Книжка мдп

(КОНВЕНЦИЯ МДП, 1975 г.)

(Справочная информация)

27-01-2004

Работа над созданием упрощенной транзитной системы для международных дорожных перевозок (МДП) началась под эгидой Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) вскоре после окончания Второй мировой войны с целью уменьшить трудности, с которыми сталкиваются международные перевозчики. В 1949 г. несколько государств подписали первое Соглашение МДП, которое позволяло упростить процедуру перевозки грузов в международном товарообороте при сохранении необходимого уровня гарантий и таможенной безопасности. Положительный опыт существования новой системы предопределил принятие в 1959 г. Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН первой редакции Конвенции МДП. В 1975 г. Конвенция была доработана с учетом технических достижений, изменений таможенных и транспортных процедур, а также опыта, накопленного в процессе ее использования.

На сегодняшний день уникальный международный режим МДП для автомобильных перевозок позволяет обеспечить транспортировку грузов от таможни страны отправления до таможни страны назначения без уплаты каких-либо сборов и без дополнительных досмотров на границах в транзитных странах, что значительно повышает эффективность экспортно-импортных операций и способствует развитию торгово-экономического сотрудничества между участвующими странами путем упрощения и гармонизации административных, в частности пограничных и таможенных, формальностей в области международных дорожных перевозок.

Договаривающимися сторонами Конвенции МДП являются 65 государств (страны Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки). Ряд государств из Юго-Восточной Азии изучают возможность присоединения к Конвенции. Таким образом, Конвенция МДП на сегодня уже имеет глобальный характер (охватывает практически все континенты кроме Австралии) и отмечается тенденция к постоянному увеличению числа Договаривающихся Сторон, а по своему содержанию и экономическому эффекту в международном масштабе она не имеет альтернативы.

Высшим органом управления Конвенции МДП, состоящим из официальных представителей правительств всех Договаривающихся сторон, является Административный комитет. Ежегодно он проводит 2 заседания под эгидой ЕЭК ООН, цель которых обсуждение и принятие поправок к Конвенции, а также обмен мнениями между компетентными государственными органами и международными организациями по проблемам функционирования системы МДП. Текущие вопросы прорабатываются группами экспертов стран-участниц. Председателем Административного комитета в настоящее время является г-н Рекай Шен (Турция).

Компетентным органом, ответственным за применение Конвенции МДП на территории России, в соответствии с решением Совета Министров СССР от 1974 года, является Министерство транспорта. МИД России подключился к работе по Конвенции МДП в качестве координатора осенью 1995 года на основании поручения Правительства АЧ-П2-24746 от 14.08.95г. и в сотрудничестве с Минтрансом России, ГТК России и Российской ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) проводит на международных встречах согласованную и одобренную Правительством позицию.

С 1994 года в рамках Конвенции начались серьезные проблемы, связанные с проникновением в систему МДП криминальных структур, использующих льготный режим досмотра на границах (лишь внешний осмотр и сверка пломб) для провоза контрабандного товара. Резко возросло количество претензий таможенных администраций стран-участниц к международному гаранту, который должен покрывать финансовые потери участвующих государств, связанные с нарушениями процедуры МДП (по России ущерб составлял более 100 млн. долл.США). В этой ситуации Международный пул страховщиков, понесший также значительные непредвиденные финансовые расходы, расторг договор и отказался от дальнейшего покрытия потерь Договаривающихся Сторон по претензиям таможенных органов. Проблема осложнялась еще и тем обстоятельством, что управление международной процедурой и всей финансовой деятельностью в рамках Конвенции МДП, включая гарантийную систему, осуществляет «де-факто» неправительственная организация — Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ), несвязанный с правительствами стран-участниц юридическими обязательствами и неподотчетный им. Данное обстоятельство показало несовершенство ряда положений Конвенции, их несоответствие сложившейся обстановке и неспособность МСАТ адекватно реагировать на возникшие проблемы.

В подобной ситуации по инициативе России и при поддержке других стран-участниц в 1994 году Административным комитетом было принято решение о пересмотре положений Конвенции МДП 1975 года с целью совершенствования системы управления международными дорожными перевозками, повышения требований к пользователям данного режима и усиления их ответственности за нарушения, а также для пересмотра существующей системы гарантий. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 г. №1035 на МИД России возложена общая координация работы заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по пересмотру Конвенции.

МСАТ со своей стороны заключил соглашение с новой страховой компанией и начал процесс в Арбитражном суде Франции с бывшим пулом страховщиков (обеспечивавшим гарантии по книжкам МДП до 1994 года, сумма претензий России по которому составляла порядка 80 млн. долл.США) о неправомерности досрочного расторжения контракта.

С целью создания более устойчивой, четкой и ясной системы глобального таможенного транзита Рабочая группа ЕЭК ООН по таможенным вопросам, связанным с транспортом, начала работу по пересмотру отдельных положений Конвенции МДП.

Этап I процесса пересмотра был завершен в 1999 г. Его результатом стал контролируемый доступ к системе МДП для перевозчиков, национальных гарантийных ассоциаций, выдающих книжки МДП, и МСАТ. Также была внесена ясность в работу международной системы гарантий и создан Исполнительный совет МДП.

Этап II процесса пересмотра вступил в силу в мае 2002 г. поправки ясно и однозначно определяют юридические и административные обязанности таможенных органов, перевозчиков и международной организации, на которую дополнительно была возложена ответственность за эффективную организацию и функционирование международной системы гарантий.

В 2000 г. началась работа над этапом III, основная цель которого внедрение в систему МДП современных технологий обработки данных.

