На основании чего действует председатель ликвидационной комиссии

Ликвидационная комиссия

Ликвидатор или ликвидационная комиссия

Законодательством предусмотрено назначение ликвидатора или формирование ликвидационной комиссии после принятого решения о ликвидации юридического лица (ГК РФ статья 62 пункт 3).

Правовые статусы, полномочия, обязанности, а также ответственность этих лиц одинаковы, поскольку законодательство не указывает обратное. Таким образом, учредители решают кого назначать. На практике ликвидатор назначается при закрытии небольшой компании, а ликвидационная комиссия при упразднении фирмы-гиганта.

Скачать приказ о ликвидации организации и назначении ликвидационной комиссии

Решение о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии

Учредителями или единственным участником ООО принимается решение о назначении ликвидатора (формировании ликвидационной комиссии) при добровольной ликвидации организации. А также принять решение может суд, когда был подан и рассмотрен иск по основаниям, прописанных в статье 61 пункта 3 ГК РФ.

В том случае, если учредители решают закрыть компанию, то составляется протокол общего собрания о закрытии фирмы. При упразднении компании с одним участником принимается соответствующее решение.

Скачать протокол общего собрания о ликвидации ООО

Решение о ликвидации ООО с одним учредителем

Кто может быть ликвидатором?

При закрытии организации на пост ликвидатора назначают юридическое или физическое лицо. Чаще всего ликвидацию поручают близкому лицу к ликвидируемой компании.

Узнать у специалиста

Состав ликвидационной комиссии

Законодательством РФ не предусмотрено количество человек, которое должно входить в состав ликвидационной комиссии. Как правило, назначаются в ликвидационную комиссию следующие лица:

  • юрист;
  • бухгалтер;
  • иные юридические и физические лица, с помощью которых можно будет достичь поставленных целей.

Председатель ликвидационной комиссии

При ликвидации к председателю и к ликвидационной комиссии в целом переходят обязанности директора юридического лица. Так, председатель подписывает документацию, выступает в суде от имени юрлица, представляет интересы организации в случаях выездной налоговой проверке и т. п.

Отметим, что председателя комиссии можно заменить из-за различных причин. Если с ним был подписан трудовой договор, то согласно ТК РФ статьи 80 глава комиссии может добровольно уведомить об увольнении. Если же был заключен гражданско-правовой договор, то расторгнуть его можно согласно ГК РФ статьи 782 пункта 2 или по условиям договора.

Члены ликвидационной комиссии

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ каждый член ликвидационной комиссии − это должностное лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности, к примеру, по статье 14.25 КоАП РФ.

Полномочия и обязанности ликвидационной комиссии

Ответственному лицу передаются все полномочия генерального директора в части юридических дел с момента избрания. Выделим следующие обязанности ликвидатора и председателя ликвидационной комисии:

  • уведомление о закрытии ООО контрагентов;
  • размещение объявления в специализированном журнале «Вестник государственной регистрации»;
  • составление ликвидационного баланса;
  • распределение средств заимодавцам;
  • продажа имущества;
  • в суде выступает от имени предприятия;
  • снятие денег со счетов компании для выплаты долгов;
  • подача заявления и других документов в регистрирующий орган.

Полномочия ликвидатора при ликвидации ООО

Статьями 62-63 ГК РФ определены полномочия данного лица:

  • управляет ООО во время ликвидации;
  • выступает в суде от имени фирмы;
  • выполняет обязанности по поиску, а также уведомлению контрагентов;
  • проводит расчет с кредиторами;
  • проводит учет имущества юрлица и т. д.

Ответственность и полномочия председателя ликвидационной комиссии

Председатель за свои действия или бездействие несет административную, субсидиарную, уголовную ответственность. В зависимости от нарушений к нему будут применяться соответствующие санкции.

Если компания понесла убытки, то ответственное лицо обязано их возместить совместно с остальными членами ликвидационной комиссии. Такой момент возникает, если один из кредиторов не был включен в промежуточный баланс и его требования были проигнорированы.

При сокрытии информации о несостоятельности фирмы или ее месторасположении для главы ликвидационной комиссии возникает уголовная ответственность согласно ст. 195 УК РФ. Административная ответственность наступает при невыполнении обязанностей, нарушении очередности этапов процедуры. В этом случае, должен быть выплачен штраф.

Ответственность ликвидатора после ликвидации юридического лица

  1. Пропущен трехдневный срок для подачи уведомления в орган регистрации согласно ст. 62 ГК РФ. Так, предусмотрен административный штраф в соответствии с ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
  2. Уголовная ответственность согласно ст. 195 УК РФ и др.

Положение о ликвидационной комиссии

Скачать положение о ликвидационной комиссии

Протокол ликвидационной комиссии

Скачать образец протокола ликвидационной комиссии

У вас есть вопросы? Напишите нам

Как назначается ликвидатор юридического лица при банкротстве? Полномочия и обязанности ликвидатора

В целях прекращения существования юридических лиц учредители принимают решение об их ликвидации и назначают ликвидатора или ликвидационную комиссию, к которой переходят все функции управления компанией на период ликвидации. Первоочередная задача ликвидатора юрлица при банкротстве – подать заявление о признании такого лица банкротом в арбитражный суд (п. 2 ст. 224 закона о банкротстве).

