Электронные платежные системы правовое регулирование

© Губенко Е. С, 2017.

© Издательство «Прометей», 2017.

* * *

От автора

Учебник «Финансово-правовое регулирование платежных и расчетных систем» позволит расширить знания о банковской деятельности, может быть рекомендован для совместного изучения с дисциплинами «Банковское право», а также «Финансовый мониторинг», поскольку лица, участвующие в платежных и расчетных отношениях, обязаны соблюдать требования, установленные Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Для освоения материалов, изложенных в учебнике студент должен

иметь представление:

– об элементах финансовой системы России и их соотношении;

– о современных подходах к содержанию системы финансового права;

– о денежной системе государства;

– о системе нормативно-правовых актов, регулирующих публичную финансовую и банковскую деятельность.

знать:

– основные положения Общей части финансового права;

– основы банковского права;

– основные определяющие понятия в сфере платежных и расчетных правоотношений и используемых платежных инструментов.

уметь:

– анализировать нормативно-правовые акты и акты судебной практики;

– правильно применять положения действующего законодательства, регламентирующие платежные и расчетные правоотношения;

– осуществлять поиск необходимой информации в справочно-правовых системах;

– пользоваться специальной литературой.

Введение

Развитие сложной экономической системы, такой как национальная платежная система, предполагает постоянное совершенствование нормативно-правовой базы, ее функционирования. В связи с ростом глобализации произошло стремительное ускорение реформ платежных систем во всем мире. В связи с этим планирование и реализация национальных платежных систем должно сообразовываться с интересами гармонизации международных расчетов и платежей с другой – обеспечивать достижение целей, предусмотренных национальной экономической политикой каждой страны. Это особо актуально для России, находящейся на «перекрестке» мировых экономических отношений.

Правовое регулирование на законодательном уровне платежных систем, действующих в России – новое явление для российского права. Только с принятием Федерального закона от 27.06.2011 № 161 «О национальной платежной системе» соответствующие юридические ценности и понятия стали постепенно входить в правовое употребление. Крайне узкой остается правоприменительная практика, явно недостаточной пока видится теоретическая база правового регулирования платежно-расчетных отношений, далеко от совершенства находится механизм государственного управления национальным и международным денежным оборотом.

В этом свете подготовка учебного издания по вопросам правового регулирования функционирования платежной системы России и предоставляемых ей платежных услуг, предпринятая Е. С. Губенко, заслуживает поддержки и одобрения как в аспекте обучения студентов-юристов, так и в целях адаптации новых правовых понятий и явлений к мировоззрению действующих практикующих юристов и юридической общественности в целом.

Платежная система, как совокупность организационных форм, инструментов и процедур, способствующих денежному обращению, является инструментом, проводимой государством финансовой политики. С ее помощью осуществляется контроль за денежно-кредитной сферой, производится управление ликвидностью коммерческих банков, упрощается процесс составления денежно-кредитной программы и ускоряется осуществление расчетных операций между участниками финансового оборота. Обеспечение эффективного и надежного функционирования платежных систем является неотъемлемой составной частью задач экономического развития любого государства на современном этапе.

Учебник «Финансово-правовое регулирование платежных и расчетных систем» охватывает комплекс взаимосвязанных вопросов, касающихся создания и функционирования платежных системы, состоит из трех глав, каждая из которых позволяет в комплексе подойти к пониманию функционирования платежных систем и используемых платежных инструментов и механизмов.

Российский опыт создания национальной платежной системы тесно связан с международным опытом построения платежных системы, как на уровне отдельно взятых государств (например, США), так и на уровне создания межгосударственных платежно-расчетных систем (например, платежной системы ЕС – TARGET). Это обуславливает рассмотрение в первой главе учебника зарубежного опыта создания и развития платежной системы в ее взаимосвязи с денежной системой, всевозможных национальных моделей построения платежных систем, традиционно составляющих элементов платежных систем и опыта функционирования наиболее значимых зарубежных платежных систем.

Вторая глава содержит описание национальной платежной системы России, ее субъектов и участников. В ней рассмотрены основные виды платежных и расчетных систем, функционирующие в рамках национальной платежной системы России. В настоящее время в России доминирующее положение занимает платежная система Банка России, в которой межбанковские расчеты осуществляются через его расчетную сеть. Платежная система Банка России носит централизованный характер. Параллельно существуют несколько систем межбанковских расчетов, которые основаны на установлении прямых корреспондентских отношений между коммерческими банками. Помимо систем межбанковских расчетов, коммерческие банки активно используют внутрибанковские расчетные системы, с помощью которых осуществляются расчеты между головными банками и их филиалами с использованием счетов межфилиальных расчетов, открытых на балансе головного банка. Межбанковские и внутрибанковские расчеты, как правило, совершаются в порядке прямых переводов всех причитающихся денежных средств с одних корреспондентских счетов на другие.

Для проведения расчетов в иной форме используются клиринговые расчетные системы, расчеты через которые осуществляются посредством зачета взаимных требований и обязательств участников расчетов независимыми клиринговыми центрами и расчетными палатами, являющимися небанковскими кредитными организациями. Помимо, перечисленных платежных систем в учебнике рассмотрены и ряд других платежных и расчетных систем, которые функционируют в рамках российской национальной платежной системы.

Третья глава посвящена рассмотрению, используемых в платежных системах, платежных инструментов и технологий. Особое внимание во всех главах учебника уделено рассмотрению понятийного аппарата и сущностному содержанию каждой применяемой категории. Несмотря на непрерывное формирование правовых основ платежных систем, путем издания нормативных актов Банка России, принятая терминология продолжает оставаться предметом широких дискуссий, что, безусловно, требует выработки единообразного подхода к пониманию сущности каждого термина.