В 1999 году был учрежден Исполнительный совет МДП (ИСМДП), который состоит из 9 представителей Договаривающихся Сторон, избираемых на двухгодичный срок с правом последующего переизбрания. На 34-ой сессии Административного комитета (февраль 2003 г.) состоялись выборы ИСМДП на 2003-2004 гг. Российскую Федерацию в Исполсовете представляет Начальник отдела Управления организации таможенного контроля ГТК России Н.Г.Рыбкина. Сессии Исполсовета МДП созываются по мере необходимости для оперативного решения возникших проблем, в том числе для осуществления контроля за деятельностью МСАТ в рамках Конвенции МДП (эмиссия, распространение и архивирование книжек МДП, функционирование централизованной гарантийной системы, страхование ответственности и безопасности автоперевозчиков и т.д.). Все принятые Исполсоветом решения должны утверждаться Административным комитетом.

Обеспечение работы Исполсовета и оказание содействия государствам-участникам Конвенции МДП, а также странам, которые изучают возможность присоединения к Конвенции, осуществляет постоянно действующий Секретариат МДП, состоящий из трех профессиональных сотрудников и нескольких технических работников. Численность Секретариата может изменяться в соответствии с выполняемыми функциями, в частности предполагается, что постепенно Секретариату будет передаваться часть функций, осуществляемых до сих пор МСАТом (в МСАТ проблемами МДП занимается около 80 человек различного уровня: от Директора департамента до архивариуса). В составе Секретариата работает представитель ГТК России — К.Г.Глухенький.

Очередная 106-ая сессия Рабочей группы Европейской экономической комиссии ООН по таможенным вопросам, связанным с транспортом, состоится 2-6 февраля 2004 г. в Женеве.

Департамент экономического

сотрудничества МИД России

Международные перевозки грузов Чулан Что такое Carnet TIR или Книжка МДП? Как работает система МДП?

Что такое Carnet TIR, или Книжка МДП? Как работает система МДП?

TIR расшифровывается как Международные Дорожные Перевозки, или МДП. То, что в просторечье называют «ТИРом», имея в виду блокнот с отрывными листками, официально именуется Книжкой МДП или Carnet TIR.
Эта книжка лишь один из элементов достаточно сложного механизма, регулирующего международные автомобильные перевозки. Этот механизм также страхует связанные с международной перевозкой риски.

Собственно МДП — это «универсальная транзитная система, позволяющая транзит товаров из страны отправления в страну назначения под таможенными печатями и пломбами. При этом меры таможенного контроля признаются на протяжении всей перевозки».

Система МДП была разработана в Европе после Второй мировой войны с целью упрощения торговли и транспорта и вводилась в действие в несколько этапов. Она максимально уменьшает административные и финансовые затраты, одновременно предоставляя странам-участницам международную гарантию уплаты таможенных сборов.

Международные автомобильные перевозки по процедуре МДП осуществляются в соответствии с Конвенцией МДП (русский текст конвенции начинается со станицы 195), которая была разработана под эгидой Европейской экономической комиссии ООН в 1954 году. Конвенция была окончательно принята в 1975 году и вступила в действие в 1978-ом.

За внедрение, функционирование и развитие системы МДП отвечает Международный Союз Автомобильного Транспорта (МСАТ, или IRU) со штаб-квартирой в Женеве. МСАТ действует через свои региональные представительства. В России — это Ассоциация Международных Автомобильных Перевозчиков (АСМАП).

Хотя РФ также присоединилась в Конвенции, с 2013 года действие книжек МДП на ее территории «на деле» серьезно ограничено.

Как выглядит TIR Carnet, или Книжка МДП

Обложка книжки МДП (нажмите на изображение чтобы увеличить) Книжка МДП (ТИР, TIR Carnet) — представляет собой блокнот большого формата и состоит из:

  • Обложки темно-желтого цвета
  • Желтого грузового манифеста (не используется для таможенных целей)
  • Парных белых и зеленых отрывных листков с корешками
  • Протокола
  • Задней стороны обложки с отрывной частью

Книжка МДП имеет уникальный номер, состоящий из двух букв латинского алфавита и семи цифр. Срок действия каждой книжки МДП ограничен. Дата окончания действия указывается штампом на обложке блокнота. Под сроком действия понимается последняя дата, когда можно открыть ТИР и начать перевозку по процедуре МДП.
ПРИМЕЧАНИЕ: Блокнот «Книжка МДП» стоит относительно недорого, как любой качественный альбом для рисования, однако сама возможность использовать книжки МДП, т.е. быть полноправным участником международных автоперевозок по системе МДП — удовольствие не из дешевых. Необходимо получить допуск к международным перевозкам в ФТС. После чего транспортная инспекция выдаст вам на каждый тягач карточку допуска к международным перевозкам грузов. Потребуется также заплатить взнос и стать аккредитованным членом АСМАП. Кроме того, надо получить таможенные свидетельства на прицепы, не говоря уже о том, что все ваши транспортные средства должны быть сертифицированы для международных перевозок.

