Исключен из ЕГРЮЛ

Содержание

Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц

  1. Признаки недействующего юридического лица

  2. Порядок признания организации недействующей

  3. Изменения с 01.07.2017

  4. Кто такие управляющие лица

  5. Какие действия признаются недобросовестными

  6. Неразумность действий (бездействия) директора

  7. Прекращение недействующего юридического лица (статья 642 ГК)

Если юридическое лицо фактически прекратило свою деятельность, оно должно принять решение о добровольной ликвидации. Однако, часто встречаются случаи, когда фактически организация прекратила свою деятельность, документы отчетности никто не сдаёт, нет открытых счетов и никакие действия по ликвидации не принимаются (т.к. большинство из этих организаций представляют собой фирмы-однодневки и просто брошены). К 2014 году в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) накопилолсь очень много таких организаций и никто не знал — что с ними делать, т.к. законодательно этот вопрос не был урегулирован.

По этим причинам 01.09.2014 в Гражданский кодекс РФ введено понятие «недействующее юридическое лицо» (статья 642 Гражданского кодекса РФ) и введен порядок прекращения деятельности такой организации, который преставляет собой специальную административную процедуру прекращения недействующего юридического лица. Хотя это процедура не является ликвидацией, а представляет собой особый способ прекращения юридического лица, она (как и ликвидация) завершается исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Т.о. с 01.09.2014 налоговые органы могут использовать упрощенный – административный порядок исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ.

Признаки недействующего юридического лица

Юридическое лицо признается недействующим, т.е. фактически прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 642 ГК) при одновременном наличии следующих условий:

  • организация в течение последних 12 месяцев не представляла отчетность, предусмотренную российским законодательством о налогах и сборах;

  • организация не осуществляла операций ни по одному банковскому счету.

Такое юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ, что влечет правовые последствия, установленные применительно к ликвидируемым юридическим лицам. При этом исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов и лиц, определяющих действия организации.

Пункт 2 статьи 642 ГК предусматривает, что исключение организации из ЕРГЮЛ влечет такие же правовые последствия, что и ее ликвидация, а это означает, что теперь организациям ничто не мешает учесть при расчете налога на прибыль долг контрагента, исключенного из ЕГРЮЛ, как безнадежный. И для этого не надо ждать истечения трехлетнего срока давности. Ведь в налоговом учете одно из оснований для списания дебиторской задолженности — это ликвидация должника (п. 2 ст. 266 НК). С данным выводом наконец-то согласился и Минфин (Письмо Минфина России от 24.07.2015 № 03-01-10/42792).

Порядок признания организации недействующей

Статьей 21.1 Закона от № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен следующий порядок признания организации недействующей:

  • при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган может принять решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ;

  • решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение трех дней с момента принятия такого решения;

  • одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления;

  • указанные мотивированные заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении;

  • если в течение указанного срока эти заявления направляются, то решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке, то есть по одной из процедур, установленных ГК;

  • если в течение указанного срока заявления не были направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

Конечно же, смущает присутствие в законе слова «может», т.е. у ФНС нет обязанности это сделать (и уж тем более, в какие-то определенные сроки — ведь закон останвляет за рамками правового регулирования вопросы о порядке и сроках выявления таких организаций), а есть лишь право. Поэтому даже при наличии такого административного рычага фактически можно ждать исключения своей фирмы из ЕГРЮЛ годами.

Для того чтобы проверить принято ли решение о предстоящем исключении конкретного юридического лица Вы можете воспользоваться интернет-сервисом сайта ФНС России «Риски бизнеса. Проверь себя и контрагента». В разделе сервиса «Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?» через пункт меню «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ» можно определить наличие или отсутствие публикации о предстоящем исключении из реестра конкретной организации. При этом Вы увидите информацию о дате и номере журнала, в котором опубликовано решение, а также о наименовании и адресе регистрирующего органа, опубликовавшего решение.

