Налоги на граждан белоруссии

В наше непростое кризисное время в редкой организации не работает иностранный работник. Особенно много в России трудоустроено граждан из Евразийского экономического союза. Напомним, что в состав Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) входят четыре страны: Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения, а сам Договор о ЕАЭС, был подписан 29.05.2014 г.

В настоящей статье речь пойдет о налоге на доходы с физических лиц (НДФЛ), который удерживает и перечисляет в бюджет работодатель в том числе и с выплат в адрес иностранных сотрудников-граждан стран ЕАЭС за выполнение ими трудовых обязанностей.

Прежде всего следует напомнить, что доходы сотрудников, которые признаются налоговыми резидентами РФ, облагаются НДФЛ по ставке в размере 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). При этом налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). А вот большинство доходов нерезидентов РФ облагаются по ставке 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).

📌 Реклама Отключить Однако нас интересуют сотрудники-граждане ЕАЭС, поэтому обязательно следует обратить внимание на положения ст. 7 НК РФ, которыми установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах. С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор).

Статьей 73 Договора установлено, что в случае, если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов этого первого государства-члена.

📌 Реклама Отключить

Положения данной статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов.

Другими словами, доход сотрудника-иностранца из стран ЕАЭС, с первого дня работы в российской компании облагается по ставке 13%, независимо от наличия или отсутствия у него статуса налогового резидента РФ. При этом не требуется какого-либо подтверждения статуса работника со стороны налоговых органов РФ (Письма ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@ и от 30.04.2015 № ОА-3-17/1811@).

Однако здесь важно отметить, что наличие статуса налогового резидента РФ принципиально в том случае, когда сотрудник имеет право на налоговые вычеты. С того момента как статус резидента РФ получен, налог начинает исчисляться с учетом налоговых вычетов, а сам налог рассчитывается нарастающим итогом с начала года (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224, п. 3 ст. 226 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Если налоговый статус работника в течение года изменился, потребуется пересчитать НДФЛ исходя из нового статуса (п. п. 1, 3 ст. 226 НК РФ) с учетом вычетов, при этом налоговая ставка в данном случае остается прежней 13 процентов (п. п. 1, 3 ст. 224 НК РФ).

Рассмотрим это на примере.

С января по июнь работнику — гражданину Казахстана (нерезиденту РФ) начислялась зарплата в размере 35 000 руб. в месяц, с которой удерживался НДФЛ по ставке 13%. За шесть месяцев сумма удержанного налога составила 27 300 руб. (35 000 руб. x 13% x 6 мес.).

В июле работник стал налоговым резидентом РФ. У работника есть два ребенка, и поэтому он заявил стандартный вычет в размере 2 800 руб. в месяц (1 400 руб.*2).

Расчет НДФЛ при выплате зарплаты за июль организация выполнит в следующем порядке.

📌 Реклама Отключить

1. Налоговую базу организация рассчитает нарастающим итогом за 7 месяцев (с 1 января по 31 июля включительно) с учетом предоставленного вычета:

35 000 руб. x 7 мес. — 2 800 руб. x 7 мес. = 245 000 руб. — 19 600 руб. = 225 400 руб.

Итого: налоговая база = 225 400 руб.

2. Налог организация рассчитает по ставке 13%:

225 400 руб. x 13% = 29 302 руб.

Итого: налог = 29 302 руб.

3. Сумму НДФЛ к уплате организация определит с учетом налога, ранее уплаченного по данному работнику в текущем году:

29302 руб. — 27 300 руб. = 2 002 руб.

Итого: НДФЛ к уплате за июль по данному работнику = 2 002 руб.

Важен ли факт резидентства работника на конец года для ставки налога?

Согласитесь странный вопрос, ведь только что, проанализировав нормы НК РФ и Договора, мы пришли к выводу что в целях исчисления НДФЛ статус налогового резидента РФ для таких работников не имеет значения. Не тут то было, Минфин России в мае 2018 г. выпустил в свет Письмо, в котором разъясняет, что по итогам налогового периода, бухгалтер компании должен определить окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации в данном налоговом периоде. 📌 Реклама Отключить

Если по итогам года сотрудники из ЕАЭС не приобрели статус налогового резидента РФ, то их доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов. А доходы тех, кто признан таковыми, продолжают облагаться по ставке 13 процентов (Письмо Минфина России от 23.05.2018 № 03-04-05/34859).

Что это означает? Получается, если работник принят, скажем в октябре месяце, он физически не может еще получить статус резидента РФ, пробыв на территории РФ 183 дня, поскольку до конца года успел отработать только три месяца, поэтому по итогам года налог по такому работнику должен быть пересчитан по ставке 30 %? Похожие разъяснения, кстати, Минфин выдавал и ранее, например, в Письме от 10.06.2016 № 03-04-06/34256.

