Безвозмездная передача имущества МУП

Содержание

…Вправе ли муниципальное предприятие передать недвижимое имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения, в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества, получив согласие собственника? Будет ли такая передача считаться приватизацией в свете ст.217 ГК РФ? Законна ли она? Имеется ли арбитражная практика по этому вопросу?

В ст.217 ГК РФ содержится норма, согласно которой имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Однако приватизация представляет собой особый порядок перехода имущества из публичной в частную собственность. В ст.217 ГК РФ речь о приватизации идет тогда, когда имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, передается его собственником (в данном случае муниципальным образованием в лице комитета по управлению муниципальным имуществом) в собственность граждан и юридических лиц. В этом случае правовой режим данной сделки определяется законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В то же время если передача муниципального имущества в частную собственность (в том числе и путем внесения в уставный капитал хозяйственного общества) осуществляется не муниципальным образованием, а субъектами гражданского оборота, созданными муниципальным образованием (унитарным предприятием), имеющими на это достаточные полномочия, то такая сделка должна совершаться в традиционном гражданско — правовом порядке. В противном случае любую сделку унитарного предприятия по отчуждению имущества, совершенную в рамках хозяйственной деятельности, следовало бы признать приватизацией.
Вышеизложенное прямо следует из смысла ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества». Согласно этой норме положения названного Закона не распространяются на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, сделка, совершенная муниципальным предприятием, по внесению закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества в уставный капитал организаций не является приватизацией.
Права муниципального унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, на закрепленное за ним недвижимое имущество определены в ст.ст.294 и 295 ГК РФ.
Согласно п.2 ст.295 ГК РФ такое предприятие может вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения, только с согласия собственника этого имущества.
На основании вышеизложенного можно сделать следующее заключение: муниципальное унитарное предприятие вправе передать недвижимое имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения, в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества при условии, что на это имеется согласие собственника.
Данный вывод соответствует существующей правоприменительной практике (п.8 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»; Постановление Президиума ВАС РФ от 02.02.1999 N 4841/98).
Необходимо обратить внимание на один очень важный момент. Дело в том, что в отличие от иных коммерческих организаций муниципальные предприятия наделены не общей, а целевой (специальной) правоспособностью (ст.49 ГК РФ). Поэтому действия унитарного предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом (в том числе и по внесению его в уставные капиталы организаций) должны быть обусловлены выполнением задач его уставной деятельности и целевым назначением предоставленного для выполнения этих задач имущества.
В противном случае сделка по передаче имущества в уставный капитал может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным ст.168 ГК РФ (недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам).
Согласно п.9 Постановления Пленума ВАС РФ N 8 в случае, когда действия предприятия по отчуждению имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения и непосредственно участвующего в производственном процессе, приводят к невозможности использования имущества собственника по целевому назначению, соответствующие сделки недействительны в соответствии со ст.168 ГК РФ даже в том случае, если они совершены с согласия собственника.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 10.10.2000 N 4642/00 и от 02.02.1999 N 4841/98.
Таким образом, передача недвижимого имущества в уставный капитал хозяйственного общества должна соответствовать:
— целям деятельности МУП (цели деятельности обозначены в уставе МУП, а также в решении собственника о его создании);
— целевому назначению этого имущества (если недвижимое имущество необходимо для использования в уставной деятельности МУП, то его отчуждение не допускается).
Подписано в печать М.Масленников
10.03.2002 «АКДИ «Экономика и жизнь», 2002, N 3

…Акционеры ЗАО обратились в суд с просьбой признать недействительной сделку, заключенную генеральным директором по поставке оборудования стоимостью 43% балансовой стоимости активов ЗАО без одобрения совета директоров. Как доказать правоту акционеров, если суд считает, что отсутствие решения об одобрении сделки не доказывает того, что оно не было принято? «
Бухгалтерские консультации «

<Письмо> ФАС России от 05.08.2013 N АГ/30312/13
«Об отчуждении имущества, принадлежащего государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 5 августа 2013 г. N АГ/30312/13

ОБ ОТЧУЖДЕНИИ

ИМУЩЕСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ

УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ

ИЛИ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон о государственных и муниципальных предприятиях) имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о государственных и муниципальных предприятиях государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества муниципального предприятия.

При приватизации государственного или муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Положения Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закона о приватизации) не распространяется на отчуждение государственными унитарными предприятиями (далее по тексту — ГУП) и муниципальными унитарными предприятиями (далее по тексту — МУП), закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении (пункт 9 части 2 статьи 3 Закона о приватизации).