Думается, издание данной работы позволит углубить представления заинтересованных читателей о механизме действия платежных систем и предоставляемых ими услуг, что несомненно положительно скажется на уровне представлений о роли права в современной экономике, наполнит новым содержанием понимание основных институтов гражданского, административного и финансового права.

Доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист РФ

С.В. Запольский

Глава 1Платежные системы: теоретико-правовые аспекты построения и развития

1.1. Понятие платежной системы и ее место в сфере экономических отношений

По мере развития видов и форм денег в каждой отдельно взятой стране складывается национальная система организации денежного оборота (национальная денежная система), которая закрепляется традициями и оформляется законодательно.

В тех денежных системах, в которых функции денег как средства обращения и средства платежа выполняют полноценные металлические монеты, не возникает необходимости создания и регулирования платежной системы, поскольку передача денег от продавца к покупателю, от кредитора к должнику означает факт окончательного совершения платежа и погашения долга. В силу исторического развития денежной системы при введении в денежный оборот бумажных, кредитных и электронных денег появляется потребность в разработке особых правил их обращения и процедур передачи, которыми должны руководствоваться все участники расчетов при совершении платежей. Как следствие, формируется платежная система передачи платежной информации. Значение правил, процедур и систем передачи платежной информации особенно возрастает при переходе к применению безналичных расчетов и электронных денег. Платежная система – это динамично развивающееся образование. Существует множество разных как по структуре, так и характеру платежных систем. Они появляются, изменяются, объединяются, дробятся и исчезают в процессе эволюции системы денежного обращения, осуществляя единственную задачу – перевод денежной стоимости от покупателей к продавцам согласованным способом в процессе осуществления сделок.

В каждой стране в рамках финансовой системы создается самостоятельная национальная платежная система. С развитием международного обмена возникают международные платежные системы, обеспечивающие проведение платежей между участниками международных рынков, находящимися в разных станах.

Платёжные системы являются заменителем расчётов наличными деньгами при осуществлении внутренних и международных платежей и являются одним из базовых сервисов, предоставляемых банками и другими профильными финансовыми институтами. Самым большим международным сервисом такого рода является система SWIFT.

В российской практике и научной литературе понятие «платежная система» применяется сравнительно недавно. Одно из первых определений платежной системы появилось в 1993 г. в публикации экономиста Брюса Дж. Саммерса, в которой он определяет платежную систему как «совокупность средств для проведения денежных платежей, которые необходимы для соблюдения обязательств, возникающих вследствие выполнения экономической деятельности».

Центральный Банк РФ в 1996 г. в Стратегии развития платежной системы России определил платежную систему как систему учреждений и набор инструментов и процедур, используемых для передачи денежных средств по поручению физических и юридических лиц с целью выполнения возникающих у них ежедневно платежных обязательств.

В целях формирования единого подхода к определению платежной системы в Глоссарии терминов, используемых в платежных и расчетных системах, сформированном Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, указывается, что платежная система «состоит из ряда инструментов, банковских процедур и, как правило, систем межбанковских переводов денежных средств, которые обеспечивают денежное обращение».

Другой международный источник – Директива 2007/64/ЕС Европейского парламента и Совета от 13 ноября 2007 г. «О платежных услугах на внутреннем рынке» – дает несколько иное определение понятия «платежная система». Платежная система – система перевода денежных средств, обладающая официальными и стандартизированными процедурами и общими правилами обработки, клиринга и/или расчета платежных операций.

В научных трудах не без основания платежную систему рассматривают с различных сторон. Так, с точки зрения ее сущности, платежная система – механизм выполнения денежных обязательств, возникающих в результате выполнения экономической деятельности ее участников. С точки зрения ее инфраструктуры платежная система – совокупность платежных инструментов, операционных, клиринговых и расчетных центров, телекоммуникационных систем, различных продуктов рынка платежных услуг, обеспечивающих перевод денежных средств. В институциональном отношении платежная система – совокупность рыночных договоренностей финансовых организаций, правил проведения расчетов, регулятивных механизмов, нормативно-правовой базы, обеспечивающей денежное обращение.

Специалисты по швейцарскому законодательству приводят такое определение: платёжная система – одна из ключевых частей монетарной системы, включающая совокупность правил, процедур и технической инфраструктуры, которые обеспечивают перевод стоимости от одного субъекта экономики другому.

В экономической литературе предлагается рассматривать платежную систему в широком и узком смысле. Платежная система в широком смысле – некая среда, цементирующая в масштабах той или иной страны договоренности и процессы как институционального, так и инфраструктурного плана с целью перевода денежных требований в виде обязательств коммерческих банков и центрального банка. Платежная система в узком смысле – совокупность институтов, инструментов и процедур, используемых для перевода денежных средств между экономическими агентами в целях погашения возникающих у них ежедневно платежных обязательств.

В правовой литературе платежная система – совокупность правовых норм, учреждений, программно-технических и других средств, обеспечивающих переводы денежных средств в рамках проведения расчетных операций.

Большинство подходов к определению платежной системы в основном базируются на простом наборе элементов, обеспечивающих механизм перевода средств от одного субъекта экономической деятельности к другому. Вместе с тем в научных трудах встречается несколько иной подход к определению платежной системы. Так, Л. В. Парафило в своей научной работе рассматривает платежную систему как некий «организм» с присущей ему эволюцией и способностью к изменениям в меняющихся экономических условиях. Такой подход аргументирован динамикой изменяющихся экономических условий, которые обусловлены, прежде всего, развитием современных технологий и необходимостью интеграции России в мировую экономику.

