Государственные программы Тверской области

Содержание

О государственной программе Тверской области «Развитие демографической и семейной политики Тверской области» на 2020 — 2025 годы

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2020 года N 60-пп
О государственной программе Тверской области «Развитие демографической и семейной политики Тверской области» на 2020 — 2025 годы

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с Законом Тверской области от 18.01.2006 N 13-ЗО «О бюджетном процессе в Тверской области» Правительство Тверской области постановляет:

1. Утвердить государственную программу Тверской области «Развитие демографической и семейной политики Тверской области» на 2020 — 2025 годы (прилагается) (далее — государственная программа).

2. Определить главным администратором государственной программы Министерство демографической и семейной политики Тверской области.

3. Рекомендовать главам городских и муниципальных округов, муниципальных районов Тверской области:

1) руководствоваться государственной программой при планировании и осуществлении мероприятий в области управления демографическими процессами;

2) разработать и утвердить планы мероприятий по улучшению демографической ситуации в муниципальных образованиях Тверской области.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, и подлежит размещению на сайте Министерства демографической и семейной политики Тверской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, за исключением Порядка предоставления и распределения из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области субсидий на обеспечение жилыми помещениями малоимущих многодетных семей, нуждающихся в жилых помещениях, являющегося приложением 4 к государственной программе, который вводится в действие с 1 апреля 2020 года.

Губернатор Тверской области
И.М.РУДЕНЯ

Приложение. Государственная программа Тверской области «Развитие демографической и семейной политики Тверской области» на 2020 — 2025 годы

Приложение
к Постановлению Правительства
Тверской области
от 27 февраля 2020 г. N 60-пп

г. Тверь

Паспорт государственной программы Тверской области «Развитие демографической и семейной политики Тверской области» на 2020 — 2025 годы

Наименование государственной программы Тверской области

«Развитие демографической и семейной политики Тверской области» на 2020 — 2025 годы (далее — государственная программа)

Главный администратор государственной программы

Министерство демографической и семейной политики Тверской области

Администраторы государственной программы

Правительство Тверской области, Министерство промышленности и торговли Тверской области

Срок реализации государственной программы

2020 — 2025 годы

Цель государственной программы

Реализация государственной демографической и семейной политики на территории Тверской области

Подпрограммы государственной программы

Подпрограмма 1 «Создание условий для улучшения демографической ситуации на территории Тверской области» (далее — подпрограмма 1).

Подпрограмма 2 «Создание условий для укрепления института семьи, повышения качества жизни семей, проживающих на территории Тверской области» (далее — подпрограмма 2).

Подпрограмма 3 «Совершенствование государственной политики по улучшению демографической ситуации и поддержке семей с детьми» (далее — подпрограмма 3).

Обеспечивающая подпрограмма

Ожидаемые результаты реализации государственной программы (конечный результат реализации государственной программы, выраженный показателями достижения цели государственной программы)

1. Увеличение суммарного коэффициента рождаемости с 1,597 в 2020 году до 1,676 к 2024 году.

2. Увеличение количества многодетных семей с 12544 в 2020 году до 15246 в 2024 году.

3. Увеличение доли населения в возрасте от 0 до 19 лет в общей численности населения Тверской области с 20,8% в 2020 году до 22,0% в 2024 году.

4. Снижение количества рожденных детей у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, с 20,4% в 2020 году до 19,0% в 2025 году.

5. Снижение коэффициента разводимости с 4,16 промилле в 2020 году до 3,88 промилле в 2025 году

Источники финансирования государственной программы по годам ее реализации

2020 год — 513223,0 тыс. руб., в том числе:

областной бюджет Тверской области (далее — областной бюджет) — 513223,0 тыс. руб.;

федеральный бюджет — 0,0 тыс. руб.

2021 год — 849162,2 тыс. рублей, в том числе:

областной бюджет — 849162,2 тыс. руб.;

федеральный бюджет — 0,0 тыс. руб.

2022 год — 837741,8 тыс. руб., в том числе:

областной бюджет — 837741,8 тыс. руб.;

федеральный бюджет — 0,0 тыс. руб.

2023 год — 837741,8 тыс. руб., в том числе:

областной бюджет — 837741,8 тыс. руб.;

федеральный бюджет — 0,0 тыс. руб.

2024 год — 837741,8 тыс. руб., в том числе:

областной бюджет — 837741,8 тыс. руб.;

федеральный бюджет — 0,0 тыс. руб.

