Гчп ФЗ

С 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ (далее – Закон о ГЧП). Данный Закон является реакцией федерального законодателя на опережающее законотворчество регионов в этой области и преследует две основные цели:
— во-первых, обеспечить единообразное регулирование на территории Российской Федерации инвестиционных форм взаимодействия государства с частным сектором;
— во-вторых, «снять существующие ограничения и расширить возможные формы реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства»1. Упоминалось, в том числе, что принятая модель концессионных соглашений, предусматривающая возникновение публичной собственности на объект инвестиций, существенно ограничивает возможности инвестора по привлечению заемного финансирования (очевидно, в силу невозможности передачи такого объекта в залог).
По своей сути соглашение о ГЧП очень близко к концессионному соглашению. Оба они предусматривают строительство или реконструкцию частным партнером объекта транспортной, производственной, коммунальной инфраструктуры или социальной сферы полностью или частично за свой счет, а также его последующую эксплуатацию в течение срока соглашения. Основным отличием ГЧП от концессии является то, что право собственности на объект соглашения возникает не у государства, а у частного партнера. В то же время соглашением о ГЧП может предусматриваться обязательство частного партнера по передаче объекта соглашения в публичную собственность по истечении определенного срока, а в случае если финансовые вложения публичного партнера в объект соглашения превышают вложения частного партнера, это условие должно предусматриваться. Как видим, эта норма не препятствует приватизации имущества, в которое были вложены государственные средства, если объем таких вложений менее 50%.
Другим важным отличием Закона о ГЧП от Закона о концессионных соглашениях является то, что решение о реализации проекта ГЧП может быть принято лишь при наличии у этого проекта преимущества по сравнению с созданием (реконструкцией) объекта за бюджетный счет. Сравнительное преимущество определяется в Законе как «преимущество в использовании средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для реализации проекта, перед использованием средств бюджетов… для реализации государственного контракта, муниципального контракта, при условии, что цена товара, работы, услуги, количество товара, объем работы или услуги, качество поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, иные характеристики товара, работы, услуги при реализации проекта равны цене товара, работы, услуги, количеству товара, объему работы или услуги, качеству поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, иным характеристикам товара, работы, услуги при реализации государственного контракта, муниципального контракта».
В этой формулировке усматриваются два принципиальных недостатка. Во-первых, непонятно, почему сравнение должно производиться с вариантом использования средств бюджетов «для реализации государственного контракта, муниципального контракта». Если речь идет об объектах социальной сферы, то государственный контракт обычно заключается только на строительство, тогда как их эксплуатацию осуществляет государственное учреждение в рамках государственного задания. Очевидно, затраты на стадии эксплуатации также необходимо принимать во внимание для получения объективной картины.
Во-вторых, из этой формулировки следует вывод, что при реализации проекта ГЧП объемы, цены и качество оказываемых частным партнером услуг должны быть не хуже соответствующих показателей при оказании услуг государственными учреждениями. Однако Закон не только не содержит никаких инструментов для обеспечения соблюдения этого условия, но прямо исключает его соблюдение. Среди условий соглашения о ГЧП нет обязательств частного партнера по поддержанию определенного уровня цен на свои услуги (за исключением случаев, когда регулирование цен предусмотрено законодательством). Более того, соглашение о ГЧП имеет ограниченный срок действия, по истечении которого любые обременения объекта прекращаются, а значит, использование объекта соглашения для реализации государственных функций за рамками срока соглашения невозможно. Таким образом, сама конструкция ГЧП исключает наличие у него сравнительного преимущества в понимании Закона.
С этой точки зрения, цель, которую может преследовать государство при заключении ГЧП соглашения применительно к объектам социальной сферы, неясна. Если обеспечение предоставления населению определенных услуг является обязанностью государства, то его не может устраивать отсутствие контроля за условиями оказания этих услуг и конечный срок их оказания. Если обеспечение предоставления населению этих услуг не является обязанностью государства, тогда логичнее предоставить удовлетворение соответствующего спроса частному сектору без участия государства. С учетом сказанного представляется целесообразным исключить объекты социальной сферы из числа объектов ГЧП-соглашений.
Одновременно считаем нужным внести изменения в Закон о концессионных соглашениях, исключающие возможность их использования для сворачивания социальных обязательств государства, что имеет место во многих регионах. Например, в Новосибирской области передача в концессию объектов здравоохранения привела к сокращению числа пациентов, обслуживаемых по ОМС: в роддоме – с 1780 до 48 человек в год2, в стоматологической поликлинике – со 130 тыс. до 300 человек в год3. В концессионных детских садах Москвы4 примерно треть мест оплачивается родителями по ценам, соответствующим плате за содержание детей в государственных садах, тогда как две три мест оплачиваются по цене 40–45 тыс. руб. в месяц. Аналогичная практика имеется и в других регионах: в Новосибирске из 100 мест в концессионном детсаду только 10 должны быть «бюджетными»5; в Благовещенском районе Амурской области из 75 мест «бюджетных» – 15, причем инвестиционные обязательства частного партнера ограничиваются укомплектованием созданного за бюджетный счет здания нехитрым оборудованием (типа кроватей и детских горок)6. Во избежание такой практики целесообразно закрепить в Законе о концессионных соглашениях норму, в соответствии с которой реализация таких проектов не может влечь за собой сокращение объемов услуг, бесплатных для потребителя или оплачиваемых им по ценам, не превышающим применяемых в бюджетном секторе.
Анна Золотарева

3.6. ОБЗОР ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

Аннотация

1 января 2016 г. в России вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный Закон является еще одним шагом в процессе формирования эффективной регуляторной среды для создания и обновления общественно-значимой инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

В статье представлен обзор ключевых аспектов нового Закона, включая возможности, которые он предоставляет для структурирования проектов государственно-частного партнерства, его влияние на сформировавшиеся региональные практики реализации таких проектов, а также предпосылки для его принятия. В основу исследования положен анализ действующего российского законодательства и практики реализации проектов государственно-частного партнерства.

