Кто может рассматривать дела об административных правонарушениях

Сторінка 6 із 7

Содержание

Статья 254. Составление протокола о административном правонарушении

О совершении административного правонарушения складывается протокол уполномоченными на то должностным лицом или представителем общественной организации органу ли общественной самодеятельности.

Протокол о административное правонарушение, в случае его оформления, складывается в двух экземплярах, один из которых под расписку вручается лицу, которое привлекается к административной ответственности.

Протокол не складывается в случаях, предусмотренных статьей 258 этого Кодекса.

Статья 256. Содержание протокола о административном правонарушении

В протоколе о административное правонарушение отмечаются: дата и место его складня, должность, фамилия, имя, отчество лица, которое составило протокол; сведения о лицо, которое привлекается к административной ответственности (в случае ее выявления); место, время совершения и суть административного правонарушения; нормативный акт, который предусматривает ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они есть; объяснение лица, которое привлекается к административной ответственности; другие сведения, необходимые для решения дела. Если правонарушением причинено материальный вред, о этом также отмечается в протоколе.

Протокол подписывается лицом, которое его составило, и лицом, которое привлекается к административной ответственности; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписано также и этими лицами.

В разе отказа лица, который привлекается к административной ответственности, от подписания протокола, в нем делается запись о этом. Лицо, которое привлекается к административной ответственности, имеет право подать объяснение и замечание относительно содержания протокола, которые добавляются к протоколу, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

При складне протокола лицу, которое привлекается к административной ответственности разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 268 этого Кодекса, о чем делается отметка в протоколе.

Статья 257. Посылание протокола

Протокол посылается органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело о административном правонарушении.

Протокол о совершении административного коррупционного правонарушения вместе с другими материалами в трехдневный срок с момента его складня посылается в местный общий суд за местом совершения коррупционного правонарушения.

В случае совершения коррупционного правонарушения служебным лицом, которое работает в аппарате суда, протокол вместе с другими материалами посылаются в суд высшей инстанции для определения подсудности.

Лицо, которое составило протокол о совершении административного коррупционного правонарушения, одновременно с посыланием его в суд посылает прокурору, органу государственной власти, органа местного самоуправления, руководителю предприятия, учреждения или организации, где работает лицо, которое привлекается к ответственности, сообщение о складне протокола с указанием характера совершенного правонарушения и нормы закона, которая нарушена.

Статья 277. Сроки рассмотрения дел о административных правонарушениях

Дело о административном правонарушении рассматривается в пятнадцатьдневной срок с дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола о административном правонарушении и других материалов дела.

Дела о административных правонарушениях, предусмотренных статьей 42 2, частью первой статьи 44, статьями 44 1, 106 1, 106 2, 162, 173, 173 1, 173 2, 178, 185, частью первой статьи 185 3, статьями 185 7, 185 10, 188 22, 203 — 206 1, рассматриваются на протяжении суток статьями 146, 160, 185 1, 212 7 — 212 20 — в трехдневный срок статьями 46 1, 51, 166 9, 176 и 188 34 — в пятидневный срок статьями 101 — 103 этого Кодекса — в семидневный срок.

Законами Украины может быть предусмотрено и другие сроки рассмотрения дел о административных правонарушениях.

Срок рассмотрения административных дел о административных коррупционных правонарушениях останавливается судом в случае, если лицо, относительно которого составлен протокол о административном коррупционном правонарушении, преднамеренный уклоняется от явки в суд или из уважительных причин не может туда появиться (болезнь, пребывание в командировке или на лечении, в отпуске и тому подобное).

Статья 277 2. Сообщение о рассмотрении дела

Повестка лицу, которое привлекается к административной ответственности, вручается не пізніш как за трое суток к дню рассмотрения дела в суде, в котором отмечаются дата и место рассмотрения дела.

Другим лицам, которые принимают участие в осуществлении по делу о административных правонарушениях, сообщается о дне рассмотрения дела в тот же срок.

