Лицензирование экспертизы промышленной безопасности

Вернуться назад7 апреля 2015 г.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 14.10.2014г. №307-ФЗ, многим экспертным компаниям необходимо переоформлять лицензию по экспертизе промышленной безопасности, т.к. изменились формулировки видов работ. Согласно статье 31 вступившего нормативного акта были внесены изменения в Федеральный закон от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Компаниям в лицензии, которых не содержится перечень работ или виды работ указаны в старой формулировке, необходимо переоформить лицензию.

Важно отметить, что территориальные управления Ростехнадзора отказывают в регистрации заключений ЭПБ, выданных экспертными компаниями, у которых формулировки видов работ в лицензии не соответствуют 116-ФЗ «О промышленной безопасности».

Не многие заранее позаботились о переоформлении лицензии, и страдают из-за этого в первую очередь заказчики экспертиз, которым отказывают в регистрации заключений выполненных в таких экспертных компаниях.

В компании НТЦ «Промбезопасность» этому вопросу уделили должное внимание. Мы одни из первых получили новую лицензию №00-ДЭ002232, которая отвечает всем требованиям законодательства.

Теперь при обращении к нам за экспертизой промышленной безопасности, наши клиенты уверены в том, что у них не возникнет проблем с регистрацией заключения в Ростехнадзоре.

На фото: Лицензия на осуществление деятельности по проведение
экспертизы промышленной безопасности 00-ДЭ-002232 (4 стр.)

Поделиться новостью

Законодательством перечисляются виды деятельности в области промышленной безопасности: размещение, проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов называют стадиями хозяйственной деятельности.

В отношении опасных производственных объектов к данным стадиям хозяйственной деятельности предъявляются повышенные законодательные требования, с тем, чтобы обеспечить должный уровень промышленной безопасности. Опасные производственные объекты являются источниками повышенной опасности в соответствии с положениями гражданского законодательства и сложившейся судебной практикой, поэтому многие виды деятельности, связанные с функционированием данных объектов, подлежат на лицензирование в области промышленной безопасности .

Согласно положениям федерального закона № 185-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование в области промышленной безопасности представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности .

Право юридического лица осуществлять лицензируемый вид деятельности возникает с момента получения соответствующей лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» из всех вышеперечисленных стадий хозяйственной деятельности ОПО относит на лицензирование в области промышленной безопасности только эксплуатацию.

А деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасных производственных объектов сама по себе не подпадает под лицензирование в области промышленной безопасности.

Лицензирование данных видов деятельности осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов:

  1. Федеральный закон от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

  2. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

  3. Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. № 492;

  4. Положение о лицензировании производства маркшейдерских работ, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012г. № 257;

  5. Положения о лицензировании в области взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2008г. № 279;

  6. Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденный приказом Ростехнадзора от 12 декабря 2012 г. №714;

  7. Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по производству маркшейдерских работ, утвержденный приказом Ростехнадзора от 19 сентября 2012 № 512;

  8. Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по лицензированию деятельности производства, хранения, применения взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденный приказом Минприроды России от 23 октября 2008 г. N 267;

  9. Правила предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 июля 2012 года №722 .

Деятельность в области промышленной безопасности потенциально представляет угрозу для жизни и здоровью людей, их имуществу, экологической безопасности и окружающей среде именно поэтому к ней государством предъявляются высокие требования – устранить последствия нарушений данной сфере намного тяжелее, чем их предотвратить.

В статье 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» указаны следующие виды деятельности в области промышленной безопасности:
1) проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта;
2) изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
3) проведение экспертизы промышленной безопасности;
4) подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

Не все, но некоторые виды в области промышленной безопасности лицензируются. Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 (ред. от 28.10.2013) «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат:


1) эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 (ред. от 15.04.2014) «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности»);
2) производство маркшейдерских работ (Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 257 (ред. от 25.12.2012) «О лицензировании производства маркшейдерских работ»);
3) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности (Постановление Правительства РФ от 04.07.2012 N 682 (ред. от 21.05.2014) «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности»);
4) деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения (Постановление Правительства РФ от 16.04.2008 N 279 (ред. от 24.09.2010) «Об утверждении Положений о лицензировании в области взрывчатых материалов промышленного назначения» (вместе с «Положением о лицензировании производства взрывчатых материалов промышленного назначения», «Положением о лицензировании хранения взрывчатых материалов промышленного назначения», «Положением о лицензировании применения взрывчатых материалов промышленного назначения», «Положением о лицензировании деятельности по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения»).

Лицензирующий орган во всех случаях — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»).

Поскольку порядок лицензирования зависит от конкретного вида деятельности промышленной безопасности, для примера рассмотрим порядок лицензирования промышленной безопасности в отношении экспертизы промышленной безопасности. При лицензировании деятельности по проведению экспертизы необходимо также руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 N 682 (ред. от 21.05.2014) «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности» и Приказом Ростехнадзора от 15.11.2012 N 658 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности».

В ст.13 Федерального закона о промышленной безопасности указывается, что экспертизе промышленной безопасности подлежит:
1) документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта
2) документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта
3) технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте
4) здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;
5) декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение
6) обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

Проводить такую экспертизу вправе организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика. При этом такая организация не вправе проводить такую экспертизу в отношении принадлежащих ей самой объектов (ч. 2 ст. 13 Федерального закона о промышленной безопасности). Выводы оформляются в виде заключения, которое подписывает руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы.

Лицензионными требованиями к соискателю лицензии является наличие в штате соискателя лицензии как минимум одного эксперта, имеющего высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, аттестованного в установленном порядке на знание специальных требований промышленной безопасности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами, по заявляемым работам (услугам) (п. 4 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности).

После получения заключения от организации, которая вправе проводить экспертизу промышленной безопасности, соискатель лицензии подает в Ростехнадзор соответствующее заявление и пакет документов (включая заключение), указанные в п. 6 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности. Ростехнадзор осуществляет в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности» проверку документов и соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Срок на принятие решения о выдаче или отказе в выдачи лицензии – 45 дней с момента представления документов соискателем лицензии. Срок действия лицензии – бессрочно.

Процесс подготовки документов и получения лицензии на осуществление медицинской деятельности достаточно длительный и сложный, поэтому чтобы получить лицензию с первого раза, мы советуем вам обращаться к специалистам, которые не раз получали такие лицензии.