Налог на прибыль уровень бюджета

Содержание

Распределение налоговой ставки по налогу на прибыль

Распределение налоговой ставки по налогу на прибыль изменилось с наступлением 2017 года. Рассмотрим новые правила, а также особенности исключения прибыли некоторых категорий плательщиков из-под налогообложения.

Обновленные правила деления налога на прибыль в разрезе бюджетов

Эффективная налоговая ставка как возможность исключить прибыль из налогообложения

Итоги

Обновленные правила деления налога на прибыль в разрезе бюджетов

Как гласили нормы п. 1 ст. 284 НК РФ до 2017 года, базовая ставка налога на 2014–2016 годы равнялась 20% и подлежала разделению между федеральным и региональным бюджетами в соотношении 2 и 18%. Его же следовало применять при уплате ежемесячных авансов в 1 квартале 2017 г.

Новые правила зачисления вступили в права с 01.01.2017, будут действовать до 2020 года и направлены на перераспределение уплачиваемых сумм в пользу федерального госбюджета.

Разделению в разрезе бюджетов подлежит стандартная ставка, зафиксированная в п. 1 ст. 284 НК РФ, — 20%. С 01.01.2017 плательщики налога на прибыль обязаны вносить:

  • сумму по ставке 3% — в федеральную составляющую госбюджета;
  • сумму по поставке 17% — в региональную.

Одновременно изменилась норма, допускающая возможность субъектам РФ по своему усмотрению снижать нагрузку по налогообложению прибыли для определенных категорий плательщиков. В 2017–2020 годах минимальный порог сниженной ставки в субъектах РФ может составлять 12,5%, тогда как раньше она равнялась 13,5%. Как и прежде, снижение ставки должно оформляться принятием закона на уровне субъекта РФ (абз. 4 п. 1 ст. 284 НК РФ).

С учетом возможного снижения ставки в регионах минимальная общая ставка составит 15,5% с учетом совокупных платежей в бюджеты обоих уровней. Правила оформления отчетности и зачисления сумм налога на прибыль соответствуют ранее действовавшему порядку и подлежат отражению в декларации.

Особенности оформления и подачи декларации по прибыли читайте в материалах нашего раздела.

Эффективная налоговая ставка как возможность исключить прибыль из налогообложения

Законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ НК РФ был дополнен ст. 25.13-1, регламентирующей условия для выведения из налоговой базы доходов, полученных контролируемой иностранной компанией (далее — КИК). Одним из оснований для этого является показатель эффективной ставки налогообложения прибыли в размере не менее 75% от средневзвешенной ставки по данному виду платежей.

Для определения эффективной налоговой ставки необходимо применить два показателя:

  • сумму налога на прибыль зарубежного юрлица, определяемую в соответствии с нормативной базой иностранного государства (подробное описание составляющих этого показателя дано в подп. 1 п. 2 ст. 25.13-1 НК РФ);
  • сумму прибыли зарубежной организации, определенной по предписаниям ст. 309.1 НК РФ.

Средневзвешенную ставку считают по формуле, зафиксированной в подп. 2 п. 2 ст. 25.13-1 НК РФ.

Итак, если у зарубежной компании прибыль составляет положительное значение, необходимо выразить соотношение эффективной и средневзвешенной ставок по прибыли.

Подробнее об эффективной и средневзвешенной налоговых ставках читайте в этом материале.

Итоги

Разделение ставок налога на прибыль между федеральным и региональным бюджетами с 2017 года следует осуществлять по обновленным правилам, приведенным в ст. 284 НК РФ.

Эффективная ставка не является самостоятельным элементом налогообложения, однако ее использование позволяет уточнить статус зарубежной организации для целей налогообложения в РФ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ставки налога на прибыль организаций

Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность

Статья 284.1НК РФ устанавливает особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность.

Образовательной и медицинской деятельностью признается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством РФ. При этом деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской деятельности.

Условия применения налоговой ставки 0 процентов:

· организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством РФ;

· доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, составляют не менее 90 процентов ее доходов, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы. При определении указанной доли необходимо учитывать не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы (включая положительные курсовые разницы). Например, если организация осуществляет в налоговом периоде только льготируемую деятельность и для ее обеспечения использует валютные заемные средства, то положительные курсовые разницы, образовавшиеся в связи с переоценкой указанных валютных обязательств, признаются частью дохода, полученного налогоплательщиком в связи с этой деятельностью, а также учитываются в общей сумме доходов, полученных за налоговый период (письма Минфина России от 29.05.2014 № 03-03-10/25627, ФНС России от 03.06.2014 № ГД-4-3/10510@). В то же время в своих более ранних разъяснениях финансовое ведомство отмечало, что организация должна учитывать только доходы от реализации при осуществлении льготируемой деятельности в общем объеме всех своих доходов (письма Минфина РФ от 14.12.2011 № 03-03-06/4/145, от 21.09.2011 № 03-03-06/1/580);

· в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;

· в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

· организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

При несоблюдении хотя бы одного из указанных условий с начала налогового периода, в котором имело место несоблюдение указанных условий, применяется налоговая ставка в размере 20 % от налоговой базы. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих пеней (п. 7 ст. 284.1 НК РФ).

При этом, перестав применять ставку 0 %, организация не сможет вернуться к ней в течение пяти лет с того налогового периода, в котором она перешла на ставку 20 %. Это правило действует независимо от того, был ли переход добровольным или же налогоплательщик утратил право на применение нулевой ставки в связи с несоблюдением перечисленных выше условий (п. 8 ст. 284.1 НК РФ).

