Финансовая помощь муниципальным образованиям

95. Финансовая помощь, выделяемая муниципальным образованиям

При решении вопроса об оказании финансовой помощи муниципальным образованиям органы государственной власти субъекта РФ вправе осуществлять проверку обоснованности ее предоставления, а после принятия положительного решения проверять достаточность мер по увеличению доходов местных бюджетов, соблюдению законодательства РФ по расходованию средств местных бюджетов, включая их целевое использование. Финансовая помощь, оказываемая муниципальным органам органами государственной власти, направлена на обеспечение наиболее полной реализации всех форм местного самоуправления. Иной формой финансовой помощи органам местного самоуправления со стороны государства является финансирование осуществления делегированных полномочий. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов РФ.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта РФ доходных источников.

Распределение средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований осуществляется в соответствии с фиксированной формулой, учитывающей численность населения муниципального образования, долю детей дошкольного и школьного возраста в общей численности населения муниципального образования, долю лиц пенсионного возраста в общей численности населения муниципального образования, площадь территории муниципального образования, а также другие факторы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

77. ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ, ВЫДЕЛЯЕМАЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ

Финансовая помощь, оказываемая муниципальным органам органами государственной власти, направ-
лена на обеспечение наиболее полной реализации всех форм местного самоуправления. При решении вопроса об оказании финансовой помощи муниципальным образованиям органы государственной власти субъекта РФ вправе осуществлять проверку обоснованности пре
доставления финансовой помощи, а после принятия положительного решения проверять достаточность мер по увеличению доходов местных бюджетов, соблю-
дению законодательства РФ по расходованию средств местных бюджетов, включая их целевое использование. Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ вправе осуществлять контроль за расходованием средств, выделенных
ими муниципальным образованиям на выполнение федеральных целевых и региональных программ, I а также в форме субвенций.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обес-
печивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов мини’ мальной бюджетной обеспеченности. Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается пу-
тем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта РФ доходных ис- ^точников.

Финансовая поддержка субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • – понятия индекса налогового потенциала и индекса бюджетных расходов;
  • – виды финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ;
  • – нормативные правовые основы оказания финансовой поддержки бюджетам бюджетной системы РФ;

уметь

  • – определить назначение и структуру межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
  • – привести примеры финансовой помощи из фондов финансовой поддержки субъектов РФ;

владеть навыками

– проведения анализа структуры межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Финансовые возможности субъектов РФ по выполнению собственных расходных полномочий значительно дифференцированы в связи с исторически сложившейся структурой экономики регионов, в зависимости от размера территории и количества проживающего населения и т.д. При этом различия по уровню бюджетных возможностей до межбюджетного выравнивания из федерального бюджета между наиболее финансово обеспеченными регионами и наименее обеспеченными достигает разницы в 14 раз.

Специалисты отмечают, что дифференциация в уровне бюджетной обеспеченности регионов постоянно возрастает. Причиной такого процесса является концентрация доходов консолидированного бюджета субъектов РФ в нескольких высокоразвитых регионах (регионах-донорах).

В условиях роста дифференциации бюджетной обеспеченности субъектов РФ многократно возрастает роль финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание условий социально-экономического развития регионов, осуществляемой в виде межбюджетных трансфертов.

Ключевые понятия

Межбюджетные трансферты, дотации, субсидии, субвенции, Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Федеральный фонд компенсаций, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов, Федеральный фонд софинансирования социальных расходов, Федеральный фонд регионального развития

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета

Предоставление финансовой помощи субъектам РФ и муниципальным образованиям регулируется положениями гл. 16 «Межбюджетные трансферты» БК.

Межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.

Целью распределения межбюджетных трансфертов является повышение возможностей субъектов РФ с низкой бюджетной обеспеченностью финансировать закрепленные за ними расходы и тем самым обеспечить выравнивание доступа граждан вне зависимости от места их проживания к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям.

