Ликвидация недействующего юридического лица налоговым органом

Закрытие бизнеса не всегда происходит по плану и зависит от решения собственников. Что такое принудительная ликвидация? Каковы ее причины? Кто может инициировать процедуру принудительной ликвидации юридического лица? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.

Варианты ликвидации юридического лица

  1. Добровольная ликвидация – закрытие фирмы по решению ее собственников.

  2. Принудительная ликвидация – закрытие по решению Суда.

  3. Ликвидация компании налоговой – исключение из ЕГРЮЛ по решению регоргана.

Все вышеуказанные виды ликвидации в конечном итоге приводят к прекращению деятельности юрлица и исключению его из ЕГРЮЛ. Права и обязанности также полностью прекращаются, не переходят к иным лицам путем правопреемства.

Основания принудительной ликвидации юридического лица

Причины, по которым принимается решение закрыть организацию в принудительном порядке могут быть различны. Рассмотрим перечень оснований, предусмотренных Гражданским кодексом:

  1. Нарушения законодательства при создании юрлица.

  2. Отсутствие у компании разрешения/лицензии, если в соответствии с действующим законодательством РФ вид деятельности предполагает наличие обязательного разрешения/лицензии.

  3. Если деятельность предприятия запрещена законодательством РФ.

  4. Если общественная организация, общественное движение, благотворительный или иной фонд, религиозная организация, систематически занимается деятельностью, которая противоречит уставным целям таких организаций.

  5. В случае если осуществление деятельности компании, в целях которой она создавалась, невозможна по тем или иным причинам.

  6. Иные причины закрытия могут быть предусмотрены законом в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица.

Кто может обязать ликвидировать фирму через суд?

  • государственные органы;

  • органы местного самоуправления;

  • собственники фирмы.

Порядок принудительной ликвидации юридического лица

  1. Принятие судом решения ликвидировать организацию, назначение ответственных лиц (обязанность по проведению процедуры закрытия фирмы возлагается на ее собственников, но если они игнорируют решение суда, или исполняют его некачественно, то суд может назначить арбитражного управляющего).

  2. Уведомление регоргана о начале процедуры ликвидации и назначении Ликвидатора/Руководителя ликвидационной комиссии/Арбитражного управляющего.

  3. Публикации в средствах массовой информации сообщений о том, что юридическое лицо планируется закрыть. Соответствующие сообщения должны быть опубликованы на Федресурсе и в журнале «Вестник».

  4. Выявление и уведомление кредиторов компании. Проведение взаиморасчетов. Погашение имеющихся задолженностей.

  5. Составление и утверждение Промежуточного ликвидационного баланса.

  6. Уведомление регоргана о составлении Промежуточного ликвидационного баланса.

  7. Составление и утверждение Ликвидационного баланса.

  8. Подача в регорган заявления о ликвидации и ликвидационного баланса.

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Если у фирмы нет денег на затраты по закрытию или собственников невозможно найти, такая компания подлежит исключению из ЕГРЮЛ. Налоговая имеет право в одностороннем порядке принять решение о закрытии юрлица и исключении его из ЕГРЮЛ. В этом случае учредителям ничего не нужно делать, только ждать пока регистрирующий орган все сделает самостоятельно.

Однако, этот способ закрытия накладывает отпечаток на руководителя и участников как «недобросовестных» лиц. После принудительной ликвидации юридического лица таким образом директор и участники не смогут занимать руководящие должности, быть учредителями в других организациях или создавать новые компании, в течение трех лет. Кроме того, исключение предприятия из реестра не означает, что к собственникам и директору нельзя предъявить претензий и привлечь их к субсидиарной ответственности.

Для принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке нужны серьезные основания. Добросовестные учредители, не нарушающие систематически и грубо законодательство, могут не бояться – принудительная ликвидация им не грозит.

В последнее время участились случаи ликвидации юридических лиц по решению налогового органа без суда и следствия.

