Занятия по риторике

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия города Урай

Ханты – Мансийский автономный округ — Югра

Конспект урока
по риторике в 5 классе
«Давайте говорить друг другу комплименты»

подготовила:

учитель русского языка и литературы

Ильева Алена Валентиновна

г. Урай

Цель: формировать умение использовать в речи комплименты.

Задачи:- познакомить с понятием «комплимент» и средствами его выражения;

— прививать чувства доброжелательности, внимание к собеседнику;

— формировать умение оценивать свои коммуникативные удачи и неудачи.

Ход урока

Беседа. Актуализация знаний.

— Ребята, а вам приятно слышать, когда вас за что-нибудь хвалят?

А что такое комплименты вы знаете?

(Добрые, приветливые слова)

— А зачем люди говорят друг другу комплименты?

(Чтобы человеку было приятно,

чтобы показать свое отношение, чтобы поддержать в трудную минуту)

— Итак, тема нашего урока – «Комплименты».

Давайте восклицать,

Друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться,

Давайте говорить друг другу комплименты –

Ведь это все любви счастливые моменты.

Б.Окуджава.

Риторический анализ.

Учитель подходит к одному из учеников:

— Петя, как ты прекрасно выглядишь! Этот строгий костюм тебе к лицу.

Учитель подходит к другому ученику, заглядывает в тетрадь:

— Вася, мне будет приятно проверять твою тетрадь. Ты очень аккуратно

ведешь записи.

Учитель подходит к третьему ученику:

— Вова, ты всегда очень отзывчивый. Вот и сегодня на перемене выполнил

просьбу девочек.

— Ребята, что я сейчас сделала?

(Произнесла комплименты)

— Итак, комплимент – это положительная оценка собеседника с точки зрения его внешнего вида, манеры общаться, проявления хороших качеств характера.

— Петя, Вася, Вова, вам было приятно получать комплименты?

— Ребята, а чего не хватало в нашем общении?

(ответов со стороны мальчиков)

— Как можно ответить на комплимент?

(Спасибо)

Работа с учебником. Обогащение речи.

— Ребята, на странице 54 учебника прочитайте диалог Этикеши и Риторика и найдите другие варианты ответов на комплимент.

(- Я рад, что ты это заметил.

— Мне было очень приятно это слышать.

— От твоих слов у меня поднялось настроение.

— Спасибо. Ты тоже сегодня прекрасно выглядишь.)

Первичное закрепление. Риторическая задача.

— А теперь попробуйте сказать комплимент своему соседу по парте.

Обращаю ваше внимание на такие средства выражения комплимента, как:

      • употребление обращения

      • оценочные слова: прекрасный, превосходный и т. д.

      • особая интонация

(работа учащихся в парах)

— Ребята, все услышали в свой адрес комплимент? Что вы при этом

почувствовали?

Работа с учебником. Риторическая игра.

Упражнение 42. Разыграйте следующие речевые ситуации.

  • После каникул вы случайно встретили своего друга и обратили внимание, что он хорошо выглядит: загорел, вырос, повзрослел.

  • Вам понравился ответ друга на уроке истории. Сделайте ему комплимент.

  • Ваша мама чем — то расстроена. Вы делаете ей комплимент, который поднял бы ей настроение.

  • Вам сделал комплимент младший брат. Как вы ему ответите?

Подведение итогов игры.

— Чья инсценировка вам понравилась?

— Какие комплименты оказались более удачными?

— Почему вы так считаете?

— Кто из ребят не справился с риторической задачей?

Обогащение речи. Игра «Четвертое лишнее».

На доске записаны слова: ПОХВАЛА

КОМПЛИМЕНТ

ЛЕСТЬ

ОДОБРЕНИЕ

Какое из этих слов лишнее? Почему?

Чем отличается ПОХВАЛА от ЛЕСТИ?

ЛЕСТЬ — ЛЬСТИВЫЕ СЛОВА (неискренние слова)

ЛЕСТНЫЙ – ЛЕСТНЫЕ СЛОВА (похвальные, правдивые слова)

Работа с учебником. Риторический анализ.

Упражнение 44. Правду ли говорят друг другу Кукушка и Петух?