Статья 283. Содержание постановления по делу о административном правонарушении

Рассмотрев дело о административное правонарушение, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу. Постановление исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета по делу о административном правонарушении принимается в форме решения.

Постановление должно содержать: наименование органа (должностного лица), который вынес постановление, дату рассмотрения дела; известности о лице, относительно которой рассматривается дело; описание обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание нормативного акта, который предусматривает ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение.

Если при решении вопроса о наложении взыскание за административное правонарушение органами (должностными лицами), перечисленными в пунктах 1 — 4 статье 213 этого Кодекса, одновременно решается вопрос о возмещение виновным имущественного вреда, то в постановлении по делу отмечаются размер вреда, который подлежит взысканию, порядок и срок ее возмещения.

Постановление по делу должно содержать решение вопроса о изъятые вещи и документы, а также указание о порядке и сроке ее обжалования.

Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

Постановление по делу о административном правонарушении подписывается должностным лицом, которое рассмотрело дело, а постановление коллегиального органа — председательницей на заседании и секретарем этого органа.

В случаях, предусмотренных законодательством Украины, о мероприятии взыскание делается соответствующая запись на протоколе о административном правонарушении или постановление оформляется другим установленным способом.

Статья 284. Виды постановлений по делу об административном правонарушении

По делу о административное правонарушение, орган (должностное лицо) выносит одно из таких постановлений:

1) о наложении административного взыскания;

2) о применении мероприятий влияния, предусмотренных статьей 24 1 этого Кодекса;

3) о закрытии дела.

Постановление о закрытии дела выносится при объявлении устного замечания, передачи материалов на рассмотрение общественной организации ли трудового коллектива или передаче их прокурору органу досудебного следствия ли дознание, а также при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 247 этого Кодекса.

Статья 285. Объявление постановления по делу об административном правонарушении и вручении копии постановления

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, относительно какой нее вынесено.

Копия постановления в тот же срок вручается или высылается пострадавшему по его просьбе.

Копия постановления вручается под расписку. В случае, если копия постановления высылается, о этом делается соответствующая отметка по делу.

По делам о нарушении таможенных правил копия постановления вручается лицам, относительно которых она вынесена, в порядке, установленном Таможенным кодексом Украины.

В случаях, предусмотренных статьей 258 этого Кодекса, копия постановления уполномоченного должностного лица по делу о административном правонарушении вручается лицу, относительно какой нее вынесено, на месте совершения правонарушения.

По делам о административных правонарушениях, предусмотренных статьями 174 и 191 этого Кодекса, относительно лица, которому огнестрельное оружие, а также боевые припасы вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы в временное пользование предприятием, учреждением, организацией, суд посылает копию постановления, кроме того, соответствующему предприятию, учреждению или организации для известная и органу внутренних дел для рассмотрения вопроса о запрещении этому лицу пользоваться огнестрельным оружием.

Постановление суда о наложении административного взыскания за административное коррупционное правонарушение в трехдневный срок с дня набирания ею законной силы направляется соответствующему органу государственной власти, органа местного самоуправления, руководителю предприятия, учреждения или организации, государственному или выборному органу, владельцу юридического лица или уполномоченному им органу для решения вопроса о привлечении лица к дисциплинарной ответственности, устранение ее согласно законодательству от выполнения функций государства, если другое не предусмотрено законом, а также устранение причин и условий, которые способствовали совершению этого правонарушения.

Постановление суда о наложении административного взыскания за повторное совершение нарушения требований законодательство в сфере лицензирования но по вопросам выдачи документов разрешительного характера, предусмотренных статьями 166 10, 166 12 этого Кодекса, в трехдневный срок с дня набирания ею законной силы направляется соответствующему органу государственной власти, органа местного самоуправления для принятия решения по закону.

Статья 287. Право обжалования постановления по делу о административном правонарушении

Постановление по делу о административное правонарушение может быть обжаловано лицом, относительно какой нее вынесено, а также потерпевшим.

Постановление районного, районного в городе, городского или горрайонного суда (судьи) о наложении административного взыскания может быть обжалована в порядке, определенном этим Кодексом.

