Назначение платежа

Добавить в «Нужное»

Обновление: 11 апреля 2017 г.

Одним из основных реквизитов платежного поручения, позволяющих кредитной организации верно идентифицировать и исполнить платеж, является поле «назначение платежа». Вопрос, что писать в этом поле, часто возникает у плательщиков, заполняющих платежные поручения. Рассмотрим этот вопрос на примерах.

Как правильно написать назначение платежа в платежном поручении

Статья 31 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» предписывает банкам обязанность перечислять денежные средства с соблюдением правил, установленных ЦБ.

Форма платежного поручения предусмотрена Правилами от 19.06.2012 (далее – Правила № 383-П).

Перечень реквизитов платежки с их расшифровкой содержится в Приложении 1 к указанным Правилам.

Указание в полях платежного поручения верных значений станет основой для правильной идентификации платежа и надлежащего исполнения поручения клиента банка. Если этот документ заполнен неверно, то возможны неблагоприятные последствия в виде направления денежных средств не тому получателю или невозможности для Федерального казначейства надлежащим образом идентифицировать и верно распределить платеж (так называемые невыясненные платежи) и т.п.

Согласно п. 5.7 Правил № 383-П «назначение платежа» является обязательным реквизитом платежного поручения.

На вопрос, что писать в графе «назначение платежа», отвечает п. 24 Приложения N 1 к Правилам № 383-П.

Как следует из указанных Правил, в данном поле платежного поручения отражаются назначение платежа и иные необходимые сведения, как предусмотренные, так и не предусмотренные законодательством. В их числе:

  • наименование товаров, работ, услуг;
  • номера и даты контрактов, сопроводительной документации;
  • информация о налоге на добавленную стоимость.

Например: «Оказание услуг по техническому обслуживанию автомобиля TOYOTA RAV4 на основании акта № 234 от 24 января 2017 года, в т.ч. НДС 18% 2160 рублей»

Если платежный документ содержит указание на общую сумму с реестром, то в поле «назначение платежа» должна содержаться ссылка на реестр и общее количество распоряжений, включенных в него.

Платежный документ, содержащий указание на общую сумму на основании распоряжений физ. лиц, должен содержать ссылку на соответствующий реестр (приложение) и общее количество распоряжений, содержащихся в нем.

Важно помнить: независимо от того, что указывается в назначении платежа, общее число символов в этом поле не должно превышать 210 (Приложение 11 к Правилам № 383-П).

Что делать, если в назначении платежа допущена ошибка

В этом случае плательщику следует отозвать платеж. Сделать это необходимо до наступления времени, когда платежку нельзя будет отозвать. В этом случае перечисление денежных средств по неверно указанным реквизитам кредитной организацией осуществлено не будет, а плательщику будет произведен возврат денежных средств. Правила такого возврата утверждаются каждым банком в отдельности согласно Порядку от 19.06.2012 N 383-П.

Если указанное время было упущено, осуществить возврат труднее, т.к. платеж фактически перечислен и истребовать ошибочно перечисленные деньги нужно будет у их получателя.

Если платеж в соответствующий бюджет попал в число невыясненных, то его возврат может быть осуществлен в соответствии с Порядком от 18.12.2013 N 125н.

Таким образом, плательщику следует перед совершением платежа определить, что именно писать в поле «назначение платежа», чтобы избежать неверной его идентификации банком.

Когда осуществляется платеж, квитанции не всегда уделяется должное значение. И только когда возникает необходимость в доказательстве оплаты того или иного счета, физическое лицо начинает задумываться о проведенных чеках.

Способы розыска платежей и выпуска чеков

Пользователь сайта Сбербанк Онлайн может найти необходимые платежки в личном кабинете. Однако распечатать чек не всегда получается –все будет зависеть от статуса перевода, типа произведенного платежа и устройства, при помощи которого выполняется вход в личный кабинет.

