Исключен из реестра

Когда организацию могут исключить из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства

Исключаются из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – РСМСП) те субъекты МСП, которые (п.5,7 ч.5 ст.4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ):

  • не представили в ФНС России сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
  • не отчитались по уплаченным налогам;
  • перестали отвечать условиям отнесения субъекта к МСП;
  • прекратили деятельность (исключены из ЕГРЮЛ (ЕГРИП)).

Первое формирование и размещение сведений в РСМСП произошло 1 августа 2016 года (по состоянию на 1 июля 2016 года). Туда попали организации, которые в 2015 году соответствовали требованиям (в ред., действующей до 01.01.2016) к МСП по уровню выручки, количеству сотрудников и структуре капитала (п.10 ст.10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ). При этом в 2016 году при внесении сведений в РСМСПне учитывалась суммарная доля участия в уставном капитале ООО других организаций, не являющихся МСП (Письмо ФНС России от 18.08.2016 N 14-2-04/0870@).

В дальнейшем (в 2017 году и далее) сведения о принадлежности организаций и ИП к категории МСП должны автоматически обновляться ежегодно 10 августа соответствующего календарного года на основе тех данных, которые будут в распоряжении ФНС по состоянию на 1 июля (п.1 ч.5 ст.4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).

  • об изменении регистрационных данных субъектов МСП;
  • об исключение юрлиц и ИП, прекративших свою деятельность;
  • о производимой продукции, участии в закупках (эту информацию может предоставить сам субъект).

Таким образом, впервые действующие организации или ИП могли быть исключены из реестра 10 августа 2017 года. При этом исключение из реестра по причине превышении предельных значений по числу сотрудников и уровню дохода впервые возможно лишь 10 августа 2019 года, т.к. такое превышение должно быть зафиксировано в течение 3 лет подряд. Такие разъяснения неоднократно давала ФНС России (Письма от 10.05.2017 N ГД-4-14/8720@, от 23.08.2016 N СА-4-14/15480, от 07.09.2016 N СД-4-3/16672@, от 18.08.2016 N 14-2-04/0870@).

На заметку: в общем случае критерии, которым должны отвечать организации, чтобы после 10 августа 2017 года находиться в РСМСП:

Критерий

Предельное значение

Микропредприятия

Малые предприятия

Средние предприятия

Средняя численность работников

15 человек

100 человек

250 человек

Доход (без учета НДС)

120 млн руб.

800 млн руб.

2 млрд руб.

Структура уставного капитала

— суммарная доля участия государства, муниципалитетов, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов (кроме инвестиционных) — 25%;

— суммарная доля участия компаний, не относящихся к малому и среднему бизнесу, и (или) иностранных юридических лиц — 49%.

Льготы для малых предприятий в 2019 году

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2019 пользуются определенными льготами:

Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП.

Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.

Ведут в 2019-м упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании

  • амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц.
  • Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования.

В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций, не используя двойную запись.

Важно! Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

  • Получают субсидии от региональных властей — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки.
  • Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество. Субъекты такого предпринимательства в 2019 имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

И обратите внимание! Новая льгота для малых предприятий в 2020 году:

С 2020 года в России начнёт полноценно функционировать Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. Он предназначен для сбора годовой бухгалтерской отчётности предприятий и ИП, обязанных в силу закона вести бухучет и формировать соответствующую бухгалтерскую отчётность.

Курировать новый информационный ресурс будет ФНС.

При этом все организации обязаны будут сдавать бухгалтерскую отчетность только в электронном виде, начиная с отчетности за 2019 год.

Сроки сдачи главной бухгалтерской отчётности в налоговую остались прежними (и электронно, и на бумаге): это нужно делать не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного периода (календарного года). Обычно последний день приходится на 1 апреля следующего за отчётным года.

Для субъектов малого предпринимательства (среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн рублей), предусмотрена отсрочка до 2021 года. В течение 2020 года этой категории организаций можно будет сдавать бухгалтерскую отчетность как в электронном виде, так и на бумаге.

