105.14 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Обращаем ваше внимание! Сумма доходов по сделкам за календарный год рассчитывается путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

1.2. «Неконтролируемые» сделки

Законодатель определил закрытый перечень сделок, которые не являются контролируемыми (см. п. 4 ст. 104.14 НК РФ). К ним относятся:

а) сделки, сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с законом;

б) сделки, сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим условиям:

— лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;

— лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;

📌 Реклама Отключить

— лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

— указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

— сторона по сделке не уплачивает НДПИ, ЕСХН, ЕНВД, не освобождена от налогообложения прибыли и не является резидентом ОЭЗ, в которой предусмотрен льготный режим налогообложения прибыли.

2. Взаимозависимость лиц

В настоящее время толкование взаимозависимости лиц в целях налогообложения приведено в п .1 ст.20 НК РФ.

В соответствии с указанной нормой лица считаются взаимозависимыми при соблюдении следующих условий:

— одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

📌 Реклама Отключить

— одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

— лица состоят в отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

По новым правилам, которые будут применяться с 2012 года, устанавливаются три основания для признания лиц взаимозависимыми:

1.по закону (если такие лица поименованы в НК РФ);

2.по суду (если лица признаны взаимозависимыми судом);

3.по самостоятельному признанию себя налогоплательщиками таковыми.

Перечень оснований для признания взаимозависимости в соответствии с нормами НК РФ является закрытым.

2.1.Перечень взаимозависимых лиц

Закон N 227-ФЗ значительно расширил перечень лиц, которые являются взаимозависимыми в целях налогообложения (см. п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Такое детальное указание, возможно, позволит исключить ныне существующую произвольную трактовку взаимозависимости налоговыми органами.

📌 Реклама Отключить

Итак, рассмотрим новые критерии взаимозависимости.

2.1.1. Взаимозависимость междуфизическими лицами:

— по родственному признаку (физическое лицо, его супруг (супруга), родители, (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный (пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). В ныне действующей редакции ст.20 НК РФ идет отсылка к нормам Семейного кодекса Российской Федерации;

— по должностному положению (физические лица в случае, если одно лицо подчиняется другому лицу по должностному положению) (пп. 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Оставлено по сравнению со ст.20 НК РФ без изменений.

2.2.2.Взаимозависимость между юридическими лицами.

Организации признаются взаимозависимыми в следующих случаях:

— если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25% (пп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). В нормах, которые действуют в настоящее время, доля участия составляет более 20%;

📌 Реклама Отключить

— если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25% (пп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);

— если в организациях единоличные исполнительные органы либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместного с его взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 рассматриваемого пункта) (пп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);

— если более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) организации составляют одни и те же физические лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 рассматриваемого пункта (пп. 6 п. 2. ст. 105.1 НК РФ);

— если полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет одно и тоже лицо (пп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

2.2.3. Взаимозависимость между физическим лицом и организацией возникает в следующих случаях:

— если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25% (пп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). При определении долей участия физического лица необходимо учитывать не только долю его непосредственного участия, но и долю участия его взаимозависимых лиц;

— в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50% (пп. 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);

— организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 рассматриваемого пункта), когда лицо имеет полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50% процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации (пп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);

📌 Реклама Отключить

— когда лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа организации (пп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Немаловажно то, что по-прежнему сохранился принцип презумпции добросовестности налогоплательщика, который означает, что пока налоговым органом не доказано иное, для целей налогообложения цены, цены в сделках между лицами, не являющиеся взаимозависимыми, признаются рыночными (п.1 ,3 ст. 105.3 НК РФ).

3. Новая обязанность для налогоплательщиков

Закон N 227–ФЗ расширил круг обязанностей налогоплательщиков. Так, ст.ст. 105.15 и 105.16 НК РФ предусматривают следующие обязанности для налогоплательщиков, совершивших контролируемую сделку (группу таких сделок):

1) предоставлять на основании требования ФНС России документации относительно конкретной сделки (группы сделок), включая сведения о деятельности налогоплательщика и об использованных методах оценки доходов (прибыли, выручки);

📌 Реклама Отключить

2) уведомить налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика о совершенных в календарном году контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за истекшим годом. Затем налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика направляет такое уведомление в электронном виде в ФНС России.

Если налоговый орган самостоятельно выявил факты совершения контролируемых сделок без представления налогоплательщиками соответствующего уведомления, то налоговый орган самостоятельно извещает о фактах контролируемых сделок ФНС России.

Обращаем ваше внимание, что с учетом п.7 ст.4 Закона N 227-ФЗ новые обязанности налогоплательщика возникают до 2014 года только в случае, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам превышает в 2012 году — 100 миллионов рублей а в 2013 году — 80 миллионов рублей.

📌 Реклама Отключить

4. Порядок определения рыночной цены

Из смысла новой гл.14.2 НК РФ следует, что при сделках между взаимозависимыми лицами должны применяться рыночные цены.

При этом в п. 1 ст.105.3 НК РФ закреплен любопытный принцип, согласно которому в течение года налогоплательщик может использовать цены, фактически примененные в сделках между взаимозависимыми лицами. Главное, чтобы в случае отклонения по итогам года цен в сделках между взаимозависимыми лицами налогоплательщик своевременно скорректировал сумму своих налоговых обязательств перед бюджетом.

