Миграционная безопасность

Перспективы аудита как бизнеса

АУДИТ VS КОНСАЛТИНГ

Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт», за 2011 год общая выручка участников рейтинга, в который вошли крупнейшие консультанты, составила 70,7 млрд рублей. По сравнению с 2010 годом рост выручки в 2011-м составил 14%. При этом наибольшими темпами – на 16% за год – рос спрос на сопутствующие аудиту услуги. В 2011 году только 43% от выручки аудиторско-консалтинговых групп составила выручка от проведения собственно аудита. В том числе четверть – от аудита финансовых институтов. 20% выручки пришлось на налоговый и юридический консалтинг, 12% – на финансовый консалтинг, 13% – на оценочные услуги.

Таким образом, аудит как таковой уже не является основным бизнесом в аудиторско-консалтинговом бизнесе. Это объективная картина, так как рентабельность аудита снижается, а консалтинга – растет. Все больше выделяется ориентированность компаний, пользующихся услугами аудиторов, на покупку индивидуального консалтингового продукта. При этом аудит все чаще рассматривается в качестве формального продукта, который нужен среднему бизнесу в первую очередь для привлечения банковского кредитования, а крупному – для создания и поддержки имиджа бренда. Поэтому крупный публичный бизнес пользуется в основном услугами более крупных, а самое главное – широко известных аудиторских компаний, а средний (до момента получения доступа к публичным заимствованиям) не имеет необходимости переплачивать за бренд и пользуется услугами средних и небольших аудиторских компаний.

ПОВЫСИТЬ ЦЕННОСТЬ — УЛУЧШИТЬ СИТУАЦИЮ

Так каков же нынче рынок аудиторских услуг? С одной стороны, увеличение требований к проведению обязательного аудита привело к сокращению рынка. С другой стороны, в сокращенной доле рынка наблюдалось значительное количество аудиторских услуг по демпинговым ценам. В связи с этим, не имея объективных цифр, нельзя говорить о существенном сокращении рынка, тем более что, по данным рейтингового агентства «Эксперт», в 2011 году рынок аудиторских услуг не только не сжался, но и имел небольшой рост.

Однако, учитывая то, что доходность консалтингового бизнеса выше, чем аудита, можно с уверенностью сказать, что классический аудит как бизнес не имеет реальных перспектив развития. Единственной возможностью для повышения востребованности аудита является повышение его ценности для конечных потребителей и сокращение факторов, дискредитирующих аудит. Основной фактор, дискредитирующий аудит, – демпинг и отсутствие сформировавшейся профессиональной среды. Реальные механизмы борьбы с демпингом могут быть выработаны только в случае наличия сформировавшейся профессиональной среды, отличной от той среды, которая будет ориентирована на аудит, как, в первую очередь, на торговлю услугами. Общественная значимость профессии должна выйти на первый план, повысив самосознание аудиторов и их статус. Считаю существующий переток квалифицированных кадров в сферу ведения учета и во внутренний аудит объективным, но ослабляющим профессиональную среду фактором. Вероятно, должен быть найден баланс между существующим и необходимым рынку количеством аудиторов.

Развитие саморегулируемых организаций также должно пройти определенную границу, после которой в СРО будут объединяться не потому, что это предписано законом, а потому, что это будет реально необходимо их членам для полноценного (с точки зрения профессии) осуществления деятельности. СРО должны стать значимыми организациями с прозрачными требованиями к деятельности, в том числе к качеству работы своих членов, а также с реальной возможностью оказывать помощь своим членам (в первую очередь методологическую).

В настоящее время рентабельность аудита составляет в среднем 15–25%, что позволяет не только вести устойчивую деятельность, но и развиваться. Учитывая существующую тенденцию снижения доходности аудита как бизнеса, появляется много тенденций в развитии аудиторской практики не только в рамках классического аудита, но и в рамках консалтинга, тесно связанного с аудитом. Думаю, что аудиторы будут востребованы в качестве тех специалистов, которые могут быть задействованы в оказании более высокодоходных услуг, таких как финансовые экспертизы, финансовый и налоговый консалтинг.

Таким образом, не следует рассматривать аудит как бизнес только в его классическом проявлении. Следует учитывать все связанные с аудитом услуги. В этой связи аудиторам можно прогнозировать конкуренцию как со стороны самих аудируемых экономических субъектов (которые могут создавать и развивать свои аналитические службы, в частности вводить должности внутренних аудиторов), так и со стороны консалтинговых фирм.