Проверки малых предприятий 2018

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год. В течение 2 лет «малышам» предоставлены надзорные каникулы. В это время практически никакие проверки не грозят вашему бизнесу. К вам не придут санэпидемнадзор и пожарная инспекция. У вас не проверят лицензию на деятельность. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ от 13.07.2015. Но это касается только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Налоговые каникулы в регионах

Еще одним бонусом для ИП, попадающих под критерии такого бизнеса, в является возможность получить двухлетние налоговые каникулы. Такое право имеют предприниматели, которые регистрируются впервые, занимаются производственной, научной или социальной деятельностью либо оказывают услуги населению. Но для этого власти региона должны принять соответствующий закон.

Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209).

ЕСЛИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕТ В РЕЕСТРЕ

В случае если в Реестре не окажется организации, хотя она отвечает критериям и своевременно сдавала отчетность в налоговый орган, нужно воспользоваться специальным сервисом на сайте ФНС. Он позволяет направить оператору заявку на проверку сведений Реестра.

Сошлитесь на письмо ФНС от 10.05.2017 N ГД-4-14/8720@ и потребуйте дать письменный ответ. Пока претензионной практики на случай исключения организаций из реестра по итогам одного года нет. Исключения начались только с августа 2018 года. Налоговые интерпретируют законодательство по своему усмотрению, скорее всего в ближайшее время будут даны дополнительные официальные разъяснения.

Если вы потеряли статус малого предприятия

№ п/п Что сделать Почему потребовалось
1 Восстановите бухгалтерский учет Компания, которая не относится к малым предприятиям, не может вести упрощенный бухгалтерский учет. Значит, надо применять все ПБУ и вести полный бухучет. По итогам 2018 года придется сдавать бухгалтерскую отчетность по общим правилам, а не упрощенным формам
2 Установите лимит наличных в кассе Хранить любую сумму в кассе может только малое предприятие. После утраты статуса малого предприятия надо сдавать выручку в банк. Издайте приказ об установлении лимита остатка наличных в кассе. Сумму выше лимита вы можете держать в дни выдачи зарплаты
3 Внесите изменения в срочные трудовые договоры Заключать договоры на срок с любыми работниками могут только «малыши» с численностью не более 35 человек (в розничной торговле и бытовом обслуживании лимит — 20 человек). Переоформите договоры на бессрочные. Исключение — сотрудники приняты на временные работы или для замены временно отсутствующих
4 Уточните отчеты в Росстат Из-за потери льготного статуса изменится список форм в «статистику». Уточнить свой перечень можно на websbor.gks.ru
5 Утвердите локальные акты, если потеряли статус «микро» Микропредприятия вправе не утверждать локальные акты. Иные компании должны как минимум иметь правила внутреннего распорядка, положение об оплате труда, командировках, охране труда и т. п.
6 Бухгалтерская отчетность С отчетности за 2019 год, организации не относящиеся к МСП, обязаны подавать баланс с приложениями только в электронном виде. Получите электронную подпись и подключитесь к оператору электронного документооборота для передачи отчетности в ИФНС в электронном виде.

Полезные ресурсы для малого бизнеса:

Для компаний, которые в соответствии с законодательством вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (методические основы упрощенного бухучета)

Малые предприятия освобождены от обязанности учитывать требования следующих ПБУ

1. ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (п. 3). При отказе не нужно создавать резервы предстоящих расходов.

2. ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (п. 2.1). При отказе можно учитывать расходы по договорам строительного подряда в общем порядке согласно требованиям ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, без специальных корректировок.

3. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (п. 2). При отказе в бухгалтерском учете не нужно выявлять постоянные и временные разницы и формировать постоянные налоговые активы и обязательства, а также отложенные налоговые активы и обязательства.

4. ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (п. 3.1). При отказе в годовой бухгалтерской отчетности не нужно раскрывать информацию по прекращаемой деятельности.

5. ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (п. 3). При отказе в годовой отчетности не нужно отражать сведения о связанных сторонах, которые оказывают влияние на деятельность фирмы.

6. ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам».

7. ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» (п. 2 ПБУ 23/2011)

Отказ от ПБУ нужно закрепить в учетной политике.

ПБУ, обязательные к применению малыми предприятиями, но содержащие определенные послабления при ведении учета:

1. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В соответствии с п. 15.1 малые предприятия имеют право перспективно отражать в отчетности последствия изменения учетной политики, а п. 6.1 дает право предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

2. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». В соответствии с п. 25 малым предприятиям можно не формировать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (введено Приказом Минфина России от 16 мая 2016 г. № 64н). То есть остатки сырья, материалов, топлива, незавершенного производства, готовой продукции, товаров и иных аналогичных ценностей можно отражать в отчетности по стоимости, определившейся на счетах бухгалтерского учета, независимо от морального устаревания этих объектов, потери ими своего первоначального качества, изменения их текущей рыночной стоимости, стоимости продажи.

3. ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Пункт 19 позволяет малым предприятиям не переоценивать финансовые вложения.

4. ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». Пункт 7 разрешает малым предприятиям расходы по всем кредитам и займам учитывать как прочие расходы.

5. ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Пункт 9 разрешает малым предприятиям возникшие в результате исправления существенных ошибок прошлых лет прибыли и убытки, учитывать перспективно и отражать на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Малым предприятиям дано право применять кассовый метод учета доходов и расходов. Правило о кассовом методе закреплено в ПБУ 9/99 «Доходы организации» (п. 12) и в ПБУ 10/99 «Расходы организации» (п. 18).

ФНС России: компании, не отчитавшиеся о среднесписочной численности и доходах, будут исключены из Единого реестра субъектов МСП

ФНС России напомнила, что является оператором Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Реестр) (письмо Федеральной налоговой службы от 20 января 2020 г. № ГД-4-14/615@).

Сведения о юрлицах и ИП, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (за исключением сведений о вновь созданных юрлицах и вновь зарегистрированных ИП, отвечающих этим условиям), вносятся ФНС России в Реестр ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, имеющихся у Службы по состоянию на 1 июля текущего года.

В целях формирования Реестра используются в том числе сведения из предоставляемых налогоплательщиками сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговой отчетности, позволяющей определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.

Непредставление в налоговый орган таких сведений/отчетности чревато для субъектов МСП исключением их из Реестра 10 августа 2020 года.

В связи с окончанием налогового периода и в целях предотвращения исключения содержащихся в Реестре сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях ФНС России поручила своим территориальным органам довести до заинтересованных лиц информацию о необходимости исполнения вышеуказанной обязанности, в том числе о случаях, когда налоговая декларация (расчет) считается принятой налоговым органом.

Единый реестр субъектов МСП: для чего он нужен и как в него попасть

Единый реестр субъектов МСП представляет собой открытую базу данных, с помощью которой можно убедиться, действительно ли хозяйствующий субъект относится к малым или средним предпринимателям.

Реестр, как системное решение, помогает снизить затраты не только малых, но и крупных компаний. В первом случае открытая база оптимизирует процесс подтверждения статуса малого и среднего предприятия для участников программ поддержки. Во втором случае ресурс упрощает поиск поставщиков.

Полезен реестр и для ведомств, которые могут использовать содержащиеся в нем сведения для планирования надзорной деятельности. По словам представителей Минэкономразвития, поскольку до 31 декабря 2020 года для малых предприятий предусмотрены надзорные каникулы, то, сверяя информацию о них, контрольные органы будут ориентироваться именно на реестр.

В условиях распространения коронавируса меры поддержки бизнеса в большей степени будут ориентированы на компании из реестра МСП.

Какие сведения о субъектах МСП содержатся в реестре в открытом доступе

Чтобы получить сведения о юрлице или ИП, необходимо в строке «поиск» ввести ИНН, ОГРН или ОГРНИП, наименование организации или ФИО ИП. Также возможен поиск по списку ИНН.