Грузовой манифест TIR Carnet

Неотрывной лист TIR книжки МДП (нажмите на изображение чтобы увеличить) TIR Carnet содержит всю основную информацию по международной перевозке груза:

  • Страна отправления и страна назначения
  • Таможня отправления и таможни назначения
  • Очередность прохождения таможен
  • Данные по грузу: описание, код ТН ВЭД, вес брутто/нетто, количество грузовых мест
  • Сколько грузовых мест и на какую таможню должны эти грузовые места быть доставлены
  • Список и номера товаросопроводительных и транспортных документов
  • Регистрационный номер транспортного средства, осуществляющего международную автомобильную перевозку
  • Номера наложенных пломб, печати другие отметки таможни

При наличии опыта, ТИР можно заполнить самому (подробная инструкция). Однако поскольку для этого зачастую приходится внимательно просматривать многостраничные инвойсы, упаковочные листы или (не дай Бог) криво сделанные CMR, как правило, этим занимаются специально обученные люди — экспедиторы при таможне.
Тем более, что никаких помарок, допускающих двойное толкование данных, в ТИРе не должно быть в принципе. Все исправления производятся только путем вычеркивания ошибочных сведений. После исправления ошибок или добавления новых сведений изменения на страницах ТИРа обязательно заверяются таможенной печатью. В противном случае ТИР недействителен.
ТИРы бывают 4-, 6- и 14- и 20-листовые в зависимости от того, сколько раз за перевозку вам придется открывать/закрывать процедуру МДП. Соответственно отличается и их цена (цена самого блокнота). Выбирая ТИР, важно заранее знать, сколько листов вам понадобится, а для этого, в свою очередь, четко представлять маршрут и понимать, как на практике происходит перевозка по ТИРу.

Как работает Книжка МДП

При прохождении таможен из блокнота последовательно вырывают листы. Водителю в блокноте остаются корешки. Листы считаются по парам: белый и зеленый. Первый лист = ТИР открыт; второй лист = ТИР закрыт. В открытом ТИРе нечетное кол-во корешков, в закрытом — четное. Часто путают открытие ТИРа с фактическим началом перевозки, а закрытие ТИРа — с её завершением. ЭТО НЕ ТАК.

Речь идет именно о перевозке по процедуре МДП. Как до, так и после этого перевозка может проходить по другой процедуре. Чтобы не ломать голову, руководствуйтесь при подсчете листов ТИРа следующей формулой: 1-й лист = встать под национальный таможенный контроль, начать процедуру МДП, 2-й = выйти из-под национального таможенного контроля, завершить процедуру МДП.

На каждую таможенную зону приходится, таким образом, четное количество отрывных листов. Покинуть таможенную зону с открытом ТИРом нельзя – он всегда должен быть сначала открыт, а потом закрыт для этой зоны. Рассмотрим пример перевозки по ТИРу, последовательно проходящей через три таможенных пространства: Швейцария—ЕС—ТС (Таможенный Союз с двумя местами доставки в РФ).

  1. В Швейцарии вы затамаживаетесь (проходите процедуру таможенного оформления), открываете ТИР (оформляете Книжку МДП), накладываете пломбы и встаете под швейцарский таможенный контроль, начав процедуру МДП. Отрывается первый лист. На выходе из таможенного пространства Швейцарии отрывают второй лист, процедура МДП закрывается.
  2. На входе в ЕС таможня открывает процедуру МДП уже для таможенного пространства ЕС — отрывается третий лист. В Польше на выходе из ЕС процедуру МДП снова закрывают, отрывая четвертый лист. При въезде в Таможенный Союз процедура МДП открывается в третий раз и отрывается пятый лист.
  3. На первой таможне назначения в РФ процедуру МДП закрывают, отрывают шестой лист, снимают пломбы, выгружают часть груза (если у вас несколько мест доставки), потом снова накладывают пломбы и открывают МДП в четвертый раз, оторвав седьмой лист.
  4. Наконец, на второй и последней таможне назначения в РФ вам в последний раз закрывают процедуру МДП, отрывают восьмой лист, снимают пломбы и выгружают оставшийся груз. По возвращении из рейса использованный ТИР возвращается в АСМАП, который ведет их учет.

В итоге вы прошли три таможенные зоны, но вставали под таможенный контроль и выходили из-под него четыре раза: в Швейцарии, в ЕС, и два раза в ТС. Каждый раз вам требовалось по 2 листа, чтобы вначале открыть, а потом закрыть процедуру МДП — итого 8 листов.

Если бы вы, к примеру, взяли книжку МДП с шестью листами, ее хватило бы только до первой таможне назначения в РФ, и дальше пришлось бы ехать по другой процедуре. Если бы вы по каким-то причинам решили проехать по пути через Украину, которая пока не входит ни в ЕС, ни в ТС, вам бы понадобилось дополнительно 2 листа, и вы потратили бы 10.

При планировании перевозки нужно помнить, что вне зависимости от количества листов таможен назначения может быть не больше трех. Для таможен в книжке МДП предусмотрено всего 4 графы, включая таможню отправления. И будь у вас хоть 20-листовой ТИР, ничего от этого не изменится. Сама последовательность таможен тоже очень важна. После того, как ТИР заполнен и открыт, изменить порядок прохождения таможен крайне тяжело и есть риск нарваться на административное правонарушение.

Как работает система МДП в России

С 2013 года действие в ТИРов в РФ было значительно ограничено, причем в основной сфере — сфере импорта. Этому предшествовал затяжной конфликт между ФТС РФ и АСМАП. В итоге ФТС объявила, что вне зависимости от стоимости груза ТИР в России больше не является достаточной мерой обеспечения для уплаты таможенных сборов.

В других странах Таможенного союза — Беларуси и Казахстане — ТИРы при этом действуют, как и раньше, без ограничений. Это привело к достаточно необычному результату: при ввозе товаров в РФ таможня все-таки работает с ТИРом, но только на закрытие. Иными словами, ФТС не может не признавать ТИР, открытый в Беларуси, но сама ТИРы уже не открывает.

В итоге, в настоящий момент по ТИРу можно доехать только до первой российской таможни. В зависимости от ситуации это может быть либо таможня на границе, либо первая таможня назначения по ТИРу (так называемый, внутренний таможенный пост).