Кто может быть ликвидатором

Для ликвидации небольших компаний назначается один ликвидатор – как правило, бывший исполнительный директор, а при прекращении деятельности крупных фирм назначается ликвидационная комиссия, куда могут входить:

  • юрист;
  • главный бухгалтер;
  • учредители;
  • исполнительный директор;
  • экономист.

При ликвидации предприятия с долей государственного или муниципального капитала в комиссию обычно входит представитель власти. Если дело о банкротстве компании начато до ее ликвидации, то функции ликвидатора выполняет конкурсный управляющий, назначаемый арбитражным судом.

Если ликвидация компании инициирована до открытия дела о банкротстве, то признаком несостоятельности, позволяющим сразу открыть конкурсное производство под управлением ликвидатора, является превышение размера требований кредиторов над стоимостью всех активов компании вне зависимости от длительности и размера просрочек по обязательным и кредитным платежам.

Процедура назначения

Назначение ликвидатора (или комиссии) регулируется уставом организации и происходит в следующем порядке:

  1. Учредители юрлица составляют список основных задач на время ликвидации.
  2. Исходя из задач, подбирается команда ликвидационной комиссии.
  3. Проводится собрание учредителей, и члены комиссии (или один ликвидатор) избираются путем голосования.
  4. Выбирается председатель комиссии.
  5. Ликвидаторы направляют в ФНС уведомление о начале процесса ликвидации, вступая в полномочия.

Если на момент инициации дела о банкротстве ликвидаторы не были назначены или не выполнили свою обязанность по инициации дела о банкротстве в течение 10 дней после своего назначения, арбитражный суд назначает конкурсного управляющего, который осуществляет все мероприятия по продаже собственности юрлица и расчетам с кредиторами.

При добровольной подаче заявления о несостоятельности в срок суд не назначает управляющего, его функции выполняет назначенный учредителями ликвидатор. При этом суд может на любом этапе ликвидации юрлица прекратить полномочия ликвидатора или всей комиссии и назначить нового управляющего, если ликвидатор не будет выполнять свои задачи надлежащим образом.

Права и обязанности

В рамках осуществления своих полномочий ликвидатор имеет право:

  • выступать от имени ликвидируемой организации в суде и других инстанциях;
  • получать доступ к документации;
  • истребовать долги в пользу ликвидируемой компании;
  • принимать и рассматривать финансовые претензии;
  • проводить осмотр и оценку всей собственности компании;
  • запрашивать из архивов и базы данных ФНС необходимые сведения о компании;
  • назначать стартовую цену и шаг аукциона по продаже имущества юрлица;
  • получать вознаграждение за свою работу.

Вознаграждение ликвидаторам выплачивается из активов компании, размер определяется собранием учредителей при назначении ликвидатора.

При представлении юрлица и затребовании нужных справок ликвидатор предъявляет выписку из протокола о своем назначении.

К обязанностям ликвидатора относятся:

  • инициация дела о банкротстве в суде;
  • публикация сообщения о ликвидации и начале приема претензий в «Вестнике государственной регистрации»;
  • подача сообщения о ликвидации в налоговую службу по форме Р15001;
  • проведение мероприятий по выявлению кредиторов ликвидируемой компании;
  • составление ликвидационного баланса;
  • проведение инвентаризации имущества;
  • формирование списка требований для каждой очереди кредиторов;
  • организация аукциона по продаже активов юрлица;
  • проведение выплат кредиторам из средств конкурсной массы;
  • расторжение трудовых договоров;
  • подача документов о ликвидации в налоговую службу.

Ликвидатор также имеет право на заключение договоров от имени юрлица, направленных на исполнение обязательств, например, подписание договора с оценочной компанией для оценки стоимости имущества юрлица.

Если суд назначил арбитражного управляющего, не снимая с должности ликвидатора, то последний не вправе заключать договоры без письменного разрешения управляющего, иначе договоры будут считаться недействительными.

Для выявления кредиторов ликвидируемой фирмы ликвидаторы могут пользоваться базой данных Росреестра, запрашивать платные сведения из бюро кредитных историй, а также получать выписки о движении средств по счетам из банков.

Всех выявленных кредиторов ликвидатор должен распределить по четырем очередям. Сначала производятся выплаты по возмещению вреда здоровью и ущерба, потом погашаются зарплатные долги, затем вносятся обязательные платежи за коммунальные услуги и уплачиваются налоги, после этого производятся расчеты с кредитными организациями.

Виды ответственности

Ликвидатор юрлица или член ликвидационной комиссии могут привлекаться к следующим видам ответственности.

Гражданско-правовая

Гражданско-правовая ответственность наступает у ликвидатора в случае, если его действия нарушили имущественные права третьих лиц (например, при невыполнении условий договоров, заключенных на период ликвидации).