А можно ли поспорить?

Если работник на конец года не станет налоговым резидентом РФ, то Организации придется принимать решение о том, будет ли она пересчитывать НДФЛ по ставке 30%. Мнения Минфина по этому вопросу нам уже известно, но, полагаем, на эту ситуацию можно взглянуть и с другой стороны. Давайте разберемся. 📌 Реклама Отключить

В ст. 73 Договора о ЕАЭС, которая была рассмотрена выше, нет условий о необходимости пересчета налога по итогам налогового периода. Согласно ст. 73 Договора доход работника из страны ЕАЭС облагается по ставке 13 процентов с первого дня, независимо от наличия или отсутствия статуса резидента. Согласна с этим и ФНС России. Так в Письме от 28.11.2016 № БС-4-11/22588@ контролеры из налоговой службы со ссылкой на ст. 73 Договора отметили, что налоговая ставка 13 процентов применяется начиная с первого дня работы на территории РФ граждан ЕАЭС независимо от налогового статуса этих лиц.

При этом данная позиция подтверждается и мнением высших судов. Так Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 5.06.2015 № 16-П отметил, что положениями Договора о Евразийском экономическом союзе была достигнута договоренность о безусловном распространении на физических лиц, являющихся налоговыми резидентами государств — членов Евразийского экономического союза, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах — членах данного Союза.

📌 Реклама Отключить Поэтому, учитывая вышеизложенные нормы международного законодательства, НК РФ, а также позицию Конституционного суда Росси, полагаем, что Организация вправе не пересчитывать НДФЛ по ставке 30 процентов относительно выплат иностранных сотрудников, граждан ЕАЭС, которые не получили статус налогового резидента РФ на конец года. Однако не исключено, что налоговые инспекции на местах, следуя разъяснениям Минфина России, будут настаивать на применении ставки НДФЛ в рассматриваемом случае в размере 30 процентов. Организация должна быть готова отстаивать свою позицию в суде. С учетом позиции Конституционного суда России, полагаем у нее на это есть все шансы.

НДФЛ граждан ЕАЭС в России

В налогообложении граждан ЕАЭС в России много противоречивых моментов. Это связано с тем, что позиции международного и российского права определяются в различной терминологии и поэтому формального разногласия не создают, но на практике приводят к неоднозначности правил применения налоговой ставки при расчете НДФЛ. В статье эксперты 1С разъясняют тонкости и последствия выбора алгоритма расчета НДФЛ для граждан ЕАЭС и рассказывают о порядке отражения налогового статуса сотрудников из ЕАЭС, применения ставки НДФЛ и расчета налога в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» редакции 3.

Нормы международного права связывают гражданство физлица и ставку для расчета НДФЛ. В Налоговом кодексе РФ ставка НДФЛ и льготы зависят от статуса налогового резидента. Статус налогового резидента автоматически определяет и налоговую ставку 13%, и право на льготы. Обратное неверно: 13-процентная ставка НДФЛ не обеспечивает статуса резидента и права на налоговые вычеты.

Противопоставление прав граждан ЕАЭС правам граждан РФ кажется неправильным, ведь Российская Федерация входит в состав ЕАЭС. Сложности добавляет употребление в Договоре о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29.05.2014 (в ред. от 15.03.2018), понятия «работа по найму», не определенного ни российским законодательством, ни международным правом.

Зная о противоречиях применения ставки НДФЛ к доходам работников из стран ЕАЭС, работодатель получает возможность принять взвешенное решение при исчислении налога и применении вычетов.

Статус резидентства РФ

Как выясняется статус резидентства РФ

Пункт 2 статьи 207 НК РФ определяет порядок выяснения наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса резидента РФ. Резидентом РФ становится человек, который фактически находится в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Примечание
О налоговом статусе физлица, о начислении НДФЛ у нерезидентов и учете в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 читайте в статье «НДФЛ у нерезидентов: учет в 1С:ЗУП 8».

Следовательно, иностранец может стать налоговым резидентом РФ только спустя полгода после въезда в Россию, а россиянин может утратить статус резидента РФ, уехав из страны на полгода.

Для определения статуса физического лица суммируются все календарные дни, в которых физическое лицо фактически находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев. Эти 12 месяцев могут начинаться в одном налоговом периоде и завершаться в другом. За эти 12 месяцев следует сложить все календарные дни нахождения налогоплательщика на территории РФ. Законодательство не содержит требований непрерывности периода. В расчет 183 дней кроме непосредственного пребывания на территории РФ включаются дни (в соответствии со ст. 207 НК РФ):

  • лечения или обучения за границей, если срок не превышает полугода;
  • работы на морских месторождениях углеводородного сырья за границей;
  • приезда в РФ и дни отъезда из РФ.

