Аудиторские заключения

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О консолидированной финансовой отчетности

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 № 327-ФЗ,

от 29.12.2012 № 282-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ,

от 05.05.2014 № 111-ФЗ, от 04.11.2014 № 344-ФЗ,

от 03.07.2016 № 262-ФЗ, от 18.07.2017 № 164-ФЗ,

от 31.12.2017 № 481-ФЗ, от 25.12.2018 № 485-ФЗ,

от 27.12.2018 № 514-ФЗ, от 27.12.2018 № 567-ФЗ,

от 26.07.2019 № 247-ФЗ)

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования к составлению, представлению и раскрытию консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также — организация).

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

2. Для целей настоящего Федерального закона под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее — МСФО) определяется как группа.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 111-ФЗ)

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон распространяется:

1) на кредитные организации;

2) на страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);

3) на негосударственные пенсионные фонды;

4) на управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

5) на клиринговые организации;

6) на федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

7) на акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

8) на иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, за исключением специализированных обществ и ипотечных агентов.

(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 № 111-ФЗ, от 27.12.2018 № 514-ФЗ)

2. В случае если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в части 1 настоящей статьи, предусмотрены представление и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности, такая отчетность составляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

3 — 4. Утратили силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ.

5. Настоящий Федеральный закон применяется также при составлении, представлении и раскрытии финансовой отчетности организациями, которые не создают группу, указанную в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением банков с базовой лицензией). В наименовании такой финансовой отчетности слово «консолидированная» не используется.

6. Настоящий Федеральный закон не распространяется на организации бюджетной сферы.

(часть 6 введена Федеральным законом от 05.05.2014 № 111-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 № 247-ФЗ)

7. Настоящий Федеральный закон не применяется к консолидированной (сводной) бюджетной отчетности, консолидированной отчетности государственных (муниципальных) учреждений, формируемым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

(часть 7 введена Федеральным законом от 05.05.2014 № 111-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 № 247-ФЗ)

Статья 3. Составление консолидированной финансовой отчетности

1. Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО.

2. Консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской (финансовой) отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 111-ФЗ)

3. На территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Международных стандартов финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 111-ФЗ)

4. Отчетным периодом для годовой консолидированной финансовой отчетности (отчетным годом) является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

(часть 4 введена Федеральным законом от 18.07.2017 № 164-ФЗ)

5. Учредительными документами организаций, не являющихся организациями, указанными в пунктах 1 — 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и (или) головными организациями банковских холдингов, могут быть установлены иные даты начала и окончания отчетного года при условии, что его продолжительность равна продолжительности календарного года. Настоящее положение не применяется, если другими федеральными законами предусмотрено, что отчетным периодом для годовой консолидированной финансовой отчетности организации является календарный год и (или) консолидированная финансовая отчетность входит в состав годового отчета организации.

(часть 5 введена Федеральным законом от 18.07.2017 № 164-ФЗ)

6. Первым отчетным годом для годовой консолидированной финансовой отчетности организации является период с даты ее государственной регистрации по 31 декабря того же календарного года включительно. В случае, если учредительными документами организации установлена иная дата окончания отчетного года, первым отчетным годом для годовой консолидированной финансовой отчетности такой организации является период с даты ее государственной регистрации по дату окончания отчетного года, установленную учредительными документами организации, включительно. Организации, за исключением организаций, указанных в пунктах 1 — 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и организаций, являющихся головными организациями банковских холдингов, вправе не составлять консолидированную финансовую отчетность за первый отчетный год, если продолжительность периода с даты их государственной регистрации по дату окончания отчетного года включительно менее 90 дней.

(часть 6 введена Федеральным законом от 18.07.2017 № 164-ФЗ)

7. Отчетным периодом для промежуточной консолидированной финансовой отчетности является период с даты начала отчетного года по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная консолидированная финансовая отчетность, включительно. Первым отчетным периодом для промежуточной консолидированной финансовой отчетности является период с даты государственной регистрации организации по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная консолидированная финансовая отчетность, включительно.

