Запись о недостоверности

В ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности данных юридического лица (адрес юридического лица). Информация о недостоверности адреса юридического лица была получена из электронной выписки ЕГРЮЛ с сайта ФНС России, от налогового органа никаких писем и уведомлений не получалось, никакие изменения по заявлению юридического лица не регистрировались в ФНС России. 1. Какие необходимо совершить действия юридическому лицу в данной ситуации? 2. Какие последствия могут наступить для юридического лица в связи с внесением данной записи в ЕГРЮЛ? Предусмотрена ли административная ответственность за непредоставление ФНС России достоверных данных об адресе юридического лица? 3. Каков порядок исключения из ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице?

18 августа 2017

1. С 01.01.2016 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации) действует в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ. С этой даты значительно расширены пределы проверки достоверности сведений ЕГРЮЛ: теперь это проверка не только новых сведений (вносимых в ЕГРЮЛ), но также и таких, которые уже там содержатся (п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации). Кроме того, в общих чертах установлены порядок и срок такой проверки, а также полномочия ФНС России. Однако это не означает, что с 01.01.2016 проверка проводится в каждом случае обращения к регистрирующему органу. Напротив, согласно п. 4.1 ст. 9 Закона о госрегистрации по общему правилу (т.е. в большинстве случаев) запрещена проверка сведений, содержащихся в представленных документах. Исключение составляет возникновение у регистрирующего органа обоснованных сомнений в достоверности сведений, уже включенных либо только включаемых в ЕГРЮЛ (п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации). Перечень таких ситуаций установлен самим регистрирующим органом (п. 4.3 ст. 9 Закона о госрегистрации, п. 5.9.52 Положения о ФНС России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506) в п. 2 Приложения N 1 к приказу ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72 «Об утверждении оснований, условий и способов …» (далее — Приказ N ММВ-7-14/72).

Специальная процедура (уведомление о недостоверности и представление дополнительных сведений и документов) предусмотрена лишь для ряда сведений о юридическом лице (пп. «в», «д», «л» п. 1 ст. 5, п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации, п. 18 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72), в том числе сведений об адресе юридического лица. При наличии предусмотренных законодательством о государственной регистрации оснований регистрирующий орган проводит проверку достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ независимо от даты их включения (письмо ФНС России от 06.03.2017 N ГД-4-14/3980@). Если выявлена недостоверность уже внесенных в ЕГРЮЛ сведений, то регистрирующий орган вносит туда же запись о недостоверности сведений о юридическом лице (абз. второй п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации, п. 18 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72, смотрите также письмо ФНС России от 02.09.2016 N ЕД-3-14/4045@).

2. Внесение записи о недостоверности сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ вызывает ряд неблагоприятных последствий как для самой организации, к которой относится запись, так и для связанных с этой организацией лиц. ФНС вправе отказать в государственной регистрации связанных с включением в ЕГРЮЛ сведений об участнике (учредителе) организации или о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, если:

— данное лицо имеет право без доверенности действовать от имени такой организации, в отношении которой уже содержится запись о недостоверности сведений, предусмотренных подпунктами «в» или «л» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации. Указанная запись о недостоверности не влечет отказа в указанной государственной регистрации, если ей более трех лет (на момент подачи документов в ФНС) либо она была внесена по заявлению о недостоверности, то есть в порядке п. 5 ст. 11 Закона о госрегистрации без проверки (абзац четвёртый пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации);

— данное лицо владеет 50% и более голосов от общего количества голосов в таком ООО, о котором в ЕГРЮЛ уже содержится запись о недостоверности сведений, предусмотренных подпунктами «в» или «л» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации. Указанная запись о недостоверности не влечет отказа в указанной государственной регистрации, если ей более трех лет (на момент подачи документов в ФНС) (абз. пятый пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).

С 01.09.2017 при наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи у регистрирующего органа будет право исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ в порядке ст. 21.1 Закона о госрегистрации. Соответствующие изменения вносятся Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При определенных обстоятельствах наличие недостоверных сведений в ЕГРЮЛ может повлечь и иные неблагоприятные последствия для организации. Так, согласно абзацу третьему п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ. Напомним также, что организация несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя (п. 3 ст. 54 ГК РФ, смотрите также постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»). Нельзя исключить и риск привлечения к административной ответственности (смотрите ч.ч. 3, 4, 5 ст. 14.25 КоАП РФ, а также материал: Энциклопедия решений. Административная ответственность за непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверных или заведомо ложных сведений в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Наконец, запись о недостоверности сведений о юридическом лице обязательно вносится в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (пп. «з.1» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации). Поскольку информация, содержащаяся в указанном реестре и в ЕГРЮЛ, является общедоступной, такая запись может негативно сказаться на репутации организации.

3. Порядок исключения из ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице либо ее аннулирования законодательством не установлен. На наш взгляд, из положений п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации следует, что для исключения из ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений в регистрирующий орган должны быть представлены соответствующие актуальные сведения. Имеющиеся на сегодняшний день разъяснения по этому вопросу сводятся по существу к тому, что для исключения записи о недостоверности сведений из ЕГРЮЛ необходимо представление в регистрирующий орган заявления по форме Р14001 с указанием актуальных сведений о юридическом лице, в том числе о его адресе (смотрите информацию на сайте ФНС https://www.nalog.ru/rn43/news/activities_fts/6767234 и информационное сообщение в системе ГАРАНТ). Полагаем, что в приведенной ситуации достоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе может быть подтверждена путем направления в регистрирующий орган соответствующей информации с приложением необходимых документов (например договора аренды и т.п.). Если же по результатам рассмотрения регистрирующим органом указанной информации запись о недостоверности сведений не будет исключена из ЕГРЮЛ, внесение регистрирующим органом записи о недостоверности сведений о юридическом лице может быть оспорено в вышестоящем органе либо в суде по правилам главы 24 АПК РФ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Голубев Александр

Содержание

Запись о недостоверности юридического адреса в ЕГРЮЛ

28.02.2018 Прочее

Причины. Последствия. Что делать?