С какой целью они восхваляют друг друга без меры?

( Их слова неискренни и произносятся лишь для того,

чтобы вызвать ответную похвалу)

Речевая разминка.

Учимся владеть голосовым аппаратом.

Выполнение упражнений «Колечко», «Проколю щеки», » А у меня губы

краснее». Хоровое проговаривание скороговорок.

После такой разминки мы хорошо справимся со следующим заданием.

Работа с учебником. Риторический анализ.

Упражнение 45 Выразительное чтение стихотворения.

— Можно ли слова внука назвать комплиментом?

( Нет, настоящий комплимент не требует платы, он

бескорыстен. Внук же хвалит всех с единственной целью –

добиться, во что бы то ни стало выполнения своих просьб.)

Упражнение 46. Как хвалит Лиса Петуха?

(Вот петух так петух!

Красивый, звонкий голос.

Такой птицы я никогда не видывала.)

— Какие еще средства создания комплимента здесь встретились?

(Обращение – «красавчик», восклицательные предложения)

— Каким тоном произносит Лиса свои похвальные слова?

( льстиво)

Выразительное чтение текста по ролям.

Подведение итого урока.

— Сегодня на уроке мы учились делать комплименты. Почему нам

так важно это уметь?

Надеюсь, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные и, что очень важно, правдивые слова. Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова родным, знакомым и делайте это как можно чаще!

Я довольна вашей работой на уроке. Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Мне приятно было с вами общаться.

Список использованной литературы.

Уроки риторики в школе: Книга для учителя.- М.: «Баласс», «С-инфо».2002.-80 с.

Риторика известна человечеству несколько тысячелетий. Еще много веков назад были люди, которые провозглашали речи, выступали перед аудиторией, приковывали ее внимание и сообщали важные новости. С определенной условностью и несколько утрируя, ораторами можно назвать даже тех представителей homo sapiens, которые в далекие времена пытались организовать племя для охоты на мамонтов: им требовалось искусно владеть речью или уметь оперировать жестами, поднимать боевой дух и убеждать. Современную форму риторика обрела с развитием письменности. Когда люди научились передавать друг другу информацию при помощи определенных знаков, начертанных на папирусе или вырезанных на камнях, появились умельцы, которые стали формировать из этих знаков живую и понятную речь. Шло время, понемногу распространялись книги, и потребность в риторике только увеличивалась, а сама она стала развиваться стремительными темпами. Сегодня под риторикой понимают науку говорить; науку, которая изучает речь, искусство публичных выступлений и работы с аудиторией. Навыки риторики должен иметь каждый руководитель и человек, чья деятельность предполагает регулярные контакты с людьми. Красноречие пригодится и тем, кто продает товары или услуги, и тем, кто заключает контракты и пытается путем переговоров достичь максимально выгодных условий. Количество жизненных ситуаций, где ораторские умения востребованы, невозможно сосчитать.