Административная и уголовная

Административная ответственность ликвидатора при непропорциональном погашении претензий кредиторов (ст. 14.13 КоАП) предполагает штраф в размере 50000-100000 рублей или дисквалификацию на срок от 0,5 до 3 лет. Если в результате нарушения очередности выплат кредиторам ими был получен ущерб на сумму свыше 2250000 рублей, то ликвидатору может грозить штраф до 300000 рублей или тюремное заключение на срок до года (п. 2 ст. 195 УК РФ).

Если после своего назначения ликвидатор не подал заявление о банкротстве юрлица в суд, как этого требует п. 2 ст. 224 закона о банкротстве, то ему грозит административный штраф в размере 25000-50000 рублей.

Если в рамках своей деятельности по ликвидации юрлица ликвидатор скрывал собственность компании или умышленно повреждал бухгалтерские документы в целях личного обогащения, что привело к ущербу, превышающему 2250000 рублей, то ликвидатору грозит штраф от 100000 до 500000 рублей или принудительные работы на срок до 3 лет или тюрьма сроком до 3 лет (п. 1 ст. 195 УК).

Субсидиарная

Ликвидатор также может привлекаться к субсидиарной ответственности (ст. 61.11 127-ФЗ), если будет доказано, что в период, предшествующий банкротству, он принимал или мог повлиять на принятие решений, способствовавших ухудшению финансового состояния организации. В таком случае ликвидатору присуждается погасить из своих средств требования кредиторов, которые не были полностью удовлетворены за счет продажи собственности компании.

Евгений Бобро Юрист. Автор статей. Практика договорной работы в сфере недвижимости и закупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Тема: На основании какого документа действует ликвидатор в ООО?