Вот и недавний пост Степана Данилова, основателя «МИЮ», тому подтверждение:

Судя по комментариям к посту, мало кто знает о том, что налоговый орган имеет право ликвидировать компанию. И уж совсем мало кто знает, что с этим делать.

Давайте попробуем разобраться, как все обстоит на самом деле и как избежать исключения вашей компании из ЕГРЮЛ.

Что говорит закон

Для начала посмотрим, что об этом говорит законодательство Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», статье 21.1, исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается при наличии совокупности следующих признаков:

  • Непредставление бухгалтерской и налоговой отчетности в течение 12 месяцев до принятия налоговым органом решения об исключении из ЕГРЮЛ;
  • Отсутствие операций по банковским счетам юридического лица.

Соответственно, при наличии одновременно обоих указанных признаков недействующего юридического лица налоговый орган имеет право принять решение об исключении из ЕГРЮЛ. Решение должно быть составлено по форме, утвержденной приказом ИФНС.

Налоговый орган обязан в течение трех дней с даты принятия решения об исключении сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ опубликовать текст этого решения в журнале «Вестник государственной регистрации».

В такой публикации должны содержаться сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными заинтересованными лицами с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления кредиторов или иных заинтересованных лиц.

Если в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении в налоговый орган не поступили заявления от заинтересованных лиц, то недействующее юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ.

Получается, что стоит периодически проверять «Вестник государственной регистрации» на наличие публикаций о вашей компании – чтобы потом исключение не стало сюрпризом.

Нормы ГК РФ разграничивают исключение из ЕГРЮЛ и процедуру ликвидации по решению учредителей. Исключение из ЕГРЮЛ применяется только в отношении недействующих юрлиц при надлежащем подтверждении отсутствия какой-либо деятельности.

Пунктом 9 статьи 22 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ предусмотрено: споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными незаконных решений государственных органов, если полагают, что оспариваемое решение не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8, основанием для приятия решения являются следующие факторы:

  1. Несоответствие решения государственного органа закону или иному правовому акту. Для отмены решения необходимо обосновать и доказать отсутствие признаков недействующего юридического лица;
  2. Нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. Юридическое лицо, исключенное из ЕГРЮЛ как недействующее, должно указать, что нарушение его прав и законных интересов выражается в следующем: оспариваемым решением налогового органа или в результате оспариваемых действий налогового органа в силу п. 3 ст. 49 ГК РФ прекращена правоспособность заявителя как юридического лица.

На сегодняшний день уже достаточное количество юридических лиц воспользовались своим процессуальным правом на обжалование решений налоговых органов.

Рассмотрим пример:

Постановление ФАС Московского округа от 02.04.2008 № КГ-А40/2323-08. В суде рассматривалось дело об обжаловании Обществом с ограниченной ответственностью исключения в административном порядке из сведений ЕГРЮЛ как недействующего. Налоговый орган исключил ООО из ЕГРЮЛ несмотря на то, что после публикации решения о предстоящем исключении единственный участник принял решение о продолжении деятельности общества, изменении основного вида деятельности, утверждении новой редакции устава. Однако, поскольку эти действия не несут правовых последствий в соответствии с положениями ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, налоговый орган исключил недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ. Арбитражный суд установил: оспариваемые действия регистрирующего (налогового) органа соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя. На основании вышеизложенного суд принял решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, то есть, подтвердил правомерность действий регистрирующего (налогового) органа.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: для того, чтобы ваша компания не оказалась в списке «недействующих», необходимо своевременно сдавать бухгалтерские отчеты и проводить хотя бы минимальные операции по банковским счетам. Это поможет поддерживать на плаву вашу «спящую» компанию.

А если решение налоговым органом уже принято – остается одна дорога, в суд.

Ликвидация с последующим исключением сведений о компании из ЕГРЮЛ подразумевает полное прекращение деятельности фирмы. Она утрачивает свой статус юридического лица и лишается права на осуществление экономической деятельности.

