Минтранс расход топлива

БАЗОВАЯ НОРМА РАСХОДА ТОПЛИВА НЕ ПРИГОВОР

БАЗОВАЯ НОРМА РАСХОДА ТОПЛИВА — НЕ ПРИГОВОР.

Базовая норма расхода топлива — не приговор. Объясним почему. За все время существования методических рекомендации по расчету эксплуатационных норм, мы привыкли к тому, что все начинается с базовой нормы. Базовая норма расхода топлива всегда бралась из списка Методических рекомендаций, предложенных Минтрансом. И мы с вами всегда старательно пытались «уложиться» в эти нормы чего бы нам это не стоило. Давайте идти в ногу со временем и посмотрим наконец-то реально на обоснованное списание расхода топлива на автомобили.

НЕПОКОЛИБИМОСТЬ БАЗОВОЙ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА

1Мы должны понимать что технический прогресс идет вперед семимильными шагами и наименований, марок автомобилей становится все больше и больше. Документ «Методические рекомендации АМ-23р» не успевает обновляться. Мы с вами зациклены на одном документе. Точнее сказать, нас за все эти годы зациклила государственная система. Нас — это не только экономистов, бухгалтеров, механиков, диспетчеров и т.д., но и налоговиков, ревизоров и т.д. Мы все вместе пристально вглядываемся в документ «Методические рекомендации АМ-23р», с надеждой найти наш автомобиль, или хотя бы похожее название. Ну хотя бы похожую марку двигателя. И, увидев хотя бы частичное совпадение букв и цифр, мы с налоговиком или ревизором начинаем вместе кивать и соглашаться, что это именно то что надо. В итоге ревизор вроде не придрался, а нам вроде это и надо. Базовая норма расхода топлива «найдена».
Обращаем ваше внимание, что Распоряжение Минтранса «Методические рекомендации АМ-23р» не зарегистрировано в Минюсте России и официально не опубликовано. Это значит, что данный документ не обязателен для исполнения, а носит рекомендательный характер. Принимая решение в пользу налогоплательщика, ФАС Центрального округа в Постановлении от 04.04.2008 N А09-3658/07-29 обратил внимание на это обстоятельство: …Разрешая спор в названной части, суд правомерно указал, что Налоговым кодексом не предусмотрено нормирование расходов ГСМ в целях налогообложения прибыли, а «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» N Р3112194-0366-03, утвержденные Минтрансом РФ 29.04.2003), на которые ссылается налоговый орган, носят рекомендательный характер…

а ВАС России не нашел оснований для пересмотра данного решения (Определение ВАС России от 14.08.2008 N 9586/08):

…Исследовав и оценив представленные доказательства по эпизоду, связанному с приобретением обществом горюче-смазочных материалов, суды, руководствуясь положениями статей 252, подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, сделали выводы о том, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено нормирование расходов горюче-смазочных материалов в целях налогообложения прибыли, что произведенные затраты на приобретение горюче-смазочных материалов экономически обоснованы, документально подтверждены и правомерно включены в состав расходов…

Более того, Минтранс России не вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения (п. 1 ст. 4 НК РФ).

2Обратимся к Налоговому кодексу. Если внимательно прочитать ст.252, то в ней написано следующее

…Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме…

И это все. Конечно можно обосновать расходы на ГСМ с помощью Методических рекомендаций. А если нет базовой нормы, то обратиться в НИИАТ. Но нужно понять, что это не обязанность, а ваше право. Не стоит зацикливаться на поиске базовой нормы похожего автомобиля в АМ-23р. Также как не стоит зацикливаться только на НИИАТ. У вас есть выбор. Вы должны понять: главное не «кто» вам рассчитал норму, а главное «как» (по какой методике) вам рассчитали норму.

3Очень важным моментом является следующая задача: это не уложиться в базовую норму расхода топлива, а обосновать реальный расход ваших автомобилей с помощью существующих методик, в том числе описанных в Методических рекомендациях АМ-23р. Вы должны понять, что не вы работаете на базовую норму, а базовая норма расхода топлива должна работать на вас. Обращаясь в НИИАТ вы получаете «сухой» документ, с заветным числом для списания. Но нам многие Клиенты говорят, что им полученной базовой нормы не хватает, и для них это как приговор. Мы абсолютно уверены, что на два одинаковых автомобиля могут быть две разные базовые нормы. На основе опыта полученного при расчете базовых норм по методике НИИАТ, мы констатируем, что это зависит от следующих обстоятельств:

  • Снаряженная масса авто может быть разной;
  • Передаточные числа коробки передач и главная передача моста может быть разной;
  • Размер колес может быть разным;
  • Условия эксплуатации могут быть разными (например поселок или мегаполис). Размер поправочных коэффициентов не охватывает эту разницу;
  • Манера езды водителя (спокойная или агрессивная). Никто не запрещает ездить слишком агрессивно или слишком спокойно. Однако расход будет другой и базовая норма расхода топлива будет тоже другой соответственно.