Василий Неделько, руководитель юридической компании «Базальт»

В последнее время к нам все чаще обращаются клиенты, получившие от налоговой инспекции «письма счастья» с предупреждением о выявлении недостоверных сведений в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ или Реестр) и требованием о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее — Уведомление о недостоверности).

Выглядит это письмо так:

Если участники не успевают внести достоверные сведения в Реестр в 30-дневный срок, вносится Запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (далее — Запись о недостоверности), которая выглядит так:

Фактически, Запись о недостоверности — это «черная метка», которая может иметь для организаций самые неблагоприятные последствия.

При этом многие клиенты не получают почту, поэтому узнают о внесенной в Реестр Записи о недостоверности только когда банк блокирует расчетный счет, только когда контрагенты отказываются заключать договор с такой организацией.

Ниже мы подробно рассмотрим причины появления таких Записей о недостоверности, последствия и алгоритм действий по их устранению.

Как и почему вносится Запись о недостоверности по юридическому адресу?

Налоговые органы проводят выездную проверку в офисном здании и составляют список всех реально находящихся в нем организаций с перечнем занимаемых ими помещений.

Всем остальным фирмам, зарегистрированным по этому адресу, налоговики отправляют Уведомление о недостоверности и требование о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. Эти уведомления также направляются по домашним адресам руководителю компании и ее учредителям.

Страдают, в основном, компании, которые реально не находятся по заявленному адресу. Это может быть связано с тем, что адрес был «покупным» либо фирма сменила офис, но не уведомила об этом налоговые органы.

Если в течение тридцати дней с момента направления Уведомления о недостоверности юридическое лицо не представит в налоговый орган достоверные сведения, в ЕГРЮЛ вносится Запись о недостоверности (процедура внесения в ЕГРЮЛ Записи о недостоверности установлена п. 6, ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. (далее — закон № 129-ФЗ»).

Каковы последствия внесения в ЕГРЮЛ Записи о недостоверности?

1. Исключение из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена Запись о недостоверности, в течение более чем шести месяцев является основанием для исключения организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (п. 4.3, ст. 9, п. п. ф. п. 1, ст. 23 закона № 129-ФЗ).

2. Участники и руководитель юрлица с Записью о недостоверности не смогут стать участниками или возглавить другие юрлица.

Если участник или/и руководитель организации, в отношении которой в ЕГРЮЛ имеется Запись о недостоверности, попытается стать участником или возглавить другое юридическое лицо, регистрирующий орган будет выдавать отказ в регистрационных действиях (п. 4.3, ст. 9, п. п. ф. п. 1, ст. 23 закона № 129-ФЗ ) до тех пор, пока Запись о недостоверности не будет снята.

3. Дисквалификация руководителей и учредителей компании на 3 года (подробнее читайте в статье генерального директора юридической компании «Базальт» Василия Неделько в РБК).

Участники и руководители юрлица, исключённого из ЕГРЮЛ по решению налогового органа, не смогут стать участниками или возглавлять другие юридические лица в течение 3 лет с момента исключения юрлица с Записью о недостоверности из ЕГРЮЛ.

4. Субсидиарная ответственность участников, руководителя и лица, фактически контролирующего компанию, исключенной из ЕГРЮЛ по решению налогового органа (подробнее — в статье «Изменения в законе о банкротстве. Новые положения о субсидиарной ответственности контролирующих лиц»).

В случае исключения ООО из ЕГРЮЛ по решению налогового органа (на основании ст. 21.1 закона № 129-ФЗ ), если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что участники или другие лица, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества (п. 3.1, ст. 3 закона № 129-ФЗ).

Таким образом, исключение ООО из ЕГРЮЛ как недействующего юрлица крайне опасно для его участников, если есть активные кредиторы или долги перед бюджетом. Причем критерии привлечения к ответственности очень размыты.

5. Банки могут заблокировать счет.

Банки могут приостановить операции по счетам организации с Записью о недостоверности и активно это делают.

Что делать, если Запись о недостоверности уже внесена?

В этом случае организация должна либо убедить налоговую, что та ошиблась, либо представить новые достоверные сведения для внесения в ЕГРЮЛ. Если недостоверность была связана с адресом общества, нужно вносить данные о новом адресе.

Документы, представляемые в налоговый орган при смене адреса места нахождения (юрадреса):

  1. Решение единственного участника или протокол собрания участников общества, в котором прописывается решение о смене юридического адреса.
  2. Новая редакция устава общества, если в уставе был прописан подробный адрес общества (город, улица, дом…), в двух экземплярах, либо лист изменений к уставу в двух экземплярах.
  3. Нотариально удостоверенное заявление по форме Р13001, если в уставе был указан полный адрес общества, либо только заявление по форме Р14001, если в уставе прописан только сокращенный адрес (субъект РФ, без полного адреса).
  4. Квитанция об оплате госпошлины. Размер госпошлины в случае внесения изменений в учредительные документы при смене адреса по форме Р13001 составляет 800 рублей. В случае регистрации изменений только по форме Р14001 госпошлина не оплачивается.
  5. Документы, подтверждающие новый адрес общества.