Быстрый переход Регистрация Вверх

  • Навигация
  • Кабинет
  • Личные сообщения
  • Подписки
  • Кто на сайте
  • Поиск по форуму
  • Главная страница форума
  • Форум
  • Бухгалтерия
    1. Общая бухгалтерия
      1. Бухучет и Налогообложение
      2. Оплата труда и кадровый учет
      3. Документация и отчетность
      4. Учет ценных бумаг и валютных операций
      5. Внешнеэкономическая деятельность
      6. Внешнеэкономическая деятельность. Таможенный союз
      7. Алкоголь: лицензирование и декларирование
      8. Онлайн-ККТ, БСО, эквайринг и кассовые операции
    2. Отрасли и спецрежимы
      1. Индивидуальные предприниматели. Спецрежимы (ЕНВД, УСН, ПСН, ЕСХН)
      2. Учет в НКО и жилищном хозяйстве
      3. Бухгалтерский учет в строительстве
      4. Бухгалтерский учет в туризме
    3. Бюджетные, автономные и казенные учреждения
      1. Бюджетный учет
      2. Программы для бюджетного учета
    4. Банки
    5. МСФО, GAAP, управленческий учет
  • Юридический отдел
    1. Правовая помощь
    2. Регистрация
    3. Опыт проверок
  • Управление предприятием
    1. Администрирование и управление на предприятии
    2. Аутсорсинг
  • Автоматизация предприятия
    1. Программы для ведения бухгалтерского и налогового учета
      1. Инфо-Бухгалтер
      2. Другие программы
    2. 1C
    3. Электронный документооборот и электронная отчетность
    4. Прочие средства автоматизации труда бухгалтеров
  • Гильдия клерков
    1. Взаимоотношения на работе
    2. Бухгалтерский бизнес
    3. Обучение
    4. Биржа труда
      1. Ищу работу
      2. Предлагаю работу
  • Клуб Клерк.Ру
    1. Пятница
    2. Частные инвестиции
    3. Политика
    4. Спорт. Туризм
    5. Встречи и поздравления
    6. Авторские форумы
      1. Интервью
      2. Простое, как мычание
      3. Авторский форум Goblin_Gaga
        1. Бухгалтера можно…
        2. опусник Гаги
  • Интернет-конференции
    1. Кому я должен — всем прощайте: все о банкротстве физлиц
    2. Архив Интернет-конференций
      1. Интернет-конференции
        1. Обмен электронными документами и сюрпризы от ФНС
        2. Нарушение прав граждан при трудоустройстве и увольнении
        3. Новый порядок сдачи отчетности по НДС в электронном формате
        4. Подготовка годовой финансовой/бухгалтерской отчетности за 2014 год
        5. Все, что вы хотели спросить у оператора обмена электронными документами
        6. Как финансовый кризис превратить в окно возможностей?
        7. НДС: изменения в нормативном регулировании и их реализация в программе «1С:Бухгалтерия 8»
        8. Обеспечение достоверности результатов инвентаризационных мероприятий
        9. Защита персональных данных. Применение ЗПК «1С:Предприятие 8.2z»
        10. Формирование учетной политики компании: возможности сближения с МСФО
        11. Электронный документооборот на службе бухгалтера
        12. Учет времени при различных системах оплаты труда в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8»
        13. Полугодовой отчет по налогу на прибыль: раскроем все секреты
        14. Межличностные отношения на рабочем месте
        15. Облачная бухгалтерия 1С. Стоит ли уходить в облако?
        16. Банковские депозиты: как не потерять и выиграть
        17. Больничные листы и другие пособия за счет ФСС. Порядок расчета и начисления
        18. Клерк.Ру: задайте любой вопрос руководству сайта
        19. Правила расчёта НДС при осуществлении экспортно-импортных операций
        20. Как сдать отчетность в Пенсионный фонд за 3 квартал 2012 года
        21. Отчетность в ФСС за 9 месяцев 2012 года
        22. Подготовка отчетности в ПФР за 2 квартал. Сложные вопросы
        23. Запуск электронных счетов-фактур в России
        24. Как снизить затраты на ИТ-оборудование, ПО и ИТ-персонал с использованием облачных мощностей
        25. Отчетность в ПФР за 1 квартал 2012. Основные изменения
        26. Налог на прибыль: нюансы заполнения декларации за 2011 год
        27. Годовая отчетность в ПФР. Актуальные вопросы
        28. Новое в бухгалтерской отчетности за 2011 год
        29. Отчетность в ФСС в вопросах и ответах
        30. Полугодовая отчетность в ПФР в вопросах и ответах
        31. Расчет пособий по временной нетрудоспособности в 2011 году
        32. Электронные счета-фактуры и электронные первичные документы
        33. Формирование бухгалтерской отчетности за 2010 год
        34. Расчет больничных в 2011 году. Декретные и пособия в переходный период
        35. Новое в законодательстве о налогах и страховых взносах в 2011 году
        36. Изменения в финансовой отчетности в 2011 году
        37. DDoS атаки в России как способ нечестной конкурентной борьбы.
        38. Банковские продукты для физлиц: кредитование, депозиты, спецпредложения
        39. Документ в электронной форме — эффективное решение актуальных проблем
        40. Как найти работу с помощью Клерк.Ру
        41. Предоставление сведений перс. учета за первое полугодие 2010 года
        42. Налоговая ответственность: кто и за что отвечает?
        43. Проверки, взыскание, возврат/зачет налогов и др.вопросы ч.1 НК РФ
        44. Расчет больн. листов и страховых взносов в свете квартальной отчетности
        45. Замена ЕСН страховыми взносами и другие нововведения 2010 года
        46. Ликвидация коммерческих и некоммерческих организаций
        47. Бухгалтерский и налоговый учет товарно-материальных ценностей
        48. Обязательная перерегистрация фирм в соответствии с Законом №312-ФЗ
        49. PR и маркетинг в сфере профессиональных услуг своими силами
        50. Клерк.Ру: смена дизайна
        51. Построение личного финансового плана: мечты и реальность
        52. Подготовка бух. отчетности. Изменения в рос. стандартах учета в 2009 году
        53. Откаты в сфере продаж: за и против
        54. Потеря работы в период кризиса. Что делать?
        55. Все, что вы хотели знать о Клерк.Ру, но стеснялись спросить
        56. Кредит в кризис: условия и возможности
        57. Сохранение капитала во время кризиса: стратегии для частных инвесторов
        58. НДС: вычеты по авансам. Вопросы с ответами и без
        59. Пресс-конференция Деда Мороза
        60. Изменения в Налоговый кодекс, вступающие в силу с 2009 года
        61. Налог на прибыль с учетом последних изменений и разъяснений Минфина
        62. Российский кризис: угрозы и возможности
        63. Сетевой бизнес: качественные товары или развод на деньги?
        64. КАСКО: страховка без секретов
        65. Выплаты физическим лицам
        66. Рейдерство. Как защитить собственный бизнес?
        67. Актуальные вопросы исчисления и возмещения НДС
        68. Спецрежимы: ЕНВД и УСН. Особенности и сложные вопросы
        69. Налог на прибыль. Расчет, особенности исчисления, спорные моменты
        70. Учетная политика для целей бухучета
        71. Налоговые проверки. Практика применения новых правил
        72. НДС: порядок расчета
      2. Аутсорсинг в вопросах и ответах
      3. Как бухгалтеру выполнить требования Закона «О персональных данных»
      4. Идеальный архив бухгалтерских документов
  • Служебные форумы
    1. Архив
      1. FAQ (Часто задаваемые вопросы)
        1. FAQ: Часто задаваемые вопросы по бухучету и налогам
      2. Игры и тренинги
        1. Тренинг по воспитанию самоуверенности
        2. ВЭД в условиях суровой действительности
    2. Книга жалоб и предложений
      1. Дневники

На основании чего действует ликвидатор ООО

Формирование пакета документов для государственной регистрации факта ликвидации коммерческой организации

Ликвидация предприятия – процедура, требующая неукоснительного соблюдения положений действующего законодательства. Такая необходимость связана с тем, что процесс прекращения деятельности организации достаточно сложен. Кроме того, он требует не просто осуществления всех необходимых юридических процедур, но и строгого соблюдения их последовательности.

