ЕТКС 31 3 30

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме! Стоимость документа 150 тенге

Получить полный доступ к документу

Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Приложение 4

к приказу Министра труда и

социальной защиты населения

Республики Казахстан

от 20 июля 2017 года № 208

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих
(выпуск 27)

Глава 1. Введение

Глава 2. Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих по разрядам производства полимерных материалов и изделий из них

Параграф 1. Аппаратчик ацеталирования, 4-разряд

Параграф 2. Аппаратчик ацеталирования, 5-разряд

Параграф 3. Аппаратчик бучения, 3-разряд

Параграф 4. Аппаратчик бучения, 4-разряд

Параграф 5. Аппаратчик бучения, 5-разряд

Параграф 6. Аппаратчик вспенивания, 2-разряд

Параграф 7. Аппаратчик вспенивания, 3-разряд

Параграф 8. Аппаратчик вспенивания, 4-разряд

Параграф 9. Аппаратчик вспенивания, 5-разряд

Параграф 10. Аппаратчик вспенивания, 6-разряд

Параграф 11. Аппаратчик высаждения, 4-разряд

Параграф 12. Аппаратчик высаждения, 5-разряд

Параграф 13. Аппаратчик высаждения, 6-разряд

Параграф 14. Аппаратчик гомогенизации пластических масс, 4-разряд

Параграф 15. Аппаратчик гомогенизации пластических масс, 5-разряд

Параграф 16. Аппаратчик деструкции, 4-разряд

Параграф 17. Аппаратчик деструкции, 5-разряд

Параграф 18. Аппаратчик дозревания, 4-разряд

Параграф 19. Аппаратчик изготовления пленочных материалов, 3-разряд

Параграф 20. Аппаратчик изготовления пленочных материалов, 4-разряд

Параграф 21. Аппаратчик изготовления пленочных материалов, 5-разряд

Параграф 22. Аппаратчик изготовления пленочных материалов, 6-разряд

Параграф 23. Аппаратчик изготовления термопасты, 4-разряд

Параграф 24. Аппаратчик облагораживания гексола, 4-разряд

Параграф 25. Аппаратчик ориентации органического стекла, 3-разряд

Параграф 26. Аппаратчик ориентации органического стекла, 4-разряд

Параграф 27. Аппаратчик ориентации органического стекла, 5-разряд

Параграф 28. Аппаратчик отбеливания, 3-разряд

Параграф 29. Аппаратчик отбеливания, 4-разряд

Параграф 30. Аппаратчик отверждения, 3-разряд

Параграф 31. Аппаратчик приготовления компаундов, 4-разряд

Параграф 32. Аппаратчик приготовления компаундов, 5-разряд

Параграф 33. Аппаратчик приготовления пасты, 3-разряд

Параграф 34. Аппаратчик приготовления полимеризационной смеси, 4-разряд

Параграф 35. Аппаратчик силиконирования, 2-разряд

Параграф 36. Аппаратчик спекания, 4-разряд

Параграф 37. Аппаратчик спекания, 5-разряд

Параграф 38. Аппаратчик стандартизации в производстве пластических масс, 3-разряд

Параграф 39. Аппаратчик стандартизации в производстве пластических масс, 4-разряд

П араграф 40. Аппаратчик термовлажностной обработки, 4-разряд

Параграф 41. Аппаратчик термообработки пластмассовых изделий, 2-разряд

Параграф 42. Аппаратчик термообработки пластмассовых изделий, 3-разряд

Параграф 43. Аппаратчик термообработки пластмассовых изделий, 4-разряд

Параграф 44. Аппаратчик термообработки пластмассовых изделий, 5-разряд

Параграф 45. Аппаратчик форполимеризации, 3-разряд

Параграф 46. Аппаратчик форполимеризации, 4-разряд

Параграф 47. Выбивщик блоков мипоры, 2-разряд

Параграф 48. Гофрировщик винипласта, 3-разряд

Новая редакция Ст. 143 ТК РФ

Тарифные системы оплаты труда — системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.

Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.

Тарифная сетка — совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

Тарифный разряд — величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.