Статья 288. Порядок обжалование постановления по делу о административном правонарушении

Постановление по делу о административное правонарушение может быть обжаловано:

1) постановление административной комиссии — в исполнительный комитет соответствующего совета или в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд в порядке, определенном Кодексом административного судопроизводства Украины, с особенностями, установленными этим Кодексом;

2) решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета — в соответствующий совет или в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд в порядке, определенном Кодексом административного судопроизводства Украины, с особенностями, установленными этим Кодексом;

3) постановление другого органа (должностного лица) о наложении административного взыскания — в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд в порядке, определенном Кодексом административного судопроизводства Украины, с особенностями, установленными этим Кодексом.

Постановление о одновременном наложении основного и дополнительного административных взысканий может быть обжаловано за выбором лица, относительно какой нее вынесено, ли пострадавшего в порядке, установленном для обжалования основного или дополнительного взыскания.

4) исключено

5) исключено

Жалоба подается в орган (должностному лицу), который вынес постановление по делу о административном правонарушении, если другое не установлено законодательством Украины. Жалоба, которая поступила, в течение трех суток посылается вместе с делом органу (должностному лицу), правомочному в соответствии с этой статьей ее рассматривать.

Постановление уполномоченного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания может быть отменено или изменено за протестом прокурора руководителем соответствующего органа, а также независимо от наличия протеста прокурора — руководителем вышестоящего органа.

Лицо, которое обжаловало постановление по делу о административном правонарушении, освобождается от уплаты государственной пошлины.

Статья 289. Срок обжалования постановления по делу о административном правонарушении

Жалобу на постановление по делу о административное правонарушение может быть подано в течение десяти дней с дня вынесения постановления. В случае пропуска отмеченного срока из уважительных причин этот срок по заявлению лица, относительно которого вынесено постановление, может быть обновлено органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.

Статья 290. Опротестування постановления по делу о административном правонарушении

Постановление по делу о административное правонарушение может быть опротестовано прокурором в течение десяти дней с дня вынесения постановления.

Статья 291. Вступление постановления административного органа (должностного лица) по делу о административном правонарушении законной силы

Постановление административного органа (должностного лица) по делу о административном правонарушении набирает законной силы по окончании срока обжалования (опротестування) этого постановления, за исключением постановлений о применении взыскания, предусмотренного статьей 26 этого Кодекса, а также в случаях наложения штрафа, который стягивается на месте совершения административного правонарушения.

Статья 292. Срок рассмотрения жалобы и протеста на постановление по делу о административном правонарушении

Жалоба и протест на постановление по делу о административное правонарушение рассматриваются правомочными органами (должностными лицами) в десятидневный срок с дня их поступления, если другое не установлено законами Украины.

Статья 293. Рассмотрение жалобы и протеста на постановление по делу о административном правонарушении

Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу о административное правонарушение проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления и принимает одно из таких решений:

1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

2) отменяет постановление и посылает дело на новое рассмотрение;

3) отменяет постановление и закрывает дело;

4) изменяет запад взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом о ответственности за административное правонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.

Если будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать это дело, то такое постановление отменяется и дело посылается на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).

Статья 294. Набирание постановлением судьи по делу о административном правонарушении законной силы и пересмотре постановления

Постановление судьи по делам о административном правонарушении набирает законной силы по окончании срока представления апелляционной жалобы или протеста прокурора, за исключением постановлений о применении взыскания, предусмотренного статьей 32 этого Кодекса, а также постановлений, принятых за результатами рассмотрения дел о административных правонарушениях, предусмотренных статьей 185 3 этого Кодекса.

Постановление судьи по делу о административном правонарушении может быть обжаловано лицом, которое привлечено к административной ответственности, ее законным представителем, защитником, пострадавшим, его представителем или на нее может быть внесено протест прокурора в течение десяти дней с дня вынесения постановления. Апелляционная жалоба, протест прокурора, поданы по окончании этого срока, возвращаются апелляционным судом лицу, которое ее подало, если она не заявляет ходатайства о возобновлении этого срока, а также если в возобновлении срока отказано.