Задача риторики

Занятия по риторике состоят из множества тем. Может показаться, что для успешного выступления достаточно быть уверенным в себе и прекрасно разбираться в сути предмета. Но риторика гораздо глубже, а ее приемы – разносторонни. Искусство риторики учит главному: быть настоящим, искренним. Если даже человек лжёт, делать это нужно естественно, так, чтобы ни у кого не возникло никаких подозрений. Если аудитория сомневается в правдивости информации, которая изложена со сцены или с трибуны, выступление можно считать провальным. Качественное взаимодействие с публикой невозможно без превосходного владения дыханием. Оратор должен грамотно интонировать, четко выговаривать все слова. Распространенная ошибка новичков – «забыть», что фраза длинная, и произнести последние слова очень тихо, на остатках дыхания. Это затрудняет восприятие речи, делает ее сбивчивой. Кроме того, важно умело выбирать темп речи, чтобы слушатели, с одной стороны, не засыпали от скуки, а с другой стороны – понимали, что до них пытаются донести. Выступление должно быть энергичным. Нужно менять темп повествования, чтобы не казаться излишне монотонным. Где-то – ускориться, немного всколыхнуть аудиторию, а где-то приостановиться, позволить тщательно обдумать каждую сказанную мысль или попросту расслабиться, перевести дух. Когда весь монолог проходит с одним темпом, он не запоминается, не вызывает эмоций, кажется пустым, даже если в нем были сказаны важные и абсолютно правдивые слова. Но даже понимания этих принципов не всегда достаточно, чтобы удачно выступить. Ораторское искусство обязывает покорять аудиторию не только голосом, но и невербаликой: мимикой, жестами, движением. Ответьте себе на вопрос: вы ведь помните людей, которые не говорили и не делали ничего особенного, но вас покоряла их харизма? Наверняка такие личности встречались вам не раз и не два. Так вот: их умение располагать к себе и убеждать – не столько природный дар, сколько навык, отточенный на практике. Когда вы стоите на сцене, нельзя постоянно менять направление взгляда. Нужно выбрать определенную точку в зале и смотреть именно в нее. Или устанавливать зрительный контакт с разными зрителями, причем достаточно продолжительный. Если вы будете пересекаться глазами со слушателями буквально на долю секунды, это не принесет им приятных эмоций и даже может вызвать подозрение, что вы их стесняетесь. Разумеется, гораздо проще говорить с публикой, когда красивая, легко читаемая речь написана заранее. Но что делать, если аудитория настроена скептически, и выступление пошло не так, как планировалось? Есть ряд правил, соблюдая которые, оратор останется на высоте в любой ситуации:

  • нужно импровизировать;
  • задавать слушателям направляющие вопросы;
  • предлагать им самим ответить на самые каверзные вопросы;
  • всегда оставаться лидером;
  • не спорить с гостями;
  • никогда не переходить на повышенный тон, хамство или крик, даже если это делает оппонент.

Задача оратора – быть королем ситуации. Нет ничего хуже, чем броситься в длинную дискуссию со слушателем и отвечать ему грубо. Напротив, когда ваш собеседник ведет себя не вполне корректно, достаточно улыбнуться в ответ и доброжелательно сказать, что вы готовы обсудить эту актуальную проблему в кулуарах. Будьте уверены: ваш поступок покорит аудиторию и заставит даже самого злостного критика утихнуть. Безусловно, риторика требует регулярной практики: вы должны выступать время от времени, чтобы в любой ситуации уметь держать удар и парировать словесные выпады. Но для этого необходимы и теоретические знания, изучение вековых приемов риторики, а также эффективных методик работы с аудиторией. Можно постигать их самостоятельно методом проб и ошибок, а можно пойти на курс по риторике и впитать в себя ораторский опыт, накопленный людьми за несколько тысячелетий. Школу Ораторис возглавляет Антон Духовский – человек, который прошел обучение у самых лучших тренеров личностного роста: Радислава Гандапаса, Ицхака Пинтосевича и других. Он выступает перед аудиторией ежедневно, регулярно проводит семинары и тренинги. За время работы школы, с 2009 года, число выпускников достигло 30 тысяч. Среди них – менеджеры, крупные руководители, бизнесмены, артисты и даже политики. Для вашего удобства курсы риторики проходят в двух форматах: либо пять занятий по будням с 19 до 22 часов, либо двухдневный интенсив в субботу и воскресенье. Оба варианта обучения достаточно эффективны: мы подаем информацию структурировано и понятно, она легко запоминается. Если вам не подходит предложенный график, вы можете обучение и посещать занятия в удобное для вас время. Кроме того, в постоянном диалоге с Антоном Духовским вы сможете задать любые интересующие вопросы и узнать еще больше тонкостей риторики! Каждый наш выпускник научится управлять голосом, убеждать слушателей, улучшит дикцию, разовьет навыки работы с аудиторией, узнает, как преодолевать волнение и отвечать на каверзные вопросы. Ни одна книга или обучающий курс в интернете не дадут такого полного представления о риторике, как наши занятия. Вы увидите воочию, как работает с публикой оратор высочайшего класса с огромным опытом выступлений. У вас появится возможность практиковаться под его присмотром. Полученные знания и умения наверняка пригодятся вам и в обычной жизни, и в работе. Вы никогда не пожалеете о потраченных средствах и усилиях – они вернутся сполна!

