Билетное хозяйство

Одним из направлений осуществления уставной деятельности уч­реждений культуры и искусства в Российской Федерации является про­ведение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищ­но-развлекательных мероприятий, аттракционов в парках культуры и отдыха, зоопарках, а также экскурсий.

Эти виды деятельности учреждений культуры и искусства соци­ально значимы, считаются некоммерческими как не направленными на систематическое извлечение прибыли и называются услугами, посколь­ку представляют собой деятельность учреждения, не имеющую матери­ального результата.

Нормы закона о билетном хозяйстве

Но учреждения культуры и искусства вправе осуществить и приносящую доходы деятельность, в частности оказывать услуги по распространению и реализации входных билетов и абонементов на по­сещение культурных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок.

Формы бланков строгой отчетности «Билет», «Абонемент» ут­верждены приказом Министерства финансов от 25.02.00 №20н, яв­ляющимся нормативным актом, имеющим юридическую силу на тер­ритории РФ. Указанный приказ вступил в силу с 1 апреля 2000 года. Срок действия указанного нормативного акта может быть ограничен или прекращен только в связи с выходом соответствующего приказа

Минфина России. В соответствии с изложенным применение бланков строгой отчетности, утвержденных вышеназванным приказом, являет­ся правомочным до их переутверждения.

Налоговый кодекс Российской Федерации (глава 21, статья 149, часть 2, пункт 20 «Налог на добавленную стоимость») устанавливает, что реализация данных видов услуг не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения), если одновременно соблюдают­ся следующие три условия:

  • во-первых, реализуются и (или) распространяются входные би­леты, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;

  • во-вторых, реализация и (или) распространение происходит на территории Российской Федерации;

  • в-третьих, реализацию и (или) распространение осуществляет учреждение культуры и искусства.

Налоговый кодекс Российской Федерации (абзац пятый пункта 20 части, 2 статьи, 149 главы 21 НК РФ) относит, независимо от орга­низационно-правовой формы, к учреждениям культуры и искусства следующие организации: театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключе­нием туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Поскольку иное не установлено действующим законодательством, то, основываясь на требованиях абзаца первого пункта 1 статьи 49, абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 52 Гражданского ко­декса Российской Федерации, средством, позволяющим определить принадлежность организации к учреждениям культуры и искусства, являются ее учредительные документы, в которых должны быть указаны в том числе предмет и цели ее деятельности.

Практика хозяйствования свидетельствует о необходимости так­же подтверждения такой принадлежности через присвоение организа­ции соответствующего кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенного с 1 января 2003 г. на основании постановления Госстандарта России от 06.11.01 № 454-ст. В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается со­ответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, резуль­татов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмот­ренных настоящим Кодексом, передача права собственности на това­ры, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.

Таким образом, реализацией входных билетов признается со­ответственно передача на возмездной основе права собственности на указанные билеты, как товары, другим лицам, в том числе дру­гим учреждениям культуры и искусства. Распространением вход­ных билетов признается деятельность, направленная на их массовую реализацию. Учреждения культуры и искусства вправе осуществ­лять услуги по реализации и распространению входных билетов на посещение культурного мероприятия, как за наличный, так и безна­личный расчет.

Федеральный закон от 22.05.03 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (абзац первый, пункт 2, статья 2) организации и индивидуальные предприниматели в со­ответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Феде­рации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения кон­трольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Реквизиты билетов

В соответствии с письмом Минфина России от 23.08.01 № 16-00-24/70, документы строгой отчетно­сти должны содержать наряду с показателями, харак­теризующими специфику оформляемых операций, следующие обяза­тельные реквизиты:

  • гриф утверждения, наименование формы документа;

  • шестизначный номер;

  • серия;

  • код формы по Общероссийскому классификатору управленче­ской документации (ОКУД);

  • дата осуществления расчета;

  • наименование и код организации по Общероссийскому класси­фикатору предприятий и организаций (ОКПО);

  • код ИНН;

  • вид оказываемых работ (услуг);

  • единицы измерения оказанных услуг (в натуральном и денеж­ном выражении);

— наименование должности лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления с личной под­писью.

Форматы утвержденных документов строгой отчетности являют­ся рекомендательными и могут изменяться. Художественное оформле­ние и техническое редактирование документов строгой отчетности оп­ределяются организацией самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Начинающему менеджеру следует обращать внимание на то, что бланки строгой отчетности при­равнены к кассовым чекам (абзац второй пункт 2 статья 2 Федерально­го закона от 22.05.03 № 54-ФЗ). Это означает, что корешки реализо­ванных (распространенных) входных билетов на посещение культур­ного мероприятия должны оставаться у того лица, которое реализовало (распространило) соответствующие бланки строгой отчетности насе­лению за наличный расчет.

В случае, если учреждение культуры и искусства для массовой реализации входных билетов на посещение культурного мероприятия сотрудничает с распространителем, рекомендуется вести раздельный учет билетов-бланков строгой отчетности, реализованных за налич­ный расчет учреждением культуры самостоятельно через свою кассу, и билетов, переданных за безналичный расчет другой организации для распространения.

Изготовление и распространение билетов

Учреждение культуры и искусства может само изготавливать или заказывать изготовление билетов. Также является правомерным предоставлять по договору распространителям право заказы­вать изготовление билетов для учреждения культуры и искусства, при этом в договоре целесообразно указывать, что билеты-бланки строгой отчетно­сти с момента их изготовления являются собственностью заказчика и счи­таются переданными для распространения.