В рамках раздела «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований» классификации расходов федерального бюджета обеспечивается реализация основных расходных полномочий Российской Федерации (табл. 20.1):

Рис. 20.1. Виды финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ

Таблица 20.1. Расходные полномочия Российской Федерации, реализуемые в рамках межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

Расходное полномочие

Реквизиты нормативного правового акта, устанавливающего расходное полномочие Российской Федерации

Выравнивание бюджетной обеспеченности

БК

Компенсация дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований

Закон РФ от 14.07.1992 №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»

Развитие и поддержка социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукограда

Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»

Напрямую из федерального бюджета межбюджетные трансферты предоставляются только бюджетам субъектов РФ и бюджетам государственных внебюджетных фондов. При этом межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах. В случае несоблюдения требований, установленных БК, предоставление финансовой помощи (за исключением субвенций) из федерального бюджета может быть приостановлено.

Тем не менее законодательством установлено, что бюджетам субъектов РФ могут предоставляться межбюджетные трансферты для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований в случаях и порядке, установленных федеральными законами.

Рис. 20.2. Формы предоставления межбюджетных трансфертов

В рамках реформирования системы межбюджетных отношений для оказания финансовой помощи бюджетам бюджетной системы РФ из федерального бюджета были созданы пять специализированных фондов. Рассмотрим подробнее назначение каждого из них.

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ был образован в составе федерального бюджета в 1994 г. как Фонд финансовой поддержки регионов, средства которого, получившие название «трансфертов», предоставлялись бюджетам субъектов РФ на основе специальных формул. Назначение Фонда – выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Финансовая помощь из Фонда на начальном этапе выделялась двумя способами: в виде «прямых» трансфертов (непосредственно из федерального бюджета) и «косвенных» трансфертов (за счет повышения для конкретного субъекта РФ нормативов отчисления от НДС).

С принятием в 1998 г. Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999–2001 годах механизм предоставления финансовой помощи из Фонда был изменен. Распределение финансовой помощи происходило на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты. Расчет трансфертов Фонда производился на основе сопоставления среднедушевых налоговых доходов субъектов РФ, скорректированных с учетом объективно сложившегося уровня удорожания бюджетных расходов. Право на получение трансфертов предоставлялось субъектам РФ, среднедушевые налоговые доходы которых не достигают установленного минимального уровня. При этом уровень налоговых доходов субъектов РФ, до которого производилось выравнивание, устанавливался исходя из возможностей федерального бюджета и планируемого объема Фонда. Финансовая помощь из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ предоставляется в виде дотаций.

Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

В настоящее время дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами РФ в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством РФ.

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Основным видом межбюджетных трансфертов являются дотации бюджетам субъектов РФ.

Реализация финансового обеспечения первоочередных расходов субъектов РФ осуществляется путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые направляются на сглаживание диспропорций в уровне бюджетных возможностей и исполнение первоочередных расходов. Данный вид финансовой помощи должен стать основным видом межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ предоставляются субъектам РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности РФ определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации.

Минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на очередной финансовый год определяется как средний уровень расчетной бюджетной обеспеченности до распределения указанных дотаций по субъектам РФ, не входящим в число 10 субъектов РФ, имеющих самый высокий уровень бюджетной обеспеченности, и 10 субъектов РФ, имеющих самый низкий уровень бюджетной обеспеченности.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ до распределения дотаций определяется по формуле:

БОi = ИНПi/ЦБРi, где:

БОi – уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ до распределения дотаций;

ИНПi – индекс налогового потенциала субъекта РФ;

ИБРi – индекс бюджетных расходов субъекта РФ.

Индекс налогового потенциала – относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, определяемая с учетом уровня развития и структуры экономики субъекта РФ.

Индекс налогового потенциала применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и не является прогнозируемой оценкой налоговых доходов субъектов РФ в расчете на душу населения или в абсолютном размере.

Индекс бюджетных расходов – относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка расходов консолидированного бюджета субъекта РФ по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения, определяемая с учетом объективных региональных факторов и условий.

Индекс бюджетных расходов применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и не является прогнозируемой оценкой расходов субъектов РФ в расчете на душу населения или в абсолютном размере.

Дотации распределяются между субъектами РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, пропорционально отклонению уровня расчетной бюджетной обеспеченности этих субъектов РФ от уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности.

Минфин России до 1 июля текущего финансового года направляет в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ исходные данные для проведения расчетов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на очередной финансовый год и плановый период и до 20 июля текущего финансового года проводит сверку указанных исходных данных с исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Минфином России.