Именно по этой причине созданные платежные системы не статичны, они подвержены развитию, наряду с развитием и изменением экономических процессов в рамках финансовой системы государства. Традиционно к факторам, влияющим на процесс развития платежных систем, относят:

– внедрение новейших информационных технологий, которые позволяют существенно повысить быстроту, надежность и эффективность работы платежной системы;

– структурные изменения, происходящие в банковской сфере, связанные с быстрым развитием финансовых организаций, появлением новых банковских продуктов и услуг, глобализацией финансовых рынков и т. д.;

– повышение роли центральных банков и их влияния на функционирование платежной системы, которое выражается в активном участии в мониторинге и планировании работы существующих систем, оценке соответствия платежной системы международным стандартам, инициировании изменений в правилах функционирования платежной системы и т. д.

Расчеты через платежные системы осуществляется посредством перевода денежных средств. Платежная функция денег с точки зрения экономической теории непосредственно связана с разрывом между движением товаров и услуг и движением денег и используется для погашения денежных обязательств. С правовой точки зрения при осуществлении перевода в рамках платежной системы происходит перевод задолженности с одного пользователя на другого. При этом, когда средства, необходимые для перевода, передаются платежной системе, в ней закрепляется сумма такой передачи. У платежной системы возникают обязательственные правоотношения по передаче этих средств их получателю. При обращении получателя к платежной системе у него есть возможность получить денежный эквивалент этих обязательств. В некоторых случаях платёжными средствами при переводе выступают не деньги, а условные платёжные единицы или специализированные ценные бумаги. Такой объект перевода характерен для расчётных систем организованного рынка ценных бумаг.

Расчетная система (settlement system) – система, используемая для осуществления расчетов по сделкам (т. е. для перевода финансовых инструментов и/или перечисления денежных средств). Поскольку в соответствии с определением платежной системы банковские процедуры по переводу денежных средств входят в состав расчетной системы, последняя является элементом платежной системы.

В Глоссарии терминов, используемых в платежных и расчетных системах «расчетная система – система, способствующая осуществлению расчета по переводам денежных средств или финансовых инструментов».

Электронная платёжная система – подвид платёжной системы, включающий платежные механизмы, обеспечивающие дистанционное осуществление транзакций электронных платежей за товары, работы, услуги или получение наличных денег в кредитных организациях через каналы связи сети (например, Интернет или технические устройства (платёжные чипы и др.)).

Задачи и функции платежной системы. Основными задачами, стоящими перед платежной системой, являются следующие:

– бесперебойность, безопасность и эффективность функционирования;

– надежность и прочность, гарантирующие отсутствие срывов или полного выхода из строя системы платежей;

– эффективность, обеспечивающая быстрый, экономный и точный выход потока операций;

– справедливый подход, например требование участия в платежной системе лиц, отвечающих необходимым квалификационным критериям.

Эффективность платежной системы – это своевременность и надежность передачи и учета платежных ресурсов, выделяемых на проведение платежей.

Основной функцией любой платежной системы является обеспечение динамики и устойчивости хозяйственного оборота. Наличие эффективной платежной системы способствует осуществлению контроля за денежно-кредитной сферой, помогает банкам активно управлять ликвидностью, снижая тем самым потребность в крупных и избыточных резервах. В результате этого упрощается процесс составления денежно-кредитной программы и ускоряется осуществление операций в области финансовой политики.

Правовые основы платежных систем. Для надлежащего обеспечения деятельности платежных систем необходимы правила, которые бы обеспечивали: а) стимулирующее или сдерживающее влияние на участников платежей в выборе ими того или иного метода обработки трансакций; б) регулирование прав и обязанностей всех участников процесса платежа как в нормальных условиях функционирования платежных систем, так и в случаях каких-либо нарушений нормального платежного процесса.

Правила платежных систем могут быть изложены в законодательных или нормативных актах, соглашениях участников или одновременно во всех этих типах документов. Соблюдение правил платежными системами обеспечивается гражданским и арбитражным судопроизводством, а также мероприятиями принуждения со стороны регулирующих учреждений.

Правовые основы регулирования платежных систем разных стран имеют существенные отличия, однако во многих странах используют тождественные основополагающим принципам, изложенным Комитетом по платежным расчетным системам Банка международных расчетов в публикации «Общее руководство по развитию национальной платежной системы».

Во всех странах существует банковское законодательство, регулирующее создание и полномочия центрального банка, определяющее сферу его ответственности и функций по отношению к платёжным операциям, а также регламентирующее круг вопросов о банковских операциях и сделках, о создании и лицензировании коммерческих банков и надзора за ними. В большинстве случаев общие положения о защите информации о платежах, об используемых в платежных системах инструментов, об ответственности должностных лиц за ненадлежащее предоставление платежных услуг содержатся в банковских специальных законодательных актах и общих кодифицированных сборниках – гражданском или коммерческом кодексе любой страны.

Принципы построения платежных систем.

Принцип (лат. principium – основа, первоначало) – основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки и т. п.

Основные принципы построения платежных систем определены Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов в рамках, разработанных в 2010 г. Они применимы ко всем платежным системам различных государств и заключаются в следующем.

Система должна иметь хорошо проработанную правовую базу во всех соответствующих юрисдикциях.

Правовая база должна включать общую правовую инфраструктуру в соответствующих направлениях (законодательство в отношении платежей, ценных бумаг, контрактов и т. д.). Правила и процедуры системы должны быть обязательными для соблюдения и содержать предсказуемые последствия тех или иных действий участников системы.

Правила и процедуры системы должны давать участникам четкое представление о ее влиянии на каждый из финансовых рисков, которые они несут в силу участия в системе.

Представление о влиянии платежной системы на каждый из финансовых рисков, связанный с ней, и о тех, кто несет эти риски, должны иметь все заинтересованные стороны (участники и субъекты платежной системы). Распределение ответственности, полномочия и обязанности ответственных лиц должны быть прописаны и разграничены по субъектам в правилах и процедурах системы.