Апелляционная жалоба, протест прокурора подаются в соответствующий апелляционный суд через местный суд, который вынес постановление. Местный суд в течение трех дней посылает апелляционную жалобу, протест прокурора вместе с делом в соответствующий апелляционный суд.

Апелляционный пересмотр осуществляется судьей апелляционного суда в течение двадцати дней с дня поступления дела в суд.

Апелляционный суд сообщает о дате, времени и месте судебного заседания лицо, которое подало жалобу, прокурора, который принес протест, другие лица, которые принимают участие в осуществлении по делу о административном правонарушении, не позже чем за три дня до начала судебного заседания.

Неявка в судебное заседание лица, которое подало жалобу, прокурора, который внес протест, другие лица, которые принимают участие в осуществлении по делу о административном правонарушении, не препятствует рассмотрению дела, кроме случаев, когда есть уважительные причины неявки или у суда отсутствующая информация о надлежащем сообщении этих лиц.

Апелляционный суд пересматривает дело в пределах апелляционной жалобы. Суд апелляционной инстанции не ограничен доводами апелляционной жалобы, если в время рассмотрения дела будет установлено неправильное применение норм материального права или нарушения норм процессуального права. Апелляционный суд может исследовать новые доказательства, которые не исследовались раньше, если признает обоснованным непредоставление их в местный суд или необоснованным отклонение их местным судом.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, протеста прокурора суд апелляционной инстанции имеет право:

1) оставить апелляционную жалобу или протест прокурора без удовлетворения, а постановление без изменений;

2) упразднить постановление и закрыть осуществление по делу;

3) упразднить постановление и принять новое постановление;

4) изменить постановление.

В случае изменения постановления в части наложения взыскания, в пределах, предусмотренных санкцией статьи этого Кодекса, оно не может быть усилено.

Постановление апелляционного суда набирает законной силы немедленно после ее вынесения, является окончательной и обжалованию не подлежит.

По окончании апелляционного осуществления дело не позже, чем в пятидневный срок направляется в местный суд, который ее рассматривал.

Статья 295. Посылание копии решения по жалобе или протесту на постановление

Копия решения по жалобе или протесту на постановление по делу о административное правонарушение в течение трех дней посылается лицу, относительно какой нее вынесено. В тот же срок копия постановления посылается пострадавшему по его просьбе.

О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

Статья 296. Последствия отмены постановления с закрытием дела о административном правонарушении

Отмена постановления с закрытием дела о административное правонарушение тянет за собой возвращение стягнених денежных сумм оплатный изъятых и конфискованных предметов, а также отмена других ограничений, связанных с этим постановлением. В случае невозможности возвращение предмета возвращается его стоимость.

Возмещение вреда, причиненного гражданину незаконным наложениям административного взыскания в виде административного ареста или исправительных работ, осуществляется в порядке, установленном законом.

Статья 297. Опротестування решения по жалобе

Решение по жалобе на постановление по делу о административное правонарушение может быть опротестовано прокурором.

Протест на решение по жалобе вносится в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) относительно органа (должностного лица), который принял решение по жалобе.

Статья 299. Обращение постановления к выполнению

Постановление о наложении административного взыскания подлежит выполнению с момента ее вынесения, если другое не установлено этим Кодексом и другими законами Украины.

При обжаловании или опротестуванні постановления о наложении административного взыскания постановление подлежит выполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения, за исключением постановлений о применении мероприятия взыскания в виде предупреждение, а также в случаях наложения штрафу, что стягивается на месте совершения административного правонарушения.

Постановление о наложении административного взыскания в виде штрафу подлежит принудительному выполнению по окончании срока, установленного частью первой статье 307 этого Кодекса.

Постановление о наложении административного взыскания обращается к выполнению органом (должностным лицом), который вынес постановление.