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ РИТОРИКОЙ

Мы умеем работать практически с любым начальным уровнем, и нам нравится достигать серьезные цели. Вместе с вами мы корректируем план, подбираем комфортный график и удобное место встреч, планируем любое необходимое количество занятий – и превращаем ваши желания в ваши успехи.

Индивидуальные занятия риторикой позволяют значительно увеличивать время, уделяемое практике, тем самым резко повышая как эффективность обучения, так и интенсивность усвоения материала.

ЦЕЛИ

Определяются учеником. Можно сделать акцент на монологе, споре или процессе убеждения. Изучать искусство продаж, презентаций или переговоров. Подробнее взять устную или письменную речь. Уделить большее внимание богатству или же точности языка. Практиковаться в создании грамотных выступлений или оттачивать навыки их исполнения.

ОРГАНИЗАЦИЯ

Наш преподаватель риторики связывается с вами. Вместе вы решаете вопрос о первой встрече, по результатам которой определяете общее количество необходимых занятий, количество занятий в неделю, дни недели и время для дальнейших встреч, и, разумеется, программу. Чаще всего индивидуальные занятия по ораторскому искусству проходят один раз в неделю и длятся не более двух часов каждое, но возможны и многочасовые однодневные тренинги, и любые другие форматы.

К каждому занятию у преподавателя будет подготовлена для вас теоретическая часть в виде раздаточного материала, набор практических упражнений, которым будет уделяться большая часть времени, а так же домашнее задание.

Фактически, перед вами классический репетитор по риторике с высоким уровнем знаний и успешным опытом обучения очень разных студентов, от семилетних детей до миллиардеров, которые тоже когда-то были семилетними детьми.

ПРОГРАММА КРАТКО

Риторика. Страх публичного выступления. Тезис речи, оратор и аудитория. Факт как основа мировоззрения. Аргументация тезиса. Монолог и его структура. Диалог в убеждении, продуманное общение. Диалог диалектический. Диалог полемический, софизмы. Диалог в управлении. Язык оратора. Исполнение монолога и диалога.

ПРОГРАММА ПОДРОБНО

Можно взять всю программу, не вникая в детали и мелочи, можно надолго углубиться в какой-нибудь один раздел.

Риторика
Риторика — это наука о целесообразном слове. Почему «о слове»? Потому что для своего высказывания вы можете использовать не только слова. Слова не всегда нужны, а иногда прямо противопоказаны, но риторика использует именно их. Почему «наука»? Потому что риторика является прикладной гуманитарной наукой, в ней есть правила и законы, нарушая которые вы не сможете придать своей речи тот эффект, к которому стремитесь. Почему «целесообразном»? Потому что у оратора есть цель, которую он хочет достичь, используя свою речь как инструмент. Если у вас нет цели, вы не можете быть оратором. Если у вас есть цель, но вы не знаете риторику, вы тоже не можете быть оратором. Оратор хочет и умеет управлять людьми с помощью своего письменного и звучащего слова.

Страх
Людям очень страшно говорить публично и вообще общаться, например, с незнакомыми людьми. Вы скажете, что страх уходит в результате хорошей подготовки, и будете правы, тем более что нет ничего хуже человека, который не подготовился, но и не боится. Такой оратор просто отвратителен, потому что его неконтролируемое словоизвержение не сдерживается ничем, даже страхом. Мы за то, чтобы страх естественным образом уступал перед профессионализмом и опытом. Но бывают случаи, когда нужно специально поработать над страхом, иногда даже продолжительное время. Да, это больше психологическая проблема, но её можно успешно решить с помощью определенного набора упражнений и практик в рамках предварительного изучения риторики.

Тезис речи, оратор и аудитория
Оратор выступает перед аудиторией. Аудиторией называется группа людей, которые объединены одной проблемой. Задача оратора — решить эту проблему. Не свою проблему, а проблему аудитории, потому что аудитории наплевать на проблемы оратора. Но если оратор сможет решить проблему аудитории, она пойдёт за ним. Хороший оратор вместе с проблемой аудитории всегда решает и свои проблемы. Искусство заключается в том, чтобы научиться объединять решение собственных проблем с решением проблем слушателей. Тезис речи — главная мысль высказывания в виде одного предложения, в котором есть описание проблемы аудитории и вариант ее приемлемого решения.

Факт как основа мировоззрения
Для создания речи мы должны знать, кто говорит и перед кем, как выглядит ситуация вокруг них, что они друг про друга думают и что они думают относительно темы речи, какие они цели преследуют, что они собирались делать до речи, что оратор согласится считать успехом и какую речь назовет успешной аудитория. Ситуация вокруг слушателей называется фактом. Именно факт порождает проблему аудитории, которую решает оратор. Набор фактов складывается в мировоззрение, на мировоззрение опирается аргументация. Главное свойство факта — факта не существует, существуют только его интерпретации, которые нужно уметь создавать убедительными для аудитории.

Аргументация тезиса
В тезисе своего выступления оратор предлагает решение проблемы аудитории. Аргументы должны доказывать правильность этого решения в той его части, которая не подтверждена интерпретацией факта. Мы предлагаем осваивать семнадцать типов аргументов: пять аргументов к реальности, пять рациональных, четыре аргумента к норме и три аргумента к человеку. Важное замечание — сила аргумента зависит не от его типа, сильными аргументами являются те, которые таковыми считает аудитория. Не оратор, а аудитория. Для одной аудитории это будут одни, для другой — другие.

Монолог и его структура
Монолог является наиболее простой формой речи. Его цель — вложить одну главную мысль, содержащую описание проблемы и ее решение, в головы слушателей. Структура речи нужна для того, чтобы эту задачу осуществить. Риторика учит управлять людьми с помощью речи, поэтому все её законы основаны на том, как люди воспринимают эту самую речь. Во время монолога аудитория делает три акцента. Оратор может говорить о чем угодно, но люди всегда поначалу будут акцентировать свое внимание на выступающем, потом они будут смотреть, насколько он убедителен, а потом им станет интересно, к чему же он их призывает. Три важных момента — оратор, его убедительность, призыв. Но мы пойдем дальше, наша структура будет сложнее: Вступление, Тезис, Разделение, Изложение, Подтверждение, Опровержение, Обобщение, Побуждение.

Диалог в убеждении, продуманное общение
Наиболее сложный вид диалога и самый трудоемкий формат ораторской речи. Со стороны выглядит как непринужденное общение, интересное, запоминающееся и располагающее. По своей сути является способом формирования у собеседника определенной мысли или желания, но без озвучивания этой мысли нами и без каких-либо доказательств этой мысли с нашей стороны. Диалог в убеждении не имеет никакого отношения к нейролингвистическому программированию и прочим околопсихологическим практикам.

Диалог диалектический
Диалог ради установления истины, в котором участники уважительно относятся друг ко другу и не считают, что не могут ошибаться. В чистом виде наиболее редко встречающаяся форма диалога не только из-за своих целей, но и из-за сложной структуры ведения. Однако элементы диалектического диалога используются в реальном общении.

Диалог полемический, софизмы
Жесткая форма диалога, задача которого — привлечь к себе слушателей, втоптав оппонента в грязь, даже ценой дискредитации истины. Исторически это первая форма диалога, разработанная и доведенная до формального совершенства еще софистами. Софизмы — псевдоаргументы, используемые в споре, выглядящие истинными, но имеющие внутреннюю ошибку. Мы предлагаем к изучению софизмы следующих типов: ловушки, инсинуации, провокации, реверсии, деморализации и подстановки. Основная цель софизмов — унизить оппонента. Этой же цели подчинена вся объемная теория полемического диалога с многообразием практик и приемов его ведения.

Диалог в управлении
Диалог, происходящий во время совещания начальника с подчиненными. Всего пять простых правил, которые превратят обычно бестолковое времяпрепровождение в продуктивную встречу. Не следует путать диалог в управлении с мозговым штурмом.

Язык оратора
Упражнения для развития языка оратора делают его речь естественной (комфортной для самого говорящего), логичной (т.е. с наличием мысли, которая полно и последовательно себя выражает во всём выступлении, без разрывов, повторений и уходов в сторону), понятной (в которой используемые речевые средства не оставляют слушателю возможность неправильно понять или недопонять говорящего), чистой (без словесного мусора, как в виде отдельных слов-паразитов, так и в виде незаконченных предложений и фраз, избыточных повторов, многоречивости, ненужных пауз, топтаний на месте и прочих подобных вещей, которыми наполнено данное предложение), богатой (с разнообразием использованного словарного запаса, структур предложений, словоформ) и выразительной (образной, яркой, запоминающейся, с наличием смысловых акцентов).

Исполнение монолога и диалога
Оратор должен быть харизматичным. Но харизма — это не врожденное качество, это всего лишь способность притягивать к себе внимание, техническое свойство и натренированное умение. К одаренности не имеет никакого отношения. Чтобы быть харизматичным, оратор должен быть разнообразным, отличным от себя самого если не в каждую секунду, то хотя бы в минуту. Потому что внимание приковывается изменениями оратора, его речи, его образа. Чтобы быть разнообразным нужны жесты, движения, разная громкость и скорость, паузы, работа с тоном и эмоциональностью. И всё это должно быть натренировано до уровня рефлексов, потому что думать об этом во время выступления невозможно.

Индивидуальные занятия по риторике позволяют кроме общей программы взять любую узкую её модификацию, предназначенную для лучшего усвоения таких отдельных форм ораторского искусства, как Презентации, Продажи, Переговоры или Искусство спора.

СТОИМОСТЬ

Одно занятие с нашим преподавателем длительностью полтора-два часа будет стоить вам 10000 р. (или 5000 р. при занятиях онлайн).

ДРУГИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обратите внимание на Риторику онлайн и Ораторский коучинг. Возможно, вас заинтересует Коммуникативная эффективность руководителя или Детская риторика.

КОНТАКТЫ

Звоните нам по телефону (495) 669-20-85, пишите на почту mail@argument-studio.ru. Приглашайте нас заниматься туда, где вам удобно, или приходите к нам в Гостиный двор и на Шаболовку (адреса центров ).

Посмотрите заметку об Индивидуальных занятиях, в ней говорится о том, почему они нам так нравятся — потому что развивают не только студента, но и самого учителя. Там же вы найдете рассуждения нашего ведущего преподавателя о целях, которые чаще всего ставят перед собой те, кто желают начать изучать ораторское искусство.

Публикация о Ценах — это тоже публикация об индивидуальных занятиях риторикой, но только со стороны затраченных усилий и времени.

Заметка об Ораторской теории отстаивает право теории на существование и доказывает значимость правильных теоретических знаний. Материал о Школах ораторского искусства поможет не потеряться в их видимом многообразии, а видео о том, Как выглядят занятия позволит лучше согласовать ожидания с реальностью.

Наконец, возможно, вам будет интересен материал про Главную мысль высказывания или тексты о Завершении и Вступлении в речь, они демонстрируют то отношение к ораторскому искусству, которое мы прививаем своим студентам.

Конспект урока «Риторика как наука об убеждении. Формы и методы речевого воздействия на аудиторию».

Цель: 1. Дать знания учащимся о риторике – науке об убеждении.

2. Раскрыть формы и методы речевого воздействия на аудиторию.

3. Формировать умение правильно воспринимать информацию.

Ход урока.

  1. Вступительное слово.

Дорогие ученики! Сегодня мы отправляемся в бесконечный, и тем интереснейший путь в Риторику. Путь, который был начат вами на уроках литературы, истории, музыки и других предметах. За это время вы открыли для себя много нового. Но главное вы узнали лучше себя и того, кто рядом с вами. Теперь надо научиться пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь заинтересовать собеседника, повлиять на него, завоевать на свою сторону, уметь говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против вас, участвовать в беседе в узком кругу друзей и выступать перед широкой аудиторией.

«Заговори, чтоб я тебя увидел», — писал Сократ.

2. Рассказ учителя.

Риторика как наука существует тысячи лет. Особо подчеркну, что это не просто наука о способах передачи информации посредством устного слова, но свод законов и правил, обеспечивающих убедительность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей. В разные времена в риторику вкладывали различное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы и как мастерство любого вида речи (письменной и устной), и как наука и искусство устной речи.

У этой науки есть и другие названия «ораторское искусство», «красноречие», «мастерство публичного выступления». Конечно, они не совпадают полностью, между ними есть тонкие различия, но пока мы их будем рассматривать как синонимы.

В наши дни риторика рассматривается как наука, ее иногда определяют как «теорию убеждающей коммуникации» (общения).

Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становиться просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы. Юрист, учитель, социальный работник, менеджер, политик, проповедник должны овладеть искусством речи, формами и методами воздействия на аудиторию. Чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывая множество факторов, влияющих на оратора и на слушателя, владеть техникой говорения.

Ораторская речь – своеобразный вид эмоционального и умственного творчества, которое воплощается в живом слове. Она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Задача оратора и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления, выступить как бы в трех лицах: сочинителя, постановщика и исполнителя своих речей.

Безусловно, риторика опирается на систему других наук, использует их данные (например, очевидна связь риторики и логики).

«Красноречие – дитя знаний», — говорили древние.

Цицерон1 полагал, что выдающимся оратором может стать лишь тот, кто владеет тремя необходимыми для красноречия данными: талантом, навыком, знаниями, причем, важнее всего наука, т.к. первенство принадлежит образованному оратору. В основной перечень наук, с которыми тесно связана теория и практика красноречия, входят прежде всего философские науки (логика, этика, эстетика), а также языкознание, психология, педагогика, физиология, актерское мастерство и мн. другие. Изучение этих наук, применение их законов в публичной речи являются важной задачей оратора.

  1. Работа в тетради.

Учитель предлагает ученикам записать ряд слов к данной теме и объяснить (по-своему) их лексическое значение. В ходе объяснений учитель, по необходимости, дополняет и исправляет ответы, сверяют по толковому словарю.

КРАСНОРЕЧИЕ – 1) способность, умение говорить красиво,2) ораторское искусство.

КРАСНОБАЙ (разг., неодобр.) – человек, склонный к краснобайству (баять – говорить); пустой говорун.

ОРАТОР – тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром говорить речи.

РИТОР – оратор в Древней Греции, а также учитель ораторской речи.

ПУБЛИЧНЫЙ – 1) в присутствии публики, открытый 2) общественный, не частный.

  1. Игра «Кто вы, что вы, откуда?».

Дети, сегодня я вам предлагаю игру, которая поможет совершенствованию умений использовать те или иные понятия в соответствии со своей позицией, освоить суждение, умозаключения, научиться доказывать и т.д.

1 этап

Начнем игру с заполнения шутливой анкеты – теста:

Заполните, пожалуйста предлагаемую вам анкету. Помните, первый ответ является во многом определяющим для всех остальных ответов.

  1. Кто вы? Что вы? (нужное подчеркнуть)

  1. Ваши фамильные данные. Заполните нужную графу.

Фамилия, имя, отчество

Прозвище

Серия, номер.

  1. Из чего состоите? (нужное подчеркнуть)

Материя, сплав драгоценных металлов, святой дух, вакуум, энергетическое поле, ….

  1. Чем питаетесь? (нужное подчеркнуть)

Хлеб, птичье молоко, атомная энергия, электроэнергия, космическая пыль, положительными героями, отрицательными героями, биоэнергией, …

  1. Определите свой пол. (нужное подчеркнуть)

Мужской, средний, женский.

  1. Время рождения или изготовления.

До рождества Христова, после рождества Христова, во время перестройки, в застойное время, …

  1. Место рождения или изготовления.

Галактика, Земля обетованная, Звезда, планета, Сириус, Венера, Луна, Космос, завод, лаборатория, пробирка, сказка, …

  1. Семейное положение.

Свободен, ищу родителей (или одного из них), ищу друга, имею кошку или собаку.

  1. Подвергались ли вы воскрешению? Разложению на составные элементы? Кем или чем вы были в прошлой жизни?

  2. Имеете ли вы родственников на другой планете?

  3. Поддерживаете с ними связь? Как?

  4. Какие награды имеете?

Книга, шоколадка, конфетка, поцелуй родителей, похвала, улыбка друга, подруги, новый номер и серию, вещь, деньги, …

  1. Как возникли на Земле? Как проникли на Землю?

По собственному желанию, по воле родителей, из пены морской, нашли в капусте, межпланетный туризм, аист принес, …

  1. Чем занимаетесь на Земле?

Учитесь, трудитесь и учитесь, как все порядочные люди, отдыхаете, учитесь из-под палки, не работаете и не учитесь, …

В последнем случае укажите, зачем вы нужны на Земле (ведь бездельников здесь хватает).

2 этап

Зачитывание анкет и образование игровых групп в зависимости от выбранной роли.

3 этап

По детской считалочке (по выбору учеников) выбирается ведущий, который называет одну из своих слабостей, мешающих ему эффективно заниматься учебой (он может называть и другие свои характерные недостатки), причем выбирает и характеризует эту слабость, исходя из своей роли; игроки каждой группы поочередно, исходя из своей роли, предлагают свой совет, как от этой слабости избавиться. Ведущий, даже если видит рациональное зерно в совете, отвергает его, начиная свое высказывание словами: «Да, благодарю за совет, но …». Игроки не сдаются, продолжается дискуссия, учимся аргументировать, доказывать, убеждать…

5.Домашнее задание: Ответить на вопросы:

  • Что такое риторика?

  • Данные каких наук использует риторика?

  • Что нужно, чтобы стать хорошим оратором?

-Ребята, давайте встанем в круг и сделаем небольшую речевую разминку.

«Воздушный шарик»

И.п. стоя, руки на нижней части ребра. Вдох через нос, выдох через рот. Слежу чтобы живот и плечи оставались неподвижны. 6 р.

«Окно и дверь»

И.п. стоя, «окно» левая ноздря, а «дверь» правая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю. Медленно выдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю, и медленно воздух через «дверь» 6 раз

-Молодцы! Проходите на свои места. Давайте вспомним, при помощи чего человек получает информацию?

-Правильно, но так было не всегда. Я предлагаю вам совершить путешествие на машине времени и отправиться в прошлое на тысячи лет назад. Подойдите ко мне, закройте глаза.

1 слайд

-Как вы думаете, что это?

-Что хотели люди сказать этими рисунками?

-Легко ли было писать?

-Чем писали древние люди?

-Можно ли в наше время увидеть такие рисунки?

-Отправляемся дальше!

2 слайд

-А это, что?

-Почему люди решили использовать глину?

-Удобно ли было писать на ней?

-Почему в дальнейшем люди отказались ее использовать?

3слайд

-Ребята, посмотрите внимательно, что это?(береста)

-Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте

-Как вы думаете, удобно ли было писать?

-Почему она не годилась для книг?

4 слайд

-И вот появляется она! Что это?( Бумага) Она появилась в Китае

5 слайд

-На Руси стали издавать книги, но они были рукописными. Почему их так называли? Книги стоили дорого и ценились на вес золота.

Почему?

6 слайд

-Первые печатные книги появились в Германии, а затем и в России.

-Нам пора возвращаться назад, в наше время.

-Давайте снова закроем глаза, чтобы оказаться в нашем времени.

-Ребята, а вы хотите пописать, как это делали люди в старину?

— Проходите на свои места.

-Давайте с вами скажем волшебные слова

Лы-стоят в комнате столы

Лу-иди Танечка к столу

Ла- наша Леночка мила

-Отгадайте загадку

Хоть не шляпа, а с полями.

Не цветок, а с корешком

Разговаривает с нами

Всем понятным языком

-Как вы понимаете фразу «говорит она беззвучно»?

Можно ли беседовать с книгой?

-Вы любите, когда вам читают?

-Назовите вашу любимую книгу?

-Кто хочет Риторику пересказать вашу любимую сказку или рассказ, любимый фрагмент из сказки.

-Сегодня, надеюсь, вы убедились, если бы не было книг, если бы их не сохранили наши предки мы не смогли бы узнать о том, что было много-много лет назад.

— А сейчас прошу вас вырезать на страничке 9 волшебный знак — это еще один шаг на пути в страну Риторику

— Наше занятие окончено. Молодцы!