Ликвидация возможна:

  • На основании решения учредителей организации в добровольном порядке;
  • По решению суда в случае серьезных нарушений действующего законодательства;
  • По решению регистрирующего органа, в роли которого выступает налоговая служба.

Самое неприятное — это ликвидация ООО по инициативе регистрирующих органов, в особенности после недавних, датированных 2017 годом, изменений в ст. 21.1 в ФЗ «О госрегистрации ЮЛ и ИП».

На каком основании налоговая ликвидирует и исключает ООО из ЕГРЮЛ?

Указанная выше статья регламентирует все ситуации, касающиеся исключения юрлица из реестра по инициативе ФНС. В частности, налоговаявправе исключить учреждение из ЕГРЮЛ по своему собственному решению в случаях, если:

  1. ООО на протяжении 12 месяцев перед решением ФНС об исключении не сдает налоговую отчетность и не ведет каких-либо операций по счету. ФНС вправе посчитать такое учреждение недействующим и исключить из реестра.
  2. Предприятие не может быть ликвидировано ввиду отсутствия финансовых средств на проведение ликвидационной процедуры, а также эти расходы не могут быть отнесены на участников юридического лица;
  3. Отметка в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений, которая сохраняется 6 месяцев со дня внесения и если не принимаются меры к их исправлению.

Заказать обратный звонок

Раньше ФНС исключала по своему решению лишь «пустышки», которые не вели свою деятельность, то теперь серьезную угрозу нормальной деятельности организаций представляют и полномочияналоговиков по исключению ввиду недостоверности сведений о фирме. В 2018 году по этим основаниям было исключено свыше 1,5 тыс. юридических лиц.

Типичная ситуация: юридический адрес ООО в 2018 году был помечен как «недостоверный», и компания не смогла или не захотела вносить верные сведения.

В каких случаях ФНС ставит отметку о недостоверности

При проведении проверочных мероприятий госорган может отметить представленные в ЕГРЮЛ сведения как недостоверные. Чаще всего это:

  • Данные об учредителях, в том числе в случае «множественности» учредителя, когда одно и то же лицо значится в 5 и более юрлицахв составе учредителей;
  • Отсутствие компании по юридическому адресу, неполучение ей корреспонденции и отсутствие директора по этому же адресу. ФНС тщательно проверяет, присутствует ли офис фирмы по указанным данным или же нет.

Организации, которые осуществляли смену юридического адреса ООО в 2018 году столкнулись с очень строгими требованиями налоговой к месту осуществления деятельности:

  • Должны быть представлены документы, свидетельствующие о праве пользоваться указанным в документах адресом: сведения о собственности, договор аренды, гарантийное письмо, сведения о регистрации директора (если ООО оформлено по месту жительства руководства) и т.д.
  • Адрес должен быть указан максимально подробно, вплоть до этажа и номера комнаты;
  • Место регистрации не должно быть «множественным» — если на одну и ту же комнату, здание или этаж уже зарегистрировано 5 и более компаний, то ФНС вполне могла признать место регистрации множественным и поставить метку о недостоверности.
  • Указанный в ЕГРЮЛ юридический адрес явно должен иметь признаки нахождения по нему компании: офис директора и хотя бы один сотрудник, получение корреспонденции из налоговой, наличие документов фирмы и т.д.

В итоге в 2018 году многие компании, для которых место регистрации носило лишь сугубо формальный характер, оказались на грани исключения из реестра в одностороннем порядке со стороны регистрирующего органа.

Заказать обратный звонок

Что делать, если ФНС хочет исключить компанию из ЕГРЮЛ?

Когда по факту недостоверной информации в реестре фискальный орган инициирует процедуру удаления фирмы из ЕГРЮЛ, следует придерживаться такого порядка действий:

  • Устранить обстоятельства, которые повлекли простановку отметки о недостоверности сведений;
  • Направить не позднее 3 месяцев с даты публикации решения ФНС об исключении огрганизации мотивированное заявление, в котором указать об устранении всех неточностей в ЕГРЮЛ.
  • Обратиться в ФНС с заявлением о внесении изменений ЕГРЛ в части сведений, которые госорган признал недостоверными.

