Земельная собственность

Какие земли могут приобретать иностранные граждане и иностранные компании в РФ? Какие документы нужны для оформления сделки купли-продажи земельных участков?

Территория Российской Федерации составляет одну восьмую часть земной суши. Как следует из отчетов различных ведомств, часть земель зарастает кустарником, мелколесьем и бурьяном, то есть не используется по своему назначению.

Земля в РФ может находиться:

— в собственности граждан и юридических лиц (частная собственность) (ст.15 ЗК РФ);

— в государственной собственности (ст.16 ЗК РФ);

— в собственности РФ (федеральная собственность) (ст.17 ЗК РФ);

— в собственности субъектов РФ (ст.18 ЗК РФ);

— в муниципальной собственности (ст.19 ЗК РФ).

А по целевому назначению земли подразделяются на следующие категории (ст.7 ЗК РФ):

— земли сельскохозяйственного назначения;

— земли населенных пунктов;

-земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

— земли особо охраняемых территорий и объектов;

— земли лесного фонда;

— земли водного фонда;

— земли запаса.

Отметим, что во многих странах покупка земли для иностранцев и иностранных компаний запрещена, но разрешена компаниям с участием иностранного капитала.

А может ли иностранец или иностранная компания купить земельный участок в России?

Обратимся к основному закону страны – Конституции РФ.

В п.3 ст.62 Конституции РФ закреплено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Важно!

То есть приобретение объектов недвижимости (к которому относятся земельные участки) иностранцами не запрещено. При этом существуют определенные ограничения.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки предоставляются в собственность исключительно за плату (п.4 ст.39.4 ЗК РФ). Иностранец не может приобрести землю в России на безвозмездной основе.

Содержание

Ограничения в части приобретения земельных участков

В п.3 ст.15 ЗК РФ определено, что иностранные граждане, иностранные компании не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Это означает, что иностранцы и иностранные компании не могут выкупить земельный участок, который находится на приграничной территории или в границах морского порта (п.3 ст.15 ЗК РФ, ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 г. №261-ФЗ).

Перечень приграничный территорий определен Указом Президента РФ от 09.01.2011 г. №26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками».

Важно!

Например, иностранцу или иностранной компании нельзя приобрести землю в Краснодарском крае в отношении следующих муниципальных образований: Ейский район, Каневской район, Мостовский район, Приморско-Ахтарский район, Славянский район, Темрюкский район, Туапсинский район, Щербиновский район, город-курорт Анапа, город-курорт Геленджик, город Новороссийск, город-курорт Сочи.

Ограничения имеются и в других правовых пунктах. Так, земли сельскохозяйственного назначения иностранцы могут ее использовать исключительно на правах аренды. Законодательством об огородничестве и садоводстве также установлены определенные ограничения в части приобретения в собственность земельного участка.

Важно!

Иностранные граждане, иностранные компании, лица без гражданства, а также компании, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2016 г. №119-ФЗ (ст.3 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Но на практике данное ограничение обходят. Так, иностранные компании и иностранные граждане создают на территории России фирмы («дочки», «дочки дочек») и приобретают землю.

Также ограничение по приобретению земельных участков содержат Федеральный закон от 30.11.1995 г. №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Закон Российской Федерации от 21.02.1992 г. №2395–1 «О недрах», которые закрепляют порядок пользования участками континентального шельфа и недрами.

Законодательством РФ запрещено иметь на праве собственности участки недр, участки континентального шельфа, участки лесного фонда. Эти объекты могут предоставляться иностранцам только на праве аренды и то при условии, что они имеют право заниматься соответствующим видом деятельности.

А если у иностранца двойное гражданство, одно из которых – РФ?

Возможность приобретения прав на земельные участки лицами с двойным гражданством была рассмотрена Минэкономразвития РФ в Письме от 12.10.2011 г. №Д02-7833. Как следует из разъяснений, лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом (п.4 ст.7 Федерального закона от 24.05.1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»).

Таким образом, лицам, имеющих двойное гражданство нет запрета, на приобретение в собственность земельных участков, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Ниже представлен список всех стран мира, рождение в которых дает право на получение гражданства. В некоторых странах нужно соблюдать определенные условия, чтобы ребенок стал гражданином, а в других — сам факт рождения ребенка на территории уже является подтверждением наличия у ребенка гражданства этой страны, и не важно, кто его родители, откуда они прибыли, и каким образом попали в страну, где родился ребенок.