Квалификационный разряд — величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

Тарификация работ — отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Комментарий к Статье 143 ТК РФ

Как мы уже говорили выше, вознаграждение за труд работнику устанавливается в зависимости от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Дифференциация заработной платы по этим показателям обеспечивается, как правило, на основе тарифной системы оплаты труда.

Согласно статье 143 Трудового кодекса РФ тарифная система оплаты труда включает в себя:

— тарифные ставки;

— оклады (должностные оклады);

— тарифную сетку;

— тарифные коэффициенты.

Основным элементом тарифной системы оплаты труда являются тарифные ставки. Тарифная ставка — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Тарифная ставка 1-го разряда, определяет минимальную оплату неквалифицированного труда в единицу времени. Тарифная сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

При этом тарифный разряд является величиной, отражающей сложность труда и уровень квалификации работника, а квалификационный разряд — величиной, отражающей уровень профессиональной подготовки работника.

Тарифный коэффициент устанавливает отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда. Иначе говоря, тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки первого разряда. При помощи тарифной ставки первого разряда и соответствующих тарифных коэффициентов определяются размеры тарифных ставок остальных разрядов. Например, если тарифная ставка первого разряда составляет 1100 рублей (на сегодняшний день — это минимальный размер оплаты труда), то, зная тарифный коэффициент, скажем, десятого разряда (допустим — 2,047), несложно вычислить тарифную ставку десятого разряда, умножив тарифную ставку первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент — 2251,7 рубля.

Таким образом, тарифная сетка представляет собой шкалу, определяющую соотношение в оплате труда при выполнении работ различной квалификации. Современное трудовое законодательство ориентирует на договорное и локальное регулирование оплаты труда. Вид, систему оплаты труда размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат организации определяют самостоятельно в коллективных договорах и локальных актах. В различных организациях могут устанавливаться различные тарифные сетки, отличающиеся количеством разрядов и степенью нарастания тарифных коэффициентов. Вместе с тем оплата труда в бюджетной сфере устанавливается в централизованном порядке — на основе так называемой Единой тарифной сетки (ЕТС).

Тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы основана на Единой тарифной сетке, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки». Единая тарифная сетка (ЕТС) представляет собой единую шкалу тарификации оплаты труда рабочих и служащих. Она охватывает все группы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании (за исключением органов представительной и исполнительной власти). В ней содержится 18 разрядов. Ранее соотношение тарифных разрядов этой тарифной сетки было установлено 1:10,07, т.е. оплата труда по высшему XVIII разряду превышала оплату труда по первому (низшему) разряду в 10,07 раза. Однако с 1 декабря 2001 года соотношение между тарифными ставками (окладами) первого и восемнадцатого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы установлено в размере 1 к 4,5.

Размер тарифной ставки I разряда устанавливается Правительством РФ и не может быть ниже минимальной оплаты труда. При повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) Правительство РФ издает соответствующее постановление о повышении тарифных ставок ЕТС.

Каждому разряду сетки соответствует тарифный коэффициент, который показывает, во сколько раз тарифные ставки рабочих второго и последующих разрядов выше ставки рабочих первого разряда. Эти коэффициенты увеличиваются при увеличении тарифного разряда (от 1 до 4,5). В настоящее время тарифные коэффициенты для расчета оплаты труда работников федеральных государственных учреждений установлены Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. N 256 «О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

Разряды оплаты труда в ЕТС отражают сложность выполняемых работ. Зависимость заработной платы от условий труда обеспечивается различного рода доплатами и компенсациями (за работу с тяжелыми или вредными условиями труда в тяжелых климатических условиях, в ночное время и т.п.).

Тарификация различных работ, профессий, специальностей в зависимости от их сложности осуществляется на основе тарифно-квалификационных справочников. Тарифно-квалификационный справочник устанавливает требования, которым должен соответствовать работник, т.е. какими знаниями, навыками и умениями он должен обладать для выполнения той или иной работы в зависимости от ее сложности. В настоящее время действует Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТС), порядок утверждения которого обозначен в Постановлении Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787.

ЕТС устанавливает тарифно-квалификационные характеристики рабочих профессий в виде характеристики работ (что включает в себя данная работа) и необходимых знаний работника («должен знать»).