Для некоторых категорий граждан (например, командированных за рубеж российских военнослужащих и сотрудников органов госвласти) налоговое резидентство определяется независимо от времени нахождения в РФ.

Что дает статус резидентства РФ

Статья 224 НК РФ устанавливает для большинства видов доходов резидентов РФ ставку НДФЛ 13%, а для нерезидентов РФ — 30%.

В соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налоговые вычеты по НДФЛ применяются к доходам только резидентов РФ.

Когда и зачем пересматривать статус резидентства РФ

Пересмотр налогового статуса необходим для выяснения правомерности применения ставки НДФЛ и вычетов по налогу.

Минфин России и ФНС России настаивают на необходимости уточнения окончательного статуса физлица по итогам календарного года и пересчете налога по иной ставке при приобретении статуса налогового резидента и при утере этого статуса (см. письма Минфина России от 22.04.2016 № 03-04-06/23366, от 19.03.2013 № 03-04-06/8402, от 28.03.2012 № 03-04-06/6-81, от 28.10.2011 № 03-04-06/6-293, ФНС России от 22.10.2012 № АС-3-3/3797@, от 14.08.2012 № ЕД-3-3/2898@). Одновременно Налоговый кодекс РФ не содержит норм, которые требуют в конце года определять налоговый статус физлица и пересчитывать в связи с этим ранее исчисленный НДФЛ.

1С:ИТС

В разделе «Консультации по законодательству» см. подробнее о том, нужно ли пересчитывать НДФЛ, если статус физического лица изменяется в течение календарного года: ; .

Статус гражданина ЕАЭС

Статья 73 «Налогообложение доходов физических лиц» Договора о ЕАЭС предусматривает особое правило, в соответствии с которым в странах — участниках ЕАЭС (Беларуси, Казахстане, Армении, Киргизии и РФ) доходы с первого дня работы облагаются по той же ставке, что и для граждан государства, в котором работают по найму граждане других государств ЕАЭС.

Так, при работе в России граждане ЕАЭС уплачивают НДФЛ, как и россияне — налоговые резиденты, по ставке 13% и имеют привилегию по сравнению с иностранцами из других стран — нерезидентами, доходы которых облагаются по ставке 30%.

Когда следует применять нормы Договора о ЕАЭС, а не НК РФ

Часть 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливает безусловный приоритет международных норм над нормами национального законодательства нашей страны. Это касается как налоговых правоотношений, так и социального страхования. К примеру, если международная норма статьи 73 Договора о ЕАЭС противоречит внутреннему закону РФ — статье 207 НК РФ, то применяться должны именно международные правила. Ставку НДФЛ 13% следует применять к доходам резидентов ЕАЭС, полученным с первого дня работы в РФ по найму. Можно отнести к работе по найму работы по трудовым и гражданско-правовым договорам в соответствии со статьей 96 Договора о ЕАЭС и статьей 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В понятие «доход в связи с работой по найму» входит всякий доход, предусмотренный трудовым или гражданско-правовым договором. Причем деятельность осуществляется непосредственно на территории РФ. Это обязательное условие применения ставки НДФЛ 13% (см. письма Минфина России от 10.06.2016 № 03-04-06/34256, от 17.07.2015 № 03-08-05/41341). В письме от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@ ФНС России уточняет, что факт нахождения сотрудника и работы в России подтверждается копиями страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, сведениями из табеля учета рабочего времени, данными миграционных карт, документами о регистрации по месту жительства (пребывания).

Обратите внимание, что такой порядок налогообложения не распространяется на резидентов ЕАЭС, работающих по договору с российским работодателем в другом государстве (например, дистанционно в Беларуси). В этом случае применяются общие правила: работодатель не должен удерживать НДФЛ с вознаграждения сотрудника-нерезидента РФ, полученного за пределами РФ (пп. 6 п. 3 ст. 208, п. 2 ст. 209 НК РФ).

Когда следует применять НК РФ, а не нормы Договора о ЕАЭС

Контролирующие органы РФ считают, что ставка НДФЛ у работников из стран ЕАЭС по итогам года все-таки зависит от их статуса, что не противоречит букве Договора о ЕАЭС. Минфин России в письме от 22.01.2019 № 03-04-06/3032 напоминает, что порядок определения налогового статуса применяется в отношении физических лиц независимо от гражданства. Для случая, когда к концу года гражданин ЕАЭС приобретает статус налогового резидента РФ, пересмотр налогового статуса позволяет применить налоговые вычеты и пересчитать в связи с этим НДФЛ. Очевидно, что если гражданин ЕАЭС не успевает в налоговом периоде получить статус налогового резидента, то в соответствии с требованиями Минфина в конце года НДФЛ пересчитывается по ставке 30%. Налог по возможности следует удержать, а при отсутствии соответствующего дохода — сообщить о невозможности удержания в отчете по форме 2-НДФЛ.