В случае аренды помещения у собственника необходимо запросить:

  • гарантийное письмо, подтверждающее согласие собственника предоставить принадлежащее ему помещение для регистрации общества по этому адресу (оригинал с синей печатью и подписью);
  • копию свидетельства на право собственности или выписки из ЕГРН (с синей печатью и подписью), подтверждающие права собственника на помещение;
  • копию договора аренды.

В случае если новым адресом общества будет являться собственное нежилое помещение, то достаточно копии свидетельства на право собственности или выписки из ЕГРН.

Если общество будет находиться по адресу места жительства одного из участников, предоставляется:

  • копия свидетельства права собственности на квартиру или выписка из ЕГРН;
  • письменное согласие всех собственников квартиры и зарегистрированных в ней совершеннолетних лиц на использование адреса квартиры в качестве адреса места нахождения общества.

Нужно отметить, что, если смена адреса в пределах одной налоговой инспекции проходит еще относительно спокойно, то при попытке организации перейти в другую налоговую инспекцию она может столкнуться с совершенно неожиданными трудностями.

Дело в том, что налоговые инспекции заинтересованы только в организациях, которые работают и платят налоги. «Мертвые» и убыточные фирмы только портят им показатели эффективности.

Именно поэтому при переходе в некоторые налоговые организациям еще придётся убеждать налоговиков, что их стоит «взять к себе на учет». Своего рода face control. Это незаконно, но получило широкое распространение в Москве.

Как бороться с этим явлением, мы расскажем в другой статье.

Также вас может заинтересовать:

Регистрация увеличения уставного капитала ООО за 5 дней

Изменение юридического адреса организации

Юридическим адресом называют местонахождение исполнительного органа компании. Именно эти реквизиты используются для официального направления уведомлений, заявлений, претензий и иной корреспонденции. Сведения об адресе юридического лица могут содержаться в его уставных документах и обязательно заносятся в государственный реестр.

Подписание договора по электронной почте. Мнения судов и налоговой.

Заключение договора путем обмена скан-копиями по электронной почте становится нормой делового оборота. Особенно часто это используется для договоров на сравнительно небольшие суммы. Преимущества очевидны — это значительно ускоряет процесс работы и особенно актуально для партнеров из разных регионов. Законно ли это? Имеет ли юридическую силу скан-копия без оригинала? …

Гаражно-строительный кооператив (ГСК): миф или реальность?

Вероятно, у многих гаражно-строительный кооператив ассоциируется с сатирическим фильмом Эльдара Рязанова «Гараж». Собрание пайщиков, правление, голосование… Все это имеет место и в наше время, но кое-что все-таки изменилось. История вопроса Термин «гаражно-строительный кооператив» появился в советском законодательстве лишь с принятием Закона СССР №…

Проблемы перехода в другую налоговую инспекцию

Василий Неделько, руководитель юридической компании «Базальт» Борьба за повышение эффективности работы налоговиков привела к тому, что перейти в другую налоговую инспекцию в Москве и Московской области становится большой проблемой. Ситуация: смена налоговой после уведомления о недостоверности …

Смена юридического адреса через обжалование отказа в управлении ФНС

В свое время в статье «Как борьба с фирмами-однодневками ударила по всем компаниям» в журнале «Секрет фирмы» мы писали о компании, которую московская ИФНС «не пускала» к себе. То есть, давала отказы из-за неподтвержденности юридического адреса, хотя компания реально арендовала офис на протяжении 2-х лет на территории этой налоговой. Клиент согласился на обжалование отказа…

Ограниченная ответственность в ООО уже не ограничена

В последнее время был принят и вступил в силу ряд законов, которые должны помочь взыскивать долги, в том числе по налогам, с конечных бенефициаров. Общая тенденция: больше внимания уделяется не формально-юридическому построению цепочек сделок и корпоративных отношений, а реальному содержанию экономических отношений. Новые механизмы, заложенные в законах, стремятся переложи…

Борьба за достоверность ЕГРЮЛ: проверка и внесение записей о недостоверности

Здравствуйте! C 2016 года в корреспонденции, направляемой налоговыми органами юридическим лицам, заметно увеличилась доля писем (уведомлений, извещений и даже телеграмм), посвященных достоверности включенных в Единый государственный реестр юридических лиц сведений. Большинство писем связано с достоверностью сведений об адресах юридических лиц.

На начало 2020 года публикация полностью актуальна.

В письмах территориальные налоговые органы (инспекции, ИФНС, МИФНС) и/или регистрационные центры (ЕРЦ) сообщают адресатам о том, что полагают или точно знают о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о конкретном юридическом лице и предлагают, просят, требуют обеспечить внесение в ЕГРЮЛ достоверных сведений, угрожая административной (иногда и уголовной) ответственностью и ликвидацией юридического лица.

Предлагаю рассмотреть, с чем связаны и что означают такие «приветы» от налоговых органов.

Борьба за достоверность ЕГРЮЛ: правовые основы

Причина направления таких писем в обеспечении налоговыми органами принципа публичной достоверности Единого государственного реестра юридических лиц, (далее – ЕГРЮЛ), который провозглашен еще в 2014-м году:

«Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.» (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Для практической реализации данного принципа до 2016 г. «не хватало нормативной базы», т.к. имелась норма, возлагающая на регистрирующие юридические лица органы обязанность провести «проверку достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений»:

«До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.» (п. 3 ст. 51 ГК РФ),

а нормы о порядке и сроке проведения такой проверки достоверности сведений ЕГРЮЛ появились в законе (Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пп. 4², 4 ³ст. 9) только с 2016 г. в результате вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Формирование нормативной базы для реализации принципа достоверности ЕГРЮЛ завершилось и он «заработал» только после вступления в силу соответствующего подзаконного нормативного акта ФНС России – Приказа ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц» (зарегистрирован Минюстом России 20 мая 2016 г., регистрационный № 42195), далее – «Приказ ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@», вступил в силу 5 июня 2016 г. и вскоре, а в некоторых регионах и ранее, началось его активное применение регистрирующими органами на местах (вначале путем принятия решений о приостановлении государственной регистрации), а следом – путем проверки достоверности уже включенных в ЕГРЮЛ сведений).

