Бюджетные инвестиции

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ

См. предыдущую редакцию

4. Предоставление предусмотренной настоящей статьей субсидии осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием (далее в настоящей статье — соглашение о предоставлении субсидии), на срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств с учетом положений абзаца четырнадцатого настоящего пункта.

Соглашение о предоставлении субсидии может быть заключено в отношении нескольких объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) объектов недвижимого имущества, приобретаемых в государственную (муниципальную) собственность, и должно содержать в том числе:

цель предоставления субсидии и ее объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта, на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которого предоставляется субсидия, с указанием его наименования, мощности, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения, стоимости объекта, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, а также общего объема капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности за счет всех источников финансового обеспечения, в том числе объема предоставляемой субсидии, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. В случае предоставления субсидии из федерального бюджета объем предоставляемой субсидии должен соответствовать объему бюджетных ассигнований на предоставление субсидии, предусмотренному федеральной адресной инвестиционной программой;

положения, устанавливающие права и обязанности сторон соглашения о предоставлении субсидии и порядок их взаимодействия при реализации указанного соглашения;

условие о соблюдении автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием при использовании субсидии положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

положения, устанавливающие обязанность федерального автономного учреждения, автономного учреждения субъекта Российской Федерации, муниципального автономного учреждения, федерального государственного унитарного предприятия, государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации, муниципального унитарного предприятия по открытию лицевого счета для учета операций с субсидиями соответственно в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации или финансовом органе муниципального образования, а в случае заключения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) с органом Федерального казначейства соглашения об открытии и ведении лицевого счета автономного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального автономного учреждения), государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации (муниципального унитарного предприятия) — в органе Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством;

сроки (порядок определения сроков) перечисления субсидии, а также положения, устанавливающие обязанность перечисления субсидии на лицевой счет, указанный в абзаце шестом настоящего пункта;

положения, устанавливающие право получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, на проведение проверок соблюдения бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием условий, установленных соглашением о предоставлении субсидии;

порядок возврата бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием средств в объеме остатка не использованной на начало очередного финансового года ранее перечисленной этому учреждению, предприятию субсидии в случае отсутствия принятого в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, решения получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, о наличии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии;

порядок возврата сумм, использованных бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием, в случае установления по результатам проверок фактов нарушения этим учреждением, предприятием целей и условий, определенных соглашением о предоставлении субсидии;

положения, предусматривающие приостановление предоставления субсидии либо сокращение объема предоставляемой субсидии в связи с нарушением бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием условия о софинансировании капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности за счет иных источников, в случае, если соглашением о предоставлении субсидии предусмотрено указанное условие;

порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидии бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием;

случаи и порядок внесения изменений в соглашение о предоставлении субсидии, в том числе в случае уменьшения в соответствии с настоящим Кодексом получателю бюджетных средств ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии, а также случаи и порядок досрочного прекращения соглашения о предоставлении субсидии.

Решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, получателям бюджетных средств может быть предоставлено право заключать соглашения о предоставлении субсидий на срок реализации соответствующих решений, превышающий срок действия утвержденных получателю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий.

Порядок взыскания средств в объеме остатка не использованной на начало очередного финансового года субсидии при отсутствии решения получателя бюджетных средств, предоставившего субсидию, о наличии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии устанавливается соответствующим финансовым органом с учетом общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

Положения абзаца третьего настоящего пункта в части соответствия объема предоставляемой субсидии объему бюджетных ассигнований на предоставление субсидии, предусмотренному федеральной адресной инвестиционной программой, а также абзацев шестого и седьмого настоящего пункта не распространяются на объекты государственной собственности Российской Федерации, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации.