Система должна иметь четко определенные процедуры управления кредитными и ликвидными рисками, устанавливающие соответствующую ответственность оператора системы и ее участников и содержащие надлежащие стимулы для управления этими рисками и их сдерживания.

Методы управления рисками и их сдерживание основаны на использовании либо аналитических, либо оперативных процедур. Аналитические процедуры – это процедуры, которые включают в себя постоянный мониторинг и анализ кредитного и ликвидного рисков. Оперативные процедуры – это процедуры, которые включают введение ограничений по позициям, предоставление обеспечения по обязательствам и другие механизмы.

Система должна обеспечивать быстрый окончательный расчет в день валютирования, предпочтительно в течение дня или в крайнем случае на его конец.

Уменьшению кредитного и ликвидного рисков, которые могут иметь место в платежной системе, если она работает в текущем режиме, способствует быстрый и окончательный расчет в режиме реального времени. Следовательно, в национальную платежную систему должна входить хотя бы одна из платежных систем, которая работает в режиме реального времени и осуществляет окончательный расчет на конец дня валютирования.

Система, в которой осуществляется многосторонний петтинг, должна как минимум быть способна обеспечивать своевременное завершение ежедневных расчетов в случае, если участник с крупнейшим отдельным расчетным обязательством не способен произвести расчет.

Применение принципа отложенных расчетов по обязательствам участников, который лежит в основе большинства многосторонних неттинговых систем, может привести к непредвиденному кредитному риску и риску ликвидности со стороны какого-либо из участников. Для поддержания ликвидности и обеспечения доступа к ней в трудных обстоятельствах в платежных системах вводят контрольные ограничения этих рисков.

Активы, используемые для расчета, предпочтительно должны быть требованиями к центральному банку; если используются иные активы, они должны иметь незначительный или нулевой кредитный риск.

Предпочтительными для всех участников платежной системы являются обстоятельства, когда их денежные средства находятся на счетах в центральном банке. В этом случае эти денежные средства не имеют кредитного риска и риска ликвидности. При расчетах с использование активов, которые являются требованиями к коммерческим банкам, следует исходить из позиции, что такие активы должны иметь небольшой финансовый риск.

Система должна обладать высокой степенью безопасности и операционной надежности и иметь запасные процедуры для своевременного завершения обработки данных за день.

Для обеспечения точности и правильности произведения расчетов по операциям участников финансового рынка платежная система должна включать обоснованные стандарты безопасности, соответствующие объемам проводимых операций, иметь надежную технологию, обеспечивающую дублирование всего аппаратного обеспечения, программного обеспечения, сетевых возможностей, а также квалифицированных, компетентных обслуживающих сотрудников, способных эффективно эксплуатировать систему.

Средства осуществления платежей, предлагаемые системой, должны быть практичными для пользователей и эффективными для экономики.

Структура платежной системы должна быть разработана так, чтобы: а) предоставлять платежные услуги определенного качества с точки зрения функциональности, надежности и эффективности при минимальных ресурсных затратах; б) обеспечивать экономию соответствующих ресурсных затрат с учетом конкретных практических особенностей системы и ее влияния на экономику в целом.

Система должна иметь объективные и публично объявленные критерии для участия в ней, обеспечивающие справедливый и открытый доступ.

Повышению эффективности и снижению стоимости платежных услуг содействуют критерии доступа, которые поощряют конкуренцию среди участников. Данные критерии обязательно должны содержать объективные условия недопустимости вхождения в систему участников, которые могут быть подвергнуты чрезмерным юридическим, финансовым и операционным рискам.

Процедуры управления системой должны быть эффективными, подотчетными и транспарентными.

Эффективные процедуры управления устанавливают структуру определения общих целей системы, способы их достижения, методы мониторинга над работой системы и обеспечивают строгую подотчетность перед владельцами платежной системы и в случае особого статуса системы – перед широким финансовым сообществом в целом. Особое значение эти процедуры имеют для системно-значимых платежных систем, которые могут оказать воздействие на финансовое и экономическое сообщество вне зависимости от того, кто осуществляет управление ею: центральный банк или частная организация.

Виды платежных систем. Выделяют основные отличия характерных моделей, используемых в системах перевода средств, например, такие как оператор системы (центральный банк или частная компания), механизм расчета (валовые или чистые расчеты); кредитный механизм (с предоставлением или без предоставления займа участнику его расчетов в течение рабочего дня).

Для более подробного рассмотрения этих категорий следует обратиться к классификации платежных систем, рассмотрению которой посвящен следующий параграф исследования.

Информация об изменениях:

Статья 3 изменена с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ

См. будущую редакцию

Статья 3 изменена с 27 июня 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 565-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

доходы, полученные преступным путем, — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления;

финансирование терроризма — предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений;

операции с денежными средствами или иным имуществом — действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

обязательный контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

внутренний контроль — деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

организация внутреннего контроля — совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее — целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля;

осуществление внутреннего контроля — реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля;

клиент — физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;

выгодоприобретатель — лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом;

бенефициарный владелец — в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо;

идентификация — совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем;

фиксирование сведений (информации) — получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации настоящего Федерального закона;

замораживание (блокирование) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг — адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень;

ГАРАНТ:

См. методические рекомендации по применению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и снятию таких мер, направленные информационным письмом Росфинмониторинга от 1 марта 2019 г. N 60

замораживание (блокирование) имущества — адресованный собственнику или владельцу имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с имуществом, принадлежащим организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения,либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень;

упрощенная идентификация клиента — физического лица (далее также — упрощенная идентификация) — осуществляемая в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента — физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов:

с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;

с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации;

с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме;

иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей;

личный кабинет — информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается Порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется:

организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 настоящего Федерального закона, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, для реализации иных прав и обязанностей;

в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, лицами, указанными в статьях 7.1 и 7.1-1 настоящего Федерального закона, хозяйственными обществами и федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями для реализации своих прав и обязанностей, уполномоченным органом, правоохранительными и надзорными органами для реализации своих функций.