Для граждан, приехавших в РФ после 02.07.2019 (183-й день года), уже не будет возможности стать налоговым резидентом в текущем налоговом периоде, так как в году остается менее 183 дней. С первого дня работы к их доходам нельзя применять ставку 30% — это нарушит требования международного договора, а по состоянию на конец налогового периода ставка 13% будет противоречить требованиям Минфина. Вдобавок следует учитывать невозможность предвидеть будущее: у работодателя нет информации, будет ли этот сотрудник работать у него в конце налогового периода и чьей ответственностью станет определение налогового статуса на конец налогового периода.

Одновременно с разъяснениями необходимости пересчета НДФЛ в конце налогового периода в соответствии с налоговым статусом Минфин России в своем письме от 22.01.2019 № 03-04-06/3032 сообщает, что указанное письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства РФ о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письме.

В письме ФНС России от 28.11.2016 № БС-4-11/22588@ отражена противоположная позиция об отсутствии необходимости пересчета налога.

Ни мнение Минфина России, ни ФНС России нельзя считать более или менее выгодным для граждан ЕАЭС. Пересмотр налогового статуса приведет к увеличению ставки НДФЛ к доходам нерезидента, а отсутствие пересмотра повлечет неприменение положенных резидентам вычетов.

1С:ИТС

Рекомендации по выбору варианта расчета НДФЛ граждан ЕАЭС для налоговых агентов, осторожных и готовых отстаивать свою позицию, см. в разделе .

Независимо от выбора варианта расчета в конце налогового периода в отчетности следует отражать фактические данные — ставку НДФЛ, гражданство и налоговый статус физлица.

Так, в случае когда нерезиденту — гражданину ЕАЭС налог исчислен по ставке 13%, в справке 2-НДФЛ следует указать гражданство нерезидента РФ и код статуса налогоплательщика «2».

Налоговый статус сотрудника и НДФЛ в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» (ред. 3)

В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 предусмотрена возможность расчета НДФЛ в соответствии с Договором о ЕАЭС. Возможность управлять налоговым статусом сотрудника в программе позволяет осуществлять перерасчеты НДФЛ.

Пример 1

Сотрудник А.М. Клубника, гражданин Беларуси (входит в состав ЕАЭС), приехал в РФ и работает в России с 10.07.2018 по трудовому договору.

При оформлении приема на работу в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 в карточке сотрудника по ссылке Личные данные в поле Гражданство страны следует выбрать БЕЛАРУСЬ. До конца года остается менее 183 дней, и А.М. Клубника в налоговом периоде 2018 года не получит статуса резидента и, следовательно, не получит стандартных налоговых вычетов по НДФЛ. С первого дня работы для расчета НДФЛ применяется ставка 13% в соответствии со статьей 73 Договора о ЕАЭС. Для корректного расчета в карточке сотрудника по ссылке Налог на доходы в поле Статус следует выбрать Гражданин страны — участника Договора о ЕАЭС (рис. 1).

Рис. 1. Заполнение данных в карточке сотрудника

Пример 2

Сотруднику А.М. Клубнике работодатель компенсирует стоимость оплаты фитнеса в клубе в соответствии с трудовым договором и оплачивает не предусмотренные трудовым договором посещения бассейна.

Для соблюдения нормы Договора о ЕАЭС о доходах от работы по найму в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 при таком налоговом статусе нерезидента ставка 13% применяется только к доходам в виде оплаты труда. Для регистрации вида дохода в программе используется понятие Категория дохода. Ставка 13% применяется в программе для категорий Оплата труда и Прочие доходы от трудовой деятельности, Оплата труда в натуральной форме. Для категории Прочий доход для нерезидентов (в т. ч. и граждан ЕАЭС) в программе применяется ставка 30 %.

В Примере 2 оплата фитнеса предусмотрена трудовым договором, потому при настройке начисления «Оплата фитнеса» на закладке Налоги, взносы, бухучет следует выбрать для кода дохода 4800 категорию дохода Прочие доходы от трудовой деятельности. Оплата бассейна трудовым договором не предусмотрена, и, соответственно, при настройке начисления категорию дохода необходимо указать Прочие доходы. При расчете НДФЛ на доход в размере 1 000 руб., предусмотренный трудовым договором, применена ставка 13%, и сумма налога составила 130 руб., а для дохода в том же размере, не указанном в трудовом договоре, применена ставка 30%, и сумма налога составила 300 руб. (рис. 2).

Рис. 2. Зависимость ставки НДФЛ нерезидента от категории дохода

Пользователю предоставлена возможность самостоятельно настраивать начисления. Обратите внимание, если для некоторых сотрудников выплата (например, «Оплата фитнеса») предусмотрена трудовым договором, а для других — не предусмотрена, то в программе необходимо настроить два различных вида расчета.