По сравнению с самими экономическими субъектами достоинства аудиторов связаны с большей объективностью, профессионализмом, знанием внешней среды (макроэкономики, законодательства – последнее в условиях Российской Федерации особенно важно), а по сравнению с консалтинговыми фирмами – с лучшим владением исходной базой для анализа в виде бухгалтерской и первичной отчетности, данными об организационных и кадровых особенностях предприятия и другой необходимой для анализа информацией.

Приведенные доводы в пользу целесообразности расширения функций аудитора находятся в русле господствующих представлений о развитии международного и отечественного аудита. По существу, именно о таком расширении идет речь, когда говорят о переходе от проверки соответствия ведения бухгалтерского учета нормативным актам к оценке финансового состояния экономического субъекта.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АУДИТА В РОССИИ

Путь развития российского рынка аудита практически повторял все этапы, которые проходили иностранные участники рынка аудиторско-консалтинговых услуг, но в ускоренном варианте, а потому отечественный рынок имеет свои особенности. Наиболее проблематичным в развитии аудиторской деятельности в нашей стране является отсутствие каких-либо концептуальных основ этого развития.

Если в 1990-х при решении проблем аудиторского рынка еще можно было как-то обходиться копированием западного опыта, то сейчас чрезмерное следование такому подходу становится существенным тормозом на пути развития отечественного аудита (в основном потому, что возможности догоняющего развития в аудите – как и в других секторах нашей экономики – постепенно исчерпываются). Актуальность системного решения проблем аудита особенно возросла в последние годы, в связи с кризисными явлениями стала ясна необходимость серьезного реформирования мирового аудита.

Научные проблемы российского аудита родились вместе с ним, но в предыдущем десятилетии им уделялось явно недостаточное внимание. Основные усилия специалистов были направлены на задачи, казавшиеся – справедливо или не совсем – куда более злободневными: создание аудиторских фирм, государственных органов регулирования аудита, различного рода нормативных актов, организации практического проведения аудиторских проверок, системы подготовки кадров. Таким образом, некоторый дефицит интереса к проблемам аудиторской науки был в какой-то степени оправдан. Однако по мере становления и постоянного совершенствования отечественного аудита такое положение все больше тормозит его развитие.

Чем дальше, тем больше необходимо осознание, подробный анализ и решение разнообразных аудиторских проблем. Базой для их решения должна стать стройная концепция аудита. К счастью, в последнее время возрастает не только необходимость, но и возможность этого: принят закон об аудиторской деятельности, разработаны в значительной мере правила (стандарты) аудиторской деятельности, в области аудита появились теоретики и практики, отечественным специалистам стал ближе и понятнее западный опыт.

Таким образом, несмотря на наличие ряда негативных тенденций, аудит как высокопрофессиональная область бизнеса имеет хорошие перспективы. Перспективность аудита как бизнеса обусловлена возможностью расширения сферы оказания аудиторских услуг за счет применения профессиональных знаний и опыта аудиторов.

7 особенностей современного аудиторского рынка

  1. Крупные аудиторские компании все чаще используют в своих проектах небольшие и средние фирмы.

  2. Российские аудиторские компании входят в международные аудиторско-консалтинговые сети, что приводит к увеличению практики в области МСФО для российских предприятий.

  3. Формально проводимый обязательный аудит имеет демпинговую тенденцию ценообразования.

  4. Аудит становится все более нормативно-регулированным. Это влечет за собой увеличение требований к его проведению, влияет на трудозатраты, а соответственно и на стоимость.

  5. Аудит все больше отделяется от консалтинга, в том числе от налогового.

  6. Снижение уровня оплаты труда аудиторов по сравнению с бухгалтерами.

  7. Расширение спроса на услуги внутренних аудиторов.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

МИГРАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ

МАКСИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ НАЗАРОВ,

аспирант кафедры Конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы миграционной безопасности Российской Федерации, сформулировано авторское понятие миграционной безопасности; определены сущность и принципы миграционной безопасности. Ключевые слова: миграционные процессы, миграционная безопасность.

Миграционные процессы имеют сложный и многоаспектный характер, оказывая как позитивное, так и негативное воздействие на социально-политическую и экономическую обстановку. Складывающаяся миграционная ситуация непосредственно затрагивает вопросы безопасности государства, в том числе политической, экономической, поскольку речь идет о необходимости обеспечения экономической освоенности, заселенности территории России, а значит территориальной целостности и безопасности государства.