Используемые в настоящем Федеральном законе понятия «банковская группа», «участник банковской группы», «головная кредитная организация банковской группы», «банковский холдинг», «участник банковского холдинга», «головная организация банковского холдинга» применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Платежные инструменты

Платежный инструмент — это способ осуществления платежей и переводов денег, принципиально отличающийся от других способов технологией (порядком) осуществления этой операции и видом платежного документа.

У нас в стране применяются разные виды платежных инструментов, в том числе традиционные платежные инструменты, такие как платежное поручение, платежное требование-поручение и другие, а также дистанционные способы осуществления платежей, основанные на применении инновационных платежных инструментов.

Клиенту банка необходимо выбрать для осуществления платежа один или несколько платежных инструментов, которые приемлемы для использования в той или иной ситуации и которые кажутся ему наиболее простыми и доступными.

Соответственно, платежные инструменты — это правовые средства осуществления переводов денежных средств (наличных и безналичных) с целью совершения платежа.

Виды платежных инструментов

При рассмотрении каждого конкретного платежного инструмента и механизма его применения необходимо придерживаться некоторой схемы, позволяющей привести характеристики всех инструментов к «общему виду», что необходимо для их дальнейшего сопоставления между собой. Общность внутренней организации характеристик платежных инструментов позволит, на основе сравнения их между собой, определить, какой инструмент является наилучшим в конкретных типовых условиях их использования.

В качестве основы характеристики каждого из инструментов будет использоваться анализ следующих качеств:

1) «Безопасность» — насколько данный инструмент устойчив в использовании, т.е. в состоянии ли он гарантировать поступление денежных средств адресату в конкретных ситуациях. Безопасность зависит от того, насколько высок риск потери денежных средств в результате неправомерных действий третьих лиц и в результате технических сбоев.

2) «Стоимость» — насколько дорого обходится внедрение и применение данного платежного инструмента. Здесь необходимо учитывать как вопросы технологий (и их технической поддержки), так и затраты на необходимый персонал, услуги сторонних организаций и т.п.

3) «Оборотоспособность» — насколько широко можно использовать данный платежный инструмент. Ограничения могут обуславливаться как нормативными предписаниями (лимит расчетов наличными деньгами, возможность ведения счетов исключительно кредитными организациями), так и техническими моментами (необходимостью использования банковской карты, доступностью технологий).

В конечном счете, совокупность всех этих факторов определяет удобство использования того или иного платежного инструмента. Причем необходимо учитывать, что оно может быть разным для сторон в сделке: то, что удобно для покупателя, не всегда устраивает продавца, и наоборот.

Платежные инструменты в настоящей работе рассматриваются с учетом исторического аспекта — в том порядке, в каком они появлялись по мере развития товарно-денежного оборота. Это позволит проследить, каким образом недостатки предшествующих платежных инструментов устранялись (если устранялись) последующими, и какие проблемы в связи с этим возникали.

Платежные карточки

Платежная карточка — средство доступа к деньгам через электронные терминалы или иные устройства, которое содержит информацию, позволяющую держателю такой карточки осуществлять платежи, получать наличные деньги, производить обмен валют и другие операции, определенные эмитентом платежной карточки и на его условиях.

При выдаче платежной карточки заключается договор, который должен содержать следующие обязательные условия:

  • условия выдачи платежной карточки;

  • условия осуществления платежей с использованием платежной карточки;

  • список лиц или ссылка на список лиц, которым выдаются дополнительные карточки (при выдаче нескольких платежных карточек разным держателям на основании договора о выдаче платежной карточки);

  • условия изъятия и блокирования платежной карточки;

  • срок действия платежной карточки и/или договора о выдаче платежной карточки;

  • права и обязанности сторон;

  • ответственность сторон.

История появления первых массовых в привычном понимании платежных карточек насчитывает уже более полувека. Жители Казахстана смогли оценить удобство данного вида платежного инструмента, на сегодняшний день прочно вошедшего в их повседневную жизнь, в середине прошлого десятилетия.

Важным этапом в развитии мировой карточной индустрии стала первая половина 2000-х годов — время распространения платежных карточек, оснащенных чипом. Ступая в ногу со временем, уже в 2005 году ряд казахстанских банков приступил к выпуску «чиповых» карт, постепенно заменяя карты с магнитной полоской.

В настоящее время на рынке платежных карточек представлен большой ассортимент услуг и предлагается значительное количество разнообразных карточных программ. Так, с помощью платежной карточки можно расплатиться за товары и услуги в магазинах и ресторанах, оплатить коммунальные услуги, услуги связи, налоги и таможенные платежи, погасить кредиты, перевести деньги с карточки на карточку, заказать товары и услуги через Интернет или посредством использования телефона.

При этом в банках Казахстана можно получить как карточки международных (VISA International, Europay International, American Express International и Diners Club International, China Union Pay), так и локальных платежных систем (Altyn Card, SmartAlemCard, TemirCard, а также карточки АО «Цеснабанк» и АО «Ситибанк Казахстан»).

Платежные документы

Платежный документ — документ, на основании или с помощью которого производится исполнение денежного обязательства в соответствии с условиями гражданско-правовых сделок, договоров, нормами законодательства Республики Казахстан и решениями суда.

