Аналитический учет счета 62

Счет 62 бухгалтерского учета

Актуально на: 10 декабря 2019 г.

Если говорить об учете расчетов с покупателями и заказчиками кратко, можно сказать, что в основе такого учета лежит счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Для более подробного освещения особенностей учета расчетов с покупателями и заказчиками необходимо обратиться к Инструкции по применению Плана счетов.

62 счет бухгалтерского учета обычно дебетуется на суммы предъявленных расчетных документов в корреспонденции с кредитом счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», а кредитуется на суммы полученной оплаты в дебет счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др.

Аналитический учет по счету 62 необходимо вести по каждому предъявленному покупателям счету, а при расчетах плановыми платежами — по каждому покупателю и заказчику. Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками должен быть организован так, чтобы была возможность получить данные о расчетах с такими контрагентами:

  • по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
  • по не оплаченным в срок расчетным документам;
  • по авансам полученным;
  • по векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
  • по векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;
  • по векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками зависит от особенностей и порядка расчетов с покупателями, от того наличный или безналичный расчет с покупателями производится. Как правило, такими документами являются накладные, акты, счета-фактуры, кассовые и товарные чеки. К примеру, правила расчета с покупателями за наличный расчет, обычно, требуют выдачи им лишь чеков ККТ, а при расчетах за поставленные товары организаций между собой составляются товарные накладные и, если операция облагается НДС, счета-фактуры.

В случае создания «сомнительных» резервов задолженность покупателей в балансе отражается за минусом созданного резерва (п. 35 ПБУ 4/99).

Однако ответить однозначно на вопрос, расчеты с покупателями и заказчиками – актив или пассив, нельзя. Ведь по расчетам с покупателями и заказчиками может образовываться как дебиторская задолженность (есть отгрузка, но нет оплаты), так и кредиторская задолженность (при получении авансов). В первом случае информация о расчетах с покупателями и заказчиками будет отражаться в активе баланса в составе дебиторской задолженности, а во втором – в пассиве как часть краткосрочных обязательств. Сказанное означает, что 62 счет бухгалтерского учета — это активно-пассивный счет.

В современных условиях совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками сводится преимущественно к повышению оперативности данных о расчетах с покупателями и ускорения обмена документами между контрагентами. Один из элементов развития системы расчетов с покупателями – внедрение электронного документооборота.

Расчеты с покупателями и заказчиками: проводки

По расчетам с покупателями основные проводки состоят в признании дохода от продажи товаров, работ или услуг и получении платежей в счет погашения дебиторской задолженности, а также авансовых поступлений.

Так, на суммы предъявленных расчетных документов в бухгалтерском учете продавца делаются бухгалтерские записи:

Дебет счета 62 — Кредит счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»

Использование счетов 90 и 91 зависит от того, является ли признаваемый доход доходом от обычных видов деятельности или прочим доходом.

В розничных продажах факт реализации может признаваться, минуя счет 62, когда делается проводка: Дебет счета 50 «Касса» — Кредит счета 90.

На суммы поступивших платежей (включая авансы) в учете формируются бухгалтерские записи:

Дебет счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др. – Кредит счета 62.

При этом на счете 62 ведется обособленный учет авансов, как правило, путем открытия дополнительного субсчета.

В учете расчетов с покупателями и заказчиками проводки не ограничиваются записями по отражению продаж и поступлению оплаты. Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками предполагает достоверное отражение информации о таких расчетах в бухгалтерской отчетности. Для этих целей задолженность покупателей и заказчиков анализируется на предмет ее сомнительности и необходимости создания резерва на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» за счет финансовых результатов (п. 70 Приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н):

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» — Кредит счета 63.

Счет учета 62 бухгалтерского учёта (расчёты с покупателями)

Целью любого бизнеса является получение прибыли, поэтому абсолютное большинство компаний либо продают товары, либо оказывают услуги. А это значит, что в бухгалтерии любой компании так или иначе используется счёт учёта расчётов с покупателями и заказчиками. В плане счетов он обозначается номером 62.

Данная статья предназначается для начинающих специалистов в области бухгалтерского учёта, а также начинающих пользователей программы 1С:Бухгалтерия 8.3, поскольку именно её чаще всего и используют на практике. Вся приведённая информация является общей и не зависит от используемой бухгалтерской программы, но примеры проводок, отчётов и другие иллюстрации показаны именно для бухгалтерии предприятия от фирмы 1С.