В большинстве случаев, когда вы заходите в РФ, минуя сопредельные государства Таможенного Союза (Беларусь или Казахстан), ТИР вам закроют уже на границе. Исключение до недавнего времени составлял т/п «Брусничное» на границе с Финляндией. Там с ТИРами пропускают и можно доехать до первой внутренней таможни. Если же вы заходите в РФ через сопредельные государства ТС, например, Беларусь, то в этом случае вы как бы минуете российскую границу, соответственно ТИР не закрывается и можно доехать с ним до первой таможни назначения в РФ.

Но так или иначе, после прохождения первого российского таможенного поста, будь то пограничный или внутренний, ТИР закрывается. Для последующих мест доставки придется открывать транзитные декларации и предоставлять гарантийное обязательство уплаты пошлин.

Ловушки на российской границе

При этом особое внимание необходимо обратить на очень неприятную ситуацию, когда перевозчик, направляющийся в РФ, по пути попадает в таможенный конвой по Беларуси. Множество перевозчиков уже погорело на этом и еще многие, к сожалению, погорят.

Суть в том, что белорусский конвой доводит перевозчика не до таможни назначения, а просто до первой российской таможни — обычно это один из постов на российско-белорусской границе. Там ТИР принудительно закрывают и никакие увещевания не помогут.

То есть, вы еще даже не доехали до первой таможни назначения в РФ, а ТИРа уже нет и по какой процедуре вы поедете дальше непонятно, хотя во избежание этого вы специально ехали через Беларусь. Необходимо волей-неволей оформлять транзитную декларацию и гарантию уплаты таможенных платежей.

При этом, после закрытия ТИРа на таможне вам дается не более трех часов для открытия новой процедуры транзита. Не успели — едите на СВХ, а там, как повезет — может, просто постоите на небесплатной стоянке, а, может, вас выгрузят на склад, чтобы потом, когда вы, наконец, все оформите, загрузить снова и еще раз взять с вас деньги.

Само по себе выправить все требуемые документы, в принципе, не сложно. Поручительствами для таможенного транзита, например, ведает страховая компания «АРСЕНАЛЪ». Теперь ее агентов, субагентов и суб-субагентов можно найти почти на каждом таможенном посту. Они же, как правило, делают и транзитную декларацию.

Если ваш груз не особо ценный и едите вы не особо далеко — куда-нибудь в центральную Россию — считайте, что вы отделались малой кровью. А вот если выяснится, что для груза предусмотрены дополнительные меры таможенного контроля и направляетесь вы, скажем, в Казахстан, — вы попали.

Тоже самое может произойти и на любом пограничном таможенном посту, если вы заходите в Россию напрямую, минуя Беларусь и Казахстан. До 2013 года подобных сложностей не возникало. Впрочем, АСМАП и МСАТ не теряют надежды повернуть ситуацию вспять и восстановить полноценное действие Книжек МДП на территории РФ.

Гарантийные ограничения

ТИР, без сомнения, очень удобен, однако, как уже отмечалось раньше, не является универсальным решением в области международных автомобильных перевозок. В частности, конвенция МДП гарантирует национальным таможням уплату таможенных сборов на сумму до 60 тысяч евро. Если сборы превышают эту сумму, ТИР уже не действует и требуется дополнительное гарантийное обеспечение.
В Беларуси, как правило, это таможенный конвой, стоимость которого составляет около 300 USD. За эти деньги машину с вашим грузом ведут под конвоем по территории Беларуси до границы с Россией. Оформлением конвоя занимается исключительно предприятие «Белтаможконвой», представители которого находятся на всех пограничных пунктах пропуска Беларуси.

В России наиболее часто используется гарантийные поручительства и гарантийные сертификаты. Гарантийные сертификаты оформляются получателем груза на таможне назначения после предварительного внесения таможенных сборов. НДС при этом берется не по 18% как при растаможке груза, а по 20% как при транзите.
Гарантийные поручительства, со своей стороны, могут быть оформлены самими перевозчиком на всех таможенных постах РФ через агентов и субагентов страховой компании «АРСЕНАЛЪ». (Обычно, это те же таможенные брокеры, получившие соответствующую лицензию). Стоимость поручительства зависит от соотношения суммы таможенных сборов и расстояния до таможни назначения.

Очевидно, что для дорогостоящих грузов ТИР не подходит. Поэтому важно знать стоимость груза и его код по ТН ВЭД, чтобы заранее высчитать размер таможенных сборов и не попасть впросак. Сборы считаются по формуле: пошлина согласно коду ТН ВЭД + 20 процентов НДС от (стоимости товара + пошлина) + сбор за таможенное оформление.

Кто, что и кому гарантирует

Многие склонны рассматривать страховые гарантии по ТИРу как своего рода броню, которая в случае чего защитит от всех бед. На самом деле, все несколько сложнее. МСАТ, конечно, гарантирует национальным таможням уплату таможенных сборов до 60 тысяч евро. Но выгодоприобретателем является вовсе не перевозчик или владелец груза, а национальная таможня. Более того, ничто не освобождает перевозчика от ответственности и финансовых обязательств в случае нарушения им конвенции МДП.

За каждую полученную книжку МДП перевозчики платят в российское представительство МСАТ — ассоциацию АСМАП — страховую премию в размере 12,5 швейцарского франка. Все эти средства затем перечисляются в ОСАО «Ингосстрах». Однако предоставляемое по Договору страхования покрытие не является страховым в обычном понимании этого термина. Это — гарантия, которая не предусматривает получение перевозчиком страхового возмещения. Перевозчик платит за страховку, по которой ему ни чего не причитается.

Выгодоприобретателем по страховому договору выступает так называемая «гарантийная цепь МДП»: АСМАП, МСАТ и междугородные страховщики МСАТ. Представители гарантийной цепи получают от «Ингосстраха» страховые возмещения, когда они оплатили таможне претензии в отношении книжек МДП за перевозчика. Одновременно «Ингосстрах» предъявляет регрессное требование к перевозчику, который ему за страховку заплатил для получения компенсации.