На территории Республики Казахстан применяются следующие виды платежных документов:

  • платежное поручение — способ осуществления платежа и(или) перевода денег, предусматривающий предъявление отправителем указания банку-получателю о переводе определенной в данном указании суммы денег в пользу бенефициара;

  • платежное требование-поручение — способ осуществления платежа, при котором в банк отправителя денег предъявляется требование отправителя к отправителю денег о выплате денег в сумме, указанной в таком требовании, на основании и с приложением документов, подтверждающих указанное требование. Платежное требование-поручение подлежит исполнению банком отправителя денег только при наличии акцепта отправителя денег;

  • прямое дебетование банковского счета — способ осуществления платежа, при котором производится изъятие денег у отправителя денег и передача их в пользу бенефициара на основании предварительного разрешения отправителя денег об указанном изъятии, действующего в течение определенного периода времени и(или) в пределах определенной суммы денег. Платеж путем прямого дебетования банковского счета осуществляется на основании договора между отправителем денег и его банком, в соответствии с которым отправитель денег дает согласие на изъятие денег с его банковского счета на основании требований бенефициара за поставленные товары, выполненные работы либо оказанные услуги с приложением соответствующих документов к вышеуказанному договору;

  • платежная карточка — средство доступа к деньгам через электронные терминалы или иные устройства, которое содержит информацию, позволяющую держателю такой карточки осуществлять платежи, получать наличные деньги, производить обмен валют и другие операции, определенные эмитентом платежной карточки и на его условиях;

  • чек — платежный документ, содержащий письменный приказ чекодателя банку-получателю, основанный на договоре между ними об уплате указанной в таком приказе суммы денег чекодержателю;

  • вексель — платежный документ строго установленной формы, содержащий одностороннее безусловное денежное обязательство.

Инкассовое распоряжение — способ осуществления платежа, используемый для изъятия денег с банковского счета отправителя денег без его согласия.

Правовые аспекты создания и функционирования национальной системы платежных карт в Российской Федерации

А.Г. Гузнов,

кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ,

директор юридического департамента Банка России

Журнал «Законодательство», N 11, ноябрь 2015 г., с. 46-50.

В Российской Федерации, как и во многих странах постсоветского пространства, основная масса безналичных розничных платежей совершалась с использованием платежных карт, которые эмитировались кредитными организациями в рамках правил международных платежных систем, прежде всего Visa и MasterCard. Доля российских платежных карт, т.е. карт, эмитированных кредитными организациями в рамках платежных систем, операторами которых выступали российские юридические лица с капиталом российского происхождения, была относительна невелика.

Ситуация начала меняться в 2014 г. в связи с введением санкций в отношении ряда российских банков, являвшихся эмитентами платежных карт Visa и MasterCard. После этих событий в Российской Федерации началось формирование Национальной системы платежных карт и механизма надзора за деятельностью на территории нашей страны международных платежных систем, в рамках которых эмитируются международные платежные карты.

Эта работа (как на уровне регулирования, так и на уровне построения системы взаимодействия) проходила в несколько этапов.

Вначале был принят Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(1) (далее — Федеральный закон N 112-ФЗ). Он установил правовые основы функционирования национальной системы платежных карт (далее — НСПК), в том числе требования к организации НСПК; порядку образования ее оператора; платежным системам, признаваемым национально значимыми; а также механизмы контроля за платежными системами, которые не признавались национально значимыми. Федеральный закон N 112-ФЗ предусматривал, что в Российской Федерации должна быть выпущена национальная платежная карта*(2). Для этих целей была создана платежная система, оператором которой является специально созданное юридическое лицо — акционерное общество «Национальная система платежных карт» (АО НСПК), 100% акций которого принадлежат Банку России (в течение первых двух лет после образования оператора НСПК это требование остается обязательным, затем возможно снижение уровня участия Банка России).

Федеральный закон от 27 июля 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе», действующий в редакции Федерального закона N 112-ФЗ (далее — Закон о НПС), устанавливает некоторые особенности системы корпоративного управления АО НСПК, учитывающие его место в формировании НСПК. Так, генеральный директор АО НСПК назначается с согласия Национального финансового совета Банка России. Компетенция совета директоров была дополнена функциями утверждения Стратегии развития национальной системы платежных карт, утверждения правил НСПК и тарифной политики НСПК. В соответствии с законом в АО НСПК создан совет участников и пользователей НСПК в качестве коллегиального совещательного органа, в функции которого входят одобрение Стратегии развития национальной системы платежных карт*(3) и тарифной политики НСПК.

Кроме того, определены требования к составу участников НСПК. Таковыми могут являться как кредитные организации (индивидуальные участники), так и платежные системы (системные участники). Системное участие в НСПК предполагает распространение правил НСПК на платежную систему, организацию инфраструктурного взаимодействия с НСПК. При этом платежная система сможет продолжать оказывать услуги платежной инфраструктуры по операциям с использованием национальных платежных инструментов, осуществляемым между кредитными организациями, относящимся к одной платежной системе, что позволит сохранить достаточный уровень конкуренции между платежными системами.

Для того чтобы национальная платежная карта в короткие сроки стала признанным элементом безналичных розничных платежей, были приняты изменения в Закон об НПС и Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей»*(4). Новые нормы устанавливали обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей в предусмотренных случаях принимать при оплате товаров (работ, услуг) национальные платежные инструменты (платежные карты и иные электронные средства платежа, предоставляемые клиентам участниками НСПК), а также требования к кредитным организациям — участникам НСПК по обеспечению приема национальных платежных инструментов их клиентами — юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и по предоставлению клиентам — физическим лицам национальных платежных инструментов при получении указанными клиентами за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов заработной платы, пенсий, социальных пособий, стипендий и денежного довольствия военнослужащих.

Стратегия развития национальной системы платежных карт включает несколько этапов.

На первом этапе (до конца I квартала 2015 г.) планировалось осуществить мероприятия, направленные:

— на организацию деятельности оператора НСПК;

— создание технологической платформы НСПК;

— создание операционного центра и платежного клирингового центра (далее — ОПКЦ);

— разработку и утверждение правил НСПК, тарифной политики НСПК;

— организацию взаимодействия с Банком России в целях осуществления функций расчетного центра НСПК, а также с участниками рынка платежных услуг.