Для защиты своего бизнеса, используя принцип должной осмотрительности и осторожности, в целях проверки сведений об осуществлении деятельности организации, с которой вы планируете заключить договор, настоятельно рекомендуем пользоваться сведениями, размещаемыми в «Вестнике государственной регистрации» и интернет-сервисами сайта ФНС России.

Изменения с 01.07.2017

До 01.07.2017 организации, задолжавшие нашей Родине и (или) своим контрагентам, нередко применяли альтернативные методы ликвидации.

01.07.2017 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ о субсидиарной ответственности по долгам организаций, согласно которому владельцам ООО больше не получится уклоняться от долгов поскольку этим законом кредиторам дается возможность добраться до выгодоприобретателей должника через все юридические конструкции между ним и оболочкой бизнеса даже после проведения процедур банкротства, ликвидации и исключения должника из ЕГРЮЛ. Такая возможность реализована путем дополнения статьи 3 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» пунктом 3.1, которым устанавливается, что если неисполнение обязательств перед должниками обусловлено недобросовестными или неразумными действиями управляющих ООО лиц (указанными в пунктах 1 — 3 статьи 531 ГК), то по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность.

Субсидиарная ответственность — это дополнительная ответственность, которая применяется только в установленных законом случаях.

Согласно пункту 4 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» добросовестность и разумность при исполнении возложенных на директора обязанностей заключаются в принятии им необходимых и достаточных мер для достижения целей деятельности, ради которых создано юридическое лицо, в том числе в надлежащем исполнении публично-правовых обязанностей, возлагаемых на юридическое лицо действующим законодательством. В связи с этим в случае привлечения юридического лица к публично-правовой ответственности (налоговой, административной и т.п.) по причине недобросовестного и (или) неразумного поведения директора понесенные в результате этого убытки юридического лица могут быть взысканы с директора.

Кто такие управляющие лица

Лицо, входящее в состав органов юридического лица (единоличный исполнительный орган — директор, генеральный директор и т.д., временный единоличный исполнительный орган, управляющая организация или управляющий хозяйственного общества, руководитель унитарного предприятия, председатель кооператива и т.п.; члены коллегиального органа юридического лица — члены совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) хозяйственного общества, члены правления кооператива и т.п.; далее — директор), обязано действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно (пункт 3 статьи 53 ГК). В случае нарушения этой обязанности директор по требованию юридического лица и (или) его учредителей (участников), которым законом предоставлено право на предъявление соответствующего требования, должен возместить убытки, причиненные юридическому лицу таким нарушением.

Какие действия признаются недобросовестными

Согласно пункту 2 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор:

  • действовал при наличии конфликта между его личными интересами (интересами аффилированных лиц директора) и интересами юридического лица, в том числе при наличии фактической заинтересованности директора в совершении юридическим лицом сделки, за исключением случаев, когда информация о конфликте интересов была заблаговременно раскрыта и действия директора были одобрены в установленном законодательством порядке;

  • скрывал информацию о совершенной им сделке от участников юридического лица (в частности, если сведения о такой сделке в нарушение закона, устава или внутренних документов юридического лица не были включены в отчетность юридического лица) либо предоставлял участникам юридического лица недостоверную информацию в отношении соответствующей сделки;

  • совершил сделку без требующегося в силу законодательства или устава одобрения соответствующих органов юридического лица;

  • после прекращения своих полномочий удерживает и уклоняется от передачи юридическому лицу документов, касающихся обстоятельств, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица;

  • знал или должен был знать о том, что его действия (бездействие) на момент их совершения не отвечали интересам юридического лица, например, совершил сделку (голосовал за ее одобрение) на заведомо невыгодных для юридического лица условиях или с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом («фирмой-однодневкой» и т.п.).

Под сделкой на невыгодных условиях понимается сделка, цена и (или) иные условия которой существенно в худшую для юридического лица сторону отличаются от цены и (или) иных условий, на которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки (например, если предоставление, полученное по сделке юридическим лицом, в два или более раза ниже стоимости предоставления, совершенного юридическим лицом в пользу контрагента). Невыгодность сделки определяется на момент ее совершения; если же невыгодность сделки обнаружилась впоследствии по причине нарушения возникших из нее обязательств, то директор отвечает за соответствующие убытки, если будет доказано, что сделка изначально заключалась с целью ее неисполнения либо ненадлежащего исполнения.