Гражданство по рождению еще называют «Право почвы» («Jus soli»). Этот принцип является частью системы английского общего права. Jus soli (лат. Jus soli, юс соли, буквально «право земли») — юридический термин, закрепляющий право получения гражданства того или иного государства, практикующего юс соли, лицам, родившимся на территории этого государства, независимо от их расовой, национальной или языковой принадлежности. Исторически юс соли получил распространение в государствах со значительными процессами смешения (метисации) различных групп населения, заселявшего ту или иную территорию и иммигрантских странах. В большинстве стран мира не действует право на гражданство по факту рождения. А все потому, что это — исторически сложившийся анахронизм, который в ряде стран все еще сохранился. При этом наблюдается тенденция обновления законодательства, и количество стран, где дают гражданство по рождению, уменьшается (в 2000-х годах отменили гражданство по рождению Австралия, Ирландия, Новая Зеландия). Среди самых известных стран, дающих гражданство по рождению — США и Канада. Законодательство США и правах родившихся на территории страны детей соблюдаются настолько строго, что даже если ваш ребенок родился в самолете, пролетая над США, он все равно становится гражданином Соединенных Штатов. Таблица ниже регулярно обновляется и проверяется на актуальность.

Смотрите также: список стран, где разрешено второе гражданство

  • Список
  • Карта
Страна Гражданство по рождению Условия
1 США Да Безусловно
2 Канада Да Безусловно
3 Аргентина Да Безусловно
4 Бразилия Да Безусловно
5 Чили Да Безусловно
6 Куба Да Безусловно
7 Уругвай Да Безусловно
8 Антигуа и Барбуда Да Безусловно
9 Барбадос Да Безусловно
10 Белиз Да Безусловно
11 Боливия Да Безусловно
12 Чад Да Безусловно
13 Коста-Рика Да Безусловно
14 Доминика Да Безусловно
15 Эквадор Да Безусловно
16 Сальвадор Да Безусловно
17 Фиджи Да Безусловно
18 Гренада Да Безусловно
19 Гватемала Да Безусловно
20 Гайана Да Безусловно
21 Гондурас Да Безусловно
22 Ямайка Да Безусловно
23 Лесото Да Безусловно
24 Мексика Да Безусловно
25 Никарагуа Да Безусловно
26 Пакистан Да Безусловно
27 Панама Да Безусловно
28 Парагвай Да Безусловно
29 Перу Да Безусловно
30 Сент-Китс и Невис Да Безусловно
31 Сент-Люсия Да Безусловно
32 Сент-Винсент и Гренадины Да Безусловно
33 Тринидад и Тобаго Да Безусловно
34 Тувалу Да Безусловно
35 Венесуэла Да Безусловно
36 Австралия Да Чтоб ребенок получил гражданство, на момент его рождения один из родителей должен иметь гражданство Австралии или ВНЖ. Второй вариант — первые 10 лет своей жизни ребенок должен прожить в Австралии
37 Бахрейн Да Отец ребенка должен иметь вид на жительство в Бахрейне (или гражданство)
38 Камбоджа Да Чтоб ребенок получил гражданство, его родители должны проживать в Камбодже на законных основаниях
39 Колумбия Да Чтоб ребенок получил гражданство, один из родителей должен проживать в Колумбии на законных основаниях
40 Доминиканская Республика Да Ребенок не получит гражданство в том случае, если родители были туристами или проездом в Доминикане, или проживали там на нелегальных основаниях
41 Египет Да Отец ребенка также должен был родиться в Египте
42 Франция Да При условии, что хотя бы один из родителей родился во Франции
43 Германия Да Ребенок получит гражданство по рождению, если хотя бы один из родителей живет в Германии больше 8 лет
44 Греция Да Ребенок получит гражданство по рождению, если его родители легально проживают в Греции более 5 лет
45 Гонконг Да Если родители ребенка — граждане Китая
46 Иран Да Ребенок получит гражданство, если один из его родителей также родился в Иране
47 Ирландия Да Ребенок получит гражданство, если один из родителей легально проживает в Ирландии более 3 лет
48 Люксембург Да Ребенок получит гражданство, если один из его родителей также родился в Люксембурге
49 Малайзия Да Хотя бы один родитель должен быть гражданином Малайзии или просто проживать на легальных основаниях
50 Марокко Да Чтобы получить гражданство, ребенок, родившийся в Марокко, за 2 года до совершеннолетия, должен пройти процедуру регистрации
51 Намибия Да Родители ребенка должны быть постоянными жителями Намибии
52 Новая Зеландия Да Хотя бы один родитель должен быть гражданином Новой Зеландии или просто проживать на легальных основаниях
53 Португалия Да Если ребенок не имеет права на получение иного гражданства (нужно это доказать)
54 ЮАР Да Хотя бы один родитель должен быть гражданином ЮАР или просто проживать на легальных основаниях
55 Испания Да Хотя бы один из родителей должен легально проживать в Испании на момент рождения ребенка
56 Судан Да Ребенок получит гражданство, если его отец также родился в Судане
57 Таиланд Да Оба родителя должны легально проживать в Тайланде более 5 лет
58 Тунис Да Ребенок станет гражданином по рождению, если его отец и дедушка также родились в Тунисе
59 Великобритания Да Хотя бы один из родителей должен быть постоянным жителем Великобритании
60 Россия Да Ребенок становится гражданином, если государство, гражданами которого являются его родители или единственный родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство

Безусловное получение гражданства для всех, родившихся в стране Гражданство предоставляется всем родившимся, но при соблюдении ряда условий Закон о гражданстве по праву рождения был отменен

Возвращение частной собственности на землю положило начало формированию и развитию рынка земли – важной составной части рынка недвижимости.

История страны как история собственности

На протяжении веков земельная собственность в России служила экономической основой власти феодалов, первым серьезным потрясением для которой стала земельная реформа 1861 г. Попытке более активного внедрения в сельское хозяйство капиталистических отношений ─ cтолыпинской аграрной реформе 1906-1907 г.г. ─ не суждено было предотвратить последовавшие через десятилетие кардинальные изменения в жизни государства, одним из знаковых символов которых стал отменивший частную собственность на землю Декрет о Земле. Семь десятилетий социалистического строительства закончились ренессансом рыночных отношений.

Процесс экономических преобразований в землепользовании существенно ускорился после того, как закон предоставил каждому гражданину право на приобретение в собственность земельного участка.

Земельные отношения

Земельные отношения – т. е. отношения по поводу владения, пользования и распоряжения землей – в части, не противоречащей земельному, лесному и водному законодательствам и ряду специальных федеральных законов, регулируются гражданским законодательством.

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица и государство. В зависимости от прав на землю участники земельных отношений могут быть собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, обладателями сервитута.

Собственники земельного участка имеют право его продать, подарить, отдать в залог, сдать в аренду.

Землепользователи владеют и пользуются земельными участками на правах постоянного (бессрочного) или безвозмездного срочного пользования, землевладельцы – на праве пожизненного наследуемого владения, а арендаторы – по договору аренды или субаренды. Обладатели сервитута обладают правом ограниченного пользования чужими земельными участками.

Форма собственности земельного участка

К формам земельной собственности относятся государственная и частная земельная собственность.

Государственная собственность представлена тремя «ветвями»: федеральной, собственностью субъектов Российской Федерации и муниципальной. Земельные участки в федеральной собственности ─ это участки, признанные таковыми федеральными законами или приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Муниципальная земельная собственность включает все земли в пределах населенных пунктов, за исключением находящихся в государственной собственности и переданных в частную собственность. Муниципальная собственность на земельные участки реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения муниципального образования. Одним из видов хозяйственной деятельности муниципалитетов и важным источником пополнения бюджета является аренда земельных участков муниципальной собственности.

Частная собственность на земельные участки позволяет реализовывать свои интересы отдельным гражданам и их группам. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Право собственности на земельный участок

Собственность – вид общественно-экономических отношений. А право собственности – совокупность юридических норм, их регламентирующих. Один из важнейших объектов прав собственности – земельные участки. Право собственности земельное право истолковывает как совокупность прав владения, пользования и распоряжения имуществом.

Право собственности на землю – не константа, оно может возникать и прекращаться. Например, общая собственность на земельный участок возникает при объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам.

Если происходит раздел земельного участка долевой собственности, то у ее участника, по заявлению которого осуществляется выдел, возникает право собственности на образуемый земельный участок, и одновременно с этим утрачивается право долевой собственности на измененный земельный участок.

Право собственности на земельный участок прекращается в силу разных причин. Основанием для этого могут быть: отказ собственника от права собственности, отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам, выкуп земельного участка в собственность государством для государственных и муниципальных нужд и проч.

В условиях рынка один из наиболее очевидных путей стать собственником земли – покупка земельного участка в собственность. За исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, предоставление земельного участка в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Подробнее о покупке земли Вы прочитаете в статье

Впрочем, существует возможность получить земельный участок в собственность бесплатно. Так, бесплатное получение в собственность земельного участка, в т. ч. для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), предусмотрено законодательством для многодетных семей.

Бесплатная передача земельного участка в собственность граждан осуществляется из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, подают заявление на собственность земельного участка в письменной или электронной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Приватизация земельного участка в собственность

Перевод в собственность земельного участка осуществляется в процессе приватизации, в результате которой граждане становятся собственниками земли, находившейся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, но при этом являвшейся государственной или муниципальной собственностью.

Одно из наиболее распространенных оснований для приобретения права собственности на земельные участки гражданами и юридическими лицами – приватизация находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения.

Если не оформить земельный участок в собственность, распорядиться им как недвижимым имуществом будет достаточно сложно. Для граждан оформление земельного участка в собственность, ранее предоставленного им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, а также переоформление земельного участка в собственность, предоставленного в постоянное пользование государственным или муниципальным унитарным предприятием никакими сроками не ограничивается. Подробнее о приватизации земельного участка в собственность читайте в статье.

Но приватизация не всегда возможна. Не допускается продажа земельных участков в собственность, занятых муниципальным или государственным жилым фондом. Не подлежат приватизации спорные земельные участки.

Единственным доказательством существования права на земельный участок является государственная регистрация права собственности земельного участка (регистрация земельного участка в собственность) – юридический акт признания и подтверждения государством прав собственника. Зарегистрированное право можно оспорить только в судебном порядке.

Удостоверяет государственную регистрацию прав свидетельство установленной формы — свидетельство о собственности земельного участка. Сегодня документы на собственность земельного участка выданы миллионам россиян.

Общая долевая собственность земельного участка

Общая собственность ─ собственность двух или более лиц на одно и то же имущество ─ может быть долевой и бездолевой.

Общая долевая собственность земельного участка (иногда говорят «общедолевая собственность на земельный участок») может возникнуть, например, если в общей долевой собственности находится расположенный на нем приватизируемый жилой дом.

В полной мере право собственности на земельную долю у участника долевой собственности появляется только после выделения земельного участка в счет земельной доли. Только в этом случае возможна продажа долевой собственности земельного участка.

Земельный участок в долевой собственности в случае выдела из него доли (или долей) сохраняется, но в измененных границах.

Своего рода суррогат права собственности на землю ─ земельный пай. Земельный пай в собственность получали во время приватизации сельскохозяйственных земель работники уже исчезнувших колхозов и совхозов.

Исторический опыт России наглядно убеждает: успешное развитие страны невозможно без общественного консенсуса в земельном вопросе, в том числе вопросе собственности на землю. Отказ от частной собственности и полное огосударствление земли, равно как и сосредоточие всех земельных ресурсов в руках небольшой группы населения, не способствуют эффективному использованию земельных ресурсов. Существование полноценного земельного рынка – обязательного условия способной обеспечить благосостояние общества рыночной экономики – возможно лишь при наличии большого числа земельных собственников.

Законом с 1 июля 2021 года вводится рынок земли в Украине.

Законом статьи 130 и 131 Земельного кодекса Украины изложены в новой редакции.

Согласно новой редакции статьи 130, приобретать право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения могут:

а) граждане Украины;

б) юридические лица Украины, созданные и зарегистрированные согласно законодательству Украины, участниками (акционерами, членами) которых являются только граждане Украины и/или государство, и/или территориальные общины;

в) территориальные общины;

г) государство.

Право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения может также приобретаться банками только в порядке обращения взыскания на них как на предмет залога. Такие земельные участки должны быть отчуждены банками на земельных торгах в течение двух лет со дня приобретения права собственности. Иностранцам, лицам без гражданства и юридическим лицам запрещено приобретать доли в уставном (складочном) капитале, акции, паи, членство в юридических лицах (кроме как в уставном (складочном) капитале банков), которые являются владельцами земель сельскохозяйственного назначения. Этот абзац теряет силу при условии и со дня принятия на референдуме решения, указанного в абзаце восьмом части первой этой статьи.

