2536 ИП 12 гс

Разъяснения Союза инженеров-сметчиков об отмене письма Минстроя РФ №2536-ИП/12/ГС от27.11.2012

о коэффициентах 0,8 и 0,85 к НР и СП.

1) 27 апреля 2018 Минюст России выпустил письмо № 01/57049-ЮЛ Об отмене письма Минстроя РФ №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012 года следующего содержания: «Проведя правовую экспертизу письма Госстроя №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012г. о применении к нормативам накладных расходов в текущем уровне цен понижающего коэффициента — 0,85, к нормативам сметной прибыли в текущем уровне цен — коэффициента 0,80 и дополнительно (для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения), коэффициента 0,94 к нормативам накладных расходов Минюст ПОЛАГАЕТ необходимым письмо Госстроя №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012г. признать не подлежащим применению.»

2) 11 июля 2018 года опубликован новый Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 11.07.2018 г.)

В новом Федеральном реестре письмо Минстроя России №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012 года размещено с комментарием о признании его недействительным с 27.04.2018 г.

3) Союз инженеров-сметчиков разъясняет Вопрос: Вышло письмо Минюста от 27.04.2018 № 01/57049-ЮЛ, в котором Минюст требует отменить письмо Госстроя от 27.11.2012 N 2536-ИП/12/ГС про понижающие коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли. Как быть с теми проектами, что уже прошли экспертизу, и договоры по ним заключены?

Ответ. Если прочитать письмо Минюста от 27 апреля 2018 г. № 01/57049-ЮЛ, то возникает вполне резонный вопрос, а куда Минюст смотрел 6 лет, прежде чем решил признать не подлежащим применению письмо Госстроя от 27.11.2012 N 2536-ИП/12/ГС? Письмо Минюста продиктовано не замечаниями, например, по размерам накладных расходов и сметной прибыли, а неправильным оформлением Госстроем принятых решений. Если бы в свое время Госстрой оформил свое решение в виде распорядительного документа (постановление, распоряжение, приказ), и своевременно представил бы его в Минюст, то замечаний со стороны Минюста не было бы. В федеральном реестре сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, размещенного на сайте Минстрой (по состоянию на 11.07.2018) под порядковым номером 46 содержится информация о том, что письмо Госстроя от 27.11.2012 г. № 2536-ИП/12/ГС признано с 27.04.2018 г. не подлежащим применению в соответствии с письмом Минюста России от 27.04.2018 г. № 01/57049-ЮЛ. Приходится только сожалеть, что Минстрой России по данному вопросу не принял какого-то внятного решения. Нет распорядительного документа Минстроя, которое узаконило бы введение понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли. Нет письма с разъяснениями, как следует поступать с данными коэффициентами при разработке и экспертизе новой проектно-сметной документации, как оплачивать выполненные работы по уже заключенным договорам. За время с ноября 2012 года было разработано много проектно-сметной документации, где нормативы накладных расходов и сметной прибыли были учтены с понижающими коэффициентами, документация прошла экспертизу, объекты по этой документации построены, приняты и оплачены. Приказом Минстроя от 9 февраля 2017 г. № 84/пр были утверждены «Методические рекомендации по разработке индексов изменения сметной стоимости строительства», где пунктом 4.6. определен порядок учета размера накладных расходов и сметной прибыли: 4.6. Определение размера накладных расходов и сметной прибыли и их применение в базисном и текущем уровнях цен порядке, установленном методическими документами и письмами, внесенными в Федеральный реестр сметных нормативов, действующими на период разработки индексов изменения сметной стоимости. Разрабатываемые Минстроем ежеквартальные индексы изменения сметной стоимости строительства рассчитываются в соответствии с положениями вышеуказанных «Методических рекомендаций по разработке индексов изменения сметной стоимости строительства», а также письма Госстроя от 27 ноября 2012 года № 2536-ИП/12/ГС. Не смотря на то, что в письме Минстроя от 07.06.2018 № 24818-ХМ/09 ссылка на учет при разработке индексов изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2018 года отсутствует, сравнительный анализ индексов показывает, что расчет индексов производится с учетом положений письма Госстроя от 27 ноября 2012 года № 2536-ИП/12/ГС.

В сложившейся ситуации при расчетах за выполненные работы по объектам, финансируемым из бюджетных источников, рекомендуем к нормативам накладных расходов в текущем уровне цен применять понижающий коэффициент — 0,85, а к нормативам сметной прибыли в текущем уровне цен – понижающий коэффициент 0,80, как было указано в письме Госстроя от 27 ноября 2012 года № 2536-ИП/12/ГС.

По вновь разрабатываемой проектно-сметной документации на строительство объектов за счет бюджетных средств до выхода официального разъяснения Минстроя по вопросу понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли рекомендуем действовать по письму Госстроя от 27 ноября 2012 года № 2536-ИП/12/ГС.

При внебюджетном финансировании строительства объектов вопрос применения или неприменения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли рассматривается в рамках договорных отношений.

Письмо Минюста России от 27 апреля 2018 г. № 01/57049-ЮЛ об отмене письма №2536-ИП/12/ГС о коэффициентах к НР и СП

Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 11.07.2018 г.)