Работа предназначена для студентов, аспирантов, докторантов и иных лиц, заинтересованных в исследовании нормативной среды для реализации проектов государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, публично-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, ГЧП, Закон № 224-ФЗ.

REVIEW OF KEY ASPECTS OF RUSSIAN FEDERAL LAW ON PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Keywords: public-private partnership, PPP, 3P, PFI, Federal Law № 224.

Предпосылки принятия Федерального закона о государственно-частном партнерстве

На протяжении последних лет активно развивается практика использования механизмов государственно-частного партнерства (в рамках настоящей статьи термин «государственно-частное партнерство» (далее — ГЧП) включает в себя термин «муниципально-частное партнерство», равнозначен термину «публично-частное партнерство» и используется как получивший наибольшее распространение в российской практике) для реализации инфраструктурных проектов на территории России. При этом наиболее распространенной формой ГЧП являются концессионные соглашения.

Основным преимуществом концессионных соглашений в России стало наличие специальной нормативно-правовой базы (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее -Закон о концессионных соглашениях) ), которая дала четкую юридическую квалификацию отношениям публичного партнера (концедента) и частного инвестора (частного партнера, концессионера) и позволила сформировать практику их использования для реализации проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В то же время законодательное регулирование концессионных соглашений имело существенные недостатки, которые по мере развития практики реализации проектов ГЧП в России становились все более очевидными.

В частности, существенные проблемы вызывали установленный законодательством закрытый перечень объектов, в отношении которых могут быть заключены концессионные соглашения, наличие обязательных типовых форм концессионных соглашений, которые были недостаточно проработаны и зачастую затрудняли защиту интересов публичного партнера и частного инвестора, а также ограниченные возможности по структурированию платежей со стороны публичного партнера в рамках проектов (плата концедента).

Недостатки механизма концессионных соглашений вскоре стали очевидными для органов власти и частных инвесторов, которые совместно начали поиск возможностей для устранения институциональных ограничений с целью расширения сферы применения механизмов ГЧП в России.

Началось формирование центров ГЧП-экспертизы и поэтапное совершенствование законодательства о концессионных соглашениях. В то же время данный процесс занял значительное время и на момент написания настоящей статьи еще продолжается. В связи с этим значительное распространение стали получать новые юридические формы ГЧП. В частности, многие регионы начали принимать региональные законы о ГЧП (см. например: Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 г. № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» , Закон Московской области от 22 июня 2013 г. № 64/2013-03 «Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве» ) и реализовы-вать проекты на их основе.

Проекты на основе регионального законодательства о ГЧП имели немалый успех, однако вызывали вопросы в части правомерности принятия соответствующих законов (имеют ли субъекты РФ такие полномочия), а также в части их соотношения с законодательством о государственных закупках (правомерно ли отступление от соответствующих правил в рамках региональ-

ного законодательства). Эти предпосылки привели к началу работы над федеральным законом о ГЧП, разработка проекта которого в первоначальной редакции была завершена в 2013 году.

Следует отметить, что законопроект, внесенный в Государственную Думу, значительно отличался от финальной редакции Закона, которая была принята в 2015 году. Первоначальный законопроект носил рамочный характер и имел своей целью, скорее, узаконить региональные практики реализации ГЧП проектов.

Однако в ходе обсуждения со стороны органов государственной власти были высказаны опасения в отношении риска использования региональных законов о ГЧП для целей обхода законодательства о приватизации госимущества и законодательства о государственных закупках. В связи с этим концепция федерального закона о ГЧП была изменена (по сути он стал заменой региональным законам о ГЧП), а сам законопроект дорабатывался на протяжении двух лет.

Результатом этой работы стало принятие Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о ГЧП) , который вступил в силу с 1 января 2016 г. (за исключением поправок в законодательство о мерах по поддержке финансовой системы РФ, которые вступили в силу 14 июля 2015 г.). Какие возможности предоставляет Закон о ГЧП? Закон о ГЧП предназначен для реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях инфраструктурных проектов, предусматривающих объединение ресурсов и возможностей публичного и частного партнеров.

На стороне публичного партнера может выступать Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование (п. 4 ст. 3 Закона о ГЧП). Кроме того, отдельные права и обязанности публичного партнера в рамках проекта могут осуществлять организации, находящиеся под контролем РФ, субъекта РФ или муниципального образования (ч. 4 ст. 5 Закона о ГЧП).

При этом перечень таких прав и обязанностей может быть крайне широким (см. постановление Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1366 ) и, например, включать в себя: разработку предложения о реализации проекта ГЧП; участие в переговорах;

обеспечение организации и проведения конкурса на право заключения соглашения о ГЧП;

предоставление частному партнеру предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о ГЧП, объектов недвижимого имущества (в том числе земельных участков);

осуществление эксплуатации или технического обслуживания объекта соглашения о ГЧП;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рассмотрение предложений частного партнера по изменению соглашения о ГЧП (в определенных случаях);

осуществление контроля за исполнением частным партнером соглашения о ГЧП и пр.

В качестве частного партнера может выступать только российское юридическое лицо (п. 5 ст. 3 Закона о ГЧП). Таким образом, иностранным инвесторам для реализации проекта в рамках Закона о ГЧП потребуется зарегистрировать проектную компанию в России. Важно также отметить, что Закон о ГЧП исключает

возможность участия в проекте в качестве частного партнера организаций, которые находятся под контролем РФ, субъекта РФ или муниципального образования (ч. 2 ст. 5 Закона о ГЧП).