Основания проверки достоверности включенных в ЕГРЮЛ сведений

Основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является возникновение у регистрирующего органа обоснованных сомнений в их достоверности. Так предусмотрено законом (п. 4² ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

А нормативный акт ФНС России предусматривает два общих повода для проведения проверки достоверности включенных сведений (пункт 4 «Оснований и Порядка…» утвержденных Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@):

1) Получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ. Такое заявление подается по форме Р34002 «Заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц» — относительно содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в связи с их участием в других юридических лицах физических и юридических лиц в качестве участников и лиц, имеющих право действовать от имени юридических лиц без доверенности, а также относительно достоверности адреса юридического лица (Приложение к приказу ФНС России от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@).

При подаче названного заявления в нем подлежат указанию обстоятельства заинтересованности лица и подтверждающие эти обстоятельства доказательства (об этом заполняется специальный лист формы – «Е»). В качестве примеров заинтересованности можно привести:

  • подачу заявления собственником объекта недвижимости в отношении юридического лица, которое безосновательно использует адрес объекта в качестве адреса юридического лица в ЕГРЮЛ;
  • подачу участником юридического лица заявления о другом лице – директоре этого юридического лица, в связи с тем, что срок действия его полномочий истек, а изменения в ЕГРЮЛ не внесены (директор т.с. «узурпирует власть»);
  • подачу юридическим лицом заявления «о себе самом» о недостоверности сведений о данном юридическом лице как управляющей организации другого юридического лица в связи с тем, что полномочия управляющей организации уже прекратились в связи с истечением их срока (пример заполнения листа «Е» для такого случая прилагаем: «лист Е Р34002 по сроку ЕИО — управляющей»);

2) Получение регистрирующим органом иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

В качестве примеров получения «иной информации» можно назвать получение сведений:

  • от Управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации о юридических лицах, имеющих «признаки недостоверности включенных в ЕГРЮЛ сведений», названные ФНС России в Письмах от 03.08.2016 N ГД-4-14/14126@ «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности» и от 03.08.2016 N ГД-4-14/14127@ «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных до 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности»;
  • от других налоговых органов при выявлении ими при проведении мероприятий налогового контроля обстоятельств недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, например, если при допросе руководителя контрагента выясняется, что соответствующее лицо фактически никакого руководства не осуществляет или адрес, указанный в ЕГРЮЛ юридическое лицо не использует на законном основании;
  • от других государственных органов (например, прокуратуры, рассматривавшей обращение гражданина и выявившей попутно недостоверность каких-либо сведений о юридическом лице);
  • от физического лица, сообщившего о недостоверности содержащихся о нем в ЕГРЮЛ сведений относительно юридического лица (лиц) (как по установленной форме Р34001, так и иным образом, например, при опросе, предоставлении иных объяснений, допросе).

Какие юридические лица подлежат проверке «на достоверность»

1) Прежде всего, «в группе риска» юридические лица, имеющие предусмотренные названными выше Письмами ФНС России о «проведении работы по проверке достоверности включенных в ЕГРЮЛ сведений» «признаки недостоверности сведений».

К таким признакам относятся (№№ 1-6):

для юридических лиц, зарегистрированных до 01.08.2016

для юридических лиц, зарегистрированных после 01.08.2016

  1. лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, выступает в качестве такового более чем…

…в 50 юридических лицах

…в 5 юридических лицах

  1. участники юридического лица являются таковыми более чем…

…в 50 юридических лицах

…в 10 юридических лицах

  1. адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом более чем…

…50 юридических лиц

…10 юридических лиц

  1. управляющая организация является таковой более чем…

…в 50 юридических лицах

…в 20 юридических лицах

  1. наличие информации о вступлении в силу постановления по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек
  2. наличие информации о смерти лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица

2) Также проверке могут подвергнуться любые юридические лица, в отношении которых регистрирующему органу поступил «сигнал» — информация о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений от физических лиц и других заинтересованных лиц (в том числе, по форме Р34002), а также от других налоговых или иных органов;

Порядок проведения проверки достоверности сведений

Закон предусматривает способы, которыми может проводиться проверка достоверности сведений:

  • изучение документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
  • получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
  • получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
  • проведения осмотра объектов недвижимости;
  • привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки

(подпункты «а» — «д» пункта 4² статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

При этом нормативный акт ФНС России, посвященный «проверке достоверности» — Приказ ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@ предусматривает срок проведения только для проверки, проводимой на основании «заявлений о недостоверности сведений ЕГРЮЛ, поступающих от «заинтересованных лиц» (т.е. по форме Р34002): в срок не более одного месяца, следующего за истечением семи рабочих дней с момента подачи указанного заявления. В случае проведения такой проверки способами, предусмотренными подпунктами «б», «в», «д» пункта 4² статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ, указанный срок проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, может быть увеличен до двух месяцев (пункт 9 «Оснований и Порядка ..» утвержденных Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@).

По результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, по заявлению о недостоверности сведений ЕГРЮЛ, поданному заинтересованным лицом, регистрирующий орган в течение 10 рабочих дней со дня завершения такой проверки уведомляет заинтересованное лицо, представившее (направившее) указанное заявление, о подтверждении или не подтверждении либо невозможности подтверждения в ходе проверки достоверности сведений, в отношении которых представлено указанное заявление (пункт 19 «Оснований и Порядка..» утвержденных Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@).