Билеты (абонементы) печатаются типографским способом с обо­значением серии и порядкового номера или изготавливаются самостоя­тельно с помощью технических средств (персональных компьютеров и офисной техники). Они должны быть пронумерованы с помощью нуме­ратора и специальной программы автонумерации, исключающей возмож­ность повтора в использовании номера.

В силу сложившейся практики, во многих театрах, клубных учреж­дениях, концертных организациях и т.д., при изготовлении билетов, вхо­дящих в билетные книжки, заготавливаемые на определенную дату и конкретное мероприятие, порядковый номер и серия присваиваются би­летной книжке. Все бланки билетов, входящие в эту книжку, имеют об­щий порядковый номер и серию, которые соответствуют билетной книжке. Законность применения такого порядка подтверждена письмом Мин­фина России от 28.01.03 года. В нем указывается, что использование бланков билетов, имеющих общий порядковый номер и серию, которые соответствуют номеру и серии билетной книжки, изготовленной на опре­деленную дату, на определенное театрально-зрелищное мероприятие, правомерно, так как в пределах одной билетной книжки, являющейся до­кументом строгой отчетности, реализация билетов с повторяющимся обо­значением ряда и места в зрительном зале исключена.

Категорически запрещается расшивать билетные книжки и выры­вать из них страницы. В случае порчи должен быть составлен акт о при­чинах порчи с указанием виновного лица. Книжки погашаются специаль­ным штампом, сохраняются до уничтожения в установленном порядке и предъявляются при проверках.

Вырезка билетов для передачи их на реализацию кассам и не­штатным уполномоченным по реализации билетов производится без расшивки билетных книжек, с оставлением в книжках корешков. По­лучение комплектов билетов, абонементов со склада для заготовок к продаже производится штатным работником организации, уполномо­ченным на это приказом руководителя.

Выдача комплектов билетов, абонементов со склада оформляет­ся требованием, подписанным руководителем организации или его за­местителем и главным бухгалтером, и производится под расписку на этом требовании лица, получающего билеты, абонементы. Данное тре­бование выписывается в двух экземплярах, один экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, получившего билеты, абоне­менты. (См. образец).

Образец бланка

Требование № …

отпустите из кладовой комнаты комплекты билетов (абонементы) для заготовки и регистрации гр. ________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

на спектакли, представления, концерты в ____декаде 200 г.

вид билетов(абонементов)

Единицы измерения

Цифрами

Прописью

1. Количество полных комплектов

штук

2. Серии комплектов

серии

3. Количество билетных книжек №

штук

4. Количество билетов в книжках всего и их номера

штук

5. Стоимость изготовления билетов (абонементов)

руб коп.

Директор организации ________________________________________ (подпись)

Главный (старший) бухгалтер __________________________________(подпись)

Указанные в требовании

билеты (абонементы) выдал ____________________________________(подпись)

Получил _____________________________________(подпись)

» _____ «________________ 200 г.

При заготовке билетов к продаже на спектакли, концерты, пред­ставления, проводимые на стационаре, а также гастрольные спектакли, проводимые на других концертных и театральных площадках, где со­храняется порядок реализации билетов с типографским обозначением места, ряда, на билетах специальным штампом проставляется дата проведения спектакля, его название и цена.

При заготовке билетов для выездных и гастрольных концертов и спектаклей билетные книжки, после регистрации в бухгалтерии, вы­даются кассирам или уполномоченным без проставления на них даты, ряда, места, названия спектакля, времени его начала и цены. Эти обо­значения проставляются кассиром (уполномоченным) в момент подго­товки к реализации билетов. Заготовленные к продаже билеты, абоне­менты проверяются бухгалтерией организации и записываются в осо­бый регистрационный журнал.

ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ БИЛЕТОВ

(наименование организации)

Регистрационный номер комплекта

Серии и номера билетов

Номера билетных книжек

Дата спектакля (концерта, представления)

Вечерний, дневной, целевой

Название спектакля (вид концерта)

Стоимость комплекта билетов

Куда (кому) передан комплект

Расписка в получении комплекта

Примечание

Число билетов

Сумма по номиналу

При этом на титульном листе каждого билетного комплекта (книжки) проставляется регистрационный номер, дата регистрации и подпись работника бухгалтерии, проверившего и зарегистрировавшего комплект (книжку). Заготовленные к продаже билеты сдаются под расписку в регистрационном журнале лицу, ответственному за реали­зацию билетов. Лицо, ответственное за реализацию билетов, абоне­ментов, выдает зарегистрированные билеты, абонементы по наклад­ным кассиру билетной кассы, нештатным уполномоченным, билетным кассам для регистрации.

Накладная выписывается в двух экземплярах — один выдается вместе с билетами получателю, второй передается в бухгалтерию ор­ганизации по реестру.

Заготовленные к продаже билеты, абонементы проверяются бухгал­терией и записываются в особый регистрационный журнал. На титульном листе каждого билетного комплекта (книжки) проставляются регистрационный номер, дата регистрации и подпись работника бухгалтерии, прове­рившего и зарегистрировавшего комплект (книжку).

В случае если учреждение культуры и искусства передает билеты распространителю, то оно вправе потребовать от последнего отчета о реа­лизованных и нереализованных билетах, возврата нереализованных би­летов, перечисления в свою пользу денежных средств за реализованные распространителем билеты.

В случае если учреждение культуры и искусства сотрудничает с рас­пространителем, использующим автоматизированные информационные сис­темы продажи входных билетов, то в договор с указанной организацией целесообразно включать условие о том, что билет, изготавливаемый рас­пространителем для учреждения культуры и искусства, считается передан­ным распространителю с момента передачи ему в электронной форме сведе­ний об этом билете.