Приобретение права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения юридическими лицами, созданными и зарегистрированными по законодательству Украины, участниками (учредителями) или конечными бенефициарными владельцами (контролерами) которых являются лица, не являющиеся гражданами Украины, может осуществляться со дня и при условии принятия этого на референдуме.

При любых условиях, в том числе в случае принятия на референдуме решения, указанного в абзаце восьмом части первой этой статьи, запрещается приобретения права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения:

1) юридическими лицами, участниками (акционерами, членами) или конечными бенефициарами которых являются лица, не являющиеся гражданами Украины, – на земельные участки сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, земельные участки сельскохозяйственного назначения, выделенные в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев), и которые расположены ближе 50 километров от государственной границы Украины (кроме государственной границы Украины, которая проходит по морю);

2) юридическими лицами, участниками (акционерами, членами) или конечными бенефициарами которых являются граждане государства, признанного Украиной государством-агрессором или государством-оккупантом;

3) лицами, которые относились или относятся к террористическим организациям;

4) юридическими лицами, участниками (акционерами, членами) или конечными бенефициарами которых являются иностранные государства;

5) юридическими лицами, у которых невозможно установить бенефициарного владельца (контроллера);

6) юридическими лицами, бенефициарные владельцы (контроллеры) которых зарегистрированы в оффшорных зонах, отнесенных к перечню оффшорных зон Кабинетом Министров Украины;

7) физическими и юридическими лицами, в отношении которых применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) в соответствии с Законом Украины «О санкциях» в виде запрета на заключение сделок по приобретению в собственность земельных участков, а также связанными с ними лицами;

8) юридическими лицами, созданными по законодательству Украины, находящихся под контролем физических и юридических лиц, зарегистрированных в государствах, включенных Международной группой по противодействию отмыванию грязных денег (FATF) в список государств, которые не сотрудничают в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.

2. Общая площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственности гражданина не может превышать десяти тысяч гектаров. Общая площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственности юридического лица (кроме банков) не может превышать общей площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в собственности всех ее участников (членов, акционеров), но не более десяти тысяч гектаров. При этом, если гражданину принадлежит право собственности на долю в уставном (складочном) капитале, в паевом фонде юридического лица или на только отдельные акции, паи, для целей этой статьи считается, что такому гражданину, кроме земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, также принадлежит право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения общей площадью, равной площади земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственности юридического лица, участником (членом, акционером) которого он является, умноженной на размер доли такого гражданина, выраженной в процентах, в уставном (складочном) капитале, паевом фонде этого юридического лица.

3. Нарушение требований частей первой и второй этой статьи является основанием для признания сделки, по которой приобретается право собственности на земельный участок, недействительной, а также для конфискации земельного участка.

4. Порядок осуществления проверки соответствия приобретателя или владельца земельного участка сельскохозяйственного назначения требованиям, определенным этой статьей, утверждается Кабинетом Министров Украины.

5. Расчеты, связанные с уплатой цены земельных участков сельскохозяйственного назначения по гражданско-правовым договорам, осуществляются в безналичной форме.

6. Не допускается приобретение права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения по отплатным договорам в случае отсутствия у приобретателя права собственности документов, подтверждающих источники происхождения средств или других активов, за счет которых приобретается такое право.

7. Продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности запрещается.

Законом в статье 131 «Приобретение права собственности на земельные участки на основании гражданско-правовых соглашений» Земельного кодекса установлено, что:

1. Заключение гражданско-правовых соглашений, предусматривающих переход права собственности на земельные участки, а также приобретение права собственности на земельные участки по таким сделкам осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Украины с учетом требований этого Кодекса.

2. Купля-продажа земельного участка осуществляется с соблюдением преимущественного права на его приобретение. Преимущественное право на приобретение земельного участка может быть передано его субъектом другому лицу, о чем такой субъект должен письменно уведомить владельца земельного участка».

Законом в статье 145 Земельного кодекса определено прекращение права собственности на земельный участок лица, которому земельный участок не может принадлежать на праве собственности и/или в связи с нарушением обязанности относительно его отчуждения в течение установленного законом срока.