Выпустить найденный чек можно в том случае, если владельцем пластиковой карты был осуществлен безналичный перевод в адрес юридического лица через Сбербанк Онлайн. Факты оплаты товаров в магазине, перевода между физическими лицами, выдачи денег в банкомате также зафиксированы в истории операций, но они не подтверждаются платежными документами с печатью банка.

Через сайт Сбербанка

Чтобы найти чек при помощи компьютера, пользователю нужно будет зайти на собственную страницу сайта Сбербанк Онлайн, используя логин и пароль. Если параметры входа утеряны либо забыты, следует обратиться к консультанту местного отделения или позвонить на горячую линию Сбербанка.

Для нахождения чека на сайте Сбербанк Онлайн потребуется:

  1. Войти в личный аккаунт сервиса Сбербанк Онлайн. Для этих целей нужно иметь компьютер или мобильное устройство с выходом в интернет.
  2. На главной странице приложения в Личном меню нужно открыть раздел «История операций». Среди проведенных платежей и черновиков найти интересующую строку. Можно использовать поисковик портала – в пустую строку ввести тип или название операции, дату или сумму оплаты, наименование или реквизиты получателя средств.
  3. Если в выбранной строке стоит статус «Исполнено», нужно открыть платежный документ. В других ситуациях принято считать, что перевод не произведен, и платежка в этом случае будет недоступна.


Итак, подтверждение найдено. В электронной форме оно будет выведено в новом открывшемся окне. Если перевести взгляд чуть ниже информации об оплате, то можно увидеть ссылку «Печать чека». Это значит, что квитанцию можно тут же перенести на бумажный носитель посредством принтера. Устройство должно быть подсоединено к печатному оборудованию, в противном случае распечатать чек не получится.

Чек не обязательно нужно распечатывать. Часть клиентов, чтобы предоставить подтверждение оплаты, открывают электронный чек, и фотографируют его на мобильное устройство. Некоторым получателям достаточно и такого доказательства о том, что средства были отправлены.

Если платежный документ необходимо распечатать сразу после произведенной оплаты, то под бланком с пометкой «Исполнено» следует нажать ссылку на принтер. Квитанцию можно не переносить на бумагу, а просто сохранить в формате PDF, FAX или MicrosoftXPSDocument. Для создания копии файла надо отметить пункт «Сохранить». Если сразу чек о проведенном переводе не понадобился, он будет автоматически сохранен в разделе «История операций».

При помощи мобильного приложения

Если под рукой не имеется компьютера или ноутбука, можно выполнить вышеперечисленные действия через смартфон или планшет. Правда, распечатать чек на бумажном носителе не удастся. Но если для подтверждения платежа будет достаточным предоставить скан документа, то можно отснять его и сохранить в Галерее устройства. Далее снимок с подтверждением оплаты можно выслать на электронный адрес получателя услуг или передать посредством других интернет-сервисов.

Большинство современных мобильных устройств поддерживают приложение Сбербанк Онлайн. В этом случае у клиента банка есть возможность зайти в Личный кабинет, введя 5-значный код или отсканировав свой палец. Снизу главной страницы нужно выбрать раздел «История». В архиве переводы разделены по датам.

Выбрав перевод, который уже был проведен ранее, нужно кликнуть на него. Откроется полная информация о проводке, в нижней части квитанции потребуется отметить пункт «Сохранить чек». Квитанция может быть:

  • отправлена в приложение (Viber, VK, MiDrop);
  • передана по SMS, Bluetooth или на почту;
  • сохранена в Галерее гаджета или на Диске.

Из приложения Сбербанк Онлайн можно сохранить или отправить любое платежное подтверждение. Был ли расчет оплатой товаров, услуг, штрафов, налогов, коммунальных услуг или простым переводом физическому лицу – вся документация подлежит отправке через интернет-сервисы. Единственный минус при поиске чека через мобильное приложение – невозможность распечатки квитанции.

Чеки, которые можно распечатать через систему Сбербанк Онлайн, не будут иметь заверенного статуса. Если необходимо получить квитанцию с настоящей печатью организации, то клиенту нужно лично обратиться в отделение банка.