ФНС России по ЦОД

Создание центров обработки данных

Создание технологической инфраструктуры центров обработки данных (ЦОДов)

Информация о заказчике

Основной задачей ФНС является контроль выполнения налогового законодательства Российской Федерации, включая выполнение следующих функций: учет налогоплательщиков, контроль уплаты налогов и сборов, выявление налоговых нарушений, управление задолженностью и взысканиями, поддержка судебных исков, информационное обслуживание налогоплательщиков, налоговое планирование и др. При этом ФНС имеет разветвленную структуру, состоящую из следующих компонентов:

  • центральный аппарат ФНС;
  • межрегиональные инспекции федеральных округов и специализированные межрегиональные инспекции;
  • 82 управления ФНС по субъектам Российской Федерации;
  • около 1500 районных, межрайонных и городских налоговых инспекций.

ФНС осуществляет информационное взаимодействие с различными министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также налогоплательщиками – физическими и юридическими лицами. ФНС располагает одной из самых мощных информационных систем среди государственных организаций (более 50 тысяч ПК, более 6000 серверов, единая мультисервисная сеть передачи данных), которая активно используется для решения задач ведомства.

Причины, обусловившие старт проекта

На современном этапе развития в информационной деятельности налоговых органов накопилось ряд системных проблем, вызванных следующими причинами:

  • непрерывное увеличение документооборота, в том числе, при взаимодействии с налогоплательщиками (как юридическими, так и физическими лицами);
  • усложнение и постоянное изменение процедур налогового законодательства;
  • возрастающие трудозатраты на обработку усложняющихся налоговых документов;
  • сосредоточение процедур налогового администрирования на уровне инспекций.

Существующая информационная система не обеспечивала поддержку этих процессов в силу следующих причин:

  • детальная информация о процессах налогового администрирования учитывается и хранится непосредственно в налоговых инспекциях; она не доступна для углублённой аналитической обработки и принятия управленческих решений;
  • информация обрабатывается непосредственно налоговыми инспекторами, что приводит к огромным трудозатратам и не позволяет обеспечить надлежащее качество и стандартизированность рабочих процедур;
  • внедрение новых информационных технологий требует значительных финансовых затрат и возможно только при ограниченном количестве мест внедрения.

С учетом сложившихся обстоятельств было принято решение о создании автоматизированной информационной системы центров обработки данных (ЦОДов), которая должна выполнять функции физически распределенного, но логически единого комплекса сбора, хранения, обработки и распространения данных, необходимых для выполнения функций ФНС. Было решено создать систему из пяти ЦОДов – одного Федерального ЦОДа (ФЦОД) по централизованной обработке данных в Москве и четырех региональных ЦОДов (РЦОД), расположенных в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Кемерово и Волгограде.

Требования к системе

ФЦОД должен:

  • предоставлять необходимую информацию федеральным подразделениям ФНС,
  • обеспечивать консолидацию, хранение и обработку федеральных баз данных налогового администрирования в масштабе Российской Федерации,
  • обеспечивать обмен информацией между ФНС и указанными выше органами государственного управления РФ и иными внешними организациями,

Каждый РЦОД должен:

  • предоставлять необходимую информацию региональным подразделениям ФНС,
  • обеспечивать консолидацию, хранение и обработку федеральных баз данных налогового администрирования в рамках соответствующего региона РФ,
  • выполнять функции центра массовой обработки и хранения бумажных документов, центра информационного обмена с региональными внешними организациями и регионального центра информационной поддержки налогоплательщиков,
  • обеспечивать обмен информацией между ФНС, региональными подразделениями органов государственного управления РФ, иными внешними организациями и налогоплательщиками.

Решение

Для реализации вышеуказанного проекта был объявлен конкурс, победителем которого стала компания IBS. Компания в кратчайшие сроки построила технологическую инфраструктуру для всех пяти ЦОДов и соединила их через мультсервисную сеть ФНС в единую систему.

В составе каждого ЦОДа можно выделить следующие уровни:

  1. здание и инженерные системы здания (электропитание, кондиционирование, противопожарная сигнализация и защита, управление доступом и видеонаблюдение, структурированная кабельная система);
  2. терминальное оборудование телекоммуникационных каналов, которые объединяют ЦОДы в единую систему;
  3. локальная вычислительная сеть;
  4. сеть хранения данных (SAN);
  5. вычислительное оборудование (серверы, рабочие станции);
  6. периферийное оборудование (сканеры, принтеры, конвертовальные машины);
  7. системное программное обеспечение;
  8. система управления и безопасности.

Функциональная схема ЦОДа

Топология системы

Топология технологической инфраструктуры системы ЦОДов представляет собой звезду, центром которой является Федеральный ЦОД, а на лучах располагаются региональные ЦОДы с подключенными к ним управлениями ФНС и налоговыми инспекциями. На физическом уровне связь между ФЦОД и РЦОД осуществляется с использованием высокоскоростных каналов передачи данных. Помимо этого, каждый ЦОД имеет выход в Интернет для обеспечения связи с налогоплательщиками и публикации налоговой информации на сайтах ФНС. Для повышения надежности все РЦОД, помимо высокоскоростного канала связи с ФЦОД, будут обеспечены резервным высокоскоростным каналом.

