Логистические посредники в транспортировке

Современные тенденции экспедиционного обеспечения логистики

При перевозках грузов большое влияние на качество обслуживания оказывает участие посредников. К основным логистическим посредникам в транспортировке товаров относятся перевозчики и экспедиторы. Первые, как правило, выполняют различные перевозочные услуги, ассортимент которых определяется размерами отправок, различной дальностью перевозки, видами принимаемых к отправке грузов и другими признаками. Экспедиторы выполняют набор комплексных услуг: организовывают перевозку по маршруту, выбирают способ транспортировки и маршрут, координируют работу разных перевозчиков, выполняют таможенное оформление грузов и другие операции. Объем и содержание транспортной экспедиции определяется многими обстоятельствами: видом транспорта, видом сообщения, характером груза, технологией обработки груза и т. д.

К основным функциям экспедитора относят следующее:

— проработка транспортных условий контракта купли-продажи и выбор наиболее рационального вида транспорта, маршрута перевозки, транспортных средств с учетом системы критериев, принятой для транспортировки товара;

— изучение конъюнктуры мирового рынка транспортных услуг и разработка рекомендаций по организации перевозок;

— сопровождение товара в процессе транспортировки с предоставлением набора информационных услуг;

— организация доставки грузов, погрузочно-разгрузочных и складских работ;

— обеспечение максимального использования грузоподъемности и грузовместимости перевозочных средств (вагонов, автомобилей, контейнеров, судов);

— заключение договоров с перевозчиками или их представителями на транспортировку груза, осуществление расчетов с перевозчиками и другими транспортными посредниками;

— подготовка необходимых транспортных и товаросопроводительных документов;

— приемка груза от перевозчика в пунктах назначения с проверкой количества груза (веса, числа мест), а в отдельных случаях и его качества;

— оформление коммерческих актов и других документов при обнаружении недостач, порчи, повреждения груза или тары, излишков, пересортицы и т. п.;

— содействие организации перевалки грузов при передаче с одного вида транспорта на другой;

— выполнение таможенной очистки, содействие санитарному контролю и карантинным операциям;

— выполнение страхования грузов;

— координация действий участников транспортного процесса для обеспечения эффективной доставки грузов и др.

Выполнение указанных функций экспедитора реализуется через последовательность конкретных операций. Так, погрузочно-разгрузочные и складские работы включают следующие операции: погрузку, разгрузку, сортировку, маркировку, упаковку, счет, взвешивание грузов, комплектование и разукрупнение отправок, формирование и расформирование пакетов, ремонт упаковки и транспортной тары и т. д. Экспедитор при этом может выполнять очистку транспортных средств и контейнеров от остатков груза, содержать парк оборотных контейнеров и пакетов и предоставлять их грузоотправителям, предоставлять пломбировочные устройства.

К коммерческим услугам, предоставляемым экспедиторами, относятся заполнение товарно-транспортных документов; оформление и оплата провозных платежей, сборов, штрафов; декларирование грузов в таможенных органах, оформление таможенных документов, составление актов о недостаче, несохранности грузов и просрочке их доставки от имени грузовладельца.

К информационным услугам экспедитора относят информирование грузополучателей об отправке грузов, уведомление о прибытии грузов в их адрес, предоставление сведений и месте нахождения груза, о тарифах на логистические услуги, выполняемых в ходе транспортировки и др.

Экспедиторы, имеющие подвижной состав, могут выполнять операции по перевозке.

При привлечении экспедитора в смешанном сообщении возникает необходимость определения выгоды, получаемой пользователем которая зависит во многом от используемой схемы доставки. Пусть продавец и покупатель заключили договор купли-продажи товара, в котором предусмотрена обязанность продавца организовать доставку груза в пункт назначения. При этом следует выполнить следующие операции: груз необходимо подготовить к транспортировке, оформить документы, погрузить на автомобиль, доставить на автомобиле на железнодорожную станцию, там выгрузить и какое-то время хранить до погрузки в вагон, перевезти груз по железной дороге в порт своей страны, выгрузить на склад порта, временно хранить на складе до прибытия судна, погрузить груз на судно, отправить морем в порт другой страны, обработать груз в порту страны назначения, передать его автомобильному перевозчику, который доставит его в обусловленный договором пункт назначения.

В рассматриваемой ситуации возможны три основные схемы организации указанного сообщения.

По первой схеме (рис. 2.1) продавец отказывается от услуг каких-либо посредников в организации и осуществлении перевозок, т. е. действует самостоятельно. Из схемы видно, что для того, чтобы осуществить возложенные на него обязательства по доставке, отправителю следует заключить 6 договоров обслуживания (перевозки и оказания услуг) — по количеству участников транспортировки и перевалки груза с одного вида транспорта на другой. Таких договоров может быть больше, если на участке одного вида транспорта задействовано более одного перевозчика.