ИТОГ:

  • Базовая норма расхода топлива это не показатель в который вы обязаны вписаться или уложиться. Базовая норма расхода топлива это индивидуальная норма вашего автомобиля с помощью которой вы обосновываете фактический расход топлива.

Именно исходя из понимания вышесказанного, мы с помощью методики НИИАТ рассчитываем вам индивидуальную базовую норму, с помощью которой вы можете обосновать свои затраты перед налоговым/надзорным органом.
Методические рекомендации АМ-23рДополнение к рекомендациям НА-50р

Нормы расхода топлива

Министерство транспорта Российской Федерации

Распоряжение Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р

«О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и

смазочных материалов на автомобильном транспорте»

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342) и в целях реализации приказа Министерства транспорта от 24.06.2003 г. N 153 «Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» (зарегистрирован Минюстом России 24 июля2003 г., регистрационный N 4916):

Ввести в действие методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Заместитель Министра
А.С. Мишарин
Приложение
к распоряжению Минтранса РФ
от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р

Методические рекомендации

«Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

I. Общие положения

1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

2. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и др.

3. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

9. Грузовые бортовые автомобили

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 х (Hsan х S + Hw х W) (1 + 0,01 х D), (3)

где Qн — нормативный расход топлив, л;

S — пробег автомобиля или автопоезда, км;

Hsan — норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза;

Hsan = Hs + Hg х Gnр, л/100 км,

Hg — норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т км;

Gnр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;

Hw — норма расхода топлив на транспортную работу,л/100 т км;

W — объем транспортной работы, т км: W = Gгр Sгр (гдеGгр — масса груза, т;

Sгр — пробег с грузом, км);

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу,учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлив увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлив: для бензина- до 2 л; дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного нефтяного газа (снг)- до 2,64 л; сжатого природного газа (спг) — до 2 куб. м; при газодизельном питании ориентировочно — до 1,2 куб. м природного газа и до0,25 л дизельного топлива.

При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлив (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) в зависимости от вида топлив:бензина — до 2 л; дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного газа — до2,64 л; природного газа — до 2 куб. м; при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м — природного газа и до 0, 25 л -дизельного топлива.

9.1. Грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ

9.2. Грузовые бортовые автомобили зарубежные

10. Тягачи

Для седельных тягачей нормативное значение расхода топлив рассчитывается аналогично грузовым бортовым автомобилям и автопоездам с прицепами и полуприцепами по формуле (3).

10.1. Тягачи отечественные и стран СНГ

10.2. Тягачи зарубежные

11. Самосвалы

Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 х Hsanc х S х (1 + 0,01 х D) + Hz х Z, (4)

где Qн — нормативный расход топлив, л;

S — пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;

Hsanc — норма расхода топлив автомобиля-самосвала или самосвального автопоезда:

Hsanc = Hs + Hw х (Gпр + 0,5q), л/100 км,

где Hs — транспортная норма с учетом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км;

Hw — норма расхода топлив на транспортную работу автомобиля-самосвала (если при расчете Нs не учтен коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т х км;

Gпр — собственная масса самосвального прицепа,полуприцепа, т;

q — грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5q — с коэффициентом загрузки 0,5), т;

Hz — дополнительная норма расхода топлив на каждую ездку с грузом автомобиля- самосвала, автопоезда, л;

Z — количество ездок с грузом за смену;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами,полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма, как для седельного тягача) норма расхода топлив увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки — 0,5): бензина — до 2 л;дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного газа — до 2,64 л; природного газа — до 2 куб. м.

Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлив (Hz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:

— до 0,25 л жидкого топлива (до 0,33 л сжиженного нефтяного газа, до0,25 куб. м природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;

— до 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.

Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа «БелАЗ» дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.

В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлив так же, как и для бортовых автомобилей по формуле (3).

11.1. Самосвалы отечественные и стран СНГ

11.2. Самосвалы зарубежные

12. Фургоны

Для автомобилей-фургонов нормативное значение расхода топлив определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям по формуле (3).

Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза,нормируемое значение расхода топлив определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента — до 10% к базовой норме.