В свою очередь, ФНС России в письме от от 17.03.2014 N ГД-4-3/4687@ отметила, что правило п. 8 ст. 284.1 НК РФ не распространяется на те случаи, когда организация, применявшая ставку 0%, перешла на УСН, а затем вернулась к общей системе налогообложения. Таким образом, налогоплательщик, применявший ставку 0 %, перешедший на УСН, а потом снова ставший плательщиком налога на прибыль, может сразу вернуться к ставке 0 %, не дожидаясь истечения пяти лет.

Организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0 процентов, не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0 процентов, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством РФ.

Организации, применяющие налоговую ставку 0 процентов, по окончании каждого налогового периода, в течение которого они применяют налоговую ставку 0 процентов, в сроки, установленные для представления налоговой декларации, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения следующие сведения:

  • о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности;
  • о численности работников в штате организации.

Организации, осуществляющие медицинскую деятельность, дополнительно представляют сведения о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации.

Организации, применяющие налоговую ставку 0 процентов, вправе перейти на применение обычной налоговой ставки, направив в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующее заявление. Повторно перейти на применение налоговой ставки 0 процентов можно через пять лет.

Налог на прибыль уплачивается в федеральный и региональный бюджеты

Налог на прибыль платят фирмы на ОСН. Прибыль — не все заработанные деньги компании. Рассмотрим ставки налога на прибыль организаций, которые могут отличаться в разных ситуациях.

Юридические лица платят налог на прибыль (Н. на п.) в федеральный бюджет. Ставка зависит от того, чем занимается налогоплательщик. Кроме того, чать этого налога уходит в местные бюджеты. Разделение предусмотрено Налоговым кодексом. Рассмотрим подробнее, какая предусмотрена ставка налога на прибыль в 2018 году в Санкт-Петербурге и других российских регионах.

Понятие дохода и прибыли

Плательщики вправе уменьшить доход на расходы, которые понесли в том же периоде. В НК РФ приведены списки:

  • доходов, которые учитываются в налоговой базе — ст. 249, 250 НК РФ;
  • доходов, которые можно не учитывать (не облагать налогом) — ст. 251 НК РФ ;
  • расходов, которые вычитаются из доходов — ст. 252 — 269 НК РФ;
  • расходов, которые нельзя вычитать — ст. 270 НК РФ.

С прибыли организации платят процент в бюджет — налог. Налог на прибыль организаций — процент зависит от нескольких важных факторов.

Налог на прибыль: ставка основная

20% — величина основной ставки налога на прибыль в РФ. Сумму к уплате при этом высчитать просто: величину выручки умножить на 20% или на 0,2. Не вся сумма зачисляется в один бюджет — 17% получает региональный, а 3% — федеральный (с 1 января 2018 года в силу п. 1 ст. 284 НК РФ ). Эта норма действует до 2020 года. Именно так распределяется налог на прибыль в 2018 году — ставка в Санкт-Петербурге.

Региональные власти вправе снизить основную налоговую ставку до 13,5%. Снижение касается той части, которая пойдёт в бюджет на местном уровне. А если учесть 2%, которые полагаются федеральному бюджету, минимальный процент в регионе — 15,5%.

Местные власти могут установить процент от 13,5 до 18%. Для отдельных категорий налогоплательщиков — резидентов ОЭЗ (особой экономической зоны) он не может превышать 13,5%:

Неосновные ставки налога на прибыль

По специальным ставкам платят в федеральный и местные бюджеты:

  • компании с особым статусом (иностранные) или те, которые занимаются указанным в законе видом деятельности;
  • льготники (резиденты ОЭЗ);
  • местные и зарубежные фирмы с дивидендов и процентов.

иностранные фирмы без представительства в РФ;

добытчики углеводородного сырья;

контролируемые иностранные компании.

иностранные фирмы без представительства для доходов от международных перевозок и сдачи в аренду транспорта.

для дивидендов от местных компаний;

для дивидендов от иностранных компаний;

для дивидендов от акций по депозитарным распискам.

иностранные фирмы для дивидендов российских организаций;

владельцы государственных и муниципальных ценных бумаг для доходов по ним.

организации для процентов по муниципальным ЦБ и др. доходам из пп 2 п 4 ст 284 НК РФ

учреждения медицины и образования;

резиденты ОЭЗ (особых экономических зон);

участники региональных инвестиционных проектов;

резиденты свободной ЭЗ в Крыму и Севастополе;

резиденты территории опережающего социально-экономического развития.

Ставка в федеральный бюджет

Как уже упоминалось, 3% от общей суммы поступает в федеральный бюджет. Не важно, 17% составляет региональная ставка, или она уменьшена решением властей — 2% идут плюсом.

Пример: Налоговая база = 1 000 000 рублей.

Н. на п. = 1 000 000 * 20% = 200 000 рублей.

Из них по основной:

В федеральный бюджет = 1 000 000 * 3% = 30 000 рублей

В бюджет региона = 1 000 000 * 17% = 170 000 рублей.

В федеральный бюджет = 1 000 000 * 3% = 30 000 рублей

В бюджет региона = 1 000 000 * 13,5% = 135 000 рублей.

В федеральный бюджет не всегда попадают только три процента суммы. Это происходит только при использовании основной ставки. А процент в бюджет, который компании отчисляют по неосновным ставкам, поступает в федеральный бюджет полностью.

Это любой доход, который остается после уплаты процентов в бюджет; он распределяется между акционерами (участниками) пропорционально долям в капитале. Обычно они выплачиваются деньгами, но могут выдаваться и в виде акции или другого имущества.

Если компания платит дивиденды участникам — физическим лицам, то она, как налоговый агент, обязана удержать и перечислить с них процент в бюджет. Но это касается уплаты НДФЛ. Налоговая ставка по НДФЛ и по налогу на прибыль с дивидендов в общем случае одинакова — 13%.