Отношения между частным и публичным партнерами при реализации проектов в рамках Закона о ГЧП оформляются специальным соглашением о ГЧП (п. 1 ст. 3 Закона о ГЧП). Таким образом, Закон о ГЧП вводит соглашение о ГЧП как новую юридическую форму для реализации проектов ГЧП и вопреки ожиданиям некоторых участников рынка практически не затрагивает вопросы реализации проектов в рамках концессионных соглашений, создания совместных предприятий (так называемая корпоративная или институциональная форма ГЧП) и иных форм.

Закон о ГЧП закрепляет гарантии и преференции для участников проектов ГЧП (например, стабилизационную оговорку) (ст. 15 Закона о ГЧП). Кроме того, Закон о ГЧП предусматривает возможность использования механизма прямого трехстороннего соглашения для целей предоставления обеспечения по привлекаемым для финансирования проекта ГЧП займам (п. 7 ст. 3 Закона о ГЧП).

Какие проекты могут быть реализованы в рамках Закона о ГЧП?

Для того чтобы инфраструктурный проект мог быть реализован в рамках правового режима, устанавливаемого Законом о ГЧП, он должен соответствовать определенным требованиям, которые, в первую очередь, касаются распределения прав и обязанностей между публичным и частным партнерами и типа создаваемой инфраструктуры.

В части распределения прав и обязанностей Закон о ГЧП устанавливает следующие требования (ч. 2 ст. 6 Закона о ГЧП):

частный партнер должен осуществить создание объекта инфраструктуры (строительство и/или реконструкцию);

создание объекта инфраструктуры должно быть полностью или частично профинансировано за счет средств частного партнера (собственных или заемных);

частный партнер должен осуществлять эксплуатацию и/или техническое обслуживание объекта инфраструктуры после его создания;

у частного партнера в отношении созданного объекта инфраструктуры должно возникнуть право собственности, которое будет обременено обязательствами по выполнению соглашения о ГЧП.

Не соответствующий какому-либо из указанных критериев проект не может быть реализован в рамках Закона о ГЧП. Таким образом, Закон о ГЧП не предусматривает возможности для реализации проектов, в которых вовлечение частного партнера ограничивается только созданием объекта или его эксплуатацией/техническим обслуживанием (модель operation & maintenance).

Данный подход законодателя не является бесспорным, однако не ограничивает возможности реализации соответствующих проектов в рамках иных юридических форм ГЧП (в т.ч. государственных контрактов или аренды с инвестиционными условиями).

Следует уточнить, что указанные минимальные требования к распределению обязанностей не ограничивают возможности партнеров по распределению и закреплению в соглашении о ГЧП иных прав и обязанностей, включая участие публичного партнера в финансировании инфраструктурного проекта путем

предоставления бюджетных субсидий, или переход права собственности на объект соглашения к публичному партнеру по завершении проекта.

Вторым критерием для определения возможности реализации проекта в рамках Закона о ГЧП является соответствие инфраструктурного объекта, который планируется создать в рамках соглашения о ГЧП, одной из установленных в Законе категорий (ст. 7 Закона о ГЧП).

Следует отметить, что при разработке первоначального проекта Закона о ГЧП не планировалось закреплять закрытый перечень объектов, в отношении которых могут быть заключены соглашения о ГЧП. Это позволило бы обеспечить максимальные возможности для использования данного инструмента с целью привлечения частных инвестиций в инфраструктурное строительство.

В то же время при доработке проекта Закона о ГЧП от первоначального подхода пришлось отказаться под влиянием нескольких факторов, которые, в частности, включали в себя следующее:

опасения в отношении использования Закона о ГЧП для неконтролируемой передачи государственного и муниципального имущества в частные руки в обход требований законодательства о приватизации;

дополнение текста Закона о ГЧП требованием об обязательном возникновении права собственности частного партнера на объект соглашения о ГЧП.

Первый фактор в наибольшей степени повлиял на то, что в итоговой редакции Закона о ГЧП был установлен закрытый перечень объектов инфраструктуры, в отношении которых может быть заключено соглашение о ГЧП.

Второй фактор привел к тому, что в Законе о ГЧП установлено требование о том, что законодательством Российской Федерации в отношении объекта соглашения о ГЧП не должна быть установлена принадлежность исключительно к государственной, муниципальной собственности или запрет на отчуждение в частную собственность/нахождение в частной собственности (ч. 2 ст. 7 Закона о ГЧП).

Так, из перечня объектов, в отношении которых может быть заключено соглашение о ГЧП, были исключены автомобильные дороги федерального, регионального и межмуниципального значения, которые в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах не могут находиться в частной собственности, имущество государственной авиации и единой системы организации воздушного движения. Из перечня также исключены объекты ЖКХ (в частности, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения), передача которых в пользование допускается только в рамках договоров аренды или концессионных соглашений.

На момент подготовки настоящей статьи законодательство допускает реализацию проектов в рамках Закона о ГЧП в отношении следующих категорий объектов:

отдельные категории объектов транспортной инфраструктуры, а именно: частные автомобильные дороги и их участки; мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы, и объекты дорожного сервиса;

транспорт общего пользования (кроме метрополитена);

объекты железнодорожного транспорта;

морские, речные и специализированные порты, объекты их инфраструктур;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

морские суда и речные суда, суда смешанного плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-

исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;

воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства; объекты трубопроводного транспорта; объекты социального обслуживания населения (в т.ч. здравоохранения, образования, культуры, спорта, отдыха и туризма);

линейные объекты связи и коммуникации, включая подводные и подземные технические сооружения, переходы, линии связи и коммуникации;

объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;

объекты производства, передачи и распределения электроэнергии;

гидротехнические сооружения, стационарные и (или) плавучие платформы, искусственные острова; объекты благоустройства территорий; мелиоративные системы и объекты их инженерной инфраструктуры, объекты производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. Заключение соглашения о ГЧП

Установленная Законом о ГЧП процедура заключения соглашения о ГЧП имеет существенные сходства с аналогичной процедурой, установленной в рамках законодательства о концессионных соглашениях.