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих был утвержден Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. Данный квалификационный справочник содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». В разделе «Должностные обязанности» перечисляются трудовые функции, которые должно выполнять лицо, занимающее данную должность. Раздел «Должен знать» включает в себя требования, предъявляемые к знаниям, необходимым работнику для выполнения своих должностных обязанностей. Раздел «Требования к квалификации» предусматривает минимальный уровень общей и специальной подготовки, необходимой для выполнения данной работы (уровень и профиль образования, стаж работы).

Тарификация рабочих производится по восьми разрядам (с I по VIII). Однако согласно упомянутому выше Постановлению Правительства РФ «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» от 14 октября 1992 г. N 785 руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, предоставлено право устанавливать месячные ставки и оклады некоторым работникам по повышенным квалификационным разрядам. Так, высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах в соответствии с перечнями, утверждаемыми министерствами и ведомствами РФ, месячные ставки и оклады могут устанавливаться, исходя из IX и X разрядов ЕТС, а на особо важных и особо ответственных работах по перечню, утверждаемому Министерством труда РФ (сейчас — Министерством здравоохранения и социального развития РФ), исходя из XI и XII разрядов Единой тарифной сетки.

С ростом квалификации (разряда) работника увеличивается и его тарифная ставка. Присвоение разрядов работникам бюджетной сферы осуществляется по результатам аттестации. Аттестация работников бюджетной сферы производится в соответствии с Основными положениями о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденными Постановлением Минтруда России и Минюста России от 23 октября 1992 г. NN 27, 8/196. В соответствии с этими Основными положениями на каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до начала ее проведения его непосредственным руководителем подготавливается представление, содержащее всестороннюю оценку: соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности и разряду оплаты его труда; его профессиональной компетентности; отношения к работе и выполнению должностных обязанностей; показателей; показателей результатов работы за прошедший период. Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представленными материалами. В состав аттестационной комиссии включаются председатель (как правило, заместитель руководителя учреждения, организации, предприятия), секретарь и члены комиссии. В аттестационную комиссию включаются руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты, представители профсоюзных организаций. Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. Руководители учреждений, организаций, предприятий проходят аттестацию в комиссиях, организуемых вышестоящими органами по подчиненности. Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов. Руководитель организации с учетом рекомендаций аттестационной комиссии в месячный срок принимает решение об установлении работникам соответствующих разрядов оплаты труда. Результаты аттестации после их утверждения руководителем вносятся в трудовую книжку работника с указанием разряда оплаты по ETC.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Другой комментарий к Ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации

1. В ст. 143 ТК РФ дано легальное определение понятия «тарифная система оплаты труда» и ее элементов, которое ранее было закреплено в ст. 129 ТК, закреплен порядок тарификации работ и присвоения тарифных разрядов работникам, а также порядок установления тарифной системы работодателем.

Тарифная система оплаты труда представляет собой совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах, коллективных договорах и соглашениях правил, предназначенных для отражения в заработной плате содержания, сложности и условий труда, квалификации работника, особенностей производства и его природно-климатической среды. Она позволяет осуществить дифференциацию размеров оплаты труда в зависимости от его количества и качества, квалификации работника и сложности выполняемой работы, т.е. реализовать требования ст. 132 ТК РФ.

2. В соответствии со ст. 143 ТК РФ в структуру тарифной системы входят тарифные ставки (оклады, должностные оклады), тарифная сетка, тарифные коэффициенты. Для практического применения тарифной системы необходимы также и тарифно-квалификационные справочники.

Тарифная ставка — это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени. В зависимости от избранной единицы времени различают часовую, дневную и месячную тарифные ставки. Тарифная ставка устанавливается в зависимости от сложности, интенсивности, условий труда, а также его экономической и социальной значимости. Основной расчетной величиной является тарифная ставка первого разряда, которая определяет минимальную оплату наиболее простого труда. Месячная тарифная ставка первого разряда не может быть ниже установленного государством минимального размера оплаты труда.

Оклад — это фиксированный размер месячной оплаты труда, который устанавливается руководителям, специалистам и служащим, а также тем рабочим, труд которых не поддается нормированию. Размер месячного оклада не может быть менее установленного минимального размера оплаты труда.