Новая редакция Ст. 22.1 КоАП РФ

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

3.1) Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

5) утратил силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ;

6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса;

7) государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Комментарий к Статье 22.1 КоАП РФ

1. Комментируемая статья в общем виде закрепляет перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Первыми среди них названы судьи. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

О распределении полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях между различными судами см. комментарий к ст. 23.1.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят в федеральную систему органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссии образуются в порядке, определяемом законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации. Подробнее об их компетенции см. комментарий к ст. 23.2.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях возлагается также на федеральные органы исполнительной власти и иные государственные органы. Их полномочия в данной сфере установлены ст. 23.3 — 23.67 КоАП. Следует отметить, что комментируемый Кодекс зачастую не указывает прямо, какие органы государственной власти уполномочены рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях, а использует формулировки типа «органы, осуществляющие государственной контроль и надзор в определенной сфере». Для определения соответствующих государственных органов необходимо руководствоваться Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. N 314 и положениями о данных органах, утверждаемыми указами Президента Российской Федерации либо постановлениями Правительства Российской Федерации.

2. На уровне субъектов Российской Федерации дела об административных нарушениях рассматриваются органами и должностными лицами данных субъектов. Кроме того, комментируемый Кодекс наделяет субъекты Российской Федерации полномочиями по созданию административных комиссий и иных коллегиальных органов, которые могут наделяться полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Следует иметь в виду, что Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 4 февраля 2004 г. по делу N 47-Г03-30 указал, что органы административной юрисдикции, применяющие законы субъекта Российской Федерации в области административного права, сами должны быть образованы законом субъекта Российской Федерации, поскольку действующее законодательство предполагает применение норм административного права органами государственной власти.

Другой комментарий к Ст. 22.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Раздел III КоАП РФ в наибольшей степени подвергнут изменениям в силу того, что в нем закрепляется существующая в настоящее время система органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Все, что в этом плане характеризовало данную систему в условиях существования Союза ССР, уступило место особенностям, свойственным независимому российскому государству.

1. В данной статье указываются органы и иные образования, рассматривающие в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях, предусмотренные КоАП РФ. Это — судьи (мировые судьи); комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральные органы исполнительной власти. Налицо — федеральный уровень административной юрисдикции.

2. Дела, о которых идет речь, рассматриваются судьями (мировыми судьями). При этом подчеркивается, что субъектом применения мер административной ответственности являются не суды как коллегиальные органы, а судьи, реализующие свою компетенцию единолично. Согласно ранее действовавшему КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривались районными (городскими) судами и судьями. Таким образом, можно говорить об определенной новелле. В ее основе — Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», а также Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации». При этом районный суд выступает в роли второй инстанции (рассмотрение жалоб на постановления о назначении административного наказания мировыми судьями), а мировые судьи — в роли первой инстанции по делам об административных правонарушениях, отнесенных к его компетенции КоАП РФ. Однако мировые судьи пока еще не функционируют повсеместно, а потому в некоторых регионах районные суды являются первой инстанцией по делам об административных правонарушениях.

Единоличные действия судей при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях предусмотрены и в проекте конституционного федерального закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации» (предполагалось полное изъятие административных дел из компетенции существующих районных судов), в соответствии с которым рассмотрение административных дел до образования административных судов сохраняется за судами общей юрисдикции. Но главная особенность проекта заключается в том, что административные дела в федеральных межрайонных административных судах подлежат единоличному рассмотрению судей; не вступившие в законную силу решения мировых судей по административным делам в апелляционном порядке также подлежат единоличному рассмотрению вышестоящего судьи либо (если административный суд не создан) — судьей соответствующего районного суда.

Единоличные полномочия судей предусмотрены также проектом федерального конституционного закона «Об административном судопроизводстве», причем как по первой, так и по второй инстанции.

Следует учитывать, что на федеральном уровне мировые судьи еще не образованы. Поэтому в гл.23 КоАП РФ их компетенция не раскрывается.

3. Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» действовавшие ранее комиссии по делам несовершеннолетних преобразованы в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Положение о таких комиссиях весьма устарело, ибо оно было утверждено еще в 1967 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР.

4. Что касается федеральных органов исполнительной власти, то в отношении их полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях никаких сомнений не возникает. Основанием для подобного вывода является то, что к компетенции отраслевых и межотраслевых, а также специальных (как правило, правоохранительных, контрольно-надзорных) органов отнесены соответствующие юрисдикционные полномочия в области рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях.

Структурные подразделения центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти, их территориальные органы и учреждения могут быть субъектами применения мер административной ответственности, если они уполномочены на это федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти выступают в такой роли, как правило, лишь в тех случаях, когда они представляют собой фактически самостоятельное звено общегосударственного специализированного контрольно-надзорного механизма, «присоединенное» к тому или иному, как правило, федеральному министерству. При этом они наделены в установленном порядке специальным административно-правовым статусом. В качестве примера можно назвать Государственную санитарно-эпидемиологическую службу Министерства здравоохранения РФ. Такого рода подразделений достаточно много.

Территориальные же органы федеральных органов исполнительной власти в редких случаях наделяются административно-юрисдикционными полномочиями.

Попутно заметим, что руководители федеральных органов исполнительной власти, как правило, сами непосредственно не назначают административные наказания.

Упоминание об «иных государственных органах» в рассматриваемой статье свидетельствует лишь о том, что в сфере государственно-управленческой деятельности могут функционировать органы, не входящие в утвержденную Президентом РФ структуру (систему) федеральных органов исполнительной власти, но обладающие полномочиями административно-юрисдикционного характера (например, Центральный банк России и т.п.).

5. На уровне субъектов РФ полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях устанавливаются законами этих субъектов. Помимо мировых судей и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, такие дела могут расматривать уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ и их учреждения. Подробной информации по этому поводу КоАП РФ не содержит.

В соответствии с законами субъектов РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях отнесено также к компетенции административных комиссий и иных коллегиальных органов. Нормы КоАП РФ не дают оснований для анализа полномочий таких органов. Известно лишь то, что административные комиссии образуются районными и городскими органами местного самоуправления и к числу государственных органов не относятся. Положение об административных комиссиях, утвержденное еще в 1962 г., утратило свою силу в 1986 г.; их статус определяется уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Здравствуйте, Андрей!

Вот выдержки их КоАП РФ по Вашему вопросу

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Вероятно, Ваши права на ознакомление с материалами дела и приведение своих доводов и доказательств могли быть не соблюдены

Дела, касающиеся административных правонарушений, рассматриваются в соответствующих органах и по строго определенным правилам. Рассмотрение дела об административном правонарушении происходит в установленном порядке. Таким образом, могут решаться разнообразные вопросы, которые касаются данной категории нарушений. Уполномоченные лица в данном случае выясняют обстоятельства, которые могут исключить административный процесс, изучают разнообразные материалы. Также они обязаны известить лиц, которые принимают участие в данном деле. В извещении указывается место, время рассмотрения.

Рассмотрение дела об административном правонарушении и его сроки

Дела такого формата рассматриваются обычно в день, когда был получен протокол о нарушении и остальные материалы. С момента задержания лица должно пройти не более двух суток, если оно вообще имело место быть. Также обязательным моментом в случае задержания является установление личности гражданина.

Приостановление процедуры рассмотрения возможно в некоторых ситуациях. Например, назначается экспертиза, физическое лицо временно теряет дееспособность и т.д. После этого, когда все восстанавливается, выносится постановление по делу об административном правонарушении. Этот документ считается обязательным к исполнению. Необходимость такого исполнения может быть остановлена на время, если гражданин намерен опротестовать вынесенное решение. Все это проделывается в законном порядке. Чтобы разобраться в нюансах, можно посетить юридический портал. Там несложно подыскать юриста для консультации. В подобных ситуациях она бывает довольно полезной и действенной.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Процесс организовывается обычно в административном суде. Иногда протокол выписывается на месте нарушения уполномоченным сотрудником. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в данном случае имеет упрощенный характер.

