Гарантии социальной поддержки

Для получения мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг необходимо:

1. Иметь льготный статус (к примеру, ветеран труда, инвалид, труженик тыла и др.)

2. Собрать необходимые для назначения мер социальной поддержки документы

3. Написать заявление, приложить собранные документы

4. Сдать документы в КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» или в территориальное отделение КГКУ «Управление социальной защиты населения» по месту жительства (по месту пребывания) льготника

5. Срок принятия решения — 10 рабочих дней

6. В случае положительного решения меры социальной поддержки предоставляются на период установленного льготного статуса (к примеру, для ветерана труда — бессрочно, для инвалида — на период установления инвалидности)

7. Выплата производится ежемесячно на счет в банке либо через почтовое отделение по месту жительства (до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором в уполномоченную организацию поступили сведения о размере рассчитанной и внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги).

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • понятие льгот в системе социального обеспечения;
  • • классификацию льгот в системе социального обеспечения;
  • • виды льгот пожилым, инвалидам, ветеранам;

уметь

  • • определять круг правовых источников, регулирующих предоставление льгот в системе социального обеспечения, и анализировать их;
  • • выделять различные категории граждан, имеющих право нате или иные льготы в системе социального обеспечения;

владеть навыками

  • • подготовки консультаций и обращений но вопросам предоставления льгот;
  • • применения полученных знаний к решению конкретных профессиональных задач.

Понятие льгот

Под льготами обычно понимают предоставление каких-либо преимуществ, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.

В праве социального обеспечения не сложилось однозначного мнения относительно возможности отнесения льгот к системе социального обслуживания.

М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова разделяют льготы на социальные и служебные. Так, под социальными льготами понимаются дополнительные материальные блага либо иные преимущества граждан, признаваемых государством нуждающимися в особой социальной защите в связи с достижением соответствующего возраста, болезнью, нетрудоспособностью, инвалидностью, многодетностью, сиротством и другими жизненными обстоятельствами, вызывающими необходимость особого внимания, повышенной заботы о данном человеке по сравнению с другими гражданами.

Под служебными понимают льготы, предоставляемые по роду деятельности, служебному положению, например лицам, замещающим государственные должности, военнослужащим и т.д. Служебные льготы предоставляются в том числе лицам, нс нуждающимся в социальной защите.

В последние годы термин «льготы» заменен на термин «меры социальной поддержки», что фактически не изменило сути данного явления. Связаны подобные изменения с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”», ставшего известным под названием «Закон о монетизации льгот».

Поскольку монетизация льгот, т.е. их замена денежными компенсациями, не носит абсолютного характера, представляется целесообразным рассмотреть систему социальных льгот (мер социальной поддержки) как самостоятельный вид социального обеспечения.

Учитывая значительное количество льгот, а также круг лиц, охваченных этими льготами, провести их классификацию достаточно сложно.

Так, возможно осуществление дифференциации льгот но категориям граждан, которым они предоставляются (ветераны, инвалиды, дети-сироты, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и др.), по целевой направленности (жилищные, коммунальные, транспортные, медицинские, налоговые, в сфере услуг связи, образования и т.д.), по форме предоставления (преимущество перед иными категориями граждан, полное или частичное освобождение от какой-либо обязанности и т.п.).

М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова также разделяют льготы по такому признаку, как их материальный или нематериальный характер. В частности, к материальным можно отнести льготы, представляющие собой материальное благо, выраженное в денежной или натуральной форме. Нематериальные льготы, как правило, предоставляются в виде преимущественного перед другими гражданами получения какой-либо услуги.

Уважаемые жители города Лангепаса!!! Межрайонная ИФНС России №5 по ХМА-Югре и администрация города Лангепаса напоминают о приближении единого cрока уплаты имущественных налогов. Более подробную информацию можно узнать, пройдя Уважаемые жители города Лангепаса ! Коронавирус. Телефоны горячей линии! Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городам Лангепас и Покачи. Контактные номера телефонов: 2-00-76 (в течение дня), 8-982-186-30-09 (в выходные дни) БУ ХМАО – Югры «Лангепасская городская больница». Контактный номер телефона: 2-11-11 (круглосуточно) Департамент образования. Контактный номер телефона: 8-904-486-34-50 (в течение дня). Вахта администрации города Лангепаса. Контактный номер телефона: 5-60-57 (круглосуточно). Уважаемые лангепасцы! Оперативный штаб по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции обращает ваше внимание на то, что в период эпидемиологического неблагополучия, связанного с риском распространения коронавируса, по городской системе громкой связи будет транслироваться информация о правилах поведения в сложившейся ситуации и мерах профилактики заражения. Просим вас внимательно прослушать сообщение и максимально следовать рекомендациям! Трансляция осуществляется трижды в день: в 12.00, 15.00, 17.00.В связи с необходимостью соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и предотвращения распространения COVID-19 просим находиться в помещении прокуратуры города исключительно с использованием средств индивидуальной защиты.

Систему социальной поддержки населения РФ сегодня регулирует более 125 федеральных нормативных правовых актов и огромное количество региональных документов. Действующий массив нормативки создает проблемы как получателям помощи, так и самим органам власти. О том, как некоторые регионы решили этот вопрос, рассказала Олеся Александровна ФЕОКТИСТОВА, руководитель Центра финансов социальной сферы НИФИ, кандидат экономических наук.

— Олеся Александровна, количество действующих нормативных правовых актов в сфере социальной защиты населения, если учитывать и региональный сегмент, сегодня исчисляется сотнями. В то же время в некоторых субъектах нормативная база сведена к минимуму. За счет чего удалось решить проблему?

— Действительно, эта проблема в ряде субъектов РФ решена посредством принятия социальных кодексов, в которых систематизировано региональное социальное законодательство путем кодификации действовавших в сфере социальной защиты населения (и отмененных вследствие принятия указанных кодексов) нормативных правовых актов. Мы (НИФИ) провели в этом году большое исследование и изучили опыт всех регионов, которые прошли путь кодификации своего законодательства в сфере социальной защиты.

Социальные кодексы в настоящее время действуют в семи субъектах РФ: Белгородской, Волгоградской, Омской, Ярославской, Ленинградской и Астраханской областях, а также в Санкт-Петербурге. Хотелось бы подчеркнуть, что данные документы представляют собой результат титанической деятельности в первую очередь органов управления социальной защиты населения этих регионов. Именно они проделали огромную работу. В Ярославской области в результате принятия социального кодекса было кодифицировано 27 региональных законов и около 120 иных нормативных актов, устанавливавших меры социальной поддержки и социальной помощи, порядок их предоставления. Социальные кодексы Санкт-Петербурга и Волгоградской области объединили в себе более 170 региональных нормативных правовых актов (каждый). В Ленинградской области система социальной поддержки населения регулировалась более 60 областными законами, созданными на протяжении 15 лет, а количество подзаконных актов приближалось к 100.

Все региональные примеры кодификации социального законодательства доказывают возможность объединения в одном документе нормативных положений, регулирующих всю систему мер социальной поддержки в натуральной и денежной форме для различных категорий граждан, оказания адресной социальной помощи малоимущим гражданам, и даже предоставление социальных услуг в рамках социального обслуживания населения. В частности, законодатели Омской области включили в социальный кодекс положения, регулирующие сферу социального обслуживания населения. Комитет социальной защиты населения Ленинградской области также планирует ввести в свой кодекс соответствующий раздел.

— Каких эффектов удалось достичь регионам, принявшим социальные кодексы?

— В первую очередь необходимо отметить, что проведенная регионами кодификация (по крайней мере, в нескольких последних по времени документах) — это не просто механическое объединение действовавших нормативных правовых актов. Это переосмысление всей системы социальной поддержки в регионе, формирование новых принципов ее предоставления, постановка новых актуальных целей и задач, упорядочение действующего и формирование нового понятийного аппарата.

Мы на протяжении нескольких лет говорим о том, что федеральное законодательство, а следом за ним и региональное, как правило, не содержат определений базовых понятий, несмотря на то что они имеют очень широкое применение не только в обиходе, но и в действующих нормативных правовых актах. Это и понятия нуждаемости, критериев нуждаемости, адресности, малоимущности и так далее. Все об этом говорят, но что под этим понимает каждый конкретно — неизвестно. Все это приводит к разночтению норм и не способствует созданию на уровне государства единого правового режима регулирования отношений в данной сфере.

В ходе работы по кодификации социального законодательства регионы провели полную инвентаризацию не только своих социальных обязательств, но и механизмов и форм их предоставления. Несмотря на стремительное развитие и цифровизацию экономики и общества, система соцподдержки в своем устройстве (подходы к управлению системой социальной защиты) во многих регионах осталась на архаичном уровне. Нам кажется очевидным, что сегодня в процесс управления отраслью срочно нужно внедрять и современные эффективные технологии предоставления помощи гражданам, и современные информационные и электронные технологии. Кодификацию законодательства и как процесс, и как результат можно смело отнести к одному из таких направлений.

Кроме того, в кодификации есть положительные стороны и для самих граждан — получателей помощи и социальных услуг. Как говорят регионы, объединение множества действовавших правовых актов, отбор, переработка и согласование между собой всех норм в одном месте позволяют гражданам из единого документа узнать, на какие меры социальной поддержки и (или) социальные услуги они могут претендовать, какой орган власти отвечает за предоставление той или иной услуги, выплаты пособия или компенсации.

— Принятие социальных кодексов как-то изменило существующие в регионах системы мер социальной поддержки?

— Безусловно. В большей степени это, конечно, касается самых последних принятых документов, в которых регионы старались учесть все новые веяния. Так, например, одновременно с принятием социальных кодексов в субъектах были введены критерии нуждаемости и принцип адресности при предоставлении ряда мер социальной поддержки, что позволило существенно увеличить эффективность ее предоставления.

Наиболее яркими примерами здесь служат социальные кодексы Волгоградской и Ленинградской областей. Они изначально строились на основе принципа адресности и учета нуждаемости. Так, в Волгоградской области в содержание кодекса регион ввел новые подходы к измерению нуждаемости в адресной социальной помощи. Помимо оценки доходов был введен имущественный фильтр (оценка наличия или отсутствия определенного имущества), также были введены требования обязательного трудоустройства трудоспособных граждан. Если они обращаются к государству за помощью — они должны работать или находиться в поиске работы и не являться индивидуальными предпринимателями.

Во многом похожие принципы нуждаемости также изначально закладывались и в кодекс Ленинградской области (за исключением имущественного фильтра). Однако ее подход отличается от других. Область в качестве критерия нуждаемости использует не прожиточный минимум, а средний или среднедушевой доход. Применяется несколько линий отсечения и разные наборы мер социальной поддержки. Например, при доходе 40 процентов от среднедушевого дохода ты получаешь один набор мер, а при доходе 70 процентов или 100 — уже другой. Правда, для части мер область так и оставила линию отсечения в один прожиточный минимум, поскольку это требование установлено федеральным законодательством. Остальные выплаты будут зависеть от критерия нуждаемости.

На наш взгляд, еще одним очень важным моментом является то, что регионы в процессе разработки кодексов не ставили своей целью только оптимизировать систему мер или сэкономить бюджетные средства ради самой экономии. Главной целью было повышение размера выплат тем, кто в этом особенно остро нуждается, — семьям и одиноко проживающим гражданам, чей доход по независящим от них обстоятельствам низок, — за счет оптимизации и перераспределения денег в их пользу.

— Чем еще отличаются кодексы?

— Анализ построения социальных кодексов показал существенные различия и в содержании документов, и в их структуре. Это следствие отсутствия базового законодательного акта федерального уровня, который мог бы служить модельным законом и ориентиром в плане юридической техники для субъектов РФ.