О курсе

Бюджетные инвестиции и институты развития

Дисциплина формирует знания об особенностях планирования и финансирования бюджетных инвестиций, методологических основах управления капитальными расходами бюджетов публично-правовых образований; позволяет сформировать навыки отбора инвестиционных проектов для финансирования или софинансирования за счет бюджетных средств, мониторинга и оценки эффективности инвестиционных расходов бюджета.

Изучение дисциплины «Бюджетные инвестиции и институты развития» основывается на комплексе знаний, сформированных в ходе освоения дисциплин «Финансы», «Государственные и муниципальные финансы», «Статистика».

Для освоения дисциплины «Бюджетные инвестиции и институты развития» слушатель должен:

Знать:

  • теоретические основы функционирования рыночной экономики;
  • современные концепции инвестирования и менеджмента, государства и управления общественными финансами;

Уметь:

  • анализировать источники финансовой информации на микро- и макроэкономическом уровнях;
  • использовать экономико-математический инструментарий для решения задач в области инвестирования бюджетных средств;

Владеть:

  • категориальным аппаратом, необходимым для понимания роли и значения бюджетных инвестиций в экономическом развитии общества;
  • современными методиками расчета и анализа эффективности бюджетных инвестиций;
  • навыками работы с научной литературой и источниками финансовой информации, обобщения и интерпретирования полученной теоретической и аналитической информации.

Общая трудоемкость дисциплины – 3 з.е.

Бюджетные инвестиции: понятие и механизм осуществления

В современном мире бюджетные инвестиции — неотъемлемый инструмент экономической политики любого государства, важнейший фактор развития общественного производства за счет введения новых объектов основных средств, модернизации и реконструкции имеющихся. Бюджетные инвестиции являются основой для развития объектов социального и производственного назначения, которые из-за высокой капиталоемкости, существенных рисков и отдаленного экономического эффекта являются малопривлекательными или нереальными к осуществлению для бизнеса. Посредством инвестирования государство получает возможность поддерживать стратегически важные отрасли, способствовать структурным изменениям в экономике, а также равномерно формировать национальное благосостояние в территориальном и отраслевом разрезе.

Бюджетные инвестиции оказывают существенное влияние на экономику страны за счет выбора приоритетных объектов строительства и значительных сумм вложений. В 2017 г. объем бюджетных средств, фактически использованных на создание и приобретение основных средств, составил 1966 млрд руб. Наибольший объем вложений в основной капитал за счет бюджетных средств приходится на федеральный бюджет. Динамика и структура инвестиций в основной капитал в Российской Федерации за период с 2013 по 2017 г. по источникам финансирования представлена в табл. 4.1.

Выделение бюджетных инвестиций в качестве отдельного вида инвестиций обусловлено особенностями средств, за счет которых производится инвестирование:

  • • бюджетные инвестиции осуществляются в процессе выполнения государством своих функций;
  • • основным критерием при выборе направлений инвестирования является достижение приоритетов развития страны;
  • • предоставление средств происходит на безвозвратной и безвозмездной основе;
  • • бюджетные инвестиции имеют строго целевой характер;
  • • осуществляется финансовый контроль со стороны органов власти за целевым и эффективным использованием средств;
  • • обеспечивается доступность информации о составлении и исполнении программы бюджетного финансирования инвестиционных проектов.

Таблица 4.1

Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по источникам финансирования

с 2013 по 2017 г.1

Определение бюджетных инвестиций содержится в ст. 6 БК РФ: бюджетные инвестиции — это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. В данном определении не содержится строгого указания на то, что бюджетные инвестиции являются вложениями исключительно в основные средства, следовательно, понятие «бюджетные инвестиции» шире понятия «капитальные вложения» за счет финансовых инвестиций, к которым относятся доли в уставном капитале, ценные бумаги и пр.