Базовой формой для выбора частного партнера и заключения соглашений о ГЧП является конкурсная процедура (ч. 1 и 2 ст. 19 Закона о ГЧП). Альтернативно предусматривается возможность заключения соглашений о ГЧП по инициативе частного инвестора (механизм незапрошенных предложений) без проведения конкурса (п. 1 ч. 2 ст. 19 Закона о ГЧП).

В отношении последнего механизма целесообразно дать некоторые пояснения. До недавнего времени публичные партнеры, как правило, сами и за свой счет выявляли возможности для использования механизмов ГЧП в целях развития общественно-значимой инфраструктуры и осуществляли подготовку к реализации проектов. Очевидно, что данная работа не всегда выполнялась эффективно.

Механизм незапрошенных предложений предоставляет частным инвесторам возможность по собственной инициативе выполнять указанную подготовительную работу и выходить к публичному партнеру с уже готовым пакетом инициатив по реализации проекта ГЧП. Таким образом, частный инвестор освобождает публичного партнера от необходимости несения значительной части расходов, связанных с подготовкой к реализации проекта ГЧП, и риска отсутствия предложений на участие в проекте ГЧП со стороны частных инвесторов (подробнее о механизме незапрошенных предложений см.: Андерсен А. П. Новелла российского законодательства о государственно-частном партнерстве: заключение концессионных соглашений по инициативе частного инвестора ).

При этом стимулом для направления незапрошен-ных предложений является возможность заключения соглашения о ГЧП с инициатором проекта без проведения конкурса в случае, если от иных участников рынка не поступят конкурирующие предложения о

реализации предложенного проекта ГЧП (заявления о намерении участвовать в конкурсе на право заключения соглашения о ГЧП).

Важно отметить, что по сравнению с законодательством о концессионных соглашениях Закон о ГЧП совершил значительный шаг вперед в части регулирования вопроса о направлении частными инвесторами конкурирующих предложений в рамках заключения соглашений о ГЧП по частной инициативе.

В рамках концессионного законодательства не предусмотрено каких-либо требований к предоставлению лицами, направляющими конкурирующие предложения, финансового обеспечения (ч. 4.9 ст. 37 Закона о концессионных соглашениях).

На практике это может приводить к тому, что конкуренты частного инвестора — инициатора проекта ГЧП могут направить конкурирующее предложение только с целью исключить возможность заключения концессионного соглашения с инициатором проекта без конкурса (и тем самым затянуть момент коммерческого закрытия сделки и реализации проекта).

В рамках Закона о ГЧП установлено требование о необходимости предоставления лицами, направляющими конкурирующие предложения, банковской гарантии в размере не менее пяти процентов от суммы прогнозируемого финансирования проекта (ч. 9 ст. 10 Закона о ГЧП). Это снизит риск направления конкурирующих предложений недобросовестными лицами (поскольку такие действия будут сопряжены для них с финансовыми потерями).

Важной особенностью Закона о ГЧП в части регулирования вопросов заключения соглашений о гЧп стало установление требований в отношении необходимости прохождения формальной оценки финансовой эффективности проекта, социально-экономического эффекта и сравнительного преимущества реализации проекта на основе Закона о ГЧП перед достижением аналогичных целей путем осуществления государственных закупок (с точки зрения бюджетных расходов и распределения рисков) (ст. 9 Закона о гЧп, приказ Минэкономразвития России от 30 ноября 2015 г. № 894 ).

С одной стороны, такой подход является абсолютно правильным и соответствует лучшим практикам реализации проектов ГЧП в России. Вместе с тем это значительно увеличивает срок для принятия решения о реализации проекта ГЧП.

Например, в рамках рассмотрения предложения частного инвестора о реализации проекта ГЧП только данная процедура может занять до 180 дней (ч. 5 ст. 9 Закона о ГЧП), в то время как в рамках законодательства о концессионных соглашениях в этот срок может уложиться весь процесс принятия решения о заключении соглашения с частным инвестором, инициировавшим проект (ч. 4.1 — 4.11 ст. 37 Закона о концессионных соглашениях).

Влияние Закона о ГЧП на региональные практики реализации проектов ГЧП

Как уже было указано, одной из целей принятия Закона о ГЧП являлась реакция на формировавшиеся региональные практики реализации проектов ГЧП (в рамках специализированного регионального законодательства).

В целом Закон о ГЧП заменит собой региональное (муниципальное) законодательство в этой сфере (ст. 47 Закона о ГЧП). До 1 июля 2016 г. соответствующие региональные и муниципальные нормативные акты должны быть приведены в соответствие с Законом о

ГЧП и после этой даты применяются только в части, не противоречащей Федеральному закону.

Важно понимать, что поскольку Закон о ГЧП претендует на всестороннее регулирование проектов ГЧП (основанных на соглашениях о ГЧП), то названное требование указывает на необходимость либо отмены региональных/муниципальных законов о ГЧП, либо дублирования в них положений Федерального закона.

Важным итогом принятия Закона о ГЧП становится узаконивание основанных на региональном/муниципальном законодательстве о ГЧП проектов, реализация которых началась до 2016 года. Такие проекты реализуются на согласованных (определенных в соглашениях о ГЧП) условиях до момента их завершения.

В то же время с 1 января 2016 г. заключение соглашений о ГЧП должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона о ГЧП, новые проекты не могут реализоваться исключительно в рамках регионального/муниципального законодательства. Стоит отметить, что это стало катализатором для ускорения процесса заключения соглашений для многих региональных/муниципальных проектов ГЧП, подготовка к которым началась до принятия Закона о ГЧП.