Законом раздел Х «Переходные положения» Земельного кодекса дополнен пунктом 6-1 следующего содержания:

«6-1. Граждане, которым принадлежит право постоянного пользования, право пожизненного наследуемого владения земельными участками государственной и коммунальной собственности, предназначенными для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, а также арендаторы земельных участков, которые приобрели право аренды земли путем переоформления права постоянного пользования относительно указанных земельных участков до 2010 года, имеют право на выкуп таких земельных участков в собственность с рассрочкой платежа до десяти лет по цене, равной нормативной денежной оценке таких земельных участков, без проведения земельных торгов. В случае покупки земельного участка с рассрочкой платежа право собственности переходит к покупателю после уплаты первого платежа. Требования части седьмой статьи 130 этого Кодекса не распространяются на земельные участки, которые приобретаются в соответствии с этим пунктом».

Законом также дополнен раздел Х «Переходные положения» Земельного кодекса
пунктом 141 следующего содержания:

«Запрещается отчуждение земельных долей (паев), земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, отчуждение и изменение целевого назначения земельных участков сельскохозяйственного назначения частной собственности, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев), расположенных на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях, Автономной Республики Крым и города Севастополя, кроме передачи их по наследству. Соглашения (в том числе доверенности), заключенные во время действия запрета на куплю-продажу или отчуждение другим способом земельных участков и земельных долей (паев), определенных этим пунктом, в части их купли-продажи, и другим способом отчуждения, а также в части передачи прав на отчуждение этих земельных участков и земельных долей (паев) на будущее, являются недействительными с момента их заключения (удостоверения)».

Законом установлено, что до 1 января 2024 года:

а) граждане Украины могут приобретать право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения общей площадью до 100 га. Указанное ограничение не распространяется на земельные участки, приобретенные в собственность гражданином до вступления в силу этого абзаца;

б) запрещается купля-продажа или иным способом отчуждение в пользу юридических лиц земельных участков, находящихся в частной собственности и отнесенных к землям для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельных долей (паев), кроме перехода к банкам права собственности на земельные участки как предмета залога, передачи земельных участков по наследству, обмена (мены) в соответствии с частью второй статьи 371 этого Кодекса земельного участка на другой земельный участок с одинаковой нормативной денежной оценкой или разница между нормативными денежными оценками которых составляет не более 10 процентов и отчуждение земельных участков для общественных нужд. Соглашения (в том числе доверенности), заключенные во время действия запрета на куплю-продажу или иным способом отчуждения земельных участков и земельных долей (паев), установленной этим подпунктом, в части их купли-продажи и иным способом отчуждения в пользу юридических лиц, а так же в части передачи прав на отчуждение этих земельных участков и земельных долей (паев) в пользу юридических лиц на будущее (в том числе заключение предварительных договоров) являются недействительными с момента их заключения (удостоверения)».

Согласно закону, «До 1 января 2030 года цена продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев), не может быть меньше их нормативной денежной оценки».

Законом установлено, что «Программное обеспечение Государственного земельного кадастра обеспечивает информационное взаимодействие между Государственным земельным кадастром, Государственным реестром прав на недвижимое имущество, Единым государственным реестром юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований с целью получения информации об общей площади земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственности физического лица, а также юридических лиц, участником (акционером, членом) которых они есть».

Соответствующие изменения внесены в статью 30 Закона Украины «О Государственном земельном кадастре».

Закон вступает в силу с 1 июля 2021 года, кроме пункта 2 этого раздела, который вступает в силу со дня опубликования этого закона.

Проект закона зарегистрирован под №2178-10.

Раздел 2. Право собственности, право землепользования и иные вещные права на землю

Статья 20. Виды права собственности на землю

1. В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность на землю.

2. Субъекты права собственности:

субъект права государственной собственности на землю на территории республики — Республика Казахстан;

субъект права частной собственности на земельные участки на основаниях, условиях и в пределах, установленных настоящим Кодексом, — граждане и негосударственные юридические лица. При этом под гражданами понимаются граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Статья 21. Содержание права собственности

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему земельным участком.

2. Права государства как собственника земли осуществляют государственные органы в соответствии с их компетенцией, установленной настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

3. Собственник земельного участка может осуществлять права собственника на основаниях, условиях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 22. Возникновение права собственности на земельный участок

1. Право собственности на земельный участок возникает путем:

1) предоставления права собственности;

2) передачи права собственности;

3) перехода права собственности в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица).

