Налог на имущество медицинских организаций

Налоговые льготы в сфере медицины и здравоохранения.

Действующим законодательством о налогах и сборах предусмотрен ряд налоговых льгот, специально ориентированных на поддержку деятельности в сфере медицины и здравоохранения. Ниже приводится их краткий обзор.

Налог на прибыль

Наибольшее количество льгот по налогу на прибыль предусмотрено федеральным законодательством.

Освобождена от налога в соответствии с п. 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций» прибыль психиатрических, психоневрологических и противотуберкулезных учреждений в части, полученной их лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими и направленной на улучшение труда и быта больных, их дополнительное питание, а также на приобретение оборудования и медикаментов. Также освобождена от налога прибыль специализированных протезно-ортопедических предприятий и прибыль, полученная от производства технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.

В соответствии с п. 4 ст. 6 этого же Закона, если выручка, полученная малым предприятием от производства и переработки медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), то в первые два года деятельности такая организация освобождается от уплаты налога на прибыль. При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации. В третий и четвертый год работы указанные малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Данная льгота не предоставляется малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений. Следует иметь в виду, что при прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.

Пунктом 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-I установлена льгота, согласно которой освобождена от налогообложения прибыль любых предприятий, полученная от реализации произведенной ими медицинской продукции, включенной в утверждаемый Правительством РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ N 478 от 15 апреля 1996 г., а последние изменения в него вносились 20 мая 1999 г.

При исчислении налога облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет остающейся в распоряжении предприятия прибыли уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения (подп. «б» п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-I). К объектам и учреждениям здравоохранения, как разъясняет письмо Госналогслужбы РФ от 9 июля 1996 г. N 02-2-12, относятся только те объекты и учреждения, которые перечислены в подразделе «Здравоохранение» Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (коды 91500-91599).

Аналогичным образом налогооблагаемая прибыль (но только в пределах 3 процентов) уменьшается на суммы средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения (подп. «в» п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-I). Получившие такие средства предприятия, организации и учреждения по окончании отчетного года обязаны представить в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и об их расходовании. В случае использования средств не по назначению, они взыскиваются в доход федерального бюджета.

Дополнительные льготы, связанные с здравоохранением, установлены и московским законодательством. Речь идет о направленных на поддержку благотворительности и инвестиционной деятельности льготах по налогу на прибыль, предусмотренных в Законе г. Москвы N 39 от 22 декабря 1999 г. «О ставках и льготах по налогу на прибыль». Согласно подп. «ж» п. 1 ст. 3 указанного Закона налогооблагаемая прибыль уменьшается (в пределах 5 процентов) на суммы взносов, направленных на благотворительные цели предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения. При этом получателями средств должны быть расположенные в Москве организации, прошедшие государственную регистрацию и вставшие на учет в налоговых органах города.

Подпунктом «а» п. 1 ст. 4 того же Закона установлена льгота, согласно которой сумма налога на прибыль уменьшается на сумму средств, направленных на реализацию целевой программы по развитию здравоохранения. Соответствующая программа на 2000 год утверждена Постановлением Московской городской Думы N 89 от 14 июля 2000 г.

Налог на имущество.

Законом РФ N 2030-1 от 13 декабря 1991 г. «О налоге на имущество предприятий» соответствующая льгота установлена для специализированных предприятий, производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями. Имущество таких организаций (их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ N 1012 от 13 октября 1995 г.) не подлежит обложению данным налогом в силу подп. «о» ст. 4 указанного Закона.

Налог на добавленную стоимость.

С января 2001 года вступает в силу глава 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ, предусматривающая ряд льгот по НДС, имеющих отношение к отраслям медицины и здравоохранения. До 1 июля 2001 г. указанная глава применяется с учетом особенностей, установленных ст. 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, как и в настоящее время, будет освобождена от налогообложения реализация медицинских товаров. В отличие от действующего порядка, новая льгота распространяется только в отношении следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

  • протезно-ортопедических изделий, сырья для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
  • технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
  • линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);

С 01 января 2002 года к этому списку добавятся также:

  • важнейшие и жизненно необходимые лекарственные средства, включая лекарства-субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, за исключением сырья (материалов) для их производства, витаминизированной и лечебно-профилактической продукции пищевой, мясной, молочной, рыбной и мукомольно-крупяной промышленности, бытовых дезинфицирующих, инсектицидных и дератизирующих средств, подгузников, репеллентов, товаров ветеринарного назначения, тары и упаковки;
  • важнейшие и жизненно необходимые изделия медицинского назначения;
  • важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника.