Это упрощает расчет, но никак не влияет на уплату Н. на п.

Если компания платит дивиденды участникам — юридическим лицам, то она рассчитывает и удерживает Н. на п. и отражает его в декларации.

Если же компания сама получала дивиденды, то полученной суммы она отчисляет Н. на п.

Формула расчета приведена в ст. 275 НК РФ. Если организация получала дивиденды от других компаний и одновременно выплачивала их своим участникам, то сумма госпошлины вычисляется по формуле:

Где НПД — Н. на прибыль с дивидендов; ДНУ — дивиденды, выплаченные участнику; ДНВУ — выплаченные всем участникам; ДПО — полученные организацией.

Разберем формулу на примере.

ЗАО «Серпантин» получило дивиденды от другой организации — 80 000 рублей. А также распределяет их между своими участниками. Распределение согласно долям в капитале: И. В. Ковалёв — 700 000 рублей (физ. лицо, гражданин РФ); ООО «Империя» — 400 000 рублей. Рассчитаем налог, который нужно удержать: НДФЛ с дивидендов И.В. Ковалёва — 700 000 * 13% = 91 000 рублей. Н. на п. с дивидендов, выплаченных участнику — ООО «Империя»:

ДНУ = 400 000 руб.ДНВУ = 400 000 + 700 000 = 1 100 000 руб.ДПО = 80 000 руб.

ЗАО «Серпантин» обязано удержать и перечислить в бюджет налог на прибыль с дивидендов участника — ООО «Империя» в размере 48 218 рублей.

Иностранные организации платят Н. на п. с дивидендов по повышенной ставке — 15%. Существуют и случаи льготного налогообложения — 0%.

Напомним, что ставка с 1 января 2015 года изменена с 9% на 13%.

Ставка налога на прибыль в 2017 году

Ставка налога на прибыль в 2017 году, так же как и в 2016, составляет 20%. Ее используют чаще всего, так как прибыль от основных видов деятельности фирмы облагается именно по этой ставке. Например, прибыль от продажи имущества, выполнения работ или оказания услуг. Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами бератора.

Налог на прибыль перечисляют в два бюджета – федеральный и региональный. По каждому бюджету своя ставка налога на прибыль. Так, в 2017 году налог на прибыль начисляют:

  • в федеральный бюджет – по ставке 3%;
  • в региональный бюджет – по ставке 17%.

Эта разбивка установлена на период с 2017 года по 2020 год. До 1 января 2017 года разбивка была такая: 2% – в федеральный бюджет, 18% – в региональный бюджет.

Операторы нового морского месторождения и владельцы соответствующих лицензий применяют к налоговой базе, сформированной при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья, ставку 20%.

При этом всю сумма налога на прибыль они должны перечислять в федеральный бюджет (п. 6 ст. 284 НК РФ). А вот суммы налога на прибыль, уплаченные организациями Крыма и Севастополя, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ, зачисляются в бюджеты этих субъектов в полном объеме (п. 4 ст.

13 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ).

Налогооблагаемая прибыль – это разница:

  • между доходами, которые облагают налогом на прибыль, полученными за отчетный или налоговый период (например, I квартал, полугодие, 9 месяцев, год);
  • расходами, которые уменьшают налоговую прибыль, понесенными за отчетный или налоговый период (например, I квартал, полугодие, 9 месяцев, год).

Фирмы определяют сумму налога на прибыль самостоятельно. Напомним формулу, по которой рассчитывают налог.

Формула расчета суммы налога на прибыль

Перераспределение налога на прибыль в пользу федерального бюджета снижает поступление налогов в бюджеты регионов. Указанное перераспределение ставки налога на прибыль между бюджетами на период с 2017 года по 2020 год установлено Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ.

Региональные власти могут уменьшать ставку налога на прибыль в той части, которая поступает в их бюджет. Однако в любом случае она не может быть ниже 12,5% (установлено на 2017–2020 годы, до 1 января 2017 года – 13,5%).

Начиная с 2017 года, это снижение может привести к общему увеличению суммы налога на прибыль, уплачиваемой организацией.

Читайте в бераторе

Энциклопедия учета, новости в рассылках, аналитика в журналах. Подписываться на бухгалтерские журналы отдельно больше не нужно.
Все можно получить сразу и по оптимальной цене.

Ставки налога на прибыль в 2018 году: таблица

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Налог на прибыль в 2018 году в России

В 2018 году представители бизнеса в России продолжат платить налог на прибыль. При этом сохранится разделение налоговых поступлений между федеральным и региональными бюджетами. Кроме того, в следующем году чиновники планируют запустить масштабную реформу, которая изменит ключевые параметры налоговой системы.

Налог на прибыль – прямой налог, который оплачивается в виде процента от прибыли компании. Данные платежи обеспечивают основные поступления региональных бюджетов. Действующая нормативная база определяет два основных способа расчета суммы налога:

  1. Кассовый метод – определяет доходы и расходы компании по факту осуществления финансовых операций. Действующее законодательство ограничивает перечень компаний, которые смогут воспользоваться данным методом расчета. Основное условие для применения кассового расчета – квартальная выручка компании не может превышать 1 млн руб.
  2. Метод начисления. В отличие от кассового метода, при расчете используются показатели согласно природе возникновения доходов и расходов (при этом фактическое поступление средств не имеет значения).

Налог на прибыль компании рассчитывается за отчетный год. Некоторые организации осуществляют авансовые платежи ежеквартально или ежемесячно, что зафиксировано в действующей нормативной базе.