Получается, время, за которое заинтересованное лицо может узнать о результате рассмотрения его обращения относительно недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений на основании заявления формы Р34002, может составлять максимум два с половиной – три месяца, а минимум – один месяц (такой срок обычно регистрирующие органы считают применимым для рассмотрения поступающих им обращений). Например, по обращению клиента, оказывавшего услуги управляющей организации о недостоверности сведений о нем, как управляющей организации других юридических лиц, регистрирующий орган предоставлял ответ по истечении месяца с момента обращения (Приложение – «Ответ регоргана о недостоверности управляющей» № 1, № 2).

Конкретных сроков проведения проверки достоверности включенных в ЕГРЮЛ сведений в связи с поступлением регистрирующему органу иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений (чем заявление заинтересованного лица о недостоверности по форме Р34002) Приказ ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@ не предусматривает. Оно и понятно, дело у налоговых и других государственных органов, от которых может поступить информация «общее», государственное, разберутся между собой.

«Орудие борьбы» – запись о недостоверности сведений о юридическом лице, «черная метка ЕГРЮЛ»

Одними проверками «недостоверность» не побороть, нужны «орудия борьбы». Наряду с привлечением к административной ответственности должностных лиц налоговые органы приобрели конкретное средство для борьбы с «нерадивыми юридическими лицами» (о которых в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения). Теперь положительный результат проведенной проверки информации о недостоверности включенных в ЕГРЮЛ сведений – установление недостоверности соответствующих сведений может привести к внесению регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице, появлению для юридического лица так называемой «черной метки ЕГРЮЛ».

Наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице имеет такие последствия:

1) Юридическое лицо с такой записью приобретает «плохую репутацию» — становится малопривлекательным партнером с точки зрения принципа «должной осмотрительности выбора контрагентов» для других налогоплательщиков, банков, при участии в закупках, а наличие с ними отношений – поводом для претензий со стороны налоговых органов при камеральных и выездных налоговых проверках.

«Обратная сторона этой медали» еще и в том, что запись о недостоверности в отношении физического лица может означать отсутствие его участия в данном юридическом лице в соответствующем качестве (участника и /или руководителя) и в таком случае является сигналом о возможной дефектности сделок юридического лица. И этот риск сохраняется, даже если потом «запись о недостоверности» по юридическому лицу была «исправлена» путем внесения изменений, например, избрания нового руководителя, вместо того, сведения о котором были отмечены как недостоверные;

2) При продолжении отражения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений после внесения соответствующей записи о недостоверности (если по юридическому лицу не сообщены в ЕГРЮЛ достоверные сведения):

  • лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности может быть привлечено к административной ответственности (ч. 3, ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ);
  • регистрирующим органом может быть предъявлен иск о ликвидации юридического лица, как действующего с грубыми нарушениями закона;
  • а после 01.09.2017 г. (даты вступления в силу изменений в Федеральном законе № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. по Федеральному закону от 28.12.2016 г. № 488-ФЗ) юридическое лицо, имеющее в ЕГРЮЛ сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа;

3) Лица, имеющие право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, лица, являющиеся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице (кроме лица, подавшего о себе форму Р34001) до истечения трех лет с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи о недостоверности оказываются ограничены в праве стать учредителем (участником) другого юридического лица либо лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, поскольку законом предусмотрено соответствующее основание для отказа в государственной регистрации (абзацы 4, 5 подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Способов преодоления большинства приведенных последствий записи о недостоверности можно назвать три (по степени эффективности):

  1. Внесение в ЕГРЮЛ достоверных сведений вместо недостоверных.
  2. Обжалование внесения записи (если имеются основания).
  3. Ожидание истечения времени в три года с даты внесения записи – относительно «восполнения прав участника», но следует учитывать, что если соответствующее юридическое лицо окажется исключено из ЕГРЮЛ с задолженностью, может добавиться новое ограничение по той же норме (абзацы 2, 3 пп. «ф» пункта 1 статьи 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).3

Основания внесения в ЕГРЮЛ записей о недостоверности

В виду серьезности последствий внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ закон предусматривает определенные требования к порядку внесения этих записей регистрирующими органами. Такая запись может появиться:

  • в результате установления недостоверности сведений по итогам проведенной регистрирующим органом проверки недостоверности сведений;
  • в особом срочном порядке – это исключение из общего правила о внесении записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ по результатам проверки.

«Срочное» внесение предусмотрено только для случаев подачи физическими лицами заявлений о недостоверности сведений о себе в ЕГРЮЛ – заявлений по форме Р34001 «Заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ». Такие заявления подаются физическими лицами относительно сведений именно о себе (в качестве учредителя (участника) юридических лиц, лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности – Приложение № 3 к приказу ФНС России от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@).

По заявлениям формы Р34001 запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице вносится регистрирующим органом в обычные для государственной регистрации сроки: не более чем пять рабочих дней с момента подачи такого заявления (п. 1 ст. 8, п. 5 ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ).

Получается «проверка достоверности» включенных в ЕГРЮЛ сведений при обращении физического лица с заявлением о недостоверности сведений именно о нем регистрирующим органом не проводится, регистрирующий орган оказывает государственную услугу – вносит на основании обращения физического лица запись о недостоверности сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ.

Что такое запись о недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ и как её исправить

В последние 2 года налоговые органы приступили к активной «чистке» ЕГРЮЛ. Таким образом они массово ликвидируют неработающие, или нарушающие закон компании. Главным инструментом данного процесса является внесение записи о недостоверности сведений об юрлице, содержащихся в реестре. Чем это грозит компании и как организация может исправить данную «черную метку» расскажет наша новая статья.

