Жалюзи это основное средство или материалы?
Вопрос аудитору
Как учитывать жалюзи и рулонные шторы, в составе основных средств или материалов?
Основные критерии отнесения объектов нефинансовых активов к основным средствам перечислены в пп. 7, 8 СГС «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, пп. 38, 39, 45 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н):
- срок полезного использования объекта — более 12 мес.;
- неоднократное или постоянное использование в деятельности учреждения;
- получение от использования экономических выгод или полезного потенциала;
- надежная оценка первоначальной стоимости.
Объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций (п. 10 СГС «Основные средства»).
К основным средствам не относятся предметы, которые в соответствии с положениями Инструкции № 157н включаются в состав материальных запасов. Рулонные шторы и жалюзи не поименованы в пп. 99, 118 Инструкции № 157н в качестве материальных запасов, срок их полезного использования превышает 12 мес., они могут выполнять определенные самостоятельные функции. Таким образом, рулонные шторы и жалюзи могут быть учтены в качестве объекта основных средств.
В то же время подобные объекты требуют монтажа и изготавливаются по размеру конкретного окна. При перемещении штор или жалюзи на другое окно выполнение ими своих функций может быть затруднено. Поэтому учет рулонных штор и жалюзи в качестве материальных запасов также является обоснованным.
По мнению специалистов Минфина России, шторы для интерьеров можно учитывать в составе мягкого инвентаря на счете 105 05 (разд. 2 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075). Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), принятому и введенному в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, рулонные шторы могут быть отнесены к группе «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)».
Принятие окончательного решения, к какой группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относятся рулонные шторы и жалюзи, находится в компетенции профильной комиссии учреждения (письмо Минфина России от 04.06.2015 № 02-05-10/32375, п. 34 Инструкции № 157н).
Принятое решение об учете имущества, которое равным образом может относиться и к основным средствам, и к материальным запасам, целесообразно закрепить в учетной политике учреждения. При этом следует соблюдать единообразие учета по такому имуществу во избежание претензий со стороны контролирующих органов.
Цитата (Консультант):Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н (ред. от 20.06.2016) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»Подстатья 226 Прочие работы, услуги
На данную подстатью КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи КОСГУ 221 — 225, в том числе:
научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические, геолого-разведочные работы, услуги по типовому проектированию, проектные и изыскательские работы:
— проведение архитектурно-археологических обмеров;
— разработка генеральных планов, совмещенных с проектом планировки территории;
— межевание границ земельных участков;
— работы по типовому проектированию;
— разработка проектной и сметной документации для строительства, реконструкции и ремонта объектов нефинансовых активов;
— разработка схем территориального планирования, градостроительных и технических регламентов, градостроительное зонирование, планировка территорий;
— разработка технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, увеличения потребляемой мощности;
— возмещение затрат государственных (муниципальных) учреждений на содержание дирекций (единых дирекций) строительства и проведение указанными дирекциями строительного контроля, предусмотренных сметной стоимостью строительства;
монтажные работы:
— установка (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как: охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в т.ч. обустройство «тревожной кнопки», а также работы по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует отражать по статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств»);
— пусконаладочные работы «вхолостую» (расходы капитального характера на оплату работ по комплексному опробованию и наладке смонтированного оборудования на объектах капитального строительства, осуществляемые в рамках бюджетных инвестиций);
— монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов;
услуги по страхованию имущества, гражданской ответственности и здоровья;
услуги в области информационных технологий:
— приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;
— приобретение и обновление справочно-информационных баз данных;
— обеспечение безопасности информации и режимно-секретных мероприятий;
— услуги по защите электронного документооборота (поддержке программного продукта) с использованием сертификационных средств криптографической защиты информации;
— периодическая проверка (в т.ч. аттестация) объекта информатизации (АРМ) на ПЭВМ на соответствие специальным требованиям и рекомендациям по защите информации, составляющей государственную тайну, от утечки по техническим каналам;
типографские работы, услуги:
— переплетные работы;
— ксерокопирование;
медицинские услуги (в том, числе, диспансеризация, медицинский осмотр и освидетельствование работников (включая предрейсовые осмотры водителей), состоящих в штате учреждения, проведение медицинских анализов);
иные работы и услуги:
— приобретение (изготовление) бланков строгой отчетности;
— проведение государственной экспертизы проектной документации, осуществление строительного контроля, включая авторский надзор за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов капитального строительства, оплата демонтажных работ (снос строений, перенос коммуникаций и т.п.);
— услуги по предоставлению выписок из государственных реестров;
— услуги по охране, приобретаемые на основании договоров гражданско-правового характера с физическими и юридическими лицами, (ведомственная, вневедомственная, пожарная и другая охрана);
— инкассаторские услуги;
— подписка на периодические и справочные издания, в том числе для читальных залов библиотек, с учетом доставки подписных изданий, если она предусмотрена в договоре подписки;
— услуги рекламного характера (в т.ч., размещение объявлений в средствах массовой информации);
— услуги по курьерской доставке;
— услуги по демеркуризации;
— услуги агентов по операциям с государственными, муниципальными активами и обязательствами;
— услуги международных рейтинговых агентств по присвоению и поддержанию суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации;
— расходы по оплате договоров гражданско-правового характера, предметом которых является оказание услуг по руководству практикой студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования;
— расходы на оплату услуг по организации питания;
— расходы по оплате договоров гражданско-правового характера на оказание услуг по проживанию в жилых помещениях (найм жилого помещения) на период соревнований, учебной практики, направления работников (сотрудников) в служебные командировки;
(в ред. Приказа Минфина России от 01.12.2015 N 190н)
(см. текст в предыдущей редакции)
— оплата за проживания в жилых помещениях понятых, а также иных лиц, принудительно доставленных в суд или к судебному приставу-исполнителю;
— услуги по предоставлению мест для стоянки служебного транспорта, за исключением услуг по договору аренды мест стоянки;
— услуги по хранению имущества, обращенного в собственность публично-правового образования, бесхозяйного имущества и вещественных доказательств;
— проведение инвентаризации и паспортизации зданий, сооружений, других основных средств;
— работы по погрузке, разгрузке, укладке, складированию нефинансовых активов;
— работы по распиловке, колке и укладке дров;
— услуги и работы по утилизации, захоронению отходов;
— работы по присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения, по увеличению потребляемой мощности;
— услуги по резервированию (предоставлению) мест в линейно-кабельных сооружениях (коллекторах) для размещения объектов имущества учреждений;
— услуги по организации проведения торгов (разработка конкурсной документации, документации об аукционе, опубликование и размещение извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе, иные функции, связанные с обеспечением проведения торгов);
— нотариальные услуги (взимание нотариального тарифа за совершение нотариальных действий), за исключением случаев, когда за совершение нотариальных действий предусмотрено взимание государственной пошлины;
— услуги и работы по организации временных выставок по искусству и созданию экспозиций, в том числе художественно-оформительские работы, монтаж-демонтаж, изготовление этикетажа, упаковочные работы, погрузочно-разгрузочные работы;
— услуги и работы по организации и проведению разного рода мероприятий путем оформления между заказчиком мероприятия и исполнителем договора на организацию мероприятия, предусматривающего осуществление исполнителем всех расходов, связанных с его реализацией (аренда помещений, транспортные и иные расходы);
— услуги и работы по организации участия в выставках, конференциях, форумах, семинарах, совещаниях, тренингах, соревнованиях и т.п. (в т.ч. взносы за участие в указанных мероприятиях);
— услуги по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов;
— выплаты возмещений и компенсаций, связанных с депутатской деятельностью депутатам законодательного собрания, для которых депутатская деятельность не является основной;
— выплаты присяжным, народным, арбитражным заседателям, участвующим в судебном процессе, а также адвокатам в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— оплата юридических и адвокатских услуг, в том числе, связанных с представлением интересов Российской Федерации в международных судебных и иных юридических спорах;
— услуги, оказываемые в рамках договора комиссии;
— плата за пользование наплавным мостом (понтонной переправой), платной автомобильной дорогой;
— выплата вознаграждений авторам или правопреемникам, обладающим исключительными правами на произведения, использованные при создании театральных постановок;
— услуги по изготовлению объектов нефинансовых активов из материалов заказчика;
— плата за использование радиочастотного спектра;
другие аналогичные расходы.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
И. Чарлина, сертифицированный бухгалтер-практик (САР), DipIFR
ДВЕРЬ И УНИТАЗ УЧИТЫВАТЬ КАК ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ИЛИ КАК МАТЕРИАЛЫ?
Основным видом деятельности предприятия является сдача в аренду складских и офисных помещений. Недавно предприятием было приобретено в офис дверь и унитаз. Должно ли предприятие оприходовать дверь и унитаз на ОС или материалы? Если приходовать на ОС, то увеличивается ли стоимость здания?