А в случае если учредитель или учредители предприятия нарушат ее или пропустят какие-либо шаги, предусмотренные законом в процессе ликвидации предприятия, например, ими не будет назначен председатель ликвидационной комиссии, регистрирующие органы вправе отказать в удовлетворении заявления о прекращении деятельности коммерческой компании и все придется начинать сначала.

Именно поэтому некоторые руководители компаний, приняв решение о ликвидации предприятия, прибегают к услугам специализированных организаций, которые за определенную плату готовы взять на себя все тяготы общения с регистрирующими органами. Однако, прибегая к услугам подобных специалистов, необходимо тщательно взвесить все плюсы и минусы такого решения.

В частности, следует принимать во внимание, что финансовые расходы, связанные с осуществлением процедуры ликвидации при самостоятельной реализации всех необходимых действий, не так уж велики, а основную работу возьмет на себя ликвидационная комиссия. При этом специализированная организация, готовая принять на себя большую часть такой работы по взаимодействию с органами государственной регистрации, потребует за свои усилия немалую сумму.

Вместе с тем внимательное и вдумчивое изучение законодательства, регламентирующего процедуру прекращения организацией своей деятельности, способно дать весьма четкое представление о том, какие действия необходимо осуществить учредителю или учредителям, принявшим решение об остановке работы предприятия.

Первым шагом, который заинтересованному лицу стоит предпринять в процессе такого изучения, является ознакомление с главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая содержит все основные положения, регулирующие деятельность юридических лиц в нашей стране. Несколько статей данной главы специально посвящено порядку и требованиям к процессу ликвидации коммерческих организаций с указанием всех необходимых действий, которые требуется предпринять учредителю или учредителям.

Кроме того, на председателя комиссии возлагается обязанность следить за соответствием процедуры, реализуемой его подчиненными, действующему законодательству. Так, в частности, статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет перечень шагов, которые должны быть предприняты органом, ответственным за организацию юридической процедуры, с целью прекращения предприятием своей деятельности.

Так, первым значимым шагом в этом направлении должно стать информирование кредиторов организации о том, что она прекращает свою работу. Смысл этого шага заключается в том, чтобы дать им возможность для предъявления имеющихся у них финансовых претензий в период, пока компания еще существует и способна их выполнить. Исходя из этой установки, комиссия осуществляет работу в этом направлении.

Кроме того, такое сообщение должно содержать описание порядка предъявления кредиторами финансовых претензий и сроков их предъявления. При определении этих сроков следует помнить, что Гражданский кодекс Российской Федерации предоставляет компании самостоятельно определить период времени, в течение которого будут приниматься финансовые претензии от контрагентов, однако пункт 1 статьи 63 ГК РФ требует, чтобы этот срок составлял не менее двух месяцев.

Составив объявление, соответствующее требованиям действующего законодательства, председатель действующей ликвидационной комиссии направляет подписанную им заявку в средство массовой информации, в котором оно должно быть опубликовано. Важно учитывать, что конкретные средства массовой информации, подлежащие использованию для публикации сведений о ликвидации компании, определяются действующим законодательством.

Так, в соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы № САЭ-3-09/355@ от 16 июня 2006 года “Об обеспечении публикации и изданий сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации”, сведения о прекращении деятельности коммерческих компаний по решению учредителя или учредителей подлежат опубликованию в журнале “Вестник государственной регистрации”.

Помимо организации такой публикации, в полномочия председателя ликвидационной комиссии входит принятие других возможных мер, которые могут способствовать розыску кредиторов, перед которыми компания, прекращающая свою деятельность, имеет непогашенные обязательства. В частности, ему следует организовать внимательное изучение его подчиненными финансовой документации этой компании.

В случае выявления непогашенных задолженностей кредиторам следует направить им письменные уведомления, содержание которых должно быть аналогично сообщению, опубликованному в журнале “Вестник государственной регистрации”. В частности, в таком письме должно содержаться уведомление о порядке предъявления финансовых претензий к компании и сроке, в течение которого такие претензии могут быть предъявлены.

После формирования окончательного баланса председатель комиссии в рамках своих полномочий приступает к формированию пакета документов для предоставления в орган государственной регистрации. Помимо окончательного ликвидационного баланса, в этот пакет должно войти заявление о ликвидации предприятия, подписанное председателем ликвидационной комиссии.

Помимо оформления заявления, председателю ликвидационной комиссии необходимо позаботиться об оплате государственной пошлины за регистрацию факта ликвидации организации, поскольку, в соответствии с действующим законодательством, эта процедура является платной. Размер этой пошлины установлен статьей 333.

33 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, данный раздел указанного нормативно-правового акта устанавливает, что размер пошлины за государственную регистрацию факта ликвидации организации взимается плата в размере 20% от стоимости внесения сведений о ней в Единый государственный реестр юридических лиц при ее формировании.

