ФЗ о СРО в сфере финансовых рынков

Усовершенствован механизм саморегулирования в сфере финансового рынка.

Статус СРО может приобрести НКО, созданная в форме ассоциации (союза), объединяющая брокеров, дилеров, управляющих, депозитариев, регистраторов, акционерные инвестфонды и управляющие компании инвестфондов, ПИФов и негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев, негосударственные пенсионные фонды, страховщиков, страховых брокеров, общества взаимного страхования, микрофинансовые организации, кредитные потребительские (в т. ч. сельскохозяйственные), жилищные накопительные кооперативы, форекс-дилеров.

Участие финансовой организации в СРО, вид которой соответствует деятельности, осуществляемой такой организацией, в случае наличия СРО данного вида обязательно. Минимальное количество участников СРО — 26% от их общего числа. Предусмотрено ассоциированное членство в СРО.

Чтобы получить статус СРО, вновь создаваемым профобъединениям нужно соответствовать определенным требованиям. Статус присваивается со дня внесения сведений о СРО в единый реестр СРО в сфере финансового рынка. Соответствующее решение принимает Банк России. Он же уполномочен вести указанный реестр. При соблюдении ряда условий статус СРО можно получить в отношении нескольких видов деятельности финансовых организаций.

СРО вправе разрабатывать стандарты, нормы и правила, дополняющие и (или) детализирующие нормы госрегулирования. СРО обязаны разрабатывать базовые стандарты, перечень которых устанавливается ЦБ РФ для определенного вида СРО. Помимо базовых, СРО могут утверждать внутренние стандарты, устанавливающие дополнительные требования к соответствующей деятельности.

Определены квалификационные требования и требования к деловой репутации руководства СРО.

Предусмотрена возможность передачи Банком России по инициативе СРО полномочий по получению от ее членов отчетности. Перечень последней определяет ЦБ РФ.

Установлены правила членства в СРО, порядок его прекращения.

За деятельностью СРО надзирает Банк России. Он может накладывать штрафы, требовать замены руководителя СРО, прекращать ее статус, приостанавливать исполнение функций СРО.

СРО вправе создать совет из числа руководителей СРО для координации своих интересов и представительства в Банке России.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после даты его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.

Саморегулируемые организации на рынке страховых услуг

А.Д. Хохлов,

студент группы ЮЧБВ 2-1м

Научный руководитель:

О.Ю. Горбачева,

доцент кафедры «Гражданское право»

Журнал «Образование и право», N 7-8, июль-август 2015 г., с. 74-85.

Участие гражданского общества в общественных отношениях реализуется через соответствующие институты гражданского общества. Одним из таких институтов являются саморегулируемые организации.

На страховом рынке существует ряд объединений страховщиков, созданных в целях защиты своих интересов, таких, как Всероссийский союз страховщиков, Национальный союз страховщиков ответственности. Подобные объединения призваны координировать деятельность своих участников, представлять и защищать их общие интересы в отношениях с российскими и зарубежными организациями и органами власти. Создание подобных объединений страховых компаний, а также других субъектов страховой деятельности в форме саморегулируемых организаций позволит закрепить за такими объединениями более широкий спектр прав по регулированию страхового рынка.

Саморегулирование страховой деятельности — это предусмотренное законодательством регулирование страхового рынка в целом или его составляющих самими профессиональными участниками без вмешательства регулятора. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» называет саморегулируемыми организациями некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных данным Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида .

Указанный Федеральный закон предусматривает возможность объединения субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности одного вида в СРО на основании федерального закона, предусматривающего создание СРО конкретного вида.

Потребность страхового рынка России в инструментах саморегулирования существует давно, разработка законопроекта «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков» лишь ускорила выделение таких предпосылок внутри страхового сообщества. На современном этапе развития страхового рынка в России недостаточное техническое развитие страхового надзора по сравнению с темпами роста страхового рынка и ассортимента страховых услуг можно выделить в качестве основного фактора, обусловливающего необходимость развития саморегулирования в сфере страхования.

Страховой рынок также нуждается в формировании профессиональных барьеров для недобросовестных участников, так как доверие страхователей является важнейшим фактором увеличения продаж страховых услуг. Возникла потребность в конструктивном диалоге страховщиков и страхователей для дальнейшего совершенствования страховых услуг.

Следует отметить, что саморегулирование имеет как преимущества, так и недостатки.

Положительные стороны саморегулирования хорошо известны. Основное преимущество состоит в том, что нормы саморегулирования намного гибче требований государственного регулирования и адекватно трансформируются под влиянием реалий страхового рынка.

Необходимо отметить, что механизмы разрешения споров между страховыми компаниями в рамках саморегулируемой организации (третейские суды) менее затратны и учитывают специфику страхования, а между страховщиками и страхователями позволяют урегулировать возникающие споры без общественной огласки, что положительно сказывается на имидже отрасли в целом. Ввиду частых мошеннических действий со стороны страхователей и споров по поводу наступления страхового случая или признания случившегося убытка таковым, процесс выплаты страхового возмещения часто затягивается длительными судебными разбирательствами. Рассмотрение возникающих между сторонами споров саморегулируемыми организациями значительно упростит процедуру разрешения таких споров и получения страхователями компенсационных выплат.

Кроме того, у страховых компаний, обладающих обширными знаниями и имеющих непосредственный опыт в сфере страхования, появляется реальная возможность влиять на нормотворчество. Это позволит создавать правовые нормы с учетом существующей рыночной практики, обеспечит более детальное регулирование рынка страховых услуг, а также снимет часть нагрузки с Банка России, уполномоченного на регулирование финансового рынка в целом.