Событием передачи таких сведений считается момент изготовления распространителем билета-бланка строгой отчетности с их использованием. В этом случае корешки билетов-бланков строгой отчетности остаются у рас­пространителя, осуществившего распространение населению входных биле­тов за наличный расчет.

Списание билетов

Билеты из хранящегося в учреждении культуры и искусства комплекта, содержащие те же сведения, что и билеты, реализованные распространителем через автоматизированную информационную систему их продажи, должны погашаться учреждением культуры и искусства в порядке, установленном приказом руководителя.

Не реализованные на конкретную дату билеты, включенные в соот­ветствующую билетную книжку, согласно Методическим указанием Минкультуры России от 13.04.00 года № 01-67/16-21, согласованным с Минфи­ном России, должны погашаться, списываться и уничтожаться в соответст­вии с установленным для бланков строгой отчетности порядком в сроки, утвержденные приказом руководителя организации. Выданные для про­дажи, но нереализованные билеты должны возвращаться кассой и не­штатными уполномоченными по распространению билетов лицу, от которого получены билеты, в установленное руководством организа­ции время, но не позднее чем за 2 часа до начала спектакля, концерта, представления, для продажи этих билетов через кассу организации.

Не возвращенные своевременно билеты считаются проданными, и касса или нештатный уполномоченный оплачивают их номинальную стоимость, возврат билетов оформляется накладной.

Выданные для реализации и непроданные абонементы должны возвращаться лицу, выдавшему их, в установленный руководством ор­ганизации срок, но не позднее чем за день до проведения первого объявленного по данному абонементу концерта. Нештатные уполномо­ченные по реализации билетов, абонементов и билетные кассиры орга­низации обязаны в срок, установленный приказом руководителя орга­низации, сдать в кассу организации или перечислить на его расчетный счет вырученные деньги за реализованные билеты и представить отчет по проведенным операциям по продаже билетов, абонементов.

В отчете по проведенным операциям должны отражаться все обороты по полученным для реализации, проданным и возвращенным билетам. Остаток непроданных билетов, абонементов, показанный в отчете, должен соответствовать данным накладных по возврату биле­тов, абонементов.

Сводный отчет о продаже билетов по каждому спектаклю, кон­церту, представлению должен составляться кассой организации на ос­новании данных о регистрации билетов, абонементов, накладных на их отпуск для реализации, накладных на возврат непроданных билетов.

Разница по итогам между графами «к продаже» и «остались не­проданными» должна соответствовать итогу по графе «продано».

Списание изъятых из обращения билетов (абонементов) производится на основании составленного комиссией акта, утвержденного руководителем организации (учреждения). При этом к данному акту прилагаются докумен­ты (акты) об их уничтожении.

Следует обратить внимание на то, что корешки нереализованных би­летов не уничтожаются, а хранятся в течение пяти лет. Сводный отчет о продаже билетов, абонементов должен поступать в бухгалтерию орга­низации для проверки и обработки не позднее следующего дня после спектакля, концерта, представления при проведении на стационаре.

К этому отчету должны быть приложены корешки билетов ис­пользованного комплекта в сброшюрованном виде и все оставшиеся непроданными билеты, погашенные специальным штампом с описью. Погашение билетов производится кассиром при составлении сводного отчета.

Ответственность за хранение билетов и абонементов, в соответствии с действующим законодательством, несет ответственность руководитель уч­реждения культуры или другие работники, по письменному указанию руко­водителя.

Указанные советы и рекомендации о порядке учета, хранения и унич­тожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями, из­ложены по материалам Письма Министерства культуры и массовых ком­муникаций РФ от 17.03.05 № 7-01-16/08, носят рекомендательный харак­тер и не противоречат действующему законодательству Российской Феде­рации.

Контрольные вопросы и задания

  1. Почему услуги культуры не считаются коммерческим видом деятельно­сти?

  2. Нормы закона о билетном хозяйстве.

  3. Как квалифицируется законом право реализации входных билетов?

  4. Требования к реквизиту билетов.

  5. Кто имеет право изготовлять и реализовывать билеты?

  6. Порядок изготовления и распространения билетов.

  7. Хранение, списание и уничтожение билетов.

Из статьи вы узнаете о Положении по ведению билетного хозяйства, порядке отпуска билетов, условиях хранения и контроле ведения билетного хозяйства, а также ознакомитесь со списком документов первичного учета.

Должностная инструкция заведующего билетными кассамискачать / открыть >>

Уставная деятельность учреждения культуры включает проведение мероприятий культурно-развлекательного, театрального-зрелищного, просветительского и другого характера.

Все они, как правило, осуществляются на платной основе. Чтобы их посетить, зритель должен приобрести входной билет.

Совокупность культурных мероприятий и обязательств по изготовлению и реализации билетов называют таким понятием, как билетное хозяйство.

Главное в статье

  • Положение по ведению билетного хозяйства
  • Порядок отпуска билетов
  • Список документов первичного учета

Положение по ведению билетного хозяйства

Организация и функционирование этого хозяйства требует решения бухгалтерским отделом организационно-правовых вопросов, а также вопросов, связанных с бухучетом и налогообложением.

Каждое учреждение культуры имеет Положение о ведении билетного хозяйства. Данный документ разрабатывается в соответствии с Гражданским, Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации.

Также при его разработке используются другие нормативно-правовые документы, которые регулируют правовые отношения в вопросах распространения билетов и правила посещения мероприятий.

✔ Образец билета для театрально-концертных, культурно-просветительных организаций, скачайте в Системе Культура

В Положении акцентируется внимание на том, что входной билет на культурное мероприятие оформляется на бланке строгой отчетности, который приравнивается к кассовому чеку.

Форма и реквизиты этого бланка утверждены Приказом Минкультуры РФ №257 от 17.12.2008 года. Их обязательно прописывают в Положении или Инструкции по ведению билетного хозяйства в учреждениях культуры РФ.

Согласно нормативно-правовым документам для формирования билетов может использоваться Автоматизированная система, обеспечивающая их реализацию при помощи автоматизированных распространителей.

Автоматизированные распространители должны выполнять определенные требования:

  • обеспечивать защиту всех бланков строгой отчетности от несанкционированного доступа, а также идентифицировать, фиксировать и сохранять в течение пяти лет все операции, которые с ними проводятся;
  • сохранять серию и уникальный номер бланка.

В Положении по ведению билетного хозяйства указываются все обязательные и дополнительные реквизиты билета, его правовой статус, социальные программы по распространению и прочее.

Особое внимание уделяется приемке и хранению билетов, а также отчетности за их получение и использование.

Например, в обязанности кассира учреждения культуры, который получил билеты для реализации, входит:

  • ежедневная сдача в кассу бухгалтерии денежных средств, полученных от реализации билетов;
  • предоставление на проверку в бухгалтерию корешков от проданных билетов и забракованные бланки. При этом прилагается объяснительная записка с указанием причины, по которой билет был забракован;
  • возврат бланков в случае переноса, отмены или замены события.

Порядок отпуска билетов

Существует определенный порядок отпуска входных билетов на то или иное культурное мероприятие. Учреждения культуры, централизованные бухгалтерии или районные отделы культуры получают билеты на основании доверенности, подписанной руководителем или главным бухгалтером.

Процедура отпуска билетов оформляется выпиской расходного ордера, на которой также стоит подпись руководителя и главного бухгалтера управления культуры.

Если бланки выдаются кассирам, которые непосредственно занимаются их реализацией, то расходно-приходный ордер может подписываться только старшим кассиром.

Но стоит запомнить, что это возможно только в том случае, если издан соответствующий приказ.

Как запустить продажу билетов на собственном сайте, порядок в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Получив на складе билеты в отдельных рулонах или книжках, ответственное лицо перед распаковыванием должно выполнить такие действия:

  • сделать по пачке один-два продольных разреза длиной 2-3 сантиметра;
  • сверить соответствие книжек или рулонов в пачке количеству, которое указано на ярлыке;
  • при несоответствии указанного на ярлыке числа с тем, которое имеется по факту, упаковку не вскрывать. Ее содержимое будет проверено специальной комиссией и зафиксировано в акте.

Приходно-расходные ордера на отпуск билетов составляются в двух экземплярах. Один из них передается в бухгалтерию управления культуры, а второй – на руки получателю.

☆ Реализация входных билетов через сеть «Интернет»: основы организации в Системе Культура

Условия хранения

Одной из функций билетного хозяйства в учреждениях культуры является обеспечение оптимальных условий для хранения билетов.

Прежде всего, с работником, отвечающим за получение, учет, выдачу и хранение бланков строгой отчетности, заключают договор. Согласно данному документу на него возлагается полная индивидуальная материальная ответственность.

Для хранения оборудуют металлический шкаф или сейф, который по окончании рабочего дня пломбируется либо опечатывается.

Если мероприятие относится к категории гастрольных или выездных, то заготовки входных билетов могут быть изготовлены типографским способом.

При этом на них в обязательном порядке указывается название мероприятия, дата его проведения и стоимость. Билетные книжки регистрируются в бухгалтерии, после чего выдаются кассирам.

В период подготовки билетов к реализации кассиры самостоятельно проставляют дату, название, время, ряд, место и цену.

На титульном листе каждого отдельного комплекта обозначаются:

  • дата регистрации;
  • регистрационный номер;
  • подпись бухгалтера, который проверил и зарегистрировал билетный комплект.

Если по какой-либо причине билет был испорчен, составляется акт. В нем указывается причина порчи, а также лицо, по вине которого это произошло. На испорченных книжках проставляется специальный штамп.

Нереализованные билеты должны быть возвращены в учреждение культуры как минимум за два часа до начала мероприятия. В противном случае они будут считаться проданными и ответственному лицу придется возместить их номинальную стоимость.

Основы законодательства о культуре изменили: как теперь продавать билеты, расскажут эксперты в Системе Культура

Контроль ведения билетного хозяйства

Контроль ведения билетного хозяйства в учреждении культуры 2019 обеспечивает администрация учреждения. В ее обязанности входит обеспечение надлежащего порядка продажи билетов, контроль за пропуском посетителей, внезапная проверка наличия у зрителей соответствующих билетов.

Кроме того, администрация должна следить, чтобы в зрительных и демонстрационных залах были расклеены плакаты с указанием цены на входные билеты.

Также на плакатах необходимо поместить информацию о том, что зритель обязан хранить билет до окончания мероприятия.

Случается, что посетитель предоставляет билет, не соответствующий установленному для учреждения образцу или виду зрелища.

В этом случае администрация должна принять меры, чтобы выявить, откуда появились такие билеты. При этом следует составить соответствующий акт. В отдельных случаях материалы по данному факту передаются в следственные органы.

Одним из видов контроля является проведение внезапных проверок. Такая процедура, как правило, проводится сотрудниками бухгалтерского отдела учреждения культуры. Бухгалтерия проверяет наличие у кассиров билетных книжек и порядок их использования.

При проведении ревизии билетного хозяйства в учреждении культуры контролеры осуществляют следующие действия:

  • проверяют наличие бланков строгой отчетности у подотчетных лиц, бухгалтерии и в кладовой;
  • сверяют соответствие данных бухучета с остатками;
  • составляют акт.

Помимо этого, проверяется соответствие билетов установленным для учреждения образцам и наличие билетов установленным нормам запаса.

Список документов первичного учета

Учет входных билетов – это одна из составляющих ведения билетного хозяйства. Он ведется на забалансовом счете 03.Система учета не включает применение двойной записи. Его условная оценка – один бланк-один рубль.

Стоит заметить, что по согласованию с учредителем, учетная политика учреждения культуры может установить другое требование. В данном случае учет входных билетов осуществляется по цене их приобретения.

Для ведения аналитического учета входных билетов используется Книга учета бланков строгой отчетности. В нее вносится запись о том, когда бланки были выданы или получены.

Также здесь указывается их виды, серии и номера, стоимость и количество. Лица, получающие билеты, обязательно ставят в Книге учета свою подпись.

Данный документ должен быть пронумерован и сброшюрован. Такие меры принимаются с целью исключения возможности внести в записи какие-либо изменения или исправления.

Если бланки строгой отчетности перемещаются внутри учреждения культуры, это также отражают в по забалансовому счету 03. Основанием являются первичные документы. Перемещение осуществляется путем изменения места хранения бланков или изменения ответственного лица.

В процессе ведения билетного хозяйства происходит списание испорченных, израсходованных или нереализованных билетов. При этом составляется акт о списании по форме №0504816.

Материал проверен экспертами Актион Культура

Порядок ведения билетного хозяйства в организациях культуры

І. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок ведения билетного хозяйства в организациях культуры (далее – Порядок) определяет последовательность ведения билетного хозяйства в организациях культуры, реализации билетов, механизм оформления отчетной документации по расчетным операциям, связанным с реализацией билетов и распространяется на организации культуры независимо от их ведомственного подчинения, формы собственности и организационно-правовой формы (далее – организации культуры).

1.2. Организации культуры, которые используют автоматизированные системы продажи билетов, руководствуются разделом IX настоящего Порядка «Ведение билетного хозяйства и реализация билетов с использованием автоматизированной системы продажи билетов».

1.3. В настоящем Порядке термины употребляются в следующем значении:

1.3.1. абонемент – документ, подтверждающий право лица на посещение мероприятий организации культуры с указанием периода его действия или количества мероприятий;

1.3.2. автоматизированная система продажи билетов (далее – АСПБ) – программно-технический комплекс, предназначенный для ведения билетного хозяйства и учета операций по продаже и резервированию (бронированию) билетов на мероприятия;

1.3.3. билет – документ, подтверждающий право лица на одноразовое посещение мероприятия;

1.3.4. билетная книжка – печатным способом напечатанная и сшитая (сброшюрованная) совокупность билетов (абонементов) или их бланков;

1.3.5. билетное хозяйство – совокупность операций и документов, связанных с движением билетов (абонементов);

1.3.6. бланк билета (абонемента) – печатная форма документа с указанием обязательных реквизитов;

1.3.7. выпуск билета – нанесение электронного изображения в форме электронного билета или нанесение на бланк электронного билета изображения билета с помощью устройства печати, которое происходит непосредственно перед продажей билета или передачей его распространителю при применении АСПБ;

1.3.8. заказчик – организация культуры, уставными задачами которой предусмотрено проведение мероприятий, которая заказывает изготовление бланков билетов (абонементов);

1.3.9. идентификатор билета – кодированное изображение (QR-код), уникальное для каждого билета, формируется АСПБ и наносится на бланк билета во время выпуска билета;

1.3.10. комплект билетов – совокупность билетов или их бланков на количество мест в зрительном зале, имеющих единую серию, а также единый номер комплекта, присвоенный ему при изготовлении;

1.3.11. мероприятия – спектакли, концерты, постановки, лекции, экскурсии, выставки, экспозиции, другие зрелищные или культурно-просветительские мероприятия, проводимые организациями культуры;

1.3.12. организация культуры – термин используется в значении, приведенном в Законе Донецкой Народной Республики «О культуре»;

1.3.13. продажа билета (абонемента) – сделка купли-продажи, которая состоит в передаче покупателю билета (абонемента) и получении от покупателя наличных или безналичных денежных средств;

1.3.14. распространитель билетов – физическое лицо или юридическое лицо, с которым заключен договор на распространение билетов и которое осуществляет реализацию билетов на мероприятия, в том числе с использованием АСПБ;

1.3.15. реализатор билетов – работник организации культуры, осуществляющий реализацию билетов, в том числе с использованием АСПБ;

1.3.16. реквизиты билета (электронного билета) – информация, обязательная для бланков билетов при их выпуске и реализации (цена, серия, номер билета, название мероприятия, место и дата его проведения, номер ряда и зрительского места, QR-код и прочее);

1.3.17. устройство печати – устройство печати (принтер, термопринтер, автомат продажи билетов и прочее), с помощью которого электронное изображение билета может быть напечатано на бланке билета или на обычной бумаге;

1.3.18. цена билета (абонемента) – стоимость посещения мероприятия (нескольких мероприятий), установленная приказом руководителя организации, культуры для отдельного мероприятия или на длительное время в соответствии со схемой распределения мест зрительного зала по ценовым категориям, которая указывается на билете (абонементе) печатным способом или специальным штампом в ценовом выражении, или наносится устройством печати, или обозначается в электронном изображении билета при применении АСПБ;

1.3.19. цена приобретения бланков билетов (абонементов) – стоимость покупки организациями культуры бланков билетов (абонементов) по их заказу на типографиях или иных субъектах хозяйствования;

1.3.20. электронное изображение билета – информация, которая формируется в АСПБ во время выпуска билета и содержит графическое изображение значений реквизитов и идентификатора билета, пригодное для печати на принтере или для просмотра и сканирования на другом электронном устройстве потребителя, при этом значения всех реквизитов, содержащихся на электронном изображении билета, соответствуют значениям реквизитов электронного билета, на основании которого сформировано электронное изображение;

1.3.21. электронный билет – упорядоченная совокупность данных, сформированная АСПБ, включающая значения реквизитов билета, которые однозначно описывают и подтверждают право на посещение мероприятия;

1.3.22. электронный комплект билетов – полная совокупность электронных билетов на определенное мероприятие, согласно схеме мест зрительного зала и утвержденных цен.

1.4. Бланки билетов (абонементов) для организаций культуры печатаются по формам, указанным в приложениях 1 и 2 к настоящему Порядку.

Обязательным требованием для бланков билетов (абонементов) является обозначение печатным способом серии, номера на центральной части билета (абонемента) и на корешке билета (абонемента), за исключением электронных билетов сформированных АСПБ.

Серия билета (абонемента) обозначается двумя буквами, например АБ, АВ и прочее. Серия и тираж определяются самостоятельно организацией культуры.

Номера билетов (абонементов) обозначаются пяти-, шестизначными цифрами, начиная каждую серию с № 00001 или № 000001.

Цена билета (абонемента) проставляется печатным способом большим шрифтом или специальным штампом на его корешке и на центральной части билета.

1.5. Организации культуры осуществляют бухгалтерский учет билетов (абонементов) и их бланков в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

II. Изготовление бланков билетов (абонементов)

2.1. Бланки билетов (абонементов) изготавливаются по установленной форме предприятиями, учреждениями, организациями по заказу организации культуры.

2.2. Бланки билетов (абонементов) могут изготавливаться без указания одного или нескольких реквизитов, обязательной для билетов (абонементов) при реализации – цены, названия мероприятий, даты их проведения. Бланк билета (абонемента) состоит из корешка, центральной части и контрольного купона.

2.3. Бланки билетов (абонементов) могут изготавливаться:

2.3.1. в виде комплектов (согласно количеству имеющихся мест в зрительном зале);

2.3.2. в виде билетных книжек.

При изготовлении бланков билетов (абонементов) в виде билетных книжек по установленным ценам в пределах тиража, установленного для данной серии, на каждом билете – на его корешке и на центральной части – проставляется цена.

2.4. Организаторы гастрольных мероприятий используют билеты (абонементы), бланки которых изготовлены по заказу организаций культуры, в помещении которых происходит мероприятие, или по заказу организатора гастрольных мероприятий по формам согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Порядку.

III. Приемка заказчиком бланков билетов (абонементов)

3.1. Прием изготовленных бланков билетов (абонементов) производится заказчиком или представителем заказчика по доверенности на основании договора.

3.2. При приеме бланков билетов (абонементов) проверяются целостность упаковки, соответствие количества мест и веса груза, которые указаны в сопроводительных (транспортных) документах. При наличии поврежденного пакета или недостатка веса проводится проверка вложения (пакета). В случае недостачи бланков билетов (абонементов) в присутствии представителя организации, которая обеспечила доставку, составляется акт произвольной формы, подтверждающий недостачу бланков билетов (абонементов).

3.3. При приеме бланков билетов (абонементов) в виде комплектов билетов и билетных книжек проводится полная проверка наличия всех комплектов и билетных книжек, а также выборочная проверка количества бланков билетов в комплекте. В пакетах с поврежденной упаковкой проверка проводится путем полного пересчета бланков билетов (абонементов) и составляется акт произвольной формы, в котором указываются результаты проведенной проверки.

3.4. Учет бланков билетов (абонементов) осуществляется лицом, ответственным за их хранение, которое определяется приказом организации культуры.

3.5. Документы об оприходовании бланков билетов (абонементов) не позднее следующего дня передаются в бухгалтерскую службу или лицу, на которого возложено исполнение обязанностей по ведению бухгалтерского учета (далее – бухгалтерская служба).

IV. Подготовка билетов (абонементов) к реализации и их реализация

4.1. Получение бланков билетов (абонементов) у лица, ответственного за их хранение, для подготовки к реализации проводится лицом, ответственным за реализацию билетов (абонементов).

Выдача бланков билетов (абонементов) производится на основании требования-поручения на выдачу бланков билетов (абонементов) по форме согласно приложению 3, которое выписывается в трех экземплярах, один из которых передается в бухгалтерскую службу, второй – остается у лица, ответственного за хранение бланков билетов (абонементов), третий – у лица, которое их получило.

4.2. При подготовке к реализации на определенное мероприятие билетов (абонементов) с печатным обозначением цены, номера ряда и места на всех билетах (абонементах), на центральной части билетов (абонементов) и на их корешках проставляются специальным штампом дата проведения мероприятия, его название и время начала мероприятия.

При подготовке к реализации билетов (абонементов) без печатного указания цены лицом, ответственным за их реализацию, на каждом билете (абонементе), на центральной части билетов (абонементов) и на их корешках, проставляется специальным штампом цена на соответствующее мероприятие.

Если реквизиты билета (абонемента) отличаются от реквизитов, установленных приказом руководителя организации культуры, то на этапе подготовки билетов (абонементов) к реализации осуществляется переоформление билета (абонемента) (изменение его реквизитов). При этом новые реквизиты наносятся на билет (абонемент), составляется акт о переоформлении бланков билетов (абонементов) по форме согласно приложению 4. Реквизиты билетов (абонементов) меняются одноразово и повторному изменению не подлежат.