Заключение

Закон о ГЧП не стал универсальной правовой базой для реализации проектов гЧп в России, как многие ожидали в момент начала его разработки. Он не охватывает многие формы реализации проектов ГЧП (например, operation & maintenance и совместные предприятия). Перечень объектов, в отношении которых могут быть заключены соглашения о ГЧП, остался закрытым.

Вместе с тем такие ожидания, очевидно, были излишне завышенными. В сухом остатке рынок получил новый, понятный и детально проработанный механизм инвестирования в инфраструктурные проекты, лишенный целого ряда недостатков, которые в течение длительного времени сдерживали расширение практики использования концессионных соглашений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этого уже достаточно для того, чтобы положительно оценить принятие Закона о ГЧП и ожидать, что данное событие повлечет дальнейшее расширение (при условии улучшения экономической обстановки) и постепенное совершенствование практики реализации проектов ГЧП в России.

Список литературы:

1. Андерсен. А.П. Новелла российского законодательства о государственно-частном партнерстве: заключение концессионных соглашений по инициативе частного инвестора // Хозяйство и право. 2015, № 8, с. 39-58.

2. Закон Московской области от 22 июня 2013 г. № 64/2013-ОЗ «Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве» // Ежедневные Новости. Подмосковье — № 119, 04.07.2013.

4. Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1366 «Об утверждении перечня отдельных прав и обязанностей публичного партнера, которые могут осуществляться уполномоченными им органами и (или) юридическими лицами в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными право-

5. Приказ Минэкономразвития России от 30 ноября 2015 г. № 894 «Об утверждении методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 31.12.2015.

7. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципаль-но-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pra-vo.gov.ru — 14.07.2015.

9. Петюкова О.Н. Государственно-частное партнерство в субъектах Российской Федерации: опыт правового регулирования // Пробелы в российском законодательстве. 2014, № 4, а 46-50.

10. Польникова М.Л. Тендерные процедуры отбора исполнителей в договорах, опосредующих отношения ГЧП в Российской Федерации (на примере долгосрочных инвестиционных соглашений) // Бизнес в законе. 2013, № 2, с. 99-103.

Рецензия

на статью Андерсена Андрея Павловича «Обзор основных положений Федерального закона о государственно-частном партнерстве»

Статья Андерсена Андрея Павловича посвящена актуальной тематике — регулированию государственно-частного партнерства на федеральном уровне. Актуальность затронутого вопроса обусловливается тем, что названный Федеральный закон является новым, а использование механизмов государственно-частного партнерства получает все большее распространение на территории России. В связи с этим существует необходимость изучения основных новелл законодательного регулирования в указанной сфере.

В статье анализируются ключевые аспекты нового Федерального закона, включая возможности, которые он предоставляет для структурирования проектов государственно-частного партнерства, его влияние на сформировавшиеся региональные практики реализации таких проектов, а также предпосылки для его принятия. Особое внимание уделяется исследованию возможностей реализации проектов государственно-частного партнерства по инициативе частных инвесторов.

С учетом изложенного полагаю, что статья Андерсена Андрея Павловича «Обзор основных положений Федерального закона о государственно-частном партнерстве» представляет теоретическую и практическую ценность, полностью соответствует требованиям, предъявляемым к публикациям в журналах, включенных в перечень ВАК. Рекомендуется для публикации в открытой печати.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Е.Е. Енькова

Государственно-частное партнерство (ГЧП) — это форма сотрудничества между государством и частными инвесторами. Теперь коммерческие структуры и другие частные лица могут вкладывать средства в проекты, которыми управляет государство. Такие отношения регулирует закон № 224-ФЗ, который приняли в июле 2015 года. Инвестор получает право собственности на новый объект. Однако эти права ограничены. Объект нельзя отчуждать третьим лицам, и его следует использовать только в соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве.

В рамках государственно-частного партнерства заключают особый тип сделок

Два года назад приняли Федеральный закон от 13.07.15 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ <…>». В законе о ГЧП сформулировали понятие о таком партнерстве:

«Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство — это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества (п. 1 ст. 3 закона № 224-ФЗ)».

В нормах закона 224-ФЗ о государственно-частном партнерстве не указали, каких форм соглашения должны придерживаться стороны при залкючении сделки. У частных инвесторов и госорганов есть возможность выбрать более удобную форму.

По закону о ГЧП в соглашении есть обязательные и дополнительные условия

Условия соглашения о ГЧП разделили на обязательные и факультативные (ст. 6 закона № 224-ФЗ).

К обязательным условиям соглашения о государственно-частном партнерстве относятся правила, что частный партнер:

  1. Ведет строительство и/или реконструкцию объекта.
  2. Осуществляет полное или частичное финансовое сопровождение проекта.
  3. Использует и/или производит техническое обслуживание объекта.
  4. Становится собственником объекта при условии обременения объекта в соответствии с ФЗ о ГЧП.

Факультативным условием соглашения о ГЧП является условие, что публичный партнер учствует в финансировании содания, использования или техобслуживания объекта. Частный партнер:

  1. Разрабатывает проект объекта.
  2. Вкладывает средства в использование и/или техобслуживание объекта.
  3. Передает объект публичному партнеру в собственность после того, как завершится срок, который стороны определили в договоре о государственно-частном прантнерстве. Такое условие станет обязательным, если публичный партнер вложит в проект больше средств, чем частный, и стоимость имущества и прав, которые получил частный партнер, превысят объем частного финансирования.

В соглашении о государственно-частном партнерстве устанавливают срок

Согласно закону о государственно-частном партнерстве срок договора может составлять от 3 до 50 лет. Период действия соглашения определяют с учетом сроков строительства, окупаемости и других обстоятельств.