В соответствии с положением ст. 131 БК объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год.

С целью более эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности, снижения рисков разбалансированности региональных и местных бюджетов предусматривается индексация данного вида финансовой помощи относительно объемов средств, предусмотренных в федеральном бюджете на текущий финансовый год.

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ является первым и основным фондом в системе финансовой поддержки субъектов РФ. Следует отметить, что до настоящего времени дальнейшее совершенствование методов предоставления финансовой помощи субъектам РФ происходило по пути создания новых фондов. Так, в 2001 г. был создан Федеральный фонд компенсаций, целью которого стало финансовое обеспечение «федеральных мандатов», т.е. обязательств Российской Федерации перед населением, возложенных на региональные и местные бюджеты федеральным законодательством. Средства из Фонда компенсаций выделяются в форме субвенций и распределяются между всеми без исключения субъектами РФ, вне зависимости от их финансовой обеспеченности, пропорционально размещению соответствующих категорий населения.

Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ установлено, что осуществление полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

Источником финансового обеспечения осуществления полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, являются субвенции из федерального бюджета.

Под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета распределяются между субъектами РФ в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством РФ.

Так, постановлением Правительства РФ от 27.03.2006 № 169 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций на реализацию федеральных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Размер субвенции, предоставляемой бюджету субъекта РФ на реализацию федеральных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на соответствующий год, определяется по следующей формуле:

где – размер субвенции, предоставляемой бюджету субъекта РФ на реализацию федеральных полномочий по обеспечению жильем указанных категорий граждан; – размер субвенции, предоставляемой бюджету субъекта РФ на реализацию федеральных полномочий по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; – размер субвенции, предоставляемой бюджету субъекта РФ на реализацию федеральных полномочий по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах».

Субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов РФ, зачисляются в бюджет субъекта РФ и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Проект распределения субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета между субъектами РФ вносится в Государственную Думу в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении. Таким образом, Федеральный фонд компенсаций действует исключительно в целях финансового обеспечения федеральных полномочий, делегированных для исполнения на региональном уровне бюджетной системы.

Общий объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предусмотрен в объеме 248,9 млрд руб.

Промежуточное место между Фондом финансовой поддержки субъектов РФ, предназначенного для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, и Федеральным фондом компенсаций, главной задачей которого является финансирование федеральных мандатов, занял Федеральный фонд софинансирования расходов. Его цель – стимулировать регионы с целью поддержания определенного уровня финансирования наиболее значимых социальных расходов (на образование, здравоохранение и культуру).

Субсидии Фонда распределяются между всеми субъектами РФ без исключения, однако уровень софинансирования расходов зависит от бюджетной обеспеченности регионов. Так, для наиболее обеспеченных регионов этот уровень может составить только 10%, в то время как для наименее обеспеченных – до 90%.

Под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, критерии отбора субъектов РФ для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами РФ устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ на срок не менее трех лет.

В целях оказания финансовой поддержки субъектам РФ на реализацию закрепленных за ними обязательств в составе федерального бюджета предусмотрены субсидии по следующим направлениям:

  • – на оплату жилого помещения и коммунальных услуг малоимущим гражданам;
  • – на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения;
  • – на выплату ежемесячного пособия на ребенка;
  • – на обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;
  • – на осуществление мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла.

Федеральный фонд регионального развития, созданный в 1999 г., представляет собой методологически объединенную совокупность соответствующих частей федеральных программ, региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования. В рамках Фонда осуществляется консолидация расходов федерального бюджета (в том числе – по реализации федеральных целевых программ), которые направлены на создание на всей территории РФ социальной инфраструктуры, минимально необходимой для реализации установленных Конституцией РФ и федеральным законодательством гарантий.

Задачей Фонда является оказание финансовой помощи регионам с целью финансирования инвестиций в производственную и социальную инфраструктуру.

Обязательным условием для выделения средств Фонда по данному направлению является разработка органами власти субъектов РФ плана инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры на территории субъекта РФ.