Продажа Федерального имущества, закрепленного за федеральными ГУПами, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия». В порядке, установленном Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 сделки по продаже федерального недвижимого имущества осуществляются путем продажи федерального недвижимого имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

При этом в отношении имущества субъекта, закрепленного за ГУПами, и муниципального имущества, закрепленного за МУПами, законодательством не установлены обязательное проведение публичных торгов, а также процедура таких торгов.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке является государственной или муниципальной преференцией, которая может быть предоставлена исключительно в целях, предусмотренных статьей 19 Закона о защите конкуренции, и в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции.

При этом, согласно части 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции, государственной или муниципальной преференцией не является предоставление преимущества отдельному лицу, в том числе, по результатам торгов.

Таким образом, отчуждение государственного или муниципального имущества без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, и без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной преференции, а также возврата данного имущества.

Также статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, дача собственником имущества согласия (задания) на отчуждение государственным или муниципальным предприятием или учреждением государственного или муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, целевым образом без проведения торгов также является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, приватизация государственного или муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, должна осуществляться с использованием публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к данному ресурсу для хозяйствующих субъектов — торгов (конкурсов, аукционов).

Собственник имущества, осуществляя согласование продажи ГУПом или МУПом имущества без проведения торгов, нарушает статью 15 Закона о защите конкуренции.

<Письмо> ФАС России от 01.10.2014 N ИА/40312/14 «О направлении рекомендаций в части квалификации действий органов власти и органов местного самоуправления, давших согласие на отчуждение государственного или муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных и муниципальных унитарных предприятий»

ФАС России сообщает, что в ходе исследования вопроса правомерности согласования продажи имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее — Унитарные предприятия) без проведения торгов органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с поручением N АГ/30312/13 от 05.08.2013 во многих субъектах Российской Федерации были выявлены признаки нарушений антимонопольного законодательства, в связи с чем сообщаем следующее.

Может ли муниципальное унитарное предприятие принять в дар дорогостоящее имущество

Нет конечно. Не может этого сделать. Законодательство не допускает подобных безвозмездных сделок. У муниципалитета будет очень много вопросов к руководителю. И у прокуратуры тоже. Не имеет значения кому передает. Суть что передает дорогостоящее имущество безвозмездно.

Цитата: Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Статья 18. Распоряжение имуществом государственного или муниципального предприятия

1. Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

2. Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

3. Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

4. Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

5. Государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:

1) сдавать такой земельный участок в субаренду, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи, а также земельных участков (в том числе искусственных земельных участков, созданных в соответствии с Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») в границах территорий морских портов;

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2010 N 152-ФЗ, от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 18.07.2017 N 177-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем), за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2010 N 152-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) отдавать арендные права в залог;

4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

(п. 5 введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ)

6. Государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с согласия собственника имущества такого предприятия сдает указанный земельный участок или его часть в субаренду либо передает свои права и обязанности по договору аренды земельного участка или его части концессионеру в случае, если концессионным соглашением предусмотрено использование указанного земельного участка или его части в целях создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества или осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

(п. 6 введен Федеральным законом от 02.07.2010 N 152-ФЗ)

7. В случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, государственное или муниципальное предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента, предусмотренные концессионным соглашением.

(п. 7 введен Федеральным законом от 02.07.2010 N 152-ФЗ)

Энциклопедия решений. Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества

Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества

Поскольку правила главы 36 ГК РФ о договоре ссуды не предусматривают иного, в безвозмездное пользование может быть передано в том числе имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Передача в безвозмездное пользование является формой распоряжения имуществом. Поэтому, если имущество принадлежит учреждению или казенному предприятию на праве оперативного управления, оно может быть передано в безвозмездное пользования с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296, ст.ст. 297, 298 ГК РФ). Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе с согласия собственника передать в безвозмездное пользование недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. Движимым имуществом унитарное предприятие по общему правилу распоряжается самостоятельно (п. 2 ст. 295 ГК РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие правомочия собственника от имени соответственно Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, вправе предусмотреть порядок получения согласия на передачу имущества третьим лицам, в том числе в безвозмездное пользование (см., например, п.п. 3 — 5 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435).

Особенности порядка заключения договоров безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества установлены ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

В силу ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции по общему правилу заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Часть 3 той же статьи распространяет этот порядок на заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (далее — Порядок), и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, установлены приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 N 67. Критерием определения победителя торгов может быть в том числе размер платежа за право заключения договора безвозмездного пользования (пп. 4 п. 31, пп. 4 п. 105 Порядка, п. 14 письма ФАС России от 26.02.2009 N ИА/4770).

Вместе с тем ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции содержит перечень исключений, когда государственное и муниципальное имущество может быть передано в пользование без торгов.