2025 год — 837741,8 тыс. руб., в том числе:

областной бюджет — 837741,8 тыс. руб.;

федеральный бюджет — 0,0 тыс. руб.

Плановые объемы финансирования подпрограмм по годам реализации, в том числе обеспечивающей подпрограммы

Подпрограмма 1:

2020 год — 20000,0 тыс. руб.;

2021 год — 20000,0 тыс. руб.;

2022 год — 20000,0 тыс. руб.;

2023 год — 20000,0 тыс. руб.;

2024 год — 20000,0 тыс. руб.;

2025 год — 20000,0 тыс. руб.

Подпрограмма 2:

2020 год — 287279,0 тыс. руб.;

2021 год — 617218,2 тыс. руб.;

2022 год — 605797,8 тыс. руб.;

2023 год — 605797,8 тыс. руб.;

2024 год — 605797,8 тыс. руб.;

2025 год — 605797,8 тыс. руб.

Подпрограмма 3:

2020 год — 199107,5 тыс. руб.;

2021 год — 205107,5 тыс. руб.;

2022 год — 205107,5 тыс. руб.;

2023 год — 205107,5 тыс. руб.;

2024 год — 205107,5 тыс. руб.;

2025 год — 205107,5 тыс. руб.

Обеспечивающая подпрограмма:

2020 год — 6836,5 тыс. руб.;

2021 год — 6836,5 тыс. руб.;

2022 год — 6836,5 тыс. руб.;

2023 год — 6836,5 тыс. руб.;

2024 год — 6836,5 тыс. руб.;

2025 год — 6836,5 тыс. руб.

Паспорт подпрограммы 1 «Создание условий для улучшения демографической ситуации на территории Тверской области» государственной программы

Паспорт подпрограммы 2 «Создание условий для укрепления института семьи, повышения качества жизни семей, проживающих на территории Тверской области» государственной программы

Паспорт подпрограммы 3 «Совершенствование государственной политики по улучшению демографической ситуации и поддержке семей с детьми» государственной программы

Раздел I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы

Раздел I Общая характеристика сферы реализации государственной программы

Подраздел I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе основные проблемы и приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы и прогноз ее развития

Подраздел I Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе основные проблемы и приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы и прогноз ее развития

Государственная программа разработана с учетом Постановления Правительства Тверской области от 24.09.2012 N 545-пп «О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Тверской области».

1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы определены следующими документами:

1) Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

2) Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

3) распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»;

4) президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16), национальный проект «Демография»;

5) распоряжение Правительства Тверской области от 14.10.2015 N 505-рп «О прогнозе социально-экономического развития Тверской области на период до 2030 года»;

6) распоряжение Правительства Тверской области от 07.10.2019 N 745-рп «О прогнозе социально-экономического развития Тверской области на 2020 год и на период до 2024 года».

2. Демографическая политика Тверской области направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции и улучшение на этой основе демографической ситуации в тверском регионе.

3. Государственная семейная политика направлена на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.

4. Правительство Тверской области осуществляет последовательную политику, направленную на улучшение демографической ситуации, реализует целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на реализацию семейной политики.

5. Демографическая и семейная политика на территории тверского региона формируется и реализуется как многосубъектная деятельность с участием органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, работодателей, некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, средств массовой информации Тверской области, а также граждан, проживающих на территории Тверской области.

6. В соответствии со сферами деятельности возможно определить основных ответственных исполнителей в реализации направлений демографической и семейной политики на территории региона:

1) Министерство здравоохранения Тверской области, Министерство социальной защиты населения Тверской области, Комитет по физической культуре и спорту Тверской области — увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности;

2) Министерство демографической и семейной политики Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области — увеличение рождаемости;

3) Министерство экономического развития Тверской области, Министерство образования Тверской области (в части развития системы профессионального образования), Главное управление по труду и занятости Тверской области — регулирование внутренней и внешней миграции;

4) Министерство демографической и семейной политики Тверской области, Министерство образования Тверской области, Комитет по делам молодежи Тверской области, Комитет по делам культуры Тверской области, Отдел записи актов гражданского состояния Тверской области, управление информационной политики аппарата Правительства Тверской области — укрепление и защита семьи как фундаментальной основы российского общества и иных мер семейной политики.

7. В 2019 году в тверском регионе семьям с детьми предоставлялось 19 видов социальных выплат, 13 из которых установлены законодательством Тверской области. Общий объем финансирования составил более 2,4 млрд. руб., в том числе из областного бюджета Тверской области предусмотрено порядка 700 млн. руб.

