Заверить устав в налоговой

Нужно ли заверять устав нотариально

Если в составе ООО только один участник, то заверение устава при регистрации происходит путем принятия решения о создании предприятия. Если в заявлении на регистрацию прописаны два или более учредителя, то устав заверяется протоколом собрания собственников.
Как следует заверять подлинность устава при регистрации ООО
В протоколе о собрании участников ООО (если учредителей несколько), как и в решении о создании фирмы (если учредитель один) прописываются основополагающие пункты создаваемого предприятия. В этом документе обязательно должны быть прописаны:

  • реквизиты ООО (название и адрес);
  • сумма уставного капитала;
  • название исполнительного органа;
  • паспортные данные назначенного генерального директора (президента);
  • данные уполномоченного представителя;
  • решение о факте подтверждения принятия устава.

Если в составе учредителей несколько участников, то прописываются паспортные данные каждого из них и подтверждается факт их согласия совместно создать ООО. Также фиксируется размер и номинальная стоимость всех вложенных долей.
Из этого следует, что устав заверяется всеми участниками создаваемой фирмы непосредственно на общем собрании, что фиксируется в протоколе или в решении о создании ООО, если его создает один учредитель. В этом случае заверять у нотариуса устав при регистрации ООО не требуется.

Узнайте стоимость регистрации ООО

Кто заверяет устав при подаче на регистрацию ООО
Заниматься регистрационными вопросами могут только уполномоченные лица. Если в составе ООО прописан один учредитель, собирать документы, подавать их на рассмотрение в ИФНС, а также заверять подлинность устава может:

  • учредитель компании;
  • генеральный директор, назначенный учредителем;
  • доверенное лицо, уполномоченное совершать эти действия.

Если учредителей несколько, то возникает вопрос, нужно ли заверять устав при регистрации ООО всем участникам? Особенно этот вопрос актуален, если учредителей больше двух. Согласно законодательству РФ сдавать регистрационные документы и подтверждать их подлинность должны все участники создаваемого предприятия. Однако этого можно избежать, если в протоколе общего собрания назначить ответственного за регистрацию. Им может выступать генеральный директор или один из учредителей (это может быть одно лицо).
Нужно ли при регистрации ООО заверять устав у нотариуса
Вообще, вопрос «нужно ли заверять устав при регистрации ООО у нотариуса?» не корректный. Нотариус не имеет к уставу никакого отношения, следовательно, он может заверить только подписи учредителей, но никак не сам устав. Другими словами, нотариус может только подтвердить, что этот документ действительно подписывали лица, фамилии которых фигурируют напротив подписи.
Вообще, подписи в уставах для регистрации ООО необходимо заверять у нотариуса только по обоюдному желанию всех участников общего собрания. Законодательных нормах этот пункт не прописан и инспектор ИФНС не в праве требовать от заявителя нотариального заверения устава.
Если подлинность устава подтверждена в протоколе общего собрания участников регистрируемого ООО, то другого подтверждения не требуется. В юридической практике часто встречаются случаи, когда учредители просят заверить нотариально подлинность подписей не на оригинале, а на копиях устава регистрируемого ООО. Однако и это не обязательно.

Нужно ли будет нотариально заверять устав при регистрации ООО в 2020 — 2021 году?
С начала 2016 года у предпринимателей появится возможность регистрировать ООО на базе типового устава. Участники ООО сами в праве выбирать, создавать им индивидуальный устав или использовать типовой образец. Типовой устав не нужно подавать в ИФНС, а, следовательно, его не нужно и заверять при регистрации ООО. Заявителю достаточно сделать отметку о том, что он намерен использовать типовой образец.

Статья: Копия и подлинник устава общества: актуальные вопросы регистрации (Попова О.) («Финансовая газета», 2009, n 9)

«Финансовая газета», 2009, N 9
КОПИЯ И ПОДЛИННИК УСТАВА ОБЩЕСТВА:
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГИСТРАЦИИ
Примерно с середины 2003 г. (после изменений, внесенных в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ) возникла следующая ситуация: во время регистрации юридического лица при передаче на регистрацию устава регистрирующий орган возвращает заявителю копию устава с отметкой регистрирующего органа, на которой указано, что оригинал остался в регистрирующем органе.
Нормативно-правового документа, который четко бы описывал данную процедуру (т.е. передачу в регистрирующий орган двух подлинников устава и получение назад второго экземпляра устава со штампом регистрирующего органа «Копия»), не существует.
Отсутствие подлинника устава на руках вызывает ряд проблем. Например, согласно положениям ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп. от 23.07.2008) при регистрации прав на недвижимое имущество лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица.
Устав является одним из учредительных документов (перечень учредительных документов различается в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица). Подлинник устава юридическое лицо теперь в случае необходимости представить не сможет, поскольку он остался в регистрирующем органе, в Едином государственном реестре юридических лиц.
Нотариально удостоверенную копию устава также получить достаточно сложно. Согласно ст. 79 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате верность копии с копии документа свидетельствуется нотариусом при условиях:
если верность копии засвидетельствована в нотариальном порядке;
если копия документа выдана юридическим лицом, от которого исходит подлинный документ. В последнем случае копия документа должна быть изготовлена на бланке данного юридического лица, скреплена печатью и иметь отметку о том, что подлинный документ находится у юридического лица.
Ни то, ни другое юридическое лицо, обращающееся за нотариальным заверением копии с копии устава, обеспечить не может.
Многие нотариусы отказываются делать копии с копии устава, которая выдана регистрирующим органом.
Некоторые нотариусы делают такие копии, нарушая при этом закон, но не нарушая при этом обязанности нотариата по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Следует отметить, что согласно пп. 8 п. 1 ст. 333.24 НК РФ за нотариальное удостоверение учредительных документов (копий учредительных документов) организации уплачивается государственная пошлина в размере 500 руб. Регистрирующий орган не наделен правомочиями осуществлять нотариальное удостоверение учредительных документов; это вытекает из анализа нормы ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
Согласно положениям п. 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» (с изм. и доп. от 27.07.2007) регистрирующий орган представляет по запросу копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица. Копии документов предоставляются за плату (п. 23 указанного Постановления) в размере 200 руб. за каждый такой документ. Размер платы за срочное предоставление информации увеличивается до 400 руб. за каждый документ.
В пп. 43 п. 1 ст. 333.33 НК РФ предусмотрено, что за истребование документов должна быть уплачена государственная пошлина в размере 100 руб. за каждый документ. Однако неясно, должна ли быть уплачена государственная пошлина за истребование копии устава из регистрирующего органа согласно данной норме. Специалисты комментируют это так: учитывая, что данный подпункт установлен вслед за подпунктами, в которых говорится о государственной пошлине за проставление апостиля и легализацию документов, этот подпункт имеет в виду истребование документов в рамках двусторонних и многосторонних международных договоров о правовой помощи. Однако сам факт непонятной формулировки в законе, связанной с уплатой государственной пошлины, является негативным.
Таким образом, из положения можно выйти путем истребования из регистрирующего органа копии устава, но в этом случае необходимо вносить изменения в ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп. от 23.07.2008), допустив предоставление копии устава, выданной регистрирующим органом.
Проблема, связанная с необходимостью предоставления нотариальной копии устава, возникает не только при оформлении прав на недвижимое имущество, но и при получении кредита, так как многие банки требуют представления подлинников или нотариально заверенных копий учредительных документов при заключении кредитных договоров. Кроме того, нередко обеспечением обязательств заемщика по кредитному договору является залог недвижимого имущества, следовательно, организация должна представить свои учредительные документы (подлинники или нотариально заверенные копии) при регистрации договора ипотеки (залога недвижимого имущества).
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп. от 29.04.2008) общество обязано хранить устав общества, зарегистрированный в установленном порядке. Указанную обязанность общество нарушает, так как может обеспечить хранение только копии устава общества, а не самого устава.
Согласно п. «в» ст. 12 Закона N 129-ФЗ одним из документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган, являются учредительные документы юридического лица — подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии, т.е. в принципе на законном основании в регистрирующий орган можно представить засвидетельствованные в нотариальном порядке копии. Однако в этом случае на экземпляре устава, который будет возвращен заявителю, будет указано, что это копия с нотариально удостоверенной копии устава. На оригинале устава не будет никакой отметки регистрирующего органа.
Устав — учредительный документ организации, внутренний, или локальный нормативно-правовой акт.
По мнению специалистов, статус устава — особый. Устав организации имеет особый порядок утверждения и легитимации (государственной регистрации).
В принципе в законе не сказано, что государственную регистрацию проходит устав (учредительные документы). Регистрирующий орган осуществляет государственную регистрацию юридического лица. Не имеется ни обязанности, ни права регистрирующего органа проверять содержание уставов на соответствие их действующему российскому законодательству.
