ГИС ГМП

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 1 января 2013 года органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителей документы, подтверждающие факт внесения платы за услугу, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг. Для подтверждения этого факта они должны использовать сведения, содержащиеся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (далее — ГИС ГМП). Федеральное казначейство осуществляет функции по созданию, ведению, развитию и обслуживанию Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, являющейся информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг.

Более подробную информацию читайте на сайте www.roskazna.ru

ГИС ГМП представляет собой централизованную систему, обеспечивающую прием, учет и передачу информации между ее участниками, которыми являются администраторы доходов бюджета, организации по приему платежей, порталы, многофункциональные центры, взаимодействие которых с ГИС ГМП производится через систему межведомственного электронного взаимодействия. ГИС ГМП позволяет физическим и юридическим лицам получить информацию о своих обязательствах перед бюджетами Российской Федерации по принципу «единого окна».

Основные цели ГИС ГМП

  • Предоставление гражданам и организациям единого источника сведений о начисленных и уплаченных платежах за предоставление государственных (муниципальных) услуг и платежах в бюджетную систему Российской Федерации по принципу «одного окна».
  • Получение платных государственных и муниципальных услуг, без истребования с заявителя документов, подтверждающих оплату.

Основной функционал ГИС ГМП

  • Получение от организации, оказывающей государственные и муниципальные услуги, и передача по запросу участника информации о начислениях оплаты за оказание услуг.
  • Получение от организаций, осуществляющих приём платежей и передача по запросу участника информации о приеме к исполнению распоряжений заявителей об оплате.

Участники взаимодействия

Федеральное казначейство — оператор системы: отвечает за создание и развитие ГИС ГМП, определяет правила её использования.

  • Поставщики начислений (ФОИВ, РОИВ, ОМСУ, ГБУ, ГАУ).
  • Кредитные организации, банковские платежные агенты, платежные агенты.
  • Территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы.
  • МФЦ, Порталы государственных услуг, УЭК, Почта России.

Назначение ГИС ГМП

  • Учет начислений
    • Штрафы
    • Пошлины
    • Налоги
    • Сборы
    • Государственные услуги
    • Муниципальные услуги
    • Пени
  • Учет фактов оплаты

Презентация Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП)

Памятка для уполномоченного пользователя подразделения по началу работы в ГИС ГМП

Руководство пользователя ГИС ГМП

Для получения доступа к сервисам:

Оформить заявку на регистрацию пользователей в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) и предоставление им доступа к выполняемым в информационной системе операциям.

Для аннулирования пользователя необходимо заполнить заявку на удаление прав доступа зарегистрированных пользователей в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

Нормативные документы:

Приказ Минфина России от 25.12.2019 N 250н «О перечне платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, информация, необходимая для уплаты которых, включая подлежащую уплате сумму, не размещается в ГИС ГМП»

Приказ Министерства Финансов РФ от 12 ноября 2013 г. N 107н «Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации»

Приказ управления делами администрации Липецкой области № 12 от 17.03.2014г. «О мерах по обеспечению информационного взаимодействия с государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах»

За подробной информацией обращаться по телефону:
8(4742)288-199 доб. 62 Горланов Роман Павлович,
8(4742)288-199 доб. 63 Евтишенков Владимир Андреевич

18.01.2016, Пн, 14:22, Мск , Текст: Наталья Анищук Сейчас много говорят и пишут в СМИ о государственных информационных системах и попытках их применения в жизни российского общества. Повышенный интерес вызывает одна из них – государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Одна из причин такого внимания в том, что система не работает так, как задумано.

Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» устанавливает статус ГИС ГМП: «Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами» (статья 21.3 210-ФЗ).

Что мы ждем от системы

В соответствии с законом органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя «представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе» (статья 7 210-ФЗ).

То есть, говоря обычным языком, назначение ГИС ГМП – дать обществу инструмент для быстрого и более качественного предоставления гражданам и юридическим лицам государственных и муниципальных услуг без бумажной квитанции и сразу после факта оплаты ими этих услуг. Так задумано основателями, причем на основании зарубежного опыта.

Как это реализовано у нас? Можно сказать на основании опыта внедрения ГИС ГМП в региональном органе государственной власти (причем в двух вариантах: и «как иного органа» и как администратора доходов), что, несмотря на пятилетнюю историю 210-ФЗ и трехлетний возраст самой ГИС ГМП, система не работает, так как совершенно не используется гражданами и юридическими лицами для получения ими государственных услуг. Более того, в нынешнем виде она и не может быть ими использована.