В рассмотрении дела могут участвовать различные лица. Сюда можно отнести лицо, относительно которого открыто дело, его законных представителей и т.д. Но иногда дело может рассматриваться без присутствия указанных лиц. Для этого надо подать соответствующее ходатайство. Есть и массы других причин для этого. Стадии производства по делам об административных правонарушениях обладают своей спецификой. Выделяют несколько основных стадий, после прохождения которых выносится постановление. Оно предписывает наложение административного взыскания.

В Адвокатскую компанию «Соколовский и Партнеры» обратился директор предприятия «К», который сообщил, что Государственная налоговая инспекция провела проверку предприятия и приняла налоговые уведомления-решения по налогу на прибыль на сумму 4 613 176,00 грн. и по налогу на добавленную стоимость на сумму 3 960 541,00 грн. Государственная налоговая инспекция при проверке установила нарушения главным бухгалтером порядка ведения налогового учета и порядка удержания и перечисления налога на доходы физических лиц и представления сведений о выплаченных доходах (ч. 1 ст. 163-1, ч. 1 ст. 163-4 Кодекса Украины об административном правонарушении соответственно).
Административный материал ГНИ передала в Днепровский районный суд г. Киева.
Интересы главного бухгалтера ООО «К» в суде представляла адвокат Адвокатской компании «Соколовский и Партнеры» Садальская Алена Игоревна.
Судья Днепровского районного суда г. Киева, изучив административный материал, пришел к выводу о невозможности рассмотрения в судебном заседании протокола о привлечении главного бухгалтера предприятия к административной ответственностью, в связи со следующим:
В соответствии с требованиями ст. 256 КУоАП: «В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, — отчество лица, составившего протокол, сведения о личности правонарушителя, место, время совершения и существо административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, фамилии, адреса свидетелей и потерпевших; объяснения правонарушителя, другие сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, которое привлекается к административной ответственности, при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.
В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, имеет право подать объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.
При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обвязаности, предусмотренные ст. 268 КУоАП, о чем делается отметка в протоколе.
В протоколе в отношении главного бухгалтера Клиента Адвокатской компании «Соколовский и Партнеры» отсутствуют объяснения лица привлекаемого к административной ответственности, или мотивы отказа данного лица от дачи объяснений относительно обстоятельств совершения правонарушения, кроме того данный протокол не подписан лицом, которое привлекается к административной ответственности, не сделана запись об отказе от подписи, отсутствует подпись о получении второго экземпляра протокола лицу, которое привлекается к административной ответственности и подпись о разъяснении прав предусмотренных ст. 268 КУоАП.
В связи с допущенными ГНИ нарушениями при составлении протокола об административном правонарушении, он подлежит возврату.
Исходя из практики, вероятность повторного обращения ГНИ в суд с протоколом об административном правонарушении достаточно низкая.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 38 КУоАП:
«Если дела об административных правонарушениях в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами подведомственны суду (судье), взыскание может быть наложено не позднее чем через три месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через три месяца со дня его обнаружения…».
Таким образом, в случае повторного обращения налогового органа в суд, срок для привлечения должностных лиц предприятия к административной ответственности истечет.
Благодаря профессиональному подходу к делу адвокатов Адвокатской компании «Соколовский и Партнеры», к главному бухгалтеру Клиента не было применено административное взыскание.
Следует отметить, что многие руководители предприятий игнорируют административные протоколы, и соглашаются уплатить штраф (от 85 до 170 грн.), не зная возможных негативных последствий. Так, налоговый орган может использовать решение районного суда о привлечении должностных лиц предприятия к административной ответственности во время административного (судебного) разбирательства, как установленный факт нарушения налогового законодательства.
Таким образом, не привлечения должностных лиц Клиента Адвокатской компании «Соколовский и Партнеры» к административной ответственности даст возможность снизить негативные последствия для предприятия при обжаловании налоговых уведомлений-решений в административном (судебном) порядке.