В некоторых случаях регистрирующий орган может потребовать предоставления дополнительных документов, например, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, копии журнала “Вестник государственной регистрации” с опубликованным сообщением о прекращении деятельности юридического лица, документов, подтверждающих информирование государственных фондов, например, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, об остановке деятельности учреждения. В этом случае в полномочия председателя ликвидационной комиссии входит сбор и предоставление всех необходимых документов.

После того, как все справки, свидетельства, квитанции и выписки, необходимые органу государственной регистрации для того, чтобы убедиться в том, что данное юридическое лицо фактически прекратило свою работу, собраны, он должен рассмотреть их и, если их состав и содержание окажутся удовлетворительными, принять решение о ликвидации организации.

Согласно действующему законодательству, подтверждением такого решения является внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидация предполагает полное прекращение существования предприятия, завершающееся исключением информации о юрлице из госреестра.

Бизнес закрывают по разным причинам: это может быть отсутствие прибыли, достижение поставленных целей, потеря интереса к сфере деятельности и пр. Когда учредитель решает закрыть собственное дело, ему необходимо назначить ликвидатора.

Рассмотрим, в чем заключается ответственность ликвидатора и кто может занять эту должность.

Решение о завершении деятельности предприятия принимается добровольно учредителями бизнеса или принудительно судебными органами. В зависимости от вида ликвидации осуществляется выбор ликвидатора — лица, которое отвечает за закрытие фирмы.

Если при добровольной ликвидации ответственное лицо назначается владельцами бизнеса, то при принудительной — судом.

Во втором случае за проведение ликвидационной процедуры отвечает арбитражный управляющий, который должен быть гражданином РФ и членом СРО — саморегулируемой организации.

Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО

Для проведения ликвидации предприятия создается ликвидационная комиссия, главой которой является ликвидатор, который действует в пределах компетенции данной комиссии и который является ответственным за проведение процедуры ликвидации данного предприятия. Существуют определенные нормативные акты, которые устанавливают ответственность ликвидатора при ликвидации ООО.

Ликвидация предприятия означает прекращение им хозяйственной деятельности и может быть:

  • добровольной (решение о ликвидации принимают учредители предприятия);
  • принудительной (решение о ликвидации принимается судебными органами).

Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО, зависит от вида ликвидации:

  • при добровольной ликвидации организации выбор ликвидатора может осуществляться учредителями;
  • при ликвидации предприятия по решению суда ликвидатор (арбитражный управляющий) назначается судом.

Ликвидатор является ответственным за проведение процедуры ликвидации данного предприятия.

Арбитражный управляющий должен являться членом саморегулируемой организации.

В качестве ликвидатора учредителями может быть выбран тот орган, которым было принято решение о ликвидации предприятия (ООО). Ликвидатором может быть назначен один из участников ООО или его учредитель.

В качестве ликвидатора может быть назначено лицо, которое имеет соответствующую лицензию и обладает определенными полномочиями.

В большинстве случаев при ликвидации ООО учредители обращаются к тем компаниям, которые специализируются на предоставлении данных услуг. В ООО ликвидатор назначается приказом.

Полномочия ликвидатора при ликвидации ООО переходят к нему от директора ликвидируемого предприятия после принятия решения о прекращении деятельности и уведомления всех государственных органов и внебюджетных фондов. К ликвидатору переходят все полномочия. кроме закрепленных в уставе за участниками ООО или учредителем.

Ликвидатор действует в интересах ликвидируемого общества и в его интересах (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

Ликвидатор ООО осуществляет следующие действия, входящие в его обязанности:

  • разрабатывает план реализации ликвидации ООО;
  • направляет уведомления в инспекцию ФНС о ликвидации предприятия и прекращении хозяйственной деятельности (п. 3 ст. 20 Закона от 08.08.2001 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);
  • размещает сообщение в источниках СМИ о том, что начата процедура ликвидации предприятия;
  • при наличии кредиторов у данной организации ликвидатор оповещает их письменно о принятом решении о ликвидации предприятия;
  • осуществляет формирование балансов (промежуточного и ликвидационного) на основе результатов инвентаризации имущества и обязательств;
  • организует погашение имеющихся у ликвидируемого предприятия задолженности и обязательств в законодательно определенной очередности;
  • осуществляет уведомление работников ликвидируемого предприятия об их увольнении;
  • если возникают признаки несостоятельности ликвидируемого предприятия, то инициирует процедуру банкротства.

Ответственность

При возникновении ситуации, когда ликвидатор (ликвидационная комиссия) нанес убытки учредителям предприятия, кредиторам своими действиями (или бездействием), на него возлагается обязанность по возмещению суммы причиненного ущерба.

Данная ситуация может возникнуть при невключении заявленных кредиторов в список предъявленных требований или неотражении их в промежуточном балансе. Сумма причиненного ущерба распределяется между членами ликвидационной комиссии в равных долях (ст. ст. 64.

1, 53.1 ГК РФ).

Субсидиарную ответственность несет ликвидационная комиссия (ликвидатор) в соответствии с Гражданским кодексом (ст. 399 ГК РФ) и Закон от 08.08.

