Налогообложение резидентов особых экономических зон

Налогообложение резидентов особых экономических зон

Публикация

Особая экономическая зона представляет собой часть территории России, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый порядок осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
С 2012 г. внесены изменения в порядок создания ОЭЗ и предоставления резидентам зон налоговых льгот в соответствии с Федеральным законом от 30.11.11 № 365-ФЗ. Кроме того, закон вводит понятие кластера, как совокупности особых экономических зон одного или нескольких типов. Особые экономические зоны теперь могут создаваться на 49 лет.
Цель создания особых экономических зон в первую очередь заключается в развитии высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработке и производстве новых видов продукции, расширении транспортно-логистической системы.
В настоящее время в России создано 25 особых экономических зон, 4 из которых специализируются на развитии промышленного производства, 4 – на технологических инновациях, 14 – на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 – на развитии портово-логистических и транспортных узлов. Первыми появились промышленные зоны в Липецке и Алабуге (Татарстан), которые, по оценкам экспертов, функционируют наиболее успешно.
На территории ОЭЗ действует особый режим ведения предпринимательской деятельности:

  • наличие инфраструктуры для развития бизнеса (инновационная, инженерная, транспортная, социальная);
  • режим свободной таможенной зоны;
  • ряд налоговых преференций – снижение ставок по налогу на прибыль, налогу на имущество и др.;
  • система администрирования «одно окно».

Налоговые преференции для инвесторов особых экономических зон предусмотрены как на федеральном, так и региональном уровнях. Их объем зависит от типа особой экономической зоны и законодательства субъекта Российской Федерации, на территории которого создана особая экономическая зона.
Налогообложение резидентов особых экономических зон осуществляется по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах. Иными словами, резиденты ОЭЗ на общем режиме исчисляют налоги, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, основными из которых являются НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество и др.
Действующее законодательство позволяет резидентам особых экономических зон применять также специальные режимы налогообложения (например, упрощенную систему налогообложения). В этом случае резидент ОЭЗ должен соблюдать условия применения специального налогового режима, установленные для всех налогоплательщиков.
Отличительной особенностью ведения деятельности резидентами всех ОЭЗ является наличие ряда налоговых преференций. Их перечень не является единым для ряда ОЭЗ, более того, он не является единым и для ОЭЗ одного типа. Поэтому комплексный подход к рассмотрению вопроса налогообложения резидентов особых экономических зон в полной мере применить нельзя.
Резиденты ОЭЗ пользуются некоторым набором налоговых льгот, гарантированных законодательством. В частности для организаций, зарегистрированных в ОЭЗ, могут быть предусмотрены льготы посредством снижения ставок по налогу на прибыль, налогу на имущество организации, земельному и транспортному налогам (табл.).

Таблица

Налог ОЭЗ Российская Федерация
Налог на прибыль* 15,5-16 20
Налог на имущество 0 2,20
Земельный налог 0 1,50
Транспортный налог (руб./л.с.) 0 10-150
Страховые взносы** 14 30
* Зависит от ОЭЗ
** Применяется только к инвесторам технико-внедренческих зон

Помимо снижения ставок налоговых платежей резидентам особых экономических зон ст. 38 Федерального закона от 22.07.05 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах Российской Федерации» предоставлена гарантия от неблагоприятного изменения налогового законодательства, которая позволяет обеспечить стабильность налоговых льгот инвесторам ОЭЗ.
Налог на добавленную стоимость
В силу подп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС на территории Российской Федерации освобождаются операции по проведению работ, оказанию услуг резидентами портовой особой экономической зоны в портовой особой экономической зоне.
Обязанность ведения раздельного учета в случае, если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие обложению НДС, и операции, освобождаемые от налогообложения, предусмотрена п. 4 ст. 149 НК РФ. Таким образом, при осуществлении операций в портовой ОЭЗ, освобождаемых от налогообложения, и операций, подлежащих обложению НДС, налогоплательщик обязан вести раздельный учет данных операций.
В соответствии с подп. 1 п.1 ст.164 НК РФ обложение НДС по ставке 0 % производится при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы подтверждающих документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Режим свободной таможенной зоны, установленный на территории особой экономической зоны, позволяет снизить издержки при реализации инвестиционных проектов и запуске производств, для создания которых часто требуется ввозить на территорию России оборудование и компоненты. Ввозимые на территорию зоны иностранные товары (оборудование, сырье, комплектующие, строительные материалы) размещаются и используются без уплаты таможенных пошлин и НДС.
Налог на прибыль
Льготные ставки по налогу на прибыль организаций для резидентов особых экономических зон установлены ст. 284 НК РФ.
С 1 января 2012 г. резиденты особых экономических зон могут применять нулевую ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет (п. 1.2 ст. 284 НК РФ). По общему правилу указанная ставка составляет 2 % (п. 1 ст. 284 НК РФ). Такой льготой имеют право воспользоваться только резиденты:

  • технико-внедренческой особой экономической зоны до 1 января 2018 г.;
  • туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства РФ в кластер, до 1 января 2023 г.

Нулевая ставка применяется к прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой на территории соответствующей ОЭЗ. Необходимым условием применения льготной ставки является ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности в ОЭЗ и за ее пределами (п. 1.2 ст. 284 НК РФ). Раздельный учет доходов и расходов резиденты ведут в общеустановленном порядке в соответствии с действующим законодательством (письмо Минфина России от 26.10.11 № 03-11-10/55).

При использовании льготной ставки организациям ОЭЗ следует помнить, что право на ее применение возникает только с первого числа отчетного периода, следующего за периодом, в котором был приобретен статус резидента. Если в течение отчетного периода налогоплательщик утрачивает указанный статус, то «нулевая» ставка не применяется с начала этого отчетного периода.
Изменения, вступившие в силу с 1 января 2012 г., также коснулись ставок по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ для резидентов ОЭЗ данная ставка не должна превышать 13,5 % и может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков законами субъектов Российской Федерации.
Помимо снижения ставок по налогу на прибыль резидентам предоставлены и иные льготы, в частности применение ускоренной амортизации. Резиденты промышленно-производственной и туристско-рекреационной особой экономической зоны вправе в отношении собственных основных средств применять к норме амортизации специальный коэффициент, не превышающий 2.
Существуют и иные преференции по исчислению и уплате налога на прибыль для резидентов ОЭЗ, в частности, резиденты особой экономической зоны в Калининградской области применяют особый порядок уплаты налога на прибыль организаций, установленный ст. 288.1 НК РФ.
Льготный порядок уплаты налога применяется в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта. Согласно ст. 288.1 НК РФ доходы резидентов ОЭЗ в Калининградской области, полученные при реализации инвестиционного проекта, в течение первых шести лет облагаются по ставке 0 %. В период с седьмого по двенадцатый календарный год включительно ставка налога на прибыль уменьшается на 50 %. Применение особого порядка возможно только при организации раздельного учета доходов и расходов при реализации инвестиционного проекта.
Транспортный налог
Транспортный налог относится к числу региональных. При его установлении законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы по его уплате. Например, налоговые льготы по транспортному налогу предусмотрены ст. 9 Закона г. Москвы от 09.07.08 № 33 «О транспортном налоге»: от его уплаты освобождаются резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград». Льгота предоставляется сроком на пять лет с момента регистрации транспортного средства, право на льготу подтверждается выпиской из реестра резидентов особой экономической зоны.
Помимо Москвы, льготы по транспортному налогу предоставляются в Томской и Липецкой областях, Краснодарском крае, г. Дубне, Татарстане.
Налог на имущество организаций
Статьей 381 НК РФ предусмотрена льгота для резидентов ОЭЗ в виде освобождения от уплаты налога на имущество на 10 лет. При этом возможно, если имущество учитывается на балансе резидента ОЭЗ, создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ в рамках соответствующего соглашения, используется и расположено на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании зоны.
Помимо льгот, установленных в целом для резидентов ОЭЗ, законодательством предусмотрены преференции, которые могут применяться только на территории определенной зоны. Например, в ОЭЗ в Калининградской области существует особый порядок уплаты налога на имущество, установленный ст. 385.1 НК РФ. Он применяется к имуществу, созданному или приобретенному при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом от 10.01.06 № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Организации получают право уплачивать налог на имущество первые 6 календарных лет, начиная со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области, по ставке 0 %; с 7-го по 12-й календарный год включительно – на 50 % меньше ставки, установленной законом Калининградской области.