Ключевыми результатами первого этапа должны стать возможность оказания со стороны ОПКЦ услуг по обработке операций, осуществляемых с использованием платежных карт международных платежных систем, и подключение участников рынка.

На втором этапе (II-IV кварталы 2015 г.) реализуется комплекс мероприятий, направленных на запуск и развитие национальных платежных инструментов. Ключевым результатом второго этапа должно стать начало выпуска собственной платежной карты НСПК.

На третьем этапе (2016-2018 гг.) предусматривается реализация мероприятий, призванных обеспечить насыщение продуктовой линейки НСПК актуальными платежными продуктами и сервисами, их продвижение и развитие на территории Российской Федерации, а также продвижение национальных платежных инструментов и сервисов НСПК на международном рынке. Ключевым результатом третьего этапа должна стать многофункциональная продуктовая линейка платежных продуктов и сервисов НСПК, позволяющая НСПК быть конкурентоспособной в ряду международных платежных систем.

НСПК в соответствии с п. 14 ст. 22 Закона о НПС (в редакции Федерального закона N 112-ФЗ) наряду с собственной платежной системой Банка России считается национально значимой системой.

В соответствии с п. 13 ст. 22 Закона о НПС иные платежные системы признаются национально значимыми в случае их соответствия одновременно следующим критериям:

1) Российская Федерация, Банк России, граждане Российской Федерации прямо или косвенно установили контроль в отношении оператора платежной системы и операторов услуг платежной инфраструктуры, за исключением расчетного центра платежной системы. Порядок определения указанного контроля, а также составления и представления Банку России информации об установлении контроля определен Положением Банка России от 11 июня 2014 г. N 422-П «О порядке признания Банком России платежной системы национально значимой платежной системой»*(5);

2) используемые операторами услуг платежной инфраструктуры информационные технологии соответствуют требованиям, установленным Указанием Банка России (принятым по согласованию с Правительством РФ) от 25 июля 2014 г. N 3342-У «О требованиях к информационным технологиям, используемым операторами услуг платежной инфраструктуры, для целей признания платежной системы национально значимой платежной системой»*(6).

Федеральный закон N 112-ФЗ определил, что платежные системы для обеспечения бесперебойности переводов должны нести дополнительные обязанности. Их суть состоит в следующем:

1) с операторов указанных систем могут быть взысканы значительные штрафы за нарушение правила бесперебойности. В соответствии со ст. 82.4 Федерального закона от 2 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России) в случае приостановления (прекращения) в одностороннем порядке оказания услуг платежной инфраструктуры участнику (участникам) платежной системы и его (их) клиентам Банк России взыскивает штраф:

— с оператора платежной системы, не являющейся национально значимой платежной системой, — в размере до 10% от подлежащего внесению в соответствии со ст. 82.5 Закона о Банке России обеспечительного взноса за каждый день приостановления (прекращения) оказания услуг платежной инфраструктуры;

— с оператора национально значимой платежной системы — в размере до 10 миллионов рублей за каждый день приостановления (прекращения) оказания услуг платежной инфраструктуры;

2) оператор платежной системы, не признанной национально значимой, обязан сформировать так называемый обеспечительный взнос, который призван гарантировать уплату таким оператором штрафа за нарушение правила бесперебойности платежей. В соответствии со ст. 82.5 Закона о Банке России оператор платежной системы, не являющейся национально значимой платежной системой, вносит на специальный счет в Банке России обеспечительный взнос в размере суммы переводов денежных средств, осуществленных на территории Российской Федерации в рамках платежной системы в течение двух календарных дней.

Обеспечительный взнос формируется ежеквартальными отчислениями в размере одной четвертой от среднего значения сумм переводов денежных средств, осуществленных за один календарный день на территории Российской Федерации в рамках платежной системы за предшествующий квартал.

Специальный счет для учета обеспечительного взноса не является банковским счетом. На денежные средства, учитываемые на нем, не начисляются проценты и не может быть обращено взыскание по долгам оператора платежной системы.

Порядок исчисления, внесения, возврата обеспечительного взноса определен Положением Банка России от 12 июня 2014 г. N 423-П «Об обеспечительных взносах операторов платежных систем, не являющихся национально значимыми платежными системами»*(7) (далее — Положение N 423-П).

Согласно Положению N 423-П в состав сумм переводов денежных средств, осуществленных на территории Российской Федерации в рамках платежной системы, не являющейся национально значимой платежной системой, включаются суммы переводов денежных средств, указанные в распоряжениях о переводе денежных средств на территории Российской Федерации, поступивших от участников платежной системы в платежный клиринговый центр (центры) платежной системы, по которым в отчетном квартале было проведено определение платежных клиринговых позиций.

Исчисление суммы ежеквартального отчисления, подлежащей внесению в Банк России оператором платежной системы за отчетный квартал, осуществляется оператором платежной системы на основании сведений о распоряжениях участников платежной системы, представленных в платежный клиринговый центр (центры) платежной системы в разрезе прямых участников платежной системы.

При исчислении обеспечительного взноса не учитываются операции, которые не относятся к переводу денежных средств, а также незавершенные переводы (в силу отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений) и переводы, по которым плательщики и получатели средств обслуживаются одним участником платежной системы.

Обеспечительный взнос вносится в Банк России оператором платежной системы не позднее последнего календарного дня первого месяца квартала, следующего за отчетным кварталом, путем перевода денежных средств на специальный счет в Банке России по учету обеспечительного взноса оператора платежной системы, не являющейся национально значимой платежной системой, открытый в территориальном учреждении Банка России, осуществляющем надзор за деятельностью оператора платежной системы.