При грамотном и оперативном исправлении недостоверных данных есть шанс избежать удаления из реестра и продолжить деятельность компании в штатном режиме. И,разумеется, лучше постоянно держать руку на пульсе компании, не допуская длительного нахождения указания о неверности информации в реестре.

Подробнее о том, что делать, если налоговая выставила отметку о недостоверности, мы уже писали ранее ().

Примеры ситуаций, когда ФНС признает адрес недостоверным

  1. При направлении писем от госоргана все они возвращаются с отметкой о том, что такого получателя по указанному адресу не существует или же возвращаются ввиду истечения срока хранения.
  2. При непосредственном выезде по месту регистрации общества с ограниченной ответственностью налоговики не обнаруживают ни вывески юрлица, ни офиса.
  3. Предприятие оформлено по адресу с указанием лишь номера офисного строения, без конкретизации – этажа, комнаты, подъезда и так далее.

Возможно как наличие одного признака, так и нескольких. Оптимальным способом избежать санкций со стороны регоргана будет либо фактическое размещение офиса по выбранному адресу или же оформление услуги почтового обслуживания, чтобы избежать внимания ФНС.

Как правило, проверки на предмет достоверности сведений инициируются лишь после первых тревожных звоночков – например, постоянного возврата документов.

Заказать обратный звонок

Как проходит процедура исключения из ЕГРЮЛ

Процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налоговой выглядит следующим образом:

  1. ФНС устанавливает наличие оснований для удалениясубъекта экономической деятельности и из реестра в одностороннем порядке и выносит решение об этом.
  2. Решение органа подлежит обязательной публикации в «Вестнике Государственной регистрации» и в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.
  3. В течение трех месяцев представитель юридического лица, кредиторы и прочие заинтересованные лица подают в ФНС мотивированные заявления о нарушении их прав односторонним исключением компании из ЕГРЮЛ.
  4. При наличии обоснованных возражений и претензий со стороны кредиторов и иных лиц административное исключение компании из ЕГРЮЛ не производится.

Однако в дальнейшем, даже если фирма не будет исключена из реестра, недостоверный юридический адрес ООО как в 2018, так и в 2019 году доставитв дальнейшем массу проблем компании в ее нормальной деятельности.

Как минимум это:

  • Недоверие контрагентов и отказ от проведения любых сделок;
  • Проблемы с обслуживанием в банках;
  • Риск для учредителей, которые управляют еще несколькими компаниями – они так же могут попасть во внимание ФНС;
  • Постоянно сохраняющаяся угроза повторной инициации механизма удаления из реестра в административном порядке.

Если же внесению отметки о недостоверности предшествовала смена юридического адреса ООО в 2018 году, забракованный госорганом, то лучше подобрать качественный адрес для своего бизнеса и избавиться от неприятной отметки в реестре.

Заказать обратный звонок

Последствия ликвидации и исключения ООО в административном порядке

В случае если недействующее юридическое лицо исключается из ЕГРЮЛ или же аналогичные меры применяются к компании, имеющей признаки недостоверности сведений об адресе или учредителях, для ООО наступают последствия, описанные в статье 3 ФЗ «Об ООО» №14-ФЗ с изменениями от 08 июня 2018 года.

В основном это субсидиарная ответственность учредителей и руководства предприятия, если их действия прямо или косвенно повлекли к ликвидации юрлица и нарушению прав и интересов кредиторов, а также третьих лиц. Требование о возмещении вреда подается в арбитражный суд по месту регистрации учредителей или иных лиц, в отношении которых подается иск о привлечении к субсидиарной ответственности.

Уже состоявшееся удаление из реестра юрлицо только может обжаловать в суд не позднее 1 года со дня внесения записи. Но судебная практика показывает, что обжалование таких случаев практически бесполезно, ведь 6 месяцев отметки о недействительности сведений более чем достаточно для устранения всех недостатков. И если представитель бизнеса мер к исправлению данных не принял, то и требовать признания исключения незаконным через суд он не вправе.