62 счёт бухгалтерского учета для чайников

Счёт 62 является активно-пассивным и состоит из девяти субсчетов, которые используются в зависимости от совершаемых операций. Все операции, конечно, относятся к действиям с покупателями. В составе есть как активные, так и пассивные субсчета.

Откройте программу 1С:Бухгалтерия и зайдите в план счетов. Если программы на компьютере нет, то посмотрите на скриншот, приведённый ниже.

Давайте посмотрим назначение основных субсчетов. Какие-то из них используются в проводках чаще, а какие-то практически никогда. Это зависит от специфики работы каждой конкретной компании.

  • 62.01 — Расчеты с покупателями и заказчиками.
    Субсчёт 62.01 один из самых нужных, поскольку все основные проводки используют именно его (а также следующий, см. ниже). Он активный, так как при оказании заказчику услуги или продаже покупателю товара у компании возникает дебиторская задолженность (товар поставили, услугу оказали, а значит клиент нам теперь должен). Расчёты ведутся в рублях.
  • 62.02 — Расчеты по авансам полученным.
    Здесь также учёт ведётся в рублях. Тип «пассивный», поскольку раз компания получила от покупателя аванс, то возникает кредиторская задолженноть.
  • 62.03 — Векселя полученные.
    Вспомните что такое вексель и Вам станет понятно, почему на субсчете 62.03 отображается дебиторская задолженность. Если Вы забыли, то напоминаем, что векселя являются долговыми бумагами и раз мы его получили, значит компания кому-то дала денег. Поэтому и относится к активам.
  • 62.21 — Расчеты с покупателями и заказчиками (в валюте).
    Аналог 62.01, но применяется для расчётов с покупателями в иностранной валюте.
  • 62.22 — Расчеты по авансам полученным (в валюте).
    Используется для учёта авансов в иностранной валюте, полученных от покупателей и заказчиков. Также является пассивным, как и прочие субсчета для учёта полученных авансов.
  • 62.31 — Расчеты с покупателями и заказчиками (в у.е.).
    Используется в тех случаях, когда стоимость товаров и услуг выражается в условных единицах, а оплата поступает в рублях. Является активным.
  • 62.32 — Расчеты по авансам полученным (в у.е.).
    Пассивный, так как используется для учёта авансов. Применяется в тех случаях, когда цены в условных единицах, а оплата в рублях.
  • 62.ОТ — Расчеты по авансам полученным (в у.е.) в счет отгрузки.
  • 62.Р — Расчеты с розничными покупателями.

Чаще всего расчёты по счёту 62 ведутся по субсчетам 62.01 и 62.02, прочие применяются редко. Для детализации применяются аналитические счёта, которые рассмотрены ниже.

Аналитический учет счета 62

Если посмотрите на приведённую выше картинку, то обратите внимание что почти везде задействованы все три субконто. Наиболее часто используемой аналитикой является учёт в разрезе:

  • Контрагент (то есть наши покупатели) — указывать обязательно, так как суммы, полученные от покупателей, а также задолженности покупателей и заказчиков нельзя сваливать с общую кучу.
  • Договор — указывать также обязательно, так как с одним покупателем может быть несколько договоров.
  • Документ расчёта с контрагентом — эта аналитика не является обязательной. Используется для дополнительной детализации аналитического учёта для счёта 62 и его субсчетов.

В программе 1С:Бухгалтерия остатки и обороты Вы можете посмотреть при помощи встроенного отчёта «Оборотно-сальдовая ведомость по счёту» (ОСВ). Чтобы посмотреть сальдо и обороты в разрезе и аналитических счётов тоже, настройте отчёт соответствующим образом.

Изучить ведение учёта в программе 1С:Бухгалтерия 8.3 Вы можете при помощи нашего видеокурса по данной программе, либо на онлайн курсах с преподавателей.

Ниже мы приводим пример ОСВ для 62 и его субсчетов с установленными настройками аналитики.

Также Вы можете применять стандартный отчёт «Анализ субконто». При этом на верхнем уровне отчёта будут аналитические счета. Пример показан на скриншоте ниже.

Какой из отчётов применять, смотрите по ситуации в зависимости от того, какой результат нужно получить. ОСВ более удобный.

Проводки по счёту 62

Примеры проводок Вы можете посмотреть на видео после статьи. Подробная информация по операциям с покупателями есть в уроках доступного на нашем сайте видеокурса по 1С:Бухгалтерии.