Положения Налогового кодекса. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 116 Налогового кодекса к ФА относятся: ОС, инвестиции в недвижимость, нематериальные и биологические активы, учтенные при поступлении в бухгалтерском учете налогоплательщика в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предназначенные для использования в деятельности, направленной на получение дохода, за исключением активов, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 116 Налогового кодекса.
Положения МСФО. В МСФО при учете ОС нужно руководствоваться МСФО (IAS) 16 «Основные средства» или раздел 17 МСФО для МСБ.
Согласно МСФО (IAS) 16 «Основные средства»
ОС — это материальные активы, которые
(1) используются в производстве или для поставки товаров и услуг, для сдачи в аренду или для административных целей;
(2) будут использоваться дольше, чем 1 отчетный период
Объект ОС должен учитываться в качестве актива, когда:
(1) у компании есть уверенность в том, что она получит связанные с активом, будущие экономические выгоды; и
(2) себестоимость актива для компании может быть надежно оценена.
Комментарии. Так как компания занимается сдачей в аренду складских и офисных помещений, то перечисленные выше активы, необходимы для получения дохода (1-ый критерий выполняется). Стоимость их надежно оценена согласно документам, следовательно, 2-ой критерий также выполняется. То есть компания может признать данные активы в качестве ОС, так как оба критерия признания в данном случае выполняются. Но во многом признание актива в качестве ОС требует профессионального суждения. Малоценные активы (для каждой компании свой критерий, для отнесения активов к малоценным) могут не признаваться в качестве ОС, а списываются на расходы периода (в данном случае, как текущий ремонт ОС), или учитываться в качестве материалов, это должно быть написано в учетной политике компании.
Согласно МСФО (IAS) 16 «Основные средства» в случаях, когда себестоимость компонента (отдельной составляющей части), входящего в состав этого ОС существенна в сравнении со стоимостью объекта в целом, компания ведет компонентный учет таких ОС, т. е. учитывает каждую часть отдельно, в качестве самостоятельного ОС.
Это необходимо компании в том случае, когда составные части данного объекта имеют разные сроки полезной службы или извлечения выгоды от использования отдельных частей происходит по различным схемам, требуя применения неодинаковых норм и методов амортизации.
Мнение автора. Так как срок службы данных активов отличается от срока службы здания, то их следует учитывать как самостоятельные ОС, а не относить на увеличение стоимости здания.
Алексеева М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Вопрос:
Как отражаются в бюджетном учете операции по приобретению и техническому обслуживанию огнетушителей?
Ответ:
Согласно требованиям п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, руководитель учреждения должен обеспечивать объект защиты огнетушителями в соответствии с установленными нормами, а также обеспечивать соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
В целях отражения в бюджетном учете приведенных в вопросе операций необходимо руководствоваться положениями СГС «Основные средства», а также нормами инструкций № 157н и № 162н (в редакции приказов Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н и № 65н).
Приобретение и принятие к учету огнетушителей.
Такие средства пожаротушения как огнетушители, соответствующие критериям, приведенным в п. 8 СГС «Основные средства», со сроком полезного использования более 12 месяцев независимо от стоимости принимаются к учету в качестве объектов основных средств (п. 38 Инструкции № 157н, п. 7 СГС «Основные средства»).
Согласно Указаниям № 65н расходы на их приобретение отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» в увязке со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
Огнетушители принимаются к учету по их первоначальной стоимости, формируемой в сумме фактически произведенных капитальных вложений с учетом предъявленного НДС. Такая стоимость отражается на счете 1 106 31 000 «Вложения в основные средства – иное движимое имущество учреждения» и может включать элементы затрат, поименованные в п. 15 СГС «Основные средства» (п. 23 Инструкции № 157н, п. 30 Инструкции № 162н).
Согласно п. 45, 53 Инструкции № 157н группировка основных средств по счетам бухгалтерского учета (применение аналитики по счетам) осуществляется по видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным ОКОФ. В данном классификаторе огнетушители отнесены к коду 330.28.29.22.110, включенному в группировку 330.28 «Машины и оборудование, не включенные в другие группировки». В связи с этим для учета указанных объектов будет использоваться счет 1 101 34 000 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения».
Срок полезного использования (эксплуатации) огнетушителей в целях принятия их к учету и начисления амортизации определяется в соответствии с Классификацией ОС. Однако код 330.28.29.22.110 ОКОФ в ней отсутствует. В связи с этим срок полезного использования данных объектов может быть установлен исходя из рекомендаций, содержащихся в документах производителя (технической документации) (по данному вопросу смотрите также письма Минфина РФ от 15.11.2017 № 03-03-06/1/75488, от 15.11.2017 № 03-03-06/1/75490, от 02.10.2017 № 03-03-06/1/63785, от 22.03.2017 № 03-03-06/1/16322).
В большинстве случаев стоимость огнетушителей (за штуку) не превышает 10 000 руб., поэтому при передаче в эксплуатацию они подлежат списанию с баланса и постановке на забалансовый учет (забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации») (п. 373 Инструкции № 157н). Отметим, что амортизация на такие объекты основных средств не начисляется.
Списывать с балансового учета огнетушители, стоимость которых превышает 10 000 руб., не нужно. Амортизация по ним будет начисляться в следующем порядке: при стоимости объекта от 10 000 до 100 000 руб. – 100% при вводе в эксплуатацию, а при стоимости свыше 100 000 руб. (что маловероятно) – в соответствии с рассчитанными нормами амортизации (п. 39 СГС «Основные средства»).
Операции по приобретению, принятию на баланс и вводу в эксплуатацию огнетушителей отражаются в учете с применением следующих корреспонденций счетов (п. 7, 10, 19, 33, 102, 111 Инструкции № 162н):
Дебет |
Кредит |
|
Формирование первоначальной стоимости огнетушителей |
||
Сформирована первоначальная стоимость огнетушителей: |
||
– отражена их покупная стоимость |
1 106 31 310 |
1 302 31 730 |
– отражены расходы, связанные с их приобретением, доставкой, приведением в состояние, пригодное для эксплуатации |
1 302 хх 730 |
|
Приняты огнетушители к бюджетному учету в составе основных средств |
1 101 34 310 |
1 106 31 310 |
Расчеты с поставщиком, исполнителями работ (услуг)* |
||
Погашена задолженность перед: |
||
– поставщиком огнетушителей |
1 302 31 830 |
1 304 05 310 |
– исполнителями работ (услуг) по приобретению, доставке, приведению в состояние, пригодное для эксплуатации |
1 302 хх 830 |
1 304 05 ххх |
Выдача в эксплуатацию огнетушителей… |
||
…стоимостью до 10 000 руб. |
||
Отражены списание огнетушителей с баланса и постановка их к забалансовому учету |
1 401 20 271 |
1 101 34 410 |
…стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно |
||
Начислена амортизация в размере 100% |
1 401 20 271 |
1 104 34 411** |
* Расчеты по контрактам, условиями которых предусмотрено перечисление авансовых платежей, в данной статье не рассматриваются. Порядок отражения таких операций в бюджетном учете определен п. 80 Инструкции № 162н.
** В соответствии с Приказом Минфина РФ № 65н в 24 – 26-м разрядах счета указывается код 411 «Амортизация основных средств» КОСГУ.
Пример 1.
Казенное учреждение заключило контракт с единственным поставщиком на закупку 10 воздушно-пенных огнетушителей на сумму 30 000 руб. (3 000 руб. за шт.). Оплата по контракту произведена после поставки огнетушителей в учреждение. Данные средства пожаротушения были приняты к учету и введены в эксплуатацию.
В бюджетном учете отражены следующие корреспонденции счетов:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Первичный документ |
|
Поступили огнетушители от поставщика |
1 106 31 310 |
1 302 31 730 |
30 000 |
Отгрузочные документы поставщика |
Погашена задолженность перед поставщиком |
1 302 31 830 |
1 304 05 310 |
30 000 |
Выписка из лицевого счета получателя бюджетных средств (ф. 0531759) |
Приняты огнетушители к бюджетному учету в составе основных средств |
1 101 34 310 |
1 106 31 310 |
30 000 |
Отгрузочные документы поставщика |
Выданы огнетушители в эксплуатацию |
1 401 20 271 |
1 101 34 410 |
30 000 |
Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) |
Приняты к забалансовому учету огнетушители* |
Забалансовый счет 21 |
Бухгалтерская справка (ф. 0504833) |
* Согласно п. 373 Инструкции № 157н принятие к забалансовому учету огнетушителей осуществляется в условной оценке: один объект – один рубль, а при утверждении учреждением в рамках формирования учетной политики иного порядка – по балансовой стоимости введенных в эксплуатацию объектов.
Техническое обслуживание огнетушителей.
В целях поддержания огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надежной работы всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации необходимо проводить их техническое обслуживание. Такое обслуживание включает в себя периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей (п. 4.3.1 СП 9.13130.2009).
В соответствии с Указаниями № 65н расходы на проведение названных мероприятий осуществляются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отражаются в бюджетном учете по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.
В бюджетном учете указанные расходы отразятся следующим образом:
Добавить комментарий