12.1. Фургоны отечественные и стран СНГ

*(1) ГЗСА — Горьковский завод специализированных автомобилей

*(2) КМЗ — Каспийский машиностроительный завод

*(3) КозМЗ — Козельский машиностроительный завод

*(4) НЗАС — Нефтекамский завод автосамосвалов

12.2. Фургоны зарубежные

Нормы расхода топлива: используем зимние коэффициенты

Нормы расхода топлива — это показатели, ежегодно утверждаемые Министерством транспорта РФ. Со списанием ГСМ сталкивается практически каждая вторая организация: даже компании, не занимающиеся транспортными перевозками, как правило, имеют на балансе автотранспорт или арендуют его. Неизбежно возникает вопрос: каким образом учесть затраты на списание бензина и иных ГСМ. Разъяснения контролирующих органов противоречивы и часто изменяются. Покажем, как рассчитать нормы, расскажем, какие сейчас нормативные акты регулируют этот вопрос и что об учете таких затрат сейчас говорят налоговики.

Нормативное регулирование

Документом, которым устанавливаются нормативы топливных расходов, является распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р. Утверждает рекомендуемые нормы расхода топлива на 2020 год Минтранс РФ, последняя редакция методических рекомендаций была издана в сентябре 2018 г. Изменения были внесены распоряжением Минтранса РФ от 20.09.2018 № ИА-159-р.

Минтранс рекомендует объем израсходованного бензина считать следующим образом:

— расход топлива.

— базовая ставка расхода ГСМ (устанавливается в л/100 км).

S — пробег автомобиля.

D — поправочный коэффициент.

Распоряжение устанавливает для большинства моделей автомашин базовые показатели. Таблица норм расхода ГСМ по маркам автомобилей дифференцирована по типам автотранспорта (легковой, грузовой и т. д.) и содержит тысячи наименований. Ее начало выглядит так.

Поправочный коэффициент рассчитывается исходя из надбавок к базовому тарифу, устанавливаемых в связи с условиями эксплуатации.

С какого числа применяются зимние нормы расхода топлива на 2020 год

При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Переход на зимние нормы расхода топлива в 2020 году осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.

Субъект Российской Федерации или его часть

Количество месяцев и срок действия зимних надбавок

Предельная величина зимних надбавок, не более, %

Москва

01.11–31.03

Белгородская область

15.11–15.03

Брянская область

01.11–31.03

Владимирская область

01.11–31.03

Воронежская область

01.11–31.03

Ивановская область

01.11–31.03

Калужская область

01.11–31.03

Костромская область

01.11–31.03

Курская область

01.11–31.03

Липецкая область

01.11–31.03

Полный перечень уровней зимних коэффициентов по климатическим зонам и срокам их введения представлен в приложении 2 к методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ.

Для перехода на зимние коэффициенты рекомендуется издать приказ.

Иные виды надбавок к базовым нормативам

Кроме сезонных условий эксплуатации, распоряжение АМ-23-р устанавливает следующие причины увеличения базовых тарифов расходования ГСМ:

Базовые нормативы могут понижаться. Например, при эксплуатации на равнинной местности за пределами населенных пунктов.

Что говорит налоговое законодательство

Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация вправе списать в размере фактических затрат. Это правило действует и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.

Этой позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (письмо от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ должны быть экономически оправданны и документально подтверждены, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Но налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на приказ Минтранса о нормах расхода топлива ГСМ на 2020 год (точнее, на методические рекомендации Минтранса, утвержденные распоряжением от 14.03.2008).

Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Еще в 2010 году в письме от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.

Как разработать собственные нормы

Организации не обязаны руководствоваться нормативами, установленными Минтрансом в распоряжении № АМ-23-р (таблица норм списания ГСМ 2020 Минтранса РФ является рекомендательной). В своих внутренних нормативных документах компания вправе установить учет ГСМ в затратах в фактически израсходованных объемах. И использовать в качестве подтверждающих документы на приобретение топлива и путевые листы, указывающие на эксплуатацию автомобиля.

Тем не менее, в целях внутреннего контроля за расходованием ГСМ организация вправе разработать и установить собственные нормы. Для этого опираются:

  • на нормативы Минтранса;
  • на рекомендации производителя;
  • на собственные контрольные цифры, утвержденные специальной комиссией на основе контрольных измерений.

В этом же приказе говорится, когда переходят на летнюю норму расхода топлива, какие еще поправочные коэффициенты применяются в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта.