— движение груза

— договорные отношения отправителя

Рис 2.1 Схема договорных отношений отправителя и получателя, движение груза без участия посредников

По второй схеме в договор включаются посредники — экспедиторы. Их договорно-правовой статус и деятельность в такой логистической цепи доставки принципиально меняют права и обязанности отправителя и покупателя, что отражено на рис. 2.2. В этой схеме различают следующие виды транспортной экспедиции:

— при отправлении груза, в пунктах отправления и погрузки;

— по прибытии груза, в пунктах назначения, выгрузки;

— при перевалке груза, в пунктах перехода с одного вида транспорта на другой, перегрузки.

Рис 2.1 Схема договорных отношений отправителя и получателя, движение груза с участием посредников

Отправитель не готовит груз к перевозке, а поручает выполнить все необходимые операции экспедитору. Вместо 6 договоров перевозки и обработки грузов продавец заключает лишь 3 договора транспортной экспедиции. При этом следует отметить, что понятие «экспедитор» имеет в данном случае узкий смысл, т. е. это оператор на рынке транспортных услуг, который тяготеет к определенным видам транспорта и деятельности на них, а также к определенным странам и регионам. В указанной схеме, как правило, один экспедитор представляет интересы покупателя и выполняет необходимые операции с грузом по его прибытии на место назначения.

Третья схема доставки груза, приведенная на рис. 2.3, иллюстрирует сущность и главные принципы организации и регулирования смешанных перевозок.

Оператором смешанных перевозок является экспедитор, обладающий большими правами и ответственностью, а также более широкой сферой деятельности. Отправитель заключает один договор и предает груз оператору смешанной перевозки. Процесс доставки находится под постоянным контролем оператора, и грузовладелец может в любой момент получить информацию о продвижении груза и его состоянии. Таким образом, операторы смешанных перевозок организуют и осуществляют перевозку в соответствии с логистическим принципом «от двери до двери». Операторы смешанной перевозки имеют, помимо главных офисов, региональные представительства, дочерние компании, сеть агентов в грузообразующих центрах и в транспортных узлах.

Рис 2.4 Алгоритм выбора логистических посредников

К вспомогательным логистическим посредникам в транспортировке (если экспедиторы не выполняют соответствующие функции) относятся таможенные брокеры, информационные, страховые, охранные компании, банки, терминалы и др.

3. Методика выбора перевозчика

Проведенные исследования и накопленный опыт оценивания позволил разработать общий алгоритм выбора логистического посредника (рис. 2.4), в частности, перевозчика, включающий следующие положения.

1. Все показатели (критерии), влияющие на выбор перевозчика, разделены на три группы: количественные, качественные, релейные; это позволяет использовать различные подходы при их определении и расчете интегральных оценок для перевозчика. Для примера в табл. 2.1 представлен набор критериев, участвующих в выборе перевозчика.

Таблица 2.1. Критерии выбора перевозчиков

Наименование критерия (показателя)

Ранг

Надежность времени доставки (транзита)

Тарифы (затраты) доставки «от двери до двери»

Общее время транзита «ДТД»

Готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа

Финансовая стабильность перевозчика

Наличие дополнительного оборудования (по грузопереработке)

Частота сервиса

Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке груза

Потери и хищения груза (сохранность груза)

Экспедирование отправок

Квалификация персонала

Отслеживание отправок

Готовность перевозчика к переговорам об изменении сервиса

Готовность схем маршрутизации перевозок

Сервис на линии

Процедура заявки (заказа транспортировки)

Качество организации продаж транспортных услуг

Специальное оборудование

2. К релейным показателям отнесены такие, которые имеют только два показателя: «да» или «нет». Например, наличие у перевозчика соответствующего сертификата качества или лицензии, страховых полисов, допуска к каким-либо процедурам (в частности для международных перевозчиков — допуска к процедуре МДП) и др. Выявление релейных показателей повышает объективность процесса выбора, а также позволяет сократить объем работы экспертов.

3. Весовые коэффициенты Wi учитывающие степень влияния показателей на интегральную оценку, рассчитываются для количественных и качественных показателей с учетом их общего ранжирования по следующим формулам:

— для линейной зависимости

— для экспоненциальной зависимости

где N — количество учитываемых показателей;

xi — середина i-го интервала, i = 1, 2, …, N;

∆х — интервал, рассчитываемый с учетом количества показателей и размаха значений х.

Для определения весовых коэффициентов могут быть использованы и другие зависимости, в частности, плотности распределения вероятностей (закон Пуассона, нормальный закон и др.).

4. Для определения значений количественных показателей помимо оценок экспертов, используются различные источники ин формации (отчеты, справочники, прайс-листы, результаты обследований и опросов и т. п.). Теоретически возможен вариант, когда все количественные оценки анализируемых перевозчиков могут быт получены без участия экспертов.

Обработка количественных показателей производится в соответствии с методами квалиметрии, предусматривающей следующие этапы:

— построение таблицы, в горизонтальных строках которой указываются показатели, в столбцах — значения анализируемых перевозчиков по каждому показателю Aij,

— для каждого параметра определяется эталонное значение максимальное или минимальное, в зависимости от влияния показателя на общую оценку;

— если в качестве эталонного выбрано наибольшее Aimax все значения данной строки делятся на него, в клетках таблицы заносится

— если в качестве эталонного выбрано наименьшее Aij , то эталонное значение делится на другие значения данной строки и в клетках таблицы заносятся