В данном случае при недостаточности имущества ликвидируемого предприятия для покрытия задолженности кредиторы могут выставить требование об осуществлении взыскания за счет личного имущества ликвидатора.

Полномочия председателя ликвидационной комиссии

Более внимательное изучение содержания этого раздела указанного нормативно-правового акта дает понять, что объем работы, который должны взять на себя учредители, принявшие решение об остановке деятельности коммерческой компании, не так уж велик. В первую очередь им принадлежит прерогатива сделать основной шаг в этом направлении, приняв решение о ликвидации компании.

Такое решение должно быть зафиксировано соответствующим приказом или другим документом, с которым следует ознакомить всех сотрудников ликвидируемой организации. При оформлении приказа, фиксирующего факт прекращения работы компании, учредителю или учредителям необходимо учитывать, что, помимо самого факта ликвидации компании, этот приказ должен указывать сроки и порядок ее осуществления.

Кроме того, отдельный раздел документа следует посвятить вопросу назначения председателя ликвидационной комиссии. В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, с момента его назначения председатель, осуществляя руководство деятельностью ликвидационной комиссии, получает весь объем полномочий, связанных с осуществлением деятельности компании в период ее ликвидации.

Как правило, руководитель назначается из числа действующих сотрудников предприятия, которые должны быть поименно упомянуты в приказе с указанием должностей, занимаемых ими в компании. Нередко функции и статус председателя ликвидационной комиссии принимает на себя сам руководитель организации, который в этой ситуации и будет заниматься организацией основных процедур, связанных с процессом прекращения работы юридического лица.

Таким образом, на него ложится ответственность за всю работу, осуществляемую членами комиссии в рамках своей профессиональной деятельности, и именно он подписывает документы, издаваемые этим органом.

В частности, в обязанности председателя входит проследить за тем, чтобы о решении о прекращении работы организации был уведомлен орган государственной регистрации, который осуществляет ведение и пополнение информацией основного федерального ресурса, содержащего сведения о коммерческих организациях Российской Федерации, – Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

В целях обеспечения сохранения актуальности информации, содержащейся в указанной базе, орган государственной регистрации после получения данного уведомления обязан немедленно внести сведения о том, что данная компании находится в стадии ликвидации, в Единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, эта компания будет исключена из общей численности действующих предприятий Российской Федерации, однако в течение срока ликвидации она будет числиться в специальном столбце этого реестра, где фиксируются компании, прекращающие работу.

С этой целью нужно представить в банк решение о ликвидации фирмы и переоформить подписи в учетной карточке банка на председателя комиссии и лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета в период ликвидации организации. Необходимо отметить, что любой шаг при ликвидации организации должен находить свое отражение в ЕГРЮЛ.

Так сначала направляется в налоговую Уведомление о ликвидации организации по утвержденной Постановление Правительства форме. Затем она уведомляется о формировании ликвидационной комиссии.

С этой целью направится в регистрирующий орган Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по установленной форме.

Такие встречи проводятся по мере необходимости. Их итоги оформляются в виде протокола заседания и акта, в котором фиксируются наиболее важные положения. Оба документа подписывают все члены: в них содержится повестка дня, состав участников, явка. Решения утверждаются простым большинством , при поименном ании или поднятием руки присутствующими.

Ликвидатор действует на основании чего

Председатель ликвидаторов обладает правом подписи деклараций, договоров и других юридически значимых документов. Он может свободно распоряжаться имуществом компании, как это ранее делал ее директор.

Председатель также вправе в любой момент созывать заседание ликвидационной комиссии, контролировать ее работу и организует текущую деятельность этой структуры. Члены комиссии могут подписывать бухгалтерскую документацию.

Для этого они должны уведомить банк, в котором у компании открыт расчетный счет о лицах, наделенных правом подписи платежных поручений. Подписи в банковской карточке переоформляются на председателя и других лиц (при необходимости).

Обычно закрываемая компания подвергается выездной налоговой проверке. В этом случае комиссия может обжаловать принятые проверяющими решения в досудебном и судебном порядке.

Руководитель ликвидационной комиссии На необходимость избрания руководителя (председателя) ликвидационной комиссии указывает законодательство.

Такая проблема не стоит перед компаниями, в которых есть единственный учредитель, он и становится ликвидатором.

При этом закон не устанавливает, кто именно назначается руководителем ликвидационной комиссии.

Это может быть:

  • коллегиальный орган, который принял решение о закрытии юрлица;
  • участник общества или его учредитель;
  • стороннее лицо, наделенное лицензией на этот вид деятельности (состоящий в СРО).

Если ликвидация производится через процедуру банкротства компании, то в качестве ликвидатора выступает арбитражный управляющий, назначенный арбитражным судом.

Штатные сотрудники в составе комиссии обычно продолжают работать в рамках действующих трудовых договоров и получают выплаты в прежнем размере в виде зарплаты.

Законом это не возбраняется. Зарплата членам комиссии облагается всеми налогами и сборами.

В последний день работы члены комиссии должны получить зарплату, компенсацию за неиспользованный отпуск и выходное пособие.