(часть 7 введена Федеральным законом от 18.07.2017 № 164-ФЗ)

Статья 4. Представление консолидированной финансовой отчетности

1. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации. Указанная отчетность, за исключением отчетности организаций, указанных в пунктах 6 — 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено частью 7.1 настоящей статьи, также представляется в Центральный банк Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 № 111-ФЗ, от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

2. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами. Указанная отчетность, за исключением отчетности организаций, указанных в пунктах 6 — 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено частью 7.1 настоящей статьи, также представляется в Центральный банк Российской Федерации в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 № 111-ФЗ, от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

2.1. Федеральными законами могут быть установлены случаи представления годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности организациями, указанными в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, также в Центральный банк Российской Федерации.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

3. Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляются участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации в порядке, определяемом учредительными документами организации.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 111-ФЗ)

4. Утратил силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ.

5. Представление годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности организациями в Центральный банк Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

6. Консолидированная финансовая отчетность представляется пользователям, предусмотренным настоящей статьей, на русском языке с отражением ее показателей в валюте Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 № 344-ФЗ, от 25.12.2018 № 485-ФЗ)

7. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется в срок не позднее 120 дней после окончания отчетного года, за который составлена данная отчетность. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется в срок не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность. В случае, если последний день срока представления консолидированной финансовой отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, последним днем срока представления консолидированной финансовой отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 № 262-ФЗ, от 18.07.2017 № 164-ФЗ)

7.1. Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность организаций, указанных в пунктах 1 — 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющихся головными организациями банковских холдингов, представляется в Центральный банк Российской Федерации в сроки, установленные Центральным банком Российской Федерации.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

8. Консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации. Если федеральными законами установлены квалификационные требования к руководителю организации, консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации, а также иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации, в предусмотренных такими документами случаях.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

Статья 5. Аудит консолидированной финансовой отчетности

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

1. Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту.

2. Консолидированная финансовая отчетность за первое полугодие отчетного года, раскрытие которой предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, подлежит аудиту либо проводимой аудиторской организацией проверке, вид и порядок проведения которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

3. Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности либо иной документ, составляемый по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, представляется и раскрывается вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.

Статья 6. Надзор за представлением и раскрытием консолидированной финансовой отчетности

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

Надзор за представлением и раскрытием консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением организаций, указанных в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 № 111-ФЗ, от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

Статья 7. Раскрытие консолидированной финансовой отчетности

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

1. Организация раскрывает годовую консолидированную финансовую отчетность. Организации, указанные в пунктах 1 и 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, раскрывают также промежуточную консолидированную финансовую отчетность.

2. Консолидированная финансовая отчетность считается раскрытой, если она размещена в информационных системах общего пользования или опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

3. Организация размещает на собственном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о месте раскрытия консолидированной финансовой отчетности в случае размещения (опубликования) этой отчетности в ином, отличном от собственного сайта организации, месте.

4. При раскрытии консолидированной финансовой отчетности путем размещения в информационных системах общего пользования она должна быть доступна для заинтересованных в ней лиц вместе с аудиторским заключением о ней либо иным документом, составляемым по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, в течение трех лет с даты ее размещения.

5. Раскрытие консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней со дня истечения срока для ее представления в соответствии с частью 7 статьи 4 настоящего Федерального закона, если иной срок раскрытия консолидированной финансовой отчетности не установлен другими федеральными законами.

6. Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать сокращенные сроки раскрытия консолидированной финансовой отчетности организаций, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющихся головными организациями банковских холдингов. В случае, если последний день срока раскрытия консолидированной финансовой отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, последним днем срока раскрытия консолидированной финансовой отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

7. Сведения о раскрытии консолидированной финансовой отчетности с указанием состава раскрытой отчетности, способа, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, и даты ее раскрытия представляются организациями, указанными в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организациями, указанными в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющимися головными организациями банковских холдингов, в Центральный банк Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.

8. Консолидированная финансовая отчетность организации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения, определенные Правительством Российской Федерации, раскрывается в части, не содержащей указанных сведений. В случае, если в консолидированной финансовой отчетности часть информации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения, определенные Правительством Российской Федерации, не может быть выделена, такая отчетность не подлежит раскрытию.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 481-ФЗ)

Статья 8. Заключительные положения

1. Организации составляют, представляют и раскрывают консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

2. Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, обязаны представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 год.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2012 № 282-ФЗ, от 05.05.2014 № 111-ФЗ, от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

3. В случае, если к организованным торгам допущены только облигации организации путем их включения в котировальный список, такая организация обязана составлять, представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за 2014 год.