Предварительное Электронное Информирование ЭПИ

Въехать в Таможенный Союз, просто показав ТИР таможеннику на границе, к сожалению, нельзя. Чтоб облегчить себе жизнь, с 2012 года таможня ввела так называемое Электронное Предварительное Информирование (ЭПИ), которое распространяется в том числе на перевозки по ТИРу. ЭПИ — это своеобразная электронная декларация, которая содержит все данные по грузу и перевозке. После подачи ЭПИ таможня присваивает перевозке индивидуальный MRN-номер (Movement Reference Number), который отображается либо цифрами, либо штрих-кодом. Водитель предоставляет этот номер на границе, и таможенник легко находит соответствующую ЭПИ в своей базе данных. Сверив ее данные на своем компьютере с данными в сопроводительных документах, таможня либо подтверждает MRN, либо отправляет ЭПИ на правку.

Для работы с ЭПИ МСАТ разработал собственный онлайн-сервис TIR-EPD. Пользоваться им могут только авторизированные пользователи. Впрочем, если вам уже дали сам ТИР, получить доступ к TIR-EPD несложно. Логины и пароли выдают региональные представительства МСАТ — в России это АСМАП. С руководством по TIR-EPD при желании можно ознакомиться здесь.

Важно: в TIR-EPD можно оформить ЭПИ только в том случае, если вы идете по ТИРу. Если ТИР не используется, например, перевозка осуществляется по транзитной декларации, нужно выбирать другие программы или Портал электронного предоставления сведений ФТС РФ (http://edata.customs.ru/Ed/). В свою, очередь эти программы могут подать ЭПИ и для ТИРа.

Наконец, если вы не хотите связываться ЭПИ, ее готов сделать за вас любой брокер на пограничном пункте пропуска. Стоимость варьирует от количества кодов ТН ВЭД.

Отслеживание книжки МДП – система SafeTIR

В середине 90-х годов в связи с увеличением объема торговли и числа автоперевозчиков, выполняющих перевозки по ТИРу, были созданы дополнительные средства контроля и управления. Одним них стала электронная система контроля за использованием книжек МДП — SafeTIR. SafeTIR через приложение CUTE-Wise (http://www.cutewise.org/) позволяет проверять статус и действительность каждой книжки МДП, в любой момент в режиме реального времени.

Основными задачами системы SafeTIR являются:

  • обеспечение подтверждения о прекращении перевозки МДП
  • облегчение проверки книжки МДП, в частности таможенного штампа на последнем корешке
  • управление рисками в системе МДП путем электронного отслеживания местонахождения книжки МДП
  • обеспечение быстрого и эффективного инструмента по выявлению потенциальных нарушений и предотвращение их повторения
  • упрощаются внутренние процедуры расследования нарушений по каждой конкретной книжке МДП.

Информация о прекращении перевозки МДП передается национальными таможенными органами в МСАТ. После этого, данные становятся доступными для всех участников системы МДП: таможенных органов, выдающей и гарантирующей ассоциации, страховщиков, транспортных операторов. Как отмечается на сайте МСАТ, в 2012 году среднее время передачи данных в систему составляло 1,5 дней. При этом МСАТ намеревается добиться того, чтобы все страны-участницы передавали данные SafeTIR не позднее того же самого дня, в который была прекращена операция МДП.

SafeTIR позволяет таможенным органам проверять статус каждой книжки МДП до принятия этой книжки в оформление.

TIR – сокращение от французского «Transport international routier».

МДП – «Международные дорожные перевозки грузов».

Книжка МДП или Carnet TIR или просто ТИР это одно и тоже, так называется транспортный документ на одну международную перевозку и применятся ПЕРЕВОЗЧИКОМ для облегчения и ускорения прохождения границ. Carnet TIR (ТИР) представляет из себя тоненький альбомчик с отрывными листами и особенно волновать заказчика не должен. Вот на что точно надо обращать внимание заказчику перевозки груза, то это на условия международной дорожной перевозки которые записываются в международную транспортную накладную – CMR. В случае возникновения вопросов и конфликтов в отношении перевозимого товара, более весомую для грузовладельца роль играет именно CMR.

Вам – Заказчику международной перевозки груза, интересно в книжке МДП только то что, для заполнения этого документа перевозчик или экспедитор потребует от Вас предоставить данные без которых перевозчик везти ваш груз не сможет, эти данные лучше подготовить заранее:

— адрес получателя;

— таможня в которую следует ваш груз;

— таможенные коды (ТН ВЭД) для каждого перевозимого товара;

— вес брутто каждого товара, обратите внимание что вес в carnet TIR пишется именно БРУТТО;

— количество мест каждого кода.

Carnet TIR это документ используемый при автомобильных международных перевозках грузов, позволяющий перевозчику перевозить грузы под таможенными пломбами в сертифицированных таможней пространствах (кузовах автомобилей и контейнерах) пересекая границы в существенно облегченном режиме. Книжка МДП работает на основе Таможенной конвенции о международной перевозке грузов.

По книжке МДП перевозчик имеет право пересекать транзитом территории только тех государств которые подписали эту конвенцию МДП.

Перевозчикам книжки МДП выдаются за деньги национальными ассоциациями (в Республике Беларусь это БАМАП). Национальные ассоциации международных перевозчиков контролируют своих перевозчиков и представляют таможне своего государства гарантию уплаты платежей, если перевозчик нарушил правила и не доставит перевозимый товар до таможни назначения.