Конституционно-правовые основы миграционной безопасности Российской Федерации1 могут быть всесторонне осмыслены только на основе комплекса знаний из других научных областей. Проблемы миграционной безопасности Российской Федерации в последнее время находятся в центре пристального внимания экономистов, социологов, политологов и юристов2. В различной степени отдельные аспекты вышеуказанной проблемы становились предметом научных дискуссий многочисленных разноаспект-ных научных форумов, в монографических работах3, комментариях к действующему законодательству, учебной и практической литературе4, научных статьях5.

В современных условиях существует много неразрешенных проблем, спорных моментов, а также положений, требующих согласования и выработки единого подхода. До сих пор остро дискуссионными остаются вопросы, связанные с категориально-понятийным аппаратом в сфере миграционной безопасности.

Предлагая авторский подход к определению категории «миграционная безопасность», необходимо определить ее понятие и сущность. Анализ точек зрения ученых и практиков относительно понятия «миграционная безопасность», позволяет констатировать отсутствие единого подхода к рассматриваемой категории, ее трактовке и содержанию.

К сожалению, Концепция миграционной политики, разработка которой осуществлена с учетом отечественного и международного опыта в сфере управления миграционными процессами и обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития Российской Федерации, внешней политики Российской Федерации и интеграционными процессами на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств, Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также с общемировыми тенденциями глобализации6, не охватывает категорию «миграционная безопасность» и не раскрывает ее понятие и содержание7.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 5 октября 2015 г.) «О безопасности»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

определяя основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, также не отражает категорию «миграционная безопасность»8.

Терминологический плюрализм в данном случае не способствует разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции9 и снижению социокультурных10, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов11.

Этимология понятия «миграционная безопасность» заключает в себе следующее. Понятие «миграция» имеет латинские корни и в переводе означает перемещение или переселение12. Понятие «безопасность» — от англ. security. Состояние, когда народ (государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального, экономического и политического развития.

В целях познания сущности и формирования понятия «миграционная безопасность» первостепенным является анализ системообразующих категорий.

В исследуемой области научного знания наличествует значительное количество определений категории «миграция». Ученые, рассматривая понятие миграция, акцентируют внимание на различных аспектах данного социально-экономического явления.

Более того, анализируя миграцию населения, авторы не всегда четко различают её как некоторый процесс территориального перемещения людей и как тот или иной результат осуществления последнего13. В связи с этим некоторые исследователи, учитывая данное обстоятельство, отмечают, что миграцией населения часто называют сам процесс миграции, который наиболее точно следует называть «территориальным перераспределением населения»: явление здесь подменяется одной его стороной, а миграция как процесс перемещения — итогами процесса. Это неизбежно приводит к ошибкам в понимании сущности миграции14.

На наш взгляд, всесторонний анализ многочисленных научных подходов к определению категории «миграция», сущности и структуры миграционного процесса, определение основных моделей миграционных процессов раннего и современного периода глобализации позволит сформулировать целостное понятие «миграционная безопасность».

Как справедливо отмечает Т.Н. Балашова, в конституционно-правовом смысле под миграцией следует понимать совокупность правовых отношений, возникающих при планировании и территориальном пересечении гражданами, иностранными гражданами, лицами без гражданства как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жи-

тельства или временного пребывания на территории в иных целях, обусловленных государственным регулированием, реализацией личных интересов и, как правило, влекущих приобретение нового правового статуса. Данное определение является, на мой взгляд, наиболее оправданным, точным и полным, отвечающим решению задач эффективного регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации. В нём учитываются юридический аспект — «совокупность правовых и нормативных отношений», возможность «приобретения нового правового статуса», отражается стадийная природа миграции «планирование и территориальное перемещение людей», а также указание на приживаемость на новом месте жительства. Кроме того, определение отражает позицию государства именно «государственным регулированием»15 данного явления и интересы переселенцев (перемещающихся лиц)16.

Закон устанавливает безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз». При этом угроза определяется как «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства»17.

Рассматриваемый закон формирует институционально-правовые рамки, в пределах которых определена перспектива дальнейшей разработки системы правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяет задачи органов государственной власти и управления в обеспечении безопасности и элементы системы безопасности.

Безопасность — это такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности ее функционирования и развития18. Национальная безопасность — это показатель состояния общества и государства, характеризующий их способность выдерживать воздействие разрушительных факторов и адаптироваться к меняющимся ус-ловиям19.