Ключевым параметром налога на прибыль является ставка, которую применяют для отдельных видов деятельности. Кроме того, последние новости свидетельствуют о готовности правительства стимулировать регионы, которые систематически наращивают налоговые поступления.

Налог на прибыль в России: особенности в 2018 году

Ставка налога на прибыль для юрлиц сохранится на уровне 20%. Однако чиновники внесли существенные изменения в распределение налоговых поступлений, которые останутся актуальными в 2018 году. Федеральные отчисления были увеличены до 3%, при этом доля региональных бюджетов сократилась до 17%. Кроме того, местные власти по собственному усмотрению могут снизить применяемые ставки. Соответствующие нововведения были внесены в НК РФ в конце 2016 года.

Еще одно изменение, которое стоит учитывать в 2018 году – власти снизили минимальные ставки налога для отдельных категорий плательщиков до 12,5% (ранее данный показатель составлял 13,5%). В том числе данная норма распространяется на компании, которые являются участниками ОЭЗ.

В следующем году останутся без изменений специальные ставки налога на прибыль, величина которых зависит от вида полученного дохода. Доход по ценным бумагам (в том числе по облигациям российских компаний) будет облагаться налогом по ставке 15%. Кроме того, в рамках программы экономического развития Дальнего Востока компании, которые участвуют в реализации инфраструктурных проектов, смогут рассчитывать на налоговые каникулы.

Изменения при распределении налоге на прибыль в 2018 году направлены на стимулирование экономического роста, отмечают чиновники. Несмотря на увеличение отчислений в федеральный бюджет, региональные власти смогут оперировать значительными финансовыми ресурсами, которые помогут создать новые точки роста.

Вице-премьер Дмитрий Козак подчеркивает необходимость экономического стимулирования регионов, которые показывают положительную динамику. В следующем году полная сумма прироста налога на прибыль будет оставаться в региональных бюджетах. Кроме того, власти будут предоставлять бюджетные кредиты и дотации с учетом эффективности работы регионов.

Экономические реалии посткризисной экономики

Экономический кризис обнажил структурные проблемы российской экономики. Падение цен на нефть и увеличение стоимости кредитных ресурсов лишило ВВП основных факторов роста. Несмотря на окончание кризисных явлений, отечественная экономическая модель нуждается в масштабных реформах. В том числе чиновники планируют изменить основные параметры налоговой системы, что существенно повысит инвестиционную привлекательность экономики РФ.

Помимо проблем с наполнением федерального бюджета, власти вынуждены реагировать на ухудшение финансового положения регионов. Значительная часть региональных бюджетов остаются дефицитными и финансируют свои расходы только за счет поступлений из государственной казны. В случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации многие регионы не смогут выполнять свои обязательства, уверены эксперты, что приведет к фактическому дефолту.

Российская экономика нуждается в налоговой реформе, считают представители Минфина, что положительно отразится на ее конкурентоспособности. Чиновники намерены пересмотреть действующие льготы и сделать финансовую помощь более адресной. Кроме того, власти продолжают обсуждать варианты реформирования системы страховых взносов, что может стать компенсатором для увеличения ставок по отдельным налогам и сборам.

Будущая реформа может затронуть налог на прибыль, отмечают чиновники. В первую очередь правительство может изменить принцип распределения средств между бюджетами различного уровня. Эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение отчислений в федеральный бюджет, что поможет снизить дефицит государственной казны.

В результате регионы будут вынуждены искать дополнительные ресурсы для финансирования собственных расходов. При этом местные власти будут вынуждены повысить свою эффективность, чтобы рассчитывать на дополнительную поддержку со стороны федерального бюджета.

Эксперты считают, что будущая налоговая реформа должна стимулировать развитие предпринимательства. Увеличение налоговой нагрузки станет новым ударом для представителей бизнеса, которые еще не полностью оправились после экономического кризиса. В случае дальнейшего промедления с внедрением реформы отечественную экономику ожидает затяжной период стагнации, который увеличит отставание от наиболее развитых экономик.

Смотрите видео о законных методах оптимизации налогообложения:

Налог на прибыль региональный и федеральный бюджет

» Налоги » Налог на прибыль региональный и федеральный бюджет

Какие ставки по налогу на прибыль в 2017 году? Изменились ли эти ставки? Предусмотрены ли новый ставки по налогу на прибыль для организаций? Осталась ли нулевая ставка по налогу на прибыль? Актуальная таблица со ставками приведена данной статье.

Как изменились ставки по налогу на прибыль в 2017 году

Общая ставка налога на прибыль в 2017 году не изменится. Она останется на уровне 20 процентов. Однако в 2017 – 2020 годах организации должны будут перечислять:

  • 17 % (вместо 18%) – в региональный бюджет;
  • 3 % (вместо 2%) – в федеральный бюджет.

Таким образом нельзя сказать, что в 2017 году появились новые ставки по налогу на прибыль, поскольку общая налоговая нагрузка осталась на прежнем уровне. Однако изменилось распределение налога в федеральный и региональный бюджет. Такие изменения в статью 284 НК РФ внесены Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ.

В связи с обозначенными поправками, в 2017 году бухгалтерам предстоит по-новому заполнять платежные поручения на уплату налога на прибыль. Нужно будет иначе распределять платежи в федеральный и региональный бюджет.

Региональные власти вправе уменьшить ставку налога на прибыль, по которой организация платит налог в бюджет субъекта. В 2016 году минимальная ставка составляла 13,5 процентов. С 1 января 2017 года минимум снизился до 12,5 процентов.

Ставки налога на прибыль в 2017 году: таблица

В таблице ниже приведены актуальные ставки по налогу на прибыль на 2017 год.

Виды полученных доходов (прибыли) Ставка в федеральный бюджет Ставка в региональный бюджет
Доходы, кроме перечисленных ниже 3% 17%
Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, выпущенным до 20 января 1997 года включительно 0% 0%
Доходы в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, выпущенным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III 0% 0%
Доходы в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, выпущенным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года 9% 0%
Доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, выпущенным до 1 января 2007 года 9% 0%
Доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года 9% 0%
Доходы в виде процентов по государственным ценным бумагам государств – участников Союзного государства, государственным ценным бумагам субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных выше, и процентного дохода, полученного российскими организациями по государственным и муниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределами России) 15% 0%
Доходы в виде процентов по государственным ценным бумагам, полученным в обмен на государственные краткосрочные бескупонные облигации и размещенным за пределами России 15% 0%
Доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, выпущенным после 1 января 2007 года 15% 0%
Доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года 15% 0%
Дивиденды, полученные российскими организациями от участия в других организациях, при одновременном соблюдении условий: доля участия (вклад) – не менее 50%; непрерывный период владения долей (вкладом) – не менее 365 дней Дивиденды, полученные российскими организациями, владеющими депозитарными расписками, при одновременном соблюдении условий: депозитарные расписки дают право на получение дивидендов в сумме, которая составляет не менее 50% от общей суммы дивидендов; непрерывный период владения депозитарными расписками – не менее 365 дней 0% 0%
Дивиденды, полученные российскими организациями при иных обстоятельствах (не поименованных в подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ), а также дивиденды по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками 13% 0%
Дивиденды, полученные иностранными организациями по акциям российских организаций или от участия в капитале организаций в иной форме 15% 0%
Доходы по ценным бумагам российских организаций (за исключением дивидендов), права на которые учитываются на счетах депо иностранных держателей, уполномоченных держателей, а также депозитарных программ 30% 0%
Доходы в виде дивидендов по ценным бумагам российских организаций, права на которые учитываются на счетах депо иностранных держателей, уполномоченных держателей, а также депозитарных программ 15% 0%
Доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках Доходы от международных перевозок (в т. ч. демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках) 10% 0%
Доходы иностранной организации, полученные от распределения в ее пользу прибыли или имущества организаций (лиц, объединений), не являющиеся дивидендами Доходы по иным долговым обязательствам российских организаций Доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности Доходы, полученные от реализации акций (долей) организаций, более 50% активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на российской территории, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением обращающихся акций на организованном рынке ценных бумаг в соответствии с пунктом 9 статьи 280 Налогового кодекса РФ Доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на российской территории Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на российской территории Доходы от лизинговых операций (например, от сдачи в лизинг имущества, используемого на территории России) Штрафы и пени за нарушение российскими организациями, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств Иные аналогичные доходы 20% 0%
Доходы организаций-сельхозпроизводителей (в т. ч. рыбохозяйственных организаций) 0% 0%
Прибыль организаций – участниц проекта «Сколково», полученная после утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика 0% 0%
Прибыль от деятельности образовательных организаций, включая услуги по присмотру и уходу за детьми (кроме дивидендов и доходов по операциям с отдельными видами долговых обязательств) 0% 0%
Прибыль от деятельности медицинских организаций (кроме дивидендов и доходов по операциям с отдельными видами долговых обязательств) 0% 0%
Прибыль от деятельности организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан (кроме дивидендов и доходов по операциям с отдельными видами долговых обязательств) 0% 0%
Прибыль от деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении 20% 0%
Прибыль организаций – участниц региональных инвестиционных проектов 0% 10%
Прибыль организаций – участниц региональных инвестиционных проектов, которых не включают в реестр 0% 0–10%
Прибыль контролируемых иностранных компаний 20% 0%
Прибыль организаций – участниц свободной экономической зоны 0% не более 12,5%
Прибыль организаций – резидентов территории опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток 0% не более 5% в течение пяти лет с момента получения прибыли, не менее 10% в течение последующих пяти лет
Прибыль организаций – участников особой экономической зоны в Магаданской области 0% не более 12,5%
Прибыль, полученная от реализации или иного выбытия (в т. ч. погашения) акций российских организаций (долей участия в уставном капитале российских организаций), приобретенных начиная с 1 января 2011 года, принадлежащих налогоплательщику более пяти лет 0% 0%
Прибыль, полученная от реализации или иного выбытия (в т. ч. погашения) акций, облигаций российских организаций, инвестиционных паев, являющихся ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики 0% 0%
Прибыль, полученная от деятельности в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных в кластер, и технико-внедренческих особых экономических зонах (при условии раздельного учета доходов и расходов, связанных с деятельностью в особой экономической зоне и за ее пределами) 0% не более 12,5%
Прибыль, полученная от деятельности в технико-внедренческих особых экономических зонах (при условии раздельного учета доходов и расходов, связанных с деятельностью в особой экономической зоне и за ее пределами) 0% не более 12,5%

Налог на прибыль по бюджетам


Эти ставки рассчитаны для предприятий, которые имеют определенный статус или занимаются особым видом деятельности. 20% оплачивают иностранные компании без Российского представительства, которые занимаются добычей углеводородов.

Дополнительно 10% оплачивают зарубежные фирмы, которые занимаются сдачей в наём международного транспорта.

Дополнительно 13% для российских компаний, которые получают прибыль с ренты зарубежных и российский организаций, с дивидендов акций.

Налог на прибыль 2019 по-новому распределяется по бюджетам

Сумму налога на прибыль в 2019 — 2020 годах в федеральный бюджет необходимо зачислять, исчисленную по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ — по ставке 17%, а не по привычным 2% и 18% соответственно (абз. 2, 3 п. 1 ст. 284 НК РФ).