При этом освобождены от НДС будут не все относящиеся к перечисленным группам товары, а только включенные в соответствующий перечень, который должен быть утвержден Правительством РФ.

Как и в настоящее время, с 2001 года не будут облагаться НДС медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета, также подпадают под эту льготу. Сейчас перечень медицинских услуг отсутствует. С января 2001 года для освобождения таких услуг от НДС будет необходимо, чтобы они были включены в перечень, приведенный в подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которым к медицинским услугам отнесены:

  • услуги медицинских учреждений, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
  • услуги, оказываемые населению медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
  • услуги медицинских организаций по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;
  • услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
  • услуги по изготовлению лекарственных средств аптечными учреждениями;
  • услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
  • услуги патолого-анатомических бюро;
  • услуги медицинских учреждений, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
  • услуги по изготовлению и ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий.

Следует обратить внимание на отсылочный характер некоторых пунктов перечня, в связи с чем эти пункты должны быть детализированы в соответствующих нормативных актах.

После вступления в силу второй части Налогового Кодекса РФ действующая в настоящее время льгота, установленная подпунктом «у» п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-I от 6 декабря 1991 г. «О налоге на добавленную стоимость», утратит силу не полностью а будет до конца 2001 года применяться в части освобождения от НДС лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Новой является льгота, освобождающая от НДС продукты питания, непосредственно произведенные организациями общественного питания и реализуемые ими столовым тех медицинских организаций, которые полностью или частично финансируются из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ). Наряду с этим, как и прежде, не будут облагаться НДС реализуемые в указанных организациях продукты питания, произведенные столовыми этих организаций.

Налог с продаж.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона РФ N 2118-1от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» этим налогом не облагается стоимость лекарств и протезно-ортопедических изделий. В соответствии с п. 3 ст. 20 этого Закона налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъекта РФ.

Законом г. Москвы N 14 от 17 марта 1999 г. «О налоге с продаж» в перечень товаров (работ, услуг), стоимость которых не облагается налогом с продаж, дополнительно включены также изделия медицинского назначения и все, кроме косметических, медицинские услуги населению. Детальный перечень приведен в Инструкции Управления МНС по г. Москве от 23 июня 1999 г. N 1 «О порядке исчисления и уплаты налога с продаж».

Налог на имущество учреждений здравоохранения

В связи с отменой Федеральным законом РФ от 11.11.2003 N 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса РФ и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона РФ «Об основах Налоговой системы в РФ, а также о признании утратившими силу актов законодательства РФ в части налогов и сборов» п. 7 ст. 381 НК РФ, согласно которому организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд здравоохранения, пользовались льготой по уплате налога на имущество, с 1 января 2006 г. учреждения здравоохранения являются плательщиками налога на имущество. Поэтому если региональным законодательством соответствующего субъекта РФ не установлены особые льготы для учреждений здравоохранения, то с этого года они уплачивают налог на имущество на общих основаниях. Данная статья освещает порядок исчисления и уплаты налога на имущество и авансовых платежей по нему в соответствии с требованиями НК РФ.

Налог на имущество — это региональный налог. Он устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 372 НК РФ).

Поскольку налог на имущество является региональным, законодательные (представительные) органы власти субъекта РФ имеют определенные полномочия, предусмотренные НК РФ, к которым относятся (п. 2 ст. 372 НК РФ):

  • установление налога на территории соответствующего субъекта РФ;
  • определение налоговой ставки в пределах размера, установленного гл. 30 НК РФ;
  • определение порядка и сроков уплаты налога;
  • разработка форм отчетности по налогу;
  • установление налоговых льгот и оснований их использования налогоплательщиками.

Кроме того, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ вправе:

  • не устанавливать отчетные периоды по налогу (п. 3 ст. 379 НК РФ);
  • предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 382 НК РФ).

