Закон о трансплантации органов

В преддверии Нового 2020 года медицинское юридическое сообщество обсуждает не только итоги уходящего года, но и дальнейшие перспективы … на 2021 год. Неожиданно интересной темой, в частности, представляется проект https://regulation.gov.ru/projects#departments=11&npa=98296 федерального закона, подготовленный Правительством РФ, о донорстве органов человека и их трансплантации (далее — проект). 2020 год — время аргументированного диалога медицины и права по рассматриваемой теме, потому что проект предлагается ввести в действие только в июне 2021 года. Итак, что конкретно обсуждаем?

Напомним, что действующий федеральный закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» принят в 1992 году и за 27 лет изменялся лишь 5 раз. Очевидно, что развитие медицинских технологий, науки и практики требуют качественно иного подхода в решении вопросов донорства и трансплантации. Факультет Медицинского Права рассказывал об основных правовых проблемах в области трансплантации и донорства в материале «Донорство органов и тканей человека и их трансплантация». Ниже расскажем о том, что сегодня предлагает Правительство РФ.

Ключевой момент проекта — это сохранение презумпции согласия на изъятие органов после смерти.

Согласие и несогласие на изъятие донорских органов после смерти

В действующем законе эта презумпция закреплена в ст. 8 и сформулирована достаточно просто: «Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту». Такая «скромная» формулировка оставляла открытым множество вопросов, которые на практике отдельными медицинскими организациями решались совершенно по-разному.

Сохраняя суть презумпции, проект, вместе с тем, существенно ее детализирует и поясняет.

В соответствии со ст. 13 проекта изъятие донорских органов в целях трансплантации при посмертном донорстве органов не допускается, если медицинской организацией на основании сведений, содержащихся в Регистре волеизъявлений граждан, и (или) в медицинской документации приемлемого донора, установлено, что при жизни указанный гражданин выразил в письменной или в устной форме свое несогласие на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации. Очевидно, что процесс «поиска согласия или несогласия» приемлемого донора на изъятие его органов после смерти значительно упрощается. Вероятно, что ориентироваться мы будем на специальный Регистр волеизъявлений граждан, или медицинскую документацию пациента-приемлемого донора. При отсутствии сведений о позиции самого гражданина относительно возможности изъятия у него после смерти органов в донорских целях согласие или несогласие могут дать его супруг, дети, родители и т.д. (в порядке законодательно установленной очередности). Однако стоит обратить внимание на то, что регистр предназначен только лишь для выражения несогласия с изъятием, поэтому условное согласие самого лица может быть перекрыто несогласием его родственников или иных близких лиц.

По сравнению с действующим законом в проекте подробно описан порядок выражения волеизъявления совершеннолетнего дееспособного гражданина о несогласии на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации (ст. 14). В частности, разъяснен порядок выдачи устного несогласия на изъятие донорских органов, уточнено количество свидетелей и их статус.

Мнения супруга или близких родственников об изъятии донорских органов

Не менее важной, если не сказать «революционной», представляется ст. 15 проекта, посвященная учету мнения супруга или близких родственников в случае отсутствия волеизъявления совершеннолетнего дееспособного гражданина на изъятие донорских органов. Ранее мы писали о том, что сегодня врач не разъясняет родственникам умершего право выразить несогласие на изъятие его органов и тканей для трансплантации, с точки зрения действующего закона сами родственники умершего должны проявить бдительность и уведомить врача о «несогласии». Согласно положениям проекта правила информирования о констатации смерти совершеннолетнего дееспособного гражданина, признанного приемлемым донором, порядок оформления письменного заявления супруга, а при его отсутствии — одного из близких родственников умершего совершеннолетнего дееспособного гражданина о выражении умершим при жизни несогласия на изъятие донорских органов после смерти в целях трансплантации либо о своем несогласии на изъятие органов у умершего в целях трансплантации, в том числе перечень указываемых в заявлении сведений, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Можно предположить, что в такой порядок будет включено требование информировать указанных лиц о возможности выразить свое несогласие. Если так, то это безусловно снизит количество проводимых в стране трансплантаций, так как глобально менталитет нашего населения не готов подходить к данному вопросу с гуманистических позиций.

Более того, в проекте прямо указано, что супруг, а при его отсутствии — один из близких родственников умершего, имеет право в течение 3 часов после сообщения ему медицинской организацией о констатации смерти гражданина, заявить в письменной форме о выраженном умершим при жизни несогласии на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации, а в случае отсутствия сведений о выражении умершим такого несогласия — выразить в письменной форме свое несогласие на изъятие органов у умершего в целях трансплантации. Данное правило о законодательном ограничении срока направлено вроде как на оперативное решение вопросов об изъятии донорских органов, однако стоит признать, что указанный срок в три часа слишком велик. В таком вопросе счет идет буквально на минуты и многие органы забираются сразу же после констатации смерти. В случае принятия данной нормы в предложенном ключе ряд трансплантаций будет ликвидирован просто на корню.

Письменные заявления о несогласии на изъятие донорских органов заверяются руководителем медицинской организации или уполномоченным им работником и вносятся в медицинскую документацию умершего, сведения о наличии письменных заявлений направляются в Регистр посмертных доноров.

В общем нужно отметить, что проект предполагает широкое информирование населения о социальной значимости донорства и трансплантации (ст. 10) и более простой и понятный порядок доступа к важной информации в данной области.

Признание умершего реальным донором

Проект в отличие от действующего закона наконец-таки решает насущно важную проблему о том, в каких случаях медицинская организация вправе изъять донорские органы умершего человека.

Согласно п. 3 ст. 15 медицинская организация вправе признать в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, умершего реальным донором и принимать меры по организации изъятия донорских органов в целях трансплантации:

  1. в случае, если в течение 3 часов с момента получения уведомления о смерти лица его супруг (близкие родственники) не заявит о выраженном умершим при жизни несогласии на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации либо не выразит свое несогласие на изъятие органов у умершего в целях трансплантации;
  2. при отсутствии возможности информировать в течение 2 часов после подписания протокола установления смерти человека (протокола установления диагноза смерти мозга человека) супруга (близких родственников умершего гражданина, признанного приемлемым донором), о констатации его смерти ввиду отсутствия сведений об указанных лицах в медицинской документации умершего или в иных документах, находящихся при нем.

Получается, что в течение 2 часов после смерти человека, в отношении которого медицинская организация не располагает сведениями о семье и родственниках, его органы могут быть изъяты для трансплантации. Такое нормативное регулирование проблемы представляется достаточно гуманным, если не считать проблемы времени.

Кратко о главном в новом проекте закона о трансплантации

Помимо вышеизложенного, проект предлагает:

  1. закрепить основные понятия (термины). А именно указать, что трансплантация (пересадка) органов — это метод лечения, основанный на полном или частичном замещении органа при его необратимом, угрожающем жизни человека поражении в связи с утратой характерной для него функции аналогичным донорским органом в целях возмещения утраченной функции. Донорство органов — это предоставление органов в целях трансплантации (пересадки) человеку, которое может быть двух видов: прижизненным и посмертным. Разница заключается в том, от какого донора получен необходимый для трансплантации орган — от живого или умершего. Проект предлагает также различать и двух реципиентов — потенциальных (тех, кто нуждается в донорских органах) и актуальных (тех, кому уже провели трансплантацию органов).
  2. установить однозначные и конкретные запреты при донорстве органов человека в целях трансплантации. В частности, разработать специальные подзаконные нормативные акты о перечне противопоказаний к донорству органов, запретить изъятие донорских органов лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могли сообщить данные о своей личности, и личность которых на момент констатации смерти не была установлена под угрозой применения уголовного наказания.
  3. конкретизировать перечень донорских органов в целях трансплантации и выделить отдельно органы при посмертном донорстве и при прижизненном. В действующем законе закреплен перечень органов и (или) тканей человека — объектов трансплантации.
  4. разделить полномочия при организации донорства органов человека и их трансплантации между федеральными и муниципальными органами власти, создав Центр координации деятельности, связанной с донорством органов человека и их трансплантацией, и особый Федеральный регистр доноров органов, реципиентов и донорских органов (общая база данных). Этот регистр предлагается сформировать из 4 частей:
    • Регистр волеизъявлений граждан, включающий сведения о несогласии на изъятие их органов после смерти в целях трансплантации;
    • Регистр посмертных доноров, включающий сведения о посмертных донорах и донорских органах, изъятых у них в целях трансплантации;
    • Регистр прижизненных доноров, включающий сведения о прижизненных донорах и донорских органах, изъятых у них в целях трансплантации;
    • Регистр реципиентов, содержащий сведения о реципиентах, в том числе трансплантация органов которым осуществлена за пределами Российской Федерации и получающих в связи с этим медицинскую помощь в Российской Федерации, и донорских органах, предоставленных им в целях трансплантации.
  5. подробно регламентировать порядок посмертного донорства, включая выдачу несогласия на изъятие органов после смерти. Обозначить круг основных мероприятий по признанию посмертного донора потенциальным, приемлемым, реальным и актуальным донором.
  6. обозначить условия прижизненного донорства, в том числе права прижизненного донора.
  7. описать порядок трансплантации органов.

Именно так на сегодняшний день выглядит «повестка дня» по теме донорство органов человека и их трансплантация в России. По нашему мнению проект закона составлен достаточно последовательно, однако требует детализации и дальнейшей проработки, в том числе на уровне подзаконных нормативных актов. Главное не забыть о главном и не перекрыть окончательно доступ населению к получению медицинской помощи в обсуждаемой сфере. Проект открыт для дискуссии, присоединиться к публичным обсуждениям можно по ссылке: https://regulation.gov.ru/projects#departments=11&npa=98296.

Министр здравоохранения Вероника Скворцова рассказала, что законопроект о донорстве органов, который готовили пять лет, проходит последние согласования и будет внесен в Госдуму осенью. Все обсуждения этого документа сопровождались многочисленными спорами, однако он, как утверждает глава Минздрава, уже сейчас «в мире признан эталоном».

Как сегодня в России регулируют трансплантацию органов и тканей и как эксперты оценивают уже названные Минздравом положения нового закона — читайте в материале ТД.

Что есть сейчас

Сегодня в России пересадка органов регламентируется двумя документами: законом «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан».

Закон «О трансплантации органов и тканей человека» действует в России с 1992 года. Согласно нему пересадка органов и тканей будет запрещена, если гражданин, его близкие родственники или законный представитель заявили о его несогласии на донорство. В остальных случаях работает презумпция согласия — человек автоматически становится донором посмертно, если при жизни он не выразил своего несогласия. По закону допустимо также пожизненное донорство, оно возможно между биологическими родственниками старше 18 лет.

Пересадка органов и тканей оплачивается средствами из бюджета, так как процедура входит в программу государственных гарантий оказания медицинской помощи. Закон запрещает любые формы торговли органами, в том числе за компенсации и вознаграждения.

В 2001 году была утверждена инструкция Министерства здравоохранения по констатации смерти мозга человека. Однако документ не включал регламентацию констатации смерти мозга у детей, что делало невозможными в России, например, трансплантации сердца детям.

«В 2016 году была утверждена инструкция по констатации смерти мозга у детей. Это сняло последние нормативные барьеры для детского посмертного донорства, — рассказывает Елена Брызгалина, завкафедрой философии образования философского факультета МГУ им. Ломоносова, специалист по философским проблемам биологии и медицины. — Однако прецедентов в нашей стране пока не было. Вероятно, это следствие кризиса доверия по отношению к трансплантологии со стороны общества».

Что будет в новом законопроекте?

Главное новшество закона о донорстве, как его анонсируют в Минздраве, — создание регистра волеизъявлений граждан на согласие или несогласие с посмертным донорством. По словам представителей ведомства, фактически будет создана отдельная система донорства со службой, имеющей информационную базу с листом ожидания органов или их частей.

Кроме того, судя по заявлениям Минздрава, в новой редакции законопроекта подразумевается пункт о том, что каждый гражданин может дать свое согласие или несогласие на донорство органов при оформлении паспорта и других официальных документов.

«Важно, что министр Скворцова обращает внимание на развитие регистров, — отмечает Брызгалина. — В мировой практике полноценные трансплантационные регистры учитывают распределение донорских органов, сведения о выполненных в конкретных медицинских центрах для конкретных пациентов трансплантациях, их эффективности, включая практику их реабилитации и медикаментозного сопровождения. Такие регистры нужны и нашей стране, важно, чтобы закон их установил».

Заведующий лабораторией экспериментальной хирургии и заместитель главного трансплантолога Санкт-Петербурга Дмитрий Суслов отмечает, что нынешний закон о трансплантации органов не раз становился причиной разногласий между врачами и родственниками умерших. По словам Суслова, проблему взаимоотношений между врачом и пациентом в масштабах страны могут решить региональные специализированные центры.

«Есть презумпция согласия, и незнание законов не освобождает от ответственности, — считает он. — Информирование и опрос граждан, как они относятся к донорству органов, можно, например, организовать в МФЦ при оформлении разных документов. Чтобы по-настоящему развивать трансплантологию, нужно в каждом регионе создавать специализированные центры. Если в каждом субъекте будут трансплантологи, то они смогут, в том числе, заняться региональными реестрами лиц, не согласных на посмертное донорство. И при этом мы сохраним презумпцию согласия».

Такого же мнения по поводу создания реестра лиц, не согласных на донорство, придерживается и председатель Межрегиональной общественной организации нефрологических пациентов «НЕФРО-ЛИГА» Людмила Кондрашова.

«Чтобы пойти и сделать доброе дело, человеку психологически гораздо тяжелее встать с дивана. Но, наслушавшись страшилок про черных трансплантологов, он гораздо быстрее напишет бумагу, что не согласен быть посмертным донором органов, — считает она. — К сожалению, вокруг трансплантологии существует много мифов, развеять которые может только информирование населения».

По словам Кондрашовой, в основе новой редакции закона о трансплантологии и донорстве, будет стоять презумпция испрошенного согласия.

Что такое испрошенное согласие?

До своей кончины умерший явно заявлял о своем согласии на изъятие органа, либо член семьи четко выражает согласие на изъятие в том случае, когда умерший не оставил заявления. В противном случае трансплантация невозможна.

Этические коллизии неизбежны

Вокруг темы трансплантации органов и тканей всегда останется масса этических вопросов, вне зависимости от того, будет ли принят новый законопроект или нет, уверена специалист по биоэтике Елена Брызгалина.

«Ни один законопроект не в состоянии урегулировать этические вопросы в сфере биомедицины в целом и в сфере трансплантологии в частности, — говорит эксперт. — Трансплантология всегда будет воспроизводить этические коллизии, которые человек, попавший в ситуацию биоэтического выбора, должен будет решать сам».

Недавнее предложение Общероссийского народного фронта делать отметку о посмертном желании человека стать донором в водительском удостоверении граждан также вызвало этические споры.

г.Бишкек от 13 января 2000 года N 2 ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О трансплантации органов и (или) тканей человека Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 20 декабря 1999 года Раздел I. Общие положения Раздел II. Изъятие органов и (или) тканей у трупа для трансплантации Раздел III. Изъятие органов и (или) тканей у живого донора для трансплантации Раздел IV. Ответственность учреждения здравоохранения и его персонала Настоящий Закон определяет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики в мире с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения. Трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей человека является одним из методов спасения жизни больного в далеко зашедших стадиях заболевания, восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Кыргызской Республики и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом. Раздел I Общие положения Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе В настоящем Законе применяются следующие основные термины: трансплантация — замещение тканей или органов, отсутствующих или поврежденных патологическим процессом, собственными тканями или органами либо взятыми из другого организма; ткань — система клеток и неклеточных структур, объединенных общей функцией, строением и (или) происхождением; орган — часть организма, представляющая собой эволюционно сложившийся комплекс тканей, объединенный общей функцией, структурной организацией и развитием; реципиент — человек, которому производится трансплантация органа или тканей от донора; донор — лицо, предоставляющее часть своей крови, других тканей или орган для переливания или пересадки больному; консилиум — совещание врачей одной или разных специальностей с целью выработки заключения о состоянии здоровья обследуемого, установления диагноза болезни, определения ее прогноза, тактики обследования и лечения больного; репродуктивные органы и ткани — органы и ткани, участвующие в процессе размножения, обеспечивающие непрерывность и преемственность жизни, к ним, в частности, относятся — яйцеклетка, сперма, яичники, яички или эмбрионы; труп — тело человека после его биологической смерти; реабилитация в медицине — комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов. Статья 2. Условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека Трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства и методы оказались неэффективными и не могут гарантировать сохранение жизни больного (реципиента) либо восстановление его здоровья. Изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае наличия юридически оформленного согласия живого донора с учетом того, что его здоровью, по заключению консилиума врачей- специалистов, не будет причинен значительный вред. Операции по трансплантации органов и (или) тканей реципиентам проводятся на основе медицинских показаний в соответствии с общими правилами проведения хирургических операций. Статья 3. Перечень органов и (или) тканей человека, служащих для трансплантации Объектами трансплантации могут быть: сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы и (или) ткани, перечень которых определяется Министерством здравоохранения Кыргызской Республики. Действие настоящего Закона не распространяется на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные органы и ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички или эмбрионы), а также на кровь и ее компоненты. Статья 4. Требования и критерии для живых доноров Изъятие органов и (или) тканей для трансплантации не допускается у живого донора, не достигшего 18 лет (за исключением случаев пересадки костного мозга) либо признанного в установленном порядке недееспособным. Принуждение любым лицом живого донора к согласию на изъятие у него органов и (или) тканей влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Статья 5. Учреждения здравоохранения, осуществляющие забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека Забор и заготовка органов и (или) тканей человека разрешаются только в государственных учреждениях здравоохранения. Трансплантация органов и (или) тканей человека разрешается в специализированных учреждениях здравоохранения. Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека, а равно правила их деятельности утверждаются Министерством здравоохранения Кыргызской Республики. Статья 6. Медицинское заключение о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека Медицинское заключение о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека дается консилиумом врачей учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, в порядке, утверждаемом Министерством здравоохранения Кыргызской Республики. Статья 7. Согласие реципиента на трансплантацию органов и (или) тканей человека Трансплантация органов и (или) тканей человека осуществляется с письменного согласия реципиента. При этом реципиент должен быть предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством. Если реципиент не достиг 18 лет либо признан в установленном порядке недееспособным, то такая пересадка осуществляется с письменного согласия его родителей или законного представителя. Пересадка органов и (или) тканей реципиенту без его согласия либо без согласия его родителей или законного представителя производится в исключительных случаях, когда промедление в проведении соответствующей операции угрожает жизни реципиента, а получить такое согласие невозможно. Раздел II Изъятие органов и (или) тканей у трупа для трансплантации Статья 8. Презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту. Статья 9. Определение момента смерти Органы и (или) ткани могут быть изъяты у трупа для трансплантации, если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом врачей-специалистов. Заключение о смерти дается на основе констатации необратимой гибели головного мозга (смерть мозга), установленной в соответствии с процедурой, утвержденной Министерством здравоохранения Кыргызской Республики. В диагностике смерти в случае предполагаемого использования в качестве донора умершего запрещается принимать участие трансплантологам и членам бригад, обеспечивающих работу донорской службы и оплачиваемых ею. Статья 10. Разрешение на изъятие органов и (или) тканей у трупа Изъятие органов и (или) тканей у трупа производится с разрешения главного врача учреждения здравоохранения при условии соблюдения требований настоящего Закона и законодательства Кыргызской Республики. В том случае, когда требуется проведение судебно-медицинской экспертизы, разрешение на изъятие органов и (или) тканей у трупа должно быть дано также судебно-медицинским экспертом с уведомлением об этом правоохранительных органов. Раздел III Изъятие органов и (или) тканей у живого донора для трансплантации Статья 11. Условия изъятия органов и (или) тканей у живого донора Изъятие органов и (или) тканей у живого донора для трансплантации реципиенту допускается при соблюдении следующих условий: — если донор предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством по изъятию органов и (или) тканей; — если донор прошел всестороннее медицинское обследование и имеется заключение консилиума врачей-специалистов о возможности изъятия у него органов и (или) тканей для трансплантации. Изъятие у живого донора органов допускается, если он находится с реципиентом в генетической связи, за исключением случаев пересадки костного мозга. Статья 12. Права и обязанности донора Каждый гражданин старше 18 лет, признанный консилиумом врачей- специалистов здоровым, имеет право быть донором органов и (или) тканей. Донор, изъявивший согласие на пересадку своих органов и (или) тканей, вправе: — требовать от учреждения здравоохранения полной информации о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством по изъятию органов и (или) тканей; — получать бесплатное лечение в учреждениях здравоохранения в связи с проведенной операцией и при необходимости, в исключительных случаях, за счет реципиента. Донор обязан не разглашать тайну факта изъятия его органа и (или) тканей для пересадки реципиенту. Статья 13. Ограничения при изъятии органов и (или) тканей у живого донора У живого донора может быть изъят для трансплантации один из парных органов, часть органа или ткань, отсутствие которых не влечет за собой необратимого расстройства здоровья. Раздел IV Ответственность учреждения здравоохранения и его персонала Статья 14. Ответственность за разглашение сведений о доноре и реципиенте Медицинским и иным работникам учреждения здравоохранения запрещается разглашать ставшие им известными при исполнении профессиональных обязанностей сведения о доноре и реципиенте. Разглашение таких сведений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Статья 15. Недопустимость продажи органов и (или) тканей человека Учреждению здравоохранения, равно как и его сотруднику, которому разрешено проводить операции по забору и заготовке органов и (или) тканей человека, запрещается осуществлять их продажу. В случае осуществления их продажи они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Действие части первой настоящей статьи не распространяется на препараты и пересадочные материалы, для приготовления которых использованы тканевые компоненты. Статья 16. Ответственность учреждения здравоохранения Если здоровью донора или реципиента причинен вред, связанный с нарушением условий и порядка изъятия органов и (или) тканей либо условий и порядка трансплантации, предусмотренных настоящим Законом, учреждение здравоохранения несет ответственность перед указанными лицами в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Если здоровью донора причинен вред, связанный с операцией забора органов и (или) тканей, он обеспечивается бесплатным стационарным и (или) амбулаторным лечением. Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования. Правительству Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом. Президент Кыргызской Республики А.Акаев

Госдума намерена рассмотреть законопроект, который впервые установит в России основные принципы донорства человеческих органов. Инициатива предполагает создание онлайн-реестров доноров и реципиентов. Кроме того, каждый россиянин сможет внести в документы свою волю относительно забора у него органов после смерти. Проект позволит увеличить количество трансплантаций органов, в которых ежегодно нуждаются десятки тысяч россиян.

В новом году Госдума может рассмотреть законопроект, который закрепляет в России понятие презумпции согласия на посмертное донорство органов. Соответствующий законопроект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов и сейчас проходит стадию общественного обсуждения.

«Эта инициатива предполагает презумпцию согласия на посмертное донорство. То есть человек может стать донором, если он не высказал при жизни письменного или устного – при определенных условиях – отказа от этого, либо этот отказ не дали его родственники в течение трех часов после того, как у него диагностировали смерть мозга», – пояснил председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов «Парламентской газете».

По его словам, врачи будут обязаны сообщить родственникам пациента, у которого зафиксирована смерть мозга, о намерении изъять у него органы для трансплантации. Если же родственников нет, то вопрос донорства будет решен с помощью консилиумов.

Согласно действующему законодательству, в России уже существует презумпция согласия в отношении забора донорских органов. Однако проблема в том, что медработникам просто негде взять информацию о том, какую волю изъявлял пациент относительно посмертного донорства.

Новый закон позволит создать единый реестр прижизненных волеизъявлений россиян. В этом документе врачи как раз смогут найти всю необходимую для них информацию, чтобы понять, можно ли изымать органы из тела того или иного умершего пациента. Если в реестре будет обозначено, что человек отказывается от посмертного донорства — значит, он не будет рассмотрен в этом качестве. Доступ к документу будут иметь все ответственные за изъятие органов медики. Чтобы воля человека была официально зафиксирована, ему нужно будет обратиться в любое медучреждение — например, в поликлинику, к которой он прикреплен.

Законопроект предполагает и другие нововведения — в том числе создание списка не только доноров, но и реципиентов, которые будут доступны врачам в режиме реального времени. Кроме того, будет создана специальная таблица пересаженных органов, в которую будет заноситься информация о том, какому пациенту они был трансплантированы, в каком учреждении и каков результат.

«Все пациенты, которые имеют показания к трансплантации по разным видам заболеваний, будут занесены в единую базу, чтобы рационально распределять органный ресурс. Также закон определяет порядок работы с прижизненными родственными донорами, наблюдение за ними с точки зрения состояния их здоровья», – прокомментировал инициативу главный трансплантолог минздрава, академик РАН Сергей Готье «Российской газете».

В целом закон призван улучшить координацию работы по трансплантации органов в стране, а значит – спасти больше человеческих жизней. Например, если пациенту срочно требуется пересадка сердца, то в регистре доноров врачи смогут увидеть, есть ли в данный момент где-то в стране этот орган.

При этом инициатива не предполагает возможности делать в России пересадку органов от посмертных доноров иностранцам. Готье подчеркнул, что каждая страна сама нуждается в человеческих органах для пересадки собственным гражданам, поэтому такой вид «медицинского туризма» отвергается всеми цивилизованными государствами.

Сейчас в России количество нуждающихся в пересадке намного превышает число доноров. В целом удовлетворяется примерно одна десятая часть потребности в трансплантации органов.

Больше всего пациентов в этой сфере нуждаются в пересадке почек – около 10 тыс. россиян каждый год. При этом таких операций дожидаются чуть более двух тыс. человек. Трансплантации сердца ждет примерно тысяча россиян в год, а проводится она в среднем 300 пациентам.

По данным Минздрава, количество трансплантаций органов в России увеличилось в 3,3 раза за последние 13 лет, а число россиян, перенесших трансплантацию органов, – в 4,5 раза.

Глава Минздрава Вероника Скворцова ранее сообщала, что законопроект, согласованный со всеми органами исполнительной власти, общественными организациями, получивший одобрение Русской православной церкви, был внесен в правительство еще в 2015 году, однако до сих пор не принят. Если после повторного внесения в правительство инициатива будет одобрена, то закон о донорстве органов вступит в силу 1 июня 2021 года.