Тем не менее оригинал устава без отметки регистрирующего органа может не быть воспринят любыми лицами, кроме самих участников общества, как надлежащий, действующий документ. Иными словами, устав без отметки о государственной регистрации в сложившихся условиях деловой и служебной практики никому не нужен.
Согласно п. 2 ст. 14 Закона N 208-ФЗ изменения и дополнения в устав акционерного общества или устав акционерного общества в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных указанным Законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию. Данное положение, в частности, означает, что для самих участников акционерного общества устав приобретает силу со дня принятия решения общим собранием акционеров. Такой вывод делают и арбитражные суды (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.01.2005 N Ф08-6115/2004). Положение, аналогичное положению, изложенному в п. 2 ст. 14 Закона N 208-ФЗ, представлено в ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп. от 29.04.2008).
В п. 3 ст. 52 ГК РФ установлено, что юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Указанная норма также говорит о том, что устав вступает в силу для юридического лица и самих участников с момента внесения изменений в устав, а не с момента их регистрации.
Существует мнение о том, что никаких претензий к регистрирующему органу, связанных с «изъятием» подлинника устава, быть не может, так как организация в любой момент может напечатать столько уставов, сколько захочет. Однако данная позиция не является верной, так как подлинник устава существует (и должен существовать) в единственном экземпляре. Это документ, выработанный на общем собрании участников общества и подписанный собственноручными подписями участников общего собрания общества (с учетом особенностей для случаев, предусмотренных п. п. 2 — 6 ст. 12 Закона N 208-ФЗ, касающихся прав на участие в управлении обществом Российской Федерации, или внесения сведений о создании филиалов (изменения могут быть внесены в данном случае советом директоров) и некоторых других). Подписи участников указываются либо в подписном листе к уставу, либо устав подписывается учредителями (если таких учредителей немного), либо устав подписывается собственноручными подписями председателя и секретаря общего собрания участников, на котором принят данный устав. В последнем случае доказательством принятия законного решения является протокол об итогах голосования, который приобщается к протоколу общего собрания, а также бюллетени голосования, отчет об итогах голосования.
Что касается вопроса о возможной подделке устава, этот довод также не может быть признан правильным, так как, во-первых, в российском законодательстве действует презумпция невиновности, а во-вторых, используя современные технологии, можно подделать все что угодно, в том числе и отметку регистрирующего органа.
Согласно пп. «е» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ содержанием государственных реестров являются подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица.
Согласно п. 27 Постановления Правительства Российской Федерации N 438 собственником государственного реестра является Российская Федерация. Права собственника от имени Российской Федерации в отношении государственного реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.
В ГК РФ вопросы перехода права собственности регулируются гл. 14 «Приобретение права собственности» и 15 «Прекращение права собственности», в которых не представлено никаких особых условий по переходу права собственности на материальные носители, содержащие документированную информацию. Иными словами, передавая устав в регистрирующий орган, организация теряет право собственности на материальный носитель, содержащий информацию об уставных отношениях между учредителями, включая подлинные подписи самих учредителей. Это происходит бесплатно и в добровольно-принудительном порядке.
Согласно п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ни одну из перечисленных целей нельзя признать в качестве цели, оправдывающей необходимость передачи подлинника устава в Единый государственный реестр юридических лиц.
Хотя нельзя сказать, что закон напрямую обязывает передавать подлинники своих учредительных документов в собственность государства, но непередача этих документов, как мы понимаем, влечет за собой проблемы в использовании учредительных документов, да и в самой деятельности организации, в осуществлении законных прав, принадлежащих организации.
В ряде норм права, например в ст. ст. 89, 93, 94 НК РФ, установлено, что документы для налоговой проверки истребуются в виде заверенных юридическим лицом копий, а если при проведении проверки были истребованы подлинники, то эти подлинники возвращаются налогоплательщику. И только в случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов имеются достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов, причем в установленном законом порядке.
Согласно положениям п. 2 ст. 22.2 Закона N 129-ФЗ изменения в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, осуществляются на основе копий документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке, либо при непосредственном представлении копии и подлинника. О том, какие именно подлинники были переданы в регистрирующий орган, составляется расписка. Впоследствии подлинник возвращается заявителю при предъявлении им расписки.
Такой порядок, по нашему мнению, является правильным и логичным. Непонятно только, почему такой же порядок не предусмотрен для юридических лиц (как для первоначальной регистрации юридического лица, так и для внесения изменений в учредительные документы или принятия новой редакции устава).
В заключение можно отметить, что практика «изъятия» подлинника устава у законного владельца данного устава без всякого на то основания, с совершенно непонятной целью является нарушением действующей Конституции Российской Федерации. Такое положение дел не обосновано реальными потребностями государства и мешает законной деятельности юридических лиц.
По нашему мнению, необходимо внести изменения в Закон N 129-ФЗ, в которых была бы закреплена процедура регистрации юридического лица, предусматривающая возврат подлинников учредительных документов юридическому лицу с отметкой регистрирующего органа о регистрации данных учредительных документов.
О.Попова
Юрист
Подписано в печать
25.02.2009