При расчете налога на имущество за основу берется налоговая база и ставка налога. Налоговая база исчисляется исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения (ст. 376 НК РФ).

Объект налогообложения

Объектом обложения налогом на имущество является движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Статьей 130 ГК РФ дано определение недвижимого имущества, к которому относятся земельные участки <1>, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Также недвижимым имуществом являются подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Остальные объекты относятся к движимому имуществу.

<1> Согласно п. 4 ст. 374 НК РФ земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) не признаются объектами обложения налогом на имущество.

Под объектом недвижимого имущества, в отношении которого отдельно исчисляется налоговая база и уплачивается налог на имущество организаций, согласно рекомендациям Письма Минфина России от 26.06.2006 N 03-06-01-04/136 следует понимать единый обособленный комплекс — совокупность объектов, установок, сооружений, оборудования и другого имущества, объединенных единым функциональным предназначением. В него включается имущество, как указанное в технической документации (техническом паспорте) на объект недвижимого имущества, так и дополнительно установленное, смонтированное в ходе капитальных вложений, функционально связанное со зданием (сооружением) так, что его перемещение без причинения несоразмерного ущерба его назначению невозможно.

В частности, Минфин рекомендует включать в состав объекта недвижимого имущества учитываемые как отдельный инвентарный объект объекты основных средств, такие как лифты, встроенная система вентиляции помещений, локальные сети, другие коммуникации здания и прочее. В свою очередь, не следует включать в состав объекта недвижимого имущества объекты, учитываемые как отдельные инвентарные объекты, объекты основных средств, которые не требуют монтажа, могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба их назначению и (или) предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса (компьютеры, столы, транспортные средства, средства видеонаблюдения и др.).

Обратите внимание: объектом обложения налогом на имущество также является имущество, переданное бюджетному учреждению по договору лизинга и находящееся у него на балансе. С него следует уплачивать налог в порядке, установленном гл. 30 НК РФ.

Налоговая база

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению (ст. 376 НК РФ):

  • по местонахождению медицинской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);
  • в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
  • в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговой базой налога на имущество является среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (ст. 376 НК РФ). Данное имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется по формуле:

Сумма величин
остаточной стоимости
Средне- имущества по состоянию Количество месяцев
годовая на 1-е число каждого в налоговом (отчетном)
(средняя) = месяца налогового / периоде, увеличенное .
стоимость (отчетного) периода и на единицу
имущества 1-е число месяца,
следующего за налоговым
(отчетным) периодом

В случае если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, находится на территориях разных субъектов РФ, налоговая база по нему определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества, находящейся на территории данного субъекта РФ.

Обратите внимание: начиная с месяца, по состоянию на 1-е число которого объект недвижимого имущества был учтен в составе основных средств, его остаточная стоимость включается в налогооблагаемую базу для исчисления налога на имущество в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 376 НК РФ (Письмо Минфина России от 01.12.2005 N 03-06-01-04/429).

Порядок исчисления суммы налога и авансовых платежей по нему

Поскольку налог на имущество организаций — региональный, бухгалтеру, прежде чем приступить к его исчислению, нужно уточнить положения регионального законодательства, причем не только того субъекта, в котором расположена головная организация, но и во всех регионах, где открыты филиалы, имеющие отдельный баланс, и находится имущество, являющееся объектом налогообложения.

Порядок исчисления суммы налога определен в ст. 382 НК РФ. Налог рассчитывается по итогам налогового периода следующим образом:

Сумма = Налоговая х Налоговая.
налога база ставка

Учреждения здравоохранения обязаны исчислять и уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода, если законодательным (представительным) органом субъекта РФ не предусмотрено иное.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода следующим образом:

Сумма Налоговая Средняя
авансового = 1/4 х ставка х стоимость.

платежа имущества

Следовательно, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется по формуле:

Сумма налога, Сумма Сумма авансовых
подлежащая = налога — платежей, исчисленных.
уплате в бюджет и уплаченных в течение

налогового периода

Субъект РФ на своей территории, как указано выше, вправе установить свою ставку налога, которая может дифференцироваться в зависимости от категории налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. Единственное требование при установлении размера налоговой ставки субъектом РФ — она не должна превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ).