Причины провала

Первая и, наверное, главная причина – слабое методологическое обеспечение ГИС ГМП. В федеральных госорганах и тем более в регионах нет четкого понимания, какую конкретно информацию о начислениях за госуслуги необходимо направлять в ГИС ГМП, чтобы она работала и соответствовала своей изначальной цели. Каждый участник трактует цели по-своему, в результате получается «каша» из ненужной информации, направляемой в ГИС ГМП. Когда внимание участников обращают на бесполезность передаваемой ими в ГИС ГМП информации для граждан и юрлиц, то в ответ ссылаются, как правило, на формальную трактовку положений 210-ФЗ. Подзаконные акты и попытки федеральных органов разъяснить вопрос на конференциях и совещаниях только запутывают участников, потому что разговоры идут об одном и том же, что и так не требует пояснений: «штрафы ГИБДД, налоги и госпошлина».

На данный момент нет нормативного документа, который определяет обязательный перечень информации, направляемый участниками (прежде всего госорганами) в ГИС ГМП для решения задачи быстрого и качественного предоставления гражданам и юрлицам государственных и муниципальных услуг. А без него, как уже было сказано выше, регионы «гонят мусор».

Сюда же необходимо отнести отсутствие на сегодняшний день общедоступного актуального реестра государственных и муниципальных услуг, который может быть использован в ГИС ГМП (хотя в 210-ФЗ этому посвящен целый раздел). То есть локомотив ГИС ГМП запустили, а рельсы прокладываются в процессе движения.

Нет нормативно закрепленной ответственности кредитных учреждений за направление в ГИС ГМП информации об оплате за гос. услуги. В результате в регионах большое число кредитных учреждений не взаимодействует с ГИС ГМП. Например, один госорган направляет информацию о начислениях в ГИС ГМП, хотя точно знает, что никакой информации об оплате там не будет, так как многие банки, которыми пользуются граждане и юрлица, к ГИС ГМП не подключены.

В существующих нормативных документах (например, в приказе 19Н Федерального Казначейства) нет четкой границы между полномочиями участников. Так, и «иной орган», и кредитное учреждение передают информацию об оплате госуслуги. В результате такой государственный «иной орган» и банки, с которыми он работает, дублируют в ГИС ГМП информацию об одних и тех же платежах.

Наконец, нет никакой нормативно закрепленной ясности относительно механизмов использования госпошлины в ГИС ГМП, то есть так называемых авансовых платежей за госуслуги. А ведь это львиная доля государственных и муниципальных услуг.

Вторая причина – это слабое организационно-техническое обеспечение ГИС ГМП. В одном из регионов есть госорган – агрегатор, который организует взаимодействие госорганов и муниципальных учреждений с ГИС ГМП. Через него постепенно налаживается работа с ГИС ГМП части участников – госорганов. А у кредитных учреждений ситуация иная: каждый сам за себя. И, так как серьезной ответственности за передачу или отсутствие передачи информации в ГИС ГМП у них нет, то и практически никакого результата в регионе в части кредитных учреждений нет. Последние либо не подключаются к системе, либо передают информацию, которой невозможно воспользоваться, например без привязки к начислениям. Кстати, в приказе 19Н есть понятие «главный администратор начислений», подразумевающее агрегацию передачи информации участников, но оно касается только госорганов. Так что этот организационный «баг» закреплен нормативно.

В предоставляемом фирмами-разработчиками программном обеспечении в виду отсутствия четких требований к форматно-логическому контролю не соблюдается технология передачи информации в ГИС ГМП. Так, например, «иной орган» одного из регионов передает в ГИС ГМП информацию об оплате госуслуг, предоставляемых государственными учреждениями (по которым они должны производить начисления) без предварительного запроса в ГИС ГМП УИНов начислений по этим гос. услугам. В результате в ГИС ГМП опять летит «мусор», и никаких квитовок своих начислений госучреждения не получат. Вероятно, точно также поступают работающие с ГИС ГМП кредитные учреждения региона.

Таким образом, на текущий момент ГИС ГМП является хранилищем бесполезной информации, которая не может быть в полной мере использована гражданами и юрлицами для получения государственных и муниципальных услуг.

Как исправить ситуацию?

Для того чтобы сделать ГИС ГМП нужной гражданам и юрлицам, в первую очередь необходимо создать общедоступный реестр государственных и муниципальных услуг, предназначенный для использования в информационной системе ГИС ГМП. Причем это может быть электронная версия реестра, включающая первоначально не все госуслуги, которая в дальнейшем будет пополняться.