Основополагающими правовыми актами в сфере бюджетных инвестиций являются БК РФ, Градостроительный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». В каждом из этих документов дано определе-

ние круга участников инвестиционной деятельности, однако рассмотрение их происходит с разных позиций: БК РФ трактует их с финансовой точки зрения (как лиц, получающих и использующих бюджетные ассигнования), остальные документы — с точки зрения техники реализации инвестиционного проекта (как лиц, организующих процесс строительства объекта и введения его в эксплуатацию). Взаимодействие субъектов инвестиционной деятельности при бюджетном финансировании представлено на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Взаимодействие субъектов инвестиционной деятельности при бюджетном финансировании

Инвестором в случае реализации бюджетных инвестиций за счет федерального бюджета выступает Российская Федерация, непосредственное финансирование государственных капиталовложений осуществляет финансовый орган — Минфин России. Орган исполнительной власти — главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные ассигнования, выделенные на инвестиции, между подведомственными ему распорядителями или получателями бюджетных средств, которые исполняют бюджетные обязательства от имени государства. Заказчики осуществляют собственно реализацию инвестиционного проекта. Государственный заказчик, как правило, является главным распорядителем бюджетных средств федерального бюджета.

Процедура реализации бюджетных инвестиций в части капитальных вложений состоит в следующем: соответствующий орган власти определяет объект капитального строительства (приобретения недвижимого имущества) и принимает решение об осуществлении инвестиций; расходы, связанные с ними, осуществляются в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, на основании государственных контрактов, заключенных в целях строительства или приобретения объектов. Государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных государственному заказчику как получателю средств федерального бюджета. Созданные или приобретенные в результате осуществления бюджетных инвестиций объекты закрепляются на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за организациями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих организаций, или увеличением уставного фонда предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной казны РФ, т. е. в состав государственной собственности, не распределенной между государственными предприятиями и учреждениями и принадлежащей государству на праве собственности.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями или государственными (муниципальными) предприятиями (ГУП (МУП)), влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц. При этом бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями или ГУП (МУП), могут осуществляться как с обязательством последующего направления данных средств на капитальные вложения, так и без такого обязательства.

Инструментами реализации бюджетных инвестиций являются адресные инвестиционные программы (АЙ77), которые разделяются по уровням бюджетной системы. Федеральная адресная инвестиционная программа (далее — ФАИП) представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения.

Все объекты ФАИП отнесены к одному из комплексов, объединяющему в себе несколько отраслей:

  • 1) социальный (наука, образование, культура, здравоохранение, коммунальное строительство, жилищное строительство и т. п.);
  • 2) производственный (электроэнергетика, медицинская промышленность, строительный комплекс, транспорт, дорожное хозяйство, связь, агропромышленный комплекс и т. п.);
  • 3) специальный (включает расходы, направленные на специфические цели, не попадающие под перечисленные выше направления).

Бюджетные ассигнования ФАИП на 2018 г. распределены следующим образом: социальный комплекс — 33 % от общей суммы ассигнований, производственный комплекс — 51,2 %, специальный комплекс — 15,8 %.

Федеральная адресная инвестиционная программа состоит из двух частей: открытой (сведения об объектах капитального строительства, предусмотренных в федеральных целевых программах, нормативных правовых актах Правительства РФ, решениях иных федеральных органов исполнительной власти) и закрытой части (сведения об объектах капитального строительства, предусмотренных в государственном оборонном заказе).

Федеральная адресная инвестиционная программа — документ, логически вытекающий из закона о федеральном бюджете, поэтому процесс ее формирования и утверждения тесно связан с процессом составления и рассмотрения федерального бюджета. Параметры ФАИП и процесс реализации инвестиционных проектов можно отслеживать на официальном информационном ресурсе по адресу: faip.economy.gov.ru.

Субъекты РФ формируют собственные АИП на основании тех же принципов и правил, что и в Российской Федерации в целом.

Основными проблемами, возникающими в настоящее время в сфере бюджетных инвестиций, являются:

  • — включение в АИП объектов, не готовых к началу строительства (например, отсутствует утвержденная проектная документация или объект имеет низкий уровень технической готовности);
  • — внесение в АИП изменений в конце года в связи с исключением объектов или переносом сроков ввода объектов в эксплуатацию на более поздние сроки, что приводит к неиспользованию предусмотренных на год средств;
  • — низкий уровень кассового исполнения расходов на реализацию АИП в связи с поздним проведением конкурсных процедур, некачественной разработкой проектной документации и невыполнением обязательств подрядными организациями;
  • — завышение стоимости строительства вследствие неправильного применения сметных нормативов и прогнозных индексов изменения стоимости;
  • — значительный объем незавершенного строительства.

В настоящее время преодоление этих недостатков и повышение эффективности бюджетных расходов на реализацию инвестиционных проектов является одной из приоритетных задач. Для этих целей было введено казначейское сопровождение контрактов (см. п. 13.4), и осуществлены другие меры. В БК РФ будет введен институт обоснования инвестиций, который направлен на предотвращение завышения стоимости строительства и конструктивных решений, а также на сокращение незавершенного строительства.

Финансирование работ по капитальному строительству осуществляется инвесторами за счет собственных средств и приравненных к ним источников, а также за счет заемных средств.

К собственным источникам относят:

· Амортизационные отчисления.

· Часть чистой прибыли.

· Фонды специального назначения.

К приравненным к собственным источникам относят:

· Суммы страховых возмещений, связанных с основными средствами и объектами строительства.

· Бюджетные ассигнования

· Средства дольщиков.

Заемные источники:

· Кредиты банков

· Временно привлекаемые от других юридических и физических лиц источники средств в форме займа.

Возврат привлеченных источников производится в дальнейшем за счет собственных средств и приравненных к ним в сроки установленные договором. Помимо возвратности заемные источники являются и платными. В связи с этим их привлечение вызывает дополнительные затраты по капитальным вложениям (% за пользование).

Учет собственных источников требует особенно тщательного подхода в связи с тем, что существует льгота по налогу на прибыль по капитальным вложениям. В этом случае требуется организациям вести аналитический учет, который позволил бы отслеживать использование собственных источников в части амортизационных отчислений.

При учете собственных источников следует выделять в учете следующие направления:

· Амортизационные отчисления

· Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия.

· ФН и социальной сферы.

· Льготная часть прибыли, которая может быть использована на финансирование капитальных вложений и при этом зачтена при исчислении налогооблагаемой прибыли.

При учете амортизационных отчислений использование данного источника не отражается на синтетических счетах т.к. 02 счет может быть использован только случае списания износа при выбытии основных фондов по каким либо причина, но в аналитическом учете справочно отражается использование данного источника при инвестировании его на капитальные вложения т.е. на полное восстановление основных фондов.

В форме №5 финансовой отчетности показывается расчетным путем та часть начисленного за отчетный период износа основных фондов которая использовалась в этом же отчетном периоде как источник капитальных вложений. Эту процедуру по аналитическому учету можно осуществлять на забалансовом счете 001 «Амортизация основных фондов», на этом счете учет амортизации использованной ведется отдельно по объектам производственного и непроизводственного назначения.

По Дт001 отражается начисления за отчетный период амортизации по объектам производственного и непроизводственного назначения, по Кт001 отражается использование амортизации по тем суммам которые были учтены как затраты на строительство или как выплаты авансов подрядчикам.

1. Приобретение оборудования требующего монтажа, но не сданного еще в монтаж (данные по счету 07).

2. Оплаченные или принятые к оплате счета по капитальному строительству затраты по которому учтены на счете 08.

3. Авансы, перечисленные организациям за выполненные СМР.

4. Средства, перечисленные на долевое участие в строительстве головному застройщику.

В случае если Кт 001 оказался больше дебетового оборота организация имеет право на льготную часть прибыли, при этом следует произвести расчет ограничения т.е. размер суммы остающейся после сравнения Дт и Кт оборотов по счету 001 и не должен превышать 50 % прибыли которая идет под налогообложение.