О порядке применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли в текущем уровне цен

Министерство регионального развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
ПИСЬМО
от 27 ноября 2012 года N 2536-ИП/12/ГС

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в связи с поступающими запросами о порядке применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли в текущем уровне цен сообщает.
При определении сметной стоимости строительства, реконструкции, ремонта и технического перевооружения объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, на основании нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, к нормативам накладных расходов в текущем уровне цен применяется понижающий коэффициент — 0,85, к нормативам сметной прибыли в текущем уровне цен — коэффициент 0,80. Указанные коэффициенты не распространяются на работы по строительству мостов, тоннелей, метрополитенов, атомных станций, объектов по обращению с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами.
Для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения, дополнительно к указанному понижающему коэффициенту к нормативам накладных расходов применяется коэффициент 0,94. При этом понижающий коэффициент в размере 0,7 к нормативам накладных расходов не применяется.
При применении коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли округление нормативов до целых чисел осуществляется после применения всех коэффициентов.
Сметная документация, прошедшая проверку достоверности до выхода настоящего письма, пересчету не подлежит.
Одновременно сообщается, что позиция Госстроя, приведенная в настоящем письме, имеет информационно-разъяснительный характер.

И.В.Пономарев

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

Как известно, Министерство юстиции РФ выпустило письмо № 01/57049-ЮЛ от 27.04.2018 о признании не подлежащим применению письма Министерства регионального развития РФ (в лице ФА по строительству и ЖКХ) № 2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012. В связи с этим у сметчиков возникает масса вопросов, как сейчас использовать положения этого документа, в частности – применение поправочных коэффициентов к нормативам накладных расходов (0,85) и сметной прибыли (0,8) в текущем уровне цен.
Попытаемся разъяснить сложившуюся ситуацию с учетом имеющихся на данный момент разъяснений из различных источников. По мнению Минюста, при выпуске этого письма была нарушена процедура и правила подготовки нормативных актов, и статус документа носит информационно-разъяснительный характер. Но об этом явно сказано и в тексте письма № 2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012. И, тем не менее, все положения письма применялись в соответствии с текстом – поправки 0,85 и 0,8 назначались, для упрощенцев к нормативам НР применялся коэффициент 0,94, нормативы накладных расходов и сметной прибыли после применения поправок округлялись до целого значения. Кроме того, письмо № 2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012 было помещено в федеральный реестр сметных нормативов. После выхода письма Минюста № 01/57049-ЮЛ от 27.04.2018 в федеральном реестре сметных нормативов появились изменения от 11.07.2018 г., где письмо № 2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012 признано с 27 апреля 2018 года не подлежащим применению.
Никакой другой информации в виде разъясняющих или распорядительных документов по этому поводу ни от Минстроя РФ, ни от ФАУ «Главное управление государственной экспертизы» на данный момент не имеется, за исключением ответа Минстроя на запрос частного лица. Прямого ответа на заданный вопрос по поводу применения или неприменения поправок в нем нет. И вообще в этом документе все поставлено с ног на голову. Например, утверждается (и правильно утверждается), что согласно Градостроительного Кодекса при определении сметной стоимости строительства или ремонта подлежат применению все нормативы, содержащиеся в федеральном реестре сметных нормативов. Но если мы внимательно посмотрим этот самый реестр, то увидим, что он буквально кишит именно письмами Минстроя, в том числе и с ежеквартальными индексами пересчета. То есть получается, что по логике Минюста (и по законодательству) и эти письма с индексами также не подлежат применению. А их применяют (в том числе и по требованию Главгосэкспертизы) и никто не признает их недействительными.
Такая неопределенность с использованием документов Минстроя не новость, практически всегда при выходе каких-либо изменений в порядок определения сметной стоимости со стороны Минстроя РФ возникает масса вопросов по поводу практического применения этих изменений. И рано или поздно Минстрой дает официальные разъяснения в виде документа, как правильно действовать в этих случаях. В нашем случае таких разъяснений нет.
Существуют различные мнения по этому поводу, в частности, мнение Союза инженеров – сметчиков. Нам кажется, что это наиболее взвешенное мнение – ПОКА НЕТ ОФИЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОТ МИНСТРОЯ РФ – РАБОТАЕМ ПО-СТАРОМУ (письмо № 2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012 применяем), дабы избежать негативных последствий при взаимодействии с экспертизой и контролирующими органами. Например, в Минстрое РФ уже имеются проекты новых методик по порядку определения величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, где будет определен более четкий порядок корректировки нормативов накладных расходов и сметной прибыли. Надеемся, что утверждение этих документов снимет все вопросы по данной теме.
Хотелось бы также добавить, что все неясности по вопросам применения или неприменения положений письма № 2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012 касаются только строительства и ремонта за счет бюджетных средств. При внебюджетном финансировании строительства объектов вопрос применения или неприменения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли рассматривается в рамках договорных отношений.
Наше мнение – это не руководство к действию, а информация к размышлению. Окончательные выводы в любом случае делать Вам на основе приведенных в данной новости фактов. Как только Минстрой выпустит какое-либо официальное разъяснение по поводу применения положений письма № 2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012, мы обязательно Вас оперативно уведомим и поможем перенастроить программное обеспечение, если в этом будет необходимость.