Этот реестр должен быть вынесен на государственный портал, доступ к которому будет открыт для всех участников ГИС ГМП. На портале необходимо реализовать удобные механизмы быстрого контекстного поиска в реестре конкретной услуги, а также выделения наиболее часто используемых услуг. За актуализацию реестра должен отвечать федеральный государственный орган. Предоставление госуслуги с использованием ГИС ГМП будет осуществляться на основании наличия ее в реестре.

Содержащуюся в реестре информацию об услугах можно разделить на два типа: услуги с предварительным начислением оплаты (услуги с начислением) и услуги с авансовой оплатой (услуги с авансом).

На базе реестра государственных и муниципальных услуг на портале для участников ГИС ГМП должен быть реализован сервис автоматического формирования уникального идентификатора услуги (УИУ). Формирование УИУ должно осуществляться по запросам участников ГИС ГМП. При оказании услуг с начислением такие запросы будут направлять госорганы, в случае услуг с авансом – кредитные учреждения. УИУ идентифицирует в ГИС ГМП информацию о конкретной услуге конкретного гражданина или юрлица (либо с начисление, либо с авансом). Для хранения УИУ в форматах данных ГИС ГМП можно использовать существующее поле для УИН.

Необходима организация базовой инфраструктуры ГИС ГМП в регионах РФ. С точки зрения предоставления платных госуслуг можно выделить две одинаково значимые категории участников ГИС ГМП: госорганы и кредитные учреждения. Поэтому наиболее удобным и оптимальным с точки зрения затрат было бы использование существующих региональных инфраструктур Федерального Казначейства и Центрального Банка. В качестве региональных агрегаторов логично использовать управления ФК для госорганов и региональные отделения ЦБ для кредитных учреждений. ФК и ЦБ в этом случае должны осуществлять на местах не только инфраструктурные, но и контрольные функции (контроль подключения и регулярного направления участниками информации в ГИС ГМП).

Механизм функционирования ГИС ГМП

Первый вариант – оказание услуги с начислением. Госорган инициирует предоставление госуслуги гражданину или юрлицу (например, начисляет налог на недвижимость). Для этого он обращается на портал к реестру государственных и муниципальных услуг, находит соответствующую услугу и с помощью специального сервиса формирует УИУ для оказания услуги конкретному гражданину или юрлицу. Далее УИУ подставляется в информацию о начислении, и данные направляются в ГИС ГМП. Кредитное учреждение при обращении гражданина или юрлица для оплаты услуги по идентификатору плательщика или сразу по УИУ находит в ГИС ГМП начисление и направляет информацию об оплате с указанным УИУ.

Второй вариант – оказание услуги с авансом. Кредитное учреждение по инициативе гражданина или юрлица организует оплату предоставления государственной или муниципальной услуги. Для этого кредитное учреждение обращается на портал к реестру, находит соответствующую услугу и с помощью специального сервиса формирует УИУ для оказания услуги конкретному гражданину или юрлицу. Далее УИУ подставляется в информацию об оплате услуги, и эти данные направляются в ГИС ГМП.

Госорган при обращении гражданина или юрлица для предоставления услуги находит в ГИС ГМП по идентификатору плательщика или сразу по УИУ информацию об оплате и направляет информацию о начислении с указанным УИУ.

Таким образом, в ГИС ГМП есть полная информация для автоматической или ручной квитовки начисления и платежа. Со своей стороны, граждане и юрлица имеют возможность использовать ГИС ГМП для получения информации об услуге.

Чтобы оградить ГИС ГМП от потока бесполезной информации, требования к форматно-логическому контролю информации, поступающей в ГИС ГМП, должны предусматривать контроль УИУ на обязательность присутствия, соответствие структуре реестра государственных и муниципальных услуг и уникальность. Причем, если УИУ не проходит форматно-логический контроль, услуга должна предоставляться и оплачиваться обычным порядком – без использования ГИС ГМП.

Анатолий Дамаскин

Подключение для работы с ГИС ГМП

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 1 января 2013 года органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителей документы, подтверждающие факт внесения платы за услугу, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг. Для подтверждения этого факта они должны использовать сведения, содержащиеся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (далее — ГИС ГМП).

Оператором ГИС ГМП является — Федеральное Казначейство России.