(часть 3 введена Федеральным законом от 05.05.2014 № 111-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

4. Организации, указанные в пунктах 3 — 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны составлять, представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за 2015 год, а организации, указанные в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором они включены в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации.

(часть 4 введена Федеральным законом от 05.05.2014 № 111-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 262-ФЗ)

Цель составления аудиторского заключения и основные принципы

Главная цель составления аудиторского заключения — это оформление мнения об уровне достоверности отчетности предприятия.

Определение 1

Аудиторское заключение — это документ, создаваемый для пользователей отчетности, содержащий выраженное мнение индивидуального аудитора (аудиторской организации) о достоверности отчетности (бухгалтерской или финансовой) аудируемого лица, а также заключение о соответствии ведения учета законодательным требованиям.

Определение 2

Под достоверностью отчетности понимается уровень точности, который позволяет пользователям отчетности предприятия делать выводы о эффективности хозяйственной деятельности, имущественном и финансовом положении аудируемых предприятий, а также принимать основанные на данных выводах решения.

Аудиторское заключение должно быть составлено в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.

Аудитор, составляющий по результатам проверки аудиторское заключение , несет полную ответственность за выражение мнения и его формулировку по достоверности отчетности организации. При этом важно заметить, что за представление и подготовку отчетности ответственность возлагается на руководство аудируемой организации.

Обычно выделят следующие виды аудита:

  • инициативный;
  • обязательный;
  • по аудиторским заданиям.

Для всех перечисленных видов аудита целесообразно применять единую форму составления аудиторского заключения. Важно заметить, что аудиторское заключение обязательно должно быть составлено на русском языке, стоимостные показатели — валюта Российской Федерации.

Заключение после проведения аудита передается руководству аудируемого предприятия в количестве экземпляров, которое было предусмотрено в договоре.

При составлении аудиторского заключения аудитору необходимо руководствуется в первую очередь федеральными стандартами. Конкретно по составлению заключения используется правило (стандарт) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности. Данное федеральное правило аудиторской деятельности устанавливает единые общие требования к содержанию и форме аудиторского заключения.

Замечание 1

К аудиторскому заключению обязательно следует прилагать финансовую отчетность, которая является объектом проверки и которая должна быть подписана, датирована, а также скреплена печатью аудируемого предприятия. Указанная отчетность и аудиторское заключение должны быть сшиты в единый пакет, листы прошнурованы, пронумерованы, опечатаны печатью аудитора.

Структура аудиторских заключений

Основные элементы аудиторского заключения:

  • наименование;
  • адресат;
  • основные сведения об аудируемом лице;
  • сведения об аудиторе;
  • вводная часть;
  • описание объема проведенного аудита;
  • объективное мнение аудитора;
  • дата составления заключения по результатам проверки;
  • подпись аудитора.

Типы аудиторских заключений

В соответствии с законодательством на сегодняшний день определены следующие типы аудиторских заключений: модифицированное и безоговорочно положительное.

Модифицированное аудиторское заключение обычно составляется в том случае, когда возникли факторы:

  • не оказывающие влияние на мнение аудитора, но представляемые в заключении с целью привлечения внимания пользователей аудита к определенной ситуации, сложившейся на аудируемом предприятии;
  • оказывающие влияние на аудиторское мнение, которые в свою очередь могут привести к составлению мнения с оговоркой, к отрицательному мнению или к отказу от выражения мнения.

Безоговорочно положительное аудиторское заключение составляется, когда аудитор пришел в результате проверки к мнению о том, что отчетность дает достоверное представление о состоянии финансов и результатах хозяйственной деятельности аудируемого предприятия в соответствии с принципами и методикой ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности.

Основной целью аудита бухгалтерии и финансовых документов является получение адекватного аудиторского заключения. Это акт, фиксирующий мнение аудитора о состоянии проверенной им документации. Он также содержит рекомендации по дальнейшей работе с бухгалтерией и отчетностью, которые помогут избежать повторения ошибок.

Все заключения по аудиту составляются по одной структуре и содержат:

  • Информацию о юр. лице, подлежащем аудиту;
  • Данные об аудиторской компании;
  • Состав отчетности;
  • Описание объема проведенной аудитором проверки;
  • Мнение аудитора об отчетности;
  • Дату и подпись.

Различные мнения аудитора

С информативной точки зрения наиболее важной частью аудиторского заключения является мнение аудитора. В нем аудитор высказывает свой взгляд на достоверность документации – соответствии ее нормам РБ. Именно исходя из типа мнения, содержащегося в заключении, различают и виды заключений. Аудитор может зафиксировать следующие виды мнений:

Мнение без оговорок – такое мнение оставляется, если аудитор уверен, что вся проанализированная им документация оставляет правдивое впечатление о финансовом положении компании, а также вся отчетность заполнена и оформлена в соответствии с текущими нормами и правилами Республики Беларусь.

Безусловно положительное мнение аудитора может не высказываться, если специалист считает, что существуют обстоятельства, которые влияют или могут повлиять в последующем на степень достоверности проверяемой документации:

  • Существует ограничение объема аудита, т.е. предоставленных для проверки материалов крайне мало;
  • Появились разногласия с руководством в отношении:
    • Учетной политики, которая была им подобрана;
    • Способов реализации подобранной политики;
    • Адекватности сведений, указанных в проверяемых отчетах.

Мнение с оговоркой появляется, если возникает одно из обстоятельств, мешающих выразить мнение без оговорок. Однако это обстоятельство не настолько серьезное, чтобы высказать отрицательное мнение об отчетности.

Отрицательное мнение аудитора высказывается при наличии одного из обстоятельств, мешающих высказать положительное мнение об отчетности. Обычно это значит, что информация в отчетности не достоверна.

Отказ от выражение аудиторского мнения в виду ограничения объема аудита появляется, если для проверки предоставлено слишком мало материала, т.е. ограничение объема документации слишком серьезны, ввиду чего специалист не может собрать достаточное количество аудиторских доказательств и выразить какое-либо аудиторское мнение.

Компания «ПрофАудитКонсалт» предоставляет различные аудиторские услуги в Минске. Специалисты проводят качественный аудит с выдачей аудиторского заключения по окончании проверки. Компания предлагает конкурентные цены на аудиторские консультации, которые зависят от объема работы и вида аудита.

Аудит с «ПрофАудитКонсалт» – качественная отчетность и справедливые рекомендации по оптимизации работы!

Также специалисты «ПрофАудитКонсалт» предлагают аутсорсинг бухгалтерских услуг в Минске. Звоните или заказывайте обратный звонок на нашем сайте!

Подготовлено:

Заказнова Анна, помощник аудитора Департамента аудита, МСФО и консалтинга

В связи с обновлением в 2018 году редакции Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» №996-XIV от 16.07.1999 г.. расширен перечень предприятий, которые обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность (далее — ФО) вместе с аудиторским заключением.

Учитывая, что большинство таких предприятий никогда не проходило обязательный аудит финансовой отчетности, у руководства и бухгалтеров возникает ряд вопросов, на которые мы попытаемся ответить.

Должны ли общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО), относящихся к категории крупных / средних проводить обязательный аудит финансовой отчетности за 2019?
Да. Крупные предприятия, которые не являются эмитентами ценных бумаг, средние предприятия должны обнародовать годовую финансовую отчетность (далее — ФО) вместе с отчетом аудитора, начиная с отчетности за 2019 год. Срок обнародования финансовой отчетности за 2019 для этих категорий — до 1 июня 2020 года.

По какой концептуальной основой должна состоять ФО предприятия: Положения (стандарты) бухгалтерского учета (далее — П (С) БУ) или Международные стандарты финансовой отчетности (далее — МСФО)?

В обязательном порядке составления ФО по МСФО определены для следующих предприятий:

  • предприятия, представляющим общественный интерес:
  • предприятия — эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к биржевым торгам,
  • банки,
  • страховщики,
  • негосударственные пенсионные фонды,
  • крупные предприятия,
  • другие финансовые учреждения (кроме других финансовых учреждений и негосударственных пенсионных фондов, относящихся к микропредприятий и малых предприятий);
  • публичные акционерные общества;
  • предприятия, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения;
  • предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется постановлением КМУ от 28.02.2000 г.. № 419:
  • предоставление финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения (раздел 64 КВЭД ДК 009: 2010);
  • негосударственное пенсионное обеспечение (группа 65.3 КВЭД ДК 009: 2010);
  • вспомогательная деятельность в сферах финансовых услуг и страхования (раздел 66 КВЭД ДК 009: 2010), за исключением вспомогательной деятельности в сфере страхования (группа 66.2 КВЭД ДК 009: 2010).
    Что касается других предприятий, то финансовая отчетность составляется ними по П (С) БУ за исключением предприятий, которые добровольно приняли решение о применении МСФО.

Какая разница между обязательным аудитом для публичных акционерных обществ (далее — ОАО), частных акционерных обществ (далее — ЗАО) и ООО?

Принципиальной разницы в самом процессе аудита, которая зависела от организационно-правовой формы (далее — ОПФ) общества нет. Существуют определенные требования по структуре отчета аудитора в зависимости от ОПФ и величины общества (большое или среднее) в соответствии с положениями Международных стандартов аудита, Закона Украины «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности» №2258-VIII от 21.12.2017 года, и соответствующих требований регулятора, которому предстоит отчитываться общество (НКЦБФР, Нацкомфинуслуг и другие).

Также срок проведения аудиторской проверки зависит от размера общества, объема и сложности его операций, наличия филиалов или обособленных подразделений, их месторасположение — чем больше предприятие — тем длиннее период проверки.

Нужно ли при выборе аудитора проводить официальный тендер, размещать информацию о нем на сайте и / или периодических изданиях?

В соответствии с Законом Украины «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности» №2258-VIII от 21.12.2017 года, долг по проведению конкурса по отбору аудитора (читай — тендер) возложена на предприятия, составляют общественной интерес.

Напомним, что предприятия, которые представляют общественный интерес, это:

  • предприятия — эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к биржевым торгам,
  • банки,
  • страховщики,
  • негосударственные пенсионные фонды,
  • крупные предприятия,
  • другие финансовые учреждения (кроме других финансовых учреждений и негосударственных пенсионных фондов, относящихся к микропредприятий и малых предприятий);

Порядок проведения такого конкурса, однозначные прозрачные и недискриминационные критерии отбора менее двух субъектов аудиторской деятельности, должны быть разработаны и опубликованы (ст.29 Закона №2258-VIII).

Также обязанность по проведению тендера имеют предприятия, которые обязаны соблюдать принципы осуществления публичных закупок в соответствии с Законом Украины «О публичных закупках» 922-VIII от 25.12.2015 г..

Порядок действий предприятия при назначении аудитора вы можете прочитать в нашей статье «Обязательный аудит и назначения аудитора. Порядок действий. Аудиторский комитет «.

Кто должен составлять годовую консолидированную финансовую отчетность?

Согласно ст.12 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» №996-XIV от 16.07.1999 г.. Консолидированную ФЗ составляют предприятия, контролируют другие предприятия (материнские компании).

В случае, если показатели такого предприятия вместе с показателями контролируемых предприятий на дату составления годовой финансовой отчетности соответствуют показателям малых или микро предприятий, консолидированную ФЗ можно не подавать.

Напомним, что малы предприятия, которые не соответствуют критериям микропредприятий и показатели которых на дату составления годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному, отвечают как минимум двум из следующих критериев:

балансовая стоимость активов — до 4 миллионов евро (примерно 120 млн. грн.);

чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — до 8000000 евро (примерно 240 млн. грн.);

среднее количество работников — до 50 человек.

Нужно обнародовать результаты обязательного аудита финансовой отчетности, и каким образом?

В соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» №996-XIV от 16.07.1999 г.. И Хозяйственного кодекса Украины, предприятия, которые обязаны проходить обязательный аудит, должны обнародовать годовую ФО и годовую консолидированную ФО вместе с аудиторским заключением на своей веб-странице (в полном объеме) и другим способом в случаях, определенных законодательством.

Сроки обнародования в соответствии с законодательством:

  • предприятия, представляющим общественный интерес (кроме крупных предприятий, которые не являются эмитентами ценных бумаг); ПАО; субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке и субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в добывающих отраслях — не позднее чем до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом.
  • крупные предприятия, которые не являются эмитентами ценных бумаг; средние предприятия и другие финансовые учреждения, относящихся к микропредприятий и малых предприятий — не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом.
  • государственные, коммунальные предприятия, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которого более 50% акций (долей) принадлежит государству или территориальной общине — не позднее чем до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Когда будет получен Отчет аудитора?

Сроки, в которые аудиторская фирма обязуется предоставить Отчет аудитора, определяются условиями договора на проведение аудита. Кроме этого, аудитор обязательно вам предоставит письменные сообщения о контроле, сообщит обо всех установленных искажениях, аккумулированные в ходе аудита и тому подобное.

