Когда наступает страховой случай?

Наступление страхового случая

Наступление страхового случая является ключевым моментом, в результате которого страховая организация обязана выполнить свои договорные обязательства перед клиентом, а именно: выплатить страховое обеспечение пострадавшему лицу.

Согласно терминологии страховым случаем называется наступление события, в результате которого были затронуты имущественные интересы страхователя и его жизни или здоровью был причинен вред. Четкое установление данного факта имеет значение, ведь именно он является точкой отсчета для принятия решения о дальнейших выплатах (компенсациях) клиенту. Бывают ситуации, когда произошедшее нельзя квалифицировать как страховой случай, и тогда выплаты не положены.

В определении момента наступления страхового случая заключаются доказательства причинно-следственной связи между страховым риском и данным событием. Данное действие является отправным для страховой организации в оценке верного объема убытков и размера компенсации пострадавшему. Таким образом, определение момента наступления страхового случая – это ключевой критерий для дальнейших действий со стороны страховщика по отношению к клиенту. Предоставление правильным образом заполненных подтверждающих документов является обязательным.

Застраховать можно следующие виды рисков:

  • Получение различных травматических повреждений;
  • Установление любой группы инвалидности в результате несчастного случая;
  • Гибель от несчастного случая или внезапной болезни.

Обладателями страховых полисов могут стать не только взрослые, но и дети. В некоторых страховых организациях можно оформить так называемый семейный полис в рамках одного договора. Чаще других, выбирают страховку, которая действительна 24 часа в сутки и с большим спектром действия, т.е. когда с клиентом несчастный случай может произойти где угодно (дома, на улице, на работе, во время занятий физической активностью, во время отдыха и др.). Помочь правильно сориентироваться при выборе наиболее подходящей программы помогут специалисты, которые проконсультируют обо всех особенностях страховых продуктов.

Ваши действия при наступлении страхового случая

Однако, даже купив полис, многие теряются, когда происходит наступление страхового случая. На деле все просто и страховка – это инструмент, который реально помогает и работает в критических ситуациях. Клиент обязан уведомить страховщика о наступлении страхового случая в тот срок, который указан в договоре. Несвоевременное уведомление без уважительных причин может служить основанием для отказа в выплате компенсации.

Процедура действий клиента:

  • Обратиться в страховую организацию, с которой у вас заключен договор и полис которой есть на руках;
  • Заполнить письменное заявление установленной формы для получения страховой выплаты;
  • Предоставить полис и/или договор страхования;
  • Предъявить все документы, удостоверяющие личность заявителя (самого застрахованного лица или наследника, представляющего его интересы);
  • Собрать весь перечень документов, которые удостоверяют факт случившегося страхового случая.

При этом, принимая решение о выплате компенсаций клиенту, страховщик может попросить любую уточняющую информацию, например, запросить проведение медицинской экспертизы. Все вышеописанные документы можно передать лично в любой из филиалов страховщика или направить по почте (предпочтительнее – заказным письмом).

Денежные компенсации клиенты могут получить одним из двух способов: наличными деньгами в кассе страховщика или же безналичным переводом на счет получателя.

Согласно сути страхования организация обязуется компенсировать все расходы, возникающие у клиента в результате наступления страхового случая. При этом размер возмещения может значительно превысить взносы. В этом заключается экономический смысл страховки. Наступление страхового случая и выплаты по нему обязательно должны проводиться в сроки, указанные в документах.

Любая информация является конфиденциальной. Страховщик не вправе разглашать любые данные: будь то состояние здоровья, сведения о профессиональной деятельности, страховой сумме, имущественном положении дел и др. Согласно гражданскому кодексу нарушение тайны страхования влечет за собой обязанность компенсировать нанесенный клиенту моральный вред и любые убытки.

Страховые случаи

Для того, чтобы происшествие было признано страховым событием, оно должно содержать следующие составляющие:

  • возникновение опасности;
  • причинение того или иного ущерба;
  • взаимосвязь между первым и вторым элементом.

При ДТП страховым случаем будет считаться уже свершившаяся авария. При имущественном страховании — обстоятельства, которое послужили причиной снижения стоимости имущества, его потери или повреждения. При личном страховании — событие, повлекшее утрату трудоспособности, здоровья или смерть человека.

Виды страховых случаев

В зависимости от вида страхования все страховые случаи можно подразделить на несколько основных категорий:

  • социальные;
  • личные;
  • имущественные;
  • риски ответственности;
  • риски предпринимательской деятельности.

Социальная страховка нужна для обеспечения финансовой безопасности граждан РФ в случае изменения их материального положения. К числу причин в данном случае можно отнести выход на пенсию вследствие инвалидности или за выслугу лет.

В случае смерти кормильца страховая компания оказывает помощь членам его семьи.

В установленных законом ситуациях предусмотрена выплата пособий для различных категорий населения.

Выплата при личном страховании осуществляется при нанесении вреда здоровью, жизни или трудоспособности гражданина. В данную категорию входит страхование несовершеннолетних, дополнительной пенсии, защита от несчастных случаев.

Имущественное страхование защищает материальные ценности. К нему обращаются в целях получения компенсации за причинение ущерба объектам недвижимости, транспортным средствам, драгоценностям, предметам искусства и т.д.

Самый длинный список случаев включает страхование рисков. Его обычно оформляют индивидуальные предприниматели или организации. Страховая компания выплатит компенсацию в случае, если бизнесмен не выполнил свои договорные обязательства, вовремя не погасил долг по кредиту и др.

Страхование предпринимательских рисков помогает бизнесменам не потерять свое дело, ведь экономика крайне нестабильна. Риски есть в любом бизнесе, они связаны с вложением финансов и других ресурсов в развитие фирмы, выполнением работ, оказанием услуг. В перечень объектов страхования в данном случае входят потери доходов, неполученная выгода, убытки.

Страховка может быть как обязательной, так и добровольной. Первый вид возникает при наличии одного из трех условий:

  • добровольное страхование тех или иных рисков для страховщиков нецелесообразно;
  • страхователь недооценивает важность возможных рисков;
  • защита граждан от подобного рода рисков является объективной необходимостью, поэтому государство установило на них обязательное страхование.

В России существуют следующие виды обязательного страхования:

  • гражданская ответственность автовладельцев (ОСАГО);
  • медицинское страхование (ОМС);
  • страхование опасных промышленных объектов (ОПО);
  • ответственность перевозчиков (ОСГОП);
  • страхование отдельных категорий граждан (например, военнослужащих).

Необходимые действия при страховом случае

При наступлении страхового случая пострадавшему следует придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. принять возможные меры для снижения убытков;
  2. сообщить об инциденте в соответствующие государственные органы (пожарную службу, полицию, скорую помощь, управляющую компанию и др.);
  3. как можно скорее уведомить о происшествии свою страховую компанию описанным в договоре способом (ч. 1 ст. 961 ГК РФ);
  4. составить список поврежденных, уничтоженных или украденных вещей (если речь идет об имущественном страховании) и сохранить то, что от них осталось, чтобы представители страховщика могли беспрепятственно осмотреть предметы и оценить размер ущерба;
  5. получить в уполномоченных органах бумаги, свидетельствующие о факте, обстоятельствах и причинах происшествия, а также о характере и размере причиненного ущерба.

Уведомление

После получения от пострадавшего уведомления о случившемся страховая компания:

  • при необходимости дает ему указания о принятии мер по снижению размера ущерба;
  • проверяет, является ли событие страховым случаем. Проверка производится по следующим критериям:
  • соблюден ли срок страхования;
  • дата начала и окончания ответственности страховщика;
  • объект страхования и место его нахождения в момент происшествия;
  • риски, установленные в страховом соглашении.

В течение 3 дней после получения извещения страховая компания приступает к оформлению специального акта (он составляется работниками фирмы) либо аварийного сертификата (он составляется работником аварийной службы).

Согласно установленным правилам такие документы составляются на протяжении 7-10 дней.

В случае необходимости для расследования происшествия и оформления страхового акта или аварийного сертификата страховая компания может привлечь независимых экспертов.

К страховому акту или аварийному сертификату прикладываются заключения экспертизы, документы по оценке объектов имущества, акты об уничтожении негодного поврежденного имущества, а также расчеты размера ущерба и суммы страхового возмещения.

В некоторых ситуациях страховая компания может отказать в выплате:

  • пострадавший вовремя не известил страховщика о происшествии (ч. 1 и 2 ст. 961 ГК РФ);
  • потерпевший специально не пытался уменьшить сумму ущерба (ч. 1 и 3 ст. 962 ГК РФ);
  • ущерб причинен из-за наличия умысла или по грубой неосторожности застрахованного (ч. 1 ст. 963 ГК РФ);
  • об уничтожении, повреждении или краже вещей не было заявлено в полицию, либо такой факт не нашел подтверждения в ходе проведенного расследования;
  • страховщику или независимому эксперту не были предоставлены пострадавшие вследствие наступления страхового случая объекты имущества (то, что от них осталось);
  • пострадавший получил компенсацию непосредственного от виновника происшествия;
  • застрахованный обманул страховую фирму насчет обстоятельств инцидента, имеющих важное значение для определения вероятности наступления страхового случая и возможного размера ущерба;
  • случай произошел не на территории, указанной в договоре;
  • пострадавший не представил все необходимые документы и доказательства или отказался от своего права требования к лицу, ответственному за убытки (ч. 3 и 4 ст. 965 ГК РФ).

Документы

Для получения компенсации пострадавший должен предъявить страховщику следующие бумаги:

  • заявление;
  • оригинал страхового полиса;
  • документы компетентных органов, свидетельствующие о наступлении страхового случая, где указываются его причины и обстоятельства.

Заключая с клиентом договор, страховая фирма обязуется компенсировать ущерб, возникший в связи с непредвиденными обстоятельствами. При наступлении страхового случая следует как можно скорее обратиться в страховую. После этого устанавливается сумма ущерба, а затем в течение периода, определенного договором, выплачиваются денежные средства.