Скачать нормы расхода топлива на 2020 год Минтранса РФ

Скачать таблицу зимних коэффициентов

Скачать образец приказа

Как определить нормы расхода ГСМ, если они не утверждены Минтрансом для данного транспортного средства

ИА ГАРАНТ

Как в организации (общая система налогообложения) в целях исчисления налога на прибыль правильно определить нормы расхода топлива на транспорт и спецтранспорт (используется на территории аэропорта), нормы расхода топлива которых не определены Методическими рекомендациями, введенными в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Порядок определения норм расхода топлива и оформления его результатов силами самой организации действующими нормативными документами не установлен.

Организация вправе самостоятельно разработать и утвердить временные нормы расхода топлива на основании результатов испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией и зафиксированных в акте контрольного замера расхода топлива. При этом во избежание споров с налоговыми органами целесообразно обратиться в специализированную организацию для разработки норм расхода топлива для транспорта и спецтранспорта.

При самостоятельном определении нормы расхода топлива исходя из результатов контрольных замеров и информации, указанной в документах производителя соответствующей техники, необходимо учитывать некоторые обстоятельства, изложенные ниже.

Обоснование позиции:

Пунктом 3 Методических рекомендаций, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Методические рекомендации) определено, что нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены, в частности, для расчетов по налогообложению предприятий. Однако главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не предусмотрено нормирование расходов на приобретение топлива для служебного транспорта и другой техники, а также не установлены правила определения обоснованности таких расходов.

В Методических рекомендациях, которые были разосланы ФНС России письмом от 15.04.2008 N СК-6-5/281 «для руководства в работе» нижестоящим налоговым органам, указано следующее:

«…для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), по решению юридического лица, осуществляющего эксплуатацию автотранспортных средств, в отношении данных автотранспортных средств могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике» (п. 6 Методических рекомендаций)*(1).

В письмах Минфина России от 11.07.2012 N 03-03-06/4/71, от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67, от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61 отмечалось, что в соответствии с п. 6 Методических рекомендаций руководители организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. До принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке, налогоплательщик может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

Следовательно, организация имеет право до утверждения норм, разработанных специализированной организацией, самостоятельно разработать и утвердить временные нормы расхода топлива. Минфин России в письме от 13.12.2013 N 02-10-010/55111 (адресованном госучреждению) указал, что Методические рекомендации имеют рекомендательный характер (что следует из самого их названия), и несоблюдение установленного в них порядка (а значит, в том числе, установленного в п. 6 Методических рекомендаций в части разработки норм по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями), не влечет применения мер административной ответственности и бюджетных мер принуждения, предписаний об устранении нарушений бюджетного законодательства. В письме Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875 разъясняется, что налогоплательщики вправе, но не обязаны использовать Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, при определении обоснованности произведенных затрат на ГСМ.

О том, что экономическая обоснованность произведенных затрат на приобретение ГСМ может быть подтверждена нормами расхода ГСМ, которые установлены организацией самостоятельно, свидетельствует, например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.12.2010 N А53-3254/2010. В нем говорится, что документальным подтверждением выступает акт, утвержденный приказом руководителя организации, который отражает данные контрольного замера по конкретной единице автомобильной техники.

Таким образом, организация может самостоятельно разработать нормы расхода топлива исходя из результатов контрольных замеров. При этом порядок самостоятельного определения норм расхода топлива и оформления его результатов действующими нормативными документами не установлен.

Результаты замеров не должны существенно отличаться от информации, указанной в документах производителя соответствующей техники. В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2010 N Ф03-4439/2010 по делу N А04-2074/2009 организации было вменено нарушение, заключающееся в неправомерном составлении расчета, определяющего списание ГСМ, обосновывающего расход топлива, не соответствующий действующей технической документации.

В этой связи также отметим, что Распоряжением Министерства транспорта РФ от 20.09.2018 N ИА-159-р в п. 7 Методических рекомендаций были внесены изменения: базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля определяется не только по таблицам, приведенным Минтрансом в пп.пп. 7.1, 7.1.1, 7.2, 7.2.1 Методических рекомендаций, но и на основе данных завода-изготовителя. Они могут быть получены по результатам испытаний WLTP 1 или испытаний по Правилу ООН N 1012. Если применяются данные завода-изготовителя, полученные по результатам испытаний по Правилу ООН N 101, их нужно скорректировать на поправочный коэффициент. Здесь же, после Таблицы 7, даны ссылки на эти документы.

Очевидно, что в целях утверждения временных норм расхода топлива организация будет создавать комиссию для проведения соответствующих испытаний, производить контрольные замеры для выявления реального расхода топлива на 100 км, сопоставлять полученные данные с данными технической документации, а также информации, полученной от изготовителя.