Директор освобождается от ответственности, если докажет, что заключенная им сделка хотя и была сама по себе невыгодной, но являлась частью взаимосвязанных сделок, объединенных общей хозяйственной целью, в результате которых предполагалось получение выгоды юридическим лицом. Он также освобождается от ответственности, если докажет, что невыгодная сделка заключена для предотвращения еще большего ущерба интересам юридического лица.

При определении интересов юридического лица следует, в частности, учитывать, что основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли (пункт 1 статьи 50 ГК РФ); также необходимо принимать во внимание соответствующие положения учредительных документов и решений органов юридического лица (например, об определении приоритетных направлений его деятельности, об утверждении стратегий и бизнес-планов и т.п.). Директор не может быть признан действовавшим в интересах юридического лица, если он действовал в интересах одного или нескольких его участников, но в ущерб юридическому лицу.

Неразумность действий (бездействия) директора

Согласно пункту 3 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» неразумность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор:

  • принял решение без учета известной ему информации, имеющей значение в данной ситуации;

  • до принятия решения не предпринял действий, направленных на получение необходимой и достаточной для его принятия информации, которые обычны для деловой практики при сходных обстоятельствах, в частности, если доказано, что при имеющихся обстоятельствах разумный директор отложил бы принятие решения до получения дополнительной информации;

  • совершил сделку без соблюдения обычно требующихся или принятых в данном юридическом лице внутренних процедур для совершения аналогичных сделок (например, согласования с юридическим отделом, бухгалтерией и т.п.).

Арбитражным судам следует давать оценку тому, насколько совершение того или иного действия входило или должно было, учитывая обычные условия делового оборота, входить в круг обязанностей директора, в том числе с учетом масштабов деятельности юридического лица, характера соответствующего действия и т.п.

Статья 642. Прекращение недействующего юридического лица

(по состоянию на 01.07.2018)

← Статья 641. Защита прав кредиторов ликвидируемого юр. лица
Статья 651. Корпоративные и унитарные юридические лица →
  1. Считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

  2. Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

  3. Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 531 настоящего Кодекса.

Статья написана и размещена 30 июня 2017 года. Дополнена —

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2020

Полезные ссылки по теме «Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц»:

  1. Выписка из ЕГРП

  2. Как зарегистрировать ИП (ПБЮЛ) и ООО в налоговой инспекции самому

  3. Подготовка и оформление необходимых документов для регистрации.

  4. Регистрация ООО (ЗАО, ОАО) или ИП в налоговой инспекции

  5. Когда не надо регистировать ИП?

  6. Регистрация ООО (ЗАО, ОАО) или ИП в ПФР, ФОМС, ФСС, Росстате)

  7. Изготовление печати.

  8. Открытие расчетного счета в банке.

  9. Регистрация изменений в уставе, учредительных документах, ЕГРЮЛ

  10. Смена директора и внесение изменений в ЕГРЮЛ о его паспортных данных

  11. Реорганизация юридического лица

  12. Способы ликвидации организации

Tags: исключение из ЕГРЮЛ, недействующих, юридических лиц

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, поступившее письмом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 февраля 2019 г. N 73/1-381-2019, в части вопросов, относящихся к своей компетенции, сообщает следующее.

В силу пункта 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 указанной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (далее — решение о предстоящем исключении).

Регистрирующим органом не принимается решение о предстоящем исключении при наличии сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, а также проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Предусмотренный указанной статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях: а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников); б) наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (пункт 5 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ).

Вместе с тем следует учитывать, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа осуществляется с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.

В силу упомянутых норм права решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее — заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 вышеуказанного Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.