Для отдельных категорий налогоплательщиков региональные власти вправе уменьшать ставку, по которой налог зачисляется в бюджет субъекта.

По общему правилу она не должна быть менее 13,5%, но для 2019 — 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%.

Ставку налога на прибыль до 2019 года регионы могли снижать не менее чем до 13,5%.

Поправки в статью 284 Налогового кодекса РФ внесены Федеральным законом от 30.11.16 № 401-ФЗ.

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Налог на прибыль организаций: налоговая база, порядок и сроки уплаты налога в бюджет

Налог на прибыль является также инструментом государственного регулирования экономики. Гибкий подход, например, к ставкам налога, применяемым к различным видам доходов юридических лиц, способен стимулировать (дестимулировать) развитие отдельных видов деятельности.

Так, установленные в настоящее время ставки налога на доходы от долевого участия (дивиденды) позволяют говорить о стимулировании государством инвестиционной деятельности организаций, причем предпочтение отдается российским инвестициям в отечественную экономику (ставка 6%) перед иностранными инвестициями в экономику РФ или отечественными инвестициями в экономику других стран (ставка 15%).

рублей. С 1 января 2011 года это ограничение начиная с дивидендов за 2010 год не действует; согласно п. 1.1 ст.

284 НК РФ – 0 % от налоговой базы, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность; согласно п.

4.1 ст.

284 НК РФ – 0 % от налоговой базы, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций; согласно пп.

Как рассчитать сумму налога на прибыль

  1. операции с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на рынке ценных бумаг (ст. 280 НК РФ).

Если организация является контролирующим лицом .

то в отношении прибыли контролируемых иностранных компаний она должна определять налоговую базу отдельно. Рассчитывать налог по этой прибыли нужно с учетом особенностей, установленных статьей 309.1 Налогового кодекса РФ.

Как рассчитать налог на прибыль организации

Из него можно получить достоверную информацию за необходимый отчетный период.

Регулятором порядка налогообложения прибыли служит Налоговый Кодекс.

фискальную . позволяющую сформировать бюджет для всестороннего развития государства и обеспечения его нужд; регулирующую .

направленную на регуляцию доходов населения и осуществление антикризисных мер.

Организации, которые ведут образовательную и (или) медицинскую деятельность (за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по ценным бумагам (п.п.

Особенность уплаты налога на прибыль при наличии обособленных подразделений состоит в том, что налог нужно распределить между федеральным и региональным бюджетами, на территории которых находятся подразделения.

Напомним, что с 1 января 2017 г. налог на прибыль, исчисленный по ставке 3%, зачисляется в федеральный бюджет, а по ставке 17% — в региональные бюджеты субъектов РФ (п. 1 ст. 284 НК РФ).

  • в федеральный бюджет;
  • в региональный бюджет в части, приходящейся на ГП.

По месту нахождения обособленного подразделения (ОП) надо платить налог в региональный бюджет в части, приходящейся на ОП (п. 2 ст. 288 НК РФ, письма Минфина России от 19.05.16 г. № 03-01-11/28826, от 1.02.16 г. № 03-07-11/4411). 📌 Реклама Отключить

Когда в одном субъекте РФ находится несколько ОП, платить налог в региональный бюджет можно как по месту нахождения каждого из них, так и по месту нахождения ответственного обособленного подразделения за все ОП, расположенные в этом регионе РФ (письма Минфина России от 18.02.16 г. № 03-03-06/1/9188, от 9.07.12 г. № 03-03-06/1/333).

При уплате налога через ответственное ОП или через ГП (централизованной уплате налога) вся сумма налога в бюджет субъекта РФ перечисляется одной платежкой.

Перейти на централизованную уплату налога можно только с начала года. Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ если организация выберет такой способ уплаты налога, то его следует указать в учетной политике и уведомить налоговые органы до 31 декабря года, предшествующего переходу (см. таблицу).

📌 Реклама Отключить

Порядок уведомления налоговых органов о переходе на централизованную уплату налога на прибыль ОП

Ситуация

Форма уведомления

В какую ИФНС подавать (приложение № 3 к письму ФНС России от 30.12.08 г. №ШС-6-3/986)

Переход на уплату налога по месту учета ГП за ОП, находящиеся в том же субъекте РФ Уведомление № 1 ИФНС по месту учета ГП
Уведомление № 2 ИФНС по месту учета ОП
Переход на уплату налога по месту учета ответственного ОП за все ОП, находящиеся в том же субъекте РФ Уведомление № 1 ИФНС по месту учета ответственного ОП
Копия уведомления № 1 ИФНС по месту учета ГП
Уведомление № 2 ИФНС по месту учета ОП, через которые вы не будете платить налог

Для того чтобы платить налог через ответственное ОП или через ГП за новое ОП, следует уведомить налоговые органы в течение 10 рабочих дней по окончании отчетного периода, в котором оно создано: 📌 Реклама Отключить

  • если в регионе, где создано ОП, раньше было только ГП или только одно ОП, следует направить уведомления в указанном порядке;
  • если в регионе, где создано ОП, уже платится налог централизованно, то следует представить уведомление № 2 в ИФНС по месту учета ответственного ОП (ГП) и ИФНС по месту учета нового ОП.

Расчет доли прибыли и налога на прибыль по обособленному подразделению

Для расчета налога на прибыль НК РФ введены специальные правила определения налоговой базы у обособленных подразделений и головной организации.

Налоговая база подразделения определяется исходя из его доли прибыли в базе по всей организации в целом (абзац 1 п. 2 ст. 288 НК РФ).