Для определения размера тарифной ставки второго и последующих разрядов применяется тарифная сетка. Она устанавливает соотношение в оплате труда в зависимости от сложности работ и квалификации работников. Параметрами тарифной сетки являются: число тарифных разрядов, тарифные коэффициенты, диапазон тарифной сетки. Первый разряд соответствует наиболее простым работам, последний — наиболее сложным.

Самой распространенной по числу разрядов является 6-разрядная тарифная сетка. В более сложных производствах используется 7-разрядная (нефте- и газодобыча, прокатное и трубное производство черной металлургии, железнодорожный транспорт и т.д.) и 8-разрядная (слесарные, слесарно-сборочные и сварочные работы, доменное и сталеплавильное производство, судостроение и судоремонт и т.д.) сетка.

3. Тарификация работ представляет собой отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Присвоение работникам тарифных разрядов производится с целью оценки квалификации работника и сложности выполняемой им работы, а квалификационных разрядов — с целью оценки уровня профессиональной подготовки работника.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам осуществляется на основании тарифно-квалификационных справочников. К тарифно-квалификационным справочникам относятся тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих и единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Порядок утверждения справочников установлен Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 (в ред. от 20 декабря 2003 г.) «О порядке утверждения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», а Порядок применения справочников — Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 9 февраля 2004 г. N 9 (БНА. 2004. N 14).

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих; Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

До недавнего времени тарифно-квалификационные справочники, утвержденные в установленном порядке, носили обязательный характер. В настоящее время они являются рекомендательными.

Применяемый в настоящее время Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих был утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС в 1983 г. В соответствии с Постановлением Минтруда России от 12 мая 1992 г. N 15а (БМТ РФ. 1992. N 7 — 8) этот справочник применяется во всех организациях, расположенных на территории Российской Федерации, а необходимые изменения и дополнения в него вносит Министерство труда и социального развития РФ.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития РФ 21 августа 1998 г. N 37. Он содержит два раздела: общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях (должности руководителей, специалистов и других служащих), и квалификационные характеристики работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях (должности руководящих, научных и инженерно-технических работников, общие для научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций; должности руководящих и инженерно-технических работников конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций; должности работников редакционно-издательских подразделений). Каждая квалификационная характеристика содержит три раздела: «должностные обязанности», «должен знать», «требования к квалификации».

4. Основным принципом тарифного регулирования оплаты труда является то, что разработка всех условий оплаты труда, включая определение размеров тарифных ставок и должностных окладов и их дифференциацию по разрядам, профессионально-квалификационным группам и должностям, осуществляется на локальном уровне. Тарифная система оплаты труда вводится в организации (за исключением финансируемых за счет бюджета) на основании коллективного договора, соглашений, действие которых распространяется на данную организацию, а также локальных нормативных актов. При этом должны соблюдаться государственные гарантии по оплате труда (см. ст. 130 ТК РФ и комментарий к ней).

5. В связи с принятием Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» не допускается снижение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера), установленных до дня вступления его в силу (Закон вступает в силу с 1 сентября 2007 г.).