Согласно пункту 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. N САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

При этом в целях обеспечения возможности оперативного получения заинтересованными лицами содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, в том числе сведений о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, а также сведений об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, ФНС России в системе межведомственного электронного взаимодействия размещен вид сведений, позволяющий получать вышеуказанную информацию. Возможность получения содержащихся в ЕГРЮЛ сведений обеспечена также посредством использования электронных сервисов, размещенных на сайте ФНС России.

Таким образом, заинтересованные лица могут отслеживать информацию, касающуюся исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, в журнале «Вестник государственной регистрации», а также посредством обращения к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, и направлять возражения относительно предстоящего исключения.

Какого-либо иного взаимодействия по вопросам, связанным с наличием у юридического лица признаков недействующего юридического лица, законодательство о государственной регистрации не предусматривает.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.Ю. Григоренко

Исключение из ЕГРЮЛ по новым правилам

Денег на ликвидацию или, тем более, на банкротство нет. Имущества нет. Кредиторы затаились. Может, забросить все дела и ждать исключения недействующего юридического лица из реестра?

Такой вариант возможен уже давно. И порою он действительно выручал. Однажды участники обнаруживали в ЕГРЮЛ, что общество уже прекратило свое существование, и головная боль проходила. Больше никаких штрафов, никаких отчетов, никаких долгов.

Но всё меняется. В конце 2016 года в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» были внесены поправки. По большей части они вступают в силу с 28 июня 2017 года, а некоторые из них – с 1 сентября 2017 года. Покидая «тонущее» юридическое лицо, нужно учитывать то, как ФНС будет исключать его из реестра и какие могут быть негативные последствия.

Процедура исключения

При каких условиях возможно исключение?

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних двенадцати месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 года добавится еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации):

  • При невозможности ликвидации ввиду отсутствия средств на необходимые для этого расходы и невозможности возложить эти расходы на учредителей (участников). В Гражданском кодексе РФ эта норма уже была закреплена. В законе о регистрации ее явно не хватало. Очевидно, данный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы. Потребуется некое уведомление со стороны участников, в котором они должны будут изложить нежелание поддерживать юридическое лицо функционирующим и одновременно обосновать неготовность взять на себя расходы по ликвидации. На практике нередко встречались неофициальные обращения к налоговикам с просьбой ускорить исключение недействующего общества. В нововведении можно разглядеть попытку уменьшить коррупционную составляющую рассматриваемой процедуры.
  • При наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Еще один способ борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.

Исключение и банкротство

Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла — ответ законодателя на Постановление Конституционного Суда РФ № 10-П от 18 мая 2015 года).

Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.

Когда налоговая запустит процедуру?

До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появится возможность ускорить процесс.

В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по статьям 119, 126 Налогового кодекса РФ, 13.19, 15.5 КоАП РФ.

В любом случае, прежде чем всё бросать на самотёк, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

Можно ли исключить из реестра, если есть долги?

Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что же касается остальных обязательств, то тут всё зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

Что делает налоговая?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте Вестника.

Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.

Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как остановить исключение из реестра?

Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.

С 1 сентября 2017 года остановить запущенный механизм станет сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.

Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.

В-третьих, способ подачи. Теперь если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.

Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.

Альтернативный вариант – начать банкротство.

Последствия исключения из реестра

Прекращение лица и обязательств

В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (статья 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.

Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Еще одна новелла, вступающая в силу с 28 июня 2017 года. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.

Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

На акционерные общества новое правило не распространяется.

Распределение имущества

Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает своё дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.

В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других (практика АС МО, АС СЗО) – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ. А это значит отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица. Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.

Исключение и будущие регистрационные действия

Здесь изменений нет. Рассмотрим две ситуации:

  • Вы владели не менее чем пятьюдесятью процентами голосов ООО. Общество исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке. На момент исключения у общества имелась задолженность перед бюджетом либо она была признана безнадежной.
  • Вы были руководителем юридического лица (не обязательно ООО). Лицо исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке. На момент исключения у него имелась задолженность перед бюджетом либо она была признана безнадежной.