Могут ли исключить фирму с долгами?

Вполне. При наличии отметки о недостоверности ФНС исключает предприятие без оглядки на долги. При этом если фирма задолжала государству, то такие долги могут быть списаны как безнадежные.

При этом судьба неисполненных обязательств перед кредиторами, которые пропустят публикацию решения о прекращении деятельности фирмы, никого не волную. Кредиторам в дальнейшем придется требовать взыскать сумму долга с учредителей или руководства ООО в субсидиарном порядке.

Помощь специалистов

При возникновении проблем из-за недостоверной информации в ЕГРЮЛ по мнению налоговой, лучше обратиться за профессиональной помощью к опытным специалистам.

Юристы не только помогут подобрать «чистый» юридический адрес, но и помогут в дальнейшем избавиться от всех неприятных примечаний в реестре и восстановят нормальную работу компании.

Полное описание

Защита кредиторов ликвидированного предприятия возможна только путем обжалования ненормативного акта регистрирующего органа – решения о внесении сведений в ЕГРЮЛ. Данное право кредитора закреплено в ч. 1 ст. 198 АПК РФ, где указано условие обжалования, а именно – не соответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и нарушение им прав и законных интересов кредитора в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оспаривание ликвидации предприятия в соответствии с действующим законодательством возможно, но представляется достаточно проблематичным. Это связано с рядом материально- и процессуально-правовых трудностей, которые возникают в процессе оспаривания и обусловлены последствиями такого оспаривания.

Сугубо процессуальная проблема заключается в том, что в момент оспаривания предприятие уже ликвидировано, и привлечь его к участию в деле невозможно. Но в соответствии со ст. 270, 288 АПК РФ отсутствие привлечения компании является безусловным основанием для отмены решения суда.

Что касается материально-правовых оснований, то первое, на что стоит обратить внимание, это установленный в п. 4 ст. 198 АПК РФ срок, в течение которого может быть подано заявление в суд об оспаривании ненормативного акта регистрирующего органа. Указанный срок составляет три месяца, с момента, когда организации стало известно о нарушении прав и законных интересов. Определить данный момент достаточно сложно, т.к. созданная в процессе ликвидации ликвидационная комиссия обязана в течение двух месяцев опубликовывать данные о ликвидации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 ст. 63 ГК РФ). Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица. Поэтому вероятность того, что кредитор не знал о проходящей ликвидации, практически равна нулю. И, следовательно, уложиться в трехмесячный срок достаточно проблематично, учитывая, что решение о внесении записи в ЕГРЮЛ уже вынесено, вступило в силу и выдан исполнительный лист. А данные процессуальные действия чаще всего бывают затянуты по времени более, чем на три месяца.

Вместе с тем в ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрен специальный срок. В статье указано, что исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

В большинстве случаев течение указанного срока давности начинается с момента официального опубликования решения регистрирующего органа об исключении недействующего предприяти в Вестнике государственной регистрации. Именно с этого момента лицо должно было узнать о нарушении своего права. При этом в каждом конкретном случае суд оценивает все обстоятельства, в том числе и определяет момент начала и окончания течения срока исковой давности, предусмотренного настоящей статьей. По истечении срока исковой давности указанные лица утрачивают право на судебное обжалование решения регистрирующего органа, за исключением случаев, когда пропущенный срок восстанавливается на основании судебного акта (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.02.2010 по делу № А53-9580/2009).

Представляется, что в данном случае должен применяться годичный срок, указанный в ФЗ 08.08.2001 № 129-ФЗ, в качестве специальной нормы, установленной для оспаривания решения налогового органа о ликвидации ЮЛ.