Пользователю «1С:Зарплаты и управления персоналом 8» редакции 3 следует помнить, что в программе недостаточно сведений для определения необходимости изменения налогового статуса сотрудника. При получении статуса резидента гражданином ЕАЭС, как и при утрате, необходимо зарегистрировать соответствующие изменения в программе. Если бы в Примере 2 А.М. Клубника в налоговом периоде получил статус резидента, то при очередном расчете зарплаты НДФЛ, исчисленный ранее по ставке 30%, зачелся бы по ставке 13%. При утрате статуса резидента гражданином ЕАЭС в программе следует отменить примененные ранее вычеты, и при очередном расчете будет доначислен НДФЛ по ставке 13%.

Однако секрет в том, что этот налог — далеко не единственный, который всем приходится платить. Сколько своих денег мы на самом деле отдаем государству?

Рассчитывать налоги мы будем для среднестатистического белоруса со средней зарплатой, который водит машину, курит, иногда может выпить и, конечно, ходит в магазин за продуктами.

Сразу определимся, исходя из какой суммы будем делать наш расчет. Средняя зарплата в апреле, по данным Белстата, — 921 рубль. Это зарплата «грязная», то есть до вычета налогов и сборов. Но на самом деле работодатель отдает за нас гораздо больше денег: по закону он обязан перечислять в Фонд соцзащиты сумму, равную 34% от общего объема зарплат всех сотрудников. Так что, по сути, нам платят на 34% больше, просто этих денег мы не видим — они отправляются прямиком в ФСЗН.

Итак, если вы получаете зарплату в 921 рубль, то на самом деле вы обошлись работодателю в 1234 рубля. От этой суммы и будем отталкиваться, вычитая из нее все налоги, которые мы платим.

Страховые взносы

Они идут в Фонд социальной защиты населения, из которого жителям страны платят пенсии и пособия. Пенсионная система у нас не накопительная, а распределительная, так что эти деньги вы откладываете не для себя. Из них сейчас платят пенсии тем, кто уже вышел на заслуженный отдых.

Как мы уже говорили, львиная доля страховых взносов приходится на работодателя — 34% зарплаты. В нашем примере это 313 рублей. Еще 1% удерживают из зарплаты работника. Это 9 руб. 21 коп.

Итого: 1234 — 313 — 9,21 = 911 руб. 79 коп.

Подоходный налог

В Беларуси ставка единая для всех — 13%. Подоходный налог со средней зарплаты равен 119 руб. 73 коп. Разумеется, речь идет только о наемных работниках. Предприниматели, ремесленники, те, кто каким-то образом сам зарабатывает на жизнь (например, сдает квартиру), платят налоги по-другому.

Итого: 911,79 — 119,73 = 796 руб. 6 коп.

Земельный налог

Это, можно сказать, цена за пользование тем участком земли, на котором стоит ваш дом. Те, кто живет в квартирах, не исключение, просто в этом случае сумма земельного налога делится между всеми жильцами дома. Земельный налог надо платить и за дачу, и за гараж, если они у вас есть.

По данным Министерства по налогам и сборам, в прошлом году на счет земельного налога пришлось 590,8 млн. рублей поступлений в бюджет. С каждого жителя страны — в среднем по 62 рубля. Или же по 5 руб. 16 коп. в месяц.

Итого: 796,06 — 5,16 = 790 руб. 90 коп.

Отчисления на капитальный ремонт

Итого: 790,90 — 2,60 = 788 руб. 30 коп.Технически их нельзя назвать налогом, но это все равно обязательная плата для всех, кто живет в многоквартирных домах (а таких большинство), даже если в ближайшее время в этом самом доме ремонта не предвидится. Размер отчислений на капремонт зависит от площади квартиры: квадрат стоит 0,0953 рубля в месяц. По данным Белстата, на одного жителя страны приходится в среднем 27,4 квадратного метра жилой площади. А это означает, что среднестатистический белорус в месяц платит за капремонт 2 руб. 60 коп.

НДС

Налог на добавленную стоимость заложен в цену практически всех товаров и услуг, которые мы покупаем. Цифра на ценнике — это уже итоговая сумма с учетом налога. А, например, в США цены указываются без учета НДС, поэтому покупателям нужно прибавлять в уме определенный процент к стоимости лежащего в корзинке.

Ставка НДС в Беларуси — от 0 до 20% в зависимости от товара, но чаще всего встречается все же 20%. И, к слову, из всех налогов именно НДС приносит больше всего денег в бюджет: обычно это примерно треть от общей суммы налоговых поступлений.

В прошлом году за счет налога на добавленную стоимость казна пополнилась на 9,2 млрд. рублей. Делим на всех жителей страны — получаем 970 руб. Или же примерно по 80 руб. в месяц.

Итого: 785,72 — 80 = 705 руб. 72 коп.