По мнению А.В. Степанова, миграционную безопасность в современных условиях можно представить как государственно-правовой институт, включающий комплекс механизмов и структур по обеспечению и защите основ легальной миграции, прав и свобод человека, устойчивого миграционного порядка. Непременным условием обеспечения миграционной безопасности, как справедливо отмечает автор, является основанная на международных стандартах государственная правовая политика страны, имеющая целевую, инструментальную и результативную составляющие. Государственная правовая политика Российской Федерации в сфере миграционной безопасности — совокупность юридических норм, институтов и отношений, обеспечивающих правовые условия развития личности, общества и государства в сфере легальной миграции20.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Определяя понятие миграционная безопасность, Г.Г. Попов приходит к заключению о том, что институт миграционной безопасности включает в себя правовые нормы, которые не только провозглашают права и свободы человека, но и ограничивают данные права согласно законодательству, отражающему интересы страны. Автор в этой связи делает акцент на состояние юридической защищенности интересов личности, общества и государства, которые могут быть подвержены угрозам в результате въезда в Российскую Федерацию, выезда из нее, пребывания и проживания на территории страны как иностранных граждан и лиц без гражданства21, так и граждан Российской Федерации22, институционально предполагающее систему правовых норм, обеспечивающих доминанту национальных интересов в сфере регулирования миграционных процессов23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ряд ученых, формируя понятие миграционная безопасность, включают дополнительные характеристики. Так, к примеру, интересен подход к понятию миграционной безопасности с учётом миграционных стратегических рисков, когда миграционную безопасность возможно определить как способность институтов государства и общества управлять стратегическими рисками в целях их предотвращения или снижения до приемлемого уровня их пороговых значений на основе оценки и прогноза развития миграционных процессов24.

Сущностные характеристики миграционной безопасности позволяют выделить основные черты данного понятия.

Во-первых, миграционная безопасность может быть представлена как принцип организации правовой деятельности, направленный на обеспечение эффективной миграционной политики, что находит отражение в конституционно-правовых требованиях.

Во-вторых, миграционная безопасность распространяется на правоотношения по защите конституционных требований создания и реализации прав человека в результате въезда в Российскую Федерацию, выезда из нее, пребывания и проживания на территории страны как иностранных граждан и лиц без гражданства, так и граждан Российской Федерации.

В-третьих, миграционная безопасность представляет собой правовой институт, обеспечивающий нормативную правовую базу в сфере конституционного и миграционного законодательства, направленную на регулирование миграционных процессов.

В-четвёртых, миграционная безопасность заключается в обеспечении юридической защищенности интересов личности, общества и государства, которые могут быть подвержены угрозам в результате въезда в Российскую Федерацию, выезда из нее, пребывания и проживания на территории страны как иностранных граждан и лиц без гражданства, так и граждан Российской Федерации25.

Анализ различных точек зрения ученых относительно понятия и сущности миграционной безопасности позволил сформулировать авторское определение вышеуказанной категории. На наш взгляд, миграционная безопасность Российской Федерации как часть целого — государственной национальной безопасности — это целостная система, объединяющая совокупность общественных отношений и правовых норм в целях обеспечения правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации и интересам мирового сообщества, защиты личности, общества и государства от угроз в сфере миграционной политики.

Основными направлениями обеспечения миграционной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты в сфере реализации миграционной политики, которыми определяются цели, задачи и принципы важнейших социальных, политических и экономических преобразований миграционных процессов для создания безопасных условий осуществления конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере миграции26, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

Обеспечение миграционной безопасности заключается в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации и интересам мирового сообщества в сфере миграционной политики.

На современном этапе развития общества и государства приоритетными целями государственной миграционной политики Российской Федерации выступают:

а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации;

б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации;

в) содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей27.

С учетом стратегически важных государственных интересов, к целям обеспечения миграционной безопасности в Российской Федерации относятся:

• стратегические национальные приоритеты в сфере реализации государственной миграционной политики;

• создание благоприятных социальных, политических и экономических условий для преобразований миграционных процессов;

• создание безопасных условий осуществления

конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере миграции. Повышение эффективности миграционной безопасности строится в соответствии с принципами:

• миграционной справедливости — нормативно-ценностный регулятив, обеспечивающий баланс конституционных миграционных прав и обязанностей в интересах настоящего и будущих поколений;

• целенаправленности миграционной политики — обеспечивается за счет использования всего потенциала, вовлеченности всех ресурсов, направленных на эффективное развитие миграционных процессов;