Так, например, кодексы Волгоградской и Астраханской областей структурно состоят только из глав, которые делятся на статьи, а в кодексах Омской, Белгородской, Ленинградской, Ярославской областей и Санкт-Петербурга структура представлена разделами, главами и статьями. Содержание разделов и глав также у всех кодексов различное. Единым является только то, что в каждом кодексе есть часть, содержащая общие для всего документа положения (включая цели и задачи, принципы социальной защиты в регионе, терминологию, основание для назначения мер социальной поддержки), и специальная, или особенная, часть, которая регулирует конкретные области социальной поддержки.

Вместе с тем следует отметить, что при наличии существенных различий всем кодексам присуща одна общая черта — в их основу заложены не социальные риски, на защиту от которых должна быть направлена социальная поддержка, а сложившийся категориальный подход к предоставлению социальной поддержки. Кодексы состоят из общей и особенной частей. Так вот, чаще всего особенная часть всех региональных кодексов строится с учетом категорий получателей, где каждая глава посвящена отдельной категории получателей мер социальной поддержки.

— Из всего сказанного напрашивается вывод, что опыт регионов по разработке и применению социальных кодексов свидетельствует о необходимости создания кодифицированного федерального закона?

— Да, абсолютно верно. На наш взгляд, кодифицированный федеральный закон, регулирующий отношения в сфере социальной защиты граждан, сегодня необходим, как никогда. Он должен определить цели и задачи социального законодательства РФ и субъектов РФ, установить общие для страны принципы реализации социальной защиты, понятийный аппарат, обеспечивающий единый правовой режим регулирования отношений в данной сфере. Работа над этим документом позволит еще раз спустя почти 15 лет (с момента проведения первой реформы системы социальной защиты населения) переосмыслить и более четко определить полномочия органов государственной власти и субъектов РФ в сфере социальной защиты населения по предметам ведения.

Ну и по сложившейся уже традиции, создание и принятие такого федерального закона активизирует соответствующие правотворческие процессы в субъектах РФ. На сегодняшний день единого мнения у регионов на этот счет нет. Кто-то поддерживает кодификацию и, глядя на своих коллег-пионеров, начинает работу у себя в регионе. Кто-то осторожничает и ждет сигнала с федерального уровня, другие категорически против, считая эту работу излишней. На наш взгляд, принятие федерального документа повлечет за собой только положительные последствия. Уж хуже после этого точно не станет.

— По вашему мнению, что должно быть положено в основу концепции этого документа?

— Анализ регионального опыта и опыта некоторых зарубежных стран привел нас к двум основным выводам. Во-первых, в основу кодекса должна быть положена концепция социальных рисков — система мер социальной поддержки, заложенная в документ, должна быть направлена на предотвращение социальных рисков, влекущих снижение доходов гражданина, и на минимизацию последствий при наступлении этих самых рисков. А во-вторых, предметом регулирования кодекса должны стать только правоотношения в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан. Страховые механизмы — социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение граждан — предлагается оставить в области регулирования соответствующих федеральных законов.

Хочу сказать, что мы (НИФИ) будем продолжать начатую работу в тесном взаимодействии с регионами. Для нас очень важно это сотрудничество, и мы надеемся, что все вместе мы сможем решить и эту задачу.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА

Специфика системы социальных гарантий

В современном мире каждый индивид рассчитывает на то, что его права и свободы будут защищены со стороны государства. Это будет гарантировать ему чувство безопасности и отсутствие ощущения притеснений со стороны общества, в том случае если индивид имеет какие-то отличные от большинства интересы и потребности. Любая система социальной защиты строится на определенных социальных гарантиях, которые также выстраиваются в определенную систему, где элементы взаимосвязаны друг с другом.

Определение 1

Социальные гарантии в социологической науке, а также в правовой сфере понимают как условия и средства, которые обеспечивают возможность реализации основных социальных прав индивида, прописанных на законодательном уровне.

К таким условиям относятся:

  1. Материальные условия;
  2. Финансовые условия;
  3. Правовые условия;
  4. Организационные условия.

Совокупность данных условий и средств позволяет создать всесторонне развитую систему, которая охватывает множество областей жизни человека и, соответственно, отражает возможности реализации его прав и свобод в различных отраслях. Большое количество исследователей также обращается к определению понятия «социальные гарантии».