Тарифно-квалификационные справочники, объединенные в единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС) — это нормативные документы, в которых все виды работ, выполняемых на том или ином производстве, делятся на группы в зависимости от их сложности. Тарифно-квалификационный справочник служит для тарификации работ и установления квалификационных разрядов робитникам.
Тарификация работ имеет большое значение для организации оплаты труда, и прежде всего для ее дифференциации в зависимости от квалификации рабочих, то есть качества их праци.
Единый тарифно-квалификационный справочник используется для определения количества разрядов по каждой профессии (специальности), сложности работ (их тарифной группы), квалификационных разрядов рабочим, обеспечение единства в оплате труда рабочих, имеющих одинаковую квалификацию, составление программ по подготовке и повышению квалификации рабочих. Он состоит из 72 выпусков, включающих около 160 разделов. С его помощью можно осуществлять тарификацию более 5 тыс. профессий рабочих и выполняемых ими робит.
ЕТКС содержит по каждому разряду любой профессии характеристики, которые даются в трех разделах: «Характеристика работ», «Должен знать» и «Примеры работ». В первом разделе приведены работы, рабочий должен выполнить, сложность их исполнения, степень самостоятельности рабочего при выполнении этих работ, а также при наладке оборудования, аппаратов, установок. Во втором разделе содержатся основные требования к знаниям рабочего, выполняющего работы определенной сложности, дается перечень навыков, которыми он должен обладать, требования к его теоретической подготовки по профессии (специальности). В третьем разделе приводится перечень работ найтипови-ших для данного разряда и професии.
Для примера приведем характеристику профессии токаря шестого розряду.
Характеристика работ. Токарная обработка и доведение на универсальных станках сложных, дорогостоящих деталей и инструмента по 1-2 классам точности с большим числом переходов и установок с труднодоступными для обработки и измерения местами, требующих при установке комбинированного крепления и высокоточного выверки в различных плоскостях. Доказательство и полировки по 1 классу точности сложного специального инструмента различной конфигурации с несколькими соединенными поверхностями. Нарезания ба-гатозахидних резьбы сложного профиля любого модуля и расстояния. Токарная обработка сложных, крупногабаритных деталей, узлов и тонкоспинних длинных деталей, подверженных деформации, на универсальных станках. Токарная обработка новых и переточки отработанных прокатных валков с калибровкой сложных профилив.
Должен знать: конструкцию и правила проверки на точность токарных станков различных конструкций, способы установки крепления и выверки сложных деталей и методы определения технологической последовательности обработки, оборудование, геометрию и правила термообработки, заточки и доводки всех видов нормального и специального режущего инструмента, способы достижения установленной точности и чистоты обработки, основные принципы калибровки сложных профилей; правила выгодных режимов резания по справочникам и паспорту станка, расчеты, связанные с выполнением особо сложных и ответственных токарных робит.
Примеры работ. Валки блюминга, слябинга и чистовых клеток прокатных и проволочных станов, валки чистовых клеток с открытыми калибрами и передчистових с закрытыми калибрами, валки универсальных клеток для прокатки облегченных профилей, валки передчистових клеток для прокатки рельсов и фасонных профилей — полная токарная обработка; валы разгонные — нарезание восьмизахидних резьбы с прогрессивно нарастающей расстоянием, валы турбин высокого и низкого давления — чистовая обработка под шлифование и нарезание резьбы или пришивания конусов по муфтах; валы гидравлических турбин — полная чистовая обработка вала и рубашок; валы крупных судов — полная токарная обработка; винты с радиусной спиралью под шарики — окончательная доводка спирали двух сопряженных деталей; винты ходовые с длиной нарезки свыше 7000 мм, полная токарная обработка с нарезкой резьбы, головки расточены с многозаходных резьбой — полная токарная обработка; детали и узлы сложных в химических насосов и установок больших размеров с специальных неметаллических материалов и
кислотных сплавов — полная токарная обработка; диски пидковпачково-го оборудования, карусели испарителя, вакуумные колпаки размером свыше 500 мм, калибры резьбовые с многозаходных трапецеидальной резьбой, колонны гидравлических прессов длиной более 15000 мм — полная токарная обработка; пресс-формы многоместные сложной конфигурации — полная токарная обработка с полированием; штанги гребных валов регулирующей расстояния длиной более 10000 мм — чисто-ва обробка.
Тарифно-квалификационные характеристики могут разрабатываться с помощью двух методов оценки сложности труда: аналитический и експертний.
Сущность аналитического метода заключается в расчленении процессов труда на отдельные функции и выражении в баллах каждой из функций. Различают четыре следующие функции:
расчетная, которая означает осуществление рабочими расчетов до начала работы и в ее процессе;
подготовительная, которая включает подготовку рабочего места к работе, подбор инструмента, наладка и др..;
исполнительная — основная функция, связанная с непосредственным ведением рабочего процесса
обслуживания, или функция управления оборудованием, связана с дополнительными требованиями к квалификации робитникив.