Как показывает судебная практика, случаи удовлетворения требований кредитора о признании решения налогового органа недействительным имеют место (Постановление ФАС Московского округа от 22.09.2011 по делу № А40-22042/11-84-1, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2011 по делу № А78-2635/2010). Наиболее распространенным основанием для удовлетворения является несоблюдение установленных законом требований к процедуре ликвидации. В качестве примера выступает представление документов, свидетельствующих об отсутствии имущества у ЮЛ, в то время, как суд установил наличие такого имущества (Постановление ФАС Московского округа от 11.10.2010 № КГ-А40/9931-10,2 по делу № А40-72974/09-120-387). Также в случае предоставления обществом недостоверного ликвидационного баланса и невыполнении своих обязательств перед кредиторами суд отказал в признании незаконным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией общества (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2010 № 09АП-11430/2010 по делу № А40-3235/10-149-46).

Отдельно необходимо указать, что до внесения сведений в ЕГРЮЛ о ликвидации кредитор предъявляет свои требования к ликвидационной комиссии, как единственному действующему органу ЮЛ в период ликвидации. После внесения сведений в ЕГРЮЛ обращаться нужно уже к налоговому органу, который произвел соответствующую запись о ликвидации.

Второй вопрос, вызывающий трудность, заключается в отсутствии имущества у вновь восстановленного предприятия. В случае, если суд примет решение о том, что внесение записи в ЕГРЮЛ было осуществлено с нарушением закона, и запись будет отменена, то юридическое лицо будет считаться вновь действующим. Но главная задача, стоящая перед кредитором, а именно получение определенной задолженности от ликвидированного предприятия, не может быть достигнута по причине отсутствия у последнего имущества. Анализ действующего законодательства позволяет говорить, что оно не содержит прямого указания на обязанность вернуть или право истребовать имущество, которое было распределено в процессе ликвидации предприятия. Данный механизм просто не предусмотрен действующим законодательством.

Оспаривать сделки по отчуждению и признавать их недействительными нет никаких оснований. Нельзя также истребовать имущество из чужого незаконного владения или от добросовестного приобретателя. Нет причины говорить и о том, что распределенное имущество можно рассматривать как неосновательное обогащение, и как следствие об обязанности его вернуть.

Таким образом, вернуть имущество восстановленному юридическому лицу невозможно, и тем более нельзя говорить о каком-либо автоматическом возвращении распределенного ликвидационной комиссией имущества, имевшегося у общества на момент принятия решения о ликвидации.

Между тем один из основных признаков юридического лица состоит в том, что общество имеет «обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом» (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Во исполнение данной нормы суды отказывают в удовлетворении различных требований к ликвидированной организации, например, о признании сделки недействительной (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.03.2010 по делу N А17-6805/2008), по трудовым спорам (Апелляционное определение Омского областного суда от 21.11.2012 по делу N 33-7307/2012).

В момент завершения ликвидации юридического лица прекращается его правоспособность (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
И, как следствие, признание записи в ЕГРЮЛ недействительной и восстановление ЮЛ, не является автоматическим основанием удовлетворения требований кредитора. Это невозможно осуществить по причине отсутствия у ЮЛ имущества.

Отдельно нужно указать, что на момент восстановления юридического лица его органы оказываются не сформированными, т.к. в процессе ликвидации действует ликвидационная комиссия, которая и является органом ЮЛ. Говорить об автоматическом восстановлении прежних органов нет законных оснований. В конечном счете в юридическом лице помимо отсутствия имущества и сформированных органов не будет и ликвидационной комиссии.

Проведенный анализ свидетельствует о многочисленных дефектах, неизбежных при проведении процедуры восстановления юридического лица.

На основании вышеизложенного следует констатировать, что действующее законодательство не предусматривает не только механизма восстановления юридического лица, но и последствий данных действий. Нельзя забывать, что как технически, так и юридически очень сложно себе представить такой институт, как восстановление юридического лица без восстановления его имущества, которое получило уже новых собственников.

На основании изложенного можно прийти к выводу, что оспаривание решения налогового органа о ликвидации ЮЛ не будет способствовать удовлетворению требований кредитора. Это обусловлено отсутствием имущества у ЮЛ, которое может быть восстановлено.

Юридическая фирма