При этом при расчете доли прибыли подразделения используются следующие показатели:

  • трудовой показатель (среднесписочная численность работников или величина расходов на оплату труда);
  • остаточная стоимость амортизируемого имущества.

Сумма уплачиваемого в региональный бюджет налога (авансового платежа), приходящаяся на обособленное подразделение (ОП) рассчитывается по итогам каждого отчетного или налогового периода следующим образом. 📌 Реклама Отключить

1. Выбирается, какой из двух показателей будет использоваться для расчета:

  1. среднесписочная численность работников ОП;
  2. или расходы на оплату труда ОП.

Выбранный показатель следует закрепить в налоговой учетной политике. При этом его нельзя изменять до окончания года (п. 2 ст. 288, ст. 313 НК РФ).

Если используется для расчета среднесписочная численность работников, то следует определить удельный вес среднесписочной численности работников ОП за отчетный (налоговый) период по формуле:

Удельный вес среднесписочной численности работников ОП = Среднесписочная численность работников ОП/Среднесписочная численность работников всей организации Х 100%.

Отметим, что, по мнению финансистов, показатель среднесписочной численности работников ОП определяется исходя из показателей среднесписочной численности работников, определяемых на основе фактического места осуществления ими трудовой деятельности.

📌 Реклама Отключить

Место фактического осуществления деятельности определяется на основе следующих первичных документов:

  • приказы (распоряжения) о приеме, переводе работника на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении);
  • личная карточка работника; табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда и табель учета рабочего времени;
  • расчетно-платежная ведомость.

Численность работников списочного состава за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени, на основании которого устанавливается численность работников. Кроме того, место осуществления трудовой деятельности должно быть зафиксировано в трудовом договоре с сотрудником.

2. Если для расчета используются расходы на оплату труда ОП, то следует определить удельный вес расходов на оплату труда ОП за отчетный (налоговый) период по формуле:

📌 Реклама Отключить

Расходы на оплату труда ОП по данным налогового учета/Расходы на оплату труда всей организации по данным налогового учета Х 100%.

В этом случае состав расходов на оплату труда логичнее всего определять в соответствии со ст. 255 НК РФ.

Средняя стоимость амортизируемых ОС, используемых ОП/Средняя стоимость амортизируемых ОС всей организации Х 100%.

Средняя стоимость ОС, как обособленного подразделения, так и организации в целом, рассчитывается по данным налогового учета (п. 4 ст. 376 НК РФ, письмо Минфина России от 10.04.13 г. № 03-03-06/1/11824) следующим образом.

Средняя стоимость ОС за отчетный период рассчитывается по формуле:

📌 Реклама Отключить

(Остаточная стоимость ОС на 1 января + … + Остаточная стоимость ОС на 1-е число последнего месяца отчетного периода + Остаточная стоимость ОС на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом) / (Количество месяцев в отчетном периоде +1 (4, 7 или 10)).

Средняя стоимость ОС за налоговый период (год) рассчитывается по формуле:

(Остаточная стоимость ОС на 1 января + … + Остаточная стоимость ОС на 1 декабря + Остаточная стоимость ОС на 31 декабря) / 13.

Если ОП было создано в течение года, то остаточная стоимость ОС этого ОП считается по этим же формулам, а за месяцы, когда ОП еще не было создано, остаточная стоимость его ОС в расчете принимается равной нулю (письмо Минфина России от 6.07.05 г. № 03-03-02/16).

4. Определяем долю прибыли ОП за отчетный (налоговый) период по формуле (п. 2 ст. 288 НК РФ):

Доля прибыли ОП (строка 040 приложения № 5 к Листу 02) = (Удельный вес среднесписочной численности работников ОП (или Удельный вес расходов на оплату труда ОП) + Удельный вес остаточной стоимости амортизируемых ОС, используемых ОП) / 2.

📌 Реклама Отключить

5. Далее определяется сумма налога (квартального авансового платежа), которую надо уплатить по месту нахождения ОП, по формуле (п. 2 ст. 288 НК РФ):

Сумма налога на прибыль по ОП (строка 070 приложения № 5 к Листу 02) = Прибыль в целом по организации (строка 030 приложения № 5 к Листу 02) Х Доля прибыли ОП (строка 040 приложения № 5 к Листу 02) Х Региональная ставка (строка 060 приложения № 5 к Листу 02).

При этом прибыль по ОП (Прибыль в целом по организации Х Доля прибыли ОП) указывается по строке 050 приложения № 5 к Листу 02.

Сумма ежемесячного авансового платежа ОП в квартале, следующем за отчетным периодом (строки 220, 230, 240 подраздела 1.2 Раздела 1 по ОП) = Сумма ежемесячного авансового платежа в бюджет субъектов РФ в целом по организации в квартале, следующем за отчетным периодом (строка 310 Листа 02) Х Доля прибыли ОП за отчетный период (строка 040 приложения № 5 к Листу 02).

📌 Реклама Отключить

Пример

Организация, расположенная в г. Москве, имеет два обособленных подразделения, условно ОП 1 и ОП 2.

В качестве трудового показателя при расчете доли прибыли организация использует «расходы на оплату труда». Предположим, что по итогам I кв. 2017 г. налоговая база по налогу на прибыль в целом по организации составила 200 000 руб.

Расходы на оплату труда по данным налогового учета составили:

по организации в целом — 200 000 руб. по головному офису — 100 000 руб. по ОП 1 — 40 000 руб.; по ОП 2 — 60 000 руб. Средняя остаточная стоимость амортизируемого имущества на 1.04.17 г.:
по организации в целом — 800 000 руб. по головному офису — 400 000 руб. по ОП 1 — 200 000 руб.; по ОП 2 — 200 000 руб.