Основным недостатком саморегулирования является возможность ограничения конкуренции на рынке страховых услуг. Общее положение, определенное Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещает хозяйствующим субъектам, осуществляющим продажу товаров на одном товарном рынке, заключать соглашения или предпринимать согласованные действия, направленные на ограничение конкуренции . Нормы, предотвращающие возможное возникновение монополистических явлений на соответствующем рынке финансовых услуг, содержатся и в обсуждаемом Государственной Думой Российской Федерации законопроекте «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков».

В настоящее время упомянутый проект, направленный на совершенствование системы саморегулирования на финансовых рынках, был принят в первом чтении. Цель законопроекта — повышение роли саморегулирования в деятельности участников финансового рынка, а также усиление эффективности взаимодействия саморегулируемых организаций в сфере финансовых рынков с регулятором данной сферы деятельности, а именно с Банком России. Предполагается, что совершенствование института СРО должно привести к повышению конкурентоспособности российского финансового рынка, а также формированию целостной регулятивной системы.

В случае принятия законопроекта Государственной Думой, одобрения его Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и подписания Президентом России закон о саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков будет содержать в себе специальные нормы по отношению к положениям Гражданского кодекса Российской Федерации о такой разновидности юридических лиц, как ассоциации и союзы.

В пункте 1 ст. 123.8 ГК РФ указано, что объединения лиц, имеющие своей целью координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, и в частности саморегулируемые организации, создаются в форме ассоциации (союза).

Гражданско-правовые нормы предусматривают для ассоциаций и союзов права и обязанности, соответствующие целям их деятельности. Ассоциация (союз) как юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, то есть имущество членов такого объединения не может служить обеспечением исполнения обязательств самой ассоциации или союза.

ГК РФ предусматривает возможность создания в ассоциации (союзе) высшего органа, единоличного исполнительного органа в лице председателя или президента и постоянно действующего коллегиального исполнительного органа, к чьей компетенции относится утверждение и изменение устава, определение приоритетных направлений деятельности, принципов образования и использования имущества и другие вопросы .

Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» указывает на то, что членство в саморегулируемых организациях является добровольным. При этом федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства . Положение об обязательном членстве субъектов страхового общества в создаваемых СРО предусмотрено рассматриваемым законопроектом. Законопроект «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков» обязывает вновь создаваемые финансовые организации или организации, не состоящие в СРО, вступать в СРО, соответствующую их роду деятельности. Общие нормы Гражданского кодекса, а также положения Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» дают члену ассоциации (союза), саморегулируемой организации право выхода из объединения по своему усмотрению в любое время. Данное положение не отменяется специальными нормами законопроекта, однако законопроект предусматривает, что вступление соответствующей организации в СРО обязательно не позднее, чем через полгода после образования саморегулируемой организации. Финансовая организация в соответствии с проектом закона обязана вступить в СРО в течение 180 дней, следующих за днем прекращения своего членства в СРО .

Ввиду того что законопроект не содержит положения о минимальном количестве СРО на одном финансовом рынке и о максимальном количестве участников одной СРО относительно упомянутого выше правила, представляется возможной такая ситуация, при которой финансовая организация, выбывшая из СРО, будет обязана вступить в ту же самую саморегулируемую организацию, за неимением альтернативы.

В соответствии с нормами ГК РФ члены СРО также обязаны уплачивать предусмотренные уставом организации членские взносы и по решению высшего органа ассоциации (союза) вносить дополнительные имущественные взносы . Данное положение предусмотрено и в упомянутом законопроекте, который ограничивает максимальный размер членских взносов в целях предупреждения коррупционных явлений. Правило о порядке внесения членского взноса будет рассмотрено далее в работе.

Рассматриваемый в настоящее время законопроект «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков» призван способствовать развитию системы саморегулирования и повышению ее роли в регуляторном и надзорном процессе. Данная цель закреплена Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, а также стала одним из приоритетных направлений в развитии финансового рынка России в ходе создания на базе Банка России единого регулятора на финансовых рынках.

Законопроект распространяет свое действие на СРО различных сегментов финансового рынка, в том числе на субъектов страхового дела. К данным субъектам в соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» относятся страховые организации (страховщики), страховые брокеры и общества взаимного страхования.

Законопроект содержит положения, кардинально меняющие существующий механизм саморегулирования на финансовом рынке.

Он закрепляет обязанность участия соответствующей финансовой организации в СРО при наличии саморегулируемой организации в ее сегменте рынка. Закрепление такой обязанности повысит ответственность СРО страховщиков и страховых брокеров перед потребителями страховых услуг, поскольку указанное правило будет способствовать соблюдению правил и стандартов, разрабатываемых самой СРО и обязательных для всех ее членов. Данное правило повысит ответственность участников страхового рынка не только перед потребителями страховых услуг, но и перед самой саморегулируемой организацией, уполномоченной на применение санкций в отношении нарушителей разрабатываемых ею стандартов и правил.

Законопроект допускает создание до двух СРО одного вида, устанавливая минимальный порог количества участников одной организации в 34% от общего числа участников рынка, осуществляющих соответствующий вид деятельности. Данное ограничение призвано реализовать принцип добросовестности поведения СРО, основанного на заслуженной репутации, что позволит избежать неуправляемого открытия и закрытия недобросовестных СРО. Одновременно ограничение минимального числа участников СРО поможет более эффективно выстроить процесс разработки и согласования базовых стандартов.

Следует также отметить, что барьер в 34% обеспечит минимально необходимую конкуренцию между СРО на рынке страховых услуг. Таким образом, будет возможно создание не более двух СРО одного вида, которым в соответствии с проектом должен быть передан одинаковый объем полномочий .

Порядок взаимодействия саморегулируемых организаций и уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному надзору за СРО в установленной сфере деятельности, предусматривает возможность участия СРО в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ее субъектов, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» также предусматривает обязанность СРО направлять в уполномоченный орган свои стандарты и правила, условия членства, результаты проведенных проверок и иную документацию .