Уплата налога и авансовых платежей

Статьей 377 НК РФ в отношении налога на имущество установлены налоговый и отчетный периоды. Под налоговым периодом признается календарный год, а под отчетными периодами — I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Ввиду того, что п. 3 ст. 379 НК РФ оставляет за законодательным (представительным) органом субъекта РФ право не устанавливать отчетные периоды, прежде чем уплачивать авансовые платежи по налогу на имущество, следует узнать, определен ли отчетный период на территории того субъекта РФ, в котором находится имущество организации, обособленного подразделения или объекта недвижимости имущества, расположенного вне места их нахождения.

Уплата налога на имущество и авансовых платежей по нему в бюджет производится налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ. Авансовые платежи вносятся в течение налогового периода (если законом субъекта РФ не предусмотрено иное). Исчисленная сумма налога на имущество уплачивается в бюджет по истечении налогового периода.

Обособленные подразделения

Порядок уплаты налога на имущество обособленными подразделениями регламентирован ст. 384 НК РФ. В ней сказано, что головная организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из них. В этом случае налог на имущество будет рассчитываться как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в отношении каждого обособленного подразделения.

Нередки случаи, когда организация имеет объекты недвижимого имущества вне места ее расположения или нахождения обособленного подразделения. При расчете налога на имущество в данной ситуации следует обратиться к ст. 385 НК РФ. В соответствии с ней организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне ее местонахождения или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по нахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества. Сумма налога по такому имуществу определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

Приведем пример расчета налога на имущество.

Пример 1. Учреждение здравоохранения имеет на балансе имущество, остаточная стоимость которого отражена в таблице.

Имущество данного учреждения находится на территории субъекта РФ, законодательными органами которого установлены отчетные периоды по налогу на имущество. Ставка налога — 2%.

Поскольку по истечении каждого отчетного периода учреждение перечисляло сумму авансовых платежей в бюджет, по завершении налогового периода в бюджет им будет перечислено 5102 руб. (20 334 — 5012 — 5104 — 5116).

Налоговая декларация

Поскольку согласно п. 2 ст. 372 НК РФ в полномочия законодательных (представительных) органов субъектов РФ входит разработка форм отчетности по налогу на имущество, они в каждом субъекте РФ различаются. Налоговым кодексом РФ регулируются лишь сроки представления налоговых деклараций и расчетов по авансовым платежам, которые направляются медицинскими учреждениями в налоговые органы по местонахождению:

  • учреждения;
  • каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • каждого объекта недвижимого имущества, в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога.

В соответствии с новой редакцией ст. 386 НК РФ, измененной Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу в срок не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации представляются по итогам налогового периода в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обратите внимание: согласно п. 1.4 Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 23.03.2004 N САЭ-3-21/224, если законодательством субъекта РФ предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в его бюджет без направления части суммы налога в бюджеты муниципальных образований, то налоговая декларация (налоговый расчет по авансовому платежу) заполняется в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ (Письмо Минфина России от 23.12.2005 N 03-06-01-04/444).

Исправляем ошибки

Нередко у бухгалтера при обнаружении ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы по налогу на имущество возникает вопрос: как ее исправить? Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены ошибки (искажения).

В случае если ошибка привела к завышению (занижению) суммы налога на имущество организаций, по установленным искажениям налоговой базы по данному налогу организации на основании ст. 81 НК РФ обязаны представить уточненные налоговые декларации (расчеты по авансовым платежам) за налоговые (отчетные) периоды, в которых допущены ошибки (искажения) (Письма Минфина России от 17.07.2006 N 03-06-01-04/148, от 11.04.2006 N 03-06-01-04/83).

Пример 2. Бухгалтером в августе 2006 г. была обнаружена ошибка, допущенная при исчислении налоговой базы за 2005 г., приведшая к занижению налоговой базы.

Бухгалтер делает перерасчет суммы налога за 2005 г., подает уточненную налоговую декларацию за этот год в налоговый орган и перечисляет в бюджет сумму недоплаченного налога.

Однако бывает, что бухгалтер, обнаружив ошибку, не знает, в каком периоде она была допущена. В таком случае перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

Пример 3. Изменим условия примера 2. Бухгалтер не выяснил, к какому периоду относится выявленная в августе ошибка.