Так, в соответствии с п.6 ст. 105.3 НК РФ, корректировки по НДС и НДПИ отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, представляемых одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций (для физических лиц — НДФЛ).

📌 Реклама Отключить

Сумма недоимки, выявленная налогоплательщиком самостоятельно по результатам произведенной корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (для физических лиц- НДФЛ) за соответствующий налоговый период.

Важно!За период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются (аб.4 п.6 ст. 105.3 НК РФ).

Фактически законодатель предоставляет налогоплательщику своеобразную отсрочку по уплате налога, главное чтобы по итогам года все обязательства перед бюджетом были скорректированы.

Цены всегда признаются рыночными в следующих случаях (п.п.8-12 ст. 105.3 НК РФ):

1.Если тот или иной уровень цен предписан антимонопольным органом.

2.Если сделка заключена по результатам биржевых торгов.

📌 Реклама Отключить

3.Если цена сделки определена на основании оценки оценщиком (если проведение оценки является обязательным).

4.Если цена определена в соответствии с соглашением о ценообразовании.

5. Сопоставимость условий сделки

Для того чтобы определить, является ли цена сделки между взаимозависимыми лицами рыночной, налоговые органы производят сопоставление таких сделок со сделками, в которых сторонами не являются взаимозависимые лица.

Для таких сделок в НК РФ вводится понятие «сопоставляемые сделки». Данному вопросу посвящена ст. 105.5 НК РФ.

С целью выявления сопоставимых сделок налоговые органы могут анализировать следующие условия (п. 4 ст. 105.5 НК РФ):

— характеристики товаров (работ, услуг);

— характеристики функций, выполняемых сторонами сделки, в соответствии с обычаями делового оборота;

📌 Реклама Отключить

— условия договоров, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг);

— характеристики экономических условий деятельности сторон сделки;

— характеристики рыночных (коммерческих) стратегий сторон сделки.

Кроме того, анализируется количество товаров (объем услуг) по сделке, срок исполнения обязательств по сделке, условия платежа, курс иностранной валюты, примененный в сделке, характеристики рынка товаров (работ, услуг), а также иные распределения прав и обязанностей между сторонами сделки.

Также следует провести тщательный учет функций, исполняемых сторонами сделки и принимаемых на себя рисков, поскольку принятие дополнительных коммерческих (экономических) рисков сторонами сделки в соответствии с рыночной (коммерческой) стратегией при прочих равных условиях сопровождается повышением ожидаемых доходов (прибыли, выручки) по такой сделке.

📌 Реклама Отключить

Полный перечень функций содержится в п. 6 ст.105.4 НК РФ.

6. Источники информации о ценах

С 2012 года в НК РФ будет действовать отдельная статья (105.6), посвященная источникам информации, которые могут использоваться при сопоставлении сделок между взаимозависимыми лицами.

В первую очередь к источникам информации о ценах относятся:

— сведения о ценах и котировках бирж;

— таможенная статистика внешней торговли РФ;

— сведения о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащихся в официальных источниках информации;

— данные информационно-ценовых агентств;

— информация о сделках, совершенных налогоплательщиком.

Если вышеперечисленные источники отсутствуют, то информацию о ценах можно будет смотреть в следующих источниках:

📌 Реклама Отключить

— сведения о ценах (пределах колебаний цен) и котировках, содержащихся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;

— сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности организаций, опубликованные в общедоступных изданиях либо на сайтах компаний;

— сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранных государств об оценочной деятельности;

— иную информацию, используемую в соответствии с гл. 14.3 НК РФ.

7. Методы оценки доходов (прибыли, выручки)

Методологии оценки доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами в целях налогообложения посвящена целая гл. 14.3 НК РФ.

При проверке ФНС может использовать следующие методы оценки доходов:

📌 Реклама Отключить

1. метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным по отношению к иным методам и может применяться при наличии на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки), а также при наличии необходимого количества информации о такой сделке;

2. метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу);

3. затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг);

4. метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод);

📌 Реклама Отключить

5. метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

Особенности применения каждого из этих методов подробно раскрываются в ст.ст. 105.9-105.13 НК РФ.

8. Новый вид проверки

С 2012 года помимо уже привычных выездных, камеральных и «встречных» проверок вводится новый вид налогового контроля, который посвящен проверке полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Данному виду проверок посвящена отдельная глава 14.5 НК РФ.

Из норм указанной главы следует, что уполномоченным органом для осуществления таких проверок является ФНС России.

Кроме того, в НК РФ закрепляется запрет на контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам во время выездных и камеральных проверок (п.1 ст.105.17 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Основанием для проведения проверки будет являться только решение руководителя или заместителя руководителя ФНС России о проведении проверки.

Решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами может быть вынесено ФНС России не позднее двух лет со дня получения уведомления от налогоплательщика или извещения от налоговых органов о фактах совершения контролируемых сделок.

Срок проведения проверки составляет 6 месяцев. При этом предусмотрена возможность продления срока до 12 месяцев, а в случае необходимости осуществления перевода документов на русский язык проверка продляется еще на 3 месяца.