Распределение субсидий из Фонда регионального развития осуществляется на основе принципов:

  • – целевой поддержки капитальных вложений в общественную инфраструктуру;
  • – софинансирования капитальных вложений из бюджетов субъектов РФ;
  • – соблюдения субъектами РФ федеральных требований федерального законодательства к организации инвестиционного процесса.

Выделение средств из Фонда на развитие социальной инфраструктуры регионов осуществляется по заявкам органов исполнительной власти субъектов РФ, представляющих их в установленном Правительством РФ порядке, в пределах максимальной доли данного региона в Фонде.

Правительство РФ рассматривает представленные заявки и определяет долю финансирования, которое будет осуществляться по социальному направлению Фонда. При этом доля федерального бюджета не может превышать 50% общего объема финансирования проекта (программы). Остальные средства привлекаются из бюджетов субъектов РФ и других источников.

Отбор проектов и программ для кредитования производится на конкурсной основе. В качестве одного из важнейших критериев при выделении государственных инвестиций используется предоставление регионом документально оформленного обязательства на сокращение в будущем передаваемых трансфертов на текущее финансирование (с указанием конкретных сумм по годам).

Необходимость образования Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов возникла в связи с тем, что в разных регионах реформирование бюджетного процесса происходит с различной скоростью.

Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов был создан в 1999 г. для активизации процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов РФ, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ. Главной целью Фонда является стимулирование усилий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области повышения качества управления региональными и муниципальными финансами.

Источниками образования Фонда были кредиты международных финансовых организаций, а также другие средства, определяемые Правительством РФ.

Финансовая помощь из Фонда оказывается субъектам РФ и муниципальным образованиям, отобранным на конкурсной основе по результатам оценки программ реформирования региональных (муниципальных) финансов, а также при обязательном соблюдении требований БК и отсутствии просроченной задолженности.

В первую очередь, в число участников включаются бездотационные и низкодотационные регионы, регионы, создающие благоприятные предпосылки и условия для экономического развития.

Кроме кредитной составляющей, Фонд имеет компонент технической помощи для работы по следующим направлениям:

  • – методическая помощь органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по управлению финансами (среднесрочный финансовый план, программы заимствований, бюджетные процедуры, финансовая отчетность и др.), проведению реформ муниципальных служб, планированию и осуществлению инвестиций в отрасли инфраструктуры и т.п.;
  • – совершенствование налогового и бюджетного законодательства РФ и субъектов РФ;
  • – обучение и подготовка кадров региональных и местных финансовых органов;
  • – проведение мониторинга процессов экономических реформ и финансового оздоровления в регионах.

За восемь лет применения данного инструмента межбюджетных трансфертов около 60 регионов подавали заявки на участие в конкурсном отборе, из которых 40 явились получателями субсидий на реформирование региональных финансов. Начиная с отбора, объявленного в 2005 г., Минфин России рассматривает заявки от муниципальных образований, являющихся административными центрами субъекта РФ или имеющих численность постоянного населения свыше 200 тыс. человек. К настоящему моменту 30 муниципальных образований приняли программы реформирования муниципальных финансов.

Программы реформирования региональных (муниципальных) финансов содержат конкретные мероприятия по следующим основным направлениям реформирования: организация бюджетного планирования, ориентированного на результат, среднесрочное планирование, управление расходами и реструктуризация бюджетной сети, создание условий для развития доходной базы, межбюджетные отношения, повышение публичности государственного и муниципального секторов экономики.

Программа реформирования региональных (муниципальных) финансов – это комплексные планы действий всех органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления по реформированию общественных финансов, рассчитанные, по меньшей мере, на несколько лет.

После анализа реализаций мероприятий, предусмотренных программами реформирования, из федерального бюджета двумя частями в течение двух финансовых лет предоставляются субсидии. Ежегодно получателями субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов являются по 10 субъектов РФ и муниципальных образований.

Совокупность пяти представленных фондов, созданных д ля оказания финансовой помощи региональным и местным бюджетам, образуют единую систему инструментов, позволяющую проводить государственную политику межбюджетного выравнивания.

Кроме вышеназванных пяти форм межбюджетных трансфертов, бюджетам субъектов РФ могут предоставляться бюджетные кредиты для финансирования временных кассовых разрывов, возникающих в ходе их исполнения.

В случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ, бюджетам бюджетной системы РФ могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.