Вместе с тем, как показало развитие событий после принятия Закона N 112-ФЗ*(8), само по себе наличие штрафных санкций и обеспечительного механизма, даже весьма обременительных для операторов платежных систем, может оказаться не способным предотвратить прекращение (приостановление) ими обслуживания клиентов. Поэтому 22 октября 2014 г. был принят Федеральный закон N 319-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(9) (далее — Закон N 319-ФЗ), который определил оригинальную архитектуру розничных платежей с использованием международных платежных карт на территории Российской Федерации, призванную обеспечить непрерывность всех платежей и, следовательно, создающую дополнительные гарантии для владельцев платежных карт.

Так, указанным актом были приняты изменения, в соответствии с которыми расширялись функции НСПК: если до появления Закона N 319-ФЗ в функции НСПК входила организация переводов денежных средств с использованием платежных карт и иных электронных средств платежа, предоставляемых клиентам участниками НСПК в соответствии с правилами НСПК, то теперь к его функциям добавилось оказание услуг платежной инфраструктуры по осуществляемым на территории Российской Федерации переводам денежных средств с использованием международных платежных карт.

Закон N 319-ФЗ, изменив п. 2 ст. 30.1 Закона о НПС, ввел понятие международной платежной карты, определив ее как платежную карту, которая эмитируется кредитными организациями, расположенными в двух и более государствах и на которой размещен единый товарный знак (знак обслуживания), принадлежащий иностранному юридическому лицу, личным законом которого считается право иностранного государства.

В соответствии с п. 5 ст. 30.6 Закона о НПС кредитные организации при осуществлении переводов денежных средств с использованием международных платежных карт, а также платежные системы, в рамках которых определяются правила эмиссии международных платежных карт и осуществляются на территории Российской Федерации переводы денежных средств с использованием международных платежных карт, обязаны организовать взаимодействие, получать операционные услуги от операционного центра НСПК и услуги платежного клиринга от платежного клирингового центра НСПК в порядке, в сроки, на условиях и в случаях, установленных нормативными актами Банка России и принимаемыми в соответствии с ними правилами НСПК.

Порядок и иные параметры взаимодействия кредитных организаций и платежных систем были определены Указанием Банка России от 16 декабря 2014 г. N 3493-У «Об организации взаимодействия и получении операционных услуг и услуг платежного клиринга по переводам денежных средств с использованием международных платежных карт»*(10).

Работа по организации взаимодействия НСПК с операторами основных международных платежных систем, в рамках которых функционируют международные платежные карты, была завершена к началу июня 2014 г. Указанные операторы, а также кредитные организации, эмитирующие международные платежные карты, заключили соответствующие договоры с АО НСПК и провели необходимые организационно-технологические работы для обеспечения эффективного и надежного взаимодействия.

Список литературы

————————————————————————-

*(1) См. Официальный интернет-портал правовой информации (URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения — 12 сентября 2015 г.)).

*(2) Национальные платежные карты выпускаются в нескольких государствах. Одна из крупнейших — японская национальная платежная система JCB International, основанная в 1961 г. Отвергнув предложения MasterCard и Visa о сотрудничестве, система JCB очень быстро вышла на лидирующие позиции на мировом рынке кредитных карт. Сегодня у JCB около 59 миллионов пользователей, а карты национальной платежной системы Японии принимаются к оплате в 11 миллионах точек в 190 странах мира.

Китайская компания UnionPay — еще один пример успешного запуска национальной системы платежей. UnionPay основана при поддержке Центрального банка КНР, в числе ее акционеров более 200 финансовых учреждений. На мировом рынке китайская платежная система выступает абсолютным лидером по количеству выпущенных карт — около 4 миллиардов.

Они принимаются к оплате в более чем 140 странах мира, включая Россию.

В 2008 г. национальная платежная система RuPay появилась и в Индии, поддержку оказали 10 крупнейших индийских банков. Основной стратегической задачей авторов проекта стало создание конкуренции международным платежным системам Visa и Mastercard на индийском рынке. В 2013 г., спустя всего пять лет, система RuPay сама стала международной и в наши дни приобретает все большую популярность.

Ассоциация Interac была сформирована в Канаде в середине 1980-х годов для обеспечения безопасного обмена электронными транзакциями. Уже в первый год их количество достигло 6,2 миллиона.

Во Франции в оборот введена платежная карта Carte Bleue. Ее создание при участии шести крупнейших французских банков позволило французам осуществлять транзакции на территории своей страны без требования авторизации от банка держателя карты. С 1973 г. Carte Bleue начала сотрудничать с Visa, что позволило использовать ее и за пределами Франции.

Образованный для координации предпринимательской деятельности итальянский консорциум Bancomat осуществляет контроль над системой платежных карт, а также пользуется возможностью отслеживать движение средств в электронном поле и других каналах совершения операций. Систему Bancomat поддерживают все итальянские банки, а количество транзакций в среднем достигает 1,65 миллиардов в год.

*(4) Российская газета. 1992. 7 апреля.

*(5) Вестник Банка России. 2014. N 60.

*(6) Там же. N 95.

*(7) Там же. N 60.

*(8) 19 декабря 2014 г. президент США принял акт, запрещающий компаниям, зарегистрированным в США, оказывать услуги прямо или косвенно лицам, осуществляющим деятельность на территории Крыма. В соответствии с этим актом компании, относящиеся к группе Visa и MasterCard соответственно, потребовали от своих клиентов немедленно прекратить выпуск карт, оказание услуг эквайринга или любых иных операций в Крыму с использованием продуктов и услуг данных компаний.

*(9) Официальный интернет-портал правовой информации (URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения — 12 сентября 2015 г.)).

*(10) Вестник Банка России. 2014. N 117-118.