Кроме этого, рекомендуется учитывать также фактор надежности в работе или ответственности (и безопасности).
Таблица 8.1 Упрощенная оценка сложности работ по функциях
Каждая из указанных функций имеет три степени оценки сложности работ (табл. 8.1) — простая (незначительная), средняя (значительная) и сложная (очень значительная).
Выполняемые работы распределяются по разрядам в зависимости от количества баллов, которые приходятся на каждый их вид. Для каждого разряда установлена ​​минимальная и максимальное количество баллов. Для шестиразрядной тарифной сетки максимальное число баллов: для 6-го разряда — 400, для 1-го — 200 (табл. 8.2).
Таблица 8.2 Оценка работ по разрядам, бали
Соотношение между отдельными функциями в общей сумме баллов примерно следующее: расчетная — 5,3%; подготовительная — 9,3; исполнительная — 72,0, обслуживание — 5,3; фактор надежности — 8,1%.
Аналитическим методом можно определить степень сложности только для сходных по технологии работ. Если существуют значительные различия в выполнении работ, то для проверки, уточнения оценки целесообразно использовать экспертный метод определения времени подготовки, необходимого для получения той или иной квалификации. Этим методом можно сравнивать количественные различия в сложности работ, характерных для различных виробництв.
За каждой группой работ составляется подробная характеристика и определяются требования к знаниям и умение робитника.
Принадлежность выполняемых работ к определенным тарифным разрядам и присвоение квалификационных разрядов рабочим осуществляется собственником или уполномоченным им органом согласно тарифно-квалификационным справочником по согласованию с профсоюзным или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом.
Квалификационные разряды повышаются прежде всего работникам, которые успешно выполняют установленные нормы труда и добросовестно относятся к своим трудовым обязанностям. Право на повышение разряда имеют работники, которые успешно выполняют работы более высокого разряда не менее в течение трех месяцев составили экзамен. За грубое нарушение технологической дисциплины и другие серьезные нарушения, повлекшие ухудшение качества продукции, рабочему может быть снижена квалификация на один разряд. Восстановление разряда производится в общем порядке, но не ранее чем через три месяца после его зниження.
Одновременно в условиях рыночной экономики сложность труда целесообразно изучать через соотношение спроса на определенную рабочую силу и ее предложения. Труд, требующий большой напряженности, сокращает продолжительность действия рабочей силы, вредно влияет на здоровье работника. На эти виды работ снижается предложение товара «рабочая сила». Снижение предложения над спросом уже свидетельствует о своеобразии сложности труда или определенной роботи.
Квалификационный справочник должностей, руководителей, специалистов и служащих является нормативным документом, в котором даются загальногалу-зеве квалификационные характеристики. С его помощью можно определить круг выполняемых обязанностей каждым руководителем, специалистом и служащим, правильно установить разделение труда между руководителями и специалистами, обеспечить единство в определении их должностных обязанностей и требований, которые к ним относятся. В справочнике отражены квалификационные характеристики каждой должности, которые состоят из трех роздилив.
В разделе «Должностные обязанности» перечислены функции, которые имеет работник полностью или частично на данной должности; указано факторы, отражающие содержание, степень сложности, разнообразия и самостоятельности работы, наличие или отсутствие функций руководства, степень и характер видповидальности.
Раздел «Должен знать» содержит требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также законодательных актов, положений, инструкций и других руководящих и нормативных документив.
В разделе «Квалификационные требования» определены требования, предъявляемые к работнику в отношении его специальной подготовки, а также стажа практической роботи.
Должностные оклады служащим устанавливает собственник или уполномоченный им орган соответственно к должности и квалификации працивника.
Соответствие фактически выполняемых работ и квалификации работника требованиям должностных квалификационных характеристик справочника определяется аттестационной комиссией, которая образуется непосредственно на пидприемстви.
Она дает оценку деятельности работника: соответствует или не соответствует она должности, которую он занимает. По результатам аттестации собственник или уполномоченный им орган имеет право изменять должностные оклады служащим в пределах утвержденных в установленном порядке минимальных и максимальных окладов на соответствующей должности. Кроме того, могут быть даны рекомендации по продвижению по работе отдельных работников в связи с их активной и творческой деятельностью, перевод на другую работу, увольнения с должности, которую занимают, и ин.
По мере развития рыночных отношений, научно-технического прогресса, совершенствования организации труда и производства происходят постоянные изменения в составе и видах работ, сферах деятельности. В связи с этим в квалификационные справочники необходимо своевременно вносить соответствующие коррективы, исключать устаревшие и отражать новые виды работ, функции работников, а также изменять требования к ним. Расширение международных экономических отношений требует дальнейшего совершенствования тарифно-квалификационных справочников соответствии с современными мировыми стандартами и требованиями.