1 таможенный контроль понятие и виды

Библиографическое описание:



В данной статье проводится анализ основополагающих аспектов процедуры таможенного контроля в рамках нашей страны, а также уделяется внимание завершающей его стадии — таможенному контролю после выпуска товаров.

Ключевые слова: таможня, таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров

Нормативное регулирование порядка проведения таможенного контроля определяется главой 15 ТК ТС и главой 19 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 30 декабря 2012 г.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Тем не менее, ни в одном из указанных актов не присутствует законодательное закрепление понятия таможенного контроля.

В широком смысле таможенный контроль представляет собой вид государственного контроля, который осуществляется исключительно органами таможенной службы .

Таможенный контроль — это одно из средств реализации таможенной политики Российской Федерации, которое представляет собой совокупность мер, осуществляемых органами таможенной службы в целях обеспечения соблюдения всеми участниками таможенно-правовых отношений требований норм таможенного законодательства. Его основной целью является идентификация с помощью всевозможного рода проверок соответствия проводимых участниками таможенно-правовых отношений операций и действий в области таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства и выявление на базе этого таможенных правонарушений, т. е. нарушений таможенных правил.

Значение таможенного контроля в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности обусловливается стандартом 6.1 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции): «Все товары, включая транспортные средства, поступающие на или убывающие с таможенной территории, независимо от того, облагаются ли они пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю» . Таким образом, объектом таможенного контроля является любой товар, который перемещается через таможенную границу Таможенного союза.

Общие условия таможенного контроля тесно связаны с правовыми таможенными принципами, однако, не поглощаются ими всецело. Кроме того, они имеют меньший уровень общности, что объясняется тем, что они стоят на ступень ниже относительно принципов таможенного права, так как они регулируют действия органов таможенной службы, а не конкурирующих норм .

На основе анализа положений отдельных глав Таможенного кодекса, а именно 15 и 16 глав, были выявлены следующие классификационные группы общих условий таможенного контроля:

− выбор таможенных действий;

− временная продолжительность таможенного контроля;

− помещение товаров и транспортных средств под таможенный контроль;

− допустимость проверки подлинности сведений, содержащихся в таможенных документах;

− места проведения таможенного контроля;

− обязанность управомоченных лиц предъявлять документы органам таможенной службы;

− неприемлемость причинения вреда при проведении процедуры таможенного контроля;

− использование средств технической поддержки при осуществлении таможенного контроля;

− всевозможные меры, которые предпринимаются и принимаются в отношении отдельных товаров и их групп .

Указанный перечень общих условий таможенного контроля не является доскональным и исчерпывающим.

Традиционно выделяют следующую группу принципов таможенного контроля:

1) принцип выборочности;

2) принцип достаточности;

3) принцип взаимодействия таможенных органов с таможенными органами иностранных государств сообразно с международными договорами, с другими контролирующими государственными органами, а также с непосредственными участниками деятельности внешнеэкономического масштаба;

4) принцип использования системы управления рисками .

Система управления рисками (СУР) базируется на эффективном использовании имеющихся ресурсов органов таможенной службы для предупреждения нарушений таможенного законодательства таможенной службы и применяется для идентификации товаров, транспортных средств в международной перевозочной практике, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, а также степени реализации таможенного контроля.

Для выявления товаров, транспортных средств различной категории, документов и лиц, подлежащих проверке, а также степени доскональной проверки таможенными органами применяются всевозможные методы анализа рисков. Федеральная таможенная служба России, являющаяся уполномоченной в области таможенного дела, идентифицирует стратегию таможенного контроля, основываясь на системе мер оценки рисков. Такой тип стратегии конкретизируется документами, к которым применен ограниченный доступ.

Переходя к основным формам таможенного контроля, следует подчеркнуть, что они перечислены в главе 16 Таможенного кодекса Таможенного союза, к ним относится:

  1. Проверка документов и сведений.
  2. Устный опрос.
  3. Получение объяснений.
  4. Таможенное наблюдение.
  5. Таможенный осмотр.
  6. Таможенный досмотр.
  7. Таможенный досмотр личного характера.
  8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.
  9. Таможенный осмотр помещений и территорий.
  10. Учет товаров, которые находятся под контролем таможенных органов.
  11. Проверка системы учета товаров и отчетности по ним.
  12. Таможенная проверка. ,

Таким образом, таможенный контроль, являющийся одним из ключевых элементов таможенного законодательства, позволил идентифицировать и предупредить случаи нарушения установленных норм и правил, касающихся перевозки объектов таможенного контроля через границы Таможенного союза.

В завершение настоящей статьи хотелось бы отметить тот факт, что важнейшим этапом таможенного контроля является его завершающая фаза — контроль после выпуска товаров.

С принятием Таможенного кодекса Таможенного союза произошло расширение инструментов таможенного контроля после выпуска товаров. В частности, усиление этого блока связано с введением таких форм таможенного контроля, как учет товаров находящихся под таможенным контролем, проверка системы учета товаров и отчетности, камеральная и выездная таможенная проверка. ТК ТС предусматривает и увеличение срока проведения постконтроля с одного года до трех лет, а также возможность проверять лиц, напрямую или косвенно участвующих в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру.

Основная задача проверочной деятельности — обеспечить достоверность заявленных декларантом сведений (о весе, стоимости, коде, стране происхождения товара и т. д.), влияющих на исчисление и уплату таможенных платежей. Решается эта задача с помощью выборочных проверок участников ВЭД, осуществляющих внешнеэкономические операции с максимальным риском нарушения таможенного законодательства. Таким образом, таможенный контроль после выпуска товаров проводится исключительно в отношении рисковых поставок. И основным принципом данной работы является выборочность.