Частный инвестор получает ограниченное право собственности на новый объект

По ФЗ о ГЧП частный инвестор получает права на имущество (подп. 4 п. 2 ст. 6 закона № 224-ФЗ) Но имущество можно передать частному инвестору, только если у третьих лиц нет на него прав (п. 4, 5 ст. 7 закона № 224-ФЗ). В связи с этим перед заключением соглашения о ГЧП об имуществе ГУП или МУП, такое имущество следует предварительно изъять.

В рамках государственно-частного партнерства могут создавать различные объекты инфраструктуры

Закон о ГЧП позволяет инвесторам принимать участие в создании и эксплуатации:

  1. Частных автомагистралей, мостов и иных объектов сопутствующей инфраструктуры.
  2. Транспорта общего пользования, за исключением метро, а также объектов железнодорожного, речного, морского, авиатрапспорта и объектов соответствующей инфраструктуры.
  3. Трубопроводов и сопутствующих объектов, линий электропередачи, гидротехнических объектов, линейных объектов связи.
  4. Инфраструктуры для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов.
  5. Систем мелиорации и сопутствующих объектов, а также отдельных объектов, связанных с производством сельхозпродукции, ее переработкой и хранением.
  6. Объектов культуры, образования, спорта, благоустройства территории (ст. 7 закона 224-ФЗ о государственно частном партнерстве).

По закону о государственно-частном партнерстве соглашение нельзя заключать:

  • в отношении отдельно движимого имущества без технологической связи с недвижимостью (п. 1 ст. 12 закона № 224-ФЗ);
  • в отношении уже существующих объектов, если это не реконструкция.

По правилам государственно-частного парнтерства публичный партнер контролирует исполнение соглашения частным партнером на всех стадиях проекта (ст. 14 закона № 224-ФЗ).

Читайте об этом

  • Что нужно учитывать при заключении соглашения о государственно-частном партнерстве. Новые возможности и риски инвесторов

САВЧЕНКО Яна Валерьевна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры управления бизнесом

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-78 e-mail: 75karpenko@mail.ru

Классификация объектов и проектов государственно-частного партнерства1

Ключевые слова государственно-частное партнерство (ГЧП); объекты государственно-частного партнерства; проекты государственно-частного партнерства; классификация объектов ГЧП; классификация проектов ГЧП.

Рассмотрены подходы к определению понятия и сущности государственно-частного партнерства. Выявлена значимость проектного подхода в рамках взаимодействия государства и бизнеса. Предложена классификация объектов и проектов государственно-частного партнерства, определена практическая роль данной классификации.

Единого мнения по поводу понятия и сущности государственно-частного партнерства (ГЧП) на сегодняшний день нет. Однако в различных источниках встречается определение ГЧП в широком и в узком смысле ( 1-4] и др.). В широком смысле под ГЧП понимается любое взаимодействие бизнеса и государства. Например, существует такое определение: ГЧП — в широком смысле — это любое официальное конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке .

В некоторых источниках уточняются рамки ГЧП: государственно-частное партнерство представляет собой юридически оформленную (как правило, на фиксированный срок), предполагающую соинвестирование и разделение рисков систему отношений между государством и муниципальными образованиями, с одной стороны, и гражданами и юридическими лицами — с другой, предметом которой выступают объекты государственной и (или) муниципальной собственности, а также услуги, исполняемые и оказываемые государственными и муниципальными органами, организациями, учреждениями и предприятиями 2. С. 46]. Авторы используют также институциональный подход, рассматривая ГЧП как институт: государственно-частное партнерство представляет собой институт долгосрочной устойчивой легальной кооперации финансово-инвестиционных, организационно-управленческих и интеллектуальных ресурсов органов государственной власти и частного предпринимательства для совместного решения социально значимых задач .

В узком смысле под ГЧП понимается взаимодействие государства и бизнеса в рамках конкретных проектов на основе софинасирования, например:

• под государственно-частным партнерством понимается взаимодействие бизнеса т и власти в процессе реализации социально значимых проектов, имеющих общегосу-

^ дарственное значение ; » —

§ 1 Статья написана при финансовой поддержке гранта РФФИ № 13-06-96038 по исследова-

^ тельскому проекту «Исследование институциональных особенностей формирования и развития механизмов эффективного партнерства государства и бизнеса в стейкхолдерской модели корпо-© ративного управления: макроэкономический и региональный аспект» (2013 г.).

• под ГЧП чаще всего понимается партнерство между государственным и частным секторами по достижению общих целей в рамках отдельных проектов (например, инфраструктурных) и совместному распределению рисков при их реализации. На практике многие рассматривают ГЧП как частный случай проектного финансирования .

Анализ литературных источников и аналитических исследований позволяет сделать вывод, что при определении сущности государственно-частного партнерства государственными чиновниками, экспертами, бизнесменами в большинстве случаев используется проектный подход, позволяющий конкретизировать условия осуществления ГЧП.

Обобщая накопленный опыт теоретических и практических исследований, можно говорить о том, что ГЧП представляет собой определенный тип взаимовыгодного сотрудничества между государственной властью субъектов РФ и (или) органами местного самоуправления, с одной стороны, и частными партнерами — с другой, на условиях соглашений, действующих ограниченный период времени, на принципах разделения риска и софинансирования, в целях реализации социально значимых, в том числе инфраструктурных, проектов.

В статье 4 проекта Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях…» указано, что «объектом соглашения ГЧП является любое имущество, необходимое для реализации полномочий субъектов РФ и (или) муниципальных образований в соответствующих сферах деятельности, установленных законодательством, в том числе находящееся в собственности субъектов РФ и (или) муниципальных образований, за исключением имущества, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности, а также относящегося к:

1) объектам систем коммунальной инфраструктуры и иным объектам коммунального хозяйства;

2) объектам энергоснабжения;

3) объектам обороны и безопасности;

4) объектам гражданских прав, оборот которых в соответствии с федеральными законами не допускается (объектам, изъятым из оборота)» .