8. С января 2019 года многодетные семьи были освобождены от оплаты коммунальной услуги — вывоз твердых коммунальных отходов. С 2019 года для поддержания здоровья будущих матерей и рождения здоровых детей в тверском регионе введена ежемесячная денежная выплата на обеспечение полноценным питанием беременных женщин с низким доходом в размере 2 тыс. руб. Молодым семьям в возрасте до 25 лет, где родился (усыновлен) один ребенок и более, предоставляется выплата на частичное погашение ипотечного кредита в размере от 200 до 500 тыс. руб. С 1 октября 2019 года семьям с новорожденными детьми вручают подарочные наборы.

9. В целях улучшения демографической ситуации в тверском регионе и повышения уровня доходов семей с детьми с 2020 года вводятся следующие меры поддержки:

1) частичное возмещение затрат на приобретение автотранспорта многодетным семьям, воспитывающим пять и более несовершеннолетних детей;

2) дети из многодетной семьи при поступлении (переводе) в 1-й (5-й) класс общеобразовательной организации, находящейся на территории Тверской области, обеспечиваются школьной формой в порядке, установленном Правительством Тверской области;

3) единовременная выплата награжденным почетным знаком «Слава Отца»;

4) предоставление освобождения от уплаты транспортного налога многодетным семьям;

5) ежегодная денежная премия победителям регионального этапа всероссийского конкурса «Семья года»;

6) проведение ежегодного конкурса для многодетных семей «Лучшее семейное подворье».

Законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период предусмотрены средства на реализацию данных мероприятий, предусмотренных в настоящем пункте.

Благодаря целенаправленной политике, направленной на поддержку семей с детьми, прежде всего многодетных, за последние 8 лет количество многодетных семей в тверском регионе увеличилось почти в 2 раза (197,2%), данные представлены на рисунке 1 государственной программы. Многодетная семья в Тверской области состоит преимущественно из родителей с тремя (79,4%) и четырьмя (14,8%) детьми.

11947

11345 ┌═══‰

10668 ┌═══‰ │ │

9967 ┌═══‰ │ │ │ │

8324 ┌═══‰ │ │ │ │ │ │

7300 ┌═══‰ │ │ │ │ │ │ │ │

6593 ┌═══‰ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

6060 ┌═══‰ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

┌═══‰ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

└═══… └═══… └═══… └═══… └═══… └═══… └═══… └═══…

2010 2013 2014 2015 2016 2017 2018 на 1 октября

2019 года

┌═══‰

│ │ Количество многодетных семей

└═══…

Рисунок 1. Количество многодетных семей

10. Следует отметить, что негативные демографические тенденции характерны как для Тверской области в отдельности, так и для субъектов Центрального федерального округа (далее также — ЦФО) в целом.

11. В Тверской области кроме вышеуказанных факторов существенное воздействие на демографическую ситуацию оказывает внешняя исходящая миграция. Из-за близости Тверской области к городам Москва и Санкт-Петербург (далее также — столицы) массовая миграция началась здесь раньше, чем в других регионах, а масштабы ее были больше. На протяжении почти полутора столетий тверской регион питает демографическими ресурсами обе столицы России. Например, известно, что в начале ХХ в. каждый десятый житель Санкт-Петербурга был выходцем из Тверской губернии. Миграция не только вызвала общее сокращение численности населения, но и наложила отпечаток на демографические процессы в тверском регионе. Столицы в первую очередь притягивают наиболее активных, квалифицированных, преимущественно молодых людей. Результатом этого являются ускоренное старение, снижение рождаемости, ухудшение качественных характеристик населения, остающегося жить в тверском регионе.

12. Тенденции сокращения численности населения Тверской области прослеживаются начиная с 50-х годов XX века. По переписи 1959 года население региона в современных границах составляло 1 млн. 805 тыс. человек, по переписи 2010 года — 1 млн. 350 тыс. человек, данные представлены в таблице 1 государственной программы. За 50 лет численность населения Тверской области сократилось почти на четверть (на 24%).

Таблица 1. Численность населения Тверской области

Таблица 1

1990 г.

2000 г.

2010 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Численность населения Тверской области (тыс. человек)

Место в рейтинге регионов Российской Федерации

Место в рейтинге по ЦФО

13. В рейтинге регионов по динамике численности населения с 1990 г. по 2018 г. Тверская область занимает последнее 16 место без учета Москвы и Московской области. ЦФО без учета Москвы и Московской области потерял 14,3% населения. За счет Москвы и Московской области все население ЦФО увеличилось на 3,3%, данные представлены в таблице 2 государственной программы.