2. Предоставление, передача и переход права собственности должны осуществляться с учетом целевого назначения земельного участка.

3. Право собственности на земельный участок возникает на основе:

1) актов государственных органов;

2) гражданско-правовых сделок;

3) иных оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Статья 23. Собственность на земельные участки граждан и юридических лиц

1. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность гражданам и негосударственным юридическим лицам, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом не могут находиться в частной собственности.

2. В частной собственности граждан Республики Казахстан могут находиться земельные участки для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, лесоразведения, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, а также предоставленные (предоставляемые) под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением.

При выходе гражданина, являющегося собственником земельного участка, предоставленного для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, лесоразведения, садоводства и дачного строительства, из гражданства Республики Казахстан право собственности подлежит отчуждению или переоформлению согласно нормам статьи 66 настоящего Кодекса.

3. В частной собственности негосударственных юридических лиц Республики Казахстан могут находиться земельные участки, предоставленные (предоставляемые) для ведения товарного сельскохозяйственного производства, лесоразведения, под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением.

4. В частной собственности иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (негосударственных) могут находиться земельные участки для целей, указанных в пункте 3 настоящей статьи, за исключением земель, предназначенных для ведения товарного сельскохозяйственного производства и лесоразведения.

Не допускается предоставление земельных участков, расположенных в пограничной зоне и пограничной полосе Республики Казахстан, в частную собственность иностранцам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.

Примечание

Статья 24. Право собственности на земли сельскохозяйственного назначения

1. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться физическим и юридическим лицам на праве землепользования и (или) на праве частной собственности в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Не допускается предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения в частную собственность в качестве государственных натурных грантов для ведения сельскохозяйственного производства.

Иностранцы, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц составляет более чем пятьдесят процентов, могут обладать земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве временного землепользования на условиях аренды сроком до двадцати пяти лет.

2. Предоставление права частной собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения осуществляется на платной основе.

Граждане и негосударственные юридические лица, заинтересованные в предоставлении права частной собственности на земельный участок (земельные участки) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, товарного сельскохозяйственного производства и лесоразведения, могут:

1) приобрести право частной собственности на земельный участок по цене, равной кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка, определяемой в соответствии со статьями 10 и 11 настоящего Кодекса;

2) приобрести право частной собственности на земельный участок по льготной цене, определяемой от его кадастровой (оценочной) стоимости.

При этом размер льготной цены на земельные участки по административно-территориальным единицам устанавливается Правительством Республики Казахстан.

Граждане и негосударственные юридические лица Республики Казахстан, ранее выкупившие у государства право постоянного землепользования (право долгосрочного землепользования) земельным участком для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства в соответствии с законодательством Республики Казахстан, действовавшим на момент совершения сделок, с момента введения в действие настоящего Кодекса становятся собственниками земельных участков без взимания дополнительной платы на приобретение права частной собственности в пределах норм земельных участков, установленных настоящим Кодексом.

Реализация права частной собственности на земельный участок указанными лицами осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи.

3. Лицо, полностью внесшее плату за приобретение права частной собственности на земельный участок, в соответствии с:

подпунктом 1) пункта 2 настоящей статьи имеет право на совершение любых видов сделок с земельным участком, не запрещенных законодательством Республики Казахстан;

подпунктом 2) пункта 2 настоящей статьи имеет право на совершение любых видов сделок с земельным участком, не запрещенных законодательством Республики Казахстан, по истечении срока ограничения на совершение сделок с земельным участком, приобретенным по льготной цене, который составляет два года за каждые десять процентов снижения кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка. Данное ограничение не распространяется на сдачу земельного участка в залог.

4. Выплата сумм при приобретении земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может производиться в рассрочку в порядке, установленном статьей 49 настоящего Кодекса.

5. При выходе собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения из гражданства Республики Казахстан в течение трех месяцев с момента выхода из гражданства по выбору собственника земельный участок должен быть отчужден или право на земельный участок должно быть переоформлено в право временного землепользования на условиях аренды сроком до десяти лет либо с согласия местного исполнительного органа земельный участок возвращается в государственную собственность с выплатой цены земельного участка, по которой этот участок был приобретен у государства (собственника).

6. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, непосредственно примыкающие (трехкилометровая зона) к охранной зоне Государственной границы Республики Казахстан, предоставляются только гражданам и юридическим лицам Республики Казахстан на праве временного землепользования до их делимитации и демаркации, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан о Государственной границе Республики Казахстан.

Примечание

Статья 25. Реализация права частной собственности

1. Собственник земельного участка осуществляет права владения, пользования и распоряжения земельным участком по своему усмотрению без получения каких-либо разрешений государственных органов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

2. Собственник вправе совершать в отношении своего земельного участка без изменения его целевого назначения любые сделки, не запрещенные законодательными актами Республики Казахстан.

Собственники земельных участков сельскохозяйственного назначения реализуют указанные права с учетом положений настоящего Кодекса.

Право собственности на земельный участок передается другому лицу со всеми обременениями, имеющимися на момент совершения сделки.

3. Собственник земельного участка вправе сдавать земельный участок без изменения его целевого назначения во временное пользование на основе договора о временном пользовании земельным участком. Договор о временном пользовании земельным участком заключается в форме договора аренды (с арендатором) или договора о безвозмездном пользовании (с безвозмездным пользователем).

Статья 26. Государственная собственность на землю

1. В государственной собственности находятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти, государственным организациям и учреждениям, используемые для нужд обороны и национальной безопасности, занятые особо охраняемыми природными территориями оздоровительного и историко-культурного назначения, лесного и водного фондов, общего пользования на землях населенных пунктов, запаса, в том числе специального земельного фонда, пастбищные и сенокосные угодья при поселках и сельских населенных пунктах, а также отгонные пастбища и другие земли, не переданные в частную собственность.

2. Не могут находиться в частной собственности земельные участки, занятые:

для нужд обороны и государственной безопасности, оборонной промышленности, находящейся в государственной собственности; инженерно-техническими сооружениями, коммуникациями, возведенными для защиты и охраны Государственной границы Республики Казахстан; таможенных нужд;

особо охраняемыми природными территориями;

лесным фондом, за исключением земельных участков, перечисленных в пункте 4 статьи 128 настоящего Кодекса;

водным фондом, за исключением земельных участков, перечисленных в пункте 2 статьи 133 настоящего Кодекса;

магистральными железнодорожными сетями и автомобильными дорогами общего пользования;

территориями общего пользования в населенных пунктах, за исключением земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, находящимися на праве частной собственности, и необходимых для их обслуживания.

Принадлежность земель к той или иной категории определяется исходя из их целевого назначения и разрешенного использования в соответствии с зонированием земель.

3. Не предоставляются в раздельную собственность и землепользование граждан и негосударственных юридических лиц земельные участки, занятые:

пастбищными и сенокосными угодьями, используемыми и предназначенными для нужд населения;

дорогами общего пользования, в том числе дорогами межхозяйственного и межселенного значения, а также предназначенными для доступа на земельные участки общего пользования;

обводнительными сооружениями совместного пользования (обводнительные каналы, сбросы, колодцы, пункты водопоя) двух или более собственников земельных участков или землепользователей.

4. Земельные участки, зарезервированные в установленном порядке для развития особо охраняемых природных территорий, магистральных железных дорог, автомобильных дорог общего пользования и магистральных трубопроводов, связи, недропользования, энергетики, а также предназначенные в соответствии с утвержденной архитектурно-градостроительной и (или) строительной документацией для строительства объектов административного и социального значения (аэропорты, аэродромы, вокзалы, станции, дороги общего пользования, административные здания государственных органов, больницы, школы, государственный жилищный фонд, парки, бульвары, скверы и другие объекты общественного пользования), могут предоставляться землепользователям для других целей на праве временного землепользования до их проектного освоения.

5. Не допускается отказ в предоставлении в собственность гражданам и негосударственным юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, если в соответствии с настоящим Кодексом эти земельные участки могут находиться в частной собственности.

Примечание

Статья 27. Реализация права государственной собственности

Земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности, могут быть:

1) проданы или переданы безвозмездно в частную собственность;

1-1) предоставлены в оплату уставного капитала (собственность) социально-предпринимательских корпораций, имеющих статус национальной компании;

2) предоставлены в постоянное или временное землепользование;

3) реализованы в иных правовых формах в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными законодательными актами Республики Казахстан или международными договорами.

Примечание

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.