Уполномоченным органом в сфере государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела является Центральный банк Российской Федерации. За Банком закреплен ряд полномочий по регулированию деятельности действующих СРО. В качестве примера взаимодействия Банка России и саморегулируемых организаций можно привести положения Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», который устанавливает функции Банка России в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе закрепляет за Банком функции по выдаче разрешений на приобретение статуса СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, отзыву таких разрешений, ведению реестра указанных организаций и другие регулятивные функции в отношении указанных СРО.

Рассматриваемым в настоящей статье законопроектом «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков» за Центральным Банком Российской Федерации закрепляется довольно широкий круг полномочий в отношении СРО в сфере финансовых рынков — от присвоения статуса СРО и выдачи лицензии до надзорных полномочий в отношении таких организаций. Статус СРО присваивается Банком России в отношении определенного вида деятельности. В частности, в отношении субъектов страхового дела это будут СРО страховщиков, страховых брокеров и обществ взаимного страхования .

Законопроект выделяет базовые и внутренние стандарты СРО, которые утверждаются самой организацией и направляются в дальнейшем на регистрацию в Банк России. Регулирование страхового рынка будет осуществляться СРО посредством разработки базовых стандартов, перечень которых установлен Банком России для данного вида СРО. При наличии нескольких СРО в сегменте базовые стандарты должны быть согласованы между такими СРО, что позволит установить единые правила в важнейших областях регулирования, включая стандарты управления рисками, корпоративного управления, внутреннего контроля, защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей страховых услуг, оказываемых членами СРО, а также стандарты совершения операций субъектами страховой деятельности. Базовые стандарты будут обязательны для соблюдения всеми участниками рынка страховых услуг.

Внутренние стандарты будут касаться внутренних правил в самой СРО и утверждать порядок проведения внутренних проверок, условия членства в организации, в том числе размер и порядок уплаты членских взносов , систему мер, применяемых при несоблюдении членами СРО требований стандартов и внутренних правил организации.

Закрепление за саморегулируемой организацией нормотворческой функции позволит участникам рынка в составе СРО усовершенствовать и упростить порядок ведения деятельности на рынке страховых услуг.

Разработка и изменение базовых стандартов при непосредственном участии профессионального сообщества страховщиков, страховых брокеров или обществ взаимного страхования обеспечит необходимый уровень унификации регулирования, снижение издержек профессиональных участников и, следовательно, стоимости их услуг для потребителей, а также будет способствовать оперативному изменению и совершенствованию методов и способов регулирования финансового рынка.

Помимо полномочий по нормативному регулированию страхового рынка законопроект предусматривает возможность передачи соответствующей организации ряда полномочий Центрального банка Российской Федерации. Так, например, проектом предусмотрено наделение СРО полномочиями по предварительному рассмотрению документов, подаваемых участником финансового рынка для получения лицензии (разрешения), на предмет соответствия лицензионным требованиям. Указанная мера также повысит степень ответственности СРО субъектов страхового дела за стабильность функционирования соответствующего сегмента страхового рынка и допуск на него только добросовестных участников.

Кроме того, законопроект предусматривает возможность передачи Банком России по инициативе СРО следующих полномочий:

— дистанционный/инспекционный надзор за соблюдением требований законодательства и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации (в объеме, определяемом Банком для соответствующей СРО);

— сбор обязательной отчетности участников страхового рынка для ее первичной обработки и последующего направления в Банк России;

— проведение аттестации руководителей и персонала участников рынка.

Саморегулируемая организация осуществляет регулирование деятельности финансовых организаций в ее составе. В частности, СРО страховщиков будет уполномочена самостоятельно устанавливать требования к членству в ней.

Организации будут осуществлять контроль над соблюдением их членами требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в сфере страхования, стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации, в том числе, путем проведения плановых и внеплановых проверок. В зависимости от вида проводимой проверки ее материалы будут рассматриваться либо в самой организации, либо в Центральном банке Российской Федерации. Плановая проверка проводится СРО не чаще одного раза в год и не реже одного раза в пять лет. При выявлении нарушений законодательства материалы проверки направляются на рассмотрение в орган СРО по рассмотрению дел о применении мер в отношении членов СРО. Внеплановая проверка проводится по поручению Банка России, ее материалы направляются напрямую в Банк .

Законопроектом за Банком России закрепляются функции по надзору за деятельностью СРО с возможным применением санкций в виде наложения штрафов и направления требования о замене руководства СРО, а также отзыва статуса СРО.

Законопроект также предусматривает возможность совместной работы СРО и Банка России в сфере нормотворчества. СРО и Центральный банк Российской Федерации могут создавать совместные рабочие группы и иные объединения в указанных целях. Такой подход позволит при сохранении за Банком России функций уполномоченного органа исполнительной власти в сфере финансовых рынков более детально учитывать особенности того или иного рынка при выполнении законотворческой функции. Законопроект предусматривает возможность участия представителей СРО в деятельности рабочих органов Банка России. Так, в ст. 30 законопроекта предусмотрено создание Совета СРО из числа руководителей СРО в целях координации интересов СРО и их представительства в Банке. При обсуждении Комитетом по финансовому надзору Банка России вопросов, относящихся к компетенции Совета СРО соответствующих субъектов страхового дела, Руководитель Совета СРО будет уполномочен участвовать в заседаниях Комитета с правом совещательного голоса. По отдельным вопросам на заседания Комитета по финансовому надзору Банка России дополнительно могут приглашаться иные руководители саморегулируемых организаций.

Во избежание коррупционных и монополистических явлений в связи с созданием саморегулируемых организаций, законопроект предусматривает несколько важных положений. Так, вступительный взнос члена саморегулируемой организации не может превышать ста тысяч рублей. Подобное ограничение размера вступительного взноса лишит создаваемую саморегулируемую организацию возможности использовать указанные средства в иных целях, кроме обеспечения деятельности самой СРО. Организация будет обязана вести финансовую отчетность, которая подлежит обязательному ежегодному аудиту.