На каждую перевозку одним транспортным средством выдается одна книжка МДП, действительная до завершения перевозки. В процессе перевозки таможенные органы, как правило, контролируют только сохранность таможенных пломб. На каждой границе таможня вырывает себе на память лист из книжки МДП и заполняет оставшийся в книжке корешок от этого листа. Таким образом, в таможнях остаются вершки – «следы» прохождения груз, а перевозчику остаются корешки и обложки от книжки МДП, которую он потом сдает в свою ассоциацию, которая эту книжку ему выдавала.

БАМАП является субъектом ГАРАНТИЙНОЙ ЦЕПОЧКИ и несёт финансовую ответственность ЗА ВСЕХ СВОИХ перевозчиков (держателей книжки МДП)! В случае обоснованной претензии от любой таможни страны участницы конвенции МДП, БАМАП как гарант покрывает претензии, а уже потом разбирается со своим держателем МДП который допустил нарушение повлекшее за собой штрафные санкции.

При этом надо понимать, что таможня все равно имеет право проведения контроля транспортных средств перевозчика и перевозимых грузов в любое время, которое посчитает нужным.

Как заполнять книжку МДП

Настоящая брошюра подготовлена МСАТ в качестве руководства для перевозчиков, объединений МДП и сотрудников таможенных органов 2 Как заполнять книжку МДП

Как использовать настоящую брошюру Брошюра спланирована следующим образом: на левой странице разворота находится иллюстрация, на правой странице объясняется, какие должны быть предприняты действия и кем. КТО: КОГДА: ЧТО: Кто заполняет определенный лист книжки МДП В какой момент перевозки МДП данный лист заполняется Название листа. Информация о рубриках находится в следующем разделе страницы брошюры. ДЕЙСТВИЯ: Что должно быть предпринято на каждом этапе, помимо заполнения соответствующих рубрик книжки МДП: например, проверить пломбы и удалить отрывные листки. Информация о рубриках находится в настоящем разделе. На иллюстрации на левой странице показывается на примере, как заполняется каждая отдельная рубрика. Рубрики заполнены разными цветами, в зависимости от заполняющих лиц. Для наглядной демонстрации роли каждого участника, на иллюстрации показан пример простой перевозки с 1 таможней места отправления и 1 таможней места назначения. Общая характеристика книжки МДП Книжка МДП состоит из: Обложки книжки МДП Желтого Грузового Манифеста, (не для таможенных целей) Парных белых и зеленых отрывных листков (с корешками) Протокола Задней стороны обложки с отрывной частью Книжки МДП могут содержать 4, 6, 14 и 20 листов, каждая пара листков (1 белый, 1 зеленый) предназначается для одной операции МДП. Примечание: информация, содержащаяся в настоящей брошюре, не обладает юридической силой. Юридической основой для осуществления процедуры МДП является Конвенция МДП. Как заполнять книжку МДП 3

4 Как заполнять книжку МДП

КТО: КОГДА: ЧТО: Объединение и Держатель При выдаче и до начала перевозки Обложка книжки МДП Рубрики 1-4 заполняются Объединением при выдаче книжки Рубрика 1: Дата окончания срока действия книжки МДП (максимум 60 дней, считая со следующего дня после даты выдачи) книжка МДП должна быть принята к оформлению таможней места отправления в последний день срока ее действия или до этой даты, оформление в таможне отправления книжки МДП после истечения данного срока невозможно Рубрика 2: Информация об Объединении Рубрика 3: Полная информация о Держателе, включая личный идентификационный номер Рубрика 4: Печать и подпись Объединения Рубрики 6-12 заполняются Держателем до начала перевозки Рубрика 6: Страна(ы) отправления, в том числе код ISO Alpha 3 Рубрика 7: Страна(ы) назначения, в том числе код ISO Alpha 3 Рубрика 8: Регистрационный номер транспортного средства Рубрика 9: Номер свидетельства о допущении и срок его действия должно быть действительно на протяжении всей перевозки МДП Рубрика 10: Если используется контейнер его опознавательный номер Рубрика 11: Замечания (например, тяжеловесные или громоздкие грузы на английском или французском языке и т.д.) Рубрика 12: Подпись Держателя Общие замечания: В книжке МДП не должно быть ни подчисток, ни помарок. Все исправления должны быть произведены путем вычеркивания ошибочных указаний и добавления надлежащих указаний (удостоверенных таможенным органом). Если книжка МДП используется для состава транспортных средств / контейнеров, содержимое каждого транспортного средства или контейнера должно быть указано отдельно с предшествующим указанием их регистрационного номера. Даты, вводимые в книжку МДП, должны соответствовать формату дд/мм/ гггг. Необходимо указывать название таможни, и, в случае надобности, ее местонахождение. Как заполнять книжку МДП 5

6 Как заполнять книжку МДП

КТО: КОГДА: ЧТО: Держатель До начала перевозки Желтый Грузовой Манифест, не для таможенных целей Желтый внетаможенный грузовой манифест заполняется Держателем, внесенная информация разборчиво повторяется на всех отрывных листках книжки МДП, в том числе на тех, которые не будут использованы (координаты Держателя также указываются в рубрике 5 Протокола). Рубрика 2 : Название и местоположение таможни(ен) места отправления (общее число таможен мест отправления и назначения не должно превышать 4, т.е. 3 места отправления, 1 назначения; 2 места отправления, 2 назначения, и т.д. Груз в таможне места назначения может быть предъявлен только после прохождения всех мест отправления. Груз должен пересечь как минимум одну международную границу). Рубрика 4: Полная подробная информация о Держателе, включая его индивидуальный идентификационный номер. Рубрика 5: Страна(ы) отправления, в том числе код ISO Alpha 3 Рубрика 6: Страна(ы) назначения, в том числе код ISO Alpha 3 Рубрика 7 : Регистрационный номер транспортного средства (номерной знак) Рубрика 8: Прилагаемые документы (CMR, упаковочный лист и т.д.) Рубрика 9: а) грузовое(ые) отделение(я) (отдельная запись для каждого грузового отделения) б) опознавательные знаки (позволит Вам идентифицировать грузовые места) Рубрика 10: Число и род грузовых мест и описание грузов Рубрика 11: Вес груза в кг. Рубрика 12: Название(я) таможни(ен) места(мест) назначения и число грузовых мест для каждого места назначения Рубрики 13, 14, 15: Подпись Держателя, место и дата проставления подписи Как заполнять книжку МДП 7