Пример 1

Фактические затраты произведенные по капитальным вложениям составили 1200. Амортизационные отчисления показанные по счету 001 за отчетный период составили 500. Прибыль до налогообложения 800.

Таким образом, источники, используемые на покрытие капитальных вложения:

500 за счет амортизационных отчислений.

400 льготная часть прибыли

300 за счет других источников (ФН, ФСС).

При использовании прибыли как источника финансирования делается следующая проводка Дт81 Кт88. При использовании фондов делается внутренняя проводка Дт88, (образованный) Кт88,(использованный).

В случае использования ассигнований на финансирование капитальных вложений по специальным программам делается проводка Дт96 Кт08 – на инвентарную стоимость объекта при списании затрат, Дт96 Кт08 – списание затрат не увеличивающих инвентарную стоимость основных средств .

Организации, чья деятельность связана с выпуском продукции на вновь построенных объектах Дт01 Кт08 – списывается Дт96 Кт87 – сума равная эквивалентной стоимости прироста имущества в связи с введением объекта у застройщика, если этот объект производственного назначения, а если нет, — то используется счет 88,ФСС. Дт96 Кт08 – списание затрат не увеличивающих стоимости основных средств.

В унитарных предприятиях по согласованию с органами управления целевые источники использованной ими на финансирование капитальных вложений, отражают следующей записью Дт96 Кт85.

1. В целях настоящего Федерального закона под инвестициями в сфере образования понимаются бюджетные и частные инвестиции, то есть вложение денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также иных прав, имеющих денежную оценку, в объекты образовательной деятельности в целях достижения полезного эффекта и (или) получения дохода. Объектами инвестирования в сфере образования могут быть основные средства, создание образовательных программ, методик и технологий образования, воспитания и контроля качества образования, фонды целевого капитала, предназначенного для финансового обеспечения образовательных организаций, а также иные объекты, относящиеся к обеспечению образовательной деятельности. Инвестирование в сфере образования может осуществляться в формах частно-государственного партнерства.

2. Бюджетные инвестиции в сфере образования осуществляются в целях создания условий реализации образовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, а также образовательными стандартами и требованиями, устанавливаемыми университетами. Размеры бюджетных инвестиций в объекты образовательной деятельности, предусматриваемых в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, должны быть достаточными для реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации публичных обязательств государства и муниципальных образований по обеспечению общедоступного и бесплатного дошкольного, общего и среднего профессионального образования и на конкурсной основе бесплатного высшего образования.

3. Частно-государственное партнерство в сфере образования осуществляется в целях повышения качества образования, более полного удовлетворения потребностей в образовании, а также эффективного использования бюджетных средств, выделяемых в соответствии с расходными обязательствами соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Формами частно-государственного партнерства в сфере образования могут быть концессионные соглашения о строительстве, эксплуатации и управлении объектов образовательной деятельности, передача в доверительное управление управляющим компаниям государственного и муниципального имущества, относящегося к объектам образовательной деятельности, взаимное предоставление в пользование имущества, в том числе на безвозмездной основе, совместная деятельность на основе договора о совместной деятельности.

В целях развития частно-государственного партнерства в сфере образования законодательством Российской Федерации может предоставляться государственная поддержка.

При осуществлении частно-государственного партнерства в сфере образования не допускается передача организацией, осуществляющей образовательную деятельность, функций по осуществлению образовательной деятельности, перечисленных пунктом 4 статьи 99 настоящего Федерального закона.

Коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, а также образовательные организации, осуществляющие приносящую доход деятельность, вправе осуществлять инвестиции в объекты образовательной деятельности в целях получения дохода и (или) достижения полезного эффекта.

При формировании целевого капитала, предназначенного для финансового обеспечения образовательных организаций, допускается передача в фонд целевого капитала и доверительное управление управляющей компании денежных средств, а также недвижимого имущества, ценных бумаг и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.