Выйдет следующая информация, которую при желании можно выгрузить в формате Excel:

  • наименование юрлица или ФИО ИП;
  • категория субъекта (микро-, малое или среднее предприятие);
  • ИНН;
  • место нахождения юрлица или место жительства ИП;
  • основной вид деятельности;
  • дата внесения сведений в реестр;
  • пометка о том, является ли субъект вновь созданным юрлицом или вновь зарегистрированным ИП;
  • наличие заключенных договоров, контрактов;
  • информация о производстве инновационной, высокотехнологичной продукции;
  • участие в программах партнерства;
  • сведения о полученных лицензиях.

Принципы формирования реестра

Информационная база реестра включает сведения из налоговой отчетности, ЕГРЮЛ и ЕГРИП и других госисточников, которые предоставили информацию в ФНС. Сведения поступают автоматически, без участия предпринимателей. Но если компания не представляет сведения о среднесписочной численности работников и налоговую отчетность, то ФНС просто не внесет ее в реестр.

Сдать любые виды отчетности во все контролирующие органы

Узнать больше

Сведения о принадлежности субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства обновляются ежегодно 10 августа соответствующего календарного года, при этом используются данные ФНС по состоянию на 1 июля.

Налогоплательщик, нарушивший срок сдачи отчетности, попасть в реестр МСП не сможет. Непредставление отчетности — это причина, по которой сведения о таких ИП и компаниях исключаются из реестра 10 августа текущего календарного года. Важно также соблюдать сроки по представлению сведений о среднесписочной численности работников за прошедший год.

Какие сведения обновляются?

  • о вновь созданных юрлицах и ИП;
  • о юрлицах и ИП, прекративших деятельность в установленном порядке (п. 5, п. 7 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ), – в этом случае предприниматели будут исключены из реестра. Но субъекты могут быть исключены и по нескольким другим причинам: если не представляют сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, не сдают налоговую отчетность либо перестают соответствовать условиям отнесения к субъектам МСП в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ;
  • общие сведения (наименование, место нахождения, лицензии и др.);
  • о производимой продукции, участии в закупках товаров, работ, услуг.

Критерии попадания в реестр

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год
  • до 15 человек (микропредприятия)
  • до 100 человек (малые предприятия)
  • 101–250 человек (средние предприятия)
Предельные значения дохода за предшествующий календарный год

Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.04.2016 № 265:

  • 120 млн руб. (микропредприятия)
  • 800 млн руб. (малые предприятия)
  • 2 млрд руб. (средние предприятия)
Участие других организаций в уставном капитале

Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не превышает 25 %.

Суммарная доля участия иностранных юрлиц и (или) юрлиц, не являющихся субъектами МСП, не превышает 49 %.

Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юрлиц и (или) юрлиц, не являющихся субъектами МСП, не распространяется на ООО, соответствующие требованиям в пп. «в» — «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Инновационная и интеллектуальная деятельность

Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства имеют статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ.

Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования).

Учредители хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — юрлица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юрлиц, предоставляющих господдержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ. Юрлица включаются в перечень, если соответствуют одному из критериев:

  • являются публичными АО, не менее 50% акций которых находится в собственности РФ, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные АО имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
  • являются госкорпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • созданы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 211-ФЗ.

Попробуйте — новым клиентам 3 месяца без абонентской платы. Расчетный счет в Контур.Банке со встроенной бухгалтерией и отчетностью. Корпоративная карта и электронная подпись — бесплатно. До 5 % на остаток.

Узнать больше

Как предпринимателю попасть в реестр самому

С помощью специального сервиса предприниматель может подкорректировать данные о себе или внести в реестр дополнительные сведения, сообщив о своей продукции, опыте исполнения контрактов, участии в программах партнерства, уточнив контактную информацию.

Потенциальные партнеры в свою очередь смогут проверить эту информацию на сайте ФНС.