В обоих случаях, если о вас как об участнике или о руководителе некоего юридического лица будут поданы документы на регистрацию, в регистрации будет отказано. Данная норма будет применяться в течение трех лет с момента исключения. Вот такое ограничение в занятии предпринимательством.

Обжалование исключения

Исключение из реестра может быть обжаловано в суде. Такое право предоставлено кредиторам и любым другим лицам, чьи права затрагиваются исключением. Срок подачи заявления – один год с момента, когда стало или должно было стать известно о нарушении права.

Основания для отмены решения налоговой могут быть следующие:

  • отсутствие оснований для исключения;
  • исключение, несмотря на поданное в трехмесячный срок заявление (обоснованное и с соблюдением формы);
  • несоблюдение процедуры налоговым органом.

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ: как и в каких случаях производится

  1. Когда юридическое лицо исключается из государственного реестра
  2. Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ при реорганизации
  3. Принудительное исключение юридического лица из ЕГРЮЛ
  4. Законность исключения компании из ЕГРЮЛ
  5. Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ
  6. Как избежать исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции

«Жизнь» любого предприятия, как субъекта хозяйственной деятельности, заканчивается с внесением записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юрлиц). Действующее законодательство разрешает проведение этой процедуры, как по инициативе самого предприятия, так и по решению фискальных органов.

Когда юридическое лицо исключается из государственного реестра

В Гражданском кодексе и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» прямо указываются основания, которые влекут за собой исключение предприятия из ЕГРЮЛ:

  • ликвидация фирмы на добровольной основе;
  • проведенная реорганизация юридического лица путем слияния, выделения, присоединения или разделения;
  • принудительная ликвидация компании на основании решения Арбитражного суда;
  • исключение из реестра по решению уполномоченного органа – при обнаружении признаков недействующего юридического лица.

Добровольная ликвидация организации сопряжена с выполнением множества формальностей, формированием ликвидационного бухгалтерского баланса и необходимостью рассчитаться со всеми кредиторами, в том числе и по бюджетным платежам.

В большинстве случаев налоговая инспекция инициирует проведение выездной документальной проверки, что чревато для предприятия доначислением налогов и штрафных санкций.

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ при реорганизации

Альтернативными способами добровольного «избавления» от фирмы, которая не ведет хозяйственной деятельности и не приносит дохода, можно считать все виды реорганизационных мероприятий.

Положительным моментом исключения юридического лица из госреестра через процедуру реорганизации можно считать относительно небольшой объем документов, необходимых для подачи в регистрационные органы. Кроме того, срок, в течение которого реорганизация предприятия будет считаться завершенной, составляет всего 2-4 месяца.

После того, как решение о предстоящей реорганизации будет принято учредителями предприятия, следует получить официальное согласие учредителей той компании, которая будет выступать правопреемником ликвидируемого юрлица.

Решение о реорганизации и уведомление по форме С-09-4 передаются в налоговую службу, и в ЕГРЮЛ вносится запись о начавшейся процедуре. В течение 5 дней юридическое лицо должно письменно известить всех имеющихся кредиторов о предстоящей ликвидации. Кроме того, закон обязует учредителей дважды опубликовать информацию о реорганизации в специальном журнале – «Вестнике государственной регистрации». Промежуток между объявлениями составляет 1 месяц.

После соблюдения всех формальностей в регистрационный орган ФНС подается заявление о регистрации нового юридического лица и сопутствующие документы:

  • учредительные документы (Устав и договор об учреждении);
  • договор между участниками о слиянии, выделении, разделении, присоединении;
  • разделительный баланс или передаточный акт с информацией о правопреемстве;
  • квитанция об уплате пошлины за регистрацию нового ООО.

По истечении пяти дней «старое» предприятие будет ликвидировано и запись о нем будет удалена из ЕГРЮЛ.