Конкретизация объектов ГЧП происходит на уровне законодательства субъектов РФ. В частности, объектами ГЧП в соответствии со ст. 14 Закона Свердловской области «Об участии Свердловской области в государственно-частном партнерстве» выступают 6]:

1) объекты транспортной инфраструктуры;

2) объекты ЖКХ;

3) объекты жилищного строительства;

4) объекты информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;

5) объекты, используемые для осуществления медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности в сфере здравоохранения;

6) объекты, используемые для осуществления образовательной деятельности, культурной деятельности, социального обслуживания;

7) объекты для осуществления туризма, рекреации, объекты спорта;

8) объекты в сфере инноваций и промышленного производства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9) объекты по производству, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции;

10) иные объекты, необходимые для социально-экономического развития Свердловской области.

Перечень объектов соглашений в рамках ГЧП обычно ограничивается определенным имуществом, образующим ту или иную инфраструктуру, что, как правило, отражено в законодательстве субъекта РФ (при условии, что соответствующий закон в субъекте принят). Например, в ст. 9 Закона Ставропольского края от 12 октября

2009 г. № 67-кз «О государственно-частном партнерстве в Ставропольском крае» помимо уже перечисленных выше объектов указаны также объекты железнодорожного транспорта; аэродромы; объекты производственной и инженерной инфраструктуры аэропортов; гидротехнические сооружения; транспорт общего пользования; объекты инновационной деятельности и др.

По степени значимости можно выделить объекты ГЧП федерального, межрегионального, регионального и местного значения.

Кроме того, различные объекты соглашений ГЧП требуют разного уровня бюджетного и иного финансирования. Например, такие крупные объекты, как автомагистрали, аэропорты, железнодорожные линии, крупные промышленные зоны, финансируются за счет средств федерального и регионального бюджетов, а также могут финансироваться за счет средств Инвестиционного фонда. Объекты здравоохранения (клиники, больницы), ЖКХ, развитие территорий финансируются за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Естественно, ГЧП предполагает обязательное участие бизнеса. Однако в данной классификации мы рассматриваем уровни финансирования только со стороны государства. Таким образом, можно классифицировать объекты ГЧП как финансируемые за счет:

• средств федерального уровня (бюджета, Инвестиционного фонда РФ, федеральных целевых программ, специальных федеральных фондов);

• средств регионального уровня (бюджета, региональных целевых программ, специальных региональных фондов);

• средств местного уровня;

• разных источников (смешанное финансирование).

По форме воздействия на имущество объекты соглашения ГЧП подразделяются на создаваемые и эксплуатируемые. Кроме того, объекты соглашения ГЧП могут быть созданы путем строительства либо реконструкции.

Типологию проектов ГЧП можно строить по разным основаниям, в частности, исходя из форм и моделей ГЧП, но законченной классификации вряд ли можно добиться. При этом один и тот же проект может входить в разные типологические группы, и даже более чем в две, в зависимости от того, какой его признак в каждом конкретном случае принимается во внимание.

В работах, посвященных раскрытию сущности и классификации форм и проектов ГЧП, авторы, как правило, используют одну-две общепринятые классификации. Нами предпринята попытка обобщить проекты ГЧП по различным, наиболее распространенным в литературе и дополненным нами классификационным признакам (см. таблицу). Дадим выборочные комментарии к содержанию таблицы в виде понятийного аппарата по различным классификационным признакам проектов, а далее рассмотрим, как на конкретных примерах работает данная классификация.

По степени завершенности мы разделили проекты на завершенные и незавершенные. К незавершенным относятся проекты, находящиеся в фазе инициации, разработки или реализации, а также приостановленные или остановленные окончательно, но не дошедшие до стадии завершения.

По комплексности проекты бывают локальные и комплексные. Локальный инвестиционный проект — это отдельно взятый проект в рамках ГЧП, входящий в комплексный проект или программу. В свою очередь, комплексный инвестиционный проект состоит из нескольких согласованных по целям, срокам и иным условиям инвестиционных проектов в рамках ГЧП б].

По типу проекты в ГЧП встречаются в основном инфраструктурные либо инновационные. Инфраструктурные проекты осуществляются в рамках традиционных инфраструктурных сфер, таких как строительство, автодорожное хозяйство, железные дороги, порты, аэропорты, магистральные трубопроводы, электроэнергетика, комму-

Классификация проектов государственно-частного партнерства

Классификация Вид проекта ГЧП

1. По уровню Федерального уровня,

(по степени значи- межрегионального уровня,

мости) регионального уровня,

муниципального уровня

2. По источникам Реализуемый за счет бюджетных средств разного уровня (муниципаль-

финансирования ного, регионального, федерального, федеральных и региональных целе-

вых программ),

реализуемый за счет средств Инвестиционного фонда РФ,

реализуемый за счет средств специальных федеральных и региональных

фондов,

реализуемый за счет собственных средств частных компаний,

реализуемый за счет кредитных средств,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

реализуемый за счет субсидии в рамках ГЧП

3. По форме взаи- На основе аренды (лизинга) государственной и муниципальной соб-

моотношения меж- ственности,

ду государством на основе государственного контракта,

и бизнесом (право- в рамках концессионного договора,

вым механизмам) основанные на взаимодействии с Инвестиционным фондом РФ,

в рамках проекта в рамках особых экономических зон,

комплексные инвестиционные проекты и программы,

в рамках соглашения о разделе продукции,

в рамках смешанных предприятий (АО),

в рамках совместных предприятий,

в рамках долгосрочных инвестиционных соглашений,

в рамках сервисных контрактов,

в рамках аутсорсинга

4. По степени Завершенный,

завершенности незавершенный

5. По стадии На стадии инициации,

реализации планируемый,

приостановленный,

реализуемый,

реализованный

6. По срокам Краткосрочный (до 3 лет),

реализации среднесрочный (3-5 лет),

долгосрочный (от 5 лет)

7. По комплекс- Локальный (приоритетный) инвестиционный проект,

ности комплексный инвестиционный проект

8. По отраслевой В сфере транспорта,

принадлежности в сфере ЖКХ,

в сфере строительства,

в сфере информационной и телекоммуникационной инфраструктуры,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в сфере здравоохранения,

в сфере образовательной деятельности,

в сфере культурной деятельности,

в сфере социального обслуживания,

в сфере туризма,

в сфере спорта,

в сфере инноваций и промышленного производства,

межотраслевой и др.