Акцизы

Это еще один косвенный налог, отдельная надбавка к некоторым товарам — всем видам алкогольных напитков, сигаретам и топливу. В прошлом году акцизы тоже принесли немало денег в бюджет — 2,3 млрд. рублей. На одного человека в среднем пришлось примерно 238 руб. за год, или 19 руб. 83 коп. за месяц.

Итого: 705,72 — 19,83 = 685 руб. 89 коп.

РЕЗУЛЬТАТ:

Работодатель заплатил вам 1234 рубля. Из них на различные налоги ушло 548 руб. 11 коп. — почти половина от этой суммы! Так что на самом деле практически половину заработанных денег вы отдаете государству (а иногда и больше — см. «А В ЭТО ВРЕМЯ»).

Местные бюджеты во многом формируются за счет тех налогов, которые платят обычные люди.Фото: Святослав ЗОРКИЙ

Что страна делает с этими деньгами?

— В стране есть больше тысячи бюджетов различных уровней плюс Фонд соцзащиты, который бюджетом не является, но его тоже нужно учитывать. Образование (дошкольное, школьное, профессионально-техническое), медицина (поликлиники и больницы местного значения), ЖКХ, местный транспорт, благоустройство улиц оплачиваются за счет местных бюджетов, — объясняет экономист Владимир Ковалкин, руководитель проекта «Кошт урада». — Местные бюджеты во многом формируются за счет тех налогов, которые платят обычные люди. В первую очередь это НДС, подоходный налог и налог на прибыль (его платят предприятия. — Ред.). Какая-то часть денег отправляется в республиканский бюджет, откуда они уходят на финансирование общереспубликанских нужд: силовых структур (милиция, пограничная служба, Министерство обороны, КГБ и так далее), науки, высшего образования, а также на выплату внешнего долга.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

«По объему налогов мы близки к уровню Швеции»

— Многие жалуются на уровень медицины, образования, качество дорог. Может, нам нужно платить еще больше налогов, чтобы все это улучшить?

— Белорусы и так платят очень много налогов, около верхнего порога допустимого, — отмечает Владимир Ковалкин. — Есть такой показатель — количество собранных налогов и пошлин по отношению к ВВП. Нормальным считается показатель от 20 до 40%. Меньше 20% — мало, так как государство не сможет нормально финансироваться, больше 40% — много, потому что люди перестают платить налоги. Белорусы платят порядка 37 — 39% ВВП, а иногда доходило и до 42%. Поэтому платить больше налогов однозначно не нужно. Скорее, нужно более эффективно тратить эти деньги, оптимизировать каждый сектор, проводить реформы.

— Если мы откажемся от государственных субсидий на ту же коммуналку или транспорт, бюджету станет проще?

— Стоимость коммуналки однозначно можно и нужно поднимать, но при этом необходимо вводить механизмы социальной защиты. Человек, потерявший работу и не имеющий дохода, не сможет оплачивать полную коммуналку. Соответственно, нужно увеличивать и пособие по безработице, чтобы на него можно было оплатить коммуналку и купить что-нибудь поесть. С другими дотируемыми отраслями ситуация не такая однозначная. Например, в Таллинне весь общественный транспорт сделали бесплатным, чтобы убрать автомобили из города и улучшить экологию. Нужно понимать, к каким целям мы движемся, и строить политику исходя из этих целей, а не наоборот.

— И все-таки почему в западных странах ставки одного лишь подоходного налога могут доходить до 30 — 40%? Это же очень много!

— Там нет Фонда соцзащиты, либо он есть, но взносы в него значительно ниже. Если взять суммарно походный налог и страховые взносы (а это 48% от зарплаты) и сравнить с аналогичными платежами в других странах, то мы будем близки к уровню Швеции. Кроме того, в западных странах есть огромное количество налоговых вычетов из подоходного налога, связанных с рождением ребенка, созданием семьи, строительством первого жилья. Поэтому, несмотря на очень высокие, как может показаться, налоги, у молодежи и семейных людей есть много способов снизить это бремя. В Беларуси налоговые вычеты тоже есть, но они куда меньше влияют на общий итог.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Как еще белорусы пополняют бюджет?

Для нашей считалки мы взяли только те налоги, которые нужно платить абсолютному большинству жителей страны. Но есть и другие налоги и сборы, которые время от времени приходится перечислять в бюджет. Вот некоторые из них.

Подоходный налог

Иногда его приходится доплатить сверх тех 13%, которые вычитают из зарплаты. Например, если вам подарили крупную сумму, вы продали больше одной машины в течение года, больше двух квартир в течение пяти лет и так далее.

Дорожный налог

Платят его только автомобилисты, а размер этой самый платы зависит от типа и веса авто. В прошлом году белорусы заплатили 295 млн. 40 тыс. дорожного налога.