Что такое недостоверные сведения?

Недостоверными, считаются сведения, которые вызывают какие-либо сомнения. При этом не все их виды могут быть признаны недостоверными. В частности, п.18 приказа ФНС РФ № ММВ-7-14/72@ четко указывает, что к таковым относятся только данные об адресе юрлица, его учредителях и руководителе. Получается, что иные сведения, попавшие в ЕГРЮЛ, не могут быть признаны недостоверными.

Каким образом информация, внесенная в реестр, становится недостоверной

Сведения признаются недостоверными после проверки, проведенной ИФНС, либо в результате получения фискальными органами заявления заинтересованного лица.

Сотрудники налоговой инспекции могут получить подобные данные в результате выезда по юрадресу фирмы, обследования помещений, опроса физлиц, а также постоянного возврата корреспонденции, направляемой компании. Однако самый простой способ возникновения сомнений в подлинности сведений, появляется тогда, когда сам заявитель направляет в ИФНС документы, противоречащие информации, уже находящейся в распоряжении налоговых органов.

Кроме того, материалы о неверных сведениях могут поступать в ответах различных органов, в которые чиновники ИФНС ранее направляли свои запросы. Ну и, наконец, любое заинтересованное лицо имеет возможность сообщить о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ. Например, собственник, узнав о том, что на его объекте числятся зарегистрированные фирмы, вправе направить письмо в ИФНС и сообщить регистрирующему органу о том, что он никогда не предоставлял им юрадрес.

Выяснив недостоверность сведений, ответственный инспектор направляет организации уведомление с требованием исправить или уточнить информацию. Закон дает предпринимателям на это 30 дней. И если компания не предпримет никаких действий, то налоговая служба внесёт в ЕГРЮЛ в графу «Дополнительные сведения» запись «Сведения недостоверны».

Последствия признания сведений недостоверными

Прежде всего, регистрирующий орган может исключить юрлицо из ЕГРЮЛ в административном порядке через шесть месяцев после появления в реестре подобной записи (если, конечно, руководство фирмы не исправит ситуацию). Кроме того, директор компании может быть оштрафован на 5 000 — 10 000 рублей. При повторном правонарушении он вообще дисквалифицируется на 1-3 года (ст.14.25 КоАП РФ).

Ну, и наконец, организация с такой записью в реестре несет серьезные репутационные риски. Она точно не сможет участвовать в госзакупках и тендерах, да и коммерческие фирмы постараются не иметь с ней дело.

Какие сведения чаще всего становятся недостоверными

«Первенство» по недостоверности твёрдо удерживают сведения о местонахождении компании. Это очень распространенное явление, когда фирма, зарегистрированная по одному адресу, в реальности располагается в другом месте. ИФНС легко «вычисляет» таких нарушителей и вносит соответствующие записи в реестр. Кроме того, юрлица, зарегистрированные по адресу «массовой» регистрации, также рискуют попасть в число компаний, имеющих в ЕГРЮЛ отметку о неверных сведениях.

Остальные варианты встречаются гораздо реже. Например, одним из участников юрлица является другая компания. Последняя через некоторое время ликвидируется, однако учредители и владельцы «закрытой» фирмы напрочь «забывают» об её доле в уставном капитале другого юрлица. В результате доля оказывается как бы «в подвешенном» состоянии, ведь она принадлежит уже несуществующему участнику. Выяснив данный факт, налоговый орган незамедлительно вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверных сведениях. (Решение Московского арбитражного суда по делу № А40-169019/2017 от 04.12.2017 года).

Вообще понятие «недостоверности» трактуется налоговыми органами весьма и весьма широко. Например, сведения об учредителе или директоре могут быть легко признаны недостоверными, если он является участником или директором «значительного количества организаций». Например, человек числится директором в 10-15 фирмах и в один прекрасный момент он рискует увидеть в отношении себя в ЕГРЮЛ запись о недостоверных сведениях. (Решение Арбитражного суда Тульской области по делу №А68-3517/2017 от 14.11.2017 года).

Краткий алгоритм внесения изменений в ЕГРЮЛ

Прежде всего, необходимо составить протокол общего собрания или решение учредителя (участника) о внесении изменений в ЕГРЮЛ и Устав (когда в этом есть необходимость). Как правило одновременные изменения в Устав и реестр вносятся только при смене юрадреса, если он зафиксирован в учредительном документе с указанием города, улицы, номера дома и офиса. В случае же, когда адрес фирмы в Уставе ограничивается только городом (или иным муниципальным образованием), например — Самара, Москва, Санкт- Петербург, то изменения в Устав вносить не надо. Меняется только адрес в ЕГРЮЛ.

Поэтому мы советуем заявителям при одновременной смене адреса в Уставе и реестре, указать в качестве местонахождения в учредительном документе только город (или иное муниципальное образование), а в ЕГРЮЛ внести, как это и требуется, расширенный адрес со ссылкой на улицу, номер дома и офиса.

Важно также отметить, что при внесении изменений в Устав, необходимо сформулировать их текст. Он должен быть прописан в протоколе (решении). Кроме того, следует подготовить лист изменений в Устав, либо распечатать весь Устав, но уже в новой редакции.

Что же касается уточнения сведений об участниках и руководителях Общества, то эти данные содержатся только в ЕГРЮЛ. Они не указываются в учредительном документе, поэтому в этом случае изменения в Устав не вносятся.