• инновационности — концентрации имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях миграционной политики для выполнения крупных инновационных, стратегически значимых проектов;

• эффективности миграционной политики — за счет внедрения всесторонней системы регулирования и контроля над миграционными процессами;

• законности миграционной политики — соблюдение норм национального и международного права;

• согласованного взаимодействия государственных органов в области реализации миграционной политики — совместные мероприятия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества28;

• обеспечение, предусмотренных миграционным законодательством, прав и свобод человека и гражданина29;

• недопустимость дискриминации;

• стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных переселенцев;

• обеспечение социальных, политических и экономических условий для эффективных преобразований миграционных процессов;

• достижение дифференцированного подхода к регулированию миграционных потоков;

• рациональное регулирование, модернизация, инновационное развитие миграционных процессов и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматривая принципы миграционной безопасности, особое внимание необходимо уделить анализу конституционных принципов, которые находят свое выражение в правотворческой и правоприменительной деятельности, связанной с регулированием миграционных процессов, обеспечением миграционной безопасности в целях защиты конституционных прав и устойчивого развития личности, общества и государства30.

Состояние миграционной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от политического, социально-экономического, культурного потенциала страны и эффективности функционирования в целом системы обеспечения государственной национальной безопасности.

Целевое назначение миграционной безопасности Российской Федерации заключается в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации путем достижения максимальной защищенности, комфортности, благополучия населения, стабилизации и увеличения численности постоянного населения, содействия обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности её отраслей. Интерес к обеспечению миграционной безопасности Российской Федерации не только не снижается, а непрерывно возрастает, о чем свидетельствуют всесторонние исследования последних лет. С учетом изменений в мировой архитектуре (состояние и тенденции развития миграционных процессов) теоретико-прикладные аспекты миграционной безопасности обуславливают динамику дальнейших исследований и нуждаются в непрерывном научном осмыслении.

3 См.: Хазова В.Е., Хазов Е.Н. Международно-правовая защита национально-культурного достояния народов: Монография. М., 2009.

5 См.: Богданов А.В., Хазов Е.Н.Актуальные вопросы незаконной миграции как одного из видов организованной преступности в современной России. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 2. С. 98-101.

6 См.: Лимонов А.М., Хазов Е.Н. Основные направления деятельности органов местного самоуправления по реализации миграционной политики в ряде европейских странах и современной России. Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 1. С. 41-44.

8 Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 (в

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ред. от 5 октября 2015 г.) «О безопасности» // СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 20 апреля 2016 г.).

9 См.: Богданов А.В. ХазовЕ.Н. Актуальные вопросы незаконной миграции как один из видов организованной преступности в современной России Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 2. С. 98-101.

11 См.: Богданов А.В. Хазов Е.Н. Роль место и значение оперативно-разыскной деятельности по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5 с. 142-145.

12 См.: Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М., 2006. С. 307-308.

14 См.: Миграция населения. Вып. 2. Трудовая миграция в России: Миграционная политика. М., 2002. С. 10.

17 См.: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Российская газета. 2010. 29 декабря.

18 См.: Заплатинский В. М. Терминология науки о безопасности. // Zbornik prispevkov z medzinarodnej vedeckej konferencie «Bezhecnostna veda a bezpecnostne vzdelanie». Liptovsky Mikulas: AOS v Liptovskom Mikulasi, 2006.

19 См.: КуковскийА.А. Анализ понятия «национальная безопасность» в контексте безопасности государства и нации // Юридическая теория и практика: научный журнал. 2010. № 2. С. 78-80.

20 См.: Степанов А.В. Миграционная безопасность Российской Федерации на современном этапе: содержание, проблемы, предложения // Административное право и процесс.

2013. № 3. С. 14-18.

22 См.: Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. М., 2013.

24 См.: Полежаева С.А. К вопросу о системе рисков и угроз миграционной безопасности // Юридический мир. 2011. №5. С. 32-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26Хазов Е.Н. Юридические гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Санкт-Петербургский университет МВД РФ. СПб., 1997.

27 См.: Пункт 21 Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Утверждена Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 г. // Документ опубликован не был. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте www.kremlin. ru по состоянию на 13 июня 2012 г..

29Назаров В.Ю., Хазова В.Е., Шакун Н.В. Роль и значение международного механизма охраны и защиты прав и свобод человека в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 2. С. 83-88.

30Хазова В.Е., Клыга Т.В. Международно-правовая охрана и защита прав человека. Мониторинг правоприменения. 2012. № 2. С. 54-57.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