9. По типу Инфраструктурный,

инновационный

Окончание таблицы

Классификация Вид проекта ГЧП

10. По объемам финансирования До 500 млн р., 500-1 000 млн р., 1 000-5 000 млн р., 5 000-20 000 млн р., свыше 20 000 млн р.

нальное хозяйство, информационные технологии и телекоммуникации, а также социальных инфраструктурных сфер, таких как здравоохранение, образование, экология и др. Инновационные проекты в рамках ГЧП представляют собой софинансирование государством наукоемких проектов, в том числе в малом инновационном предпринимательстве, на основе соглашения о ГЧП. Можно сказать, что инновационный проект является частным случаем инфраструктурного проекта, если речь идет о создании нового продукта или услуги. Ключевым моментом здесь выступает степень наукоемкости и новизны продукта.

При реализации проектов ГЧП используются различные механизмы сотрудничества государства и частного бизнеса. Они дифференцируются в зависимости от объема передаваемых частному партнеру правомочий собственности, инвестиционных обязательств сторон, принципов разделения рисков между партнерами, ответственности за проведение различных видов работ. В России чаще всего используются механизмы ВТО — на основе концессионного соглашения, а также ВООТ — на основе акционерного соглашения, когда осуществляется постепенный выкуп партнером доли в уставном капитале специально созданной компании, на балансе которой находится созданное в рамках ГЧП-проекта имущество.

Можно классифицировать объекты соглашений государственно-частного партнерства по объемам финансирования. Например, в работе по объемам финансирования проекты ГЧП делятся на следующие категории: до 500 млн р., 500-1 000 млн р., 1 000-5 000 млн р., 5 000-20 000 млн р., свыше 20 000 млн р.

В рамках исследования были изучены особенности понимания ГЧП в УФО представителями региональной власти. Экспертами были отмечены следующие правовые механизмы, с помощью которых реализуются проекты ГЧП в УФО: создание совместного акционерного общества, а также через специально созданное юридическое лицо, совместные предприятия, особые экономические зоны, концессии, сервисные контракты, комплексные инвестиционные программы.

Согласно обобщенным оценкам региональных экспертов для реализации инфраструктурных проектов (в том числе ГЧП) в субъектах УФО привлекаются средства из

различных источников: бюджетные средства разного уровня, Инвестфонд РФ, специализированные региональные государственные фонды, частные средства компаний, кредитные средства банков, в том числе международных финансовых организаций, таких как ЕБРР, а также субсидии.

Для апробации представленной классификации дадим комплексную характеристику проектов ГЧП Свердловской области.

В качестве примера проекта федерального уровня в области транспорта можно привести «Реконструкцию аэропортового комплекса «Кольцово» (2-й этап)». Участниками проекта являются Министерство транспорта РФ, Правительство Свердловской области и Группа компаний «Ренова». Источники финансирования — федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, частные инвестиции. Тип проекта — инфраструктурный с участием ГЧП. Объем запланированных инвестиций — 32 000 млн р., срок реализации проекта — 2010-2030 гг. , т. е. проект долгосрочный. На сегодняшний день проект находится на стадии реализации.

В качестве примера проекта регионального уровня можно назвать проект «Развитие транспортного узла в Екатеринбурге». Это комплексный инвестиционный проект, предусматривающий: реконструкцию существующего контейнерного терминала территориального отделения филиала ОАО «РЖД» — «ТрансКонтейнер»; достройку контейнерного терминала ЗАО «Урал-Контейнер»; строительство нового грузового двора ст. Свердловск-Товарный; возведение складского комплекса ОАО «Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр»; развитие транспортной инфраструктуры . Тип проекта — инфраструктурный с участием ГЧП. Участниками проекта выступают Правительство Свердловской области, администрация г. Екатеринбурга и частные партнеры. Объем инвестиций — 12 317,5 млн р., источники финансирования — федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, муниципальный бюджет, собственные средства организаций. Срок реализации — 2008-2013 гг., т. е. проект среднесрочный. Проект находится на стадии реализации.

Таким образом, предложенная классификация позволяет комплексно охарактеризовать проект государственно-частного партнерства и определить его особенности.

Источники

1. Спиридонов А. А. Государственно-частное партнерство: понятие и перспективы совершенствования законодательного регулирования. Актуальные проблемы социально-экономического развития России. Режим доступа: http://pppcenter.ru/ru/press-cent-ег^тьо-сеп&е/19032010.

2 Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 9.

4. Барьеры развития механизма ГЧП в России. М. : Экспертный ин-т, 2010.

5 Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : проект федер. закона (подготовлен Минэкономразвития России).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Об участии Свердловской области в государственно-частном партнерстве : закон Свердловской области от 23 мая 2011 г. № 28-ОЗ (в ред. от 25 апреля 2012 г.).

7 Реализация инфраструктурных проектов и развитие механизмов государственно-частного партнерства в Уральском федеральном округе: аналит. отчет по результатам исследования. М., 2011.

8 Федеральный портал ГЧП-Инфо. Режим доступа: http://www.pppi.ru.