Принудительное исключение юридического лица из ЕГРЮЛ

Создание ЕГРЮЛ предполагало наличие достоверной информации обо всех юридических лицах, ведущих финансовую и хозяйственную деятельность на территории России. Однако ситуация складывается таким образом, что из-за чрезмерной трудоемкости процедуры официальной ликвидации предприятия многие фирмы предпочитают бросить компанию, которая выработала свой ресурс.

Так в государственном реестре продолжают числиться компании, которые давно прекратили свою деятельность. По отношению к таким предприятиям может применяться принудительная мера – исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

Признаки недействующего юридического лица перечислены в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

  • компания не предоставляет отчетность (налоговую и бухгалтерскую) в орган ФНС по месту регистрации на протяжении 12 месяцев;
  • отсутствие движения финансов на расчетных счетах компании в течение последнего календарного года.

По истечении каждого квартала в налоговых органах формируется перечень компаний, которые не сдавали регламентированную отчетность в последние 12 месяцев. Отделом камеральных проверок составляются запросы в банки на предмет совершения в этот календарный период приходных или расходных операций.

Если операций по банковским счетам за последний год не выявлено, то фискальные органы формируют справку, в которой перечисляются указанные основания для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции.
Не позднее следующего дня справка передается в подразделение ФНС, ответственное за государственную регистрацию юридических лиц.

В течение пяти рабочих дней инспекцией принимается решение о готовящемся удалении компании из государственного реестра. Одновременно в «Вестнике государственной регистрации» публикуется информация о предстоящем исключении и порядок принятия заявлений от кредиторов и иных заинтересованных лиц.

Закон отводит три месяца на подачу ходатайств и возражений со стороны любых лиц на предстоящее удаление компании из ЕГРЮЛ. Если на протяжении этого срока кредиторы, бывшие сотрудники или сами учредители предприятия заявят о своем несогласии с предстоящей процедурой, то решение об исключении организации из Госреестра не принимается.

При отсутствии любых возражений или заявлений по поводу исключения прекратившего деятельность юридического лица из ЕГРЮЛ компания признается официально ликвидированной. В течение четырех месяцев с первой публикации о предстоящей ликвидации в Госреестр вносится соответствующая запись, а в «Вестник государственной регистрации» отправляется информация об исключении предприятия из ЕГРЮЛ.

Следует отметить, что по законным критериям исключить из реестра можно те компании, которые одновременно отвечают обоим вышеуказанным признакам, позволяющим признать его недействующим. При этом не имеет значения наличие долгов перед бюджетом по налогам и сборам, а также по штрафам, начисленным за непредставление отчетности.

С точки зрения налоговой службы удаление предприятия из ЕГРЮЛ производится только тогда, когда фирма не имеет задолженности по обязательным платежам. По этой причине фискальные органы, в чьей компетенции находится решение вопроса об «очистке» Госреестра от недействующих предприятий, заменяют процедуру их исключения из ЕГРЮЛ подачей иска о признании юридического лица банкротом.

В свою очередь Арбитражные суды при рассмотрении заявлений ФНС, обнаруживают все признаки недействующего предприятия и не принимают к рассмотрению иски о банкротстве. Разночтения в гражданском и налоговом законодательствах требуют урегулирования с тем, чтобы ЕГРЮЛ содержал только актуальную информацию относительно действующих юрлиц.

Законность исключения компании из ЕГРЮЛ

Решение налогового органа по удалению юрлица из Госреестра могут обжаловать и сами учредители, и иные заинтересованные лица. Срок обжалования составляет 12 месяцев с того момента, как кредитор или другой контрагент получит информацию о нарушении своих прав. Годовой период исчисляется с той даты, когда в «Вестнике государственной регистрации» будет опубликовано объявление об исключении юрлица из ЕГРЮЛ.

Законодательная норма, позволяющая налоговому органу прекращать правоспособность юридического лица путем исключения его из Государственного реестра, не должна нарушать интересы кредиторов. Конституционным судом принято постановление, в котором допускается возможность пересмотра правил административного исключения предприятия из ЕГРЮЛ.