Таможенная проверка как одна из действенных мер по минимизации рисков обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений и преступлений в области таможенного дела, создание условий для ускорения таможенного оформления добросовестных участников ВЭД и формирование честной конкуренции.

В целом же концепция усиления и развития таможенного контроля после выпуска товаров призвана создать реальный барьер на внутреннем рынке РФ на пути распространения контрафактных и контрабандных товаров, а также товаров, ввезенных на территорию РФ с нарушением таможенного законодательства.

В связи с образованием Таможенного союза возникает риск ввоза на территорию РФ товаров, происходящих из стран дальнего зарубежья, под видом товаров, происходящих из Республики Белоруссия или Казахстан. Данное обстоятельство требует усиления контроля со стороны подразделений таможенной инспекции, осуществляющих проверку факта выпуска товаров на внутреннем рынке Российской Федерации.

В то же время добропорядочным участникам ВЭД беспокоиться не о чем, так как таможенные органы, прежде чем провести проверочные мероприятия, должны располагать данными, которые могут свидетельствовать о нарушении таможенного законодательства .

Таким образом, таможенный контроль после выпуска товаров способствует ускорению процедур таможенного декларирования, поскольку после проведения проверочных мероприятий ряд незаконопослушных участников ВЭД уходит с рынка, что, во-первых, позитивно сказывается на процессах таможенного декларирования честных бизнесменов, а, во-вторых, помогает устранению недобросовестной конкуренции.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза, глава 15, глава 16 // действующая редакция с обновлениями от 12.08. 2015 г.
  2. Васильев Р. И. Правовое регулирование таможенного контроля // журнал «Административное и муниципальное право», рубрика «Полицейское право» — № 7–2011 г.
  3. Ириашвили Н. Д., Рассолов М. М. Таможенное право // 5-е изд., перераб. и доп. — Москва — 2011 г.
  4. Логинова А. С., Демичев А. А. Основы таможенного дела: учебник // ИЦ «Интермедия» — СПб.: 2014 г.
  5. Романов Д. В. Развитие системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации // журнал «Вестник Орловского государственного аграрного университета» — № 6 — том 15. – 2011 г.
  6. Якушевская Е. А., Развитие системы управления рисками как фактор повышения эффективности таможенного администрирования // журнал «Таможенная политика России на Дальнем Востоке» — № 1– Владивосток — 2014 г.
  7. Интернет-портал «Федеральная таможенная служба. Южное таможенное управление» // : http://yutu.customs.ru/, дата обращения: 22.05.2017 г.

Основные термины (генерируются автоматически): таможенный контроль, выпуск товаров, таможенное законодательство, таможенная служба, Таможенный союз, орган, Российская Федерация, Таможенный кодекс, таможенная проверка, таможенное декларирование.

ТАМОЖЕННЫЙ ДОСМОТР ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Таможенный досмотр товаров и транспортных средств — форма таможенного контроля, которая заключается в проведении должностными лицами таможенного органа осмотра товаров и транспортных средств, связанного со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.
Как правило, таможенный досмотр проводится после принятия таможенной декларации на товары, то есть когда декларация приобретает статус документа, имеющего юридическое значение (пункт 3 ст. 132 ТК РФ).
Исключения составляют случаи:
— проведения таможенного досмотра до подачи таможенной декларации для целей идентификации товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ (например, при оформлении внутреннего таможенного транзита);
— проведения таможенного досмотра в целях проверки информации о нарушении таможенного законодательства РФ;
— проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.
О проведении таможенного досмотра таможенному досмотру товаров и транспортных средств должно предшествовать обязательное уведомление об этом
Проведение таможенного досмотра в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей возможно при участии понятых и только в случаях:
— неявки указанных лиц по истечении срока на подачу таможенной декларации;
— существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);

— пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;
— оставления на таможенной территории РФ товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров (транспортных средств).
По результатам таможенного досмотра товаров и транспортных средств составляется акт (в двух экземплярах). Форма акта таможенного досмотра товаров и транспортных средств утверждена приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. № 1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств».
В зависимости от оснований (рисков) проведения таможенного досмотра, последний может быть:
— основным (обычный досмотр, обусловленный технологией проверки таможенной декларации);
— повторным (с целью проверки результатов основного таможенного досмотра, проведенного в процессе таможенного декларирования товаров);
— направленным (с целью проверки сведений о перемещении товаров и транспортных средств в нарушение установленных запретов и ограничений, а также с целью выявления фактов сокрытия от таможенного контроля);
— идентификационным.
По степени таможенного досмотра товаров и транспортных средств можно выделить такие его варианты, как:
— досмотр с пересчетом грузовых мест и их взвешиванием;
— досмотр с выборочным вскрытием грузовых мест;
— досмотр со вскрытием всех грузовых мест;
— досмотр с пересчетом количества товаров в грузовых местах и другие варианты досмотра.
Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары (пункт 4 ст. 372 ТК РФ). Например, когда таможенными органами выявлен факт недостоверного декларирования и требуется уточнить количество недостоверно задекларированных (не своим наименованием) товаров.
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств может применяться как самостоятельная форма таможенного контроля, так и в качестве производной формы контроля, например, при проведении специальной таможенной ревизии (пункт 4 ст. 376 ТК РФ).
Сроки проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств вне зоны таможенного контроля не должны превышать двух часов (пункт 2 ст. 410 ТК РФ).
Источники информации:

  1. Таможенный кодекс РФ;
  2. Приказ ГТК России от 20 октября 2003 г. № 1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств».