Бюджет пример

Бюджетирование является технологией управления предприятием, основанной на планировании, учете и контроле финансовых и материальных ресурсов. Реализация этого процесса осуществляется посредством разработки и применения специальных финансовых инструментов – бюджетов. Эффективность управленческих решений оценивается с помощью анализа фактических результатов деятельности в сопоставлении с текущими планами и во взаимосвязи с корпоративной стратегией.

Дашборд руководителя в системе «WA: Финансист».

Планирование и достижение финансового результата посредством управления БДР

Существуют различные виды бюджетов:

  • финансовые;
  • операционные;
  • вспомогательные;
  • специальные.

Бюджеты включают набор плановых показателей, позволяющих получить объективную информацию о планах по развитию финансово-экономического состояния предприятия. Деятельность компаний ориентирована на получение положительного финансового результата – прибыли. Поэтому глобальное значение для эффективного управления имеет бюджет доходов и расходов (БДР).

Показатели рентабельности и прибыли являются основными критериями оценки результативности деятельности компании. Для успешной реализации различных управленческих задач значение имеют суммарные величины определенных видов прибыли:

  • валовой;
  • маржинальной;
  • операционной;
  • до налогообложения;
  • чистой.

БДР включает все статьи доходов и расходов и отображает финансовые результаты на определенных уровнях. Он позволяет видеть плановые и фактические показатели прибыли и затрат, а также анализировать отклонения в абсолютных величинах и процентном соотношении. В зависимости от управленческих целей бюджет расходов и доходов может быть стандартным или расширенным, ориентированным на различные аналитические признаки.

Типовой вид включает статьи, отображающие валовые и чистые доходы (с учетом скидок), а также расходы:

  • производственные;
  • коммерческие;
  • административные.

Для анализа также доступны показатели различных видов прибыли, финансового результата, начисленного налога на прибыль, рентабельности, доли постоянных расходов в чистом доходе, объема использованной и нераспределенной прибыли. БДР типового варианта на базе платформы «1С: Предприятие 8.3» можно рассмотреть, как образец в системе «WA: Финансист».

Для повышения эффективности анализа используются IT-инструменты, позволяющие максимально точно рассчитывать различные показатели бюджета доходов и расходов и расширять спектр аналитических исследований. Система «Финансист» является уникальным решением, так как позволяет произвольно настраивать различные опции в зависимости от целей анализа. Она может гибко использоваться на предприятиях в Москве с различной спецификой и масштабами деятельности.

Формирование бюджета доходов и расходов или БДР

Формирование бюджета доходов и расходов осуществляется на основе регламентов, определяющих:

  • порядок предоставления данных;
  • подготовку и согласование проекта;
  • утверждения плановых показателей;
  • последующий контроль исполнения.

Бюджет доходов и расходов имеет свои особенности, так как ориентирован на конкретные аналитические разрезы планирования, связанные с операционными задачами. Основная цель – это оптимизация показателей статей доходов и расходов путем принятия эффективных управленческих решений. Он имеет такое же важное значение для управления ресурсами, как и бюджет движения денежных средств (БДДС) для эффективного распределения финансов. Качественно организовать процесс формирования бюджета доходов и расходов и автоматизировать его позволяет система «WA: Финансист», обладающая удобным программным функционалом. Применяемая в ней методология базируется на успешных практиках внедрения систем планирования и управления, в крупных и средних компаниях в Москве.

Внедрение системы «WA: Финансист» позволяет использовать совершенный IT продукт, оптимально синтезирующий методологию и программный инструмент. Пользователь (заказчик) не обременен задачами формирования схем планирования и созданием форм документов, не задумывается над тем, как составить управленческий отчет. Система «WA: Финансист» качественно автоматизирует процесс планирования в кратчайшие сроки в соответствии со спецификой любого предприятия в Москве.

Смотрите также «Управленческий учет в строительстве»

Управление 3000 » Бюджетирование » Методики » Бюджетирование в малом бизнесе.

Версия для печати | Просмотров: 355

Необходимость составления планов (бюджетов)

Недостатки сложившейся системы планирования и необходимость составления планов (бюджетов)

  • Планирование сегодня — процесс очень трудоёмкий.

  • Планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное количество документов, при этом большинство из них не пригодно для финансового анализа.

  • Процесс планирования затянут по времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управленческих решений.

  • Плановые данные значительно отличаются от фактических данных.

  • Процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции.

  • При планировании преобладает затратный механизм ценообразования: цена формируется без учёта рыночных цен, исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности.

  • Калькуляция себестоимости производится на единицу выпуска продукции, а не на единицу проданной продукции.

  • Отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные; при планировании и анализе не используется понятие маржинальной прибыли.

  • Не проводится анализ.

  • Не рассчитывается безубыточности продаж.

  • При планировании не оценивается эффект операционного рычага, коэффициента вклада на покрытие.

  • Невозможно определить запас финансовой прочности.

  • Экономическое планирование традиционно не доводится до планирования финансового и потому не даёт возможности определить потребность в финансировании деятельности предприятия.

  • При существующей системе планирования невозможно достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности.

Чем же может помочь планирование?

  • Планировать необходимо для того, чтобы понимать, где, когда, как и для кого вы собираетесь производить и продавать продукцию.

  • Планировать необходимо для того, чтобы понимать, какие ресурсы вам понадобятся для достижения поставленных целей.

  • Планировать необходимо для того, чтобы добиться эффективного использования привлечённых ресурсов, т.е. решить задачу максимизации показателя рентабельности чистых активов.

Почему для многих предприятий планирование деятельности является серьёзной проблемой?

  • Отсутствие ясных целей.

  • Отсутствие понимания миссии предприятия у руководства являются одной из основных причин того, что планирование — трудноразрешимая проблема.

  • Предприятие испытывает трудности при определении потребностей в текущих ресурсах (люди, мощности и т.д.).

  • Планы и средства больше не спускаются «сверху”; предприятие должно само ориентироваться в условиях рынка.

  • На многих предприятиях отсутствует система представления достоверной информации в нужное время, в нужном месте, для нужных людей.

Основные функции бюджетирования

Бюджетирование — создание технологии планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов. Бюджет — это план деятельности компании за определенный период, выраженный в денежной форме. Он выполняет различные функции внутрифирменного планирования:

  • Бюджет как экономический прогноз. Основные плановые решения принимаются при разработке стратегического планирования, и процесс формулировки бюджета, по существу, является переработкой этих прогнозов.

  • Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности компании. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль.

  • Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженный в стоимостных показателях план в области производства, закупок сырья или товаров, реализации продукции, инвестиционной деятельности и т.д.

  • Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период.

Организация работ по внутрифирменному планированию может быть различна. Обычно различают две схемы составления бюджетов:

  • По методу «сверху вниз» руководство компании определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели детализируются и включаются в планы подразделений.

  • Метод «снизу вверх» подразумевает составление бюджетов на уровне подразделений, вынесение их на рассмотрение руководством, принятие бюджета.

Для того, чтобы составление бюджета принесло реальную помощь компании, необходимо сравнивать прогнозы с результатами исполнения бюджетов, выявлять причины несоответствия и вырабатывать соответствующие решения.

Общие подходы к составлению бюджета

Существует ряд способов повысить эффективность составления бюджета.

  1. Так как нормы планирования не так строги, как нормы бухгалтерского учета, в некоторых случаях целесообразно округлить финансовый прогноз, упростить многоступенчатые налоговые или амортизационные выкладки.

  2. Сосредотачивать внимание, особый учет и контроль необходимо на том, что действительно важно. Для этого нужно выделить ключевые позиции для своего бизнеса.

  3. Имеет смысл составлять только выполнимые планы.

  4. Выработка бюджета должна быть эффективно организована. Важно в самом начале планирования установить цели составления бюджета, определить, составление каких документов будет наилучшим образом отвечать этим целям, распределить обязанности между сотрудниками, выбрать свою философию планирования.

Наиболее важные подходы финансового прогнозирования и планирования можно разбить на три категории:

  • прогнозные финансовые документы

  • денежный бюджет

  • бюджет текущей деятельности

Прогнозные финансовые документы представляют собой предсказание того, какой станет финансовая отчетность в будущем при условии выполнения ряда предположений о предстоящей деятельности компании и ее потребности в дополнительном финансировании. Денежный бюджет — это подробный прогноз движения (притока и оттока) денежных средств. Бюджет текущей деятельности — это подробный прогноз структуры доходов и расходов по подразделениям, это как бы вспомогательный этап как для прогнозных финансовых документов, так и для прогноза денежных средств.

Все эти категории документов упорядочивают финансовые и экономические данные в целях оценки эффективности будущей деятельности и потребности в финансировании. Все три подхода тесно взаимосвязаны, и зависимость между ними можно использовать для получения согласованных и упорядоченных финансовых прогнозов.

Особенности составления бюджета на малом предприятии

Любое малое предприятие проходит определенные стадии развития, каждая из которых характеризуется своими задачами и проблемами. Если руководство компании решает для себя составление бюджета необходимым занятием, не стоит подходить к процессу бюджетирования стандартно, без учета задач самого предприятия.

Если фирма начинающая, то к задачам, стоящим перед ней относятся: расширение клиентской базы, переход на следующую стадию роста, желание занять «свою нишу». Долгосрочным планированием таким фирмам следует заниматься только в самом широком смысле. А вот к разработке краткосрочных планов нужно подходить достаточно серьезно. Небольшой опыт работы не обеспечивает достаточной информации для финансового прогнозирования, соответственно, необходимы тщательные исследования по возможно большему числу источников. При формировании бюджета необходимо делать значительный допуск на непредвиденные обстоятельства.

Фирма, которой удалось пройти стадию становления и которая закрепила свои позиции на рынке, имеет иную задачу — стабилизировать свое положение. Ей необходимо добиться преимущества над конкурентами, создать общественное мнение. Уже имея определенный опыт, руководитель такой фирмы сможет более точно спрогнозировать расходную часть бюджета, в то время, как формирование доходной части вызовет больше сложностей. Нужно иметь резервный фонд и жестко контролировать расходы.

Накопив достаточный опыт ведения бизнеса и упрочив положение на рынке, фирма переходит в разряд стабильных предприятий. Руководители хорошо понимают механику бизнеса, установлены необходимые контакты, бизнес приносит надежную прибыль. Для большинства стабильных фирм главная задача — расширить бизнес. На данной стадии бюджет помогает трояко:

  • Бюджет способствует выгодному перераспределению средств. Бюджет позволяет переместить средства из менее доходной области в более доходную.

  • Бюджет позволяет контролировать расходы. Когда фирма только начинает деятельность, отсутствие свободных средств само по себе выступает сдерживающим фактором. Однако стабильная фирма обладает большей гибкостью, и потребности резко возрастают. Составление бюджета помогает определить наиболее важные сферы применения средствам.

  • Бюджет способствует пополнению резервного фонда. Стадия расширения бизнеса требует значительных затрат, поэтому сейчас самое время подкопить необходимые средства.

Планирование расширяющейся фирмы должно быть возможно более детальным, сочетающим жесткий контроль с гибкостью, необходимой для освоения нового рынка. Требуется отделить необходимые капиталовложения, оборачивания которых замедлено, от излишних накладных расходов. По мере роста объема сбыта нужно наладить движение доходов.

Сайт «Дистанционный консалтинг»

Л. И. Киюцен начальник планово-экономического отдела ООО «Корпорация «Маяк»»
Журнал «Планово-экономический отдел» №11 за 2013 год

Бюджет доходов и расходов (БДР) — документ с плановым и фактическим раскладом по основным статьям доходов и расходов, который позволяет увидеть собственнику и руководству компании, сколько нужно вложить денежных средств для того, чтобы предприятие было рентабельным и могло успешно развиваться в дальнейшем, какая финансовая ситуация сложилась на сегодняшний день.

Подробный и доскональный анализ БДР в разрезе статей и подразделений позволит выявить слабые места в управлении, принять необходимые управленческие решения для изменения ситуации. Для этого бюджет доходов и расходов должен, прежде всего, формироваться грамотными и ответственными людьми. Большую роль здесь играют:

  • правильная мотивация исполнителя;
  • грамотный подбор специалиста по бюджетированию.

Данная статья поможет специалистам, которые не равнодушны к своей профессии и своему делу, справиться с поставленной перед ними задачей и грамотно построить систему бюджетирования на предприятии.

Прежде чем приступить к регламенту бюджетирования, необходимо ознакомиться с небольшим предисловием, которое разъяснит необходимость формирования на предприятии бюджета доходов и расходов.

Автору впервые пришлось формировать бюджет доходов и расходов на небольшом металлургическом предприятии в 1999 г. Частный бизнес только начал развиваться, никаких форматов бюджетов доходов и расходов еще не было, тем более не было рекомендаций по порядку формирования плановых и фактических бюджетов. Но уже тогда была необходимость в создании внутренних документов, регламентирующих оптимальный уровень доходов предприятия и соответственный уровень затрат, которые должно было понести предприятие, чтобы обеспечить достаточный уровень прибыли для нормальной деятельности и развития.

По данным бухгалтерского учета сформировать бюджет было достаточно сложно, поэтому была поставлена задача спланировать такой бюджет доходов и расходов, при котором объем выпуска и реализации продукции позволял бы не только бесперебойно обеспечивать производство сырьем и материалами, энергоресурсами, выплачивать заработную плату рабочим, но и покрывал бы внушительные постоянные затраты предприятия с учетом личных затрат собственника и необходимой ему прибыли. При этом требования предпринимателя к расходной части бюджета были очень строгие, все статьи расходов планового бюджета, кроме личных, формировались исходя из вопроса: «Как правильно учесть расходы?». Рассмотрим пример.

Пример

Для доставки сырья предприятие пользовалось услугами железной дороги. Как известно, вагоны и контейнеры с сырьем или готовой продукцией в ожидании локомотива или автомобиля, доставляющего груз непосредственно от станции до получателя, простаивают на станциях, и за отстой вагонов взимается сбор, который зависит от времени отстоя. Сбор отражается в счете-фактуре, в бухгалтерском отчете он относится к затратам, влияющим на налогооблагаемую прибыль. В бюджете доходов и расходов эти затраты относятся к транспортным расходам.

Часто время отстоев превышает расчетное по причинам нерасторопности логистов предприятия — получателя сырья. За простой вагонов и контейнеров сверх времени, установленного договором, взимаются штрафы, которые относятся к внереализационным затратам, то есть затратам, не влияющим на размер налогооблагаемой прибыли. Тем не менее сборы и штрафы в БДР должны отразиться как сумма перерасхода фактических расходов по сравнению с плановыми (виновники должны быть наказаны).

В плановом бюджете предприниматель требовал фиксировать только ту сумму необходимых расходов, которая не включала бы затраты, понесенные из-за нерадивости и нерасторопности работников предприятия или по другим субъективным причинам.

Плановые бюджеты расходов по многим статьям зачастую формируются по факту прошлого месяца либо как среднестатистическая фактическая цифра за какой-то период, то есть формально. Формировать плановый бюджет по принципу «а сколько должно быть?» — очень трудоемкая работа, так как нужно обрабатывать первичные документы, знать все тарифы по доставке грузов, нормы расхода ГСМ, нормы расхода сырья, нормативы энергопотребления, нормы расхода вспомогательных материалов и многое другое. Поэтому на многих предприятиях бюджет доходов и расходов — просто дань моде, а некоторые руководители предприятий, не получив нужного эффекта по экономии ресурсов и росту рентабельности производства, вообще отказываются от бюджетов доходов и расходов, довольствуясь бухгалтерской отчетностью. Но ведь обязанность руководителя — правильно поставить задачу перед начальником планового отдела и получить требуемый ему результат.

Если руководитель предприятия решил, что бюджет доходов и расходов нужен, то для начала процесса бюджетирования необходимы:

1) приказ по предприятию, регламентирующий порядок бюджетирования, который должен включать в себя:

  • перечень статей бюджета с кодировкой;
  • перечень подразделений, в разрезе которых будет вестись учет с кодировкой;
  • перечень ответственных лиц за сбор и предоставление информации;
  • акцентирование на том, что ни одна программа и ни одна отчетная таблица на предприятии не формировались и не предоставлялись без кодировки БДР;
  • ответственность лиц за сбор и предоставление информации без кода БДР или за несвоевременное предоставление такой информации;

2) исполнение приказа или сбор и предоставление информации по статьям бюджета в нужный срок ответственными лицами.

Пример кодировки статей бюджета представлен в табл. 1.

Таблица 1. Кодировка статей бюджета

Код

Статья

1

Выпуск, кг

2

Доходы по выпуску без учета «незавершенки»

3

Расходы (всего)

3.1

Прямые затраты (всего), в том числе:

3.1.1

· сырье и материалы

3.1.2

· транспорт по доставке сырья и материалов

3.1.3

· заработная плата

3.1.4

· отчисления во внебюджетные фонды

3.1.5

· электроэнергия

3.1.6

· вода

3.1.7

· газ на сушку продукции

3.1.8

· упаковка и вспомогательные материалы

3.2

Общецеховые расходы (всего), в том числе:

3.2.1

· амортизация основных фондов

3.2.2

· затраты на ремонт и содержание оборудования, в том числе:

3.2.2.1

· материалы и запасные части

3.2.2.2

· услуги сторонних организаций по ремонту оборудования

3.2.5

· зарплата общецехового персонала

3.2.6

· отчисления во внебюджетные фонды

3.2.7

· МБП, канцтовары

3.2.8

· содержание зданий и сооружений (всего), в том числе:

3.2.8.1

· затраты на текущий ремонт

3.2.8.2

· электроэнергия

3.2.8.3

· теплоэнергия

3.2.8.4

· вода

3.2.3

Транспортные расходы

3.3

Общезаводские расходы (всего), в том числе:

3.3.1

· амортизация основных фондов

3.3.2

· зарплата общезаводского персонала

3.3.3

· отчисления во внебюджетные фонды

3.3.4

· ГСМ

3.3.5

· содержание автотранспорта (ремонты, обслуживание)

3.3.6

· МБП, канцтовары

3.3.7

· содержание зданий и сооружений (всего), в том числе:

3.3.7.1

· затраты на текущий ремонт

3.3.7.2

· электроэнергия

3.3.7.3

· теплоэнергия

3.3.7.4

· вода

3.3.8

· налоги, включаемые в себестоимость

3.3.9

· пошлины

3.3.10

· услуги банков

3.3.11

· транспортные услуги

3.3.12

· услуги связи

3.3.13

· реклама

3.3.14

· информационные услуги

3.3.15

· командировочные расходы

3.3.16

· коммерческие расходы

3.3.17

· подбор персонала

3.3.18

· прочие услуги

3.3.19

· погашение процентов за кредит

3.3.20

· прочие расходы

4.1

Маржинальный доход, руб.

4.2

Маржинальный доход, %

4.3

Прибыль

4.4

Рентабельность

4.5

Налог на прибыль (20 %)

4.6

Прибыль к распределению

4.6.1

Окончательный брак (возвраты от покупателей)

4.6.2

Штрафы и пени

4.6.3

Дивиденды

4.6.4

Прочее распределение

4.6.4.1

Фонд развития

4.6.4.2

Фонд социальных нужд

4.6.4.3

Материальное вознаграждение

В табл. 2 представлен пример кодировки подразделений предприятия.

Таблица 2. Кодировка подразделений предприятия

Код

Подразделение

1

Администрация

2

Секретариат

3

Бухгалтерия

4

Плановый отдел

5

Отдел снабжения

6

Отдел продаж

7

Юридический отдел

8

Финансовый отдел

9

Отдел информационных технологий

10

Отдел труда и зарплаты

11

Отдел кадров

12

Ремонтная служба

13

Цех № 1

14

Цех № 2

15

Цех № 3

16

Цех № 4

17

Склад цеха № 1

18

Склад цеха № 2

19

Склад цеха № 3

20

Склад цеха № 4

21

Центральный склад

22

Транспортная служба, гараж

23

Охрана

24

Хозяйственная служба

Самое сложное в формировании бюджетов — создание планового бюджета. Что касается факта, то сейчас мало кто это делает вручную. Различные программы позволяют сформировать отчеты в разрезе:

  • статей;
  • подразделений;
  • материалов.

Для этого нужно, чтобы кодировка соответствовала единой установленной кодировке статей и подразделений. Современные программы по бюджетированию совместимы с бухгалтерской программой «1С». Очень удобна и проста в работе программа Axapta, которая позволяет совместить бухгалтерский учет, производственный учет и бюджетирование. Регламенты сдачи бухгалтерской отчетности заставляют исполнителей своевременно и внимательно разносить практически всю необходимую для фактического бюджета доходов и расходов информацию. Что касается прямых переменных затрат, таких как сырье, вспомогательные материалы и упаковка, то здесь для формирования фактического бюджета доходов и расходов лучше пользоваться данными производственных отчетов.

Фактические данные по расходу электроэнергии и другим энергоресурсам на производстве также нужно корректировать по выпуску готовой продукции. Это связано с незавершенным производством, так как бухгалтерия списывает все материалы, поступившие со складов в производство, по первичным документам, а для составления БДР используется принцип начисления, то есть расходы отражаются только на выпуск готовой продукции в том периоде, к которому они относятся.

Пример производственного отчета по выпуску продукции за месяц представлен в табл. 3.

Таблица 3. Производственный отчет по выпуску продукции за месяц, кг

Показатель

Номер заказа

Итого
с «незавершенкой» для бухгалтерии

Итого
без «незавершенки» для БДР

1231

1232

1233

Код полуфабриката (п/ф)

п/ф
№ 1

п/ф
№ 2

п/ф
№ 3

п/ф
№ 4

п/ф
№ 5

п/ф
№ 6

Код готовой продукции

1050

4040

5005

Заказ покупателя

5100

890

5600

5990

Передел

экструзия

экструзия

экструзия

экструзия

экструзия

Входящее сырье, в том числе:

3050

2817

540

489

3584

3015

13 495,00

6896,00

сырье № 1

1069

988

169

26

1451

1176

4879,00

2252,00

сырье № 2

201

185

11

402

250

370

1419,00

799,00

сырье № 3

405

374

120

18

301

440

1658,00

917,00

сырье № 4

325

300

0

0

42

49

716,00

625,00

сырье № 5

1050

970

240

43

1540

980

4823,00

2303,00

Отходы

200

187

65

43

289

309

1093,00

495,00

Выход полуфабриката

2850

2630

475

446

3295

2706

12 402,00

6401,00

Передел

печать

без печати

печать

печать

печать

Входящий полуфабрикат

2850

3295

6145,00

2850,00

Отходы

141

115

256,00

141,00

Расход краски в товарной форме (с растворителем)

12

30

42,00

12,00

Потери

10

25

35,00

10,00

Сухой остаток краски

2

5

7,00

2,00

Выход полуфабриката

2711

3185

5896,00

2711,00

Передел

ламинация

ламинация

ламинация

ламинация

ламинация

Входящий полуфабрикат

2711

2630

475

446

3185

2706

12 153,00

6262,00

Отходы

141

53

11

10,5

115

114

444,50

215,50

Расход клея в товарной форме
(с растворителем)

5

1

10

16,00

6,00

Потери

4,5

0,8

9

14,30

5,30

Сухой остаток клея

0,5

0,2

1

1,70

0,70

Выход полуфабриката

5147,50

899,70

5663,00

11 710,20

6047,20

Передел

резка

резка

резка

резка

резка

Входящий полуфабрикат

5145

899,5

«незавершенка»

6044,50

6044,50

Отходы

43

11

54,00

54,00

Выход готовой продукции по факту

5102

888,5

0

5990,50

5990,50

Из табл. 3 видно, что списание сырья по бухгалтерии за месяц составляет 13 495 кг, списание красок — 42 кг, списание клея — 16 кг, так как в бюджете доходов и расходов без учета «незавершенки» списание сырья на готовую продукцию составило 6896 кг, красок — 12 кг, клея — 6 кг.

Пример расчета стоимости расхода сырья для фактического бюджета за месяц представлен в табл. 4.

Таблица 4. Расчет стоимости расхода сырья для фактического бюджета за месяц, кг

Показатель

Итого
без «незавершенки» для БДР

Средняя цена за 1 кг, руб.

Стоимость расхода
сырья по факту, руб.

Заказ покупателя

5990

200

1 198 000,00

Расход сырья на производство:

6896,00

612 836,00

сырье № 1

2252,00

104

234 208,00

сырье № 2

799,00

99

79 101,00

сырье № 3

917,00

98

89 866,00

сырье № 4

625,00

95

59 375,00

сырье № 5

2303,00

62

142 786,00

Расход краски в товарной форме (с растворителем)

12,00

450

5400

Расход клея в товарной форме (с растворителем)

6,00

350

2100

Выход готовой продукции по факту

5990,50

200

1 198 100,00

Планирование и управление затратами в производстве намного сложнее, чем сбор фактических данных по затратам. Здесь очень много ручного труда. Сбор, проверка и консолидация всех норм и нормативов в разрезе номенклатуры, цехов, переделов, служб и отделов и всего предприятия в целом, переработка первичных документов, чтобы выяснить, насколько необходимы и обоснованы те или иные расходы, — задача планового отдела. Однако другие службы и отделы на предприятии должны научиться планировать свои расходы, учиться экономить свои затраты.

Формирование планового бюджета расходов включает в себя два этапа. Это связано с тем, что, формируя первоначальный бюджет, мы все доходы и расходы рассчитываем, исходя из планируемых объемов выпуска и реализации продукции. Чтобы ответить на вопрос: «Как правильно учесть расходы?», все плановые нормативы относятся к фактическому выпуску готовой продукции в периоде. В результате видны не только отклонения от желаемого первоначального плана, где как причину можно заметить только уровень выполнения плана по выпуску.

При анализе плана, скорректированного на объем выпуска по факту, можно отследить и проанализировать экономию и перерасход по всем статьям бюджета при условии неизменности объема выпуска в разрезе номенклатуры по факту.

Пример методов формирования первоначального плана по расходам и плана, скорректированного на фактический объем выпуска, представлен в табл. 5.

Таблица 5. Методы формирования первоначального плана по расходам
и плана, скорректированного на фактический объем выпуска

Код

Статья

План первоначальный

План, скорректированный
на объем выпуска
по факту

Факт

1

Выпуск, кг

2

Доходы по выпуску без учета «незавершенки»

3

Расходы (всего)

3.1

Прямые затраты (всего), в том числе:

3.1.1

· сырье и материалы

По нормам расхода сырья и материалов на единицу выпуска x объем выпуска по первоначальному плану

По нормам расхода сырья и материалов на единицу выпуска x объем выпуска по факту

По факту без учета «незавершенки»

3.1.2

· транспорт по доставке сырья и материалов

Направления перевозок с тарифами на единицу сырья x нормы расхода сырья ? на нормативный расход сырья по первоначальному плану, нормативный сбор на отстой вагонов и контейнеров

Направления перевозок с тарифами на единицу сырья x нормы расхода сырья x на нормативный расход сырья на выпуск по факту, нормативный сбор на отстой вагонов и контейнеров

По факту без учета «незавершенки»

3.1.3

· заработная плата

По расценкам на единицу выпуска готовой продукции с учетом всех надбавок x объем продукции по первоначальному плану

По расценкам на единицу выпуска готовой продукции с учетом всех надбавок x объем выпуска по факту

По факту без учета «незавершенки»

3.1.4

· отчисления во внебюджетные фонды

По факту без учета «незавершенки»

3.1.5

· электроэнергия

По нормативам расхода на единицу выпуска x на выпуск по первоначальному плану

По нормативам расхода на единицу выпуска x на выпуск по факту

По факту без учета «незавершенки»

3.1.6

· вода

По нормативам расхода на единицу выпуска x на выпуск по первоначальному плану

По нормативам расхода на единицу выпуска x на выпуск по факту

По факту без учета «незавершенки»

3.1.7

· газ на сушку продукции

По нормативам расхода на единицу выпуска x на выпуск по первоначальному плану

По нормативам расхода на единицу выпуска x на выпуск по факту

По факту без учета «незавершенки»

3.1.8

· упаковка и вспомогательные материалы

По нормам расхода вспомогательных материалов и упаковки на единицу выпуска x на объем по первоначальному плану

По нормам расхода вспомогательных материалов и упаковки на единицу выпуска x на объем выпуска по факту

По факту без учета «незавершенки»

3.2

Общецеховые расходы (всего), в том числе:

По факту

3.2.1

· амортизация основных фондов

Счет № 02 «Основные средства»

Счет № 02 «Основные средства»

По факту

3.2.2

· затраты на ремонт и содержание оборудования, в том числе:

По факту

3.2.2.1

· материалы и запасные части

База нормирования. График планово-предупредительных ремонтов

База нормирования. График планово-предупредительных ремонтов

По факту

3.2.2.2

· услуги сторонних организаций по ремонту оборудования

База нормирования, график планово-предупредительных ремонтов

База нормирования, график планово-предупредительных ремонтов

По факту

3.2.5

· зарплата общецехового персонала

Штатное расписание

Штатное расписание

По факту

3.2.6

· отчисления во внебюджетные фонды

По факту

3.2.7

· МБП, канцтовары

База нормирования

База нормирования

По факту

3.2.8

· содержание зданий и сооружений (всего), в том числе:

По факту

3.2.8.1

· затраты на текущий ремонт

По графику ремонтов с учетом объемов работ и среднегородских расценок на ремонтные работы

По графику ремонтов с учетом объемов работ и среднегородских расценок на ремонтные работы

По факту

3.2.8.2

· электроэнергия

Нормативы потребления по зданиям и помещениям

Нормативы потребления по зданиям и помещениям

По факту

3.2.8.3

· теплоэнергия

Нормативы потребления по зданиям и помещениям

Нормативы потребления по зданиям и помещениям

По факту

3.2.8.4

· вода

Нормативы потребления по количеству работающих

Нормативы потребления по количеству работающих

По факту

3.2.3

Транспортные расходы

Нормы расхода ГСМ на плановый пробег по основным направлениям грузопассажирских перевозок + база нормирования на запасные части

Нормы расхода ГСМ на плановый пробег по основным направлениям грузопассажирских перевозок + база нормирования на запасные части

По факту

3.3

Общезаводские расходы (всего), в том числе:

3.3.1

· амортизация основных фондов

Счет № 02 «Основные средства»

Счет № 02 «Основные средства»