Контроль распространяется на ограниченный перечень налогов:

— налог на прибыль организаций;

— НДФЛ, который уплачивается в соответствии со ст.227 НК РФ (плательщики: предприниматели, нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой);

📌 Реклама Отключить

— НДПИ (в случае, если одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, а предметом сделки является добытое полезное ископаемое, которое признается для налогоплательщика объектом обложения данным налогом, при этом налогообложение добытого полезного ископаемого должно производиться по процентной ставке);

— НДС (если одна из сторон сделки не является плательщиком НДС или освобождена от уплаты НДС).

Проверка завершается оформлением справки, в которой указываются предмет проверки и сроки его проведения.

В случае если во время проверки налоговым органом выявлены факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной, то в течение двух месяцев с даты окончания проверки составляется акт.

Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте проверки, он в течение 20 рабочих дней с даты получения акта может представить свои возражения в налоговый орган.

📌 Реклама Отключить

Процедура рассмотрения материалов проверки и вынесения решения по результатам проверки осуществляется на основании общих норм, закрепленных в ст.101 НК РФ, и аналогична такой процедуре при проведении выездных и камеральных проверок.

Особенностью проверки является то, что ее результаты касаются не только налогоплательщика, в отношении которого проводилась проверка, но и налогоплательщиков, являющихся другими сторонами контролируемой сделки, так как п. 1 ст.105.18 НК предусмотрена возможность корректировки у последних налоговой базы и суммы налога (уменьшения суммы начисленных и уплаченных налогов). В новой редакции НК РФ дано определение такой корректировке и называется она – «симметричная».

Симметричные корректировки проводятся только в том случае, если решение ФНС о доначислении налога исполнено налогоплательщиком, в отношении которого проводилась соответствующая проверка. Симметричные корректировки осуществляются на основании уведомления ФНС России о возможности симметричных корректировок.

📌 Реклама Отключить

9. Ответственность

За несоблюдение налогоплательщиками требований НК РФ в части контролируемых сделок предусмотрены штрафные санкции.

1. В соответствии со ст.129.3 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате применения «нерыночных» цен, взимается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с 2014 года, а с 2017 года — в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей;

2. В соответствии со ст.129.4 НК РФ за непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках налогоплательщика оштрафуют на 5000 рублей.

10. Соглашение с налоговым органом о ценообразовании

Для крупнейших российских налогоплательщиков Закон N 277-ФЗ предусматривает возможность заключения с налоговыми органами соглашений о ценообразовании. В указанном соглашении фиксируется порядок определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения.

📌 Реклама Отключить

Для того чтобы подать в налоговый орган заявление о заключении соглашения о ценообразовании, необходимо заплатить госпошлину в размере 1 500 000 рублей (пп. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). И не факт, что уплатив госпошлину и подав заявление, налоговый орган согласится заключить с вами соглашение о ценообразовании.

Но если вам повезло и вы заключили с налоговым органом это соглашение, то в течение не более чем трех лет (это предельный срок, на который заключается соглашение) с налогоплательщика снимается обязанность доказывать соответствие примененных им цен по сделке с взаимозависимым лицом уровню рыночных цен.

Заключение

В заключение следует отметить, что новый порядок трансфертного ценообразования коснется крупных сделок налогоплательщиков, налогообложение которых оказывает существенное влияние на формирование бюджета.

📌 Реклама Отключить

В связи с этим рекомендуем налогоплательщикам провести инвентаризацию сделок, которые могут быть признаны контролируемыми, и сравнить цены по ним с интервалом рыночных цен по правилам, которые устанавливает Закон N 227-ФЗ.

Сейчас трудно оценивать, насколько эффективными окажутся комментируемые нововведения, но одно можно сказать точно — вряд ли эти новшества вызовут у налогоплательщиков положительные эмоции, поскольку список оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми, значительно расширился, а, значит, проверять будут больше. Зато процедура и основания признания сделок контролируемыми станут более прозрачными, поскольку получили детальное закрепление в Разделе V.1. НК РФ, поэтому можно заранее понять, к чему следует готовиться.

Содержание

Новое законодательство о трансфертном ценообразовании в РФ

Гайдов Алексей Васильевич — Управляющий партнер, адвокат

18 июля 2011 года Президентом РФ подписан Закон №227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». Закон вступит в силу с 1 января 2012 года, но некоторые его положения начнут действовать не ранее 2013 и 2014 годов.

Закон в большой степени соответствует Рекомендациям по трансфертному ценообразованию, разработанным ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития). Закон вводит новый раздел в Налоговый кодекс РФ: «Раздел V.1. Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

Принятые изменения направлены на повышение эффективности государственного контроля в области трансфертного ценообразования. Закон не содержит данного термина, но в настоящей статье в соответствии с международной практикой под трансфертным ценообразованием понимается реализация товаров или услуг по ценам, отличным от рыночных. Это позволяет перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, облагающихся налогом по низким ставкам или находящихся в государствах с меньшей налоговой нагрузкой.

Основные положения нового закона перечислены ниже.

Взаимозависимые лица (гл. 14.1 Налогового кодекса РФ).

Перечень взаимозависимых лиц расширен по сравнению с текущей редакцией и включает в себя 11 категорий. Одним из основных критериев для признания лиц взаимозависимыми является наличие доли прямого или косвенного участия более 25%.

Закон, как и ранее, сохраняет за судом право признать лица взаимозависимыми по основаниям, не предусмотренным данным законом. Налогоплательщики вправе самостоятельно признать себя взаимозависимыми лицами также в случаях, не предусмотренных положениями Налогового кодекса РФ.

Важным последствием взаимозависимости является правило о том, что доходы, которые могли бы быть получены участниками сделки, но не были получены вследствие взаимозависимости, учитываются в целях налогообложения (ст.105.3 НК РФ).

В случае, если налоговым органом выявлено занижения сумм налогов (налог на прибыль, НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых, НДС) по сделкам между взаимозависимыми лицами, производятся корректировки соответствующих налоговых баз исходя из уровня рыночных цен.

При этом закон исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика. Цены, применяемые в сделках лицами, не являющимися взаимозависимыми, признаются рыночными. Цены в сделках между взаимозависимыми лицами признаются рыночными, если налоговым органом не доказано обратное (пункты 1 и 3 ст. 105.3 НК РФ).

Контролируемые сделки (ст. 105.14 НК РФ).

Контролируемые сделки — новое понятие российского налогового законодательства. Контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами, а также следующие виды сделок (или совокупность однородных сделок):

  1. Совокупность сделок по реализации/перепродаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), заключенные при участии третьих (посредничестве) третьих лиц, не являющихся взаимозависимыми. При этом данные третьи лица не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом; не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.

  2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли.

  3. Сделки с резидентами оффшорных зон, которые включены в так называемый «черный список» Министерства финансов РФ (Приказ Минфина от 13 ноября 2007 г. N 108н ), в случае если сумма доходов по таким сделкам, совершенным одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн. рублей.

Сделки между взаимозависимыми лицами, местом налогового резидентства сторон и выгодоприобретателей является Российская Федерация, признаются контролируемыми в следующих случаях:

  1. Если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между взаимозависимыми лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд. руб. (с 2014 года, в 2012 году — 3 млрд. руб., в 2013 году — 2 млрд. руб., ).

  2. Если одна из сторон сделки применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) или является налогоплательщиком единого сельскохозяйственного налога, если сумма доходов сторон по сделкам превышает за календарный год 100 млн. рублей.

  3. Следующие сделки между взаимозависимыми лицами, сумма доходов по которым за соответствующий календарный год превышает 60 млн. рублей:

  • одна из сторон сделки является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), исчисляемого по адвалорной ставке, и предметом сделки является полезное ископаемое, признанное объектом налогообложения НДПИ, исчисляемого по адвалорной ставке;
  • одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль; или применяет налоговую ставку 0 процентов (т.е. является участником проекта «Сколково»);
  • хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны (с 2014 года).

Оценка сопоставимости коммерческий и (или ) финансовых условий сделок (ст. 105.5 НК РФ)

Для определения соответствия доходов (прибыли, выручки) рыночному уровню при осуществлении сделок между взаимозависимыми лицами налоговому органу необходимо провести сопоставление такой анализируемой сделки с одной или несколькими сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица.

Для таких сделок НК РФ применяется термин «сопоставляемые сделки.» Сопоставляемая сделка признаются сопоставимой с анализируемой, если они совершаются в схожих одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях. В первую очередь подлежат анализу следующие условия (п. 4 ст. 105.5 НК РФ):
— характеристики товаров (работ, услуг);
— характеристики функций, выполняемых сторонами сделки, в соответствии с обычаями делового оборота;
— условия договоров, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг);
— характеристики экономических условий деятельности сторон сделки;
— характеристики рыночных (коммерческих) стратегий сторон сделки.

Также подлежат анализу такие характеристики как:
— количество товаров (объем услуг) по сделке;
— срок исполнения обязательств по сделке;
— условия платежа;
— курс иностранной валюты, примененный в сделке;
— иные распределения прав и обязанностей между сторонами сделки.

Подлежат учету функции, исполняемые сторонами сделки и принимаемые ими на себя риски. В пункте 6 статьи 105.4 НК РФ поименовано 22 основных вида функций, подлежащих сопоставлению, при проведении анализа сделок, среди них:
— осуществление функций по ремонту, гарантийному обслуживанию;
— страхование;
— оказание консультаций, информационное обслуживание и т.п.

Среди рисков, поименованных в пункте 7 статьи 105.5 НК РФ, можно выделить следующие:
— риск изменения рыночных цен на приобретаемые материалы и выпускаемую продукцию вследствие изменения экономической конъюнктуры, риск изменения прочих рыночных условий;
— риск нанесения ущерба окружающей среде;
— риски, связанные с утратой имущества и т.п.

Также, при сопоставлении сделок учитываются характеристики рынка товаров (работ, услуг):
— географическое место расположения рынков;
— наличие на рынке однородных товаров;
— уровень развития производственной и транспортной инфраструктуры и т.п.

