Монополия они

Что такое монополия и ее предыстория

Еще с давних времен на Руси существовала понятие монополии, как таковой экономический и политический устав общества резко отличался от того, что мы имеем на сегодняшний день, но в целом монополистический строй все равно имел ярко выраженную форму. Так, при правлении царей монополия была на ряд важнейших товаров и продуктов: соль, порох, и даже календари. Эти товары были очень необходимыми народу того общества и доставать их было трудно, поэтому государство устанавливало квоту на эти товары и полностью регулировало рынок в их отношении.

Определение 1

Монополизация представляла собой целый процесс завоевания рынка с целью занятия на нем господствующего положения.

Лучшее время для монополий России

Итак, к концу 19 века рост числа частных производителей, что особенно касается мануфактурных предприятий и фабрик резко увеличился. Это было связано с реформами экономического плана, которые провел Александр II. Появилось большое количество акционерных обществ, их численность увеличилась почти вдвое. В основном это были предприятия железнодорожного транспорта, банки, промышленные предприятия и т.д.

Факторы монополизации российской промышленности

К 1900 году число акционерных обществ стало еще больше, этому способствовали различные факторы:

  • Резкий скачок в увеличении количества крупных предприятий, ориентированных на промышленное производство;
  • Увеличение компаний на рынке, которые занимались не промышленными сферами производства, но тем самым увеличивали концентрацию естественной монополии.

Замечание 1

Немалую роль на монополизацию в те времена оказал иностранный капитал. Именно он повлиял на конкуренцию, принес также совершенно новые виды и формы организации и управления промышленными предприятиями.

Начало 20 века и монополия

Переход страны к капитализму в начале 20 века сформировал характер монополизации в те времена. Монополию можно было охарактеризовать как абсолютную, особенно это касалось водного транспорта, железнодорожного транспорта, банки и т.д. Государство имело абсолютный контроль над промышленными отраслевыми предприятиями (нефтегазовыми, машиностроение, сахарная промышленность, транспорт и т.д.), что наложило свой специфический характер их деятельности.

Изменения в монополизации произошли в самом начале 20 века, в период кризиса в 1900-1903 годах, монополия еще более усилилась, стали появляться такие объединения как синдикаты и картели. Особенность таких организаций была в характере сбыта продукции: квота на сбыт, регламентирование ценообразования, распределение товара и т.д.

В эти времена еще в законодательстве не было запретов на организацию антимонопольных объединений, поэтому многие крупные предприятия создавали коалиции и сообщества, действуя негласно и даже в некоторых случаях при поддержке правительства.

В период с 1910 – 1914 года, монополистическая ситуация на рынке только усиливалась, рост числа синдикатов и картелей значительно увеличился. Особенно наблюдался скачек числа банковских образований, создавались банковские монополии.

В связи с возникшей ситуацией стали создаваться еще большие монополистические структуры, которые носили уже глобальный характер – трасты и концерны. Также в эти времена надо отметить нестабильность монополии во всех отраслях, так, в машиностроении, нефти и газодобыче монополия была сильная, то в легкой промышленности монополия была куда слабее.

Во времена 1914 – 1917 годов монополия на рынке стала еще сильнее, это связано с военными действиями и для выживания предприятий они объединялись в еще более крупные. Правда некоторые компании не выжили, зато, концерны военного промышленного назначения, наоборот, стали еще сильнее и мощнее.

Монополии существуют и в условиях современного рынка, единственное, то на сегодняшний день законодательство контролирует и регулирует монополистическую деятельность в значительной мере, даже созданы антимонопольные меры.

Монополия – это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции.

То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности.

При монополии на рынке нет конкуренции, и функционирует только одна фирма-монополист.

Фирма-монополист производит уникальную, не имеющую аналогов продукцию и защищена от выхода на рынок других компаний.

Причины создания монополий

Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.

Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:

  • установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;

  • значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;

  • укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;

  • политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Характерные черты монополии

Характерные черты монополии заключаются в следующем:

  • вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;

  • компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;

  • производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;

  • производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;

  • покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.

Виды монополий

На практике выделяют следующие виды монополий:

  • естественная монополия;

  • искусственная монополия;

  • открытая монополия;

  • государственная (закрытая) монополия.

Естественная монополия

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.

При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

Искусственная монополия

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:

  • ценовое маневрирование;

  • хозяйственный бойкот;

  • демпинг цен;

  • промышленный шпионаж;

  • спекуляция ценными бумагами.

Открытая монополия

Открытая монополия – это рынок единственного поставщика.

При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.

Государственная (закрытая) монополия

Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:

  • субъект монополии (монополиста);

  • товарные границы монопольного рынка;

  • формы контроля и регулирования его деятельности;

  • компетенцию контролирующего органа.

Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

Формы монополий

На практике выделяют следующие формы монополий:

  • Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;

  • Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;

  • Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.

Преимущества и недостатки монополий

Достоинства монополии заключаются в следующем:

  • Лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия.

  • Наибольшая устойчивость по отношению к экономическим кризисам.

  • Крупные монополисты имеют достаточно средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров.

  • Увеличение объемов производства и последующее снижение издержек и ресурсных затрат.

К недостаткам монополии можно отнести:

▪ Возможность производителя возложить компенсацию издержек производства товара на их потребителей за счет увеличения отпускной цены.

▪ Получение монополистом дополнительной прибыли путем снижения качества выпускаемой продукции.

▪ Отсутствие научно-технического прогресса при производстве из-за отсутствия конкурентов на рынке.

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:

  • отсутствию стимула развивать новые технологии;

  • дефициту продукции;

  • не эффективному расходованию ресурсов;

  • не справедливому распределению доходов.

Поэтому правительства государств стараются ограничить появление монополий с помощью введения антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.

При этом специальные государственные органы:

  • контролируют цены;

  • предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков;

  • следят за уровнем конкуренции на рынке.