Госпошлины

Поменять паспорт, заключить брак или развестись, сдать на права или поменять их, зарегистрировать машину — за все это нужно платить пошлину. В основном они привязаны к базовой величине. Например, замена паспорта — одна базовая (сейчас это 24 руб. 50 коп.), получение новых номеров для автомобиля — две (49 рублей).

Налог на посылки

Если в месяц вы получили по почте товаров больше чем на 22 евро — нужно заплатить сбор и таможенную пошлину.

Если в месяц вы получили по почте товаров больше чем на 22 евро — нужно заплатить сбор (30% с суммы превышения) плюс еще таможенную пошлину (5 евро). За прошлый год налог на посылки принес бюджету страны 3,7 миллиона рублей.

Налог на тунеядство

Такого налога (официально — сбора на финансирование госрасходов) больше нет, но неработающих все равно будут наказывать рублем. Со следующего года они начнут полностью оплачивать горячую воду, отопление и газ, если в квартире установлена колонка. Правда, делать это будут только те, кто является плательщиком коммунальных услуг (например, собственником квартиры).

Подоходный налог в Республике Беларусь в 2019 году

Подоходным юридически называется налог, которым облагается заработок жителей республики. Главным превосходством подоходного налога — он железно сообразуется с платежеспособностью гражданина. Получаемые с налогов деньги попадают в бюджет страны, где его доля составляет 10% от всех государственных денег.

Основным нормативным документом, регулирующим процентную ставку по для жителей РБ, выступает Налоговый Кодекс.

Действительные ставки подоходного налога на 2019 год

  • 16% — занимающимся нотариальной и адвокатской деятельностью;
  • 16% — на исчисления, рассчитываемые из сумм превышений расходов над окладами;
  • 16% — на заработок физлиц, ведущих предпринимательство без уведомления об этом государства;
  • 6% — на дивиденды, если предшествующие три года деньги не распределялись между участниками;
  • 4% — на выигрыши в ходе азартных игр;
  • 13% — другой заработок.

Дивиденды не облагаются налогом, если на протяжении пяти лет между акционерами не распределялись средства.

Налоговые вычеты

Закон РБ предусматривает льготные программы по погашению подоходного налога. Большая часть плательщиков налога — нанятые работники на фирмах. Зачастую они не занимаются расчётом и погашением налогов сами, передавая это дело в руки начисляющим заработную плату бухгалтерам. Преимущественную трудность в вычислении итоговой суммы подоходного налога, представляет корректное применение схемы вычетов. Вычитаются:

  • стоимости приобретенных со счетов ИП или организаций путёвок в оздоровительные лагеря для детей, в сумме 705 рублей на ребёнка;
  • доходы, не являющиеся платой за работу — 1678 рублей, полученные по месту работы, 111 рублей от других организаций;
  • оказываемая сиротам и инвалидам поддержка, в сумме не больше, чем на 11102 рубля на протяжении года.

Каждый плательщик имеет право на стандартные налоговые вычеты, которые определяются 164 статьёй Кодекса:

  • если налогооблагаемый доход составляет меньше 563 рублей в месяц, то вычет из него равняется 93 рублям;
  • 27 рублей на каждого несовершеннолетнего ребёнка вне зависимости от доходов семьи;
  • вычет в 52 рубля, предоставляемый опекуну иждивенца или ребёнка до 18 лет;
  • идентичный 52 рублёвый вычет для содержащих двоих и более детей или детей-инвалидов официальных представителей.

Подпункт 1.3 статьи № 164 Кодекса предусматривает вычет на сумму 131 рубля для:

  • ветеранов войны;
  • инвалидов второй и первой группы;
  • пострадавших в ходе взрыва атомной электростанции в Чернобыле;
  • героев РБ, награждённых героев Советского Союза, а также людей, признанных героями Социалистического труда.

В ближайшие годы повышение процентных ставок не планируется.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте, Facebook и Telegram. Присоединяйтесь!

Для резидентов и нерезидентов РФ налоговым законодательством предусмотрены различные ставки НДФЛ. Приближается конец года. Организации, в которых работают иностранные работники, должны определиться с ставкой по НДФЛ. Для этого следует внимательно отследить срок пребывания иностранцев в России и учесть другие нюансы нормативно-правовых актов, в том числе международных. Договоры с иностранными государствами предусматривают различные налоговые преференции, а также правила социального страхования иностранных граждан. Рассмотрим особенности трудовых отношений с гражданами Белоруссии, которые не являются резидентами РФ.

Основные понятия и трудовые отношения с иностранцами

Кто же признается иностранцем в Российской Федерации с точки зрения отечественного законодательства? Статус иностранца определен в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Исходя из выше изложенного, гражданин Республики Беларусь признается иностранным гражданином.