Распределим налоговую базу организации за I квартал 2017 г. между головным офисом и ее обособленными подразделениями.

Для этого определим:

долю расходов на оплату труда по:

Порядок заполнения и представления декларации по налогу на прибыль при наличии ОП

Если у организации есть ОП, через которые она платит налог на прибыль, то ей следует (Порядок заполнения декларации, письмо Минфина России от 1.02.16 г. № 03-07-11/4411): 📌 Реклама Отключить

1) заполнять отдельные декларации по каждому такому ОП и представлять их в ИФНС по месту учета ОП;

2) заполнять декларацию по головному подразделению организации (ГП), т. е. по организации в целом.

Особенности заполнения декларации по организации в целом

1. В декларацию надо включить приложения № 5 к Листу 02, заполненные:

по каждому ОП, через которое организация платит налог на прибыль; по организации в целом без учета ОП.

2. В строках 140 и 160 Листа 02 надо поставить прочерки.

3. В строке 200 Листа 02 надо указать сумму показателей строк 070 всех приложений № 5 к Листу 02.

Поэтому полностью заполнить Лист 02 можно только после заполнения всех приложений № 5. В то же время для заполнения приложений № 5 требуются данные, указанные в Листе 02.

Таким образом, Лист 02 и приложения № 5 к Листу 02 формируются параллельно.

4. В подразделах 1.1 и 1.2 разд. 1 указываются данные только о тех авансовых платежах в региональный бюджет, которые подлежат уплате по месту нахождения ГП.

📌 Реклама Отключить

Эти данные также надо взять из приложения № 5 по ГП. В частности:

в строки 070 и 080 подраздела 1.1 разд. 1 переносятся данные из строк 100 и 110 приложения 5 к Листу 02; в строках 220–240 подраздела 1.2 указывается 1/3 величины, указанной в строке 120 приложения № 5 к Листу 02.

Порядок заполнения приложения № 5 к Листу 02

В этом приложении следует указать:

1) в строке 030 — данные из строки 120 Листа 02;

2) в строке 040 — долю прибыли ОП (группы ОП или ГП), по которому составляется приложение № 5 Листа 02;

3) в строке 050 — произведение показателей строк 030 и 040 приложения № 5 Листа 02;

4) в строке 060 — ставку, по которой ОП (ГП) платит налог в региональный бюджет;

5) в строке 070 — произведение показателей строк 050 и 060 приложения № 5 Листа 02;

6) в строке 080 (сумма строк 080 всех приложений № 5 к Листу 02 должна быть равна показателю строки 230 Листа 02):

📌 Реклама Отключить

если организация платит квартальные авансовые платежи и ежемесячные платежи в течение квартала — сумму строк 070 и 120 приложения № 5 к Листу 02 декларации за предыдущий отчетный период. В декларации за I квартал в строку 080 переносятся данные из строки 121 приложения № 5 к Листу 02 декларации за 9 месяцев 2016 г.; если организация платит только квартальные авансовые платежи или ежемесячные платежи исходя из фактической прибыли — данные из строки 070 приложения № 5 к Листу 02 декларации за предыдущий отчетный период.

В декларации за первый отчетный период проставляются прочерки;

7) в строке 100 — разница строк 070 и 080. Если результат равен нулю или меньше нуля — ставится прочерк;

8) в строке 110 — разница строк 080 и 070. Если результат равен нулю или меньше нуля — ставится прочерк;

9) в строке 120:

если организация платит квартальные авансовые платежи и ежемесячные платежи в течение квартала — произведение строки 310 Листа 02 и строки 040 заполняемого приложения № 5 к Листу 02. В декларации за год ставится прочерк; если организация платит только квартальные авансовые платежи или ежемесячные платежи исходя из фактической прибыли — ставится прочерк;

📌 Реклама Отключить

10) в строке 121:

если организация платит квартальные авансовые платежи и ежемесячные платежи в течение квартала — данные из строки 120 заполняемого приложения № 5 к Листу 02. Строка 121 заполняется только при составлении декларации за 9 месяцев. В декларациях за другие периоды в этой строке ставится прочерк; если организация платит только квартальные авансовые платежи или ежемесячные платежи исходя из фактической прибыли — ставится прочерк.

Порядок заполнения декларации по ОП

Декларация по ОП состоит из:

титульного листа; одного приложения № 5 к Листу 02; подразделов 1.1 и 1.2 разд. 1. Приложения № 5 к Листу 02 по каждому ОП уже было сформировано при составлении декларации по организации.

В титульном листе указываются:

в поле «КПП» — КПП ОП; в поле «Представляется в налоговый орган (код)» — код ИФНС по месту нахождения ОП, в которую подается декларация; в поле «По месту нахождения (учета) (код)» — 220; в поле «организация/обособленное подразделение» — полное наименование ОП.

📌 Реклама Отключить

В подразделе 1.1 разд. 1 указываются:

в строках 040 и 050 — прочерки; в строке 070 — данные из строки 100 приложения № 5 к Листу 02; в строке 080 — данные из строки 110 приложения № 5 к Листу 02.

Подраздел 1.2 разд. 1 нужен только тем организациям, которые платят квартальные авансовые и ежемесячные платежи в течение квартала.

При заполнении этого подраздела указываются (п. 4.3.2 Порядка заполнения декларации):

в строках 120–140 — прочерки; в строках 220–240 — 1/3 суммы, отраженной в строке 120 приложения № 5 к Листу 02.

В декларацию за год подраздел 1.2 разд. 1 не включается.

Если у организации есть ОП, но налог на прибыль за них она платит в ИФНС по месту учета ГП, то по таким ОП не надо: сдавать отдельные декла­рации; заполнять приложения № 5 к Листу 02.