Е. Гонтмахер и В. Трубин подчеркивают, что социальные гарантии – это конкретно очерченные границы, пределы реализации социальных прав. Они призваны со стороны общества и являются необходимыми и возможными с позиций достигнутого уровня развития. Важно наличие определенных ресурсов для того, чтобы реализовывать человеческие права и свободы, а также фиксировать эти условия, причем не на неформальном уровне, а в виде норм, которые будут актуализированы в национальном законодательстве конкретного государства, где их планируют реализовывать.

В.А. Иваненко и В.С. Иваненко также по-своему интерпретировали суть социальных гарантий: они обозначили гарантии в качестве средств, благодаря которым реализуются права. По сути, вся совокупность гарантий – это правовые средства, которые направлены на то, чтобы обеспечить реализацию того или иного права человека. Конкретное право каждого человека может реализовываться лишь в том случае, если ему соответствует чья-либо обязанность по обеспечению этого права.

Несмотря на то, что подходы отличаются друг от друга по смысловой наполненности, они взаимодополняют друг друга, подчеркивают также законодательное закрепление гарантий по реализации данных защитных действий. К тому же, в обоих определениях подчеркивается соответствие гарантий уровню экономического развития того общества, в котором они формируются и реализуются, а также симметричность, которая присутствует в правах и обязанностях.

Гарантия социальных прав

Для того, чтобы социальные права не только формально провозглашались, но также и гарантировались, необходимо соблюдать несколько условий. Во-первых, на правовом уровне должны закрепляться не только сами права, но и те стандарты, в соответствии с которыми они реализуются. Например, это доля затрат на социальную сферу со стороны государства, доля затрат на заработную плату работникам в ВВП; условия, определяющие соотношение минимального, среднего и максимального уровня заработной платы в соответствии с теми обязательствами, которые берет на себя работник, и обстоятельствами, в которых он реализует свое право на реализацию социальных гарантий.

Во-вторых, учет необходимости правового закрепления обязанностей субъектов в рамках социальной защиты (субъекты – это, преимущественно, индивиды, государственные органы, должностные лица и общественные организации, которые наделены полномочиями по осуществлению социальных гарантий и их реализации в различные этапы развития общественной системы), а также осуществление правового обеспечения ответственности субъектов, которые несут ответственность в случае нарушения социальных стандартов и неисполнения своих прямых обязательств по реализации социальных гарантий.

Третье условие, которое необходимо реализовывать – это формирование особых правил и процедур для осуществления защиты и последующего восстановления социальных прав, которые были нарушены, что привело к неудобству индивидов и к возникновению опасностей его жизни и здоровью. Помимо того, что социальные гарантии выступают в качестве элемента системы социальной защиты, их природа позволяет брать на себя роль особого целевого ориентира, который играет значимую роль в развитии социальной политики государства в целом. К тому же, социальные гарантии – это критерии оценки эффективности мер по организованной социальной защите, а также состояния социальной сферы в целом.

В связи с этим государством и подведомственными организациями должны быть разработаны научно обоснованные показатели уровня обеспеченности граждан и потребления ими самых важных жизненных благ и услуг без опасения за собственную жизнь и состояние здоровья.

Замечание 1

Отсюда актуализируется разработка государственных минимальных социальных стандартов в отношении социальных гарантий населению — это социальные нормы и нормативы, которые распространяются на область доходов населения (прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда).

Во-вторых, подчеркнем значимость механизмов применения и финансового обеспечения реализации данных стандартов. В этом случае необходимо актуализировать вопрос об организационной структуре управления, которая будет включать в себя научное, проектное и статистическое обеспечение. Разработки коснутся реализации стандартов, их соответствия требованиям современности, а также создания таких условий, в которых индивиды смогут быть вовремя проинформированы в отношении деятельности стандартов, социальных гарантий в различных отраслях жизнедеятельности. В таком случае, должны применяться всесторонние меры по реализации социальных гарантий, которые должны стать неотъемлемым стандартом качества жизни человека, независимо от процессов и явлений, которые происходят в обществе.