Таблица 2. Доля увеличения/уменьшения численности населения по ЦФО

Таблица 2

N п/п

Регионы

Годы

%

1990, тыс. чел.

2018, тыс. чел.

Белгородская область

+11,2

Воронежская область

-5,6

Калужская область

-5,6

Липецкая область

-6,9

Ярославская область

-14,3

Курская область

-16,5

Орловская область

-17,1

Рязанская область

-17,2

Владимирская область

-17,2

Брянская область

-17,6

Смоленская область

-18,3

Тульская область

-19,9

Костромская область

-20,5

Ивановская область

-22,0

Тамбовская область

-22,1

Тверская область

-23,8

ЦФО <*>

-14,3

г. Москва

+40,4

Московская область

+12,5

ЦФО

+3,3

________________

* ЦФО без учета Москвы и Московской области.

14. Анализ динамики численности населения за последние почти 30 лет с 1989 г. по 2018 г. на внутрирегиональном уровне показал сильно выраженную географическую особенность сокращения численности населения по муниципальным образованиям Тверской области, которые все за этот период имеют отрицательную динамику, данные представлены в таблице 3 государственной программы.

Таблица 3. Группировка муниципальных образований Тверской области по доле сократившегося населения с 1989 г. по 2018 г.

Таблица 3

Сокращение населения, %

0 — 20

20 — 40

40 — 60

Количество муниципальных образований Тверской области, единиц <*>

________________

* Без учета муниципальных образований Тверской области ЗАТО Солнечный и ЗАТО Озерный, из-за отсутствия информации о численности населения за 1989 г.

15. Наибольшее снижение отмечается в периферийных районах области: Сандовский (-59,0%), Молоковский (-58,5%), Жарковский (-57,3%) и др. Наименьшее же сокращение отмечается в Калининском, Конаковском и Рамешковском районах Тверской области, данные представлены в таблице 4 государственной программы.

Таблица 4. Численность населения Тверской области по муниципальным образованиям Тверской области

Таблица 4

N п/п

Муниципальные образования Тверской области

Годы

%

Тверская область

-23,8

г. Тверь

-6,5

г. Торжок

-9,4

Калининский район

-13,6

г. Ржев

-14,8

Рамешковский район

-17,8

Удомельский городской округ

-18,1

Конаковский район

-18,4

Торжокский район

-20,4

Старицкий район

-23,3

Лихославльский район

-24,5

г. Кимры

-27,6

Кесовогорский район

-28,1

Спировский район

-28,3

Калязинский район

-28,4

Зубцовский район

-29,2

Вышневолоцкий городской округ

-31,4

Кувшиновский район

-33,8

Кашинский городской округ

-35,4

Бежецкий район

-35,8

Селижаровский район

-37,1

Ржевский район

-37,9

Кимрский район

-38,3

Андреапольский район

-40,3

Оленинский муниципальный округ

-40,4

Осташковский городской округ

-40,5

Нелидовский городской округ

-40,7

Максатихинский район

-41,8

Сонковский район

-41,8

Торопецкий район

-43,0

Пеновский район

-43,6

Лесной муниципальный округ

-45,4

Западнодвинский район

-45,5

Фировский район

-46,2

Весьегонский муниципальный округ

-46,5

Краснохолмский район

-48,1

Бельский район

-48,3

Бологовский район

-49,1

Жарковский район

-57,3

Молоковский район

-58,5

Сандовский район

-59,0

16. За 50 лет значительно изменилась структура населения тверского региона — на 10% уменьшилась доля детского населения. При этом с 2005 г. доля лиц в возрасте от 16 до 19 лет уменьшилась почти в два раза, данные представлены в таблице 5 государственной программы.

Таблица 5. Удельный вес отдельных возрастных групп в общей численности населения Тверской области (%)

Таблица 5

17. С 1990 г. динамика численности населения тверского региона определяется высокой естественной убылью, данные представлены в таблице 6 государственной программы. Наиболее высокие значения показателя естественной убыли отмечаются среди сельского населения региона, данные представлены в таблице 7 государственной программы.

Таблица 6. Динамика общих показателей естественного движения населения Российской Федерации, ЦФО и Тверской области на 1000 жителей

Таблица 6

(промилле, значение показателя год)