Если будут приняты поправки к ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части внесудебного исключения «мертвых» фирм из ЕГРЮЛ, то налоговики прогнозируют проведение массовой перерегистрации предприятий. Это поможет очистить ЕГРЮЛ от недействующих компаний.

Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

Административное исключение юридического лица из реестра влечет за собой правовые последствия, аналогичные тем, что присущи процедуре ликвидации:

  • прекращение деятельности предприятия без правопреемства (перехода прав и обязанностей к другим лицам);
  • задолженность юридического лица перед кредиторами (в том числе и перед бюджетом) погашается, исходя из имеющегося имущества организации и очередности выставленных требований.

Если юридическое лицо не имеет активов, которые можно реализовать для удовлетворения требований кредиторов, то его долги перед контрагентами и бюджетом признаются безнадежными с момента исключения из ЕГРЮЛ.

Нельзя рассматривать удаление из Государственного реестра юрлиц, как легкий способ ликвидации «мертвого» предприятия. Такой подход применим только для тех компаний-«однодневок», которые создавались на короткий срок. Если в числе учредителей и руководителей фирмы нет реальных физических лиц, которым можно предъявить налоговые претензии, то внесудебное исключение из ЕГРЮЛ пройдет безболезненно.

В случае если «бросаемое» предприятие имеет фактических учредителей, процедура исключения из ЕГРЮЛ не освобождает их от субсидиарной ответственности за имеющуюся задолженность перед бюджетом и сторонними кредиторами.

Как избежать исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции

Исключение предприятия, не осуществляющего хозяйственно-финансовую деятельность, из Государственного реестра юридических лиц – не обязанность, а право налоговой инспекции. Если учредители и руководство не намерены ликвидировать фирму, а приостановка работы связана с временными обстоятельствами, то следует принять следующие меры:

  • не допускать длительных пропусков в сдаче периодической отчетности. «Нулевые» отчеты, сданные в установленный срок – гарантия того, что фирма не привлечет внимания налоговой инспекции в плане перспективы административного исключения юрлица из реестра;
  • в течение 12 месяцев следует провести хотя бы одну операцию на банковском счете – это может быть символическая сумма, внесенная в качестве займа от учредителя.

Кроме того, желательно периодически проверять информацию относительно интересующих юридических лиц в ЕГРЮЛ. Если налоговая инспекция приняла решение о грядущем исключении, то эти сведения будут доступны заинтересованным пользователям. У налогоплательщика есть право заявить о возражениях против административного исключения, как своей фирмы, так и компании, являющейся по отношению к нему дебитором.

Прекращение юридического лица – исключение из ЕГРЮЛ

Судебный акт: РешениеАС Саратовской области от 20.01.2020 по делу № А57-24868/2019

Выводы суда:

1. ЮЛ подлежит исключению из ЕГРЮЛ, если не представляет отчетность в течение 12 месяцев при отсутствии движения по расчетному счету. Между тем, налоговый орган не вправе исключать ЮЛ из реестра только по формальным основаниям. Установление указанных признаков влечет исключение только в том случае, если деятельность организацией фактически прекращена.

2. Нормы закона должны применяться с учетом гарантий, предоставленных законом лицам, чьи интересы могут быть нарушены в связи с исключением ЮЛ из реестра. Наличие указанных выше признаков не является безусловным основанием для исключения ЮЛ при наличии признаков считать, что юридическое лицо осуществляет деятельность.

3. На дату вынесения оспариваемого решения Общество имело перед Банком неисполненные гражданско-правовые обязательства, решением суда взыскана задолженность по кредитному договору, обращено взыскание на заложенное имущество, выдан исполнительный лист, на основании которого возбуждено исполнительное производство. Следовательно, прекращение правоспособности ООО в период возбужденного исполнительного производства приводит к необоснованному ограничению прав кредитора.

4. Инспекция при принятии спорного решения ограничилась формальными признаками, не проанализировав надлежащим образом имущественные обязательства перед Банком, действия регистрирующего органа признаны незаконными.