8 Как заполнять книжку МДП

КТО: Таможня (и Держатель) КОГДА: В таможне места отправления (и до начала перевозки) ЧТО: Отрывной листок и корешок N 1, стр. 1 ДЕЙСТВИЯ: таможни: — Проверить грузы (должны соответствовать грузовому манифесту) — Проверить действительность книжки МДП и свидетельства о допущении — Удостовериться, что таблички «TIR»прикреплены — Опечатать транспортное средство — Проставить печати на всех приложенных документах и прикрепить их к книжке МДП — Заполнить и удалить отрывной листок N 1, вернуть книжку МДП водителю Отрывной листок N 1 Рубрики 2-15 заполнены Держателем до начала перевозки (см. стр. 7). Рубрика 16: Номер пломбы должен быть указан на каждом отрывном листке книжки МДП Рубрика 17: Дата, печать и подпись таможни места отправления — должны быть указаны на каждом отрывном листке книжки МДП Рубрика 18: Название и, при необходимости, местоположение таможни места отправления Рубрика 19: Проставьте отметку, если пломбы не повреждены (таможней места отправления не заполняется) Рубрика 20: Установленный срок прибытия транспортного средства в таможенный орган выезда из страны (факультативно). Рубрика 21: Идентификационный номер таможни места отправления За N : Номер в таможенном реестре, присвоенный данной операции МДП Рубрика 22: Прочее: может быть указан маршрут, т.е. таможня выезда Рубрика 23: Дата, печать и подпись таможни. Данная информация должна также фигурировать в рубриках 18-23 отрывного листка 2, стр. 2 книжки МДП Корешок N 1 Рубрика 1: Название таможни Рубрика 2: Номер в таможенном реестре, присвоенный данной операции МДП Рубрика 3: Номер наложенной пломбы Рубрика 4: Проставьте отметку, если пломбы не повреждены (таможней места отправления не заполняется) Рубрика 5: Прочее (маршрут факультативно) Рубрика 6: Дата, печать и подпись таможни, подтверждающие, что таможенные органы оформили начало операции МДП Примечание: Все корешки должны всегда оставаться в книжке МДП Как заполнять книжку МДП 9

10 Как заполнять книжку МДП

КТО: Таможня (и держатель) КОГДА: В таможне выезда (и отправления, до начала перевозки) ЧТО: Отрывной листок и корешок N 2, стр. 2 ДЕЙСТВИЯ: Таможни: Проверить, в порядке ли пломбы, не было ли несанкционированного доступа в транспортное средство. Проверить, проставлена ли печать в рубрике 6 корешка N 1, стр. 1, если нет, книжка МДП не должна быть принята к оформлению. Заполнить и удалить отрывной листок N 2, а также сделать соответствующую запись в таможенном реестре, отправить свидетельство о прекращении операции МДП в таможню въезда (отрывная часть с рубриками 18-28). Отрывной листок N 2 Рубрики 2-15 уже заполнены Держателем до перевозки (см. стр. 7 настоящей брошюры). Рубрики 16-23 должны быть заполнены таможенным органом отправления. Рубрика 24: Название и идентификационный номер таможни выезда Рубрика 25: Проставьте отметку, если пломбы не повреждены Рубрика 26: Если груз выгружен, количество выгруженных грузовых мест (заполняется только таможней места назначения) Рубрика 27: Оговорка в случае проблемы (повреждение пломбы, утрата грузов), проставить большую букву «R» и изложить проблему. В зависимости от обстоятельств, возможно, что необходимо заполнить Протокол (см. стр. 15 брошюры). Рубрика 28: Дата, печать и подпись таможни Рубрика 1: Рубрика 2: Рубрика 3: Корешок N 2 Название таможни Проставьте отметку, если пломбы не повреждены Количество выгруженных грузовых мест (заполняется только таможней места назначения) Номер новой пломбы (в случае ее наложения) Рубрика 4: Рубрика 5: Оговорки (см. выше, рубрика 27) Рубрика 6: Дата, печать и подпись таможни Как заполнять книжку МДП 11

12 Как заполнять книжку МДП

КТО: Таможня (и Держатель) КОГДА: В таможне въезда и назначения (и до начала перевозки) ЧТО: Отрывные листки и корешки N 1 и 2, стр. 3 и 4. ДЕЙСТВИЯ: A. В таможне въезда: 1. Проверка транспортного средства и пломб 2. Заполнение соответствующих частей книжки МДП (та же процедура, что в таможне места отправления, описанная на стр. 9 настоящей брошюры). 3. Отрывной листок N 1 (стр. 3 книжки МДП) регистрируется и книжка МДП возвращается водителю, который следует до таможни места назначения/выезда. Б. В таможне выезда: В случае если перевозка проходит через страну транзитом, применяется та же процедура, что в предыдущей таможне выезда (см. стр. 11 настоящей брошюры). В. В таможне места назначения: Если перевозка заканчивается во внутренней таможне, по прибытии транспортного средства таможня: 1. — проверяет пломбы и транспортное средство, затем снимает пломбы — сравнивает грузы с их описанием в манифесте. Если есть расхождения, указывает наличие оговорок в рубрике 27. Если необходимо, заполняется Протокол. 2. Заполняет и регистрирует отрывной листок N 2, стр. 4 (подробности см. на стр. 11 брошюры) 3. Заполняет и отсылает в таможню въезда свидетельство о прекращении операции МДП (отрывной листок N 2, рубрики 24-28). 4. Заполняет и проставляет печать на корешке N 2 5. Возвращает книжку МДП водителю. Г. В таможне въезда: Таможня сравнивает свидетельство о прекращении процедуры МДП с отрывным листком N 1, завершает операцию МДП. Примечание: Данные SafeTIR о прекращении операции МДП также должны передаваться таможней места назначения в МСАТ для подтверждения прекращения перевозки МДП. Как заполнять книжку МДП 13

14 Как заполнять книжку МДП

КТО: КОГДА: ЧТО: Компетентные органы (и Держатель) В случае аварии / нарушения при перевозке МДП (и рубрика 5 до начала перевозки) Протокол Протокол должен оставаться в книжке МДП, и к нему, если возможно, должен быть прикреплен протокол из полиции. Рубрика 1: Таможня(и) места отправления Рубрика 4: Регистрационный номер транспортного средства и / или контейнера Рубрика 5: Уже должна быть заполнена информацией о Держателе Рубрика 6: Пломбы не нарушены / нарушены (отметить) Рубрика 7: Грузовое(ые) отделение(я) / контейнер не поврежден(ы) / поврежден(ы) (отметить) Рубрика 8: Замечания / комментарии Рубрика 9: Выберите и отметьте один из следующих пунктов: видимой пропажи груза не установлено / грузы, указанные в рубриках 10-13 отсутствуют (О) или уничтожены (У), как указано в рубрике 12 Рубрика 10: а) грузовое отделение б) марки и номера грузовых мест или предметов Рубрика 11: Число и род грузовых мест или предметов; описание грузов Рубрика 12: Отметьте буквой О (отсутствуют) или У (уничтожены) Рубрика 13: Замечания укажите количество недостающих / уничтоженных грузов Рубрика 14: Дата, место и обстоятельства происшествия (подробное описание) Рубрика 15: Меры, принятые для продолжения операции МДП (выбрать и отметить). Наложение новых пломб: Число пломб и их характеристика; Перегрузка грузов в другое транспортное средство/контейнер (в этом случае см. рубрику 16); Прочее Рубрика 16: Если грузы перегружены в другое транспортное средство/ контейнер, уточнить детали в данной рубрике. а) транспортное средство указать регистрационный номер. Отметить, имеется ли свидетельство о допущении транспортного средства, указать номер и информацию о наложенной пломбе. Если грузы перегружены в новый контейнер, в рубрике 16 (б) указать детали, аналогичные деталям для транспортного средства. Рубрика 17: Место, дата, печать и подпись, а также информация об органах, составивших Протокол Рубрика 18: Виза (печать и подпись) следующей таможни, через которую перевезены грузы при операции МДП. В случае отсутствия или уничтожения части грузов, в то время как оставшиеся грузы должны быть доставлены в место назначения, информация в грузовом манифесте и номер пломбы должны быть исправлены на всех оставшихся отрывных листках, а также новый номер Как заполнять книжку пломбы МДП должен быть 15 проставлен на соответствующем корешке.

16 Как заполнять книжку МДП

КТО: КОГДА: ЧТО: Таможня В случае задержания книжки МДП таможней (например, в связи с истечением срока действия книжки МДП) отрывная часть задней стороны обложки книжки МДП ДЕЙСТВИЯ: таможня ставит печать на отрывной части задней стороны обложки, подписывает ее, отделяет от книжки и возвращает водителю. Книжка МДП остается в таможне до завершения таможенного расследования. Как заполнять книжку МДП 17

Для заметок: 18 Как заполнять книжку МДП

Для заметок: Как заполнять книжку МДП 19

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) была разработана в 1975 году. Данная конвенция заменила изначальную Конвенцию по международным дорожным перевозкам 1959 года и вступила в силу 20 марта 1978 года. В настоящее время насчитывается 68 договаривающихся сторон конвенции. Информация о статусе конвенции и о договаривающихся сторонах размещена на вебсайте ЕЭК ООН.

Конвенция МДП направлена на облегчение международных перевозок грузов путем упрощения процедур таможенного транзита и применения системы международных гарантий. В основе так называемой системы МДП лежат общий таможенный документ, книжка МДП, общая система гарантий, взаимное признание мер таможенного контроля и безопасность транспортных средств и контейнеров. Использовать систему МДП могут уполномоченные операторы.

При международной перевозке грузов в рамках системы МДП не требуются национальные таможенные документы и национальная гарантия. Так как товары перевозятся в опломбированных контейнерах, они не подвергаются таможенному досмотру. В результате преимуществами такой системы являются меньшее количество задержек при пересечении границы и сокращение общего времени перевозки груза.

Текст конвенции на шести языках размещен на вебсайте ЕЭК ООН, вместе с дополнительной информациейпо конвенции. Администрирование Конвенции МДП осуществляется Административным комитетом Конвенции МДП (АК.2) и Рабочей группой по таможенным вопросам на транспорте ЕЭК ООН (РГ.30).
Более подробная информация о системе МДП и ее функционировании размещена на сайте Международного союза автомобильного транспорта.

Страницы, где упоминается Конвенция МДП:

Статья V ГАТТ
Таможенный транзит
Совместный контроль на границе
Транзитные перевозки
Перевозки
Формуляр-образец ООН, Рекомендация №1