Внимание

Указанный в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ, законодательством о недрах и о концессионных соглашениях, а также законодательством о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (ч. 2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Передача государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, может осуществляться без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом (п. 9 Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 02.06.2010).

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливает требования к порядку заключения договора безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, но не к его содержанию. Условия такого договора определяются по усмотрению его сторон (с учетом правил главы 36 ГК РФ), кроме случаев, когда содержание того или условия предписано законодательством (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ). На практике органы, осуществляющие правомочия собственника государственного или муниципального имущества, нередко предписывают включать в договоры безвозмездного пользования те или иные условия (например, о порядке осуществления контроля за использованием имущества ссудополучателем, об обязанности ссудополучателя нести эксплуатационные расходы в связи с пользованием имуществом и т.д.), обуславливая согласование сделки выполнением этого требования (см., например, п. 10 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435, п. 3 письма ФАНО России от 09.07.2014 N 007-АС-10/58).

Безвозмездная передача имущества между юридическими лицами

Можно дарить что-либо друг другу от чистого сердца, не ожидая ничего взамен. А можно таким способом попытаться добиться для себя каких-то финансовых выгод, например, уменьшить сумму налога. Физические лица могут передавать друг другу любое имущество, не обременяя себя дополнительным оформлением, если они того не желают. А вот организации должны придерживаться законодательно регламентированной процедуры.

В безвозмездной передаче имущества между юрлицами есть много нюансов, которые предприниматель обязан соблюдать, чтобы остаться в рамках закона. Рассмотрим, какие способы передачи имущества можно отнести к безвозмездным, как осуществляется такая передача и как правильно ее оформлять, а также проясним налоговые тонкости, касающиеся этой процедуры.

Безвозмездная передача или дарение

Организация, осуществляя свою деятельность, может принимать от других организаций или передавать им принадлежащее фирме имущество, при этом не ожидая никаких ответных шагов взамен, то есть безвозмездно. Это прямо дозволяется ст. 572 гражданского Кодекса РФ.

После того, как имущество было подарено, организация, получившая его, никаким образом не принимает на себя следующие обязательства.

  1. Та или иная форма оплаты полученного имущества.
  2. Встречное оказание услуг, выполнение работ, ответный имущественный бартер.

Подарком, в отличие от безвозмездной передачи, называется предоставление имущества или денег на сумму, не превышающую 3 тыс. руб. и не требующую документального оформления.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С точки зрение Налогового Кодекса, передача, пусть даже и безвозмездная – это переход права собственности на имущество от одного юрлица к другому, то есть та же реализация.

Что можно передавать в дар

Объекты для безвозмездной передачи могут представлять собой:

  • ценные бумаги;
  • нематериальные активы организации;
  • товары;
  • готовая продукция;
  • материалы, сырье;
  • оборудование, инструменты;
  • объекты недвижимости или право пользоваться ими;
  • транспортные средства;
  • деньги в наличной или безналичной форме, а также погашение финансовых обязательств одариваемого.

ВАЖНО! Если вступление во владение передаваемым имуществом предусматривает регистрацию, например, речь идет об авто или недвижимости, то одариваемая сторона должна зарегистрировать это имущество за собой, и лишь тогда наступит смена собственника.

Какое имущество дарить нельзя

Некоторые категории имущества не могут быть подарены, поскольку имеют ограниченное гражданское обращение или вовсе изъяты из него. К таким предметам владения относятся:

  • некоторые виды оружия;
  • боевая техника и военное оборудование;
  • ядовитые вещества;
  • музейные и раритетные вещи;
  • природные ресурсы.

Лимиты на подарки и безвозмездную передачу

Нельзя безвозмездно передавать имущество на неограниченную сумму, так же, как и неправомерны дорогие подарки между деловыми партнерами. Закон разрешает презенты не дороже 3 тыс. руб., все остальное, передаваемое в дар, необходимо оформлять соответствующим договором и проводить по бухгалтерии.

Лимиты снимаются в некоторых оговоренных законом ситуациях:

  • имущество передается бюджетной или общественной структуре;
  • одаривают религиозную организацию;
  • активы получает некоммерческая структура, благотворительный фонд и др.

К СВЕДЕНИЮ! Организация также вправе сделать подарок физлицу, но только в том случае, если оно не состоит на государственной должности, не работает в банке или в социальных структурах (медицинских, образовательных ит.п.).

Что касается получения чего-либо в дар, то организация может быть одаренной, даже и на большую сумму:

  • физическим лицом;
  • государственной структурой;
  • муниципальной организацией.

Бухгалтерский учет безвозмездной передачи

Бухгалтерия как дающей так и принимающей стороны обязана выполнить предписанную законом регистрацию подаренных активов.