Результаты испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией, при которых выявляется реальный расход топлива на 100 км (а не на 1 км (смотрите также постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2010 N Ф03-4439/2010 по делу N А04-2074/2009)), оформляются в акте контрольного замера расхода топлива для конкретной марки (модели) автомобиля, форма которого не установлена. Вами может быть использована Примерная форма приказа об утверждении норм расхода топлив и смазочных материалов (подготовлено экспертами компании «Гарант»).

Затем на основании указанного акта руководитель организации в приказе об учетной политике будет утверждать нормы списания топлива для конкретной марки (модели) транспортного средства.

Как уже было отмечено, основанием для издания такого приказа и подтверждением экономической обоснованности применения данных норм могут служить:

  • техническая документация завода-изготовителя*(3);

  • результаты испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией, при которых выявляется реальный расход топлива на 100 км, за один час непрерывной работы и т. п.

При разработке норм расхода топлива учитываются:

  • конструктивные особенности автомобиля (марка двигателя; рабочий объем двигателя, его мощность и тип, количество передач), его техническое состояние;

  • режим эксплуатации автомобиля;

  • дорожно-транспортные, климатические и иные факторы.

Кроме того, могут быть предусмотрены поправочные коэффициенты (например при эксплуатации в зимнее время, в городских условиях).

При установлении поправочных повышающих коэффициентов следует придерживаться норм, которые приведены в п. 5 Методических рекомендаций (постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2010 N Ф03-4439/2010 по делу N А04-2074/2009).

Периодичность и порядок пересмотра временных норм расхода топлива не установлены, следовательно, организация вправе определить их самостоятельно.

Полагаем, что порядок и периодичность пересмотра временных норм расхода топлива следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2008 N Ф04-7500/2008(16942-А27-37).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Учет горюче-смазочных материалов;

— Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;

— Энциклопедия решений. Учет списания топлива и смазочных материалов (для госсектора);

— Вопрос: Автомобиль «Volkswagen» относится к зарубежным автобусам 2008 года выпуска. Заводом-изготовителем определена базовая норма расхода топлива автомобиля «Volkswagen» по городу — 10,4 литра на 100 км. На основании Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, базовый расход топлива указанного автомобиля определяется как 8,8 литров на 100 км. Летняя норма расхода топлива — 11 литров на 100 км. В зимний период расход топлива увеличивается на 10%. Как происходит увеличение расхода топлива в зимний период — от базовой нормы (8,8 литров на 100 км) или от летней нормы (11 литров на 100 км)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2016 г.);

— Вопрос: Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р утверждены Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. В нем четко по маркам автомобилей указаны нормы расхода топлива, однако отсутствует информация по автомобилю Hyundai Creta. Какими нормами руководствоваться организации в данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

7 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) В общем случае организации во избежание споров с налоговыми органами могут применять нормы, которые установлены Методическими рекомендациями, а в случае отсутствия норм для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода, использовать нормы, разработанные специализированной организацией, утвержденные приказом руководителя.

Для этого ей следует обратиться в специализированную организацию, например в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ — www.nami.ru) или Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ — www.niiat.ru) (при наличии финансовых возможностей).

*(2) Судебные органы в большинстве своих решений также исходят из того, что НК РФ не содержит положений, ограничивающих принятие к учету для целей налогообложения расходов по ГСМ, расходов на содержание служебного транспорта какими-либо нормами (постановления ФАС Уральского округа от 12.10.2010 N Ф09-8425/10-С3, ФАС Московского округа от 28.09.2007 N КА-А41/9866-07, ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2005 N А05-26242/04-10). Иными словами, налоговым законодательством расходы на ГСМ прямо не отнесены к нормируемым, поэтому организация может учесть расходы на ГСМ в размере фактических затрат. Однако это не исключает необходимости представлять доказательства того, что произведённые расходы являются экономически обоснованными, в частности, в случае, когда ГСМ были использованы сверх норм, установленных налогоплательщиком самостоятельно (определение ВАС РФ от 09.07.2012 N ВАС-8327/12).

*(3) Нормы расхода топлива могут приводиться отдельными заводами-изготовителями в технической документации (например, в сервисной книжке) на конкретную марку транспортного средства (его модификацию) для условий эксплуатации в городском цикле, по загородным дорогам, в зимнее время и т.д. В то же время достаточно часто производители указывают в технической документации результаты замеров расхода топлива, полученные в условиях, существенно отличающихся от реальных условий эксплуатации. Следовательно, установленные нормы вовсе необязательно должны соответствовать заводским, однако любые отклонения (как в большую, так и в меньшую сторону) следует должным образом обосновать в документах, оформляемых соответствующей комиссией. При этом повышенный расход топлива не должен быть связан с какими-либо неисправностями транспортного средства.