Такой вариант нежелателен: контролирующие инстанции могут посчитать, что расторжение трудового договора имело целью уклонения от выплаты положенной компенсации при ликвидации.

Акт решения при завершении ликвидации предприятия Все решения, которые принимались в ходе работы ликвидационной комиссии, должны быть оформлены должным образом.

Выплата им всех положенных вознаграждений до сокращения и в последний день работы.

  • Уведомление Центра занятости о массовом сокращении (касается только крупных работодателей с численностью свыше 50).
  • В случае выявленных в ходе проверок недоимок по налогам и страховым отчислениям комиссия перечисляет образовавшуюся задолженность по налогам, штрафы и пени в бюджет.
  • На основании детального анализа финансового состояния компании, инвентаризации имущества, выявления дебиторской задолженности составляется промежуточный ликвидационный баланс. Он утверждается в Налоговой инспекции, а отметка о его регистрации делается в ЕГРЮЛ.
  • Погашаются кредиторские требования с учетом очередности, предусмотренной ГК РФ.

Руководить ликвидацией может и учредитель, и независимое лицо, и любой из работников — директор, бухгалтер.

Но желательно не возлагать обязанности дополнительным соглашением к трудовому договору, так как в этом случае увольнение в связи с ликвидацией организации будет затруднено, ведь все расчеты надо провести до ликвидации, а ликвидационная комиссия работает до ликвидации. Кроме широкого круга полномочий на ликвидаторов возлагается обязанность возместить убытки, причиненные кредиторам или учредителям (п.

2 ст. 64.1 ГК РФ). Если установлено, что процедура ликвидации проведена с нарушениями, то существует возможность взыскания убытков с ликвидатора, который допустил это нарушение.

Внимание

После принятия решения о ликвидации организации, а также уведомления регистрирующего органа, учредители организации по согласованию с тем же регистрирующим органом назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора). Ликвидационная комиссия устанавливает порядок и срок ликвидации организации. Учредители или орган, который принял решение о ликвидации юридического лица, должны назначить ликвидационную комиссию ликвидатора.

В том числе к ней переходит и право распоряжения денежными средствами компании.

Правильно уволить всех сотрудников, если таковые еще не были уволены к моменту ликвидации. увольнение производится в порядке п. 1 ч.

1 статьи 81 Трудового кодекса: «Ликвидация организации или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя».

О грядущем сокращении в связи с ликвидацией каждый работник должен быть письменно предупрежден под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ).

При увольнении в связи с ликвидацией организации работнику должна быть выплачена компенсация в размере месячного среднего заработка при одновременном сохранении за ним среднего месячного заработка на период трудоустройства (но не более чем за два месяца с учетом выходного пособия).

Инвентаризация. Ликвидация предприятия является основанием для проведения обязательной инвентаризации (ст. 12 129-ФЗ от 29 11 96 «О бухгалтерском учете»).

Составление ликвидационного баланса

В ожидании поступления финансовых требований к компании, объявившей о прекращении своей деятельности, обязанности председателя комиссии требуют организации начала работ по составлению ликвидационного баланса, отражающего инвентаризацию имеющегося имущества данной коммерческой организации. В данном финансовом документе необходимо отразить все имущество, подвергшееся инвентаризации, которое имеется у организации на момент составления приказа об остановке работы.

При этом на данном этапе осуществления процедуры остановки работы организации составление такого баланса, отражающего состояние инвентаризации имущества, носит предварительный характер. Тем не менее, председатель комиссии должен позаботиться о том, чтобы он был подписан учредителем или учредителями предприятия, которые тем самым подтверждают факт ознакомления с состоянием финансовых дел и проведением инвентаризации имущества своего учреждения.

После завершения срока принятия финансовых требований от кредиторов и инвентаризации организации председатель действующей ликвидационной комиссии в рамках своих полномочий должен осуществить все необходимые расчеты с кредиторами, доказавшими обоснованность своих материальных претензий в отношении имущества данной организации.

Завершение процедуры осуществления расчетов с кредиторами и инвентаризации имущества требует перехода к следующему этапу деятельности ликвидационной комиссии – составлению окончательного ликвидационного баланса имеющегося имущества. В этом документе должен быть отражен весь объем имущества, оставшегося в распоряжении организации после завершения всех расчетов и проведения инвентаризации.

В случае если такое имущество имеется в наличии, его необходимо распределить между учредителями компании в соответствии с достигнутыми между ними договоренностями. Окончательный ликвидационный баланс после проведения инвентаризации имущества председателю ликвидационной комиссии необходимо представить на подпись учредителю или учредителям компании, а также ознакомить с его содержанием орган налоговой инспекции в соответствии с территориальной принадлежностью организации.

Этот документ со всеми необходимыми подписями и отметками об инвентаризации имущества должен стать одним из компонентов пакета, формируемого председателем ликвидационной комиссии для предоставления в регистрирующий орган. Дело в том, что, в соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, коммерческая организация признается ликвидированной только в момент внесения соответствующей записи об этом факте в Единый государственный реестр юридических лиц.