Является ли обязательным присутствие аудитора при проведении инвентаризации?

Одной из аудиторских процедур в ходе аудита финансовой отчетности является присутствие аудитора при проведении инвентаризации. Это делается с целью получения надлежащих аудиторских доказательств существования и состояния активов, а также исследования других вопросов. В случае, когда аудитор не имеет возможности присутствовать при проведении инвентаризации, и нет возможности с помощью альтернативных процедур убедиться в существовании и состоянии активов, отчет аудитора может быть модифицирован.

Поэтому, если общество желает пройти обязательный аудит успешно, участие аудитора при проведении инвентаризации желательно.

Как проходит присутствие аудитора при проведении инвентаризации?

Прежде всего отметим, что аудитор не проводит инвентаризацию вместо инвентаризационной комиссии, а лишь наблюдает за процессом, и в результате полученных выводов корректирует стратегию своей дальнейшей проверки. Время проведения инвентаризации для целей аудита может быть совмещен с графиком проведения предприятием инвентаризации перед составлением годовой финансовой отчетности. В рамках проведения аудита инвентаризация проводится по выборочным позиции оборотных и необоротных активов.

Сроки присутствии аудитора при проведении инвентаризации могут быть разными, потому что они напрямую зависят от объема складских помещений предприятия, количества номенклатурных позиций, местоположение и удаленности объектов контроля, характера активов и тому подобное.

Когда лучше начинать работу по обязательному аудиту?

Во-первых, надо понимать, что заключению договора предшествуют процедуры принятия клиента, а после него — отдельный этап планирования, на который требуется определенное время.

Во-вторых определиться с аудитором целесообразно еще до окончания отчетного года хотя бы потому, что аудитору лучше присутствовать при проведении годовой инвентаризации в соответствии с планами предприятия.

И в-третьих, заметим, что стоимость аудита в «горячий» сезон в основном значительно возрастает.

Итак, считаем, что оптимальным периодом для заключения договора по обязательному аудиту финансовой отчетности является период октябрь-ноябрь отчетного года.

Поэтому, если Вашему предприятию необходим аудит годовой отдельной и \ или консолидированной финансовой отчетности, лучшим было бы определиться с аудитором уже сейчас, для того, чтобы:

  • выбрать лучших аудиторов,
  • своевременно запланировать все необходимые процедуры,
  • успеть подготовить годовую финансовую отчетность с учетом всех рекомендаций аудитора до наступления предельных сроков ее представления в контролирующие органы.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 3 декабря 2019 г.

Для того, чтобы получить квалифицированное независимое мнение о достоверности своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация может привлекать к проверке этой отчетности специализированную аудиторскую организацию или индивидуального аудитора. Но в некоторых случаях проведение годового аудита – обязанность, а не право организации. О том, какие для обязательного аудита критерии действуют в 2019 году, расскажем в нашей консультации.

Общие критерии проведения обязательного аудита 2018

Основные критерии и субъекты обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ. В общем случае организация обязана проводить годовой аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, если она удовлетворяет любому из условий, приведенных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Так, критерием обязательного аудита являются:

  • организация имеет организационно-правовую форму АО;
  • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 290-ФЗ), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за 2018 год превысил 400 миллионов рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2018 превышает 60 миллионов рублей;
  • организация представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Таким образом, например, организационно-правовая форма АО обязывает организацию проводить обязательный аудит независимо от соответствия иным критериям, а для обязательного аудита ООО критерием может быть, к примеру, объем выручки или сумма активов.

Иные случаи обязательного аудита, установленные федеральными законами

Помимо основных критериев обязательного аудита, перечисленных выше, существуют условия, при которых организация обязана проводить аудит в силу требований федеральных законов.

Так, напрмер, обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской отчетности:

Обязательный бухгалтерский аудит: куда сдавать аудиторское заключение?

Начиная с отчетности за 2019 год бухгалтерская отчетность представляется только в ИФНС (за некоторым исключением). Причем по общему правилу отчетность нужно будет сдавать в электронном виде (отчетность за 2019 год субъекты малого предпринимательства могут представить на бумаге). Организациям, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение нужно подавать либо вместе с бухгалтерской отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря (ч.5 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (в ред., действ. с 01.01.2020).