При выдаче билетов, билетных книжек без печатного обозначения номера ряда и места для реализации на стационарных сценических площадках распространителю билетов предоставляется схема мест зрительного зала с отмеченными на ней ценами в соответствии с распределением мест. При реализации несколькими распространителями билетов лицо, ответственное за их реализацию, распределяет в соответствии со схемой, на которой обозначено количество мест в зрительном зале, билеты, которые подлежат реализации каждым из распространителей билетов.

4.3. Подготовка к реализации билетов на гастрольные мероприятия проводится организатором гастрольных мероприятий согласно настоящему Порядку.

4.4. Информация о подготовленных для реализации билетах (абонементах) вносится в журнал регистрации комплектов билетов (абонементов) и билетных книжек по форме согласно приложению 5 на основании требования-поручения на выдачу бланков билетов (абонементов) по форме согласно приложению 3.

4.5. Зарегистрированные билеты (абонементы) выдаются для реализации распространителям билетов (реализатору билетов) по накладной на выдачу билетов (абонементов), которая выписывается в трех экземплярах в произвольной форме – один выдается вместе с билетами (абонементами) лицу, которое их получает, второй передается в бухгалтерскую службу организации культуры по реестру, третий остается у лица, ответственного за реализацию билетов (абонементов).

4.6. Запрещается расшивать билетные книжки и вырывать из них страницы. В случае повреждения билетных книжек составляется акт о причине их повреждения. Поврежденные билетные книжки гасятся специальным штампом и сохраняются до уничтожения.

При изъятии билетов из билетных книжек их корешки остаются в билетных книжках, которые при этом не расшиваются.

4.7. Реализация билетов (абонементов) юридическим лицам по безналичному расчету производится по накладной или по акту приема-передачи через реализатора билетов или распространителей билетов.

4.8. Нереализованные билеты, время пребывания по которым ограничено продолжительностью мероприятия, возвращаются распространителями билетов лицу, ответственному за реализацию билетов, в установленные руководителем сроки, для их реализации через билетную кассу организации культуры, но не позднее чем за 3 (три) дня до начала мероприятия. Вместе с нереализованными билетами возвращается также схема мест зрительного зала, выданная для реализации билетов, с указанием мест, на которые реализованы билеты.

Возвращение таких билетов (абонементов) оформляется накладной на возврат неиспользованных билетов (абонементов) по форме согласно приложению 6, которая выписывается в трех экземплярах – один предоставляется вместе с возвращенными билетами (абонементами) лицу, получающему билеты (абонементы), второй передается в бухгалтерскую службу организации культуры, третий остается у лица, которое возвращает нереализованные билеты (абонементы).

В организациях культуры, время посещения которых не ограничено, возврат остатка нереализованных за день билетов не производится.

4.9. Нереализованные абонементы возвращаются лицу, ответственному за их реализацию, в установленный руководителем организации культуры срок. На основании возвращаемых абонементов лицо, ответственное за их реализацию, составляет описание реализованных и нереализованных мест по абонементам по форме согласно приложению 7, выписывает по требованию билетную книжку, погашает места, соответствующие реализованным по абонементам, специальным штампом, готовит к реализации билеты на места, на которые не реализованы абонементы, и выдает их по накладной распространителям билетов для реализации.

4.10. Все наличные денежные средства, поступающие в кассы организаций культуры, должны быть оприходованы в полной сумме.

4.11. Организации культуры обеспечивают сдачу в банковские учреждения наличной выручки от реализации билетов (абонементов).

4.12. Сводный отчет о реализации билетов (абонементов) на каждое мероприятие организации культуры, время пребывания в которых ограничено продолжительностью мероприятия, составляется по форме согласно приложению 8.

В организациях культуры, время посещения которых неограниченно, кассовые отчеты сдаются лицу, ответственному за реализацию билетов, вместе с выручкой от реализации билетов (абонементов).

4.13. Сводный отчет о реализации билетов (абонементов) проведенного гастрольного мероприятия составляется по форме согласно приложению 8 и подается не позднее следующего рабочего дня после возвращения из гастрольной поездки (выездного мероприятия).

V. Порядок хранения билетов (абонементов) и их бланков

5.1. Билеты (абонементы) и их бланки хранятся в специальном помещении, сейфе или металлическом шкафу (ящике), которые закрываются на замок.

5.2. Специальные помещения, сейфы, металлические шкафы (ящики), в которых хранятся билеты (абонементы) и их бланки, после окончания рабочего дня закрываются, опечатываются либо сдаются под охрану.

5.3. Руководители организаций культуры обеспечивают порядок хранения билетов (абонементов) и их бланков, контроль за работой лиц, обеспечивающих ведение билетного хозяйства.

VI. Уничтожение нереализованных билетов (абонементов)

6.1. При реализации билетов (абонементов) с печатным обозначением серии, номера билета (абонемента), номера ряда, места и цены, а также с предварительным указанием на них даты проведения мероприятия и его названия, уничтожение нереализованных, неиспользованных и погашенных специальным штампом билетов (абонементов) проводится по истечении срока хранения.

6.2. Уничтожение нереализованных, неиспользованных и погашенных билетов (абонементов) осуществляется комиссией, которая создается приказом организации культуры.

6.3. Акт об уничтожении нереализованных, неиспользованных и погашенных билетов (абонементов) составляется по форме согласно приложению 9 в двух экземплярах, подписывается всеми членами комиссии. Один экземпляр акта хранится в бухгалтерской службе организации культуры, второй – у лица, ответственного за хранение и/или реализацию билетов.

6.4. Запрещается уничтожение нереализованных билетов (абонементов) на мероприятия до момента их завершения.

6.5. Корешки использованных билетных книжек и комплектов билетов сдаются в макулатуру или уничтожаются, о чем составляется акт в произвольной форме.