СРО не лишена права заниматься предпринимательской деятельностью, однако такая деятельность должна быть направлена на достижение целей деятельности, закрепленных уставом самой организации. При этом СРО не вправе учреждать финансовые организации и становиться участником такой организации. Таким образом, обеспечивается положение, при котором СРО страховщиков, страховых брокеров или обществ взаимного страхования будут выполнять лишь нормотворческую и регламентирующую функции в отношении соответствующего рынка страховых услуг.

Результатом предлагаемых законопроектом изменений должна стать прозрачная, целостная, эффективно функционирующая и стабильная система страхового рынка на территории Российской Федерации. В частности, реализация законопроекта предполагает более активное участие субъектов страховой деятельности в регулировании национального страхового рынка.

В Интернете уже появились новости о создании саморегулируемой организации страховщиков, несмотря на то, что рассмотренный выше законопроект еще не был принят и официально опубликован. На сайте информационного портала «Саморегулирование» весной 2012 г. помещены сведения о создании 6 апреля 2012 г. СРО страховщиков «Страховой союз России» . В форуме, на котором обсуждалось создание организации, приняли участие 30 крупных страховых компаний из разных регионов страны. Форум был признан учредительным собранием для вновь созданной организации. По его итогам был принят устав СРО, определены основные цели деятельности, состав президиума, президент организации.

Организация обозначила в качестве цели своей деятельности на данном этапе продвижение и защиту интересов членов СРО, в том числе, в спорных вопросах с надзорными органами. В перспективе организация планирует взять на себя часть государственных полномочий по регулированию страхового рынка, лицензированию типовых правил и применения санкций к субъектам страхового дела. Очевидно, указанные полномочия созданная организация планирует выполнять после принятия рассмотренного законопроекта.

Сегодня в России более 500 страховых компаний, более 130 являются членами Всероссийского союза страховщиков (ВСС). Кроме того, с июня 2005 г. работает Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) — также некоммерческая организация, представляющая собой общероссийское профессиональное объединение страховщиков, способствующее развитию системы обязательного страхования гражданской ответственности. Одним из соучредителей НССО стал Всероссийский союз страховщиков, а также 26 крупнейших страховых компаний России. В связи с этим возникает вопрос о необходимости создания еще одного союза страховщиков в лице «Страхового союза России» и о порядке его взаимодействия с существующими объединениями.

Действующий Всероссийский союз страховщиков имеет своей целью защиту интересов своих членов, развитие и совершенствование национального страхового дела . Для выполнения указанной цели Устав закрепляет за Союзом ряд задач, таких, как подготовка предложений и осуществление мер по совершенствованию страхового законодательства, разработка и экспертная оценка правовых актов, способствование формированию инфраструктуры страхового рынка, урегулирование отношений между страховщиками, между страховщиками и другими субъектами экономики, а также ряд других задач, направленных на реализацию поставленной перед ВСС целью. Следует отметить, что законодательно не установлена возможность передачи государственным регулятором страхового рынка в пользу ВСС ряда своих полномочий, до сих пор не была закреплена нормотворческая функция некоммерческой организации. Обсуждаемый сегодня в Государственной Думе Российской Федерации законопроект позволит передать более широкий круг полномочий некоммерческой организации в лице объединения субъектов страхового рынка.

Следует, однако, при дальнейшем обсуждении и принятии законопроекта учесть действующее законодательство о саморегулируемых организациях для его единообразного применения и устранения возможных противоречий. Важно, чтобы круг полномочий, предоставляемых СРО в рамках законопроекта, был шире полномочий в основном совещательного и рекомендательного характера, закрепленных за ВСС, НССО, и соответствовал бы при этом положениям Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Создание некоммерческих саморегулируемых организаций на национальном страховом рынке является важным этапом в процессе развития российского рынка страховых услуг. Данная мера позволит разгрузить Банк России как государственный макрорегулятор сферы финансовых услуг и закрепить ряд регулятивных функций за создаваемыми объединениями участников финансового рынка. В частности, регулирование страхового рынка будет осуществляться СРО посредством разработки стандартов, которые будут обязательны для всех членов организации. При наличии нескольких саморегулируемых организаций одного вида такие стандарты должны будут согласовываться между ними. Подобный подход обеспечит необходимую унификацию регулирования, снизит издержки профессиональных участников и стоимость страховых услуг для потребителей, будет способствовать оперативному изменению и совершенствованию методов регулирования рынка страхования. Нормы саморегулирования значительно более гибкие по сравнению с нормами государственного регулирования, такие нормы оперативно реагируют на развивающийся и постоянно меняющийся рынок страховых услуг и более детально регламентируют соответствующую сферу общественной деятельности. Саморегулирование положительно скажется на конкурентоспособности российского рынка страховых услуг и будет содействовать формированию целостной регулятивной системы.

На данном этапе создание СРО на страховом рынке находится только на стадии подготовки, обсуждения законопроекта. Однако уже этот факт свидетельствует о развитии страхового рынка в сторону его большей открытости для гражданского общества и увеличения участия институтов гражданского общества в регулировании страховой деятельности.

Список литературы

Устав Всероссийского союза страховщиков. — Режим доступа: http://www.ins-union.ru/rus/about/charter.

Е. П. Зобова

Журнал «Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение» № 6/2015

Сегодня продолжается совершенствование правового регулирования финансового рынка, одной из важнейших задач которого является создание и функционирование саморегулируемых организаций участников финансового рынка (СРО). Так определено в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 № 2043-р).

На СРО возлагаются большие надежды, в том числе решение таких задач, как:

  • повышение эффективности регулирования финансового рынка путем взаимодействия государственных органов с саморегулируемыми организациями;
  • создание страховых фондов СРО участников финансового рынка в дополнение к обязательной компенсационной системе;
  • расширение возможностей СРО при сборе и анализе отчетности участников финансового рынка и возложение на них функции по ее анализу, обобщению и раскрытию.