Информация о подключении к ГИС ГМП. http://www.roskazna.ru/gis-gmp/index.php

Презентация Министерства Финансов с конференции 17.09.13. Доклад. В докладе подробно расписаны все шаги для подключения к ГИС ГМП

Дорожная карта

Для осуществления взаимодействия с ГИС ГМП необходимо:

  1. Осуществить подключение к РСМЭВ (смотрите раздел Подключение к РСМЭВ)
  2. Приобрести лицензию Vipnet Client (либо, по предварительному согласованию с министерством экономического развития Иркутской области, получить на безвозмездной основе). После приобретения, обратиться в министерство экономического развития Иркутской области для создания и подготовки дистрибутивов.
  3. Получить электронную подпись информационной системы (электронная подпись органа власти, ЭП-ОВ) в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Обратитесь в любой аккредитованный удостоверяющий центр (Федеральное казначейство, Форус, СБ-Контур, Калуга-Астрал, Удостоверяющий центр аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области и т.д.). ЭП-ОВ выдается на юридическое лицо. Достаточно 1 ЭП-ОВ.
  4. Самостоятельно доработать свою информационную систему (ИС) для организации взаимодействия с ГИС ГМП. Актуальные форматы электронного сервиса для взаимодействия с ГИС ГМП Вы можете найти на сайте Федерального казначейства.
    Форматы ГИС ГМП версии 2.0
    . Вы можете использовать любую ИС для работы с ГИС ГМП. Самое простое — это 1С. Уточните у компании, которая оказывает услуги по сопровождению вашей ИС.
  5. Зарегистрировать доработанную ИС в тестовой и продуктивной среде СМЭВ 3, для этого отправить заявки для регистрации Участника и/или ИС в СМЭВ (актуальная форма заявки опубликована на технологическом портале СМЭВ 3.0), к заявкам необходимо приложить сертификат ключа электронной подписи информационной системы (далее — ЭП-ОВ) в формате BASE 64 в zip-архиве.
    Зарегистрировать ИС в СМЭВ могут:
    • исполнительные органы государственной власти;
    • органы местного самоуправления;
    • кредитные организации;
    • многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;
    • удостоверяющие центры.

    Для перерегистрации информационной системы в СМЭВ 2 необходимо на smev@govirk.ru направить паспорт ИС и ЭП-ОВ.
    C правилами регистрации ИС в СМЭВ вы можете ознакомиться в Правилах и процедурах работы в СМЭВ (Приложение 2 Правила и процедуры работы в СМЭВ по Методическим рекомендациям версии 2.х).
    C правилами регистрации ИС в СМЭВ 3 — Приложение 3 Правила и процедуры работы в СМЭВ по Методическим рекомендациям версии 3.х.

  6. Выполнить тестирование ИС в тестовой среде СМЭВ 3 с необходимыми видами сведений. Служба технической поддержки ГИС ГМП — support_gisgmp@roskazna.ru, 8-800-2222-777.
  7. Получить доступ для ИС к необходимым видам сведений ГИС ГМП, для этого необходимо подписанные заявки с печатью отсканировать и отправить на адрес электронной почты smev@govirk.ru. Актуальная форма заявки опубликована на технологическом портале СМЭВ 3. К заявкам необходимо приложить xml-файлы запросов и ответов, полученных в результате тестирования, а также указать идентификаторы сообщений.
  8. В случае отсутствия возможности в ближайшее время доработать собственную ИС для взаимодействия с ГИС ГМП, в качестве временной меры министерство экономического развития Иркутской области может оказать содействие в предоставлении доступа к АИС «Доверие».

Подключение к АИС «Доверие»

Для осуществления взаимодействия с ГИС ГМП, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления и другие организации Иркутской области могут воспользоваться автоматизированной информационной системой «Доверие», которая предназначена для внесения в ГИС ГМП информации о начислениях физическим и юридическим лицам и получения сведений об их платежах.

Чтобы получить доступ к системе, Вам необходимо направить в адрес министерства экономического развития Иркутской области заявку по прилагаемой форме (скачать), для оперативного взаимодействия скан-копию заявки направить на адрес электронной почты smev@govirk.ru, также необходимо приложить скан-копию заявки на регистрацию участника в ГИС ГМП с отметкой Управления Федерального казначейства по Иркутской области о присвоении уникального регистрационного номера.

Инструкции по работе с системой:

В случае возникновения технических проблем при работе с начислениями, платежами в АИС «Доверие» необходимо обращаться в службу технической поддержки по бесплатному многоканальному номеру телефона 8-800-775-19-86, в рабочие дни с 09:00 до 18:00, либо по адресу электронной почты ts@isands.ru.

Участники, зарегистрированные в АИС Доверие

По вопросам получения доступа к АИС «Доверие» Вы можете обратиться в службу технической поддержки Региональной системы межведомственного электронного взаимодействия по номеру телефона +7(3952) 26-09-86, либо по адресу электронной почты smev@govirk.ru.

Письмо Управления Федерального казначейства по Иркутской области для информирования участников взаимодействия с ГИС ГМП о необходимости своевременного отображения непогашенной задолженности.