1) Исключение из ЕГРЮЛ является административной процедурой прекращения деятельности ЮЛ, последствие которой проявляется в утрате ЮЛ правоспособности, в связи с чем ее проведение возможно только при наличии оснований и осуществляется строго в порядке, предусмотренном законом.

Законом предусмотрено соблюдение только формальных оснований для исключения ЮЛ из реестра. Вместе с тем, формальное наличие у ЮЛ признаков лица, прекратившего свою деятельность, не является безусловным основанием для исключения его из ЕГРЮЛ. Принятию решения должна предшествовать тщательная проверка факта ведения деятельности в соответствии с Уставом.

2) Комментируемое решение является показательным, так как суд признал возможным для кредитора оспорить решение об исключении должника из реестра, поскольку нормы ФЗ № 129-ФЗ должны применяться с учетом гарантий лицам, права и интересы которых могут быть затронуты действиями налогового органа.

3) Ранее судами принимались противоположные решения. Так, АС Волго-Вятского округа Постановлением от 08.07.2019 № ФО1-2931/2019 по делу № А11-11885/2018 отказал в удовлетворении требования банка о признании незаконным решения инспекции, указав, что принятие решения о предстоящей ликвидации ЮЛ само по себе не нарушает права кредиторов на погашение задолженности, поскольку данные лица реализуют защиту своих прав подачей заявления о наличии препятствий для исключения ЮЛ из ЕГРЮЛ либо путем обжалования состоявшегося исключения.

АС Свердловской области сделал похожие выводы в решении от 03.04.2019 по делу № А60- 74852/2018, указав, что наличие задолженности перед банком не подтверждает доводы о незаконности действий инспекции при условии соблюдения процедуры исключения.

4) Залогом принятия судом положительного решения при оспаривании кредиторами решений об исключении ЮЛ является обязательное направление в налоговую инспекцию заявления о несогласии с исключением общества, поскольку, по мнению судов, кредитор должен проявить заботливость и осмотрительность, а неблагоприятные последствия бездействия кредитора не могут быть возложены на регистрирующий орган. Важно: заявление обязательно следует мотивировать, но не обязательно документально его обосновывать.

5) Важно отметить, что при пропуске срока для обжалования действий инспекции, восстановить его вряд ли получится в силу того, что реестр является федеральным ресурсом, открытым и общедоступным и предоставляет реальную возможность отслеживать важные события.

У нас также есть аудиоподкасты. Это выпуски по 2-5 минут. Посвящены одному спору, конфликту или новости. Их можно слушать прямо на нашем сайте, на сайте подкаст-площадки или скачать себе на компьютер, смартфон и пр. Выпуск 1 (о субсидиарной ответственности); Выпуск 2 (оспаривание договора по мотиву злоупотребления правом); Выпуск 3 (расторжение договора по инициативе продавца, что учесть?). Еще пара десятков по .

Вы не поверите, но для любителей коротких и полезных видео, у нас появились видеоподкасты. Например, видеоподкаст на тему «Субсидиарная ответственность и общество с безграничной ответственностью» можно посмотреть по .

Обратим внимание, что юридическая фирма «Ветров и партнеры» в 2019 году отмечена отраслевым рейтингом юридических компаний Право.ру-300 в номинациях «Арбитражное судопроизводство», «Разрешение споров в судах общей юрисдикции» и является одной из 50 региональных компаний по всей России в данных номинациях.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.

Марина Сорокина

p.s. 10 наиболее интересных материалов за последнее время:

1) Выдача подотчета директору – взыскание убытков

2) Срок оплаты векселя – предъявление векселя к оплате

3) Допрос в налоговой проверке – протокол допроса налогоплательщика

4) Защита директора от субсидиарной ответственности

5) Выплаты иностранным организациям – фактический получатель дохода

6) Правомерны ли действия директора – взыскание убытков

7) Дефекты формы векселя – требование по векселю

8) Налог на имущество организаций – коды льгот

9) Признание ценных бумаг бесхозяйными – ст. 225 ГК РФ

10) Изменение концессионного соглашения – доказательства убыточности тарифов