Для реализации поставленных задач был принят Федеральный закон от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ).

О перспективах развития СРО участников финансового рынка читайте в предложенном материале.

Сомнения и проблемы

Принятие Федерального закона № 223-ФЗ проходило непросто: было высказано немало замечаний и задавался вопрос о необходимости его принятия в принципе.

Как было заявлено разработчиками Федерального закона № 223-ФЗ, его целью является повышение роли саморегулирования в деятельности участников финансового рынка в условиях их количественного роста и усложнения качественных характеристик финансового рынка, а также повышение эффективности взаимодействия саморегулируемых организаций в сфере финансовых рынков с регулятором. Совершенствование института СРО в России должно привести:

  • к повышению конкурентоспособности российского финансового рынка;
  • к формированию целостной регулятивной системы, отвечающей интересам профессиональных участников различных секторов финансового рынка и обеспечивающей надлежащий уровень контроля их деятельности;
  • к повышению уровня защиты прав потребителей финансовых услуг.

С такими целями трудно не согласиться, тем более в условиях падающего рынка страхования.

Первоначальный вариант законопроекта вызвал ряд вопросов и сомнений (Заключение Комитета Госдумы по вопросам собственности от 16.12.2014 № 3.9-80/1, Заключение Комитета Госдумы по финансовому рынку от 17.12.2014).

Принципиальным был вопрос о необходимости принятия отдельного закона о СРО для участников финансового рынка.

Сегодня действует Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Федеральный закон № 315-ФЗ). Этот закон определил правовую и экономическую основу саморегулирования, установил порядок создания и деятельности, полномочия СРО во всех сферах предпринимательской и профессиональной деятельности, а также ввел принципы применения механизмов коллективной материальной ответственности членов СРО. При этом было заявлено, что распространение действия базового закона на финансовую отрасль является задачей, отложенной на непродолжительный срок.

По мнению ряда экспертов, вводимые законопроектом особенности деятельности СРО в сфере финансовых рынков представляют собой регулирование, отличное от модели, определенной базовым законом.

Проблема усугубляется еще и тем, что закон принимался для всех участников финансового рынка, позиции которых в вопросах регулирования отличаются. Введение абсолютно идентичных требований для саморегулирования в разных сегментах финансового рынка представляется преждевременным, так как развитие СРО находится на различном уровне и проходило неодинаковыми путями. Ввиду значительного своеобразия деятельности разных групп участников финансовых рынков (в том числе требований к их правовому положению, проводимым ими операциям, вопросам организации надзора и контроля деятельности) представляется некорректной попытка сформулировать одинаковые подходы к организации участниками СРО своей деятельности, содержанием которой является разработка и утверждение стандартов СРО, а также контроль их соблюдения членами СРО.

Проблемными местами законопроекта назывались в том числе следующие:

  • отсутствие четко определенной организационно-правовой формы юридического лица – саморегулируемой организации;
  • отсутствие определения конкретных компетенций СРО, разграничение их с Банком России;
  • совмещение в рамках одной СРО членов, осуществляющих различные виды деятельности на финансовом рынке;
  • необоснованно высокое пороговое значение в 34% от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности, для создания СРО. Это указывает на существование только двух саморегулируемых организаций в каждом сегменте финансового рынка;
  • принцип обязательного членства финансовых организаций в созданных саморегулируемых организациях. Высказывались опасения, что институт СРО может остаться невостребованным только потому, что не будет СРО, соответствующей заявленным требованиям;
  • недостаточное определение статуса базовых стандартов.

Кроме того, отмечалось, что в законопроекте используется термин «финансовые организации». Но он неточно определяет круг существующих субъектов финансового рынка, в отношении которых предлагается ввести обязательное членство в СРО, так как этим термином охватываются исключительно юридические лица, тогда как соответствующими субъектами могут быть и индивидуальные предприниматели.

Много сомнений было высказано и в отношении разработки базовых стандартов СРО: отсутствие четкого представления о юридической природе данного документа с точки зрения не только гражданского права, но и теории права не давало ответа на вопрос, является ли он по своей природе нормативным актом или индивидуальным актом гражданско-правового характера.

Возвращаясь к самому первому принципиальному вопросу о необходимости принятия отдельного закона по СРО для участников финансового рынка, отметим, что действие Федерального закона № 315-ФЗ не распространяется на саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй.

Федеральный закон № 315-ФЗ решает общие вопросы правоотношений в области саморегулирования на текущем этапе, а в целом область саморегулирования отличается разрозненностью регулирования. Таким образом, деятельность СРО в большинстве сегментов финансового рынка осуществляется в соответствии с профильными законами о деятельности соответствующих участников финансового рынка либо не урегулирована вовсе.

Разработчики Федерального закона № 223-ФЗ ставили своей задачей изменить существующий механизм саморегулирования на финансовом рынке, приняв концептуальные решения в этой области.

Основные положения Федерального закона № 223-ФЗ

Федеральный закон № 223-ФЗ регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности СРО в сфере финансового рынка.

Обратите внимание:

Федеральный закон № 223-ФЗ вступает в силу с 11 января 2016 года.

Под саморегулированием в сфере финансового рынка понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется финансовыми организациями, указанными в п. 1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ, и содержанием которой являются разработка стандартов деятельности таких финансовых организаций и контроль соблюдения требований указанных стандартов.

Определены следующие цели деятельности СРО:

  • развитие финансового рынка РФ, содействие созданию условий для эффективного функционирования финансовой системы РФ и обеспечения ее стабильности;
  • реализация экономической инициативы членов СРО;
  • защита и представление интересов своих членов в Банке России, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, судах, международных организациях.