Какие статьи должен содержать устав при регистрации нового ООО?

Устав ООО – документ, который не только предоставляет информацию о компании, ее функциях и задачах, но и регламентирует отношения между учредителями, их права и функции. Поэтому первый шаг после принятия решения об учреждении компании является выработка и утверждение ее устава. О нем мы и поговорим сегодня.

Так, вы узнаете, нужно ли прошивать (сшивать) устав при регистрации ООО, сколько экземпляров необходимо для такой регистрации, как происходит оплата за оформление документа.

Статьи документа

Как правило, устав ООО – это довольно компактный документ, который должен содержать достаточную информацию о создаваемом обществе и его учредителях. Эта информация бывает двух типов:

  • Обязательная часть, присутствие в уставе которой регламентировано законом об ООО.
  • Собственные пункты, касающиеся деятельности конкретного Общества.

Есть и особые требования к уставу при регистрации ООО. Так, обязательными статьями документа являются:

  • Название Общества в полном и сокращенном варианте.
  • Его полный адрес (юридический).
  • Цель создания и направление деятельности.
  • Юридический статус Общества, его обязательства и правомочность.
  • Полные данные об учредителях, их обязанностях и правах. Порядок выхода из состава участников и принятия новых участников ООО.
  • Компетенция главного руководящего органа ООО (собрания учредителей). Кто участвует, какие решения уполномочены принимать, периодичность созывов, способ оповещения.
  • Порядок назначения (избрания) руководителя ООО, его полномочия, срок нахождения в должности и отчетность перед учредителями.
  • Информация о составе уставного капитала ООО и распределении и перераспределении его долей.
  • Финансовый блок, в котором обозначается: как распределяется прибыль, кто и как управляет денежными потоками, а так же порядок бухгалтерской и финансовой отчетности и проведения ревизий.
  • Описание предполагаемого документооборота, способа хранения документов и доступа к ним.
  • Возможность ликвидации ООО, достаточные для этого условия и последовательность действий.

Для успешной работы ООО, важно добиться, чтобы ее устав был действительно рабочим документом, а не формальной бумажкой для регистрации.

Про порядок оформления устава ООО для регистрации рассказывает специалист в видео ниже:

Подача устава при регистрации ООО

Устав ООО является единственным всеобъемлющим документом, который описывает и коммерческую деятельность компании, и состав учредителей, и их финансовые взаимоотношения. Он также и единственный учредительный документ, так как собрание учредителей фиксирует только факт создания Общества. Поэтому устав входит в обязательный набор документов, необходимых для регистрации ООО и подается в общем комплекте в территориальный орган ФНС по месту производимой регистрации.

Для регистрации необходимо готовить два экземпляра устава. Причем оба подлинники (закон №129-ФЗ). Первый экземпляр после регистрации возвращается, а второй остается в ФНС. Исключение составляет лишь вариант подачи документов в электронном формате.

О том, нужно ли и кто заверяет устав при регистрации ООО

Заверение бумаг

Так как на регистрацию подается два оригинальных экземпляра устава, то требования обязательного подтверждения их подлинности от нотариуса не требуется. Это может удостоверяться на выбор:

  • Протоколом собрания полного состава участников ООО, на котором данный устав был утвержден.
  • Нотариусом при полном согласии всех учредителей.

При подаче всех документов на регистрацию (включая и устав) их подлинность могут подтвердить:

  • Единственный учредитель.
  • Директор ООО, назначенный на эту должность общим собранием учредителей.
  • Уполномоченное лицо из числа учредителей, назначенное собранием.