Расчет авансового платежа по налогу на имущество за III квартал 2006 г. производится с учетом найденной ошибки.

Обратите внимание: все ошибки (искажения), допущенные в прошлых налоговых (отчетных) периодах при исчислении налога на имущество организаций, а также в бухгалтерском учете основных средств и формировании остаточной стоимости имущества по состоянию на 1-е число каждого месяца для исчисления налоговой базы по данному налогу, должны быть отражены в бухгалтерской отчетности (Письмо Минфина России от 26.06.2006 N 03-06-01-04/136).

Минфин России в Письме от 26.06.2006 N 03-06-01-04/136 разъяснил налогоплательщикам, как исправлять ошибочно исчисленные и уплаченные суммы налога на имущество:

  • если сумма налога была ошибочно исчислена и уплачена в отношении имущества, являющегося составной частью объекта недвижимого имущества, не по месту его нахождения, но в субъекте РФ, где находится данный объект и в котором налог на имущество организаций не зачисляется в местные бюджеты, то представлять уточненные декларации за прошедшие налоговые (отчетные) периоды необязательно, поскольку налог на это имущество полностью поступил в региональный бюджет;
  • если данный налог в отношении имущества, являющегося составной частью объекта недвижимого имущества, зачислен в бюджет другого субъекта РФ, то налогоплательщик обязан представить уточненные налоговые декларации (расчеты по авансовым платежам) как по месту нахождения объекта недвижимого имущества, так и по месту ошибочно уплаченного налога;
  • если налог на имущество организаций в соответствии с бюджетным законодательством субъекта РФ зачисляется также и в местные бюджеты, то налогоплательщик должен представить уточненные налоговые декларации и по месту нахождения объекта недвижимого имущества, и по месту ошибочно уплаченного налога.

Т.Обухова

Эксперт журнала

«Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Налогообложение медицинских организаций увеличилось


Статья 346.11. Общие положения

Было
2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

Станет не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

Текстовая версия
Уважаемые собственники частных медицинских организаций, информирую вас о том, что в налогообложении медицинских организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, произошли значительные изменения. Государство увеличило фискальную нагрузку на предприятия, применяющие данный упрощенный налоговый режим.
В чем заключаются данные изменения?
Государство решило облагать налогом на имущество недвижимость, причем не по балансовой стоимости, а по кадастровой или так называемой, рыночной стоимости. Ставка налогообложения предусмотрена в размере 1 % от кадастровой стоимости на 2014 год.
Рассмотрим пример, медицинская клиника владеет зданием на праве собственности стоимостью 20 миллионов рублей. 1 % в год — это 200 тысяч рублей. Именно эту сумму придется отдать государству дополнительно к тому налогу, который медицинская организация уплачивает по упрощенной системе налогообложения.
Из содержания текста закона следует, что начиная со второго полугодия данный налог придется уплачивать.
Налог является региональным и будет поступать в бюджеты субъектов Федерации. Они своими нормативными актами имеют право несколько поменять условия налогообложения. Но с учетом того, что бюджеты регионов в основном, дотационные, мне предполагается сомнительным уменьшение налогового бремени, чем то, которое предусмотрено данным законом.
Государство в очередной раз проявило свою фискальную сущность. Есть несколько путей, связанных с налогообложением. Во – первых, собирать в полном объеме и со всех налогоплательщиков то, что положено.
Второе — рационально использовать полученные денежные средства, в интересах государства и общества.
Государство посчитало, что проще будет еще взять денег с предпринимателей.
Те медицинские организации, которые арендуют здания, помещения плательщиками данного налога являться не будут, но собственник арендуемого имущества наверняка поднимет ставку арендной платы.
Автоматически частные клиники повышение арендной платы, новых налоговых платежей перенесут на пациентов. Что вызовет повсеместное повышение стоимости платных медицинских услуг, причем как в частой системе здравоохранения, так и повысят стоимость своих услуг бюджетные учреждения здравоохранения.
Примите эту информацию к сведению. Ее нужно учитывать в своей повседневной деятельности.
А в целом, наше государство, увы, не предсказуемо. Фактически ничего не предвещало изменения налогового режима по упрощенной системе налогообложения.
Следите за региональными новостями, потому что окончательное решение об особенностях применения налога на имущество будет решаться на уровне регионов.