Хотя в Федеральном законе № 223-ФЗ так и остался термин «финансовая организация», под ней понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие следующие виды деятельности:

  1. брокеров;
  2. дилеров;
  3. управляющих;
  4. депозитариев;
  5. регистраторов;
  6. акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  7. специализированных депозитариев;
  8. негосударственных пенсионных фондов;
  9. страховых организаций;
  10. страховых брокеров;
  11. обществ взаимного страхования;
  12. микрофинансовых организаций;
  13. кредитных потребительских кооперативов;
  14. жилищных накопительных кооперативов;
  15. сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
  16. форекс-дилеров.

Приобретение статуса СРО. Под СРО в данном случае понимается некоммерческая организация, созданная в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в форме ассоциации (союза) в целях, предусмотренных Федеральным законом № 223-ФЗ, основанная на членстве и объединяющая финансовые организации. Саморегулируемая организация не может являться членом другой саморегулируемой организации.

К СРО предъявляются следующие требования:

  • объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее 26% от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности;
  • наличие разработанных внутренних стандартов СРО;
  • наличие органов управления и специализированных органов СРО;
  • соответствие лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа некоммерческой организации – руководителя СРО – требованиям, установленным ст. 24 Федерального закона № 223-ФЗ.

Отметим, что по сравнению с первоначальным вариантом пороговое значение по количеству членов снижено с 34% до 26%, то есть количество СРО одного вида увеличено до 3. Укрупнение СРО призвано реализовать принцип добросовестности поведения СРО, основанного на заслуженной репутации, что позволит избежать создания СРО-«однодневок» и процесса неуправляемого открытия и закрытия недобросовестных СРО.

Статус СРО приобретается в отношении одного или нескольких видов деятельности финансовых организаций при условии соблюдения порогового значения 26% в отношении каждого вида деятельности, являющегося предметом саморегулирования для СРО.

Уточнено, что некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации со дня внесения сведений о ней в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка. Решение о внесении в реестр принимает Банк России, который и ведет указанный реестр.

Стандарты СРО. Стандарты подразделяются на базовые и внутренние.

Обязательные стандарты, разработанные, согласованные Банком России и утвержденные в установленном порядке, являются базовыми стандартами. Базовые стандарты обязательны для исполнения всеми финансовыми организациями, осуществляющими соответствующий вид деятельности, вне зависимости от их членства в СРО. Базовые стандарты не подлежат государственной регистрации.

Банк России устанавливает перечень и требования к содержанию обязательных для разработки СРО определенного вида базовых стандартов из числа следующих:

  • по управлению рисками;
  • корпоративного управления;
  • внутреннего контроля;
  • защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций;
  • совершения операций на финансовом рынке.

Базовые стандарты совершения операций на финансовом рынке разрабатываются в соответствии с установленным Банком России перечнем операций (содержанием видов деятельности) на финансовом рынке, подлежащих стандартизации в зависимости от вида деятельности финансовых организаций.

Стандарты СРО, разработанные и утвержденные в установленном порядке, являются внутренними стандартами СРО. Внутренние стандарты обязательны для исполнения членами СРО и, если это предусмотрено внутренними стандартами, ассоциированными членами саморегулируемой организации.

По мнению создателей закона, разработка и изменение базовых стандартов при непосредственном участии профессионального сообщества обеспечит необходимый уровень унификации регулирования, снижение издержек профессиональных участников и, соответственно, стоимости их услуг для потребителей, а также будет способствовать оперативному изменению и совершенствованию методов и способов регулирования финансового рынка.

Полномочия СРО, переданные Банком России. Установлено, что Банк России на основании письменного обращения СРО вправе передать ей полномочия по получению от членов СРО отчетности, перечень которой устанавливается Банком России.

Порядок передачи и осуществления указанных полномочий, а также порядок и основания их прекращения устанавливаются Банком России с учетом требований Федерального закона № 223-ФЗ.

Членство в СРО. Членство финансовой организации в СРО, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия СРО соответствующего вида.

Финансовая организация может являться членом только одной СРО определенного вида, за исключением случаев ассоциированного членства.

Если финансовая организация осуществляет несколько видов деятельности, то она может являться членом нескольких СРО соответствующих видов или одной СРО, имеющей статус саморегулируемой организации в отношении соответствующих видов деятельности финансовой организации.

Установлен срок, в течение которого финансовая организация обязана стать членом СРО, – в течение 180 дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий:

  • получение некоммерческой организацией статуса СРО соответствующего вида при отсутствии до указанного дня СРО соответствующего вида;
  • прекращение своего членства в СРО.

В случае нарушения указанных правил Банк России вправе по своему усмотрению:

  • отозвать лицензию (разрешение) на осуществление соответствующего вида деятельности;
  • исключить сведения о финансовой организации из реестра финансовых организаций соответствующего вида;
  • обратиться в суд с заявлением о ликвидации финансовой организации.

Ассоциированными членами СРО могут являться финансовые организации, являющиеся членами другой СРО того же вида, а также иные лица.

Между ассоциированными членами и СРО несколько иные вза­имоотношения:

  • ассоциированные члены вправе участвовать в общем собрании членов СРО с правом совещательного голоса, а также в деятельности формируемых саморегулируемой организацией комитетов, комиссий, рабочих и экспертных групп;
  • СРО не вправе осуществлять контроль деятельности ассоциированного члена в установленном порядке и применять к нему меры, предусмотренные ст. 15 Федерального закона № 223-ФЗ, за исключением случая, если ассоциированный член подчиняется отдельным внутренним стандартам.

Для всех кандидатов в члены СРО, осуществляющих один вид деятельности, должны быть установлены единые требования при приеме. Для рассмотрения представленных документов СРО дается 30 дней.

Установлены следующие основания для отказа при приеме в члены СРО:

  • несоответствие финансовой организации требованиям к членству, предъявляемым СРО;
  • представление финансовой организацией документов, не соответствующих установленным требованиям или представление документов не в полном объеме;
  • представление финансовой организацией документов, содержащих недостоверную информацию.