Для обеспечения единого способа доступа к ресурсам, а также для унификации хранения учетных записей используется каталог на базе Active Directory, построенный в виде единого леса, объединяющего иерархическую систему доменов с корневым доменом. Благодаря этому ИТ-персонал каждого регионального ЦОДа сможет полностью контролировать и управлять доступом к своим ресурсам, управлять собственными доменными политиками. Для федерального ЦОД создается аналогичный выделенный домен того же уровня, что и для доменов региональных ЦОДов.

Ядро каждого ЦОДа образовано из трех взаимоувязанных подсистем: сети хранения данных (SAN – Storage Area Network), подсистемы баз данных и фермы прикладных серверов. Сеть хранения данных построена на основе задублированных для надежности оптических коммутаторов Cisco MDS, к которым подключены дисковые массивы EVA и библиотеки магнитных лент ESL производства Hewlett-Packard, а также мощные DVD-библиотеки HSM-6000. Сеть хранения данных работает под управлением ПО Hewlett-Packard и Veritas, образуя единую высокопроизводительную систему управления иерархическим хранением данных для всех приложений и баз данных ЦОД. Основу подсистемы баз данных составляют сервер HP Superdome 9000 (12 процессоров, 24 Гбайта оперативной памяти, операционная система HP-UX) и система управления базами данных ORACLE 9i. Выбор именно такого решения был обусловлен как высокой производительностью (более 100 тысяч TPC-C в текущей конфигурации), исключительной устойчивостью к отказам, так и хорошей масштабируемостью решения (сервер HP Superdome расширяется до 64 процессоров). Ферма прикладных серверов построена на базе серверов HP Proliant 380 и 580, включенных в общую оптическую сеть хранения данных.

Система управления вычислительными ресурсами

Важную роль в функционировании любого ЦОДа играет система управления вычислительными ресурсами. Для автоматизации управления вычислительными ресурсами системы ЦОД ФНС (вычислительными платформами и приложениями) используется программное обеспечение Hewlett-Packard OpenView Operations и Performance (OVOP) и Microsoft SMS . Вся собранная информация о состоянии вычислительной платформы фильтруется, регистрируется, преобразуется в единый формат и отправляется в управляющий сервер. После этого она доступна для отображения и сохранения в исторической базе данных. В итоге средствами OVOP отслеживается доступность и производительность основных ресурсов вычислительных платформ: процессоров, памяти, дисковых подсистем, сетевых интерфейсов, файловых систем, процессов и сервисов ОС, а также пользователей. Cредства SMS активно используются для контроля состояния и управления программным обеспечением и настройками рабочих станций сотрудников ЦОД.

Дополнительная функциональность: IP-телефония и контакт-центры

Большой функциональностью обладают интегрированные в ЦОДы IP-телефония и контакт-центры. Вся IP-телефония в РЦОД строится вокруг кластеров CallManager – отказоустойчивых коммутационных центров, каждый из которых состоит из двух серверов, разделяющих между собой рабочую нагрузку и резервирующих друг друга. Для добавления к IP-телефонии функций речевой почты устанавливается сервер Cisco Unity, связанный, помимо IP-телефонии, еще с корпоративной почтовой системой, что делает телефонию и корпоративную почту взаимоинтегрированными. В систему IP-телефонии также включен контакт-центр Cisco IPCC, предназначенный для автоматической маршрутизации массовых входящих телефонных вызовов, а также запросов по e-mail и WEB, и автоматического выполнения исходящих обзвонов. В состав контакт-центра входит IP IVR, который помимо обслуживания IPCC может также использоваться самостоятельно для автоматизации типовых сценариев входящих вызовов. Все компоненты IP-телефонии связаны друг с другом только по IP и могут быть размещены в любом месте сети, в том числе быть разнесены территориально для повышения доступности сервисов.

Система массовой обработки бумажных документов

Эта система работает как с входящей, так и с исходящей документацией. Функция распознавания рукописного текста позволяет в автоматическом режиме вводить в систему бумажные документы (например, налоговые декларации) с высокой скоростью и в больших объемах. Для обработки входных документов используются промышленные сканеры Scamax 5000 и программное обеспечение ABBYY FineReader. Для обратной связи с налогоплательщиками применяется высокопроизводительный автоматизированный комплекс производства XEROX, который не только печатает исходящие документы, но и складывает их, упаковывает в конверты, подписывает адрес получателя и ставит на письма знаки почтовой оплаты. Эта система особенно полезна при взаимодействии с налогоплательщиками, которые взаимодействуют с ФНС путем обмена бумажными документами, а не электронными письмами.

Ход проекта

Создание информационной системы ЦОДов осуществляется в два этапа.

Сейчас реализован первый этап – создана технологическая инфраструктура.

Второй этап предполагает модернизацию существующего и разработку нового прикладного программного обеспечения, включая информационно-аналитическую систему и средства поддержки принятия решений, а также обеспечение дистанционного доступа к ресурсам ЦОДов со стороны налоговых органов всех уровней.