VII. Контроль

7.1. Руководитель организации культуры, а на гастролях (выездах) – организатор гастрольных (выездных) мероприятий, обеспечивают контроль за надлежащим пропуском посетителей (зрителей, слушателей) только с билетами (абонементами), действительными на данное мероприятие.

7.2. Руководитель организации культуры периодически обеспечивает проверку соответствия количества посетителей (зрителей, слушателей) в зале количеству реализованных билетов (абонементов) на данное мероприятие.

Результаты проверки оформляются актом произвольной формы.

Контролерам запрещается забирать у зрителей (посетителей) билеты (абонементы). Контролером отрывается только контрольный купон.

VIII. Возврат билетов

8.1. В случае отмены или изменения даты, времени мероприятия зрители (посетители) имеют право сдать билеты и вернуть денежные средства.

Возврат билетов осуществляется в порядке, определенном организацией культуры. Порядок возврата билетов должен быть опубликован на официальном сайте организации культуры в сети «Интернет», а также размещен в местах продажи билетов.

8.2. Билеты, на которых имеются исправления, дополнительные надписи и повреждения, возврату не подлежат.

IX. Ведение билетного хозяйства и реализация билетов с использованием автоматизированной системы продажи билетов

9.1. Ведение билетного хозяйства с использованием АСПБ осуществляется на основании приказа организации культуры. В приказе организации культуры определяются:

9.1.1. дата, с которой в организации культуры вводится в использование АСПБ;

9.1.2. ответственные лица, имеющие доступ к АСПБ с разграничением их прав и обязанностей;

9.1.3. порядок использования в организации культуры АСПБ в случае выезда, гастролей на территории Донецкой Народной Республики, проведения мероприятия за пределами стационарной или сценической площадки.

9.2. Этапами ведения билетного хозяйства с использованием АСПБ являются:

9.2.1. утверждение репертуара на определенный период;

9.2.2. принятие решения о проведении мероприятия и внесения указанной информации в АСПБ;

9.2.3. начало продажи билетов;

9.2.4. отчетность о продаже билетов;

9.2.5. учет билетов;

9.2.6. контроль.

9.3. Основанием для начала продажи билетов является утверждение репертуара на определенный период, принятие решения о проведении мероприятия и цены.

До начала продажи билетов через АСПБ в базе данных системы формируется комплект электронных билетов, который включает билеты на все зрительские места в зале, где проводится мероприятие.

После внесения информации о мероприятии в АСПБ начинается продажа билетов.

Бланки билетов при использовании АСПБ могут быть изготовлены печатным способом произвольной формы и размера, в том числе на термобумаге, и могут содержать защитные элементы и графические изображения (логотип, информация рекламного характера и прочее).

Каждый выпущенный билет имеет уникальный QR-код билета. При возврате билета и при последующей продаже билета, такой билет имеет новый, отличный от предыдущего идентификатор билета.

При необходимости изменения стоимости билетов издается соответствующий приказ организации культуры и проводится инвентаризация нереализованных билетов, которая оформляется соответствующим актом, после чего в АСПБ вносятся изменения относительно стоимости билета.

9.4. В случае приобретения электронного билета через сеть «Интернет» путем безналичного расчета организация культуры обеспечивает передачу покупателю электронного билета на адрес электронной почты, указанный покупателем. Электронный билет на бумажном носителе покупатель имеет право не печатать.

Электронный билет обязательно должен содержать название мероприятия; место и дата проведения мероприятия; номер ряда и зрительского места; код билета; QR-код.

9.5. При использовании АСПБ по завершении рабочего времени реализатор билетов с помощью АСПБ формирует ежедневный кассовый отчет о проданных билетах и передает его в бухгалтерскую службу.

Лицо, ответственное за ведение билетного хозяйства в организации культуры, представляет в бухгалтерскую службу сводный отчет о реализации билетов по форме, полученный с помощью АСПБ.

9.6. Во время контроля на входе в помещение, где проводится мероприятие, осуществляется идентификация билетов контроллерами с помощью технических средств (мобильный телефон, смартфон или иное компьютерное устройство).

9.6.1. Контроль на входе в помещение, где проводится мероприятие, осуществляется в следующих формах:

9.6.1.1. считывание идентификатора билета (QR-код) с билета, сформированного АСПБ и распечатанного с помощью устройства печати;

9.6.1.2. считывание идентификатора билета (QR-код) электронного билета, сформированного АСПБ, с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства, предъявленного контроллеру зрителем (посетителем).

9.7. АСПБ обеспечивает право прохода зрителя на мероприятие по одному билету только один раз. Считывание каждого идентификатора билета фиксируется и сохраняется в АСПБ.

9.8. Зритель не допускается на мероприятие:

9.8.1. в случае предъявления билета, в том числе электронного билета с идентификатором билета (QR-код), который ранее был считан и сохранен в АСПБ;

9.8.2. идентификатор билета (QR-код) не распознается АСПБ.

9.9. В случае если идентификатор билета (QR-код), в том числе электронного билета не распознается АСПБ, по заявлению зрителя (посетителя), информация о билете проверяется путем ввода кода билета в АСПБ. В случае подтверждения сведений о билете в АСПБ, зритель допускается на мероприятие.

Возобновление поврежденных билетов (склеенный, намокший, разорванный и прочее) осуществляется по письменному заявлению зрителя (посетителя) в порядке, установленном организацией культуры. Порядок возобновления поврежденных билетов должен быть опубликован на официальном сайте организации культуры в сети «Интернет», а также размещен в местах продажи билетов.

9.10. Руководитель организации культуры обеспечивает контроль надлежащего пропуска зрителей (посетителей).

Возврат билетов осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктом 8.1 настоящего Порядка.