Для прекращения членства в СРО у финансовой организации могут быть следующие основания:

  • добровольный выход финансовой организации из СРО;
  • исключение финансовой организации из членов СРО по решению СРО;
  • отзыв лицензии (разрешения) финансовой организации или исключения сведений о ней из реестра финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности;
  • реорганизация финансовой организации, за исключением случая реорганизации в форме преобразования, присоединения или выделения;
  • ликвидация финансовой организации;
  • прекращение статуса СРО;
  • иные случаи, предусмотренные федеральными законами.

Саморегулируемая организация вправе принять решение об исключении финансовой организации из членов СРО в случае:

  • несоблюдения членом СРО требований базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО;
  • неоднократной неуплаты финансовой организацией в течение одного года членских взносов;
  • выявления недостоверных сведений в документах, представленных финансовой организацией для приема в члены, в кандидаты в члены СРО.

По общему правилу вступительный взнос и членские взносы, уплаченные финансовой организацией в связи с ее членством в СРО, не подлежат возврату при прекращении ее членства в СРО, за исключением случаев, установленных внутренними документами СРО.

Контроль СРО деятельности своих членов. СРО контролирует соблюдение своими членами требований федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере финансового рынка, нормативных правовых актов РФ, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО, в том числе путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Плановая проверка проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в год. График плановых проверок своих членов на текущий год СРО направляет в Банк России ежегодно до 1 февраля.

Внеплановая проверка проводится на основании поручения Комитета финансового надзора Банка России, жалобы на члена СРО и иных оснований, предусмотренных внутренними стандартами СРО.

СРО в отношении своего члена может применять ряд мер, начиная с требования об обязательном устранении выявленных нарушений в установленные сроки, заканчивая наложением штрафа и исключением из членов саморегулируемой организации.

Информация о выявленных нарушениях передается в Банк России вместе с мотивированным мнением СРО по данному вопросу.

В отношении своих членов СРО вправе направить в Банк России мотивированное мнение относительно наличия оснований для отзыва лицензии (разрешения) или исключения сведений о нем из реестра финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности, либо направления в суд заявления о его ликвидации, которое учитывается при рассмотрении данного вопроса Банком России.

Кроме этого, СРО имеет право обратиться в Банк России с предло­жением о применении к своим членам мер ответственности, пре­дусмотренных законодательством РФ, за нарушение установленных требований.

Полномочия Банка России в отношении СРО. Надзор за деятельностью СРО осуществляет Банк России.

Во-первых, Банк России ведет реестр СРО, который размещается в Интернете.

Во-вторых, Банк России осуществляет надзор за выполнением СРО требований действующего законодательства.

В-третьих, у Банка России в случае неисполнения в установленный срок его предписания об устранении нарушений, выявленных в деятельности СРО, есть право:

  • наложить штраф в размере и порядке, которые установлены КоАП РФ;
  • направить требование о замене руководителя СРО;
  • принять решение о прекращении статуса СРО;
  • приостановить исполнение всех или части функций СРО, в том числе приостановить все или часть переданных ей полномочий.

Представители Банка России вправе присутствовать на собраниях (заседаниях) органов управления и специализированных органов СРО, а также на иных проводимых ею мероприятиях.

Члены СРО, в свою очередь, вправе направить в Банк России жалобу на действия (бездействие) СРО, которая подлежит рассмотрению в 30-дневный срок.

Участие СРО в нормотворчестве. СРО совместно с Банком России может участвовать в подготовке проектов нормативных актов Банка России, для чего планируется создавать совместные рабочие группы.

Установлена обязанность Банка России выносить проекты нормативных актов на рассмотрение рабочих групп и иных объединений по инициативе СРО. Одним из вариантов может быть размещение проектов документов на официальном сайте Банка России.

Саморегулируемые организации вправе объединяться между собой, в том числе создавать советы из числа руководителей СРО. Основной целью деятельности совета СРО является координация интересов СРО на финансовом рынке и их представительство в Банке России.

Установлено, что председатель совета СРО вправе присутствовать на заседаниях экспертных советов при Банке России при обсуждении вопросов, относящихся к компетенции совета СРО, за исключением случаев, если на заседаниях экспертного совета рассматриваются вопросы, содержащие конфиденциальную информацию.

* * *

С 2016 года вступает в силу Федеральный закон № 223-ФЗ, который меняет существующий механизм института саморегулирования для участников финансового рынка.

Определены общие подходы к построению системы взаимодействия профессионального сообщества различных сегментов финансового рынка с единым регулятором финансового рынка – Банком России, принципы участия профессиональных объединений в осуществлении регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке, наделения СРО полномочиями по разработке стандартов, норм и правил, дополняющих и (или) детализирующих нормы государственного регулирования.

Результатом вводимых Федеральным законом № 223-ФЗ изменений должна стать прозрачная, целостная, эффективно функционирующая и стабильная финансовая система РФ, соблюдающая права и законные интересы розничных инвесторов и создающая условия для снижения рисков индивидуальных инвестиций.

С 01.01.2009 г. вступили в силу два Федеральных закона: № 315-ФЗ от 01.12.2007 «О саморегулируемых организациях» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2013 г.) и № 148-ФЗ от 22.07.2008 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Механизм лицензирования строительной деятельности прекратил свое существование с 01.01.2010 г. и был заменен на саморегулирование.

С 01.01.2010 г., все кто задействован в строительной сфере для осуществления своей деятельности (проведение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство) обязаны вступить в саморегулируемую организацию (далее — СРО), и получить от СРО свидетельство о допуске к выполнению соответствующих работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» СРО вправе применять следующие способы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации:

1) создание системы страхования;

2) формирование компенсационного фонда.