Проводки компании-дарителя

С точки зрения бухучета, компания, отдав часть своего имущества в дар, уменьшила тем самым свои активы. С выбытием какой-то доли основных средств теоретически снижается экономическая эффективность. Поэтому такую операцию проводят по расходным статьям (п. 2 ПБУ №10/99).

ВАЖНО! Стоимость дара и траты на его безвозмездную передачу не приравниваются к расходам по налогу на прибыль (ст. 270 НК РФ).

Бухучет принимающей стороны

Компания, принявшая имущество в дар, тем самым увеличила свои активы. Стоимость полученного таким образом дохода должна быть отражена в основных показателях с учетом начисления амортизации (п. 47 Методических рекомендаций).

Чтобы правильно определить стоимость дареных активов, нужно взять ее рыночный эквивалент, актуальный на дату постановки средств на бухгалтерский учет (п. 10 Правил бухучета № 6/01), плюс дополнительные затраты, связанные с введением в собственность, если компания их понесла (например, на транспортировку, регистрацию и т.п.)

С точки зрения проводок, учет будет выглядеть так:

  • дебет 08, счет 98 «Безвозмездные поступления» – заносится сумма стоимости активов;
  • дебет 08, счет 60 «Сопутствующие расходы» – заносится траты, связанные с передачей активов.

Оформление по договору

Передачу имущества между юрлицами нужно регистрировать договорным путем. Закон предусматривает для этого две формы составления такого документа.

  1. Договор дарения. Заключается, если предоставление имущества не требует никаких ответных обязательств. Одариваемая компания, таким образом, получает доход в размере стоимости полученного ею безвозмездно имущества, если бы оно было реализовано. Даритель при этом осуществляет расход.
  2. Касательно налогообложения, такой договор предусматривает получение дарителем прибыли, что подразумевает налог. Величина налоговой базы рассчитывается по рыночной цене, но не должна быть меньше, чем остаточная стоимость, значащейся в бухгалтерии дарителя.

    Завершается сделка оформлением акта приема-передачи.

  3. Договор безвозмездного пользования (ссуды). Согласно такой форме передачи, активы передаются безоплатно, но с условием их возврата в том же виде, естественно, с учетом предусматриваемой амортизации. При этом оговаривать срок передачи в договоре не обязательно, он может считаться действующим вплоть до ликвидации организации либо пожизненно. Формально одариваемая сторона не вступает в собственность на переданное имущество, но фактически может использовать его, как свое собственное.

Документы, необходимые для оформления

Собираясь к нотариусу для заключения одного из этих видов договоров, представителям организаций нужно подготовить такие документы:

  • заявление дарителя (юрист подскажет, как его правильно составить);
  • регистрационные документы обеих компаний;
  • бумаги, подтверждающие полномочия лиц заключать договоры от имени компании;
  • удостоверения личности полномочных представителей;
  • правоустанавливающие документы на даримое имущество.

ВНИМАНИЕ! Уточните список документов, которые понадобятся в вашем конкретном случае: перечень у разных нотариусов может отличаться, а для некоторых категорий презентов иногда нужны особые бумаги.

Как происходит сделка

Пусть даже при передаче тех или иных активов не фигурирует плата, данная операция юридически является сделкой. Ее регистрация происходит в присутствии нотариуса по следующей процедуре.

  1. Процесс согласования передачи части собственности между компаниями (их представителями).
  2. Компания-даритель документально гарантирует право собственности на активы, переходящие другому юрлицу.
  3. Составление заявления от компании, передающей дар, в котором декларируется это намерение.
  4. Составление договора о дарении или безвозмездной передаче (ссуде).
  5. Заверение договора у нотариуса в присутствии представителей обоих юрлиц.
  6. Государственная регистрация договора в местном Управлении федеральной регистрационной службы.

А что с налогами?

Поскольку дар является прибылью, то в некоторых случаях он облагается соответствующим налогом. Разница зависит не только от суммы переданного актива, но и от налоговой системы, которой придерживается одариваемое юрлицо. На общей системе юрлицо-даритель уплачивает НДС (презент проводится как реализация), а получатель платит налог на внереализационные доходы (ст.250 НК РФ).

НДС не платится, если:

  • активы получены по международным договорам Российской Федерации;
  • переданные средства предназначены для безопасности атомных станций;
  • имущество подарено учредителем-владельцем 50% и более уставного капитала;
  • одаривают некоммерческое образовательное учреждение;
  • средства переданы на благотворительность;
  • дарятся деньги в любых формах.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Некоторые случаи дарения предусматривают льготное начисление НДС.