Источники информации (ст. 105.6 НК РФ)

Информация, необходимая для определения рыночной цены/рентабельности, может быть получена только из общедоступных источников (как из официальных источников, так и из источников, находящихся в открытом доступе), в частности:

  1. сведения о ценах и котировках фондовых и товарных бирж (как российских, так и иностранных);
  2. таможенная статистика внешнеторговой деятельности РФ;
  3. сведения о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках информации федеральных органов и органов местного самоуправления, включая статистические данные; а также данные из официальных источников, подготовленных иностранными государствами или международными организациями, либо из иных опубликованных и/или общедоступных изданий и информационных систем;
  4. данные информационно-ценовых агентств;
  5. информация о сделках, совершенных налогоплательщиком (т.е. внутренние сопоставимые показатели).

При отсутствии либо недостаточности информации, полученной из вышеуказанных источников, используется следующая информация:

  1. сведения о ценах (пределах колебаний цен) и котировках, содержащиеся в опубликованных и/или общедоступных изданиях и информационных системах;
  2. сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности организаций, в том числе, сведения, опубликованные в общедоступных российских или иностранных изданиях или информационных системах;
  3. сведения, полученные в результате проведения независимых оценок;
  4. иная информация.

Закон оговаривает, что использование сведений, полученных из бухгалтерской и статистической отчетности иностранных организаций при определении интервала рентабельности, может производиться только в случае невозможности обращения к российским источникам информации либо в случае отсутствия таковых.

Методы определения доходов в сделках между взаимозависимыми лицами (ст. 105.7 НК РФ):

  1. Метод сопоставимых рыночных цен;
  2. Метод цены последующей реализации;
  3. Затратный метод;
  4. Метод сопоставимой рентабельности;
  5. Метод распределения прибыли.

Порядок применения методов подробно расписан в соответствующих статьях Налогового кодекса (ст.ст. 105.9 — 105.13).

Допускается использование комбинации двух и более методов. Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам. При перепродаже товаров приоритетным может являться метод цены последующей реализации (п.2 ст. 105.10 НК РФ).

Метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены рыночному уровню цен при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии — однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке. В иных случаях применяются другие методы.

В случае невозможности применения указанных методов, рыночная цена разовой сделки (сделки, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на разовой основе) может быть определена путем проведения независимой оценки в соответствии с действующим законодательством РФ или иностранного государства.

Представление документации по трансфертному ценообразованию в целях налогового контроля

Статьей 105.15 установлено правило, что налогоплательщик по требованию налогового органа представляет документацию относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), указанной в требовании налогового органа. Под документацией понимается совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме (если конкретная форма не установлена нормативными актами) и содержащий следующие сведения:

  • Сведения о функциях лиц, являющихся сторонами сделки;
  • Описание методов трансфертного ценообразования, сведения об использованных источниках информации и обоснование выбора метода трансфертного ценообразования;
  • Сведения об иных факторах, которые могли оказать влияние на цену (например, рыночная стратегия);
  • Сведения о корректировках налоговой базы и другие сведения, предусмотренные п.1 ст. 105.15 НК РФ.

Налоговые органы будут вправе запросить у налогоплательщиков документацию по трансфертному ценообразованию не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором были совершены контролируемые сделки. Налогоплательщик будет обязан предоставить документы в налоговые органы в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования.

Указанные нормы о предоставлении информации не применяются:

1) если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольных органов в соответствии либо цена является регулируемой;

2) при осуществлении налогоплательщиком сделок с лицами, с которыми он не является взаимозависимым;

3) при сделках с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;

4) при осуществлении сделок, в отношении которых заключено соглашение о ценообразовании для целей налогообложения.

Кроме того, налогоплательщики будут обязаны представлять в налоговые органы сведения о контролируемых сделках, совершенных ими в течение календарного года не позднее 20 мая следующего года.

Налоговый контроль

Законом введен новый вид проверок — проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Важно, что проверять соответствие цен рыночным в рамках выездной или камеральной проверок налоговые органы больше не смогут в соответствии с п. 1 ст. 105.15 НК РФ.

В соответствии с п.2 ст.105.17 НК РФ новый вид проверок будет проводиться исключительно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (то есть ФНС России).

Основаниями для проведения проверки соответствия цен являются:

  • уведомление о контролируемых сделках, поданное самим налогоплательщиком;
  • извещение территориального налогового органа, который в ходе камеральной или выездной проверки выявил факты совершения незаявленных контролируемых сделок;
  • выявление контролируемой сделки при проведении ФНС России повторной выездной проверки.

Решение о проведении проверки правильности применения цен принимается руководителем (заместителем руководителя ФНС России) и может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения контролирующим ведомством указанных уведомления или извещения. Налоговая проверка может охватывать три года, непосредственно предшествующие году проведения проверки.

Результаты такой проверки касаются не только налогоплательщика, в отношении которого проводилась проверка и принято решение о доначислении налогов, но и другой стороны контролируемой сделки. Законом предусмотрена возможность так называемых симметричных корректировок — уменьшения своих налоговых обязательств, если другой стороне налоги были доначислены.

Симметричные корректировки проводятся исключительно в случаях, когда решение ФНС о доначислении налога исполнено лицом, являющимся стороной контролируемой сделки, в отношении которого проводилась проверка. Корректировки осуществляются на основании информации, содержащейся в уведомлении о возможности симметричных корректировок, направляемом ФНС России.

Ответственность и штрафы

С 2014 г. штраф будет составлять 20% от неуплаченной суммы налога. В 2017 году вводится штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тыс. руб. Данный штраф будет взыскиваться в случае несоответствия цены/рентабельности рыночным ценам/рентабельности (что повлияет на занижение суммы уплаченного налога).

Налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, если представит в ФНС России документацию, обосновывающую рыночный уровень цен, либо если он заключил соглашение о ценообразовании (гл. 14.6 НК РФ).

Предусмотрен штраф в размере 5000 рублей за непредставления в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках (ст. 129.4 НК РФ).

Предварительные соглашения о ценообразовании

Крупнейшие налогоплательщики (сумма ежегодных налоговых платежей которых превышает 1 млрд. руб. или годовая выручка/размер активов которых составляет более 20 млрд. руб.) могут заключать с налоговыми органами предварительные соглашения о ценообразовании.

За рассмотрение ФНС России заявления о заключении соглашения о ценообразовании уплачивается госпошлина в размере 1,5. млн рублей.

Новый закон предусматривает возможность участия иностранных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных по контролю и надзору в области налогов и сборов при заключении соглашений при условии, что одна из организаций, выступающая в качестве стороны по такому соглашению, является налоговым резидентом иностранного государства.

Налоговые органы обязаны рассмотреть заявление на заключение соглашения в течение шести месяцев. Указанный срок может быть продлен на срок, не превышающий девяти месяцев. Утвержденное соглашение действительно в течение трех лет и может быть продлено, но не более чем на два года по запросу налогоплательщика.

Предварительное соглашение о ценообразовании не может быть изменено даже в случае пересмотра соответствующих положений налогового законодательства.

Трансфертное ценообразование (ТЦО) 2018

Методы расчета трансфертных цен

ФНС при проведении налогового контроля за трансфертными ценами обязана применять следующие методы:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным при реализации товаров, работ, услуг);
  2. метод цены последующей реализации (является приоритетным, если товар передается без переработки другому лицу);
  3. затратный метод (сравнивается с рыночной валовая рентабельность затрат продавца, применяется при невозможности использования первых двух методов);
  4. метод сопоставимой рентабельности (сравнивается операционная рентабельность стороны сделки с рыночным уровнем операционной рентабельности в сопоставимых сделках, применяется при невозможности использования предыдущих методов);
  5. метод распределения прибыли (перераспределяется прибыль, полученная участниками сделки так, как она распределяется между независимыми сторонами, применяется преимущественно в случаях, когда сторона сделки владеет НМА, влияющим на рентабельность и при невозможности применения иных методов).

НК РФ допускает использование комбинации двух и более методов расчета трансфертных цен.

Если перечисленные методы, не позволяют определить, соответствует ли цена товара (работы, услуги), примененная в разовой сделке, рыночной цене, соответствие цены, примененной в такой сделке может быть определено исходя из рыночной стоимости предмета сделки, установленной независимой оценкой в соответствии с законодательством РФ или иностранных государств об оценочной деятельности.

Под разовой сделкой НК РФ понимает сделку, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на разовой основе. ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ — РАБОТА С КОНТРОЛИРУЕМЫМИ СДЕЛКАМИ Уведомления и документация по контролируемым сделкам позволяет оценить налоговые риски. Подготовка и представление в налоговый орган документации освобождает от штрафов при оспаривании позиции компании налоговыми органами. Рассчитать стоимость

Ключевыми понятиями российских правил ТЦО являются контролируемые сделки и взаимозависимые лица.

Взаимозависимые лица

Для целей налогообложения взаимозависимыми признаются лица, если особенности отношений между этими лицами могут оказывать влияние на результаты сделок между ними и соответственно влияют на экономические результаты их деятельности, в том числе и на размер налоговых обязательств.

В статье 105.1 НК РФ перечислены случаи взаимозависимости лиц (как юридических, так и физических лиц). Формальных признаков взаимозависимости 11. Они основаны на степени прямого или косвенного участия в капитале, полномочий по назначению управляющих органов (директоров, правления и т.п.), служебной подчиненности (руководитель — работник), родственных отношений. Полный перечень признаков взаимозависимости лиц с примерами приведен в таблице «Критерии взаимозависимости для целей ТЦО»:

Критерии взаимозависимости для целей ТЦО (ст. 105.1 НК РФ)

Взаимозависимость между Критерий взаимозависимости Пример
Организациями Прямое или косвенное участие с долей более 25% (пп.1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Доля участия ООО ВЕСНА в ООО ЛЕТО — 30%. ООО ВЕСНА и ООО ЛЕТО взаимозависимые лица.
Прямое или косвенное участие одного и того же лица в каждой из организаций с долей более 25 (пп.3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Доля участия Петрова в ООО ФЛАГ 30%, в ООО ВЫМПЕЛ 28%. ООО ФЛАГ и ООО ВЫМПЕЛ — взаимозависимые лица.
Директор или не менее 50% Правления (Совета директоров и т.п.) назначены по решению одного и того же лица (пп.5 п.2 ст. 105.1 НК РФ) Учредитель ООО ФАКЕЛ и ООО ПЛАМЯ Сидоров назначил директором ФАКЕЛА Пронина А.А., директором ПЛАМЯ Дробышева И.Н. ООО ФАКЕЛ и ООО ПЛАМЯ — взаимозависимые лица.
Более 50% Правления (Совета директоров и т.п.) составляют одни и те же физические лица совместно со своими родственниками (пп.6 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Более 50% Правления (Совета директоров и т.п.) составляют одни и те же физические лица совместно со своими родственниками (пп.6 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)Братья: Иванов П.П. Иванов В.П и Иванов А.П одновременно входят в Правление ООО АСТРА и ООО ВЕРБА. Всего в Правлении 5 человек. ООО АСТРА и ООО ВЕРБА — взаимозависимые лица.
Полномочия исполнительного органа (Директора и т.п.) осуществляет одно и то же лицо (пп.8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Петров П.П. является одновременно директором ООО АСТРА и ООО ВЕРБА. ООО АСТРА и ООО ВЕРБА взаимозависимые лица.
Организацией и физическим лицом Физическое лицо прямо или косвенно участвует в организации долей более 25% (пп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Доля участия Петрова в ООО ФЛАГ 30%. Петров и ООО ФЛАГ взаимозависимые лица
Организацией и лицом (в т. ч. физическим) Организация и лицо (в том числе физическое) имеет полномочия по назначению (избранию) директора (не менее 50% Правления, Совета директоров и т.п.) этой организации (пп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). ООО САЛЮТ имеет полномочия по назначению директора в ООО ФЕЙВЕРК. ООО САЛЮТ и ООО ФЕЙВЕРК взаимозависимые лица.
Лицо (физическое и юридическое) осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа в организации (пп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Рыбалко Ф.В. назначен директором ООО НЕВОД. Рыбалко и НЕВОД взаимозависимые лица.
Организациями и (или) физическими лицами Доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50% ( пп.9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) ООО А владеет 80% долей ООО Б, ООО Б владеет 70% ООО В. Организации А, Б, В взаимозависимые.
Физическими лицами Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению (пп. 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Директор и главный бухгалтер
Физическое лицо, его супруг (супруга), родители, дети, братья и сестры, опекун, попечитель, подопечный (пп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Отец и сын, муж и жена и т.п.

Закон не исчерпывает возможность признания сторон сделки взаимозависимыми лицами исключительно приведенным в НК РФ перечнем. При наличии признаков влияния на экономическую деятельность друг друга суд может признать лица взаимозависимыми и без формальных признаков участия (контроля) (п. 7 ст. 105.1 НК РФ). Кроме того, на основании п. 6 ст. 105.1 НК РФ участники сделки могут самостоятельно признать себя взаимозависимыми.

Что такое контролируемые сделки?

Контролируемые сделки – это сделки между взаимозависимыми лицами с учетом параметров этих сделок (в том числе суммовых лимитов), прописанных в ст. 105.14 НК РФ, а также сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми, но приравненные к контролируемым сделкам (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Кроме того, контролируемой сделка может быть признана в судебном порядке (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Сделки, приравненные к контролируемым сделкам:

  • Сделки с участием посредников
    (третьих лиц, не признаваемых взаимозависимыми), которые не выполняют в сделках никаких дополнительных функций в цепочке сделок, кроме организации перепродажи товаров (работ, услуг) между двумя взаимозависимыми лицами. При этом в цепочке сделок посредники не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов, т.е. служат для организации формального документооборота. Лимиты по величине доходов за календарный год для признания таких сделок контролируемыми в НК РФ не установлены, т.е. контролируемой является любая сделка такого типа, независимо от суммы.
  • Внешнеторговые сделки товарами мировой биржевой торговли.
    К этой группе отнесены товары с кодами ТНВЭД, перечень кодов утвержден Приказом Минпромторга России от 30.10.2012 N 1598 «Об утверждении Перечня кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 НК РФ». Лимит по величине доходов за календарный год с одним лицом для признания таких сделок контролируемыми – 60 млн. руб.
  • Сделки с лицами, зарегистрированными в офшорной зоне.
    Список государств и территорий, являющихся офшорными зонами, утвержден приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н. Для таких сделок лимит доходов с одним лицом также составляет 60 млн. руб. за календарный год. С 1 января 2018 года действует новая редакция приказа N 108н — из списка офшоров исключена одна из территорий КНР — «Специальный административный район Гонконг (Сянган)».

ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ — РАБОТА С КОНТРОЛИРУЕМЫМИ СДЕЛКАМИ Уведомления и документация по контролируемым сделкам позволяет оценить налоговые риски. Подготовка и представление в налоговый орган документации освобождает от штрафов при оспаривании позиции компании налоговыми органами. Рассчитать стоимость

Случаи контролируемых сделок между российскими взаимозависимыми лицами:

  • сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами за календарный год превышает 1 миллиард рублей.
  • одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, предмет сделки — добытое полезное ископаемое, являющееся объектом налогообложения НДПИ у этой стороны сделки, сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год превышает 60 млн. руб.
  • одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД, суммовой лимит доходов за календарный год 100 млн. руб.
  • одна из сторон сделки: или освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций (например, организация на УСН), или применяет к налоговой базе по налогу на прибыль ставку 0% как участник проекта «Сколково», или является резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ), или участником свободной экономической зоны (СЭЗ), или участником регионального инвестиционного проекта (РИП), или налогоплательщиком, занимающийся деятельностью, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, или является исследовательским корпоративным центром по проекту «Сколково», применяющий освобождение по НДС. Такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между этими лицами за календарный год превысит 60 млн. руб. С 1 января 2018 года для признания сделки контролируемой появилось еще одно основание применение в течение налогового периода хотя бы одной из сторон сделки инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статье 286.1 НК РФ, суммовой лимит по этому основанию также 60 млн. рублей.

