Национальная стратегия противодействия коррупции представляет собой

УДК 323.21

Галкина Елена Вячеславовна

доктор политических наук, доцент, профессор кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений Гуманитарного института

Северо-Кавказского федерального университета

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ -ПРОГРАММА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ

Galkina Elena Vyacheslavovna

THE NATIONAL STRATEGY -THE PROGRAM OF CORRUPTION CONTROL IN RUSSIA

Аннотация:

В статье представлены основные положения Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции в Российской Федерации. Приведены данные Генпрокуратуры РФ за 2014 г. по коррупции. Названы факторы роста коррупции, задачи при реализации государственной антикоррупционной политики. Отмечено, что коррупция угрожает экономической и политической безопасности РФ, поэтому от государства требуются последователь-ная, целеустремленная и систематическая работа по противодействию коррупционным практикам.

Ключевые слова:

противодействие коррупции, коррупционные преступления, государственная политика, государственная власть, национальная стратегия, президент, указ, политическая безопасность.

Коррупция, масштабы которой значительно возросли в последнее десятилетие, сегодня рассматривается как одно из самых важных препятствий для политического и экономического развития России. Этому способствовало множество факторов, среди которых основными являются: переход к рыночным отношениям, когда всё продается и покупается, изменение морального климата в стране, алчность большинства чиновников и должностных лиц, ущербность действующего антикоррупционного законодательства, отсутствие жестких мер наказания за коррупционные практики. Рост коррупционных преступлений в современной России происходил на фоне глубокой трансформации экономических отношений, тотальной приватизации и формирования новых социальных групп. Главная цель коррупционеров заключается в получении различного рода выгод, благ и преимуществ, большая часть из которых носит материальный характер. Но достижение целей нематериального характера, например касающихся захвата, удержания, укрепления и перераспределения власти, невозможно без материальной основы, т. е. без ресурсного обеспечения. Следовательно, одним из важнейших аспектов коррупции является вопрос об отношении к собственности любой формы, в том числе материальным ресурсам общества и государства, ее захвата, использования, распоряжения ею. При этом способы получения доступа к собственности, ресурсам могут быть как формально правомерными, так и прямо нарушающими закон. По данным Генеральной прокуратуры РФ, только за один 2014 г. прокурорские проверки выявили около 400 тыс. нарушений действующего законодательства с коррупционной составляющей .

Для противодействия коррупции в конце 2000-х гг. было принято федеральное антикоррупционное законодательство, утвержден Национальный план противодействия коррупции в нашей стране. Анализ работы государственных и общественных институтов по выполнению данного Национального плана противодействия коррупции показал необходимость наличия двух самостоятельных документов: Национальной стратегии противодействия коррупции, определяющей основные направления государственной антикоррупционной политики на среднесрочную перспективу и этапы ее реализации, и обновляемого каждые два года плана противодействия коррупции, являющегося инструментом претворения в жизнь Национальной стратегии противодействия коррупции.

В Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. , подчеркнута важность повышения эффективности политических механизмов, способствующих реализации государственной политики противодействия коррупции. «Национальная стратегия противодействия коррупции, — говорится в документе, — реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами» , является общим программным документом, положения которого направлены на устранение коренных причин коррупции в обществе и должны последовательно конкретизироваться с учетом требований времени в Национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, а также в планах по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Одной из важнейших задач при реализации государственной антикоррупционной политики является задача по коренному перелому общественного сознания, формированию в обществе атмосферы жесткого неприятия коррупции. Решение этой задачи обеспечивается прежде всего путем планомерного повышения правовой культуры населения, достижения максимальной прозрачности процедур предоставления государственных услуг, а также постоянной адресной профилактической работой во всех государственных и муниципальных органах и в саморегулируемых организациях.

При разработке Национальной стратегии противодействия коррупции были учтены положения Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568. В свою очередь, Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 гг., будучи инструментом претворения в жизнь Национальной стратегии противодействия коррупции, закрепляет систематизированный перечень мероприятий антикоррупционного характера, определяет их исполнителей, формы, средства и сроки их реализации, параметры ожидаемых результатов.

Указом Президента Российской Федерации определяется, что положения Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на соответствующий период должны реализовываться федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами, в частности при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, решении кадровых вопросов, а также в ходе реализации права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

Национальная стратегия противодействия коррупции предусматривает реализацию таких программных мероприятий, как:

— устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;

— совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям соответствующего бюджета;

— расширение системы правового просвещения населения;

— модернизация гражданского законодательства;

— дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;

— повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов и др.

Главной целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Настоящий этап реализации государственной антикоррупционной политики должен быть направлен прежде всего на организацию исполнения Федерального закона «О противодействии коррупции» и других нормативных правовых актов Российской Федерации. Таким образом, Национальная стратегия противодействия коррупции, Национальный план противодействия коррупции на соответствующий период, планы по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муници-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пальных образований образуют динамичную, постоянно обновляемую в соответствии с требованиями времени и с учетом федеративного устройства Российской Федерации систему мер по противодействию коррупции.

В заключение отметим, что коррупция как порождение общества и общественных отношений представляет собой сложный социальный феномен, угрожающий экономической и политической безопасности Российской Федерации, поэтому от государства требуются последовательная, целеустремленная и систематическая работа по противодействию коррупционным практикам. Именно на это и нацелена Национальная стратегия противодействия коррупции в нашей стране.

Ссылки и примечания:

1. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось расширенное заседание коллегии, посвященное итогам работы в 2014 г. и задачам по укреплению законности и правопорядка в 2015 г. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-674756 (дата обращения: 24.03.2015).

2. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы».