Закон рд о земле последняя редакция

Специфика объектов земельных отношений, их органическая взаимосвязь с иными компонентами природной среды обусловливают тесную связь земельного законодательства с рядом «смежных» отраслей российского законодательства — лесного, водного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды, об особо охраняемых территориях, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и т.д.

При регулировании земельных отношений нередко возникают случаи комплексного правового регулирования — нормами земельного законодательства и упомянутых «смежных» отраслей. В ст. 3 ЗК России установлен принцип определения применимого права в тех случаях, когда возможно комплексное регулирование земельных отношений различными отраслями российского законодательства. В соответствии с этим принципом нормы упомянутых «смежных» отраслей законодательства применяются к земельным отношениям только тогда, когда эти отношения не урегулированы земельным законодательством, когда по конкретному вопросу в земельном законодательстве отсутствуют соответствующие нормы.

Нормы земельного права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Земельному кодексу РФ. Эта норма, закрепленная в п. 1 ст. 2 ЗК, гарантирует единство правового регулирования земельных отношений в Российской Федерации. Формально все федеральные законы (как кодексы, так и некодифицированные акты) в Российской Федерации имеют одинаковую юридическую силу. Поэтому без включения нормы, обращенной к федеральным законам, регулирующим земельные отношения, с требованием соответствовать ЗК невозможно выстроить целостную систему земельного законодательства, формирующуюся вокруг своей оси — Земельного кодекса РФ.

Двухуровневая система земельного законодательства, предусматривающая включение в него как федеральную компоненту (ЗК и другие федеральные законы), так и региональное земельное законодательство, обусловлена установленным Конституцией РФ распределением полномочий по регулированию земельных отношений между Российской Федерацией и субъектами РФ.

К ведению Российской Федерации в этой области относятся в соответствии со ст. 71 Конституции РФ: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, включая право на благоприятную окружающую среду; федеральная государственная собственность на земли, другие природные ресурсы и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, социального и экологического развития Российской Федерации; гражданское законодательство в части правовой защиты имущественных отношений, возникающих при использовании и охране земельных объектов, и т.д.

Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности (в том числе на земли и другие природные ресурсы); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории. В этой же статье Конституции РФ закреплено, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды также относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). При этом принятые в соответствии с упомянутой конституционной нормой законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

В этой связи следует упомянуть также о дополнительном требовании, установленном Земельным кодексом РФ применительно к законам субъектов Российской Федерации, регулирующим земельные отношения. Все они должны соответствовать Земельному кодексу РФ (п. 1 ст. 2 ЗК).

Земельное законодательство субъектов РФ формируется в соответствии с Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ и с учетом полномочий субъектов Российской Федерации в области земельных отношений, закрепленных в статье 10 ЗК РФ.

В отдельных статьях ЗК непосредственно определяются те виды земельных отношений, которые регулируются законами субъектов Российской Федерации:

— установление особого правового режима использования земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей (п. 3 ст. 7);

— осуществление охраны земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами (п. 7 ст. 13);

— установление публичного сервитута (п. 2 ст. 23);

— порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц (п. 2 ст. 28);

— установление предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства (п. 1 ст. 33);

— порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 49);

— порядок проведения землеустройства (п. 7 ст. 69);

— условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота (п. 4 ст. 81);

— утверждение и изменение границ и правового режима пригородных зон (за исключением пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (п. 3 ст. 86);

— разрешение ограниченной хозяйственной деятельности на землях природоохранного назначения при соблюдении установленного режима охраны таких (п. 2 ст. 97);

— установление зоны охраны объектов культурного наследия в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды (п. 4 ст. 99) и т.д.

По аналогии со структурой федерального земельного законодательства региональное земельное законодательство состоит из «базового» закона субъекта Российской Федерации, регулирующего земельные отношения, и принимаемых в соответствии с ним иных актов регионального земельного законодательства.

<11> Собрание законодательства Республики Бурятия. 2003. N 12.

<12> Ежедневные Новости. Подмосковье. 15.07.2006. N 127.

<13> День Республики. 18.12.2003. N 178-179(16383).

<14> Ведомости Мурманской областной Думы. 19.04.2006. N 62. Стр. 154 — 175.

<15> Собрание законодательства Республики Карелия. 2013. июнь. N 6. Ст. 929.

Иные акты земельного законодательства субъекта Российской Федерации могут приниматься по самому широкому кругу вопросов земельных отношений, в том числе и по тем вопросам, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ отнесены к полномочиям субъекта Российской Федерации в сфере земельных отношений: Закон г. Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 «О землепользовании в городе Москве» <16>, Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2008 года N 278-47 «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования земельных отношений на территории Санкт-Петербурга» <17>, Закон Республики Алтай от 19 февраля 2013 года N 9-РЗ «О регулировании правоотношений, связанных с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд» <18>, Закон Республики Северная Осетия — Алания от 22.12.2005 N 71-РЗ «О регулировании земельных отношений, связанных с деятельностью садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в Республике Северная Осетия — Алания» <19>, Закон Республики Дагестан от 29 ноября 2007 года N 58 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан» <20>, Закон Воронежской области от 27 декабря 2012 года N 197-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере мелиорации земель на территории Воронежской области» <21> и т.д.
———————————
<16> Ведомости Московской городской Думы. 13.03.2008. N 2. Ст. 290.

<17> Санкт-Петербургские ведомости. 29.05.2008. N 97.

<18> Сборник законодательства Республики Алтай. 2013. Февраль. N 97(103). Ч. 1. С. 80.

<19> Северная Осетия. 01.02.2006. N 17(24568).

<20> Собрание законодательства Республики Дагестан. 30.11.2007. N 18. Ст. 846.

<21> Собрание законодательства Воронежской области. N 36. Ст. 1273.

От федерального и регионального земельного законодательства производны соответствующие блоки подзаконных актов, регулирующих земельные отношения.

Федеральный блок подзаконных актов, регулирующих земельные отношения, представлен нормативными указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и приказами федеральных органов исполнительной власти, регулирующих земельные отношения в соответствии с предоставленными им полномочиями.

Подзаконные нормативные акты, регулирующие земельные акты, формально не входят в состав земельного законодательства, но являются важным элементом нормативно-правового регулирования земельных отношений.

Правительство РФ регулирует земельные отношения через принятие постановлений в соответствии с полномочиями, закрепленными ЗК, федеральными законами, а также указами Президента РФ.

Так, например, в соответствии с ЗК, Правительство РФ через принятие соответствующих нормативных правовых актов устанавливает:

— п. 5 ст. 57 ЗК: порядок возмещения убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц (Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 года N 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» <27>);
———————————
<27> СЗ РФ. 2003. N 19. Ст. 1843.

В пункте 3 комментируемой статьи 2 Земельного кодекса России упомянуты акты, издаваемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий. Они также могут содержать нормы земельного права и становиться источниками регионального земельного права, не входя при этом в состав регионального земельного законодательство. Региональные органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения, во-первых, в рамках тех полномочий, которыми они наделены, а, во-вторых, на основании и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, являющихся источниками земельного права. Спектр регулируемых земельных отношений самый разнообразный, но он должен укладываться в рамки полномочий субъекта Российской Федерации, установленных Конституцией РФ и Земельным кодексом РФ. Как правило, в актах регионального земельного законодательства содержится норма, предусматривающая принятие органом исполнительной власти соответствующего регионального подзаконного акта, содержащего норму земельного права. Приведем некоторые примеры таких региональных нормативных правовых актов: Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 9 января 2008 года N 801 «О Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года и мерах по ее реализации» <31>, Постановление Правительства Республики Коми от 10 сентября 2007 года N 209 «О Порядке отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения, использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального значения» <32>, Постановление Правительства Забайкальского края от 22 августа 2011 года N 305 «Об утверждении Порядка бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, и земельных участков на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства» <33>, Постановление Правительства Рязанской области от 5 сентября 2008 года N 194 «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Рязанской области» <34>, Постановление Правительства Ярославской области от 19 июля 2010 года N 535-п «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, для целей, не связанных со строительством» <35> и т.д.
———————————
<31> Якутские ведомости. 16.01.2008. N 2.

<32> Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. 2007. Декабрь. N 12(1). Ст. 5289.

<33> Азия-Экспресс. 01.09.2011. N 35.

<34> Рязанские ведомости. 09.09.2008. N 169.

<35> Документ-Регион. 27.07.2010. N 56.

Нормотворческие полномочия в области регулирования земельных отношений в рамках своих полномочий могут реализовывать органы местного самоуправления.

Издаваемые ими правовые акты, содержащие нормы земельного права, составляют муниципальное земельное право.

Акты муниципального земельного права могут приниматься представительными органами муниципального образования, главой муниципального образования, местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования) в соответствии с уставом муниципального образования.

Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в рамках полномочий, закрепленных за ними в Конституции РФ (ст. ст. 13 — 133), Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в Земельном кодексе РФ.

Муниципальные акты, регулирующие земельные отношения, принимаются на основании и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих земельные отношения.

Муниципальные акты, являющиеся источниками земельного права, можно сгруппировать по видам полномочий, которые закреплены за органами местного самоуправления в соответствии со ст. 11 ЗК.

Источники муниципального земельного права устанавливают:

<37> Правда Бурятии — Неделя. 09.08.2012. N 31.

<39> Новороссийские вести. 23.05.2008. N 45.

На практике муниципальные органы власти принимают муниципальные акты, содержащие нормы земельного права, и по другим вопросам, например:

Другой комментарий к Ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Статья 2 ЗК РФ определяет систему земельного законодательства. Пункт 1 комментируемой статьи рассматривает земельное законодательство РФ в узком смысле. В его состав включаются только законы, принятые как на федеральном уровне, так и уровне субъектов РФ. Правовой базой принятия ЗК РФ является ч. 3 ст. 36 Конституции РФ, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, каким и является данный Кодекс.

В Конституции РФ закреплены общие принципы регулирования земельных отношений в системе законодательства нашей страны. Статья 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»); разграничение государственной собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы (п. «г»); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п. «д»); земельное законодательство, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. «к»); защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (п. «м»). Основываясь на этих конституционных положениях, ЗК предусматривает, что регулирование земельных отношений является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы (кодексы) и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Федеральные законы имеют прямое действие на всей территории России. Специальным указанием на прямое действие федеральных законов подчеркивается, что не признается установление субъектами РФ каких-либо дополнительных условий для вступления в силу федеральных законов. Эта норма, естественная для государства с федеративным устройством, — своеобразная реакция на правотворчество некоторых субъектов РФ в сфере земельных отношений, которое отличалось чрезмерной независимостью и несоответствием федеральному законодательству.

Важным является положение п. 1 комментируемой статьи, согласно которому нормы земельного права, которые содержатся в других федеральных законах, законах субъектов РФ должны соответствовать ЗК РФ. В связи с этим возникает вопрос об иерархии федеральных законов, о приоритете действия одного федерального закона в отношении другого. Разъяснения по этому поводу содержатся в решениях Конституционного Суда РФ. Так, в определении Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1999 г. N 182-О «По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» говорится, что в ст. 76 Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае — федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу ст. 76 Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. Аналогичная позиция была высказана и развита Конституционным Судом РФ в иных решениях. В постановлении Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» эта позиция была уточнена. Конституционный Суд РФ указал, что в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило «lex posterior derogat priori» («последующий закон отменяет предыдущие»), означающее, что, даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.

Земельные отношения могут регулироваться указами Президента РФ. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения. Эти акты обязательны для исполнения на всей территории страны. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указ Президента РФ может быть принят по любому вопросу, который входит в его компетенцию. Действуют Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации, утвержденный распоряжением Президента РФ от 5 февраля 1993 г. N 85-рп, Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. N 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации», Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

2. Правовые акты, принимаемые Правительством РФ, также могут регулировать земельные отношения. Они относятся к категории подзаконных нормативных правовых актов, т.е. актов исполнительных органов государственной власти, изданных в пределах их компетенции, в соответствии с законом, указом Президента РФ либо на их основе и во исполнение их.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» предусматривает, что Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ (ст. 23).

3. Регулировать земельные отношения могут не только указанные выше органы государственной власти, но и органы исполнительной власти субъектов РФ, полномочия которых определены в ст. 10 ЗК РФ. Органы местного самоуправления также наделены компетенцией, позволяющей им участвовать в процессе нормотворчества в сфере регулирования использования и охраны земель. Полномочия органов местного самоуправления установлены в ст. 11 Земельного кодекса России.

29 Января 2013 Версия для печати Изменения в Закон Республики Дагестан «О земле»

Сегодня, 29 января Комитет по аграрной политике на своем заседании с участием представителей заинтересованных структур и ведомств обсудил проект закона «О внесении изменений в статью 32.2 закона Республики Дагестан «О земле» и ряд законодательных инициатив, поступивших в Государственную Думу от законодательных собраний некоторых субъектов Российской Федерации.

Председатель Комитета Д.Шамхалов отметил, что проект закона подготовлен в целях приведения деятельности органов государственной власти РД и органов местного самоуправления в соответствие с полномочиями, возложенными на них по выделению семьям, имеющим 3 и более детей земельных участков. «Земельные участки являются для многодетных семей большим подспорьем. Они могут использовать их для индивидуального жилищного строительства, ведение личного подсобного хозяйства или других необходимых целей. Однако не все муниципальные образования имеют достаточное количество земли. Предлагаемые изменения предусматривают механизм передачи земель в случае необходимости из федеральной и республиканской собственности в муниципальную. Орган местного самоуправления, при отсутствии земель для выделения данной категории граждан, может обратиться в Правительство республики для безвозмездной передачи их из республиканской в муниципальную собственность. В Дагестане около 70 000 многодетных семей, нуждающиеся из них должны быть обеспечены земельными участками»,- подчеркнул он.
По мнению министра земельных и имущественных отношений С.Алиева, необходимо подготовить республиканское совещание для более тщательного рассмотрения вопроса. Необходимо установить, какие именно земли будут передаваться муниципалитетам на эти цели. Завершается инвентаризация земель, находящихся в республиканской собственности. Земли, прилегающей к населенным пунктам, действительно не хватает в городах и низменных районах, отметил министр.
Д.Шамхалов предложил министерству подготовить Проект постановления Правительства, в котором необходимо подробно расписать механизм передачи земли. К каждому муниципальному образованию нужно подходить индивидуально, чтобы не нарушать права граждан и соблюдать нормы закона, считает председатель Комитета по аграрной политике.
Заместитель председателя Комитета по законодательству, законности и государственному строительству Ф.Раджабов обратил внимание на тот факт, что земли сельскохозяйственного назначения повсеместно застраиваются, земельные участки выдаются под жилищное строительство не соблюдая генеральные планы застройки и требования по их обустройству коммуникациями и соответствующей инфраструктурой.
Депутаты поддержали законопроект и приняли решение, внести его в повестку дня 19 сессии.
Далее депутаты обсудили и поддержали проект ФЗ, внесенного в Государственную Думу ФС РФ, в виде законодательной инициативы Архангельским областным Собранием депутатов «О внесении изменения в статью 19.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Предлагается продлить срок осуществления органами местного самоуправления мероприятий по образованию земельных участков сельскохозяйственного назначения из земельных участков, находящихся в общей собственности до 1 июля 2014 года. Проект ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Земельного Кодекса РФ» (в части установления возможности использования земель сельскохозяйственного назначения в целях размещения зданий, строений, сооружений для реализации сельскохозяйственной продукции), внесенный в Государственную Думу членами СФ Г.Горбуновым и С.Лисовским в виде законодательной инициативы, также был поддержан депутатами. Комитет также одобрил проект ФЗ «О внесении изменений в статью 28 Земельного кодекса РФ» (в части установления возможности бесплатного предоставления земельных участков молодым специалистам, проживающим и работающим в сельской местности), внесенный в ГД ФС РФ в виде законодательной инициативы Законодательным собранием Республики Карелия. Соответствующие отзывы будут направлены в Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству.
Информационно-аналитический отдел Аппарата Народного Собрания РД

Количество просмотров: 3897

Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2017 N 303-ЭС17-6630 по делу N А51-9349/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об установлении границ участка. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку формирование и кадастровый учет спорных лесных участков осуществлены ранее, чем в ГКН внесены сведения о смежных земельных участках, у ответчиков отсутствовали основания для утверждения их схем и формирования за счет части территории арендованных партнерством лесных участков.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе кадастровые паспорта земельных участков, межевой план лесных участков, заключение кадастрового инженера, руководствуясь статьями 214, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 6, 7, 8, 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», Положением о Департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденным постановлением администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па, установили границы лесных участков и смежных земельных участков в указанных истцом координатах.

Определение Верховного Суда РФ от 06.06.2017 по делу N 305-ЭС17-1570, А41-69411/2013 Требование: О признании договоров аренды земельных участков недействительными (ничтожными) сделками, об истребовании из незаконного владения земельного участка. Обстоятельства: Истец предполагает незаконными действия ответчика по распоряжению земельными участками, переданными обществу в аренду. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судами не исследованы обстоятельства, связанные с заключением спорных договоров на предмет их соответствия требованиям ЗК РФ.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной землеустроительной экспертизы, руководствуясь статьей 9, частью 2 статьи 11.4, частью 2 статьи 11.8, статьями 16, 17, 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), статьями 167, 301, 302, 305, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), статьями 2, 3, 4, 5 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (далее — Закона N 101-ФЗ), пунктом 10 статьи 3, статьей 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 137-ФЗ), пришел к выводу об обоснованности требований Управления Росимущества и Предприятия.

Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2017 N 305-ЭС17-1570 по делу N А41-69411/2013 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании договоров аренды земельных участков недействительными (ничтожными) сделками, истребовании земельного участка. Решение: Дело передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, поскольку заслуживает внимания довод заявителя о том, что в результате неправомерных действий администрации и неправильных судебных актов судов апелляционной и кассационной инстанций Российская Федерация лишилась земельных участков водного фонда, порядок использования и охраны которых определяется водным законодательством и которые в нарушение закона переданы обществу для строительства многоэтажных домов.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение судебной землеустроительной экспертизы, руководствуясь статьей 9, частью 2 статьи 11.4, частью 2 статьи 11.8, статьями 16, 17, 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), статьями 167, 301, 302, 305, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), статьями 2, 3, 4, 5 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (далее — Закон N 101-ФЗ), пунктом 10 статьи 3, статьей 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 137-ФЗ), пришел к выводу об обоснованности требований Управления Росимущества и Предприятия.

Определение Верховного Суда РФ от 22.03.2017 N 305-ЭС17-2293 по делу N А40-84159/2013 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным договора аренды земельного участка, истребовании его из чужого незаконного владения. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как был установлен факт формирования спорного участка за счет территории земельного участка, предоставленного для нужд Вооруженных сил РФ.

Выводы судов о недействительности (ничтожности) заключенного ответчиками договора аренды от 31.01.2012 N М-11-041154, а также о наличии оснований для истребования земельного участка из незаконного владения общества основаны на подлежащих применению нормах материального права: пункт 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьи 17, 27, 93 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 166, 168, 209 и 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 17.01.2017 N 308-ЭС16-18612 по делу N А18-318/2013 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании права собственности на земельный участок, признании отсутствующим права собственности на земельный участок. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как земельный участок относился к землям обороны и безопасности, и имелись основания для признания права собственности РФ и права постоянного (бессрочного) пользования истца на него.

При установленных обстоятельствах, руководствуясь статьями 7, 17, 27, 87, 93 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», разъяснениями, изложенными в пунктах 52, 53, 57, 58, 59 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суды обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для признания права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования министерства на спорный земельный участок.

Определение Верховного Суда РФ от 08.12.2016 N 309-ЭС16-16089 по делу N А47-11522/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности РФ на земельный участок, внести соответствующие изменения в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, поскольку отсутствие государственной регистрации права собственности РФ при наличии на то оснований возникновения самого права не может служить основанием для признания спорного земельного участка относящимся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Разрешая спор, суды, руководствуясь статьями 4, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 16, 17 Земельного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», приняв во внимание обстоятельства, установленные по делу N А47-12509/2013, являющиеся преюдициальными при рассмотрении настоящего спора, согласно которым спорный земельный участок относится к федеральной собственности, на данном участке расположено недвижимое имущество, которое до приватизации государственного предприятия «Оренбургская трикотажная фабрика» в 1992 году находилось в федеральной собственности, пришли к выводам о том, что отнесение указанного земельного участка к землям, находящимся в федеральной собственности, является правомерным, оснований для удовлетворения исковых требований администрации не имеется.

Определение Верховного Суда РФ от 31.10.2016 N 302-ЭС16-13897 по делу N А10-1365/2014 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об обязании снести (демонтировать) самовольно возведенные постройки на земельном участке. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, поскольку доказательств того, что при строительстве были допущены существенные нарушения строительных норм и правил, не представлено.

Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, либо земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

Определение Верховного Суда РФ от 31.10.2016 N 308-ЭС16-14113 по делу N А32-10780/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды исходили из того, что предоставленные по договорам аренды земельные участки в силу закона относились к федеральной собственности, в связи с чем посчитали, что арендная плата за их использование зачислялась в бюджеты субъекта РФ и муниципального образования в отсутствие правовых оснований.

Удовлетворяя требования территориального управления, суды руководствовались положениями пункта 1 статьи 125, пункта 3 статьи 214, статей 608, 1102, 1107 Гражданского кодекса, статей 17, 95 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров аренды), пунктом 5 статьи 31, пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», статьи 1, пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (в редакциях, действовавших на момент заключения договоров аренды), распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р и исходили из того, что предоставленные по договорам аренды обществу «Славтэк-Юг» земельные участки, расположенные в границах федерального курорта Геленджик, в силу закона относились к федеральной собственности, в связи с чем посчитали, что арендная плата за их использование зачислялась в бюджеты субъекта Российской Федерации и муниципального образования город-курорт Геленджик в отсутствие правовых оснований.

Определение Верховного Суда РФ от 17.10.2016 N 301-ЭС16-12834 по делу N А29-5953/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об истребовании земельного участка. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, поскольку спорный земельный участок, собственником которого в силу закона является РФ, из фактического владения федеральной собственности не выбывал, в связи с чем истцы вправе требовать устранения всяких нарушений их права.

Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Определение Верховного Суда РФ от 28.10.2016 N 308-ЭС16-13863 по делу N А53-19682/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку, установив, что спорный участок расположен в границах морского порта, в силу закона относится к федеральной собственности, и с момента его включения в границы морского порта права арендодателя по договору аренды перешли к РФ, суд взыскал неосновательное обогащение.

Разрешая спор, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 387, 617, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 3.1 и пунктом 10 статьи 3 (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьей 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установив, что спорный участок расположен в границах морского порта, и в силу закона относится к федеральной собственности, и с момента его включения в границы морского порта Ростов-на-Дону права арендодателя по договору аренды перешли к Российской Федерации, взыскал неосновательное обогащение, исходя из представленного агентством расчета годовой арендной платы для земель федеральной собственности из бюджетов муниципального образования город Ростов-на-Дону и Ростовской области за счет средств казны соответствующего бюджета.