В уставе подпись ставится на оборотной стороне последней страницы, на приклеенном пломбирующем листке, а не на лицевой части последнего листа, как это было раньше.

Надо ли прошивать устав при регистрации ООО, и как это делается, а также о других важных моментах расскажет видеоролик ниже:

Прошивка и оформление

Документы, представляемые на регистрацию (устав) и содержащие два листа и более, должны быть прошнурованы. Это делается так:

  • Пронумеровать, начиная со второго листа. На первом (титульном) листе устава номер не ставится, но в расчете количества листов он учитывается.
  • Прошить стопку нитками (чаще всего черного цвета).
  • На обратной стороне последнего листа нитки завязываются узлом, а на это место наклеивается небольшой листок-вкладыш, являющийся пломбой.
  • На листке должно быть написано количество прошнурованных листов в уставе и стоять подпись подтверждающего это ответственного за подачу документов лица.

Далее рассмотрена регистрация новой редакции (изменений) устава ООО.

Регистрация новой редакции

Устав – это учредительный документ ООО и после внесения поправок в него требуется перерегистрация. Это может касаться:

  • Изменений в количественном составе учредителей Общества.
  • Любых изменений уставного фонда.
  • Корректировки названия или переноса юридического адреса.
  • Смены вида деятельности или появление нового.

Для регистрации измененной редакции надо подготовить:

  • Действующий устав с отметкой о регистрации.
  • Два экземпляра измененной редакции устава или дополнений к существующей, если изменений немного.
  • Решение учредителей (протокол собрания) подтверждающее эти изменения.
  • Весь комплект кодов и документов, полученных при первичной регистрации.
  • Подтверждение оплаты госпошлины.
  • Заявку Р13001.

Этот набор документов потребуется сдать в отделение ФНС, ближайшее к месту регистрации и по прошествии пяти дней получить подтверждение внесения изменений.

Про внесение изменений в устав ООО поведает данное видео:

Ситуация: Согласно письму Федеральной налоговой службы 09-1-04/2051@ от 15 мая 2009 года: «при государственной регистрации юридического лица при создании, при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в регистрирующий (налоговый) орган представляется один экземпляр учредительных документов юридического лица.» там же далее по тексту: «Таким образом, законодательством Российской Федерации о государственной регистрации не предусмотрено как представление в регистрирующие налоговые органы двух экземпляров учредительных документов юридического лица, так и обязанность регистрирующих (налоговых) органов по проставлению штампов на вторых экземплярах учредительных документов юридического лица и их выдаче (направлению) заявителю».
Вопрос 1: Исходя из вышеизложенного, вытекает ситуация, при которой учредитель (собственник) предприятия не имеет на руках оригинала учредительных документов (устава).
Ситуация (продолжение): При регистрации в банке изменений в деле юридического лица нами был предоставлен устав предприятия пронумерованный, прошнурованный и подписанный учредителем. Банк отказался принять этот устав в дело, так как на нем не стоял штамп налоговой инспекции. А исходя из вышеизложенного, его там и быть не может.
Что удивительно: в налоговую для регистрации принимают устав предприятия, заверенный только учредителем предприятия, то есть ФНС устав в таком виде устраивает, и этот устав имеет юридическую силу. А точно такой же устав, заверенный таким же образом, как и переданный в ФНС, банк не принимает. Для банка, почему-то, требуется еще одна печать (причем печать ФНС). Причём, выписка и свидетельство об изменениях из налоговой были предоставлены.
Вопрос 2: Возникает нелепая ситуация, при которой один и тот же документ, изготовленный в двух идентичных экземплярах, является одновременно документом, имеющим юридическую силу и не имеющим юридической силы.
Прав ли банк отказывая в регистрации изменений в юр.деле? Банк требует копию устава из налоговой.
Ситуация (продолжение): в том же письме указанно: «Копии учредительных документов юридического лица, изготавливаемые
регистрирующим органом для предоставления в порядке пункта 20 Правил
ведения Единого государственного реестра юридических лиц и
предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438,
прошиваются, заверяются подписью соответствующего должностного лица,
печатью регистрирующего органа с проставлением штампа «Копия верна».
Вопрос 3: аналогией в данном случае может быть следующая ситуация: вы получаете водительские права, но вам их не выдают, а хранят в ГАИ. Но если вы хотите ехать, то можете купить копию прав. То же и с институтом, который вы закончили: диплом хранится в ВУЗе, а вам могут продать копию диплома. Где же поддержка малого предпринимательства?