Земельный налог
Статьей 395 НК РФ предусмотрена налоговая льгота для резидентов особых экономических зон (кроме судостроительных организаций) в виде освобождения от уплаты налога сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на земельный участок.
Кроме того, с 1 января 2012 г. освобождены от уплаты налога судостроительные организации — резиденты промышленно-производственной особой экономической зоны в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения производственного назначения. Это недвижимое имущество должно находиться в собственности налогоплательщика и использоваться для строительства и ремонта судов. Освобождение действует в течение 10 лет со дня регистрации судостроительной организации в качестве резидента ОЭЗ.
Упрощенная система налогообложения
Действующее законодательство позволяет резидентам некоторых особых экономических зон применять специальные налоговые режимы, например, упрощенную систему налогообложения. В этом случае резиденты особых экономических зон должны соблюдать условия применения специального режима, установленные законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем местными законами могут быть предусмотрены льготы по уплате налога при упрощенной системе налогообложения. В частности, Законом Томской области от 07.04.09 № 51-ОЗ «Об установлении на территории Томской области налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения» установлена пониженная ставка 5 % ¬ ¬- для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» и являющихся резидентами технико-внедренческой зоны г. Томска.
Для некоторых особых экономических зон установлен запрет на применение упрощенной системы налогообложения. Например, ограничение в виде невозможности применения УСН установлены п. 2, 3 ст. 4 для резидентов ОЭЗ в Калининградской области.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование
Для определенной группы резидентов особых экономических зон, осуществляющих выплаты физическим лицам, установлены пониженные тарифы страховых взносов. К данной группе страхователей относятся организации и индивидуальные предприниматели, которые:

  • заключили с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производят выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой или промышленно-производственной ОЭЗ;
  • заключили с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производят выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер.

В течение 2012 — 2017 гг. организации ОЭЗ, имеющие право на применение пониженного тарифа, уплачивают страховые взносы по совокупному тарифу в размере 14 %, из которых 8 % уплачивается в ПФР, 2 % — в ФСС РФ и 4 % — в ФОМС.
Таким образом, резиденты особых экономических зон получают экономию в части уплаты страховых взносов в размере 16 % с выплат, осуществляемых в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.

В связи с письмом о налогообложении прибыли резидентов особых экономических зон Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) для организаций — резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть выше 13,5 процента.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ) резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом N 116-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона N 116-ФЗ резидент промышленно-производственной особой экономической зоны осуществляет в данной особой экономической зоне промышленно-производственную деятельность или деятельность по логистике. Для целей Федерального закона N 116-ФЗ под промышленно-производственной деятельностью понимаются производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация, под деятельностью по логистике понимается оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров. При этом резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе осуществлять в промышленно-производственной особой экономической зоне только деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении промышленно-производственной деятельности или соглашением об осуществлении технико-внедренческой деятельности (далее — соглашение). Осуществление технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне допускается по решению экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам.

На основании вышеизложенного резидент промышленно-производственной особой экономической зоны (далее — резидент ОЭЗ) имеет право воспользоваться пониженной ставкой налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, от деятельности, предусмотренной соглашением, заключенным с органами управления особыми экономическими зонами, и осуществляемой на территории данной особой экономической зоны.

Таким образом, доходы, полученные резидентом ОЭЗ вне рамок соглашения, подлежат учету в целях налогообложения прибыли организаций в общеустановленном порядке.

По вопросу учета убытков сообщаем.

Согласно пункту 1 статьи 283 Кодекса налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).

Как следует из положений пункта 1 статьи 284 Кодекса резидент ОЭЗ вправе воспользоваться пониженной ставкой налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, от деятельности, предусмотренной соглашением при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. То есть налоговая база, по деятельности, предусмотренной соглашением, формируется резидентом ОЭЗ отдельно и не может уменьшаться на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, когда налогоплательщик не являлся резидентом ОЭЗ.

Убытки, полученные налогоплательщиком в предыдущих налоговых периодах (до получения статуса резидента ОЭЗ) по мнению Департамента, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, сформированной резидентом ОЭЗ только по деятельности, осуществляемой вне рамок соглашения.

По вопросу определения налоговой базы резидентом ОЭЗ для уплаты налога в федеральный бюджет сообщаем.

Резиденты некоторых ОЭЗ, применяющие пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций в соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 284 Кодекса, уплачивают налог на прибыль организаций в федеральный бюджет по общей ставке в размере 2 процентов.

Ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ и за ее пределами, не меняет правила формирования налоговой базы резидентом ОЭЗ.

Директор Департамента И.В. Трунин