Статус иностранца в свою очередь может быть различным, и от этого зависит, какие нормы законодательства регулируют налоговые отношения с ним.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — это лицо, прибывшее на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

Трудовой деятельностью иностранного гражданина признается работа иностранца в Российской Федерации на основании трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность, признается иностранным работником.

Согласно статье 11 Трудового кодекса нормы трудового законодательства распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц. Следовательно, с иностранным работником из Белоруссии могут заключаться трудовые договоры как срочные, так и бессрочные.

Бессрочные трудовые договоры заключаются на неопределенный срок.

В срочных трудовых договорах предусматривается условие об определенном сроке действия, но не более пяти лет, если иной срок не установлен Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 59 Трудового кодекса. В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 59 Трудового кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.

В статье 13 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» приведены условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях.

Однако указанные условия в отношении граждан Белоруссии не применяются согласно пункту 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий». Это подтверждают разъяснения налоговых и миграционных служб в письмах ФНС России от 22 октября 2008 г. № ШС-6-3/751, ФМС России от 20 декабря 2007 г. N МС-1/9-25552.

НДФЛ с нерезидентов граждан Республики Беларусь

Если физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получают доходы от российских источников, то возникает доход, облагаемый НДФЛ (п. 1 ст. 207, п. 2 ст. 209 НК РФ).

Важно

При определении налогооблагаемой базы НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные в денежной, натуральной формах, право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Не уменьшают налоговую базу удержания из дохода по распоряжению налогоплательщика, по решению суда или иных органов.

В отношении доходов от источников в РФ, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, налоговая ставка установлена в размере 30 процентов (п. 3 ст. 224 Налогового кодекса).

Однако, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах, применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 Налогового кодекса). Между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение от 21 апреля 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество». Следовательно, в рассматриваемой ситуации действуют нормы указанного Соглашения. Согласно подпункту «а» статьи 14, пункту 1 статьи 21 Соглашения доходы от работы по найму лиц с постоянным местожительством в Республике Беларусь не могут подвергаться более обременительному налогообложению, чем предусмотренное для заработной платы граждан РФ.

Вознаграждение, получаемое по договору найма гражданином Белоруссии с постоянным местожительством в Республике Беларусь, может облагаться налогом в России в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в России. Такой порядок действует, если доход получен работником за время нахождения в России, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней (п. 1 ст. 1 Протокола от 24 января 2006 г. «К Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года»). Налоговый режим, установленный в пункте 1 статьи 1 указанного Протокола, применяется с даты начала работы по трудовому договору сроком не менее 183 дней.

Если с гражданином Белоруссии заключен срочный трудовой договор на более чем 183 дня или бессрочный трудовой договор, то срок его пребывания соответствует требованиям, установленным вышеуказанными пунктами 1, 2 статьи 1 Протокола от 24 января 2006 г.

Исходя из вышесказанного доход гражданина Республики Беларусь, временно пребывающего на территории России, облагается НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Опасный момент

Если по итогам налогового периода гражданин Беларуси будет находиться в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, то условие пункта 1 статьи 1 Протокола не будет соблюдено и налог на доходы физических лиц с его доходов организация -налоговый агент должна удержать по ставке 30 процентов. На это указывают разъяснения в Письмах Минфина России от 21 февраля 2011 г. N 03-04-05/6-112, от 18 февраля 2011 г. N 03-04-06/6-32.

Организация, являясь налоговым агентом, обязана исчислить сумму НДФЛ, удержать ее из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислить в бюджет (п. п. 1, 4, 6 ст. 226 НК РФ).

Официальное подтверждение

Для получения налоговых привилегий гражданин Белоруссии должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом Республики Беларусь, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный белорусским налоговым органом. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания налогового периода, за который предполагается получить налоговые привилегии.

Особые правила

Возможно ситуация, когда сотрудник является гражданином Республики Беларусь, а местом его постоянного проживания является другое иностранное государство. Если с таким иностранным государством не заключен о соответствующее международное соглашение, то положения статьи 1 Протокола к доходам указанного физического лица не применяются и его налоговый статус определяется в общем порядке с учетом положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса. То есть до момента признания налоговым резидентом доходы такого иностранного работника от источников в России подлежат обложению по ставке 30 процентов (см. письмо Минфина России от 28 сентября 2011 г. N 03-04-06/6-240).

Страховые взносы

Взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование с суммы выплат по трудовым договорам заключенным с гражданами Белоруссии, временно пребывающими на территории Российской Федерации, не начисляются. На это указывает прямая норма пункта 15 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ, а также разъяснения в Информации ФСС РФ от 03 марта 2011 г. «О порядке обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации».

А взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний следует начислить, поскольку действие Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 2 ст. 5 Закона № 125-ФЗ).

Алла Юхневич-Лелива, налоговый консультант