Оформив локальные нормативные акты, можно приступать к подготовке заявления. Если одновременно с внесением изменений в ЕГРЮЛ будет меняться и Устав, то наряду с заявлением Р14001 необходимо заполнить и форму Р13001. Порядок подготовки этих документов стандартный. Он хорошо описан в приказе ФНС РФ № ММВ-7-6/25@.

Закончив с оформлением документов, необходимо оплатить госпошлину. Она уплачивается, когда юрлицо вносит изменения в Устав. Сформировать платежку можно на сайте ФНС РФ по адресу https://service.nalog.ru/gp2.do. Её размер на сегодняшний день составляет 800 рублей. Важно также помнить, что за простое внесение изменений в ЕГРЮЛ по форме Р14001 госпошлина не взимается.

Завершив подготовку пакета, следует тщательно проверить все документы. Ошибки и описки недопустимы. Они однозначно приведут к тому, что ИФНС откажется внести изменения в реестр, и человек впустую потратит своё время и деньги.

Далее лицо, ответственное за внесение изменений и подачу документов, распечатывает все бумаги и относит их к нотариусу. Последний удостоверяет заявление по форме Р14001 (а также Р13001, если оно имеется).

Кроме того, нотариальному удостоверению подлежит Устав в новой редакции (или лист изменений к нему). А если учредительный документ не содержит указания на то, что решение общего собрания (единственного участника) подтверждается исключительно подписями участников, либо он прямо требует их нотариального удостоверения, то придется, ко всему прочему, удостоверить у нотариуса ещё и протокол (решение).

Ну и наконец, на самом последнем этапе заявитель относит документы в регистрирующий орган в своем субъекте РФ или в ближайший МФЦ. Кстати, можно вообще обойтись без посещения ИФНС и многофункционального центра, если у представителя фирмы имеется ЭЦП. В этом случае он вправе переслать пакет для регистрации через сайт Госуслуг.

Краткие выводы

Итак, закон относит к недостоверным далеко не все неверные сведения. Это, конечно, хорошо. Но не надо обольщаться. Как показывает практика, ИФНС очень широко трактует данное понятие. Любая фирма может получить запись о недостоверности в ЕГРЮЛ, при этом инспекторы используют не только открытые данные, содержащиеся в самой выписке, но также информацию, которая находится в базе и в ранее поданных заявлениях.

Например, данные об участнике — юрлице, будут всегда признаны недостоверными, если оно зарегистрировало в реестре изменения в отношении самого себя (смена адреса, наименования и так далее), но при этом «забыло» подать новые сведения по форме 14001 в компании, где данное юрлицо числится участником.

Или, другой пример: директора обычно не извещают налоговую инспекцию о смене своего контактного телефона. А ведь заявление по форме 14001 содержит для этого отдельную графу — 3.7. Не дозвонившись до руководителя компании, сотрудник ИФНС имеет полное право инициировать внесение записи о недостоверности сведений.

Поэтому мы рекомендуем нашим читателям очень внимательно подходить к актуальности информации, находящейся в ЕГРЮЛ. Небрежное отношение к этому вопросу легко приводит не только к штрафам и дисквалификации, но и к административной ликвидации компании.

Теги: регистрация изменений

Чем грозит «опасная» запись в ЕГРЮЛ

— Сергей Александрович, как известно, с 2016 г. налоговики могут проверять достоверность сведений, включенных в ЕГРЮЛ, и вносить в госреестр записи о недостоверности по результатам таких проверок. А с 01.09.2017 вступила в силу еще и норма, согласно которой организация может быть исключена из ЕГРЮЛ, если запись о недостоверности содержится в нем более 6 месяцев.

Значит ли это, что компанию могут исключить из реестра, если запись о недостоверности внесена именно после 01.09.2017? Или дата внесения записи не важна?

— Основной смысл нововведений в том, что юрлицо может быть исключено из ЕГРЮЛ, если запись о недостоверности сведений содержится в нем более 6 месяцев. Получается, не важно, когда она появилась в госреестре. Работа по исключению из ЕГРЮЛ юридических лиц с признаками недостоверности началась в марте. И конечно, это может коснуться и тех организаций, запись о недостоверности по которым внесена до 01.09.2017.

С другой стороны, положения Закона от 28.12.2016 № 488-ФЗ, которым введена эта норма, не оговаривают, распространяется ли она на правоотношения, возникшие до 01.09.2017. А в случае, когда иное прямо не предусмотрено принимаемым нормативным документом, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Так что у компании, которая исключена из ЕГРЮЛ из-за записи о недостоверности, внесенной ранее 01.09.2017, теоретически остается шанс оспорить решение регистрирующего органа на этом основании. Будут ли такие прецеденты иметь место, покажет практика.

Напомню, что исключение из ЕГРЮЛ по инициативе регистрирующего органа — это его право, а не обязанность. То есть необязательно, что действия по исключению компании из ЕГРЮЛ налоговики начнут, как только истекли 6 месяцев с момента внесения в госреестр записи о недостоверности.

— Прежде чем внести в ЕГРЮЛ запись о недостоверности, регистрирующий орган должен направить организации уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (уведомление о недостоверности).

Может ли случиться так, что компания не получала уведомление, а запись о недостоверности в госреестр внесена?

— На практике возможно все что угодно, в том числе и такая ситуация. Хотя, конечно, по общему правилу регистрирующий орган должен направить компании, ее директору и участникам уведомление о необходимости в 30-дневный срок внести верные сведения в ЕГРЮЛ. И запись вносится, только если от этих лиц в регистрирующий орган такие данные не поступили либо если представленная информация не подтверждает достоверность ранее внесенных сведений в госреестр.