В развитие Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ Градостроительным кодексом РФ были установлены требования к порядку формирования компенсационного фонда СРО, его минимальному размеру, размещению средств такого фонда, страхованию ответственности членов СРО.

В зависимости от вида СРО, законодательством установлены требования к минимальному размеру компенсационного фонда (см. таблицу 1).

СРО в пределах средств компенсационного фонда несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Страхование гражданской ответственности членов СРО позволяет обеспечить выплаты в случае причинения вреда другим лицам вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Кроме того, страхование ответственности членов СРО дает возможность свести к минимуму расходы членов СРО благодаря уменьшению размера взноса в компенсационный фонд (см. таблицу 1).

Таблица 1

Вид саморегулируемой организации Минимальный размер взноса в компенсационный фонд СРО на одного члена СРО, тыс. руб. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд СРО на одного члена СРО при наличии заключенного договора страхования гражданской ответственности, тыс. руб.
СРО, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания 500 150
СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации 500 150
СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство 1 000 300

При наступлении страхового случая возмещение по договору страхования включает в себя:

1. Вред, причиненный жизни и здоровью физических лиц;

2. Реальный ущерб, причиненный имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации.

3. Ущерб, причиненный окружающей природной среде, включая вред жизни или здоровью животных и растений.

С 01.07.2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 28.11.2011 № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 60 Градостроительного кодекса РФ, в случае разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, сооружения собственник / концессионер / застройщик / технический заказчик (за исключением случаев разрушения, повреждения многоквартирного дома, части такого дома, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации такого дома), если не докажет, что указанные разрушение, повреждение, нарушение возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства (непреодолимой силы), возмещает вред в соответствии с гражданским законодательством и выплачивает компенсацию сверх возмещения вреда:

1) родственникам потерпевшего (родителям, детям, усыновителям, усыновленным), супругу в случае смерти потерпевшего — в сумме три миллиона рублей;

2) потерпевшему в случае причинения тяжкого вреда его здоровью — в сумме два миллиона рублей;

3) потерпевшему в случае причинения средней тяжести вреда его здоровью — в сумме один миллион рублей.

Согласно ч. 6 ст. 60 Градостроительного кодекса РФ член СРО, СРО и другие лица, указанные в пп. 1 — 5 ч. 5 ст. 60 Градостроительного кодекса РФ несут солидарную ответственность перед собственником / концессионером / застройщиком / техническом заказчиков, которые возместили в соответствии с гражданским законодательством вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, и выплатили компенсацию сверх возмещения вреда в соответствии с ч. 1 — 3 ст. 60 Градостроительного кодекса РФ.

Таким образом, с 01.07.2013 г. субсидиарная ответственность заменяется на солидарную ответственность и условия страхования должны предусматривать страхование гражданской ответственности членов СРО как по прямым требованиям о возмещении вреда, так и по обратным (регрессным) требованиям о возмещении убытков собственников / концессионеров / застройщиков / технических заказчиков в размере возмещенного ими вреда и выплаченных компенсаций сверх возмещенного вреда (см. таблицу 2).

Таблица 2

Очередность возмещения убытков до 01.07.2013 (субсидиарная ответственность) с 01.07.2013 (солидарная ответственность)
При наличии только компенсационного фонда При наличии компенсационного фонда + договора страхования ответственности члена СРО При наличии только компенсационного фонда При наличии компенсационного фонда + договора страхования ответственности члена СРО
Возмещение вреда Возмещение вреда / возмещение убытков по обратному требованию (регрессу)
В первую очередь Виновный член СРО Страховщик виновника члена СРО + Виновный член СРО (при недостаточности страховой выплаты) Солидарная ответственность:
Виновный член СРО
СРО (в пределах компенсационного фонда)
Другие лица, указанные в пп.1-5 ч. 5 ст. 60 Градостроительного кодекса РФ
Солидарная ответственность:
Страховщик виновника члена СРО + Виновный член СРО (при недостаточности страховой выплаты)
СРО (в пределах компенсационного фонда)
Другие лица, указанные в пп. 1 — 5 ч. 5 ст. 60 Градостроительного кодекса РФ (либо их Страховщики (при наличии))
Во вторую очередь (при недостаточности средств первой очереди) Субсидиарная ответственность:
СРО (в пределах компенсационного фонда)
(виновник и другие члены СРО затем обязаны восстановить компенсационный фонд в течение 2-х месяцев)
Субсидиарная ответственность:
СРО (в пределах компенсационного фонда)
(виновник и другие члены СРО затем обязаны восстановить компенсационный фонд в течение 2-х месяцев)

Преимущества страхования гражданской ответственности членов СРО за причинения вреда, причиненного вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая обязанность по возмещению убытков на основании предъявленного к нему обратного требования (регресса) в соответствии с частью 5 статьи 60 Градостроительного кодекса РФ:

  • сокращение суммы обязательного взноса в компенсационный фонд;
  • договор страхования ответственности позволяет сохранить финансовую устойчивость компании (члена СРО), так как в случае причинения вреда (убытков) другим лицам возмещение будет осуществляться, в первую очередь, за счет страховой выплаты страховщика;
  • за счет страховой выплаты возмещается вред на основании предъявленного к члену СРО требования о возмещении вреда либо возмещаются убытки на основании предъявленного к члену СРО обратного требования (регресса) в соответствии с частью 5 статьи 60 Градостроительного кодекса РФ.

Утвержденные в АО «СОГАЗ» Правила страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, позволяют предоставлять страховую защиту в соответствии с действующими в настоящее время требованиями Градостроительного кодекса РФ.

В настоящее время в АО «СОГАЗ» разрабатываются условия страхования гражданской ответственности членов СРО, которые позволят осуществлять страховую защиту членов СРО в полном объеме и в соответствии с требованиями законодательства, вступающими в силу с 01.07.2013 г.