Сделки между взаимозависимыми лицами, одна из сторон которой не является налоговым резидентом РФ, признаются контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов, полученных по этим сделкам. Например, сделка дочерней российской организации с иностранной материнской компанией подлежит налоговому контролю независимо от суммы этой сделки, в том числе безвозмездной.

Исключения из правил о контролируемых сделках

Даже если сделки, отвечают перечисленным выше критериям, согласно пп. 1-3 ст. 105.14 НК РФ, они не признаются контролируемым в следующих случаях:

  1. Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (КНГ), за исключением сделок, предметом которых является полезное добытое ископаемое, объект обложения НДПИ по ставке, установленной в процентах.
  2. Сделки, при которых одновременно выполняются следующие условия — участники сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ, при этом они не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ или за пределами РФ, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ, не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций, при отсутствии иных обстоятельства для признания этих сделок контролируемыми (см.пп.2-7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
  3. Сделки между налогоплательщиками совершаемые при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения.
  4. Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно).
  5. Сделки в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Законом от 19.07.1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами».
  6. Сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками.
  7. Сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ.

Трансфертные цены

Обновление: 20 октября 2017 г.

Действующими нормами НК РФ предусмотрен раздел V.1, посвященный порядку регулирования взаимоотношений между зависимыми лицами. Названный алгоритм регламентации предусматривает множество специфичных механизмов, среди которых особое место занимает трансфертное ценообразование.

Зависимые лица

По общему правилу, предусмотренному отечественным правом, зависимыми лицами признаются субъекты, имеющие возможность контролировать деятельность, операции или решения друг друга.

Перечень лиц, отвечающих признаку взаимозависимости, приведен в п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

При совершении контролируемых сделок, то есть между зависимыми или приравненными к ним субъектами, используются трансфертные цены.

Налоговое законодательство прямо не расшифровывает вышеназванное понятие, однако содержит отдельный раздел, посвященный контролируемым сделкам, совершаемым внутри одного предприятия или группы компаний.

С учетом анализа существующего законодательства можно сформулировать понятие трансфертного ценообразования по НК РФ как стоимость товаров или услуг, применяемую контрагентами в расчетах между зависимыми лицами по внутрифирменной стоимости, отличающейся от условий, имеющих место на открытых рынках.

Названный механизм является объектом контроля со стороны отечественных фискальных органов и позволяет налоговикам квалифицировать договоры на описанных условиях в качестве контролируемых сделок.

Трансфертное ценообразование в 2017 году

В текущем налоговом периоде порядок совершения контролируемых сделок не претерпел сколь-нибудь значимых изменений. Налогоплательщики, отвечающие признакам взаимозависимости, обязаны доводить до сведения фискальных органов информацию о договорах, подлежащих проверке.

Важно знать, что регулированию трансфертного ценообразования и контролю со стороны государства подлежат сделки, совершаемые взаимозависимыми лицами:

  • внутрироссийские соглашения;
  • внешнеторговые договоры.

Особое внимание государства к описанным сделкам обусловлено прежде всего возможностью сторон манипулировать ценами и, как следствие, получать необоснованную налоговую выгоду.

Можно утверждать, что целью трансфертного ценообразования является увеличение прибыли от продажи товаров или услуг конечному потребителю, достигаемое, в том числе, за счет налоговой оптимизации.

Далеко не все сделки между аффилированными лицами подвергаются контролю. Для особого внимания со стороны налоговиков такие договоры должны отвечать требованиям, прямо перечисленным в ст. 105.14 НК РФ.

Методы трансфертного ценообразования

В настоящее время выделяются следующие основные способы определения цены между взаимосвязанными предприятиями:

  • затратный подход, характеризующийся проверкой соответствия цены на основе валовых затрат по конкретной операции с валовыми расходами по аналогичным действиям в условиях свободного рынка;
  • следующим видом трансфертных цен является сопоставление рыночной стоимости, заключающееся в сравнении имеющихся условий контракта со стоимостными значениями на рынке по схожим операциям;
  • применение метода цены последующей реализации включает в себя проверку соответствия анализируемой сделки рыночным условиям на основании валовой выгодности лица, перепродавшего имущество;
  • еще одним правилом трансфертного ценообразования является сопоставление рентабельности, характеризующееся сверкой операционной эффективности по договору с аналогичным показателем на рынке;
  • подход распределения прибыли, основанный на разделении фактической доходности между сторонами контролируемой сделки и аналогичным делением в условиях рынка.

Современное международное трансфертное ценообразование существенно не отличается от внутрироссийского и основывается на схожих принципах и методах.