Кроме того, напомню, что номинальный директор и формальный учредитель могут сами заявить о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, направив в регистрирующий орган заявление по форме № Р34001. Например, заявление может подать бывший руководитель, если компания своевременно не внесла изменения в ЕГРЮЛ при смене руководства. В таком случае запись о недостоверности вносится в госреестр без направления уведомления. И компания может узнать об этом только при самопроверке данных в ЕГРЮЛ.

— Что делать действующей компании, если в ЕГРЮЛ появилась запись о недостоверности?

— Предварительно можно получить в инспекции разъяснения, почему появилась запись о недостоверности. Если претензии регистрирующего органа обоснованны, пусть даже организация не получала уведомление о недостоверности, то нужно представить достоверные сведения. Например, внести в ЕГРЮЛ данные о новом адресе.

Скажем, офис компании находится в большом административном здании, а в ЕГРЮЛ внесен только номер дома. Тогда нужно указать этаж и номер помещения — все как в договоре аренды. То есть компания должна подать заявление по форме Р14001 с указанием фактически того же юридического адреса (который, по мнению заявителя, является достоверным). Если проверка новых сведений подтвердит их достоверность, то запись из ЕГРЮЛ уберут.

Кроме того, если компания не согласна с внесением записи, то может в течение 3 месяцев обжаловать ее в региональное управление ФНС. Или сразу обратиться в суд. Напомню, что обязательное досудебное обжалование предусмотрено только при оспаривании решений об отказе в государственной регистрации.

— А можно ли обжаловать исключение из реестра из-за записи о недостоверности?

— Надо понимать, что наличие признаков недействующего юридического лица и лица, в отношении которого в ЕГРЮЛ имеются недостоверные сведения, — это различные правовые основания для исключения организации из ЕГРЮЛ. То есть в соответствии с законодательством из-за недостоверности сведений из ЕГРЮЛ может быть исключена и организация, не обладающая признаками недействующего юридического лица.

Но полагаю, что для обжалования компания должна привести серьезные аргументы в пользу того, почему сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не удалось сделать достоверными в отведенные сроки и почему запись об исключении должна быть признана недействительной. Только тогда имеет смысл обжаловать решение регистрирующего органа.

Отмечу, что информация о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ из-за недостоверных сведений, как и при исключении юрлица с признаками недействующего, в обязательном порядке публикуется в «Вестнике государственной регистрации». И гораздо лучше принять меры по недопущению исключения на этом этапе путем направления в регистрирующий орган мотивированного заявления в срок не позднее 3 месяцев после публикации.

— Если запись о недостоверности была внесена в ЕГРЮЛ, но потом удалена регистрирующим органом, смогут ли основной участник ООО и директор принимать участие в создании других компаний или руководстве ими?

— Если в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений о руководителе или адресе организации, то ее руководитель и учредитель ООО с долей участия не менее 50% в течение 3 лет не могут стать учредителями и руководителями другой компании. Этот срок исчисляется с момента внесения записи о недостоверности в ЕГРЮЛ. Но если компания устранила причины, по которым запись о недостоверности была внесена в госреестр, негативные последствия для этих физлиц не возникнут.

— Будет ли действовать ограничение на учреждение новых юрлиц и руководство ими, если компанию исключили из ЕГРЮЛ из-за записи о недостоверности?

— Да, ограничение будет действовать. Причем, полагаю, точкой отсчета трехлетнего срока действия ограничений по-прежнему будет являться дата внесения записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, поскольку иного порядка здесь не предусмотрено.

— Как узнать, имеются ли у контрагентов недостоверные сведения в ЕГРЮЛ? И как часто нужно проверять эту информацию, чтобы компанию не обвинили в том, что она не проявила должной осмотрительности при выборе контрагента?

— Это можно узнать из выписки из ЕГРЮЛ, которую можно получить на сайте ФНС России www.nalog.ru, в частности через сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Частота проверки, на мой взгляд, должна определяться частотой взаимодействия с контрагентом. То есть целесообразно запрашивать выписку, например, при заключении крупной разовой сделки или периодически в период действия договора поставки.

Отмечу, что с введением в НК РФ ст. 54.1 понятие должной осмотрительности постепенно уходит из правоприменительной практики. Это не значит, что налогоплательщику уже не нужно проявлять осмотрительность при заключении сделок. Но теперь это больше нужно самой организации, чтобы убедиться в надежности контрагента.

Конечно, с точки зрения налогового контроля повышенный риск при заключении сделок с контрагентами, в отношении которых, например, есть данные о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, тоже сохраняется. Хотя такие факты и не могут служить самостоятельным основанием для отказа в принятии налоговых расходов или НДС-вычетов, но они могут быть учтены налоговым органом или судом в совокупности с другими обстоятельствами, свидетельствующими о недобросовестности налогоплательщика.

— В Письме ФНС от 02.09.2016 № ЕД-3-14/4045@ разъяснялось, что информация о недостоверности отражается в выписке из ЕГРЮЛ в показателе «Дополнительные сведения» соответствующего раздела. Но в то время запись о недостоверности можно было увидеть только в бумажной выписке.

Будет ли сейчас видна запись о недостоверности, если выписку запросить через сервисы на сайте ФНС?

— На момент выхода этого Письма изменения в ст. 21.1 Закона о госрегистрации еще не вступили в силу, поэтому официально в выписке отдельной строкой эту запись показать было невозможно.

Сейчас запись о недостоверности будет как в бумажной, так и в электронной выписке. После строки с недостоверной информацией в соответствующем разделе, например в том, где отражаются сведения об адресе места нахождения компании, появится строка «Дополнительные сведения», где в качестве причины внесения записи в ЕГРЮЛ указывается: «Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о недостоверности сведений о юридическом лице (результаты проверки достоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице)».