По факту

3.3.2

· зарплата общезаводского персонала

Штатное расписание

Штатное расписание

По факту

3.3.3

· отчисления во внебюджетные фонды

По факту

3.3.4

· ГСМ

Нормы расхода ГСМ

Нормы расхода ГСМ

По факту

3.3.5

· содержание автотранспорта (ремонты, обслуживание)

База нормирования, график планово-предупредительных ремонтов

База нормирования, график планово-предупредительных ремонтов

По факту

3.3.6

· МБП, канцтовары

База нормирования

База нормирования

По факту

3.3.7

· содержание зданий и сооружений (всего), в том числе:

3.3.7.1

· затраты на текущий ремонт

По графику ремонтов с учетом объемов работ и среднегородских расценок на ремонтные работы

По графику ремонтов с учетом объемов работ и среднегородских расценок на ремонтные работы

По факту

3.3.7.2

· электроэнергия

Нормативы потребления по зданиям и помещениям

Нормативы потребления по зданиям и помещениям

По факту

3.3.7.3

· теплоэнергия

Нормативы потребления по зданиям и помещениям

Нормативы потребления по зданиям и помещениям

По факту

3.3.7.4

· вода

Нормативы потребления по количеству работающих

Нормативы потребления по количеству работающих

По факту

3.3.8

· налоги, включаемые в себестоимость

По факту

3.3.9

· пошлины

План расходов юридического отдела

План расходов юридического отдела

По факту

3.3.10

· услуги банков

План расходов бухгалтерии

План расходов бухгалтерии

По факту

3.3.11

· транспортные услуги

План расходов отдела логистики с расшифровкой заявок на транспортные услуги сторонних организаций

План расходов отдела логистики с расшифровкой заявок на транспортные услуги сторонних организаций

По факту

3.3.12

· услуги связи

План отдела информационных технологий или отдела связи

План отдела информационных технологий или отдела связи

По факту

3.3.13

· реклама

План отдела продаж, группы маркетинга с расшифровкой услуг рекламных агентств (с прайсом или договором)

План отдела продаж, группы маркетинга с расшифровкой услуг рекламных агентств (с прайсом или договором)

По факту

3.3.14

· информационные услуги

Сводный график платежей организациям, предоставляющим информационные услуги

Сводный график платежей организациям, предоставляющим информационные услуги

По факту

3.3.15

· командировочные расходы

График командировок с учетом установленного размера суточных, лимитов на оплату гостиничных и транспортных услуг

График командировок с учетом установленного размера суточных, лимитов на оплату гостиничных и транспортных услуг

По факту

3.3.16

· коммерческие расходы

План отдела продаж, группы сбыта

План отдела продаж, группы сбыта

По факту

3.3.17

· подбор персона

План отдела кадров

План отдела кадров

По факту

3.3.18

· прочие услуги

Сводный план по отделам с расшифровкой и обоснованием услуг

Сводный план по отделам с расшифровкой и обоснованием услуг

По факту

3.3.19

· погашение процентов за кредит

График погашения процентов за кредит

График погашения процентов за кредит

По факту

3.3.20

· прочие расходы

Сводный план по отделам с расшифровкой и обоснованием необходимости затрат

Сводный план по отделам с расшифровкой и обоснованием необходимости затрат

По факту

4.1

Маржинальный доход, руб.

4.2

Маржинальный доход, %

4.3

Прибыль

4.4

Рентабельность

4.5

Налог на прибыль (20 %)

4.6

Прибыль к распределению

4.6.1

Окончательный брак (возвраты от покупателей)

4.6.2

Штрафы и пени

4.6.3

Дивиденды

4.6.4

Прочее распределение

4.6.4.1

Фонд развития

4.6.4.2

Фонд социальных нужд

4.6.4.3

Материальное вознаграждение

Анализ отклонений факта затрат по статьям расходов и плана, скорректированного на объем выпуска, поможет найти слабые места в производственной цепочке; выявит, насколько реальны и обоснованы те или иные нормы и нормативы; покажет целесообразность расхода денежных средств по общезаводским и общецеховым расходам сверх планов и нормативов.

Заключение

Нормирование всех затрат является самой главной задачей планирования и управления производства. Руководство предприятия, прежде чем принять решение о бюджетировании, в первую очередь должно обратить внимание на наличие и состояние нормативной базы, отражающей необходимую потребность в материальных и других ресурсах. База нормирования при ее правильном использовании в бюджетировании непременно даст хороший эффект в виде значительной экономии расходов. Только такая база сможет ответить на вопрос о том, как правильно учесть расходы.

Версия для печати